Вы здесь

Путеводитель по Петербургу. Увлекательные экскурсии по Северной столице. 34 маршрута. Шестая экскурсия. Соляной городок – Музей обороны Ленинграда – Музей барона Штиглица – Церковь Святого Пантелеимона (А. Ю. Гусаров, 2016)

Шестая экскурсия

Соляной городок – Музей обороны Ленинграда – Музей барона Штиглица – Церковь Святого Пантелеимона

Соляной городок

Напротив Летнего сада, на другой стороне реки Фонтанки, расположен монументальный комплекс, известный в нашем городе как Соляной городок. Район Соляного городка ограничен улицами Пестеля и Гангутской, Соляным переулком и рекой Фонтанкой.

В петровское время этот участок занимала партикулярная верфь, где строились небольшие гражданские суда. Верфь построили на берегу реки Фонтанки, напротив Летнего сада, в 1716 г. В 1721 г., по ходатайству управляющего верфью И.С. Потёмкина, построили деревянную церковь Св. Пантелеимона, перестроенную позднее в камне.

От комплекса построек Партикулярной верфи до нашего времени сохранилась лишь Пантелеимоновская церковь.

Примерно в 1780-х гг. бывшую верфь перестроили под склады соли и вина. Именно с этого времени за территорией закрепилось название Соляной городок.

В 1780 г. архитектор Ф.И. Волков выстроил огромный комплекс с фасадом, выходящим на Фонтанку, сохранившийся до настоящего времени. Нынешнее оформление здание получило уже в XIX столетии, когда в 1869–1870 гг. архитектор Л.Ф. Фонтана придал ему барочный вид. В тот год здесь проходила большая Всероссийская промышленная выставка, после которой в помещение въехало три музея. Сельскохозяйственный музей имел вход со стороны Гангутской улицы, Кустарный музей располагался по Соляному переулку, а Музей прикладных знаний открылся на улице Пестеля.


Соляной городок


Для Сельскохозяйственного музея в 1876–1879 гг. на части Соляного городка по проекту архитектора И.С. Китнера построили отдельное здание. Коллекция музея знакомила посетителей с различными отраслями сельского хозяйства. Особый интерес вызывал отдел сельскохозяйственных машин и орудий. Новой в начале XX в. стала экспозиция, посвященная рыбоводству. Этот замечательный музей просуществовал до конца 1940-х гг., когда был закрыт.

Интересна история Кустарного музея. Для него даже выстроили отдельное здание (Соляной переулок, 9), реконструировав старые постройки. В 1945 г. в его помещениях открылся Музей обороны Ленинграда, просуществовавший до 1949 г.

Музей обороны Ленинграда

Открытие этого музея состоялось 27 января 1946 г. в здании Кустарного музея (Соляной пер., 9). В этом музее собрали более 20 тысяч предметов, связанных с блокадой и обороной города в годы Великой Отечественной войны.

Для посетителей в 37 залах были выставлены образцы оружия, защищавшего город, документы и карты того периода, агитационные плакаты, призывавшие к борьбе с врагом, и различные предметы – свидетели блокадного быта осаждённого фашистами города.


Музей обороны Ленинграда


Экспонаты Музея обороны Ленинграда


К сожалению, музей просуществовал недолго, в 1949 г. его закрыли для посетителей, причём часть экспонатов оказалась утеряна – множество фотографий, подлинных документов, уникальных предметов сожгли во дворе музея. Официально его ликвидировали в 1953 г. Только в 1989 г. на старом месте, но в одном зале, открылась небольшая экспозиция Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.

Музей барона Штиглица

На территории Соляного городка, рядом с Сельскохозяйственным и Кустарным музеями, в 1885–1895 гг. архитектор М.Е. Месмахер построил комплекс зданий Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица (Соляной пер., 13–15).

Училище готовило художников декоративно-прикладного искусства, учителей рисования и черчения. Его открытие и существование полностью обязано известному российскому банкиру и меценату Александру Людвиговичу Штиглицу, который завещал 9 млн руб. на нужды этого учебного заведения.




Музей училища барона А.Л. Штиглица


В Училище барона Штиглица преподавали известные мастера живописи и скульптуры: А.Т. Матвеев, В.В. Матэ, М.К. Клодт, А.И. фон Гоген и некоторые другие. Среди знаменитых выпускников назовём скульптора М.Г. Манизера, графика А.П. Остроумову-Лебедеву, художников К.С. Петрова-Водкина и А.А. Рылова.

В наши дни Училище продолжает свою образовательную, научную и просветительскую деятельность и официально называется Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица.

В комплекс построек училища входит отдельное здание музея, автором проекта которого является тот же архитектор М.Е. Месмахер. Причём помещения музея спроектированы зодчим так, чтобы они сами могли служить обучением студентов. В тридцати двух залах музея, вернее, в их отделке, вы познакомитесь с абсолютным большинством направлений и стилей. Для этого тщательно прорабатывались все детали интерьеров, их обстановка, точность стилевого исполнения. Месмахер активно привлекал и учащихся к изготовлению резьбы, изразцов и майолики. Студентами нанесена вся настенная и плафонная (потолочная) живопись.


Интерьер музея училища барона А.Л. Штиглица


Один из петербургских журналов писал: «Вступая через главный вход в просторный вестибюль, посетитель, привыкший к казарменной архитектуре большинства наших музеев, сразу чувствует себя здесь в непривычной обстановке: полированный гранит, мраморы, бронза, живопись – всё это богатство в художественных сочетаниях поражает и ослепляет».

Этот музей открыт для знакомства учащихся училища с лучшими образцами живописи, графики, скульптуры и народно-прикладного творчества. Одни экспонаты музей закупал, а другие дарили благотворители.

К 1917 г. музей училища Штиглица насчитывал более 15 тысяч предметов, и бόльшая их часть в итоге попала в Государственный Эрмитаж.

В наши дни собрание Музея насчитывает более 35 тысяч экспонатов, а его экспозиция развернута в 14 залах первого этажа.

Церковь Святого Пантелеймона

Рядом с Училищем Штиглица стоит церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона (ул. Пестеля, 2а), возведенная в 1739 г. на углу Соляного переулка и Пантелеимоновской улицы, которая сейчас называется улицей Пестеля. Второе название церкви – Гангутская.

История храма, как говорилось выше, началась со строительства партикулярной верфи. В 1721 г. для ее работников построили деревянную церковь Святого Пантелеимона. Новый каменный храм заложен по проекту, предположительно, архитектора И.К. Коробова рядом со старой деревянной в 1734 г. Через пять лет строительные и отделочные работы завершились, и 27 июля, в день памяти святого Пантелеимона, храм освятили.

С архитектурной точки зрения это здание в стиле барокко достаточно типично для своего времени: одноглавое бесстолпное строение с трапезной и колокольней по фасаду украшено пилястрами дорического ордера. Гранёный купол с небольшой главкой в виде луковицы покоится на восьмигранном барабане, а шпиль колокольни венчает небольшую главку.

В 30-х гг. XIX столетия церковь капитально перестроили под руководством архитектора В.И. Беретти. Прямой потолок зодчий заменил деревянными сводами, которые поддерживают восемь каменных колонн с облицовкой из искусственного мрамора. На куполе появились росписи, а на фасаде установили мраморные барельефы работы скульптора А.В. Логановского. В 1875 г. с северной стороны алтаря к зданию пристроили ризницу, а с южной возвели притвор. Позднее храм неоднократно реставрировали и ремонтировали.


Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона


Церковь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона с самого начала являлась своеобразным памятником, посвящённым морским победам Русского военного флота, в частности разгрому шведов при Гангуте и Гренгаме 27 июля 1720 г. Большие мемориальные доски на фасаде здания перечисляют воинские части и гребные суда, участвовавшие в том сражении.

Некоторое время в XX в. в храме размещалась выставка «Гангутская слава», подробно рассказывавшая историю морского сражения. В 1946 г. по проекту архитекторов В.А. Каменского и А.А. Леймана на фронтоне соседнего с церковью дома открыли мемориал в память о героических защитниках полуострова Ханко, русское название которого – Гангут.


Мемориал памяти защитников полуострова Ханко

Пусть слово в слово входит круто,

Пусть будут камнями слова.

Пусть слава русского Гангута

Вовек останется жива.

М.А. Дудин