Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви
ИС 13-306-0463
Предисловие
Евангельское благовестие есть благовестие о сшедшем с небес и пришедшем на землю, воплотившемся и вочеловечившемся Сыне Божием. Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16), великая она и глубокая настолько, что превосходит разумение не только человеческое, но и ангельское.
Бог есть высочайшая Любовь и неисчерпаемый Источник любви. Эта любовь Божественная проявилась в творении мира и в промышлении о нем. Но человечеству беспредельная Любовь и Промысл Божий явились в том, что Бог благоволил сделаться Спасителем людей. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Сам Отец Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8, 32). Поэтому снисхождение Бога на землю и Его вочеловечивание – еще больший акт любви Божией, чем творение мира. По отношению к людям Бог есть Отец, подающий им Свои блага, открывающий Свои объятия каждому грешнику кающемуся.
О цели Своего пришествия в мир Христос говорит так: Прииде бо Сын Человеческий (взысками и) спасти погибшаго (Мф. 18, 11). Пришедши на землю, чтобы спасти нас, Господь Сам благоволил называть Свой великий подвиг служением: Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20, 28; ср.: Мк. 10, 45).
Воплотившийся Единородный Сын Божий через Свое служение роду человеческому совершил великое дело примирения Бога с человеком и человека с Богом. Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом по благодати, и это потому, что Слово, Сын Божий, единой Сущности со Отцом, Истинный Бог – Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30). Будучи Истинным Богом, Иисус Христос – вместе и Совершенный Человек, единосущный нам и во всем, кроме греха, подобный нам.
Пришествие Сына Божия в мир было послушанием, покорностью воле пославшаго Его Отца (Ин. 6, 38). В воплощении Он бесконечно Себя истощил, или умалил во славе, зрак раба приим (Флп. 2, 6). Вся жизнь Иисуса Христа была как единый, непрерывный подвиг Его смирения, послушания воле Божией, страданий и скорбей.
И более всего любовь Христова проявилась, превосходя всякое понимание, в вольной смерти на Кресте, о чем апостол Павел повествует, что Бог Свою любовь к нам доказывает тем, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре (Рим. 5, 8). Мы спасены милосердной, сострадательной, человеколюбивой, самопожертвованной, жертвенной любовью Христа Бога.
«Он стал Человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снишел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении» (святитель Григорий Богослов).
Слово Божие изображает великое дело нашего искупления в разных частях, указывая, с одной стороны, от каких зол избавил нас Господь, а с другой, какие блага приобрел нам:
1. Мы были грешники и потому нечисты пред Богом – Христос очистил нас от грехов Своей кровью: Кровь Иисуса Христа Сына Его (Божия) очищает нас от всякаго греха (1 Ин. 1, 7).
2. Мы были виновны пред Богом и находились под Его клятвой, терпели наказание – Христос искупил нас и от виновности за грехи, и от клятвы или наказаний, принеся Правде Божией Кровь Свою в цену избавления за нас: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3, 13).
3. Мы были враги Богу по грехам своим – Христос примирил нас с Ним Своей смертью: Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его (Рим. 5, 10).
4. Мы были рабами греха (см.: Рим. 6, 20), пленниками диавола (см.: 2 Тим. 2, 26), осуждены на смерть (см.: Быт. 3, 19) – Христос освободил нас от рабства греху, избавил от власти диавола, спас от смерти Своей смертью: Истребив еже на нас рукописание ученьми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на Кресте; совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе, восторжествовав над ними Собою (см.: Кол. 2, 14–15). Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Кор. 15, 22).
Спасши, таким образом, нас от греха и всех гибельных следствий греха Своей смертью, Господь Иисус стяжал для нас в то же время величайшие блага.
5. Он установил Своей Кровью Новый Завет и воссоединил нас с Богом: И сего ради новому завету Ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии (Евр. 9, 15).
6. Он даровал нам Своей смертию средства быть праведными и святыми: Иже грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем (1 Пет. 2, 24). И вас иногда сущих отчужденых и врагов помышленми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представити вас святых и непорочных и неповинных пред Собою (Кол. 1, 21–22).
7. Он усыновил нас Богу и соделал присными Ему (то есть своими Богу): Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего (Единороднаго), раждаемаго от Жены, бываема под законом, да подзаконным искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4, 4–5). Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2, 19).
Священное Писание называет Господа Иисусом, то есть Спасителем, потому что спас нас от смерти, от греха (см.: Мф. 1, 21; Лк. 2, 11; Тит. 2, 13–14; Деян. 6, 31); Ходатаем, или Посредником, потому что примирил нас с Богом (см.: 1 Тим. 2, 5; Евр. 8, 6; 9, 15; 12, 24); Архиереем, или Первосвященником, потому что принес Себя за нас в жертву на Кресте и заслужил для нас этой умилостивительной жертвой избавление от всех зол и вечные блага (см.: Евр. 2, 17; 4, 14; 5, 9-10 и др.); Споручником новаго завета (Евр. 7, 22), потому что смертию Своею уплатил долг наш пред Богом за наши грехи, истребив еже на нас рукописание ученми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на Кресте (Кол. 2, 14).
Искупительный подвиг Иисуса Христа – источник всех духовных благодеяний для верующих. От исполнения Его мы вси прияхом и благодать воз благодать (Ин. 1, 16), то есть все возможные благодарные дары стали доступны людям, осуществляющим полноту христианской жизни. Человечество получило доступ в Небесное Царство, возможность теснейшего общения с Богом. Сей Самый Дух спослушествует (свидетельствует) духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы, наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 14–17).
Как дети и наследники Божии, истинные христиане могут участвовать во всем, что принадлежит Богу: в святости, в бессмертии, в славе и блаженстве. Как сонаследники Христу, люди приобрели возможность в какой-то мере приблизиться к тому прославлению, которое даровано Искупителю по Его человечеству: Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне (Ин. 17, 24). Темже убо ктому несте странни и пришелцы, – говорит апостол Павел о христианах, – но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2, 19). О славе святых говорит Сам Спаситель: Праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их (Мф.13, 43).
Аз есмь Путь и Истина и Живот (Ин. 14, 6). Сын Божий пришел в мир, чтобы в этой полноте открыть путь человечеству к личному спасению каждого из нас и тем самым направить сердца человеческие к достижению Царства Божия, чтобы помочь утвердиться на этом пути спасения в стяжании личной духовной чистоты и святости. Первое было полностью осуществлено Христом. Второе зависит от самих людей, хотя осуществляется действием благодати Христовой в Святом Духе.
Иисус Христос возвестил людям о спасении и Своей святой и безгрешной жизнью показал им путь праведного жития: Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите (Ин. 13, 15). Указанный Им путь ко спасению остается единственным и непреложным на все времена. Христос о Своем учении говорит: Яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15, 15). Поэтому в этом учении заложена вся глубина богопознания и вся полнота нравственного учения.
Глубина богопознания, возвещенного Христом, и недосягаемая высота нравственного учения Евангелия позволяет сказать, что евангельский закон есть закон новый по сравнению с законом ветхозаветным. Поэтому и Христос Спаситель, раскрывая высоту и силу христианской любви, говорил: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, якоже возлюби вы (Ин. 13, 34). Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13).
Возвещенный Иисусом Христом евангельский закон предназначен не для одного какого-либо народа, а для всего человечества. Это видно из данной Им апостолам заповеди: Шедше убо научите вся языки (Мф. 28, 19), – и: Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк. 16, 15). И апостолы, облеченные в день Пятидесятницы силою свыше, изшедше проповедаша всюду (Мк. 16, 20), продолжая подвиг служением.
Со дня Пятидесятницы Дух Святой обитает в Церкви как Освятитель. Апостол от лица всех учеников Христовых говорит: Любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5). И теперь они, подобно тому как прежде, предпочтительно перед всеми другими людьми, были наставляемы Небесным Учителем (см.: Ин. 17, 6, 8), сами старались наставить и утвердить в истинах веры предстоятелей Церквей сообразно с самим назначением их пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 28).
Пастырям Церкви особенно заповедали святые апостолы держаться вернаго словесе по учению (Тит. 1, 9), образ иметь здравых словес и доброе завещание соблюдать Духом Святым (2 Тим. 1, 13–14). Их-то и обязывали апостолы передавать слышанное при многих свидетелях учение своим будущим преемникам, верным человеком, иже довольны были бы и иных научити (2 Тим. 2, 2).
«Ежели апостолы знали сокровенные тайны, – пишет святитель Ириней Лионский, – которые открывали только совершенным, а не всем людям; то преимущественно они сообщали тайны сии лицам, коим поручали самыя Церкви. Ибо апостолы хотели, чтобы те, которых они оставляли своими преемниками и которым передавали собственное свое служение учительства, были весьма совершенны и неукоризненны во всех отношениях, так как от непогрешительного действия этих лиц долженствовало зависеть великое благо, а от погрешительного – величайшее зло»[1]. И история свидетельствует, что достойные преемники апостолов вполне соответствовали этому призванию.
«Они что нашли в Церкви, – как говорит один из учителей, – то и содержали; чему сами научились, тому и учили; что прияли от отцов, то передали и детям».
Социальное служение отцов – вид богословия, жизнь во Христе, жизнь во Святом Духе и жизнь в Церкви.
В Послании к римлянам дарами Духа апостол называет и пророчество, и служение, и учительство, и начальствование, и благотворительность (см.: Рим. 12, 6–8). По мысли его, в Церкви нет дарований, которые служили бы каждому в его обособленности, но все дарования служат к общей пользе всей Церкви. В отношении к Источнику они – дарования, в отношении к Церкви – служения. Каждое служение есть явление Духа (1 Кор. 12, 7). Здесь-то и источник единства всех в Церкви. Все мы одним Духом крестились во едино тело, и все напоены единым Духом (см.: 1 Кор. 12, 13). Поэтому и увещевает апостол, чтобы в усердии не ослабевали, духом пламенели, Господу служили (см.: Рим. 12, 11).
Спаситель мира указал два пути, два образа жизни для верующих в Него: путь или жительство, доставляющие спасение, и путь или жительство, доставляющие совершенство. Каким путем следовать Господу – личное дело каждого.
Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим и во врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей. Деятельность, состоящая в исполнении евангельских заповедей действиями тела, необходима для спасения, недостаточна для совершенства. При этой деятельности нужно храниться, чтобы добрые дела и служение ближним не сделались неугодными Богу, как у евангельского фарисея. Апостол говорит: Кийждо якоже прият дарование, каждый тем даром, какой получил, между себе сим служаще, служите друг другу, яко добрии строителие различным благодати Божия (1 Пет. 4, 10).
Правильный признак христианской деятельности – смирение.
Богач пусть подает милостыню из имения, не как из своего, но как из врученного ему Богом. Начальствующий пусть благодетельствует из высокого положения, не как из собственного, но как из доставленного ему Богом. Тогда начнет являться в совести вопрос о собственной деятельности, как то было с праведным Иовом: удовлетворяет ли она требованию Божию? Нет ли в ней больших или малых недостатков? Тогда мало-помалу начнет образовываться понятие о жительстве более совершенном, о служении ближним как Самому Христу. Хотя падшему человеческому естеству несвойственны евангельские добродетели, но нужно принуждать себя к ним и испрашивать их у Бога смиренной, соединенной с сердечным плачем молитвой.
Самая великая и самая важная заповедь: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 37–39; Мк. 12, 30–31; Лк. 10, 27).
Евангельское учение и дела милосердия Иисуса Христа зажгли любовь и веру в сердцах учеников до такой степени, что они оставили все и последовали за Ним. Так и последователи Христа в основу своей жизни должны положить любовь к Богу, которая должна простираться до готовности ради имени Божия погубить свою жизнь, и любовь к ближнему, которая должна обнимать не только друзей и близких, но и ненавидящих нас врагов, и простираться до самопожертвования. Выше и плодотворнее этого начала для нравственной жизни ничего нельзя и представить.
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, – благовествует Евангелие. – Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 31, 34–40).
Путь и жительство, доставляющие совершенство, Господь назвал последованием Себе, так как они служат точнейшим выражением учения, преподанного Господом, и посильным подражанием тому роду жизни, который проводил Господь во время Своего земного странствования. Условия последования, ведущие к совершенству, Господь изобразил так:
Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене… взем крест (Мф. 19, 21; Мк. 10, 21; Лк. 18, 22). Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 26; ср.: Мф. 10, 37, 38). Иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик (Лк. 14, 33). Здесь предписаны именно те условия, из которых составляются существенные обеты монашества; а монашество в начале своем, как мы знаем, было не что иное, как уединенное, отдаленное от молвы жительство христиан, стремившихся к христианскому совершенству.
Боголюбивые люди, которые по Святом Крещении не только пресекли действие страстей, но восхотели победить и сами страсти и быть бесстрастными, каковы были святые преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий, Сергий Радонежский и прочие богоносные отцы, имели благое намерение очистить самих себя, как говорит апостол, от всякия скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), ибо знали, что сохранением заповедей очищается душа, очищается ум, и прозревает, и приходит в естественное состояние; ибо заповедь Господня светла, просвещающая очи (Пс. 18, 9). Они поняли, что, находясь в мире, не смогут удобно совершать добродетели, и измыслили себе особенный образ жизни, особенный порядок, особенный образ действования – монашеское житие.
И начали они убегать от мира и жить в пустынях, подвизаясь в постах, во бдениях, в терпении разных злостраданий, совершенно отрекались от отечества и сродников, имений и приобретений, одним словом, они распяли себя миру, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волей Божией, стяжать любовь к Богу и ближним.