Вы здесь

Путешествие в лабиринтах мудрости. Философия для младших школьников. Часть первая. Дорогой царя Соломона (Л. Т. Ретюнских, 2013)

Часть первая. Дорогой царя Соломона

Приветствие

Предисловие для взрослых


Здравствуй, мой юный друг!

ЗДРАВСТВУЙТЕ – так издревле на Руси люди приветствовали друг друга, потому что желали всем здоровья. Слово «здравствовать» означает «быть здоровым». Здоровым быть хорошо. Когда что-нибудь болит, человек мучается, страдает, ему плохо. Значит, желая здравствовать, люди желают добра тому, с кем здороваются. Так? Поздоровайся, пожалуйста, с тем, кто сейчас рядом с тобой. Только скажи это громко и внятно: ЗДРАВСТВУЙТЕ! В ответ, наверное, тебе тоже скажут: ЗДРАВСТВУЙ! Пожелают тебе здоровья, а значит добра. Вот и станет на Земле добра чуть-чуть больше.


Если ты случайно ударился, ты, наверное, плачешь. Тебе больно? Так или нет?

А если тебя обидели словом – как-то обозвали, отругали, тебе тоже больно?

Вспомни, были ли в твоей жизни такие случаи, когда тебя кто-то дразнил, обижал или ругал, даже за дело. Можешь рассказать о таком случае?

Итак, когда человека обидели, ему больно, и когда он ударился или обжёгся, ему тоже больно. Как ты думаешь, это одна и та же боль?




От чего ещё бывает больно?

Если это боль, значит, её можно лечить?

Чем можно вылечить боль от обиды или от потери?

Если у тебя болит рука, нога или голова, ты, наверное, пойдёшь к врачу, так?

А если тебе больно от обиды или горя, кто или что может тебе помочь?




Многим людям в трудную минуту помогает доброе слово или мудрый совет.

Вот мы и произнесли это слово МУДРЫЙ.

Ты встречал раньше это слово?

Где ты его встречал?

Как ты его понял?

Кто может быть мудрым?

Что может быть мудрым?


Часто мудрецы встречаются в сказках: то гриб-боровик посоветует что-нибудь, то добрая волшебница или говорящая голова. Давай назовём мудрых сказочных героев. Пожалуйста, объясни, почему ты считаешь их мудрыми.

А теперь, давай отправимся в путешествие. Мы побываем в разных землях и странах. По пути встретим множество людей – мудрецов и простаков. Мы будем слушать и стараться понять их, размышлять и спорить, поучимся чужой мудрости и поделимся своей. Итак, в путь!


Выполни задания:

1. Вспомни сказки, в которых встречаются мудрые герои, мудрые слова или мудрые советы. Назови их. Почему ты считаешь их мудрыми? Свой ответ запиши в тетрадь или попроси взрослых это сделать под твою диктовку.

2. Нарисуй сказочных мудрецов.


Рекомендации для взрослых

Мы начинаем вводить ребёнка в мир философских рассуждений, предлагая ему поразмыслить над темой мудрости. Как правило, дети в этом возрасте ещё не выделяют мудрость в её качественной определённости. Им крайне трудно развести между собой понятия «мудрость», «знание», «ум». В этом призваны помочь им первые темы курса.

Из своего школьного опыта дети знают, что получает награду (похвалу, хорошую оценку) тот, кто выучил заданный урок и успешно пересказал изученное. В результате складывается стереотип восприятия ума и мудрости, навязанный информационной моделью образования. Расширить спектр смыслов этих понятий, которые способен воспринимать и понимать ребёнок, можно будет, продвигаясь, шаг за шагом, по этапам предлагаемого курса.

В каждое занятие целесообразно включать игровой элемент. Если вы занимаетесь с группой детей, для выполнения игровых заданий их можно поделить на команды, включая в них взрослых, например из числа присутствующих родителей. Командное взаимодействие способствует формированию коммуникативных навыков, а элемент соревновательности придаёт остроту и насыщенность эмоциональной атмосфере занятий, которая не менее важна для успешного освоения курса, чем рациональная.

По этой теме можно провести следующую игру: предложить детям встать в круг и, внимательно посмотрев направо и налево, сказать всем вместе «здравствуйте». Затем дать задание сопроводить своё приветствие жестом или движением. По сигналу (например, раз, два, три) каждый произносит слово «здравствуйте», сопровождая его жестом. Вопрос: означает ли их жест или движение пожелание добра? Если – да, то почему?

Следует предположить, что дети продемонстрируют известные им формы приветствия – поклоны, рукопожатия и т. п. Главное здесь не то, что они покажут, а как они это объяснят. Почему, например, рукопожатие – это пожелание добра? Можно рассказать им об историко-культурном происхождении традиционных форм приветствия. Например, появление такого приветствия, как рукопожатие, относится к далёкому прошлому – временам рыцарства, когда протянутая без перчатки рука демонстрировала добрые намерения, так как этим рыцарь показывал, что у него в руке нет оружия. Наклон головы означал доверие, потому что кланяющийся сознательно подставлял затылок, не боясь удара; на то же указывал и снятый шлем. Потом стало принято снимать или приподнимать шляпу.

Если у вас группа детей, поделите её на команды не более 5–6 человек в каждой. Проведите конкурс, какая команда больше придумает приветственных жестов. Надо иметь в виду, что повторять жест, показанный другой командой, можно только при условии сопровождения его иным объяснением. Оценивать итоги поручите самим участникам. Скажем, аплодисментами они могут награждать самое удачное объяснение, самый интересный жест. Дети, как правило, невзирая на собственное желание победить, довольно объективно оценивают друг друга.


Город Мудрых советов

Суд царя Соломона


Наше путешествие начнётся из города Мудрых советов. Это очень древний город. Ведь сколько живут люди, столько они нуждаются в советах и столько дают их друг другу. Так происходит многие тысячелетия. Только не все эти советы мудрые, иногда они совсем даже немудрые. Ну представь себе: пришёл к тебе друг, у тебя высокая температура и болит горло. А он уверенно советует тебе съесть 20 порций мороженого, чтобы вылечиться. Это мудрый совет?

Чем мудрый совет отличается от не мудрого?

Смотри! За поворотом, на скамеечке сидит девочка и плачет. Давай спросим её, почему? Вот в чём дело: её любимую куклу кто-то бросил в грязную лужу.

Ты можешь ей чем-нибудь помочь?

Если – да, то чем?

Если бы она попросила тебя дать ей совет, что бы ты посоветовал?

Как ты думаешь, предложенный тобой совет мудрый или нет?

Какой совет можно назвать мудрым?

Тебе кто-нибудь давал мудрый совет?

Можешь вспомнить, когда, кто и какой?


Царь Соломон


Наверное, ты уже понял, что дать по-настоящему мудрый совет не так-то просто.

Как ты думаешь, почему мы назвали так это путешествие – «Дорогой царя Соломона»?

Правильно, потому что такой царь был. А прославился он своей мудростью.

«Давным-давно в городе Иерусалиме жил царь Соломон. Считается, что он был самым мудрым из всех царей на Земле, многие люди приходили к нему за советом, и он никому не отказывал в помощи».

Мы узнали об этом из Библии – священной книги христианства. Слово «Библия» так и переводится с греческого языка – книги. Эту книгу начали писать очень давно – больше трёх тысяч лет назад. Именно тогда и случилась эта история, описанная в Библии, в Третьей книге Царств.


Суд царя Соломона


«…Пришли к царю две женщины…

И сказала одна женщина: о, господин мой, я и эта женщина живём в одном доме. Я родила при ней… [сына].


Город Мудрых советов


На третий день и она родила…

И умер сын у этой женщины ночью…

И встала она ночью, и взяла сына моего, а своего мёртвого положила мне…

Утром я встала, чтобы покормить сына, а он мёртвый, всмотрелась в него, а это – не мой сын…

И сказала другая женщина: нет мой сын живой, а твой мёртвый…

И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю.

И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.

И ответила первая женщина: отдайте ей этого ребёнка живого, не убивайте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.

И отвечал царь и сказал: отдайте живое дитя той, что просила не убивать его, она – его мать».

Как ты думаешь, царь Соломон на самом деле хотел убить ребёнка?

Зачем он предложил рассечь его пополам?

Почему люди решили, что его суд был мудрым?

Его совет был добрым?

Его совет помог решить проблему?

Мудрый совет всегда добрый?

Как ещё можно было бы решить спор двух женщин?


Город Мудрых советов – огромный. Извилистые улицы, большие площади, потаённые переулки, которые подчас очень трудно отыскать.

Как ты думаешь, кто живёт в городе Мудрых советов?


По этому городу можно ходить очень долго, но нам пора двигаться дальше. Куда же идти? Тут так много выходов…

Скажи, пожалуйста, когда мы нуждаемся в совете?

Многие люди просят совета, когда сами не знают, как поступить. Если тот, кому нужен совет, чего-то не знает, то тот, кто даёт совет, наверное, это знает. Так получается? Значит, без знаний не обойтись, давай двинемся дальше по дороге, которая ведёт в долину Знаний.


Выполни задания:

1. Нарисуй план города Мудрых советов. Придумай, как называются его улицы, площади, переулки.

2. Давным-давно в городе Милете жил Фалес, которого считали одним из семи мудрецов Древней Греции. Однажды его спросили: «Что легко?» Он ответил: «Советовать другому». Как ты думаешь, это мудрые слова? Если – да, то почему? Если – нет, то почему? Обсуди это высказывание со своими близкими.


Рекомендации для взрослых

Вы познакомились с первой темой. Разговор о мудрости начинается с конкретного её проявления, с которым ребёнок встречается, с мудрого совета. К сожалению, чаще он слышит от взрослых не советы, а приказания, распоряжения, требования. Направляя внимание на советы, мы тем самым фиксируем ценность доверительного стиля общения. А выявляя свойства мудрого совета, постепенно готовимся к разговору о мудрости и добре, мудрости и знании, мудрости и уме. Как правило, выясняется, что мудрый совет может помочь, решает проблему, облегчает человеку жизнь и т. п. Очень внимательно выслушайте детей, постепенно сосредоточиваясь на наиболее глубоких высказываниях. Не забывайте спрашивать их, почему они так думают. Например, почему мудрый всегда добрый, если прозвучало такое утверждение. Или наоборот.

Вам встретились два текстовых фрагмента, требующие комментирования. Первый – библейский сюжет о суде царя Соломона. Ребята в основном реагируют на библейский текст, как на сказку. История о двух женщинах вызывает активное сочувствие, хорошо запоминается, осмысленно обсуждается. Старайтесь вести беседу так, чтобы показать разные стороны проблемы. Например, когда говорят, что совет царя Соломона был добрым, спросите: «Разве разрубить ребёнка пополам – это доброе дело?» Не бойтесь задавать провокационные вопросы. Главное, не предлагайте детям своих ответов, которые сразу начнут восприниматься как правильные в силу авторитета взрослого человека.

Игра. Очень интересно проходит игра в суд царя Соломона. Можно поделить детей на команды или выполнить задание парами. Суть задания заключается в том, чтобы придумать иное решение проблемы, отличное от предложенного царём Соломоном. Элементы театрализации очень украсят ваше занятие. Предложите кому-то исполнить роль двух женщин, придумайте для них соответствующие элементы костюмов, хотя бы просто платки на голову. Пусть они встанут на колени перед царём. Роль царя Соломона берёт на себя тот, кто выполняет задание. Если вы используете командный вариант игры, то представитель команды играет царя, остальные – его советников.

Разыгрывая сценку, дети эмоционально включаются в происходящее, их восприятие активизируется, когнитивные реакции интенсифицируются. Если дано несколько советов, запишите все на доске или просто на листе бумаги и устройте голосование аплодисментами. Громкость аплодисментов будет обозначать наиболее понравившийся вариант, обсудите его с детьми. Мудр ли он? Потом устройте второй тур голосования – аплодисменты победившему варианту и совету Соломона. Результат обсудите с детьми.

Второй фрагмент – афоризм Фалеса, в отличие от библейского текста он лишён образных форм передачи мысли. Мы впервые предлагаем детям прокомментировать философское высказывание. Какие ассоциации вызовут у них слова Фалеса, зависит от имеющегося у них жизненного опыта.

Это задание – своеобразный тест, направленный на выявление уровня абстрактного мышления. Хорошо, если ребята сразу начинают комментировать фрагмент, выясняя, что значит советовать другому; почему мудрый совет дать трудно, а советовать легко; идёт ли речь о мудром совете и т. п. Если комментирование вызывает затруднения, предложите им привести примеры, либо подтверждающие, либо опровергающие данное высказывание. Задание – придумать и нарисовать план города Мудрых советов – нацелено на реализацию творческого начала. Может быть, целесообразно обсудить с детьми это задание прежде, чем они начнут его выполнять самостоятельно. Некоторые ребята могут не знать, что такое план города, в этом случае покажите им образец, предложив, например, туристическую схему вашего или какого-то другого города.


Путь в Долину знаний

Только честно!


Наша дорога очень длинная и извилистая. Надо следовать указателям. Вот указатель на выходе из города Мудрых советов, стрелка показывает направление пути, а внизу написано: Всегда иди прямо, в мыслях будь честным. Что бы это значило? Ну, «иди прямо» – это понятно: мы пойдём вперёд и не будем никуда сворачивать. Так или не так?


Что значит быть нечестным:

в игре?

в дружбе?

в любви?

в работе?

в учёбе?

А что значит быть честным в мыслях?

Как можно быть нечестным в мыслях?

Что значит вообще быть честным?

Легко ли всегда быть честным?

Попробуй ответить на эти вопросы. Только честно!

Смотри, какая красивая беседка! Давай зайдём!




Как здесь прохладно и уютно! Кто-то позаботился о том, чтобы для путников были приготовлены фрукты. Угощайся. Давай отдохнём! Откуда эти звуки? На стене висит телевизор, он работает, идёт какой-то фильм. Это фильм о суде царя Соломона: на экране две взволнованные женщины, плачущий младенец… Мы знаем, чем всё закончится. Очень приятно произносить: «Я знаю». Ты согласен со мной?




Признайся – бывает так, что ты чего-то не знаешь на самом деле, а говоришь: «Я знаю»?

У меня, если честно, такое случается. Например, спрашивает ребёнок: «Почему люди бывают злыми?» Или: «Почему люди не летают?» Или: «Кто самый честный?» Я не знаю точно, но всё равно что-то пытаюсь ответить, как будто знаю.


Как ты думаешь, ты много знаешь?

Есть ли кто-нибудь, кто знает больше тебя?

Есть ли кто-нибудь, кто знает меньше тебя?

Что значит много знать?




Фильм закончился. На экране появился вопрос:

– ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ, ПОЧЕМУ СОЛОМОН СЧИТАЕТСЯ САМЫМ МУДРЫМ ЦАРЁМ НА ЗЕМЛЕ?

– Конечно, хотим.

В Библии рассказывается, что однажды

«Бог явился царю Соломону и сказал ему: – Проси, что дать тебе.

И сказал Соломон Богу:…дай мне премудрость и знание.

И сказал Бог Соломону: за то, что… ты не просил богатства, имения и славы… а просил себе премудрости и знания… премудрость и знание дается тебе, а богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобных которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя».


Почему царь Соломон попросил у Бога мудрости и знаний?

Действительно ли мудрость и знания лучше богатства и славы?

Что может сделать человек с помощью мудрости и знаний?

А что он может сделать с помощью славы и богатства?




Нужны ли мудрость и знание, чтобы хорошо распорядиться богатством?

А был ли царь Соломон честен в мыслях?

Неужели царь Соломон не хотел быть богатым?

Быть богатым хорошо?

Он попросил только мудрости и знаний, а Бог дал ему ещё и богатство. Как ты думаешь, почему?

А что ты бы попросил у Бога?.. Только честно!




Выполни задания:

1. Если бы тебе случилось встретиться с царём Соломоном, о чём бы ты его спросил? Запиши свои вопросы в тетрадь.

2. Нарисуй себя рядом с царём Соломоном.


Рекомендации для взрослых

Образ царя Соломона, ставший детям знакомым, а потому хорошо воспринимаемым, помогает нам вести разговор о ценности мудрости, для чего мы сравниваем её с объективированной ценностью, вполне понятной детям, – с богатством. Предпочитая мудрость и знания богатству, царь Соломон сделал выбор. Все вопросы нацелены на выяснение оснований этого выбора. Мы впервые предлагаем ребятам виртуальный моральный выбор. Обсуждая царя Соломона, приводя примеры из понятных детям ситуаций, взятых из литературы, мультфильмов, реже жизни, мы учим самостоятельному выбору через рациональное осмысление и взвешенное решение.

Можно организовать такую игру. На доске или на бумаге начерчены две таблицы.






Попросите детей сначала ответить на вопросы первой таблицы, потом второй, ответы запишите. Затем сравните, в каком из столбцов больше строк, и предложите игрокам порассуждать об этом. После этого снова задайте вопрос: что лучше иметь – богатство и славу или мудрость и знание? Попросите аргументировать свой выбор. Следуя базовым моральным нормам, ребята постараются обосновать предпочтительность мудрости и знания. Не факт, что этот выбор будет искренним, но чем больше они будут находить доводов в его пользу, тем больше вероятность, что он станет внутренней установкой. Таким образом, мы задействуем рациональное размышление в сфере нравственного воспитания.

Однако, если в группе есть ребёнок, который начинает обосновывать не общепринятый, заданный в базовых установках морального сознания выбор, обратите на него особое внимание – он не боится мыслить самостоятельно и быть честным. Многие предпочтут богатство и славу мудрости и знаниям, но не многие скажут об этом. Для нас главное – рациональные аргументы (богатство нужно, чтобы делать то, что не могут сделать бедные. Примеры и аргументы: Морозовская больница в Москве построена на средства фабриканта Морозова, если бы у него не было богатства, он не смог бы это сделать. Или: Чулпан Хаматова собирает средства для лечения онкологически больных детей, если бы у неё не было славы, она не могла бы это делать так эффективно.

Предложенные детям задания очень важны. По этой теме они начинают сами задавать вопросы, выработка навыков вопрошания – одна из основных задач курса. Мы постараемся научить их, задавая вопросы, ставить проблемы.

Задание – нарисовать себя рядом с царём Соломоном – фактически тест на самооценку. По контексту ясно, что царь Соломон – признанный авторитет в культуре. Как ребёнок увидит себя рядом с ним? Независимый в своих оценках и выборе собственной позиции нарисует себя, если не равным царю, то близким по размеру; значительно меньшим, чем Соломон, окажется неуверенный в себе; а обладающий завышенной самооценкой будет на рисунке выше, чем великий царь. Как работать с полученной информацией, решайте сами.


Лес незнания

Я ничего не знаю


Немного передохнули, пора идти дальше. Не знаю как тебе, а мне всё-таки непонятно, что же нужно знать, чтобы быть мудрым. Неужели всё? Но всё знать невозможно, всегда останется что-нибудь, чего ты не знаешь. Не веришь? Давай попробуем! Ты будешь говорить что-то, что знаешь, а я тебе буду доказывать, что ты не знаешь. Согласен? Ты говоришь, что уверен в том, что сейчас день. А ты знаешь, что есть разные часовые пояса и поэтому в разных странах, да и в одной и той же стране, но в удалённых друг от друга местах, часы показывают разное время? Например, в Америке – день, когда в Африке – ночь. В Москве – день, а на Дальнем Востоке – полночь. Поэтому твоё утверждение «сейчас день» правильно не для всех. В какой-то точке земного шара сейчас обязательно ночь. Продолжим?

Почему царь Соломон просил премудрости и знаний? Разве знания не есть премудрость? «Смотря какие знания», – скажешь ты, и я с тобой соглашусь.

Допустим ты умеешь найти в компьютере нужную информацию. Это знание? Безусловно. Это мудрость? Не думаю. А вот если ты знаешь, как помочь другу в трудной ситуации или решить какой-то спор, как это сделал царь Соломон, то тебя, скорее всего, можно назвать мудрым. Например, твои друзья спорят – кто из них сильнее. Ссорятся, обзывают друг друга, даже дерутся – никто не хочет уступить. Что ты можешь сделать? Скажем, предложить им помериться силой, выталкивая друг друга из круга, который ты нарисуешь на песке. Мудрое ли это предложение? Не думаю, ведь кто-то обязательно победит, а второй будет плакать и переживать. Ты помог друзьям? Наверное, нет. А вот если ты знаешь, что один из них сильнее в математике, другой – в беге или прыжках, и предложишь им посоревноваться и в математике, и в прыжках или беге, тогда станет ясно, что каждый в чём-то сильнее другого, вот и спорам и ссорам – конец. Мудро? Наверное, да. Друзья остались друзьями. Но, для того чтобы принять такое решение, тебе надо было знать, что сила бывает разная. Что ещё тебе нужно было знать, чтобы поступить мудро? Обсуди это со своими друзьями и придумай сам примеры, когда знания становятся мудростью, а когда не становятся. После этого постарайся ответить на вопросы:

Любые знания – это мудрость?

Какие знания можно считать мудрыми?

Какие знания нельзя считать мудрыми?

Могут ли одни и те же знания быть мудрыми и немудрыми одновременно?

Как ты думаешь, о каких знаниях просил царь Соломон, что он хотел знать?


За беседой мы даже не заметили, как дорога привела нас к опушке леса. Здесь на поляне мы немного передохнём. Тихо! Кто-то разговаривает неподалёку.

«– …Моё самое заветное желание – получить мозги!

– Мозги?

– Ну да, мозги. Очень… неприятно, когда голова у тебя набита соломой…

– Как же тебе не стыдно обманывать?

– А что значит – обманывать? Меня сделали только вчера, и я ничего не знаю…

– Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей – мозги?

– Это мне одна ворона рассказала, когда я с ней ссорился…




Моя жизнь так коротка, что я ничего не знаю. Ведь меня сделали… вчера, и я понятия не имею, что было на свете раньше. К счастью, когда хозяин делал меня, он, прежде всего, нарисовал мне уши, и я мог слышать, что делается вокруг. У хозяина гостил другой Жевун, и первое, что я услышал, были его слова:

«А ведь уши-то велики!»




«Ничего в самый раз!» – ответил хозяин и нарисовал мне правый глаз.

Я с любопытством начал разглядывать всё, что делается вокруг, так как – ты понимаешь – ведь я первый раз смотрел на мир.

«Мне кажется, другой вышел немного больше», – сказал хозяин, кончив рисовать мой второй глаз.

Потом он сделал мне из заплатки нос и нарисовал рот, но я не умел ещё говорить, потому что не знал, зачем у меня рот. Хозяин надел на меня свой старый костюм и шляпу… Я был страшно горд. Мне казалось, что я выгляжу, как настоящий человек».

Узнал? Ну, конечно! Это же Страшила и Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города». Сюжет этой сказки Александр Волков взял у американского писателя Фрэнка Баума, который так и назвал свою историю «Мудрец из Страны Оз». А понял ли ты, кто же здесь мудрец? Для этого вспомни, чем заканчивается сказка – Страшила становится мудрым правителем Изумрудного города.

Как ты думаешь, когда Страшила говорит, что он ничего не знает, – он действительно ничего не знает?

Найди в тексте их диалога места, которые говорят о знаниях Страшилы. Попробуй перечислить всё, что он знает, и этому можно найти подтверждение в самом тексте. Давай соревноваться, кто найдёт больше знаний у Страшилы. Я могу точно сказать, что Страшила знает о существовании ворон и о том, что такое заветное желание. А ты что скажешь?

Странно, мы с тобой нашли у Страшилы так много знаний, а он говорит, что ничего не знает… Что бы это значило? Может, он и правда обманывает Элли? Что значит обманывать? Как ты думаешь, на свете можно прожить без обмана? Давай представим себе страну, где никто никого не обманывает, опиши её.


Выполни задания:

1. Прочитай ещё раз диалог Элли и Страшилы.

Найди как можно больше подтверждений тому, что Страшила что-то знает. Выпиши в тетрадь все его знания, которые сможешь найти в этом отрывке.

2. Помоги Страшиле понять – что значит обманывать? Приведи примеры обмана. Запиши их в тетрадь (или попроси взрослых сделать это под твою диктовку).


Рекомендации для взрослых

Беседа, построенная по вопросам предлагаемой темы, развивает тему соотношения знания и мудрости. Ключевые вопросы этой беседы:

Можно знать всё на свете? Если – да, то почему? Если – нет, то почему?

Что нужно знать, чтобы быть мудрым?

Цель беседы – помочь детям развести понятия знания и мудрости, которую они учатся распознавать как качественную характеристику знания.

Предлагаемая ниже игра является прямым тренингом способности аргументации. Она предполагает работу с вариативностью содержания мышления.

1-я ИГРА. Если вы работаете с группой детей, организуйте командную игру. Группа делится на две команды, каждой из которых предлагается придумать по три утверждения – предложения, начинающиеся со слов «Мы знаем, что…». Задача каждой команды – опровергнуть утверждения другой команды, доказывая тем самым, что соперники не знают, о чём говорят. Время на подготовку утверждений – 2 минуты, на обсуждение опровергающих аргументов – 30 секунд. Например, приведённое в тексте утверждение: «Мы знаем, что сейчас день». Опровержение: «Есть разные часовые пояса, и поэтому в разных странах часы показывают разное время. Например, на другом конце планеты сейчас ночь. Поэтому неверно, что «сейчас день». Этот пример задан как образец выполнения задания. Задание трудное и требует подсказок и помощи взрослого. Дети 10 лет с ним способны справиться самостоятельно, с детьми 8 лет нужно работать с помощью наводящих вопросов. При индивидуальной работе с ребёнком постарайтесь стать его партнёром и соперником в игре.

Вторая часть игры продолжает начатый тренинг, только здесь уже требуется осмысление содержания понятия «мудрость» и поиск аргументов. Детям предлагается придумать по два примера высказывания или действия, которые кажутся мудрыми, а на самом деле такими не являются и наоборот. Им может быть задан пример, в котором положительный смысл высказывания становится отрицательным в зависимости от ситуации. Правильный – неправильным. Можно даже отрицательный смысл высказывания превратить в положительный путём выдвижения системы аргументов, выбора системы ценностей и оценок. Например: «Ты узнал, что твой друг рассказал тайну, которую ты ему доверил, ещё кому-то, хотя давал тебе честное слово, что не проговорится». Как он поступил: хорошо или плохо, мудро или нет? Давайте подумаем. Например, он рассказал взрослым, что ты собираешься сбежать из дома и отправиться в Африку. Или он рассказал всем в классе, в какую девочку ты влюблён. Постепенно выяснится, что, сказав взрослым о побеге, он поступил мудро, так как уберёг тебя от беды. А во втором случае? Вопрос остаётся открытым. Казалось бы, он просто предал тебя. Но ведь может быть ситуация, когда эта тайна чем-то помешала тебе или кому-то другому. Дети обязательно придумают такие ситуации. Например, девочка очень страдала от того, что её никто не любит, а узнав, что это не так, сразу стала счастливой. Или: «Поймать бабочку и засушить её, мудро?» Здесь тоже всё неоднозначно: если ты – биолог, то изучаешь бабочку, и, поймав её, ты получаешь знания обо всех бабочках, мудро? Повернём по-другому, ты просто хочешь похвастаться перед друзьями, что видел на отдыхе красивую бабочку, и сделать из неё закладку в книгу? Мудро? Я привожу эти ситуации и аргументы, чтобы показать, как может развиваться ситуация беседы. Помните одно – нет правильных и неправильных ответов, нет плохих и хороших мнений, есть плохие и хорошие аргументы.

В итоге вы получите самые разные доводы, иногда бессвязные. Не все дети способны сразу включиться в эту работу так быстро, как хотелось бы. Не огорчайтесь, если у вашего ребёнка пока не получилось обосновать предложенные идеи. Главное, он попытался это сделать. Если в группе хотя бы один человек справился с заданием, другие быстро последуют за ним.

После командных заданий, в которых вам же придётся выступить арбитром, целесообразно перейти к следующей беседе, заданной системой вопросов по основному тексту. Проведёнными играми мы подготовили ребёнка к сложной интеллектуальной работе – формулировке собственной точки зрения по проблеме, предлагаемой для обсуждения. Это очень трудно для него, он привык быть зависимым, у него всегда есть источник правильного мнения – взрослый. Он ещё не подвергает сомнению его авторитет. Именно поэтому я очень советую взрослым не высказывать своего мнения, не отвечать на предложенные вопросы вместе с детьми, хотя прекрасно понимаю, что это сделать взрослым не менее трудно, чем детям взвешенно высказать своё мнение.

Следующий вид работы, который мы начинаем осваивать, – это интерпретация текста.

В качестве базового текста выбран отрывок из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Он привлекателен именно тем, что развивает предложенную тему и содержит очень глубокие и яркие примеры философичности, позволяет неоднозначно решать поставленные вопросы и является вполне понятным и знакомым детям младшего школьного возраста.

Беседа, построенная на базе предлагаемых ниже вопросов, призвана показать ребёнку многослойность текста, стимулировать умение находить в читаемых произведениях больше смыслов, чем кажется при первом прочтении. Сам текст вводит читателя в круг категорий, с которыми мы начали работать (напомню, мы говорили о знании мудрости), ещё одно очень важное понятие – «незнание». Это даёт возможность в дальнейшем использовать модели мышления через противоположность и противоречие, что способствует развитию у детей гибкого мышления.

Вопросы:

Страшила действительно ничего не знает?

Найди место, где Элли показывает, что это не так.

(Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей – мозги?)

Можно ли ничего не знать, зная, что у тебя в голове солома?

Что значит – ничего не знать?

2-я ИГРА. Если вы работаете с группой детей, вновь поделите их на команды, не более 5–6 человек в каждой, дайте им минуту на подготовку. Соревнование заключается в том, что нужно «отыскать» как можно больше знаний у Страшилы, о которых говорится в этом тексте. Например: он знал, что такое желание, что желание бывает заветным, что на свете есть вороны и т. д.

На доске или листе бумаги расчерчена таблица с числом столбцов по количеству команд. Ответы детей записываются. В конце игры объявляются результаты. Следите за тем, чтобы информация о приписываемых Страшиле знаниях действительно содержалась в тексте. Итоги легко подвести простым подсчётом, можно предусмотреть какие-то символические призы за победу или просто наградить победителя аплодисментами.

Возможен иной вариант игры, включающий вопрошание. Если предложить детям не просто искать знания у Страшилы, а задавать ему вопрос, на который, следуя текстовому отрывку, он обязательно ответит: «Да, знаю». Вопрос должен начинаться со слов: «Знаешь ли ты, что…» Например: «Знаешь ли ты, что существуют вороны?» По логике текста он должен ответить: «Да, знаю». При этом можно устроить соревнование с совершенно очевидным победителем. Каждая команда по очереди задаёт вопрос, другая хором отвечает: «Да, знаю». Условие игры состоит в том, что нельзя повторять вопросы. Проигравшим окажется тот, у кого первого они иссякнут. На доске записываются вопросы, которые собственно и будут найденными в тексте «знаниями» Страшилы.

Игра завершается беседой, непосредственно вытекающей из поставленной проблемы и построенной на обсуждении вопросов: «Лгал ли Страшила, утверждая, что он ничего не знает? И что значит ничего не знать?»

ЗАДАНИЕ: найти в тексте вопрос, на который Страшила действительно не знает ответа. (А что такое обманывать?)

Попросите детей ответить на этот вопрос. Далее следует беседа. Эта тема может обсуждаться на двух, а то и на трёх занятиях. Всё зависит от того, насколько активно ребята начнут её осмысливать. Желательно дать возможность каждому высказаться в той или иной форме.

Я знаю только то, что ничего не знаю


Пора снова в путь, дорога ведёт нас через лес. Тебе не страшно? В лесу всегда немного жутковато. Я очень боюсь заблудиться.

– Уф-уф! Здравствуйте, путники. (Это Сова прилетела.)

– Здравствуйте, Мудрая Сова.

• Ты хочешь узнать, дружок, почему мне пришло в голову назвать говорящую сову мудрой? Просто у самых разных народов – и у греков, и у индейцев майя, и у римлян, и у итальянцев, и у многих, многих других – сова считалась самой мудрой птицей, даже символом мудрости. Про это сложены легенды и сказания.

– Куда путь держите, драгоценные?

– Мы идём дорогой царя Соломона в поисках мудрости.

– Хорошо, что вы зашли в этот лес. Помнится, многие здесь хаживали, кто с пользой, кто так – прогулялся и вышел ни с чем, а кто и навсегда остался.




– Скажите, уважаемая, куда нам надо идти, чтобы не свернуть с дороги?

– Уф-уф! Это не так-то просто. Вы сами должны найти свой путь. Лес этот называется лесом Незнания. НЕЗНАНИЕ тоже бывает разным, а потому через лес у каждого своя тропинка.

– Странно, мы идём по указателям и выяснили, что, если хочешь быть мудрым, надо искать знания, а дорога привела нас сюда, в лес Незнания?

– Хе-хе, а разве незнание можно отделить от знания? Где между ними граница?

• Прежде чем дать ответ, давай поразмышляем: Страшила был честен в мыслях, когда говорил о том, что ничего не знает?




Даже если кто-то на самом деле ничего не знает, то как он узнал об этом? Если ты будешь говорить мне, что ты ничего не знаешь, я тебе не поверю. Знаешь почему? Потому что ты знаешь, по крайней мере, одну вещь. Какую? Попробуй произнести вслух: «Я ничего не знаю». А теперь сам найди в своих словах хоть какое-нибудь знание.

Нашёл? Правильно, ведь в этих словах есть знание о том, что ты ничего не знаешь, т. е. ты знаешь то, что ничего не знаешь. Так?

– Уф-уф! Вот послушайте, что я вам расскажу. Давным-давно в Греции в городе Афины жил Сократ. Он часто бывал в нашем лесу и любил повторять: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Эти слова эхом разносились по всему лесу. Каждый понимал их по-своему: кто-то считал, что в лес пришёл просто глупец, невежда; другие задумывались о том, что же он хотел сказать на самом деле. Ведь Сократа-то Дельфийский оракул назвал самым мудрым человеком в Элладе, т. е. в Древней Греции.


Пифия (жрица) Дельфийского оракула, возвестившая, что Сократ мудрейший из живущих


• Да, дружок, а знаешь ли ты кто такой Дельфийский оракул? Существует легенда, что сам Бог Солнца Аполлон создал в городе Дельфы храм, где оракул (провидец) сообщал людям волю богов. Оракулом была обязательно женщина, её называли Пифией.

Как такое может быть, чтобы самый мудрый человек ничего не знал?

Задумайся, слова Страшилы «Я ничего не знаю» и слова Сократа «Я знаю только то, что ничего не знаю» означают одно и то же?

Может ли человек незнающий быть мудрым?

Может ли в знании прятаться незнание?


– Отвечая на эти вопросы, вы будете идти по лесу. Выйти из него трудно. Вы сможете сделать это, если только не перестанете думать, задавать вопросы и искать ответы. Как только остановитесь – заблудитесь и останетесь здесь навсегда. Прощайте, путники.

– Прощайте, Мудрая Сова.


А теперь давай проведём расследование. Ты будешь главным сыщиком, а я – твоим помощником. Мы будем задавать вопросы Страшиле и Сократу, тогда мы, может быть, поймём, что они на самом деле думали, говоря о своём незнании. Начинай. Не знаешь с чего начать? Ну, спроси хотя бы, что они имели в виду, говоря о своём незнании, или кто, по их мнению, что-то знает. И что значит не знать? Теперь думай сам, о чём спросить.

Кого можно считать знающим?

Обоснуй свой ответ.

Ты – молодец! Скажи, а сам-то ты что-нибудь знаешь? Конечно, знаешь. Что интересно, Сократ, который много учился, знал математику, астрономию, военное дело, был даже скульптором, почему-то считал, что знает только одно – что он ничего не знает. Как ты думаешь, почему?

Давай с тобой подумаем: когда кто-то говорит: «Я ничего не знаю», как Страшила, не повторяет ли он по сути слова Сократа, утверждавшего: «Я знаю только то, что ничего не знаю»? И помни, что сказала Сова: нам нельзя останавливаться, надо всё время думать, задавать вопросы и искать на них ответы, только так мы выберемся из леса Незнания. Думай! Думай!


Выполни задания:

1. Запиши в тетрадь свои вопросы к Сократу и Страшиле.

2. Нарисуй место (или места), где прячется незнание.


Рекомендации для взрослых

Мы встретились с одним из наиболее известных философских афоризмов. Его смысл далеко не сразу усваивается ребёнком. Большинство детей на вопрос: «Может ли быть умным человек, который знает только одно, что он ничего не знает?» – отвечают отрицательно. Уже имеющийся у них школьный опыт прочно закрепил в их сознании отрицательный смысл понятия «незнание». Наша задача – показать детям другой, положительный смысл этого слова, а именно – его неразрывную связь со знанием, опытом и мудростью. Если они усвоят этот урок, то перестанут бояться слов: «Я не знаю». Из страха перед ними дети, да и взрослые тоже, очень часто начинают «придумывать» что-то, лгать, чтобы ничем не выдать своего незнания, хотя во многих случаях честное признание себя незнающим могло бы стать решением проблемы. К великому сожалению, у большинства детей знание, как таковое, ассоциируется с выученным уроком, а успех познавательной деятельности – с пятёркой. Поэтому разговор часто переходит в плоскость «отличник – двоечник». Отличник – тот, кто знает, двоечник – тот, кто не знает. Поинтересуйтесь, а может ли отличник получить двойку? Можно ли выучить урок, получить «пять», но не знать? Оказывается, можно вызубрить стихотворение, получить «отлично», но не понимать, о чём оно на самом деле. Не спешите проскочить эту тему, вновь и вновь возвращайтесь к сократовскому афоризму, добиваясь осмысленного комментария. Предлагаемая ниже игра поможет вам в этом.

ИГРА. Разделите группу на команды по 3–6 человек. Командам предлагается стать «сыщиками». Им раздают карточки, на которых крупным шрифтом написано: «Я ничего не знаю» (Страшила), «Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ).

Команды должны «допросить» Сократа и Страшилу, которые говорили о своём незнании. «Допрос» состоит из нескольких вопросов. Когда одна команда задаёт вопросы, другая становится тем, кого «допрашивают», и, соответственно, даёт ответы. Цель такого «расследования» – узнать, где скрывается незнание. Каждая команда на основании вопросов, вещёственных доказательств и других данных должна сделать свой вывод и ответить на поставленный вопрос, приводя доказательства.

Игра выстраивается импровизационно – поэтому, поделив группу на команды, следует точно определить время на подготовку вопросов (от 3 до 5 минут), проведение других «следственных мероприятий», которые выбираются самими «сыщиками» (не более 5 минут). При этом детям необходимо подсказать, что искать доказательства можно не только в сказках, например, про Ивана-дурака, Емелю и т. п., но и в жизни, когда кто-то думает, что что-то знает, а оказывается, что не знает, а также тщательно изучив доказательства (что может служить доказательствами незнания? Например, заблуждение или отсутствие информации).

В зависимости от общего кругозора детей можно обсудить «следственные мероприятия», прежде чем проводить игру. Для осуществления игровой части занятия предлагается подготовить реквизит: лупы «сыщиков», специальные блокноты, карты, которые могут стать своеобразными подсказками, и т. д. Это нужно для включения детей в ролевую игру.

Последняя процедура – собственно доклад о результатах расследования – представляет собой второй этап разрешения проблемной ситуации. Вопросы очерчивают её контур. Проведение этой игры – дело довольно сложное, вам необходимо помогать каждой команде по очереди во время подготовки доклада или активно обсуждать ход выполнения задания с ребёнком, если занятия индивидуальные. Во время этой игры отрабатываются навыки вопрошания и аналитической деятельности, составляющие основу философствования.

Форма игровых действий может быть изменена по вашему усмотрению. Главное, задавать вопросы и делать аналитический вывод, основанный на сравнении, наблюдении, логической последовательности суждений.

Когда все группы «сыщиков» высказались, необходимо подвести итог – записать на доске все предположения о том, «где скрывается незнание», используя их как подсказки.

Если вы занимаетесь индивидуально, включитесь сами в игру, помогая ребёнку формулировать вопросы, станьте его доктором Ватсоном.

Я знаю то, чего не знаю


Ну как? Нашёл незнание? Мне кажется, что оно может прятаться где угодно, например в невыученных уроках. Это очень просто – тебе задали выучить что-то, а ты не выучил, все ребята знают, а ты нет. Интересно, а может ли оно скрываться в выученных уроках? Некоторые думают, что может. А ты как думаешь?

А у тебя самого так бывало, вроде бы знаешь что-то, а оказывается, не знаешь?

С Незнайкой это случается на каждом шагу. Ты понял, что я говорю о весёлом малыше из Цветочного города, которого придумал писатель Николай Носов?


«Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал… Незнайка по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал…

В особенности Незнайка прославился после одной истории.

Однажды он гулял по городу и забрёл в поле. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку…

…Это на меня с Солнца что-то свалилось, – решил Незнайка, – наверное, от Солнца оторвался кусок и ударил меня по голове…

Стекляшкин [ещё один малыш из Цветочного города] сделал большую подзорную трубу, в которую можно было смотреть на Луну и звёзды. Таким образом он сделался астрономом.

– Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от Солнца оторвался кусок и ударил меня по голове.

– Что ты, Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от Солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепёшку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли.

– Не может быть, – ответил Незнайка. – По-моему, Солнце не больше тарелки.

– Нам только так кажется, потому что Солнце очень далеко от нас. Солнце – огромный раскалённый шар. Если бы от Солнца оторвался хоть маленький кусочек, то разрушил бы весь наш город.

– Ишь ты! – ответил Незнайка. – А я и не знал, что Солнце такое большое. Пойду-ка расскажу нашим – может быть, они ещё не слыхали про это. А ты всё-таки посмотри на Солнце в свою трубу: вдруг оно на самом деле щербатое.




Незнайка пошёл домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

– Братцы, вы знаете какое Солнце? Оно больше всей нашей Земли. Вот оно какое! И вот, братцы, от Солнца откололся кусок и летит прямо к нам. Скоро он упадёт и всех нас задавит. Ужас что будет!»


Чего не знал Незнайка?

Кто знал то, чего не знал Незнайка?

Стекляшкин знал больше Незнайки?

Почему Незнайка думал, что Солнце не больше тарелки?

Что узнал Незнайка?

Где встречаются знание и незнание Незнайки?

Что из этого получается?

У Стекляшкина есть незнание? А у тебя?

Есть ли оно у твоих друзей?

Незнание есть у всех?

Есть ли оно у твоего учителя или родителей?


Чтобы проверить это, попробуй задать им вопрос, на который они точно ответят – «не знаю». Получилось? Значит, у них тоже есть незнание.

Как ты думаешь, у Незнайки и у Сократа одинаковое незнание?


Выполни задания:

1. Ответь на вопросы, обоснуй свой ответ и запиши:

– Чего у тебя больше – знания или незнания?

– У кого больше незнания – у тебя или у твоего учителя?

2. Представь себе, что знание и незнание – это два мальчика или две девочки, и нарисуй их, обязательно покажи, как они друг к другу относятся – дружат или ссорятся.


Рекомендации для взрослых

Вы, наверное, обратили внимание на то, что вводимые образы философов (Фалес, Сократ и др.) и мудреца (царь Соломон) даются в тексте в сравнении с героями известных детям литературных произведений. Они подобраны по созвучию философских проблем и идей, формулируемых философами и вольно или невольно иллюстрируемых детскими писателями. Тема незнания дана через высказывания Сократа, Николая Кузанского (с ним вы встретитесь позже) и образы Страшилы и Незнайки. Для детского восприятия идея, переведённая на язык художественных образов, становится понятней. Апелляция к детской литературе – один из наиболее эффективных способов организации занятий философией с детьми. Вопрос о незнании, прячущемся в выученных уроках, ставит в тупик ребят, лишь некоторые начинают активно искать способы его существования в предложенной области. При помощи ряда дополнительных вопросов они иногда выходят на тему расширения познания. Узнав что-то, ты понимаешь, что не знаешь того, о чём даже не догадывался раньше. Незнание в выученных уроках оказывается непонятным и взрослым. Чтобы чётче себе представлять стратегию беседы с ребёнком, промыслите это самостоятельно. Представьте себе, вы выучили урок по географии про континенты, выяснилось, что вы не знали о существовании, например, Антарктиды. Узнав о ней, вы начинаете понимать, что не знаете о том, какие животные там водятся. Но раньше, когда вы не знали об Антарктиде, вы и не догадывались, что вы этого не знаете. Иногда возникает тема знания как понимания. Можно выучить теорему, не понимая, как она выводится. Можно считать, что вы знаете эту теорему? Следовательно, новое знание расширяет и наше незнание. Однако чаще дети муссируют тему плохо выученных уроков, такой разговор непродуктивен, он уводит от основной темы – диалектики знания и незнания. Здесь целесообразно заметить, что плохо выученный урок – это и есть невыученный, и вернуться к поиску других возможностей обоснования тезиса о том, что в выученных уроках тоже есть незнание. Можно выучить, как пишутся слова, но не знать правила; можно выучить музыкальное произведение, но не знать имени его автора и не понимать его смысла; можно выучить правило, но не знать, как оно применяется, и т. п.

Цель самого этого рассуждения – продемонстрировать детям, что познание – это не только накопление информации, а ещё и решение проблем, постановка вопросов, самостоятельный поиск ответов. Другими словами, знание – это процесс, основанный на мышлении, это не тренировка механической памяти для воспроизведения информации, а умение работать с ней.

Важным содержательным моментом данного занятия становится выявляемая в процессе обсуждения проблема заблуждения как формы незнания и поиск его источников. Так, источником заблуждения может быть ограниченность нашего восприятия, на что обращали внимание ещё софисты. В Новое время над этим задумывались философы, следующие за Д. Беркли и Д. Юмом, полагавшими, что чувства нас обманывают (можно видеть объект маленьким, в то время как он большой, например звёзды). Поэтому надежда получить истинное знание на основании чувственного восприятия иллюзорна, а поскольку других источников знания у нас нет, то и истины нет. Этот сюжет оказывается новым и поначалу непонятным детям. Постепенно они делают для себя невероятное открытие – мир не всегда таков, каким кажется. Поэтому рекомендуется провести с ними две игры.

ИГРА «А на самом деле…». Предлагается детям привести примеры, когда то, что мы видим, не соответствует реальности – например, самолёт в небе кажется не больше птицы, а на самом деле он очень большой; если посмотреть через лупу на муху, она кажется больше, чем есть на самом деле, и т. п. Если вы ведёте игру в командном варианте, выиграет та команда, которая придумает больше примеров. Здесь внимание детей фиксируется на ограниченности восприятия, а следовательно, на идее возможности заблуждения при выстраивании мнения на основе восприятия. Иными словами, восприятие – источник незнания (заблуждения).

Логика занятия требует дальнейшего рассуждения о формах и познавательном статусе незнания. Расхожая истина о том, что всего знать невозможно, легко воспроизводится детьми, но трудности вызывает её обоснование, которого надо обязательно требовать.

ИГРА «Ответ – не знаю». Как уже говорилось, искусство вопрошания – важнейший инструмент мышления и неотъемлемая часть философствования. Здесь мы продолжаем его оттачивать, на что нацелена ещё одна предлагаемая игра «Ответ – не знаю». Цель игры – помочь детям сформулировать такой вопрос, на который нет и не может быть правильного ответа, т. е. философский. Объявляется конкурс на самый «коварный» вопрос, который может быть задан любому из присутствующих. Главное, получить ответ «Не знаю». Дети, как правило, начинают демонстрировать свою эрудицию, спрашивая, сколько километров до какого-либо населённого пункта, и т. п., стараются задать вопрос, который является информативным. Если они предполагают, что никто другой не владеет какой-либо информацией, которой располагают они, то вкладывают в вопрос именно её. Наша задача – формирование способности задавать другой тип вопросов.

Если прозвучат вопросы философского характера, их следует отметить особо, хотя нужно быть готовым и к вопросам типа «Какого цвета на мне трусы?». Не следует оговаривать детей за такие вопросы, лучше всего просто повернуть беседу в другое русло. Главным выводом становится, как правило, осознание того, что у всех есть незнание. Каждый, кому был задан вопрос, хотя бы раз ответил: «Не знаю». Следовательно, незнание – неотъемлемая часть нашей жизни.

Предлагаемые задания закрепляют осмысление ребёнком познавательной ценности незнания и существования диалектики знания и незнания, что помогает развитию способности мыслить противоречиво, видеть любую проблему с разных сторон. Такие навыки являются признаком развитого диалектического (гибкого) мышления. Второе задание – своеобразный тест, призванный показать нам, удалось ли преодолеть сформированное школой отрицательное отношение к незнанию. Если знание и незнание нарисованы ссорящимися, то мы не добились того, чего хотели.

Я знаю своё незнание


У каждого из нас очень много незнания. Часто мы, пытаясь ответить на какой-то вопрос, думаем, что ответ нам ясен, как вдруг появляется новый вопрос, и мы понимаем, что до ясности ещё далеко. И так всё время, потому что мы всегда чего-то не знаем.

Давай поиграем в игру: будем по очереди задавать друг другу разные вопросы и давать на них ответы, но, получив ответ, будем придумывать вопрос, который вытекает из этого ответа. Только вопрос обязательно должен быть связан с полученным ответом, это – условие игры. Если его не соблюдать, игра не получится.

Например, я тебя спрошу:

– Что значит быть мужественным солдатом?




А ты мне ответишь:

– Не бояться врага и не отступать в бою.

Я снова спрошу:

– А если солдат отступил в бою, чтобы заманить врага в ловушку, а потом развернулся и победил, он был мужественным?

Ты, наверное, скажешь:

– Да.

А я напомню:

– Ты говорил, не отступать в бою – значит быть мужественным. Так?

Ты скажешь:

– Так.

Я скажу:

– В моём примере солдат отступил, а ты говоришь, что он был мужественным. Значит, ты сам себе противоречишь?

Ты признаешь свою ошибку, хотя тебе будет обидно. Ведь ты думал, что знаешь, что такое мужество солдата, а на самом деле этого не знал. Тогда, наверное, ты снова начнёшь искать ответ на этот вопрос.

Похожую беседу Сократ однажды вёл с афинским юношей по имени Лахет, когда по своему обыкновению ходил по городу и задавал его жителям разные вопросы, которые сначала казались им глупыми и на которые горожане легко отвечали, потому что думали, что знают ответ. Когда из их ответов вырастали новые вопросы и люди не находили на них ответа, то очень обижались на Сократа.




Как ты думаешь, почему афиняне обижались на Сократа?

Наверное, им было неприятно признавать, что в их знаниях пряталось незнание. Но мы-то с тобой этого не боимся, мы понимаем, что незнание никогда от нас не уйдёт, ведь, чем больше узнаёшь, тем больше хочется знать. А знать нам хочется что? Конечно, то, чего мы не знаем. Таких, кто хочет много знать, так и называют любознательными. А значит, чем больше человек хочет знать, тем больше у него незнания. Правильно?


Как ты думаешь, любознательный и любопытный – это одно и то же?

Если – да, то почему?

Чем они похожи?

Если – нет, то почему?

В чём их отличие друг от друга?

Пожалуйста, возьми листочек бумаги и нарисуй двух человек – любознательного и любопытного.




Сократ говорил, что знает только то, что ничего не знает, хотя знал очень много разных вещёй. Может быть, он просто понимал, что незнание всегда прячется в знании? Мы с тобой уже убедились в том, что часто бывает так, что кажется, будто знаешь что-то, а на самом деле не знаешь. Сотни лет люди думали, что знают о том, что Солнце движется вокруг Земли, а оказалось, что, наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Ты когда-нибудь ездил на поезде? Когда поезд трогается и едет вдоль перрона, тому, кто находится внутри вагона, кажется, что едет перрон, а не поезд, не правда ли?

Другой мудрец – Николай Кузанский, живший в XV веке, на две тысячи лет позже Сократа, – писал: «Знает по-настоящему тот, кто знает своё незнание… всякий окажется тем учёнее, чем полнее увидит своё незнание».


Николай Кузанский


Что означают эти слова, как ты думаешь?

А ты можешь увидеть своё незнание?


Попробуй, у тебя получится. Опиши его словами. Каким ты его себе представляешь?

Не бойся признаться самому себе и другим, что ты чего-то не знаешь. Не стыдно чего-то не знать, стыдно не хотеть знать.

Мы видим своё незнание!

Ура!!! Смотри, мы выбрались из леса!


Выполни задания:

Ещё раз внимательно прочитай высказывание Николая Кузанского, подумай о нём и нарисуй своё незнание. Каким ты себе его представляешь: круглым, квадратным или как-то ещё? Какого оно цвета и почему? Интересно, есть ли у него глаза и уши? И если есть, то зачем они ему?


Рекомендации для взрослых

Мы завершили очень важный тематический блок, содержательным стержнем которого была интерпретация классического философского сюжета – «Я знаю только то, что ничего не знаю». Высказывание Николая Кузанского взято из его сочинения «Об учёном незнании», оно дано здесь в продолжение мысли о познавательной ценности незнания и его неразрывной связи со знанием. Для детского восприятия сама цитата чрезвычайно сложна, её следует прочитать вслух несколько раз и дать возможность детям высказать мысль своими словами. Предложенное задание позволяет провести эту работу адекватно возрастным особенностям младших школьников, для них органичным будет осмысление идеи с использованием изобразительных средств. В этом возрасте дети активно выражают своё понимание и чувствование действительности в рисунке.

Предложенные в тексте сюжеты беседы могут быть оживлены игрой.

ИГРА «Цепочка вопросов». Эту игру рекомендуется проводить в первой части занятия. Как правило, дети быстро осваивают технику игры, она им нравится, и её можно использовать в любых других темах для закрепления навыков вопрошания.

Если вы работаете с группой, поделите детей на команды, если – индивидуально, станьте партнёром ребёнка в игре. Каждая команда (или каждый игрок) придумывает вопрос сопернику, получив ответ, формулирует следующий вопрос, который является непосредственным следствием данного ответа. Вопросы задаются последовательно, сначала цепочку вопросов выстраивает одна команда (игрок), вторая только даёт ответы, затем команды меняются ролями. Если команд больше, чем две, игра идёт по кругу. Время на подготовку вопроса – 30 секунд, ответ даётся без подготовки, отвечающего назначает капитан. Вопросы могут касаться любой сферы знаний. Ваша задача – следить за выполнением условия игры: следующий вопрос должен вытекать из полученного ответа.

Например: «Где живут лягушки?» – «В болоте». – «Откуда взялось болото?» – «Из стоячей воды в окружении леса». – «Чем стоячая вода отличается от нестоячей?» Или «Почему лягушки предпочитают стоячую воду?» И т. д.

Игра заканчивается, если команда (игрок), задающая вопросы, не может придумать следующий вопрос в течение 30 секунд или вышло время, определённое вами для каждого раунда (3–5 минут). Все вопросы и ответы записываются.

Победит тот, кто успеет за одинаковое время задать больше вопросов. Если никто не выбыл за это время и количество сформулированных вопросов у всех одинаково, все – победители. Эту игру целесообразно провести перед тем, как знакомить ребёнка с содержанием диалога Платона «Лахет», данного в адаптированном варианте. Диалог демонстрирует метод майевтики Сократа, полностью построенный на вопросно-ответной процедуре. «Майевтика» в буквальном переводе означает «родовспоможение». Сократ считал, что душа «беременна» истиной, а философ, подобно повитухе, помогает ей родиться, поэтому он и дал своему методу такое название. Задавая вопросы, он побуждал собеседника к отысканию идей внутри себя, т. е. к мышлению.

Другой важный момент занятия – разграничение понятий «любопытство» и «любознательность». Предложив ребёнку сначала проанализировать содержание этих понятий, а затем выразить их в рисунке, мы погружаем его в мир множественности смыслов слов, учим улавливать тончайшие нюансы языка, ведь любое философствование – это работа со смыслами, зафиксированными в языке. На одном из занятий по данному курсу было предложено такое разграничение любопытства и любознательности (автор – 9-летняя девочка): «Любознательный – это тот, кто любит знание и его ищет, а любопытный – это тот, кто хочет знать то, что ему не положено». Дальнейшее обсуждение привело нас к образу забора с закрытой на замок калиткой, к которой любознательный хочет найти ключ, а любопытный заглядывает в замочную скважину. Кто знает, какие образы родятся в головах ваших детей?!

Долина знаний

Незнание и знание


Лес Незнания – очень интересное место. Правда? Теперь ты понимаешь, почему наша дорога пролегла через него?

Как ты думаешь, незнание помогает или мешает нам двигаться к мудрости?

Как ласково светит солнце! Лёгкий ветерок дует, как будто приветствует нас. Такая радость охватывает меня непонятно отчего!

Смотри! Указатель: ДОЛИНА ЗНАНИЙ. Пришли!

Как ты думаешь, что нас там ждёт? Давай попробуем представить себе долину Знаний, пока мы до неё не дошли. Интересно, одинаково ли мы с тобой её себе представляем?


Какая она, по-твоему, расскажи мне?

Что там есть?

Кого там можно встретить?

Давай нарисуем её на листе бумаги.


Вот она – долина Знаний, прямо у нас под ногами. Мы стоим на холме, с которого открывается вид на неё. Интересно, это всегда так, когда увидишь своё незнание, и знание становится виднее? Может быть, тропинка специально нас вывела из леса на этот высокий холм, который похож на стартовую площадку для планеров? О-го-го! Какая она огромная! Вся поделена на какие-то квадраты, треугольники, кружочки разного цвета. Через неё мы точно будем идти очень долго, а может, и не дойдём до конца. И что же? Так и не доберёмся до мудрости?

Смотри, какие-то маленькие человечки залезают в воздушный шар. Давай спросим у них кратчайший путь через долину? Побежали, пока они не улетели!

– Подождите! Постойте!

– Здравствуйте, уважаемые путники.

– Здравствуйте!

Ты узнал их? Это же малыши из Цветочного города! А тот, который с нами первым поздоровался, наверное, Знайка, придумавший воздушный шар.




Вот как пишет о нём Николай Носов:

«Его прозвали Знайкой за то, что он очень много знал. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. От чтения книг Знайка был очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили».

Вот какой малыш Знайка!


Как ты думаешь, чем он отличается от Незнайки?

А ты сам на кого больше похож – на Знайку или Незнайку?

Похож ли Знайка на царя Соломона или Сократа? Чем?

Отличается ли Знайка от них? Чем?

Как ты думаешь, Знайку можно назвать мудрым? Если – да, то почему? Если – нет, то почему?

Почему его все слушались?

Ты хочешь, чтобы тебя слушались?

У тебя это получается? Если – да, то в каких случаях?

Кого бы ты выбрал в друзья – Знайку или Незнайку?


Выполни задания:


1. Заполни таблицы.




На кого ты больше похож – на Знайку или Незнайку? Почему? Запиши свой ответ в тетради.




2. Ещё раз прочитай описание Знайки и ответь на вопрос.

Можно ли Знайку назвать мудрым? Если – да, то почему? Если – нет, то почему?


Рекомендации для взрослых

Итак, мы с вами переходим к содержательной характеристике знания. В самом начале занятия предлагается провести творческую работу, которая базируется на способности младшего школьника воплотить свою мысль в рисунке.

Давая задание ребёнку нарисовать нечто ранее неизвестное, хотя по смыслу вполне понятное, мы активизируем его фантазию, являющуюся неотъемлемой чертой творческого мышления. Изобразить на бумаге или на доске долину Знаний можно, только представив её себе. В данном случае мы как бы проводим разведку, изучая уже сложившиеся у ребёнка ориентиры и представления. Будьте готовы к тому, что не все дети справятся с заданием, для некоторых абстрактное понятие окажется непереводимым на язык художественных образов. Это нормально, ребёнок в большей степени мыслит конкретно. В случае затруднения предложите ему помощь – задайте ряд наводящих вопросов. Например: кто живёт в долине Знаний? Есть ли там дома? Какого цвета земля? Есть ли там какие-нибудь границы? И т. д. Обязательным элементом этой работы должно стать комментирование рисунков. Его можно начать, как только будут готовы первые работы, если вы занимаетесь с группой. После первых комментариев предлагается обсуждение: кто так же представляет себе долину Знаний? Кто по-другому? У кого есть дополнения к тому, о чём сказали?

Работа, связанная со сравнительным анализом обсуждаемых героев, позволит нам помочь ребёнку сначала выражать своё эмоциональное восприятие мира (нравится/не нравится) вербально, т. е. словами, развёрнуто и подробно описывая его (почему нравится? что не нравится? и т. п.) а затем научиться рационально его контролировать. Кроме того, мы шаг за шагом углубляем понятие мудрости и знания, рассуждая об их носителях.

В беседе по заданным вопросам особое внимание обратите на второй вопрос, который вынесен в задание. Это первый случай, когда мы предлагаем ребёнку непосредственную саморефлексию: все предшествующие вопросы содержали скрытый психологический контекст. Здесь он впрямую отвечает на вопрос – «Какой Я?» Возможна непосредственная реакция других детей: «Нет, ты не такой» и т. п. Здесь категорически не рекомендуется допускать дискуссию и какие-либо обсуждения, переходить на личности. Можно провести этот опрос в игровой форме. Например: «Встаньте справа от меня те, кто считает, что он больше похож на Незнайку, а слева – те, кто считает, что больше похож на Знайку. А передо мной – те, кто похож на обоих, сзади – те, кто ни на одного из них не похож». По одному человеку из каждой группы могут обосновать свой выбор по желанию.

ИГРА. На этом этапе возможно проведение игры. Например, каждая группа превращается в команду (Знайки, Незнайки, Знайки-Незнайки). Каждая команда получает карточку, на которой написана какая-либо проблемная ситуация (у всех одинаковая), нужно смоделировать её решение в зависимости от того, какую позицию занимает команда. Возможные ситуации: «Вы не сделали домашнее задание, а вас вызвали к доске его отвечать. Ваши действия»; «Вы поссорились с другом потому, что ему не понравились ваши новые джинсы… Ваши действия»; «Вы заблудились в незнакомом городе… Ваши действия»; «Вы познакомились с волшебником… Ваши действия». И т. п. Ваши фантазия и опыт помогут вам придумать ещё десятки ситуаций. Количество ситуаций, вводимых в игру, зависит от временных рамок вашего занятия и интереса детей, но давать больше трёх ситуаций нецелесообразно. Время для обсуждения решения проблемы должно быть ограниченно, не более одной минуты. После каждой презентации решения рекомендуется провести небольшое обсуждение – анализ предложенных решений. Как его организовать? Предложите всем командам сообщить своё решение, затем дайте возможность каждой команде задать по одному вопросу другим командам. Далее предложите каждой команде выбрать лучшее решение и обосновать свой выбор, однако очень важно, чтобы обоснование уложилось не более, чем в одно предложение. Так мы начинаем учить детей формулировать свою мысль чётко.


Знание – сила!


Какая она огромная, эта долина Знаний! Куда же нам теперь идти? Давай спросим у Знайки.

– Скажите, уважаемый Знайка, как нам пройти через долину Знаний?

– Куда вы хотите попасть?

– Мы идём дорогой царя Соломона в поисках мудрости.

– Соломон – царь Иудейско-Израильского государства в 965–928 годах до нашей эры, сын Давида, который, по легенде, в юном возрасте победил великана Голиафа. Соломон построил Иерусалимский храм и прославился своей мудростью. Он является автором некоторых книг Библии.

– Знайка, поразительно, откуда вы всё это знаете?

– Просто я читаю много книг. Самые лучшие из них – энциклопедии.

А ты, мой маленький друг, ты знаешь, что такое энциклопедия? Нет? Давай спросим у Знайки.




– Извините, Знайка, не могли бы вы пояснить, что такое энциклопедия? – Слово «энциклопедия» переводится с греческого языка как «обучение всем знаниям». Люди стараются сохранить в энциклопедиях в кратком изложении все знания, которые накоплены человечеством. Поэтому про тех, кто много знает, говорят, что у них «энциклопедические знания». В Цветочном городе и про меня так говорят. Энциклопедии бывают универсальные, общие, где даны знания из всех областей, и специализированные, где приведены знания из какой-то конкретной области.

– У знания есть какие-то области?

– Конечно, это знает любой первоклассник. Есть математика и родной язык, литература и природоведение, история и рисование. По ним даже учебники разные. Да ещё много чего есть! Вот и энциклопедия может быть математической, а может быть медицинской или какой-то ещё.

– Скажите, а много таких областей существует?

– Очень много. Да ещё постоянно появляются новые. Это хорошо видно на карте нашей долины. Если развернуть её, можно увидеть Область математики, Область языкознания, Область физики и многие другие. Каждая область разделяется на районы. Например, Область математики делится на Районы арифметики, геометрии, алгебры и другие.




– Спасибо, Знайка!

А теперь, дружок, давай поиграем в игру, кто больше вспомнит областей знаний. Я буду называть одну, а ты – другую, проиграет тот, кто первым остановится. Начнём?

– Извините, но мне пора.

– Дорогой Знайка, но вы так и не сказали нам, куда нам идти, чтобы найти мудрость.

– Очень сложная задача, об этом не говорится в энциклопедиях. Давайте сделаем так: садитесь в корзину ко мне и вместе полетим на воздушном шаре. Сверху увидите долину и сами решите, в каком направлении надо двигаться.

– Простите, уважаемый Знайка, но вряд ли мы поместимся в вашей корзине: вы – коротышка, а мы – обычные люди.




– Не беда. Воспользуемся средством Алисы.

– Вы имеете в виду Алису из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»?

– Именно её. Я исследовал химический состав гриба, который она откусывала, когда уменьшалась и увеличивалась, вывел формулу и сделал таблетки. Мы их иногда используем: красненькую – для уменьшения, жёлтенькую – для увеличения. Вот возьмите. Одну выпейте сейчас, другую положите в карман, она вам понадобится потом. Знание – сила!

– Благодарим вас. Вы прекрасно сказали: «Знание – сила!» Мы готовы лететь.

– Это не я сказал, а английский учёный XVII века Фрэнсис Бэкон. Прошу на борт!

Конец ознакомительного фрагмента.