Восьмая экскурсия
Александро-Невская лавра – Памятник Александру Невскому – Мост Александра Невского – Охта
Александро-Невская лавра
Начало строительства монастыря (наб. реки Монастырки, 1) на берегах реки Невы связано с одной петербургской легендой. Однажды, а дело было в 1710 г., царь Пётр Алексеевич осматривал местность вдоль русла Невы и обратил внимание на то место, где, по преданию, в 1240 г. новгородский князь Александр разбил шведский отряд. Указав на историческое место, царь повелел основать здесь монастырь во имя Святой Троицы и святого князя Александра Невского. Архимандрит Феодосий, назначенный настоятелем, освятил на месте будущей лавры крест с надписью «На сем месте созидаться монастырю».
Спустя некоторое время на историческом месте поставили небольшую часовню, а в 1713 г. в присутствии царя Петра I освятили церковь во имя Пресвятой Богородицы. Через год рядом с этим храмом построили деревянные кельи. С этого момента здесь началась монастырская жизнь. Лаврой монастырь стал в 1797 г.
В 1717 г. в монастыре начали строить храм во имя Святого Александра Невского, освящённый спустя шесть лет. В 1724 г. повелением государя мощи благоверного князя перевезли из Владимира в Санкт-Петербург. Царь-реформатор хотел видеть в своей новой столице большой монастырь, как в Киеве или Москве, и торопился с постройкой основных зданий новой обители.
Александро-Невская лавра
Ещё в 1715 г. архитектор Д. Трезини составил проект каменного монастыря, утверждённый царём Петром Алексеевичем. Проект этот не воплотили в жизнь, и он остался только на гравюре знаменитого художника А. Зубова. В следующем году на территории монастыря начались строительные работы, и работы вели другие архитекторы: К. Конрад и Т. Швартфегер. Из братских корпусов они вначале строят северо-восточный, получивший название Духовского. В 1725–1727 гг. архитектор Т. Швертфегер возводит юго-восточный, Феодоровский корпус. Последними пристраивают Семинарский и Просфорный корпуса, так что к 1773 г. возведение монастырского комплекса в общем завершается.
Первой каменной постройкой является угловая Благовещенская церковь, строительство которой началось в 1716 или 1717 г. и продолжалось до 1722 г. В нижней части храма решили устроить усыпальницу, а верхний храм освятили во имя Святого князя Александра Невского, и царь лично внёс сюда мощи благоверного князя.
Через год освятили и нижнюю церковь во имя Пресвятой Богородицы, где начали хоронить известных петербуржцев. В октябре 1723 г. здесь похоронили царицу Прасковью Фёдоровну – жену царя Иоанна V. Вскоре в усыпальнице появились ещё две могилы: сына Петра I царевича Петра Петровича, который умер в возрасте четырёх лет, и царевны Натальи Алексеевны, приходившейся сестрой царю.
В первой половине XVIII столетия здесь были похоронены граф А.П. Апраксин, граф П.И. Ягужинский, княгиня Е.Д. Голицына, А.М. Измайлова. Некоторое время здесь находилась могила императора Петра III, убитого заговорщиками в Ропше. Император Павел I перезахоронил отца в Петропавловском соборе.
Из парадных надгробий стоит обратить внимание на памятник фельдмаршалу князю А.М. Голицыну работы скульптора Ф.Г. Гордеева (1788 г.) и надгробие княгини Е.С. Куракиной, скульптора И.П. Мартоса. Интересна небольшая капелла из мрамора на месте погребения графа Н.И. Панина, скульптора И.П. Мартоса (1780-е гг.). В восточной части интересен скульптурный портрет из бронзы княгини Е.И. Гагариной, того же И.П. Мартоса (1803 г.).
У северной стены на полу находится плита из белого мрамора с простой надписью «Здесь лежит Суворов». Бюст(по модели В.И. Демут-Малиновского) появился над скромной могилой непобедимого генералиссимуса в 1970-е гг.
Памятник А.М. Голицыну
Могила А.В. Суворова
Фасады Благовещенской церкви весьма типичны для петровского барокко: ломаная кровля, пилястры, характерная лепнина, лучковый фронтон. Главный объём церковного здания в виде двухэтажного павильона увенчан высоким барабаном и куполом со световым фонариком. В 1764–1765 гг. с западной стороны храма появилась пристройка.
Знакомство с Александро-Невской лаврой мы начнём с первого здания, встречающего вас на площади Александра Невского, – с Надвратной церкви. Двухэтажное высокое здание с портиком и арочным проходом на территорию монастыря оформляет облик площади и является важным звеном в ансамбле застройки этой части Невского проспекта. В 1783–1785 гг. проходили реконструкции монастырских построек и строительство Троицкого собора, и в это время архитектор И.Е. Старов спроектировал и построил Надвратную церковь.
Надвратная церковь
1-й Лаврский мост
Благовещенский храм-усыпальница
Лазаревское кладбище
Подобные сооружения типичны для древнерусского зодчества, когда во въездных воротах крепости или города устраивались церкви. Здесь зодчий, применив старую традицию, решил размещение храма в соответствии с принципами классицизма. Главный фасад декорирован пилястрами дорического ордера, завершают постройку длинный антаблемент, аккуратный фронтон и аттик. Приземистый купол – важная часть церкви – гармонично сочетается с общей архитектурой ворот. Храм освятили в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В 1860 г. архитектор М.А. Щурупов занимался ремонтом Надвратной церкви.
Пройдя по дорожке между Тихвинским и Лазаревским кладбищами, мы подойдем к реке Монастырке и 1-му Лаврском у мосту, – одному из старейших в нашем городе.
Деревянный мост здесь существовал с начала XVIII столетия. В начале XIX в. его перестроили в однопролетный, арочной системы, но оставили деревянным. Во время ремонта 1949 г. деревянные прогоны заменили металлическими и сооружение сделали трёхпролётным. В 1970–1972 гг. 1-й Лаврский мост стал железобетонным, с одним пролетом.
Войдя на территорию Лавры чрез Благовещенские (Северные) ворота, с правой стороны мы видим Просфорный корпус, построенный в 1761–1771 гг. в стиле барокко архитектором М.Д. Расторгуевым. От двухэтажного флигеля идёт одноэтажная галерея к угловой башне – Ризнице. Первоначально эти галереи планировали сделать открытыми, но впоследствии отказались от такого плана. Внешний облик этой части комплекса дошел до нас без изменений и представляет исключительную историческую ценность.
С левой стороны от Благовещенских ворот высится Свято-Духовский корпус с известным нам Благовещенским храмом-усыпальницей и Свято-Духовской церковью. Корпус связывает усыпальницу с главным Лаврским храмом – Троицким собором.
Его строительство началось в 1717 г. по проекту Трезини, архитектурное решение своеобразными уступами и предложенная зодчим композиция усиливают эстетическое восприятие монастырских построек – они сразу на виду. Украшением Свято-Духовской церкви служили колонны коринфского ордера, лепнина и высокий иконостас. Церковь известна тем, что в ней отпевали великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского.
Троицкий собор
Свято-Духовской корпус
По образцу Свято-Духовского корпуса симметрично построили Феодоровский корпус, расположенный за Троицким собором.
Автором первого здания этого храма, строительство которого началось в 1719 г., был архитектор Т. Швертфегер. К 1755 г. собор был практически готов, но в стенах появились большие трещины, и власти приказали разобрать постройку. Только в 1763 г. власти провели конкурс на новый храм, однако выбор сделан не был, хотя в нём и приняли участие известные петербургские зодчие Ю.М. Фельтен, А.Ф. Вист, Ж.-Б. Валлен-Деламот и другие.
В 1774 г. комиссия по строительству одобряет проект крупнейшего тогда архитектора И.Е. Старова. К 1786 г. собор вчерне построили. Он решён в стиле раннего классицизма – его монументальное здание выделяется двумя мощными колокольнями, на одной из которых установлены часы, а другая служила пристанищем для самого старого 800-пудового колокола столицы. Фасад храма обращён внутрь Лавры и решён в виде шестиколонного портика, подчеркивающего торжественность парадного входа. Над дверным проёмом два ангела держат золочёный щит с изображением ордена Святого Александра Невского. В росписях интерьеров Троицкого собора принимали участие художники Ф.Д. Данилов и Я. Меттенлейтер. Иконостас храма изготовили из разных цветов мрамора, и над ним работали мраморщик Л. Пинкетти, несколько мастеров по бронзе и меди. Лепнину собора сделал Ф. Ламони, автором статуй и барельефов был скульптор Ф.И. Шубин.
В 1806 г. первоначальные росписи купола, сводов и арок заменили живописью художника А. Джиакомо. Позже над царским местом появился парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Д.Г. Левицкого. Центральная часть храма оформлена колоннами коринфского ордера с каннелюрами и красивыми золочёными капителями.
Особым почитанием пользовались у верующих мощи святого князя Александра Невского, с 1724 г. находившиеся в монастыре. В 1753 г. по эскизу Г.Х. Грота для них изготовили неповторимую по красоте и сложности серебряную раку.
Ковчег из колыванского серебра, который сейчас выставлен в Эрмитаже, украшен изображениями из жизни знаменитого новгородского князя, у изголовья показана битва новгородцев с ливонскими рыцарями и сражение со шведами на берегах реки Невы. На правой стороне раки в кругу можно прочитать стихи М.В. Ломоносова «Святый и храбрый здесь князь почивает…».
Мощи святого благоверного князя Александра Невского находятся в Троицком соборе, в новом ковчеге.
За Троицким собором расположен Феодоровский корпус с церковью Святого Феодора, симметричный Благовещенской церкви. Строительство в этой части Лавры велось в 1725-х гг. архитектором Т. Швертфегером и продолжилось в 1740-х гг. архитектором П. Трезини. Здание самой Феодоровской церкви построено в 1755–1761 гг.
С юга двор монастыря ограничен Семинарским корпусом, постройка которого осуществлялась в 1756–1761 гг. архитектором М.Д. Расторгуевым. Здесь можно видеть одноэтажные остеклённые галереи. Пространство между окон в галереях и флигелях украшено пилястрами и полуколоннами, а полуциркульные оконные проёмы большого размера традиционны для Лавры. Центр Семинарского корпуса выделен двухэтажным флигелем с портиком.
Замыкает пространство монастырского двора шедевр гражданской архитектуры середины XVIII столетия – Митрополичий, или Архиерейский, дом. Проект зданий напротив Троицкого собора разработал архитектор М.Д. Расторгуев в 1755–1756 гг. В 1758 г. двухэтажный дом с одноэтажными крыльями был построен. Спустя 100 лет архитектор А.М. Горностаев перестроил весь комплекс, оставив часть фасадов без изменений.
Митрополичий, или Архиерейский, дом
Эти постройки Лавры наиболее нарядны в отделке. Автор использовал здесь колонны, пилястры, фигурную лепнину оконных наличников, карнизы и другие элементы. Из внутренних помещений великолепно отделан приёмный зал с богатой лепниной и коринфскими пилястрами. Угловые башни построены в 1772–1774 гг. и близки к архитектуре Благовещенской церкви. Прямо за Митрополичьим корпусом с XVIII в. находился регулярный сад с павильонами, в наше время абсолютно заброшенный.
С начала XXI в. многие постройки Александро-Невской лавры отреставрированы и обновлены.
Памятник Александру Невскому
В центре площади Александра Невского высится конная статуя знаменитого полководца XIII столетия князя Александра Ярославича, прозванного Невским.
Памятник Александру Невскому
На высоком постаменте из кованого серого гранита установлен величественный пятиметровый монумент легендарному новгородскому князю, обращенный в сторону площади Восстания. Он стоит в стременах, и его левая рука крепко держит копьё, при этом правая простёрта над землёй. Автором памятника выступил известный в России скульптор В.Г. Козенюк.
На лицевой части памятника укреплена мемориальная доска с надписью в стилизованном венке: «Святому Благоверному великому князю Александру Невскому, 2002 год». Ниже находится бронзовый герб Санкт-Петербурга. На постаменте со стороны Лавры вырезан в камне древнерусский меч в крестообразном углублении – символ воинской доблести. Со стороны Невского проспекта находится православный крест – олицетворение святости и чистоты. Справа и слева расположены два бронзовых барельефа со сценами Невской битвы и перевозки мощей святого благоверного князя в Санкт-Петербург.
Мост Александра Невского
Мост через Неву в районе площади Александра Невского соединяет центр города с правым берегом Невы и историческим районом Охты.
Планы по сооружению здесь переправы появились в начале XX столетия, но по разным причинам её так и не построили. К этому вопросу вернулись в конце 1950-х гг., и к 1965 г. новый мост был открыт для движения машин и прохода горожан. Сооружение получило название в честь князя Александра Невского.
На то время мост Александра Невского длиной 629 метров считался самым длинным в городе, а два 25-метровых крыла его разводной части поднимались за две минуты.
К концу XX столетия мост Александра Невского потребовал срочного ремонта, поскольку становился небезопасным для проезда и прохода, и в 2000–2001 гг. здесь прошла серьёзная реконструкция, а к 300-летию города на переправе установили ночную подсветку.
Мост Александра Невского
Охта
Исторический район на правом берегу Невы у моста Александра Невского носит название Охты. Причём раньше он разделялся на Большую и Малую Охту.
С 1721 г. этот пригород Санкт-Петербурга власти начали заселять лучшими в России плотниками и столярами. Новые горожане ехали сюда из Вологды, Великого Устюга и Каргополя. Уже к началу XIX столетия Охта перестала считаться далёким селением и довольно быстро вошла в состав столицы.
Долгое время этот район города считался центром столярного и плотницкого мастерства. Здесь делали лучшую в городе мебель, вырезали неповторимые по красоте деревянные иконостасы для всей России.
Всё изменилось в XX столетии, и в наши дни Охта является обычным петербургским районом, большей частью застроенным многоквартирными жилыми домами. Но есть на Охте свои исторические места и свои достопримечательности.
Проектный план Ниеншанца и Ниена. 15 мая 1644 г.
Памятный знак «Крепость Ниеншанц»
Давным-давно в месте впадения реки Охты в Неву возвышалась шведская крепость. В память о победах русского оружия сохранился небольшой мемориал «Взятию крепости Ниеншанц». На берегу Невы в районе Малоохтинского проспекта устроен символический бастион из серого гранита высотой около метра. Шесть чугунных пушек смотрят в сторону реки. Памятник обозначает историческое место, где находился один из бастионов шведской крепости, охранявшей невские берега с 1611 по 1703 г.
Местность становилась ареной русско-шведского противостояния ещё с незапамятных времён. В июле 1240 г. здесь прошло военное столкновение полков под командованием молодого новгородского князя Александра со шведскими войсками под командованием Биргера. Шведы бежали, а князь получил прозвище Невский.
Но шведы не унимались, и, как говорит новгородская летопись, «пришли из-за морья свеи в великой силе в Неву, привели мастеров из своей земли, а из Рима особо искусного мастера, и поставили укрепленный город – настоящую крепость над Невою, в устье Охты-реки». В 1300 г. свою новую крепость они назвали Ландскроной, что переводится как «Венец земли». Через год новгородская армия разрушила это укрепление.
Шведы успокоились на 300 лет, но в 1617 г. вновь пришли на Охту, где возвели мощное военное укрепление – крепость Ниеншанц, которую русские называли по-своему – Канцы.
Крепость возводится на охтинском мысе, а шведский городок при ней размещается на правом берегу реки Охты. Оба поселения соединяла подъёмная переправа, которая находилась там же, где сейчас расположен Комаровский мост. Шведский город Ниеншанц растёт и к XVII в. насчитывает более двух с половиной тысяч жителей, занятых на судостроительной верфи, в производстве смолы и дегтя и на нескольких небольших мельницах. Канцы становятся перевалочным пунктом по экспорту в Россию железа и меди.
Царь-реформатор Пётр I понимал, что пока шведская армия присутствует на Охте, выход России на Балтику закрыт.
В апреле 1703 г. войска под командованием фельдмаршала Шереметева выступили из Шлиссельбурга на Ниеншанц и к 25 апреля достигли его стен. Гарнизон крепости насчитывал около шестисот человек, на валах высотой 18 метров цитадель защищало 78 пушек. Но всё решилось относительно быстро. Русская армия начала обстрел крепости из пушек, который продолжался всю ночь, и к утру крепость пала, а комендант вручил Шереметеву «городовые ключи на серебряной тареле».
Позднее государь Пётр Алексеевич приказал срыть крепость, так как «оная мала, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры…».