Вы здесь

Путешествие Маленького Вулканоежки. Глава вторая, в которой Маленький Вулканоежка идёт в школу (Юстасия Тарасава, 2006)

Глава вторая, в которой Маленький Вулканоежка идёт в школу


Маленький Вулканоежка никогда не бывал в школе. Он знал из рассказов Вулки, что в школе много детей, а на уроках учителя рассказывают интересные истории, учат делать взрослые дела – читать, писать, лепить, шить, подтягиваться на канатах, ловить вулканические бомбочки. Но он даже представить себе не мог, как шумно и тесно бывает в школьной раздевалке перед началом занятий. Пока Папа Вулканоед договаривался с учительницей, Маленького Вулканоежку окружила весёлая галдящая толпа. Все удивлялись, зачем Вулка привела в школу своего братишку.

– Вулка решила, что здесь детский сад, – смешил всех толстенький вулканоедик. – Вулка, ты разве не знаешь, что вулканоежек в садики не берут, чтобы с игрушками не перепутать?

– Очень смешно, Магмаглотов-Бегемотов, – презрительно фыркнула Вулка и, гордо выпрямив плечи, повела брата в класс.

– А почему у него две фамилии? – спросил Маленький Вулканоежка. – И Магмаглотов, и Бегемотов.

– Что ты! – засмеялась Вулка. – Фамилия у него одна – Магмаглотов. А Бегемотовым мы его дразним, потому что он толстый и неуклюжий.

– Ему, наверное, обидно, – пожалел Магмаглотова Маленький Вулканоежка.

– Много ты понимаешь, – отмахнулась Вулка. – Магмаглотов сам кого хочешь обидит. Мы все с ним раздружились.

Маленький Вулканоежка совсем растерялся. Мама говорила, что обзываться нехорошо, и если кто-то тебя дразнит, надо не обращать внимания, не ругаться и не драться с ним. В самом крайнем случае сказать: «Кто обзывается, тот сам так называется». А Вулка, такая всегда спокойная и вежливая, обзывается. И одноклассник её, с виду добрый, на самом деле, оказывается, жестокий.

Папа Вулканоед поговорил с учительницей, обнял на прощание детей, пожелал им хорошего дня и поспешил к выходу. Вулка провела Маленького Вулканоежку в кабинет – просторную комнату с тремя рядами парт. На стенах были развешаны изображения разных вулканов, извергающихся и спящих, таблицы камней и портреты каких-то неизвестных Маленькому Вулканоежке взрослых вулканоедов и даже людей. В класс входили ученики, некоторых из них Маленький Вулканоежка узнал: подруг Вулки сестёр Обсидиановых и дразнилу Магмаглотова. Тот шумно ввалился в класс, приставая к другому вулканоедику.

– Спорим, – кричал Магмаглотов, – ты проиграешь. Да где тебе со мной тягаться! Так и скажи, что слабо. А Гранитову слабо, а Гранитову слабо!

– Ну что ж, – Гранитов говорил спокойным, тихим голосом. – Если ты так настаиваешь, давай попробуем.

– Готовься к разгрому, – обрадовался Магмаглотов. – Фурнезе!

– Эль-Чичон, – невозмутимо ответил Гранитов.

– Нгаурухоэ в Новой Зеландии.

– Эрджияс в Турции.

– Чего это они? – недоумённо спросил Маленький Вулканоежка.

– В вулканы играют, – объяснила Вулка. – Один называет слово, а другой должен назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего. И, конечно, говорить можно только названия вулканов.

– А страны зачем называют? – не понял Маленький Вулканоежка.

– Выпендриваются. Жоре Магмаглотову знания Гранитова спать не дают, он ему завидует жутко и всегда старается поддеть. Но у него ещё ни разу не получилось Гранитова победить.

– Почему? – заинтересовался Маленький Вулканоежка. Ему было приятно, что вредный Жора невозмутимому Гранитову нипочём.

–Во-первых, Магмаглотов плохо учится. Во-вторых, он страшный торопыжка, и никогда не думает как следует прежде, чем делать. А в-третьих, он такой завидущий, что и поделом ему.

А спорщики тем временем продолжали:

– Сламет.

– Тейде на Канарских островах.

– Эребус в Антарктиде.

– Семеру!

– Э-э, нет, так не пойдёт. Так до завтра называть можно. Давай разделимся, я на одну букву, ты на другую.

– Давай, – согласился Гранитов.

– Моя фамилия начинается на букву «м», и вулканы я буду называть на свою букву. Майон, Мауна-Лоа, Мауна-Кеа, Менделеева, Марапи, Меру, Мисти, Монтань-Пеле. Восемь на «м»! – с гордостью закончил Магмоглотов, и все притихли. Стало понятно, что он специально вызвал Гранитова на спор, к которому хорошо подготовился.

– Креницына, Кракатау, Котопахи, Коропуна, Корякская сопка, Ключевская сопка, Комагатаке, Колима, Кирисима, Килауэа, Керинчи, Кения, Катла, Катмай, Карымская, Карпинского… Шестнадцать на «к», – на одном дыхании перечислил Гранитов, и его одноклассники захлопали в ладоши.

– Молодец, Гранитище! – один из вулканожек подпрыгнул, чтобы хлопнуть Гранитова по плечу.

– Так нечестно! – возмутился Магмоглотов.

– Честно, честно, – загалдели вокруг.

Школьники так расшумелись, что не заметили, как в класс вошла учительница.

– Здравствуйте, дети! – пропела Кальдера Пепловна. – Что случилось?

– Ничего, Кальдера Пепловна, это Магмоглотов снова Гранитову проиграл и возмущается.

– Ну, что ж, Жора, прошу к доске. Поможешь мне вести урок.

– А чего сразу я? – заныл Магмоглотов. – Чуть что, сразу Жора. Другие тоже шумят и ничего, а меня так сразу к доске. Вулка вон вообще брата притащила, – бурчал Магмоглотов, стоя возле своей парты.

Он надеялся, что всё обойдётся, и Кальдера Пепловна не будет его спрашивать. Сегодня он приготовился только к спору с Гранитовым, а уроки не выучил, и теперь боялся стать посмешищем всего класса.

– Другие, в отличие от тебя, скандалов не устраивают. А насчёт Вулки ты прав. Ребята, сегодня Вулканоедочка Андезитова пришла на занятия с младшим братом, потому что у них заболела мама. Давайте посадим Маленького Вулканоежку на «камчатку» и дадим ему бумагу и карандаши. И постарайтесь отвечать на уроках так, чтобы даже малышу было понятно. Договорились?

– Договорились, – закричали все вразнобой.

Некоторые вулканоедики тут же полезли в свои ранцы, и через минуту перед Маленьким Вулканоежкой выросла целая гора сладостей и игрушек.

– Молодцы, ребята, – похвалила Кальдера Пепловна. – А теперь начнём урок вулкановедения. Тема этого занятия – применение вулканов в народном хозяйстве. Кто знает, какую пользу приносят вулканы?

– Я!

–Я! Я! – над классом взметнулся лес рук.

– Хорошо, давайте по порядку. Пемза Обсидианова, пожалуйста.

Одна из двойняшек Обсидиановых поднялась и затараторила:

– Вблизи некоторых вулканов построены геотермальные электростанции, которые вырабатывают электричество с помощью природного вулканического газа.

– Правильно, – кивнула Кальдера Пепловна. – Перлита Обсидианова, продолжай.

– Возле вулканов всегда действуют гейзеры. Горячие подземные воды в вулканических областях используют для отопления. Это очень удобно, потому что воду не нужно нагревать.

Вторая сестра говорила очень медленно, аккуратно выбирая слова. Казалось, что двойняшкам выдали одну способность на двоих и неровно поделили: Пемзе досталась скорость, а Перлите медлительность.

– Умница, – похвалила Кальдера Пепловна. – А что нам скажет Батолит Лаколлитов?

Она обратилась к тому самому вулканоежке, который прыгал, чтобы хлопнуть Гранитова по плечу.

– Лично мне нравятся лавовые озера. Надо строить возле них заводы и откачивать серную и соляную кислоты. Это очень выгодно, ведь дождевая вода заливает кратеры, и запасы кислот пополняются сами собой.

– Согласна с тобой, – Кальдера Пепловна улыбнулась. – Какие ещё есть предложения?

– Можно я, можно я? – подняла руку крепышка с задорно торчащими «хвостиками».

– Не только можно, но и нужно. Расскажи нам, что ты придумала, Липарита.

– На вулканах надо строить санатории и лечить там вулканоежек и людей. Мне дедушка рассказывал, что вулканы могут вылечить от многих болезней.

– Лечат не сами вулканы, а целебный вулканический климат. И вулканические водные источники. Но в целом ты права, и такие курорты уже есть.

– А мне кажется, – высокомерно задрав нос, процедил тощий длинный ученик, – что ничего строить не нужно. Надо использовать уже готовые вулканические материалы.

– Пегматит, что ты имеешь в виду? – спросила Кальдера Пепловна.

– Камни, конечно. Минералы магматического происхождения. Гранит, порфир, сиенит, диорит, габбро, дацит, андезит, базальт, роговую обманку, кварц, липарит, оливин, – перечислил Пегматит. – И многие другие. Они пригодятся в промышленности и в строительстве.

– Верно. И вулканические породы уже давно добывают. В следующем году мы будем изучать горнопромышленные профессии. Каждый из вас сможет побыть техником-геологом, горным разведчиком и инженером, горнозаводчиком и горнорабочим. Что ты хочешь добавить, Кимберлита?

– Многие люди, несмотря на опасность, остаются жить возле вулканов, потому что вулканы хорошо удобряют почву, и она даёт богатый урожай. Надо использовать вулканические удобрения по всему миру.

– А, по-моему, – перебила Кимберлиту бойкая рыжая соседка по парте, – мы забыли главное. Вулканы надо отгородить и пускать людей только на экскурсии. Вулканы – это единственная часть Земли, которую людям ещё не удалось испортить. И теперь лишь в вулканических парках можно увидеть настоящую природу.

– Ты немного погорячилась, Рутила, но, конечно, надо бережно хранить вулканическое наследие Земли. Возможно, учёные придумают ещё множество способов полезного применения вулканов. Может быть, когда-нибудь вулканы станут основным источником энергии на Земле.

И Кальдера Пепловна запела:

Сколько пользы от вулканов, кто сумеет сосчитать?

Перечислим вместе с вами: один, два, три, четыре, пять.

Вулканы вкусно кормят нас, это раз.

Вода их греет города, это два.

В них полный кратер кислоты, это три.

Вулкан всего целебней в мире, четыре.

Умеют камни создавать, это пять.

Вот зажат весь кулачок,

А есть ведь много дел ещё.

Вулкан даёт природный газ, это раз.

И сеет пепел на поля, это два.

Вулкан – отдушина Земли, это три.

Подружит всех учёных в мире, четыре.

Создан планету украшать, это пять.

Можем долго мы считать, но никогда нам не узнать,

Пользу всю, что из вулканов мы могли бы извлекать.

Запомните, дети:

Вулканов на свете

Примерно четыре тысячи.

И в каждом вулкане,

Для нас – великане,

Сокрыты большие выгоды.

И если вулкан не потухший,

Он действует или мирно спит,

Когда он проснётся,

Земля содрогнётся,

И басом вулкан заговорит.

Маленький Вулканоежка совсем позабыл, что перед ним бумага для рисования и куча сладостей. Как увлекательно, оказывается, учиться в школе! Как много интересного он сейчас узнал! Когда прозвенел школьный колокольчик и Кальдера Пепловна отпустила класс на перемену, Маленький Вулканоежка даже огорчился. Слишком быстро кончился урок.