Вы здесь

Путешествие в лабиринтах мудрости. Философия для младших школьников. Предисловие для взрослых (Л. Т. Ретюнских, 2013)

Предисловие для взрослых

Дорогие друзья! Если вы приобрели эту книгу для чтения со своим ребёнком дома или для занятий с группой детей в школе, клубе или лагере, то постарайтесь вместе с детьми размышлять, искать ответы на поставленные вопросы и, при этом, не бойтесь сказать: «Не знаю». Уверяю вас, ваш авторитет от этого нисколько не пострадает.

Разве есть человек, который однозначно может ответить на вопрос: «Что такое счастье? Любовь? Добро? Истина?» Философия – это поиск, а не изречение истины. В этой книге нет готовых ответов, нет правильного и неправильного мнения; она учит не Истине, но размышлению, философствованию.

Философствование – это процессуальная характеристика мышления, его особая направленность. Оно поможет не только вашему ребёнку, но и вам обрести способность мыслить комплексно и действовать разумно. Детям, как правило, очень нравится рассуждать, они активно поддерживают беседу, стараются ответить на любые вопросы, которых в книге так много. Но вот пока способность к устному выражению мысли у детей значительно опережает их письменную речь и быстро выразить мысли на бумаге им ещё очень сложно – помогите им в этом. Записывайте их ответы в тетрадь сами. Письменная фиксация мыслительных и образных конструкций, созданных ребёнком, в виде историй, ситуаций, придуманных во время занятий, позволит в конце курса проследить динамику его интеллектуального и творческого развития.

Задачей курса является не усвоение школьниками младшего возраста информации о философии, а включение их в процесс философствования, которое происходит на базе существующих в философии моделей решения той или иной проблемы. По каждой теме в книге представлен не полный спектр имеющихся в философии идей и мнений, а только те из них, которые могут быть освоены и присвоены детьми. Читая вместе, вы сможете лучше понять ребят, помочь им понять вас, а значит, книга поможет вам найти взаимопонимание. У вас появится возможность проследить, как взрослеют мысли детей, как ребята учатся формулировать своё мнение, искать аргументы, слушать и слышать чужую точку зрения, размышлять и взвешивать каждое слово. Помогите им, не мешая!

Пожалуйста, не стремитесь вместо детей выполнять задания, корректировать или исправлять их ответы. Остерегайтесь давать оценки взглядам и мнениям детей по принципу «правильно – неправильно». Здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Результат размышлений состоит не в обладании истиной и правильными ответами на вопросы, а в умении мыслить! Гибкое мышление позволяет человеку самостоятельно решать множество жизненных, познавательных и моральных проблем. Помогая детям овладеть им, мы не только повышаем их интеллект и креативность, но и способствуем формированию зрелого морального сознания, интенсивному личностному росту.

Читая книгу, обратите внимание на то, что

• некоторые фрагменты не только философских, но и других текстов, имеющиеся в книге, представлены преимущественно без адаптации, поэтому особо тщательно разъясняйте детям непонятные слова и обороты, старайтесь добиться от них осмысленного комментария;

• имена, даты и другая фактическая информация дана в качестве культурного контекста, в который погружаются дети. Но не требуйте от них запомнить и выучить, кто что сказал и кто когда жил. Материал усваивается самопроизвольно, без усилий. Даже если он не усвоен – это не столь важно. Пусть ребёнок путает Лао-цзы с Кун-цзы или Пифагора с Сократом, главное, чтобы он рассуждал, отвечая на вопросы, предлагаемые в книге. Здесь герои – не авторы, а сами идеи. Имена всплывут в памяти потом, когда школьник встретится с ними в других курсах. Например, когда на уроках математики будет изучать теорему Пифагора, тогда, возможно, сработает эффект узнавания и та же теорема будет легче усваиваться, а Пифагор покажется кем-то вроде старого знакомого;

• включение в пособие фрагментов из Библии не преследует цели религиозного воспитания. Библия используется наравне с другими источниками как историко-культурный текст, содержащий множество сюжетов, традиционно являющихся предметом философской рефлексии. Просите детей ответить на поставленные вопросы, только после этого продолжайте чтение – таким образом, само чтение превращается в диалог-беседу.

Все задания выполняйте в процессе чтения, а не после того, как оно закончено, именно для этого некоторые задания и вопросы помещены в тексте, а не вынесены за его пределы. В ряде случаев за заданием следует авторский комментарий к нему или пример его выполнения. Этот приём используется для того, чтобы в случае затруднения сориентировать вас и ребёнка. Следует помнить, что некоторые рассуждения автора данной книги – это лишь демонстрация аналитической конструкции, а не образец для подражания в содержательном отношении.

В книге даны базовые вопросы, по которым выстраивается беседа. Её ход не может быть предугадан и во многом зависит от ответов детей. Поэтому не следует ограничивать их рассуждения или обрывать. Сами вопросы – не догма, они могут быть изменены и скорректированы по вашему усмотрению, главное, чтобы они не потеряли своей философичности и открытости. Нужно быть готовым вести беседу импровизационно, чутко реагировать на высказывания детей, уточнять, отшлифовывать предложенные ими определения и гипотезы, ставить вопросы, помогающие каждому ребёнку прояснить свою позицию и привести аргументы в её защиту, предлагать учащимся самим задавать вопросы друг другу. Умение задавать вопросы – важнейший элемент грамотного мышления. Самое ценное в каждом таком обсуждении, если вы занимаетесь с группой детей, – это диалог (полилог) между ними, когда они сами задают друг другу вопросы, спорят, выдвигают аргументы и контраргументы.

Таким образом, методическую основу работы с детьми по предлагаемому курсу философии составляют беседа и игра. Игра – наиболее органичная для школьников этого возраста социально-адаптивная стратегия. С игрой ваше занятие станет непохожим на традиционный урок в школе и, тем самым, чрезвычайно привлекательным для ребёнка. Старайтесь в каждое занятие вносить игровые элементы, не забывая о том, что основной формой философствования остаётся беседа. Есть только одно непреложное правило, которое необходимо при этом выполнять: «У нас закон един, все молчат, говорит один!»

Желательно завести специальную тетрадь и альбом для успешной работы с книгой. Разрешите детям рисовать во время обсуждения, в этом возрасте им гораздо легче выразить мысль в рисунке, нежели в вербальной форме.

И ещё один совет: прежде чем читать какой-то текст вместе с детьми, прочтите его сами и обратите внимание на комментарии, данные в приложении к каждой теме. Это поможет вам эффективно провести занятие.

Итак, в путь вместе с детьми в мир философии. А маршрут вы узнаете из оглавления.