Девятая экскурсия
Императорский фарфоровый завод – Скорбященская церковь
Императорский фарфоровый завод
Императорский фарфоровый завод (пр. Обуховской обороны, 151) считается первым подобным предприятием в нашей стране и относится к старейшим в Европе. Завод основан в 1744 г. шведом Христофером Гунгером при участии барона Ивана Антоновича Черкасова. Фарфоровое производство организовали за городом, и первоначально оно называлось Невской порцелиновой мануфактурой. На заводе производили посуду для Императорского двора, и заведовал производством мастер и новатор Дмитрий Виноградов. С 1779 г. на предприятии работает французский мастер Жан-Доминик Рошет, создатель серии фарфоровых фигур «Народы Российского государства» и Арабескового сервиза.
С конца XIX столетия заказы императорский семьи изготовляли на заводе, который носил новое название – Императорский фарфоровый завод. Один из двух выпущенных экземпляров заказа шёл в музей, открытый на предприятии. Пополнение заводской коллекции происходило весь прошлый век.
В 1925 г. Фарфоровому заводу присвоили имя М.В. Ломоносова, поэтому позднее стала употребляться короткая форма названия предприятии – Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ). С этим клеймом продукция предприятия выпускалась до 2005 г., пока вновь не изменили название завода, вернув историческое.
Императорский фарфоровый завод
Продукция Императорского фарфорового завода
В основе современного производства фарфоровых изделий лежит технология, разработанная в середине XVIII столетия Д.И. Виноградовым.
Фарфоровая масса приготовляется из каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и различных добавок. Раньше в состав фарфора включали белую глуховскую глину из Черниговской области.
После размешивания жидкой фарфоровой массы её заливают в гипсовые формы. Затем из неё извлекается наполовину готовое изделия, которое требует обработки и сушки. Фарфоровые изделия обжигают при температуре 900 °C в течение суток, а после покрытия изделия глазурью его вновь помещают в печь на двое и более суток, но уже при температуре 1380–1430 °C.
Расписывают фарфоровые изделия художники, и даже массовые изделия приходится дорисовывать вручную. В настоящее время Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге выпускает около 4 тысяч наименований изделий от чайных и столовых сервизов до жанровых скульптур, ваз и декоративных блюд.
Скорбященская церковь
На левом высоком берегу реки Невы, прямо за Железнодорожным мостом, стояла знаменитая на весь Санкт-Петербург церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (пр. Обуховской обороны, 24).
Во второй половине XVIII в. в этом месте построили небольшую деревянную часовню, отметив ей место, где крестьяне нашли икону «Всех Скорбящих Радость».
Точных данных о происхождении этой иконы нет. Городская легенда связывает появление образа с именем купца
С.И. Матвеева, подарившего её в часовню. Икону выловили в Неве, и она находилась у матери купца до её кончины. Другая легенда гласила, что икону прибило волной к речному берегу, и в память об этом местные жители поставили там часовню. Ещё одно народное предание говорило о купце, спасшемся от жестокой бури на реке и в память об этом построившем часовню для чудотворной иконы, находившейся с ним в тот тяжёлый день. Это всё местные поверья, и что случилось на самом деле, нам неизвестно.
Правда лишь то, что известность к иконе пришла в результате буйства стихии, но много позже времени её появления в Петербурге. День 23 июля 1888 г. стал знаменательным в её истории. Во время грозы в здание ударила молния, и деревянная постройка загорелась, стекло киота иконы «Всех Скорбящих Радость» треснуло, и она упала на пол, на кучу монет, рассыпавшихся из ящика для пожертвований. Большей частью это были грошики – маленькие, словно семечки, монетки, достоинством 1/2 копейки. Двенадцать из них будто приклеились к живописной поверхности, при этом сами краски словно обновились и стали яркими. Позднее одна монетка отпала.
Буквально сразу после того знаменательного пожара к часовне потянулось множество паломников – известность и популярность новой святыни росла быстро. К 1891 г. приход собрал более 40 тыс. руб. пожертвований на большой отдельный храм и, получив разрешение властей, заложил 12 июня 1894 г. церковь в неорусском стиле по проекту архитекторов А.И. фон Гогена и А.В. Иванова. Через четыре года церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» открыли для прихожан и паломников.
Удивительно нарядный храм на 1200 человек располагался на высоком цоколе. Основную часть церкви в виде мощного куба венчало пять глав, центральная была большего размера. Стройная, шатровая колокольня располагалась над центральным входом в храм, решённым в виде арочного портала. Наружные стены покрывал специальный облицовочный кирпич, архитектурные элементы, такие как множественные кокошники и колонки, форма оконных проемов, шатры боковых пристроек делали Скорбященскую церковь весьма живописной. Кресты на храме установили стеклянные, сверкавшие на солнце на многие версты.
Скорбященская часовня на пр. Обуховской Обороны
Иконостас из дуба вырезал мастер И.П. Платонов по эскизам архитектора А.В. Иванова. Первоначально храм расписал художник С.И. Садиков, но в 1913 г. его живопись заменили на новую в стиле Андрея Рублева, более подходящую архитектуре церкви.
Для чудотворной иконы «Всех Скорбящих Радость» справа от иконостаса поставили отдельный киот. Постоянно образ хранился в часовне, но в праздничные дни его переносили в Скорбященскую церковь.
В 1907 г. специально для чудотворной иконы рядом с храмом заложили каменную часовню, освящённую спустя два года. Проект здания на 600 человек в стиле храмов XVII столетия составил А.И. фон Гоген.
В истории часовни и знаменитой петербургской иконы не обошлось без криминального происшествия. В осеннюю ночь 1910 г. злоумышленники взломали металлическую дверь и попытались вынести дорогой оклад и нарядное украшение чудотворной иконы, общая стоимость которых превышала тогда 120 тыс. руб. К счастью, попытка кражи не увенчалась успехом – сторожа вовремя заметили воров и подняли тревогу. Но трагедия в этот день всё же произошла: настоятель храма протоиерей Митрофан Дормидонтович Никифоровский скончался от сердечного приступа после сообщения об инциденте в часовне.
В ноябре 1932 г. городские власти закрыли Скорбященскую церковь и через год снесли эту красоту под надуманным предлогом строительства порта. Часовню закрыли в апреле 1938 г., а чудотворную икону передали в церковь «Кулич и Пасха», где она находится и поныне. Часовня сохранилась до настоящего времени и восстановлена в прежнем виде. Есть планы заново отстроить и церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», но реальных шагов в этом направлении пока не сделано.
Конец ознакомительного фрагмента.