Вы здесь

Путем отцов. О служении святых Небесному Отечеству и народу. Пастыри Церкви Христовой (Н. С. Посадский, 2014)

Пастыри Церкви Христовой

Многие древние иноки, сияющие благодатью Духа Пресвятого, избирались на кафедры епископские и творили суд и правду во всей вселенной. Они собирались на Вселенские Соборы и устанавливали правила благочестия, которые принимали христианские народы. И пошла новая жизнь на земле. Как сами иноки любили труд, избегали всякого стяжания и богатства, так и эта добродетель стала водворяться среди христианства. По правилам уже гражданских законов стали разрушать блудилища, строить больницы, дома для странников и убогих, школы, где изучали Закон Божий, где дети учились кротости, смирению, терпению, любви, где изучали жизнь подвижников благочестия. Христианство прекратило гладиаторские цирковые зрелища, рабам возвещало свободу во Христе и водворяло благочестие, веру, призывая всех к покаянию.

* * *

Глубоко почитается всем христианским миром святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, чудотворец (ок. f 345; память 6/19 декабря и 9/21 мая). Он с юных лет хранил целомудрие, часто посещал храм Божий, изучал Священное Писание. Видя благочестие отрока, родители отдали его на служение Богу, и по достижении зрелого возраста Николай был поставлен пресвитером города Патары. В этом сане святой проводил еще более строгую и подвижническую жизнь: пребывал постоянно в бдении, посте и молитве и все более совершенствовался в добродетельном житии. Для всех он был образцом несокрушимой веры и пламенной ревности по ней, высокого благочестия и безмерного смирения, кротости и незлобия, достохвальной чистоты и целомудрия, великого воздержания и истинно христианского человеколюбия. Так, узнав, что один бедный человек из-за крайней нужды решился пожертвовать честью трех своих дочерей, святитель Христов тайно подбросил ему в окно золото, и отец смог выдать девушек замуж.

Через несколько лет своего пастырства святитель Николай собрался в Палестину, желая посетить места, освященные жизнью Иисуса Христа и Его чудотворениями. В пути на море в нем открылся дар прозрения и чудотворения: он предвозвестил бурю и силой молитвы укротил ее, воскресил упавшего с мачты матроса. Святитель Николай решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Однажды ночью, стоя на молитве, святитель услышал голос: «Николай, пойди во всенародный подвиг, если хочешь получить от Меня венец». Повинуясь воле Божией, он оставил затвор и отправился в Миры Ликийские, где усердно молился в храмах и жил как нищий.

Промыслом Божиим, а не человеческим собором, святитель Николай был избран в архиепископы, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и добродетельной жизни. Епископам, молившимся Богу указать восприемника на Ликийскую кафедру, в таинственном видении было сказано, что достойнейший из всех – нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.

Сделавшись епископом, святитель Николай посвятил все свои труды на благо паствы: всех принимал с отеческой любовью, выслушивал прошения и жалобы и твердо защищал невинно гонимых. Святитель участвовал в I Никейском Соборе (325), пламенными речами изобличая ересь Ария, богохульно отвергавшего Сына Божия. Святитель, ревностно защищая чистоту Православия, даже ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь многим участникам Собора было видение: Сам Господь Иисус Христос вручил святителю Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. Во время голода в Ликии святитель Христов предстал во сне купцу, имевшему груз хлеба, и велел везти его в Миры, оставив в залог три золотые монеты, которые тот с изумлением обнаружил утром. Святой прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Однажды святитель Николай узнал, что трое из граждан невинно осуждены на смерть, поспешил на место казни, вырвал меч из рук палача и таким образом спас невинных. При этом авторитет его был так велик, что никто не смел противиться ему, зная, что творится Божия воля. Помогал святитель и тем, кого не знал совсем. Однажды он спас погибающий от бури корабль. Моряки, теряя всякую надежду, в отчаянии стали молиться ликийскому архипастырю, о котором столько слышали, и он вдруг явился у руля корабля и привел его в гавань. К нему без боязни шли за всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником.

Во время гонений на Церковь Христову при царе Диоклетиане святитель Николай с неустрашимостью поддерживал в вере свою паству, открыто проповедуя имя Христово. За это он вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он терпеливо переносил голод, жажду и тесноту, не допуская даже мысли об отречении от Иисуса Христа. Святитель не переставал заботиться о заключенных вместе с ним христианах.

Голодных он питал словом Христовым, жаждущих поил водами благочестия. Он поддерживал в них веру во Христа Бога и утверждал их в крепком исповедании Его перед мучителями, чтобы они могли пострадать за Христа до конца. Господь сохранил Своего угодника – «мученика изволением» и «без крове венечника» – для дальнейшего прославления имени Божия.

Послужив во славу Христа Бога, святитель Николай мирно почил. Господь сподобил его честное тело нетления, и мощи его по сей день источают целебное благодатное миро.

Много чудес сотворил святитель Христов Николай. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена, избавлял от уз и темницы, освобождал от смерти и подавал многим исцеления, слепым – прозрение, хромым – хождение, глухим – слух, немым – дар слова. Он помогал бедствующим в крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед.

* * *

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский († 397; память 7/20 декабря). Принадлежал к знатному роду, родился в семье римского наместника Галлии. Святитель получил блестящее юридическое образование, был известен как лучший адвокат Рима. Был назначен префектом (наместником областей) и быстро снискал уважение к себе. Однажды святитель Амвросий присутствовал по долгу службы в церкви на собрании по поводу избрания Медиоланского епископа. Вдруг грудной младенец, не умевший говорить, закричал: «Амвросий – епископ!» Народ признал это за указание Божие и стал убеждать уважаемого префекта принять управление Церковью. Святой Амвросий принужден был уступить желанию народа и, приняв Святое Крещение, был возведен в сан епископа Медиоланского. Отныне он стал сочетать суровое воздержание, долгие бдения и труды с исполнением обязанностей пастыря Церкви Христовой. Многих неверующих обратил он к вере. Будучи строг к себе, он был добр и ласков ко всем. Бедные находили в нем защитника и друга. Святитель Амвросий всем был вся: он радовался с радующимися, а плакал с плачущими.

Наделенный даром чудотворения, святитель многих исцелил от болезней. Когда святитель Амвросий молился на литургии, одна расслабленная женщина прикоснулась к краю его ризы и тотчас же выздоровела. По христианскому незлобию он исцелял и врагов: когда подосланный арианами человек пытался убить святителя, рука злодея внезапно засохла; Амвросий же исцелил его, отпустив с миром. Во Флоренции святитель воскресил умершего мальчика.

Имел святитель Амвросий и дар пророческий. Когда император Грациан готовился к войне против готов, то святитель предсказал ему победу над врагами и благословил его знамена, на которых было начертано имя Христово. И одержал Грациан славную победу над готами по молитвам угодника Божия.

Святитель Амвросий отстаивал единство Церкви и неустанно боролся с арианской ересью. Ревностный проповедник и мужественный защитник веры Христовой, святитель Амвросий много скорбей и бед претерпел от ариан. Его пытались убить, оклеветать, хотели отправить в заточение, но благодать Христова хранила святителя. Один раз в храм, когда святитель Амвросий поучал народ, вошел арианин. И увидел сей еретик, как Ангел Божий шепчет что-то на ухо Амвросию. Уразумев, что епископ возвещает народу речи, внушенные ему Ангелом, арианин немедленно присоединился к Церкви Христовой.

Однажды император Феодосий в гневе велел предать смерти тысячи возмутившихся солунян. Амвросий написал царю письмо, упрекавшее его в жестокости. Когда же Феодосий, не отменив своего жесткого приговора, вошел в собор, чтобы причаститься Святых Таин, то Амвросий не допустил его до причастия. Царь сказал Амвросию, что и Давид согрешил, но не лишился милости Божией; Амвросий же ответил: «Ты подражал Давиду согрешившему, подражай же ему и в раскаянии». Царь принес покаяние и был допущен до причащения.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести истину. Царица маркоманов (германское племя) Фритигильда просила святителя Амвросия, чтобы он научил ее вере во Христа. Святитель написал ей подробное наставление в вере христианской, и крестились царица и супруг ее.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами; крещаемым в ту ночь детям он явился в видении. А перед самой смертью святитель Амвросий увидел Господа Иисуса Христа, Который шел к нему навстречу, являя ему Свой Божественный лик.

* * *

Святитель Спиридон, епископ Трими-фунтский († ок. 348; память 12/25 декабря) родился на острове Кипр в семье простого поселянина. Вступив в супружество, он в семейной жизни подражал высоким образцам ветхозаветных патриархов. После смерти жены святитель за смиренномудрие и христианскую простоту был избран епископом города Тримифунта. Святитель Спиридон отличался необычайной доброжелательностью и душевной отзывчивостью. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил святителя благодатными дарами прозорливости и чудотворения. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре по его молитвам пошли дожди, и прекратилось бедствие; благодатью Божией святой оживил умершего ребенка, а затем и его мать, при виде чуда упавшую от радости бездыханной; святитель Спиридон разговаривал со своей умершей дочерью Ириной. А когда к нему пришел бедняк и попросил денег, чтобы купить себе хлеба, то святитель претворил змея в золото и дал просившему; когда же тот принес ему долг, то святой сотворил обратное чудо – обратил золото в змея.

Однажды святитель поспешил на помощь к своему оклеветанному и приговоренному к смертной казни другу. На пути ему встретился многоводный поток. Тогда святитель Спиридон с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву – поток расступился и святитель вместе со своими спутниками перешел посуху на другой берег.

Много чудес совершил святитель Спиридон. По его молитвам во время богослужения чудесно наполнилась елеем угасавшая лампада. Известен случай, когда святому незримо сослужили Ангелы, и после каждой ектении слышалось их пение: «Господи, помилуй».

Как епископ, святитель Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению.

Как известный ревнитель веры, святитель Христов присутствовал на I Вселенском Соборе, где своей богомудрой речью и чудодейственной силой опроверг лжемудрых защитников арианства и обратил ко Христу одного языческого философа, признавшего, что устами Спиридона говорил Сам Бог. Святитель так объяснил арианам единство Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы: взяв в руки кирпич, святой стиснул его – вверх метнулся огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

«Вот три стихии, а кирпич один, – сказал святой. – Так и в Пресвятой Троице – Три Лица, а Божество Едино».

А по дороге в Никею на Собор святитель совершил такое чудо. Когда святитель Спиридон остановился на ночлег в одной гостинице, ариане отрезали головы коням, чтобы святитель не смог продолжать путь и не присутствовал на Соборе. Утром обнаружено было их злодеяние. Святитель Христов, уповая на милость Божию, повелел слуге приложить головы коней к их мертвым телам. Слуга в спешке перепутал и приложил голову белого коня к вороному, а голову вороного к белому. По молитве святителя Спиридона кони ожили, и «иде ими святой Спиридон в путь свой, чудящимся людем на то зрящим, яко вороной конь имел белую голову, белый же конь вороную». Так были постыжены еретики.

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова его были о любви к Богу и ближним. Во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Тело его было погребено в храме в честь святых апостолов в городе Тримифунте. Мощи святого и поныне почивают на острове Керкира (Корфу), в городе Керкире. Рука святителя находится в Риме.

* * *

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский († 407; ок. 34714/27 сентября 407) – архиепископ Константинопольский, богослов. Почитается как один из трех Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

Родился святитель в Антиохии в семье чиновника… Юноша учился у лучших философов и риторов. Он рано обратился к углубленному изучению Священного Писания. Святитель Мелетий Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был сделан чтецом. После того как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провел, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни».

Конец ознакомительного фрагмента.