Вы здесь

Путешествие Маленького Вулканоежки. Глава четвёртая, в которой Маленький Вулканоежка делает вулканчик (Юстасия Тарасава, 2006)

Глава четвёртая, в которой Маленький Вулканоежка делает вулканчик


Когда, наконец, вулканоежки закончили разглядывать карту и вспомнили, что сейчас большая перемена, все помчались в столовую. В вулканоедских школах и столовые особенные: в них дают ученикам еду прямо с плиты. Вулканоежек в наше время кормят тем же, чем обычных детей, но очень горячим. На раскалённой донельзя плите кипят чайники и кастрюли, из которых вулканоежкам наливают суп или компот, а булочки им подают прямо из духовки. И эту обжигающую, с пылу с жару еду вулканоежки уплетают с большим аппетитом. А попробовал бы ребёнок такое блюдо – и обжёг бы горлышко. Ну, да люди в вулканоедских школах не учатся.

После плотного второго завтрака вулканоедики вернулись в класс. К удивлению Маленького Вулканоежки вместо Кальдеры Пепловны за учительским столом сидел другой преподаватель. Рослый, упитанный, улыбающийся вулканоед. Маленький Вулканоежка по дороге к своей последней парте шёпотом спросил у Вулки: «Кто это?», и сестра так же шёпотом ответила: «Это Туф Лавыч, он весёлый». Немного успокоенный таким ответом Маленький Вулканоежка подошёл к своей парте и увидел, что кто-то успел положить на неё коробку красок, комок пластилина, несколько листов белого картона, клочок ваты, кисточку, два стаканчика с чистой водой, пустую стеклянную банку, кусок проволоки и пузырёк зелёнки. «А это ещё зачем?» – удивился Маленький Вулканоежка, но спрашивать вслух постеснялся.

– Здравствуйте, дорогие мои! Все в сборе? Тогда приступим, – пробасил Туф Лавыч. – На прошлом занятии мы с вами моделировали подводный вулкан. Давайте быстренько повторим для закрепления и перейдём к новой теме. Прошу к доске. Есть желающие? Ну, иди, Лавина.

Юркая вулканоежка выбежала к доске и, тараторя, принялась быстро-быстро показывать опыт:

– Берём пузырёк зелёнки и снимаем с него крышку. Кладём крышку на ватку, чтобы не замараться зелёнкой. Теперь берём проволоку и вертикально протыкаем резиновую крышку от пузырька насквозь. Нижний конец проволоки загибаем, чтобы закрепить на нём крышку. Закрываем пузырёк.

Лавина болтала и болтала без умолку и шустро управлялась с деталями. Маленький Вулканоежка не успевал за ней, из-за спешки облился зелёнкой и никак не мог проткнуть «вертикально», потому что не знал, что означает это слово. Когда, наконец, у него получилось, быстрая Лавина уже заканчивала показ.

– Пластилин греем и разминаем в ладонях и облепляем им пузырёк. Получился вулканчик. Ставим его в банку вместе с проволочным стержнем в закрытой крышке. Надёжно прилепляем вулканчик ко дну и наливаем в банку воду.

Маленький Вулканоежка вылил воду в банку. Вулканчик оказался под водой, а проволока торчала из банки.

– А те-пе-э-рь…– тараторка Лавина сделала паузу, и Маленький Вулканоежка насторожился. – А те-пе-э-рь… дёргаем проволоку, снимаем крышку и получаем подводное извержение.

– Угу, – недовольно буркнул Магмоглотов. – Зелёной магмы не бывает.

– А это для дальтоников, – огрызнулась Лавина.

Маленький Вулканоежка как зачарованный смотрел на свою баночку, вода в которой окрашивалась поднимающимися от вулканчика клубами зелёнки. Это было так здорово, сделать извержение самому!

– Итак, дорогие мои, что мы видим? – радостно улыбаясь, спросил Туф Лавыч.

– Подводное извержение! – дружно грохнул класс.

– А чего мы не видим? – всё так же улыбаясь, спросил Туф Лавыч.

– Чего? – переспросили в классе.

– Я спрашиваю вас, дорогие мои, чего мы здесь не видим? Вулкан есть?

– Есть! – крикнул класс в один голос.

– Кратер есть?

– Есть!

– Лава есть?

– Есть! Только она у нас зелёная.

– Мастерская вулкана есть? – жизнерадостно спросил Туф Лавыч. – Мастерская, в которой вулкан готовится к извержению? Кладовая, где он держит магму? Боковые кратеры, по которым магма изливается? Газы, поднимающиеся наверх от магматического расплава? Есть?

– Нет, – почти неслышно ответили вулканоежки.

– Замечательно! – обрадовался их ответу учитель. – Значит, ничего этого у нас нет. Прекрасно! Сейчас, дорогие мои, мы будем рисовать вулкан. А потом мы подумаем, как изготовить его макет. Копию настоящего действующего вулкана с подземной мастерской.

– А какой вулкан мы будем рисовать?

– Любой. Каждый выбирает сам, какой вулкан он будет рисовать. Но одно условие, дорогие мои: потом вы должны будете изготовить макет именно того вулкана, который нарисуете. Поэтому…

Туф Лавыч откашлялся и пробасил:

Домашнее задание запишите такое:

Доделать дома всё, что вы не успеете в школе.

Сегодня каждый для себя выбирает вулкан.

А дома, дорогие мои, нарисуете план:

Внизу питающий очаг и жерло, само собой,

Кратер на вершине и хотя бы один боковой.

Выберите лаву быструю или помедленней,

И посчитайте, сколько на подъём её надо дней.

Предсказывайте время и место извержения

Как учили по формуле вулкановычисления.

На следующем занятии мы проверим ответы.

И только после этого начнём делать макеты.

Так что, дорогие мои, прежде чем сделать вулкан,

Подготовьте внимательно его рисунок и план.

– А мне тоже делать макет? – робко спросил Маленький Вулканоежка. Все в классе позабыли о нём и удивлённо обернулись назад.

– Тебе? – Туф Лавыч подошёл к Маленькому Вулканоежке. – Как же, как же, припоминаю. Кальдера Пепловна предупредила. Дорогие мои, вам можно сделать один рисунок и один макет на двоих с сестрой.

– А если мы захотим разные вулканы? – Маленький Вулканоежка чуть не плакал. – Вулка наверняка захочет делать Кракатау, она в кинотеатр на фильм про него четырнадцать раз ходила. А я его терпеть не могу.

Вулка вспыхнула, но промолчала.

– Вот как? – развеселился Туф Лавыч. – Почему же, позвольте полюбопытствовать? Чем тебе так досадил Кракатау?

– Мне людей жалко, – потупился Маленький Вулканоежка.

– Как же, как же, одобряю, – улыбнулся Туф Лавыч. – И поясняю. Дорогие мои, между Азией и Австралией на Больших Зондских островах множество действующих вулканов. Там же, в Зондском проливе, находится вулканический остров Кракатау. И вот, в 1883 году при извержении этого вулкана произошёл грандиозный взрыв, от которого на две трети был разрушен главный остров архипелага Кракатау – Раката: в воздух была выброшена часть острова с двумя вулканическими конусами Данан и Пербуатан. На их месте образовался провал, глубина моря в котором достигала 360 метров. Когда большая часть горы обрушилась в море, волнение было таким сильным, что огромные волны поднялись на всех океанах земного шара. Звук взрыва был слышен в Австралии, за 5 тысяч километров от вулкана, а взрывная волна трижды обежала планету. Морские волны высотой с десятиэтажный человеческий дом опустошили и разрушили города и дороги на островах Ява и Суматра. Волна цунами за несколько часов достигла берегов Франции и Панамы, даже у берегов Южной Америки её скорость была намного быстрее скорости автомобиля. Представляете себе? Тонкая вулканическая пыль, выброшенная при извержении вулкана Кракатау, окутала всю планету. К вечеру на окрестные острова выпал дождь с пеплом. Пепел падал всю ночь, и на кораблях, находившихся в Зондском проливе, толщина слоя пепла достигала полутора метров.

Туф Лавыч увлечённо рассказывал, но его никто не слушал. Этот жуткий рассказ не произвёл на вулканоежек никакого впечатления. Они скучали, зевали, переговаривались. Наконец учитель заметил, что его слушает один Маленький Вулканоежка.

– Дорогие мои, неужели вам не интересно? – изумлённо обратился Туф Лавыч к аудитории. Вдруг он сморщился, будто ему больно, и сказал: – Как же, как же, понимаю. Вы все ходили в кинотеатр вместе с Вулкой? Просто беда с этими экранизациями, как только про какой-то вулкан снимают фильм, все тотчас перестают читать о нём учебник. Так значит тебе, – он обратился к Маленькому Вулканоежке, – Кракатау не нравится?

– Совсем не нравится, – помотал головой Маленький Вулканоежка.

– Хорошо. Дорогие мои, вот как мы поступим. Вулка будет работать одна, а Маленький Вулканоежка станет моим помощником. – Учитель снова заулыбался, словно ему всё время попадали в рот невидимые смешинки. – Прошу, юный «камчадал», покинь твою парту и пересядь за мой стол. Итак, приступаем. Прежде чем мы начнём рисовать, надо уточнить, как устроены вулканы. Кто нам подскажет?

– Я могу попробовать, – несмело сказала вулканоедочка, сидевшая молча с самого начала занятий.

– Отлично! – обрадовался Туф Лавыч. – Пожалуйста, Фумарола, расскажи нам, как устроены вулканы.

В классе воцарилась звенящая тишина. Все повернулись к будущей рассказчице, но она молчала. Казалось, слова застревают у неё в горле, и она не в силах выдавить их из себя. Туф Лавыч пришёл ей на помощь:

– Позволю себе напомнить, что Фумарола новенькая в вашем классе и это её первое выступление. Давайте её поддержим, – и он стал хлопать в ладоши.

Вслед за ним зааплодировал весь класс, некоторые вулканоежки даже встали и хлопали стоя. Наконец Туф Лавыч поднял руку, и все затихли.

– Фумарола, мы знаем, что в прежней школе ты была круглой отличницей. У тебя всё получится, а если надо будет, мы тебе поможем.

У Маленького Вулканоежки округлились глаза, глядя на худенькую, как веретено, вулканоедку. Кто бы мог подумать, что она была раньше круглой.

– Не бойся! Мы поможем! – закричали одноклассники. Фумарола поправила школьную форму и заговорила, но неожиданно раздавшийся звонок заглушил её голос.

– Дорогие мои, мы послушаем Фумаролу после перемены, а сейчас отдыхайте. – Не успел Туф Лавыч договорить, как половина учеников выбежали из класса.