Вы здесь

Путешествие Ника и Миха в Древнюю Америку. Или Истории, прочитанные тайком. О, святая дева Мария (Яков Нерсесов)

О, святая дева Мария

или Рассказ первый о том КАК ИТАЛЬЯНЕЦ ИЗ ГЕНУИ ОТКРЫЛ АМЕРИКУ


Ночь выдалась темной и душной. В воздухе запахло грозой. Опять почти всю вахту он простоял рядом с рулевым, упорно сверяя курс корабля с компасом. Всё верно.

Вот уже два месяца тянется их плавание. Давно позади последний клочок суши – Канарские острова. Впереди – неизвестность. Кажется, морской пустыне нет конца…

Адмирал понимал, если скоро не покажется земля, будет небезопасно плыть дальше. На судах зреет недовольство. Они отправились в Индию неведомым, кратчайшим, как обещал адмирал, путем через Атлантический океан. Пускай португальцы плывут вокруг Африки – он знает путь другой, короткий! Прямо на запад и только на запад!

…Два месяца морской качки измотали команду. На исходе запасы пресной воды и провианта. Индии по-прежнему не видно…

Неужели он ошибся? Неужели расчеты Паоло Тосканелли – ошибка?! И к западу от Европы, с другой стороны Атлантики, нет земли?! Нет Индии и Катая?! Неужели они плывут в никуда?! Неужели скоро наступит конец моря, и они все сваляться в бездонную пропасть?! Погибнут! Ведь именно этого так боятся его спутники. Нет, не может быть!

Он с детства мечтал о море. А потому сын простого генуэзского ткача рано стал моряком и всю жизнь провел в плаваниях по Средиземному морю и Атлантическому океану. Он кропотливо изучал старые мореходные карты, астрономию, историю мореплавания, прежде чем начать Главное плавание своей жизни.

Там, далеко позади, остались сыновья – Диего и Фернандо. Если он достигнет Индии первым, обогнав высокомерных португальцев, отказавшихся поддержать его проект плавания через Атлантику, он добьётся славы для себя и богатства для семьи. Его дети не узнают позора и унижений нищеты! Святая Дева Мария! Спаси и сохрани его детей! Если он погибнет, им останутся в наследство лишь навигационные приборы, старинные морские карты, выписки из архивов библиотек и… долги. Долги, долги, долги… кредиторы замучают ими детей…

Нет, не может быть, чтобы все рассказы о землях на западе Атлантики были выдумками… Ведь нашел же он в архиве записи об испанских моряках-рыболовах из Басконии (провинция Испании), ходивших на своих судах далеко на запад, к каким-то неведомым огромным островам?! Неужели не существуют Стокафикс, Антилия? Разве это не Индия, не Катай?! Многие из этих земель показаны на картах Медичи и Пичигани, лежащими на западе от Европы… Разве это ошибки? И вся его жизнь – тоже ошибка?! Нет, не надо думать об этом! Надо гнать от себя навязчивую мысль о грандиозной ошибке, о бессмысленности плавания…

Гром орудийного выстрела прервал горестные думы нашего героя. В ту ночь капитан Мартин Пинсон на «Пинте» шел впереди маленькой флотилии. Вахтенным на носу судна был матрос Родриго де Триана. Именно он первым увидел землю. Долгожданная земля! Его радостный крик, всполошив всех, разнесся по судну: «Земля!»

На кораблях убрали паруса, и каждый член экипажа с нетерпением ждал рассвета. Наступила пятница 12 октября 1492 года. То был звездный час адмирала испанской флотилии. Он добился своего, доказал, что на западе Атлантики лежит земля.

Имя одного из величайших мореплавателей нашей планеты, итальянца из Генуи, состоявшего на службе у короля Фердинанда Арагонского и королевы Изабеллы Кастильской, навсегда вошло в мировую историю. Его звали… Христофор Колумб. До конца своих дней он был уверен, что нашел западный морской путь в страну неописуемых богатств и чудес – Индию. Поэтому и назвал новые земли – Индией, а их обитателей – индейцами. На самом деле он открыл громадный, дотоле неведомый Европе материк – Америку – сокровище иного масштаба, нежели сокровища индийских владык, которых жаждала спесивая испанская знать…

Христофор Колумб познал в своей жизни всё – грандиозный успех и славу, забвение и нищету. Современники не сумели по достоинству оценить истинное значение его открытий, не воздали должное его подвигу. И все-таки Колумбу дарована слава, а его сыновьям – богатство. Дева Мария услышала молитву мореплавателя-отца…


…На этой многозначительной фразе внезапно оборвался текст папиной книжки, и экран монитора опустел. Настенные часы пробили полночь. Заинтригованные прочитанным братья Ник и Мих вынуждены были прервать своё «путешествие», выключить компьютер и быстренько отправиться спать. Они ещё немного поворочались в кроватях и вскоре мирно засопели, ещё и ещё раз совершая открытие Америки… во сне.

На следующее утро невыспавшиеся Ник и Мих пошли в школу, каждый в свой класс. Эмоциональный Мих не удержался и взахлеб пересказал своим близким друзьям Игорьку и Мите прочитанное ночью, пообещав и впредь держать их в курсе дела. Конечно, кое-что он подзабыл, а кое-что добавил от себя… Да и как могло быть иначе, дети есть дети…

Так незаметно прошел день. Весь вечер Ник и Мих с нетерпением ждали наступления ночи, чтобы снова прокрасться к папиному компьютеру и продолжить свое невероятное «путешествие» в Древнюю Америку. Каково же было разочарование, когда им пришлось лечь спать не солоно хлебавши: всю ночь – днем он ходил на работу в институт – папа сидел перед экраном своей электронной «игрушки», сочиняя очередной рассказ.

Только через два дня и две ночи – именно столько заняло написание следующей новеллы – сгоравшие от нетерпения Ник и Мих прокрались в папин кабинет и включили компьютер. Ник быстро нашел нужный «файл» и на экране снова появилась интригующая надпись: «Путешествие в Древнюю Америку».


…Стоило Христофору Колумбу совершить, казалось бы, невозможное – благополучно пересечь Море Мрака (Атлантику), открыть неведомые благодатные земли на западе и с триумфом вернуться назад, как целые стаи отважных и алчных до славы и богатств испанских идальго ринулись по его стопам.

Каждый завоеватель (по-испански – конкистадор), возглавлявший экспедицию для покорения заокеанских земель, заключал с испанским королем особый договор, как тогда говорили «капитуляцию». Договор давал право на завоевание и заселение той или иной части Нового Света и одновременно разрешение на организацию экспедиции, набор ее участников, наем кораблей. Лошадей, оружие, запасы фуража, провианта и многое другое конкистадор покупал на свои либо взятые под заем деньги. Издержки будущего завоевателя компенсировались наличием в договоре обильного набора званий и почестей.

Завоеватели становились губернаторами, генерал-капитанами таких-то земель, оклад же им назначался за счет доходов от провинций, которые еще предстояло найти и покорить. Что касается своих интересов, то испанская корона ограждала их с помощью предельно жестких требований. Прежде всего в ее пользу взималась знаменитая королевская пятина (одна пятая часть) от любой добычи: золота, жемчуга, драгоценных камней, рабов и многого-многого другого. Королевская доля доходила до половины, когда речь шла о золотых украшениях, найденных в могилах. Короне же принадлежало и одно украшение из числа тех, что снимались с тела убитого индейца. Особые королевские чиновники строго следили, чтобы королевская казна исправно пополнялась. Сколько отчаянных голов конкистадоров подвергалось преследованиям и сколько их было казнено королевским судом за сокрытие или умаление проклятой королевской доли! Поистине на кабальных условиях подписывались договоры с испанскими монархами, договоры на завоевание и открытие новых земель. Конкистадору – конкистадорово, а кесарю – кесарево…

Вот и сегодня в Севилье, что в устье реки Гвадалквивир в южной Испании, большой праздник. На площади у реки собрался почти весь город от мала до велика. Идут пышные и торжественные проводы очередной заокеанской экспедиции в притягательную «Индию», недавно открытую далеко на западе Атлантики Адмиралом Моря-Океана Христофором Колумбом. Как всегда парадное шествие возглавляют музыканты с флейтами и свирелями. За ними следуют монахи с горящими свечами в руках. Затем снова музыканты, но уже с тромбонами, трубами; и снова монахи, правда теперь без свечей. Наконец появились виновники торжества конкистадоры!

Первыми движутся ряды всадников, за ними шеренги аркебузиров и арбалетчиков. Помимо шпаг на перевязи они несут подставки для аркебуз и колчаны со стрелами для могучих стальных арбалетов. В конце колонны идут щитоносцы с небольшими круглыми щитами в руках. Во главе процессии ведут свору огромных свирепых псов, специально натасканных на травлю и кровавую расправу с аборигенами Америки. В Новом Свете без них – далеких потомков знаменитой породы собак римских легионеров – не обходится ни один поход. Они выслеживают индейцев и принимают участие в битвах. Зубы, когти этих сущих дьяволов – лютых андалусских догов – причиняют не меньший урон, чем мечи и пули их хозяев.

Большинство солдат были в полотняных и меховых куртках. Головы их украшали каски из оленьей кожи, чем-то похожие на древнеримские шлемы с пышными перьями. Костюм завершали длинные штаны – вельветовые, бархатные, полотняные – и легкая обувь из пеньки. Замыкали эту яркую впечатляющую процессию обоз с разными припасами и те, кто должен был заботиться о быте, о здоровье всего славного воинства, т.е., лекари, сапожники, портные и люди других профессий.

Под восторженными взглядами горожан Севильи люди погрузились в лодки и спустились вниз по течению Гвадалквивира в порт, где их ждали корабли. Здесь сделали перекличку, на которой звучали имена кастильцев и аргонцев, каталонцев и галисийцев, андалусцев и басков, фламандцев и немцев, звучали также французские, итальянские и даже греческие имена. Разноязычный гул привел в смятение бывалых капитанов, с большим трудом наведших порядок среди плохо понимающих друг друга людей. Наступает торжественный момент прощания с Европой: в окрестном монастыре каждый конкистадор приносит присягу верности испанскому королю, губернатору и капитану, которому он непосредственно подчиняется. Наконец корабли выходят из гавани в открытый океан на бескрайние просторы Атлантики. Если и это плавание пройдет благополучно, то примерно через 40 дней очередные завоеватели высадятся в желанных Западных Индиях, а точнее – в Новом Свете. Что ждет их там? Слава и Богатство? Забвение и Нищета? А может – преждевременная Смерть?

…Благодаря неустрашимости и энергии этих «птенцов гнезда Колумбова», изумленная Европа все больше убеждалась, что 12 октября 1492 года на западе Атлантики произошло открытие, равного которому не было прежде в истории человечества. Завоевание и освоение необъятных просторов доселе неведомых земель шло полным ходом…

После смерти Христофора Колумба испанские экспедиции продолжали исследование открытых земель. Оставив за спиной многочисленные острова Карибского моря, испанцы подошли к материку в районе Панамского перешейка…