3. Диалог, спор и ссора
Жена Сократа была очень сварливая женщина, и друзья как-то спросили его, почему он с ней живет и терпит ее постоянные скандальные выходки? На что Сократ ответил: «Она единственная женщина, которая может меня терпеть».
Состязательность
Часто в семьях мы наблюдаем состязательность во всем, что непременно проявляется и в обычных диалогах. Если соревнуются дети, например, за любовь и уважение родителей, то это одно, если же что-то подобное происходит между взрослыми, то это совсем иное.
В состязательности мужчины и женщины можно усмотреть стиль поведения детей за любовь родителей. Только родители уже состарились или находятся вне дома, но привычка состязаться во всем осталась. Особенно она может проявляться, когда в доме появляется авторитетный наблюдатель, например, кто-то из старших родственников или приглашенный психолог-консультант.
Еще более неуместна состязательность между различными полами и/или возрастами, например, бабушка пытается состязаться с повзрослевшим внуком или с молодым мужчиной, который прошел армию и работает тренером по борьбе. В последнем примере пожилая женщина была тещей молодому мужчине, который только вошел в новую семью в роли мужа ее дочери. Они состязались за лидерство в новой семье. Излишне сейчас описывать к чему привела эта состязательность, но пример достаточно распространенный, и мы разберем подобные отношения в специальной главе «Тещи и свекрови».
Смешение и неопределенность ролей – вот что может лежать в основе нездоровой состязательности в семье. Вопрос о ролях в семье и доме достаточно спорный, возможно, именно потому роли смешиваются и зачастую недостаточно определены. В различных культурах существует различное понимание ролей в семье. Когда же в семье объединяются представители непохожих культур, то именно в них и возникают эти неопределенности.
Неопределенность ролей ведет к неопределенности поведения и отношений.
Примечание: Фрейд в свое время описал состязательность ребенка с родителем своего пола за любовь родителя противоположного пола, выделяя только сексуальное влечение, как основной двигатель состязательного поведения в семье.
Состязательность в семье может характеризовать комплексы неполноценности, толкающие человека в соревновании с другим к саморазвитию. Идеально, когда все или, в крайнем случае, старшие члены семьи видят здоровую первопричину состязательности и ее неминуемый результат – развитие личности и взаимоотношений.
Противоречия
Есть другая тенденция, страсть к противоречию во всем, что сделает или скажет другой член семьи. Здесь мы наблюдаем скрытое самомнение и неумение или нежелание уважать другого, нежелание предоставить другому право на жизненное пространство, неумение осознать право каждого на самостоятельную жизнь и деятельность. Обычно такие люди остаются одиноки и доживают свой век в пустом доме или на улице.
Возможно, здесь кроется более основательная причина. Она заключается в том, что не все умеют сотрудничать, так как способность к сотрудничеству предполагает способность доверия к партнеру. Если в детстве не было такого опыта, если в школе и в вузе, в офисе или на заводе человек оказывался в отношениях управления, если им всю жизнь кто-то манипулировал или это делал он сам.
Здесь скрыта одна из базовых установок – отношение к людям. Если на подсознательном уровне мы не видим в людях равных себе, достойных уважения и доверия, если сами к ним относимся с недоверием и призрением, то и внешние отношения будут соответствующими.
Есть еще одно предположение – тотальное недоверие к людям и противопоставление им скрывает недоверие к миру и противопоставление ему. В душе таких людей, возможно, нем места и доверительному диалогу с собственными субличностями, а верующий человек скажет, что нет места и диалогу с Богом.
В идеальной жизненной ситуации противоречия оголяют и подчеркивают возникшие проблемы, что способствует их решению. И чем раньше проблема будет замечена, тем быстрее и эффективнее она будет решена.
Воинственность
Воинственность в отношениях, агрессия и желание разрушать все вокруг, управлять всем, пренебрегая не только мнением других, но и их правом на личное пространство и жизнь, приводит к тому, что в семье растут безвольные дети. Их воля была сломлена еще в раннем детстве, что приводит к неумению строить и защищать свою жизнь в будущем.
Яркий пример из личного опыта.
Однажды я ожидал автобус на остановке и заметил на этой же остановке знакомую пожилую женщину. Она была директором небольшого образовательного учреждения. Мы поздоровались, я сделал к ней несколько шагов, и между нами завязался незначительный разговор. Через минуту к моей собеседнице тихо приблизился худощавый мужчина ее возраста и попросил у нее денег на пиво так, словно они были близкие люди. Когда она грубо его оборвала и указала где ему следует стоять молча и без пива, я понял, что мужчина был ее мужем.
Он сделал несколько шагов в указанную сторону и стоял там до тех пор, пока не подошел автобус.
Следует заметить, что лицо моей собеседницы, после данного ею распоряжения, не изменилось. Я же испытывал неловкость, наблюдая такое агрессивное подавление личности, безволие и бесправие мужчины в семейных отношениях. Можно найти множество причин такого финала отношений. Вероятно, скажут мне критики, мужчина заслужил такое отношение к себе своим алкоголизмом в прошлом, но это не дает никому право уничижительного отношения к нему в настоящем. И сам факт существования таких отношений говорит нам о скрытой патологии и распаде семьи. Вероятно, что и будущее их отношений бесперспективно.
Решительная воинственность, заложенная в нас природой, в экстренных ситуациях помогает семье выжить и защитить свои ценности. Кто-то, хотя бы один, должен уметь быть воинственным, что бы защитить свой дом в случае острой необходимости.
Идеально, когда мы точно понимаем, что воинственность в поведении – единственно правильный выход в экстренном случае, и умеем быть таковыми.
Шутки, стёб и розыгрыш
Под шутками может скрываться агрессия, особенно, если они реализуются в виде стёба. Стёб уже агрессию не скрывает, так как это шутка над собеседником с элементами иронии, сарказма в присутствии осмеиваемого человека.
Розыгрыш отличается от разговорной шутки тем, что основным её компонентом является юмор физический, а не словесный (например, положить соль в чай).
Плоская шутка может быть признаком нарушения функции головного мозга (лобный синдром психической расторможенности).
Смех в семье всегда присутствует, но если он подменяет собой большинство тем, в том числе и те, над которыми обычно не смеются, то можно предполагать, что в доме существуют серьезные подсознательные проблемы.
Смех – естественная реакция на шутки, и в умеренных количествах благоприятен для здоровья. Люди часто используют подходящие к ситуации шутки, чтобы пережить неприятности. Это так называемый «юмор выживания», в котором шутки выполняют функцию снижения уровня стресса.
В шутках юмор часто строится на неожиданном нарушении табу (при этом они могут содержать что-то несимпатичное или социально неуместное), или играть на стереотипах и других культурных убеждениях.
В современной семье зачастую есть представители различных этносов, культур и национальностей. Иногда кто-то из членов семьи питает скрытую симпатию к отдельным знаменитостям, политикам, представителям профессий или религий. Потому шутки могут иметь серьезное травмирующее влияние на людей, особенно в детском и подростковом возрасте, или на взрослых людей, чьи ценности совершенно не совпадают с ценностями шутника.
Особенно стоит обратить внимание на ситуацию, когда всем заметно произошедшее отрицательное воздействие шутки, и когда данную сцену намеренно кто-то повторяет, чтобы добиться того же эффекта. Семейные отношения в таком случает могут превратиться в непрерывную травлю одного из членов семьи, и шутками он будет загнан в угол, и даже вытеснен за пределы дома и жизни.
Шуток, гораздо меньше, а стёба и розыгрышей вовсе нет в семьях людей верующих в бога, так как связь с бессознательным через молитвы и религиозные ритуалы у них лучше, а души чище.
В шутках проявляется та часть бессознательных инстинктов, которые противятся настоящему положению вещей и желают разрушить сложившуюся ситуацию, а другим приемов в атеистических душах нет. Другими словами за шутками, стёбом и розыгрышами может стоять инстинкт разрушения и смерти Танатос.
Вывод
Обобщая, можно сказать, что неопределенность ролей вызывает состязательность в семье с целью определить эти роли. Но даже при ясности ролей, базовые установки к себе, людям и миру определяют отношения отдельных членов семьи ко всем остальным.
Семья и дом – не место для воинственности, так как в результате будут победители, побежденные и обломки семьи и дома, затаенная обида, подавленность, злость и подготовка очередной войны, или желание покинуть место боя.
Диалог не исключает споров, но ссор – лучше избегать. В диалогах Платона есть знаменитое изречение: Сократ мне друг, но истина дороже! Видимо к этому же периоду относится и изречение: «В споре рождается истина».
Диалоги изначально не исключают ни споров, ни ссор. Если мы хотим добиться прогресса в наших диалогах, то в споре об истине не следует переходить на личности и затевать ссору. Я часто являюсь свидетелем диалогов, где люди забывают о различии спора и ссоры, смешивая предмет спора с личностью спорящего. Важно уметь разделять человеческие отношения и отношения к истине. Подчеркивая, сохраняя и развивая близкие и дружественные отношения в семье и доме, участники диалога могут вести спор об истине. И это наиболее оптимальное взаимодействие.
Идеальная семья является свидетелем наших внутренних диалогов и помогает нам усовершенствовать их, тем самым совершенствуя наш диалог с внешним миром.
Осознание ценности живущих рядом людей сглаживает все шероховатости семейных отношений.
Здоровая первопричина состязательности приводит только к развитию.
Противоречия вскрывают проблемы и способствуют их решению.
Идеально, когда мы точно понимаем, что воинственность в поведении – единственно правильный выход в экстренном случае, и умеем быть таковыми.
«Юмор выживания» снижает уровень стресса.