Вы здесь

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Глава III. Психолого-педагогическое сопровождение коммуникативного развития дошкольников в соответствии с...

Глава III

Психолого-педагогическое сопровождение коммуникативного развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Хузеева Г. Р., канд. психол. наук, доцент

► Как научить детей общаться?

► Как преодолевать сложности во взаимодействии детей в группе детского сада?

► Какие условия для развития общения необходимо создать в соответствии с ФГОС ДО?

Требования ФГОС ДО к сфере коммуникативного развития ребенка

Социально – коммуникативное развитие рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из основных направлений. Многочисленные исследования показывают, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте во многом определяет успешность человека в сфере общения на протяжение всех последующих этапов развития. Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должно стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога и, конечно, роль воспитателя в формировании коммуникативной компетентности ребенка трудно переоценить.

Проблема коммуникативного развития в дошкольном возрасте широко представлена в современных образовательных стандартах. Современный образовательный стандарт дошкольного образования включает:

• совокупность обязательных требований к структуре, содержанию образовательной программы в области социально-коммуникативного развития;

• совокупность обязательных требований к условиям реализации программы в области социально-коммуникативного развития;

• требования к результатам освоения образовательной программы в области социально-коммуникативного развития.

Требованиях к программе дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития можно представить в виде следующей схемы направлений развития ребенка (рис. 3):


Рис. 3


В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования выделены целевые ориентиры.

Предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования:

• ребенок способен проявлять инициативу и самостоятельность в общении;

• ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям;

• ребенок способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

• ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам, старается разрешать конфликты.

Рассмотрим основные требования к условиям реализации программы в области коммуникативного развития.

Основные требования к условиям развития коммуникативной сферы дошкольника:

• учет возрастных особенностей развития общения дошкольников;

• опережающая инициатива взрослого в формировании коммуникативной компетентности;

• создание условий для эмоционального благополучия ребенка в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью формирования у дошкольников положительного образа взрослого и сверстника как субъектов общения;

• создание условий для получения позитивного опыта общения и становления различных форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками с целью полноценного психического развития и позитивной социализации ребенка.

Основные закономерности коммуникативного развития ребенка

Для реализации и достижения целевых ориентиров стандарта необходимо учитывать некоторые возрастные закономерности развития сферы общения ребенка и становления коммуникативной компетентности.

Возрастные закономерности развития общения дошкольника. В рамках личностно-деятельностного подхода открыты многие закономерности развития общения детей. Сфера общения является и условием и результатом развития дошкольника. Значение общения для психического развития дошкольника:

• Общение является условием полноценного развития познавательной сферы.

• Общение оказывает определяющее влияние на эмоциональную сферу ребенка, его эмоциональное благополучие.

• Общение является неотъемлемым условием развития самосознания и условием познания других людей.

То есть общение определяет отношение ребенка к миру, к другим людям и к самому себе.

Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте можно условно разделить на две основные области:

• Развитие общения со взрослым и

• Развитие общения со сверстниками.

Значение и особенности развития общения со взрослыми и со сверстниками качественно отличаются (табл. 15).


Таблица 15


В основе развития коммуникативной сферы лежит потребность в общении, которая формируется в процессе развития ребенка. М. И. Лисина доказала, что потребность в общении со взрослым формируется в первом полугодии жизни ребенка, а потребность в общении со сверстниками формируется на 2–3-м году жизни ребенка.

Было выделено четыре критерия сформированности потребности в общение:

– внимание и интерес к другому человеку;

– эмоциональное отношение к нему;

– стремление привлечь к себе внимание другого, инициативность;

– чувствительность к воздействиям другого.

В дошкольном возрасте ребенок проходит несколько стадий развития общения со взрослыми и со сверстниками, представленных в таблице 16 [3].


Таблица 16

Этапы развития общения со взрослыми


В общении ребенка со взрослыми ребенок стремится к удовлетворению следующих потребностей.

Потребность мозга во внешних впечатлениях. Данная потребность имеет биологические корни и проявляется с рождения, а развивается лишь в социуме.

Потребность в общении, которая складывается ко второму месяцу жизни в общении со взрослыми и в 2–3 года в общении со сверстниками.

Потребность в любви, удовлетворение которой определяет развитие эмоционально здоровой личности, которая также формируется на первом году жизни.

Потребность в признании, которая формируется к концу первого – началу второго года жизни.

Потребность в собственных достижениях, которая формируется к трем годам.

В дошкольном возрасте важнейшей для успешного развития личности является потребность в самовыражении, которая, как считает Гнедова Н. М., отражает «процесс освоения дошкольником себя». Ребенок отвечает на вопросы: что я могу? что я умею? Данная потребность тесно связана с такими видами деятельности, как игра и соучастие в труде.

Потребность в самоутверждении показывает возрастающую склонность ребенка не просто быть деятельным, продуктивным, но и ориентировать свое поведение на оценку взрослых [2].

Учет данных потребностей в воспитательно-образовательной деятельности является важным условием социализации ребенка и профилактикой нарушений в сфере развития личности.

Этапы развития общения со сверстниками

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения [3]. Сверстники – это личности, которые в данный период действуют на сходном уровне сложности поведения. Этапы развития общения со сверстниками представлены в таблице 17.

На основе данных закономерностей к концу дошкольного возраста формируется коммуникативная компетентность дошкольника.


Таблица 17

Этапы развития общения со сверстниками


Коммуникативная компетентность дошкольника

Коммуникативная компетентность – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях. Коммуникативная компетентность в отличие от коммуникативных умений и навыков предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения в различных ситуациях.

Важно отметить, что существует целый ряд предпосылок формирования коммуникативной компетентности дошкольника в общении со сверстниками.

В основе коммуникативной компетентности лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, особенности психического развития) и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность и индивидуальный опыт).

Коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности. В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности (табл. 18).


Таблица 18

Коммуникативная компетентность дошкольника


Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к другому, способностью ориентироваться на него.

Для целенаправленного формирования коммуникативной сферы в условиях ФГОС ДО необходима система мониторинга коммуникативной компетентности и разработка программ формирования коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

Основные параметры мониторинга коммуникативной компетентности дошкольника

Мониторинг коммуникативной компетентности включает оценку развития общения со взрослым и сверстником.

Параметры оценки коммуникативной компетентности дошкольника в общении со взрослыми.

Е. О. Смирнова определила, что умение общаться заключается в том, насколько поведение человека соответствует задачам и требованиям обстановки, как широко он использует деловые, познавательные и личностные контакты с другими людьми. Автор предлагает методику и основные диагностические параметры оценки умения общаться со взрослыми [3]. Это три основных параметра:

• общий интерес и настроение ребенка: его сосредоточенность на теме общения, эмоциональный комфорт, время, в течение которого ребенок может общаться (способность разговаривать на одну тему не менее 10 минут);

• активность в общении в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявить инициативу, развивать тему общения (деловую, познавательную, личностную);

• чувствительность к словам и действиям партнера, способность слышать высказывание другого и адекватно отвечать на них.

Основным показателем развития общения со взрослыми является не преобладание деловых, познавательных или личностных контактов, а возможность и способность общаться на разные темы – в зависимости от ситуации и партнера. К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы все формы общения со взрослым. Для диагностики сформированности форм общения со взрослыми (Е. О. Смирнова) педагог может использовать наблюдение или моделирование ситуаций разных форм общения.

• Для моделирования ситуативно-деловой формы общения можно использовать ситуацию совместной игры.

• Для моделирования внеситуативно-познавательной формы общения со взрослым можно использовать беседу по книжке.

• Для моделирования внеситуативно-личностной формы общения можно использовать разговор о жизни (о людях, об их качествах, поступках, главное, чтобы тема разговора была связана с людьми).

Ярко выраженный интерес к разным ситуациям общения, высокая инициативность и чувствительность к партнеру во время него и являются показателями коммуникативной компетентности дошкольника в данной сфере.

Параметры оценки коммуникативной компетентности дошкольника в общение со сверстниками.

Основным методом определения коммуникативного компетентности является наблюдение. Предлагаемая схема наблюдения направлена на выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Данная схема наблюдения направлена на выявление:

• возрастных особенностей общения (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения и т. д.);

• индивидуальных особенностей общения ребенка;

• детей с проблемными формами общения (отрицательное эмоциональное отношение, низкая инициативность, низкая продуктивность общения и т. д.);

• особенностей отношения к ребенку со стороны сверстников.

На основе исследований отечественных психологов, нами были выделены критерии наблюдения за общением детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение проводится по заданной схеме за свободным взаимодействием детей в разное время пребывания ребенка в ГОУ. За каждым ребенком проводится три наблюдения по 20 минут: утром, на прогулке, вечером. Желательно проводить наблюдение в разные дни.

Параметры оценки коммуникативной компетентности дошкольника:

• Инициативность в общении – количество обращений ребенка к другим детям за определенный отрезок времени.

• Цели общения, с которыми ребенок обращается к сверстнику – деловые, игровые, познавательные, личностные. Цели обращения ребенка и к ребенку оцениваются а) по степени преобладания, б) по наличию разных целей обращения;

– преобладающий мотив общения (деловой, игровой, познавательный, личностный мотив преобладает);

– разнообразие мотивов общения

• Эмоциональное отношение ребенка к сверстнику в процессе обращения и общения – положительное, амбивалентное или отрицательное.

• Популярность ребенка – количество обращений к ребенку со стороны сверстников за определенный отрезок времени.

• Эмоциональное отношение к ребенку со стороны сверстников – положительное, амбивалентное или отрицательное.

• Продуктивность общения – показатель того, достигнута или нет цель обращения и общения со сверстниками.

• Избирательность в общении со сверстниками – стремление общаться с одними и теми же детьми или общение с широким кругом детей.

• Тип общения – преобладающие стратегии общения: сотрудничество, подчинение, подавление другого, избегание.

• Способность к просоциальному поведению, готовность оказать бескорыстную помощь другому.

• Способ выхода из конфликтной ситуации (деструктивные способы выхода из конфликтной ситуации, неконструктивные способы выхода из конфликта, конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации).

Таким образом, благополучие в общении со сверстниками характеризуется:

– наличием инициативности, разнообразием мотивов;

– положительным отношением к сверстникам;

– популярностью ребенка;

– высокой продуктивностью;

– наличием просоциальных действий и способностью к сотрудничеству в общении;

– реализацией конструктивных способов выхода из конфликтной ситуации.

Тогда как неблагополучие в общении характеризуется по данным наблюдения за детьми разных возрастных категорий:

– низким уровнем инициативности в общении;

– преобладанием отрицательного отношения к сверстнику;

– низким уровнем популярности;

– отрицательным отношением к ребенку со стороны сверстников;

– ребенок редко достигает целей обращения к другим детям;

– отсутствием просоциального поведения и не способностью к сотрудничеству со сверстниками.

Сочетание разных параметров определяет множество вариантов развития общения, индивидуальные особенности развития коммуникативной сферы.

Принципы психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Основным условием развития коммуникативной сферы дошкольника является обеспечение чувства психологической и эмоциональной безопасности. Фундамент развития коммуникативной сферы дошкольника составляют уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Эмоциональное благополучие ребенка обеспечивается через безусловное, безоценочное, личностное принятие ребенка, в противовес условному, оценочному, предметному отношению. Негативные социальные переживания создают отрицательное отношение к социальному миру. Принятие можно определить как признание прав ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других.

Общение со взрослым должно создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, активность ребенка.

Особенности стиля общения воспитателя определяют успешную социализацию детей в ДОУ. Основным показателем эффективности стиля общения воспитателя выступает количество детей, не испытывающих трудности социализации, независимо от их индивидуальных особенностей. Основным критерием успешной социализации ребенка в детском саду является положительное отношение к нормам и ценностям, транслируемым взрослым в ходе общения.

Основные принципы формирования коммуникативной компетентности ребенка.

Опережающая инициатива взрослого [3]. Необходимо включать ребенка в разные ситуации общения (деловые, познавательные, личностные). В формировании коммуникативной компетентности в общении со сверстниками также важна опережающая инициатива взрослого. В начале взрослый делает центром внимания сверстника, задает цели взаимодействия, показывает эффективные пути достижения целей взаимодействия, контролирует процесс общения. Постепенно ребенок должен овладеть разными способами общения со сверстниками и уметь использовать их в повседневной жизни.

Наличие четких правил взаимодействия в системе «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок». Ребенку должны быть понятны и доступны данные правила. Он должен видеть их эффективность. Задаваемые с помощью четких правил границы позволяют ребенку общаться более свободно и осознанно.

Использование игры как наиболее привлекательного и эффективного средства формирования коммуникативной компетентности дошкольника в пространстве взаимодействия со сверстниками.

Становление коммуникативной компетентности через опору на личностный тип отношения.

М. И. Лисина выделила в системе межличностных отношений два типа: предметный и личностный. Предметный тип отношения в дошкольном возрасте подразумевает конкурентное отношение, противопоставление себя другому, отсутствие просоциальных форм поведения. Основная форма поведения – сравнение и конкуренция. Личностный тип отношения подразумевает сформированное чувство общности, сопричастности, доверия, принятия, сопереживание, просоциальное поведение (бескорыстная помощь).

Содержание психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития дошкольника в пространстве взаимодействия со сверстниками. При подборе средств формирования коммуникативной компетентности дошкольника важно четко сформулировать цель. Любая игра имеет потенциал для развития различных сторон психики ребенка. Важно понимание того, для чего используется игра. Это может быть и формирование интереса к сверстнику, и формирование положительного отношения к нему, и формирование знаний о внешних особенностях, об эмоциональном состоянии, о поведении, характеристиках личности и деятельности другого ребенка, о способах выхода из конфликтной ситуации, формирование регуляции поведения, умения действовать по правилу и т. д. В зависимости от целей педагог выделяет аспекты, на которые обращает внимание детей. Обязательно учитывать возраст ребенка.

Для построения программ психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать следующие особенности формирования коммуникативной компетентности дошкольника в пространстве взаимодействия со сверстниками:

• Основной целью общения со сверстниками является построение и понимание ребенком себя, других людей и пространства, ситуаций, законов взаимодействия себя с другими людьми.

• Умение общаться является сложным системным качеством, т. е. умение общаться – это результат сочетания и взаимодействия множества аспектов психического развития ребенка: познавательного, мотивационного, эмоционального развития, развития самосознания и самооценки, регулятивных механизмов поведения, развития детской компетентности в игровой деятельности, в продуктивных видах деятельности, опыт взаимодействия с людьми.

• Период от 4–5 до 5–6 лет является периодом качественных изменений в сфере общения со сверстниками.

Определяющим успешность психолого-педагогического сопровождения является осознание педагогом целей своей деятельности в сфере коммуникативного развития дошкольника. Выполнение именно данного условия определяет успех работы с ребенком.

На наш взгляд, основная цель работы с ребенком в сфере социально-коммуникативного развития создание условий для приобретения дошкольником позитивного опыта взаимодействия с другими детьми, т. е. формирование некой модели общения, которая послужит надежным фундаментом для построения отношений с другими людьми на следующих этапах онтогенеза. Данный опыт должен обеспечивать позитивный ход развития личности, самосознания и самооценки ребенка, а также формировать позитивный образ сверстника и «багаж» конструктивных способов взаимодействия с ним.

Каждому ребенку в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями должен быть предоставлен максимально широкий коридор возможностей приобретения коммуникативной компетентности.

Предметом психолого-педагогического сопровождения может быть любая сфера психического развития ребенка, расширяющая, с точки зрения педагога, его коммуникативные возможности, способности. То есть психолого-педагогическое сопровождение должно представлять собой некий «конструктор», где педагог исходит из особенностей развития группы или отдельного ребенка, а не из многочисленных игр и средств формирования коммуникативной компетентности. Исходя из идеи «конструктора» педагог может подбирать те средства, которые способны расширить «коридор» формирования коммуникативной компетентности, четко осознавая цели, задачи и пути их решения.

Приведем примеры:

Кирилл М., 4,5 года. В общении со сверстниками отличается ярко выраженным интересом к сверстнику, высокой инициативностью, низкой чувствительностью по отношению к сверстнику, высокой конфликтностью, низкой нормативностью, амбивалентным отношением к сверстникам, ярким непосредственным выражением эмоций, несформированностью навыков игры и опыта взаимодействия со сверстниками.

Программа психолого-педагогического сопровождения должна строиться в следующих направлениях:

– формирование доверительных отношений, чувства эмоциональной безопасности в пространстве взаимодействия со сверстниками;

– формирование позитивного образа сверстника;

– формирование конструктивных способов взаимодействия со сверстниками;

– формирование чувствительности по отношению к сверстнику;

– развитие самосознания;

– развитие регулятивных механизмов и нормативности поведения (знания о нормах и правилах взаимодействия, способы регуляции поведения в игре);

– развитие игровой деятельности.

Артем М. 4,5 года. В общении со сверстниками проявляет высокую тревожность, не сформирована потребность в общении с ними, предпочитает общество взрослых, низкий интерес, инициативность, чувствительность по отношению к сверстникам, при этом отмечается высокий уровень нормативности поведения и высокий уровень развития самосознания, недостаточно сформированы навыки игровой деятельности.

С какими задачами может столкнуться педагог при построении программы психолого-педагогического сопровождения сферы общения со сверстниками для Артема?

Можно выделить следующие задачи:

– формирование чувства доверия к сверстнику;

– формирование потребности в общении со сверстниками (формирование интереса, инициативности и чувствительности к сверстнику);

– формирование позитивного образа сверстника;

– формирование опыта взаимодействия со сверстниками;

– формирование навыков игровой деятельности.

Для каждой группы или ребенка в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей может быть создана модель, «конструктор» психолого-педагогического сопровождения ребенка в сфере формирования коммуникативной компетентности со сверстниками.

Детей со схожими проблемами в общении со сверстниками можно объединять в общие программы психолого-педагогического сопровождения.

Условно можно выделить несколько модулей психолого-педагогического сопровождения коммуникативной сферы дошкольника:

1. Формирование предпосылок коммуникативной компетентности (регулятивные механизмы поведения, уровень самосознания, познавательное развитие, развитие игровой, продуктивных видов деятельности).

2. Формирование адекватного образа сверстника (когнитивный, эмоциональный, мотивационный компонент).

3. Формирование опыта взаимодействия со сверстниками (в ситуациях достижения конкретной цели (деловой, игровой, познавательной, личностной), в ситуации достижения одной цели совместными усилиями и в ситуации бескорыстной помощи другому.

При построении программ психолого-педагогического сопровождения педагог может решать следующие задачи:

1. Развитие произвольности поведения и самосознания ребенка.

2. Формирование детской компетентности (формирование игры, продуктивных способов деятельности).

3. Развитие потребности в общении, интереса к сверстнику, активность, инициативность, чувствительность по отношению к сверстнику.

4. Формирование адекватного, дифференцированного, позитивного когнитивного образа сверстника.

5. Формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику.

6. Формирование опыта общения при достижении индивидуальных целей общения.

7. Формирование умения достигать целей совместными усилиями.

8. Формирование опыта просоциального поведения.

Это только примерные задачи. Педагог самостоятельно может использовать «конструктор задач» для моделирования индивидуальной траектории коммуникативного развития дошкольника. Главное – осознавать проблему, перспективу развития данного ребенка или группы детей.

Необходимо также учитывать, что умение общаться формируется исключительно в ситуациях реального взаимодействия со сверстниками.

Ситуации психолого-педагогического сопровождения могут представлять собой:

ситуации моделирования (то есть когда педагог создает определенные условия для формирования коммуникативной компетентности (игры на взаимодействие, театрализованные игры, моделирование ситуаций взаимодействия, ситуаций совместной деятельности, чтение художественной литературы и т. д.);

– а также в процессе столкновения ребенка с разными, в том числе проблемными ситуациями взаимодействия со сверстниками в условиях реальной жизни (ребенок хочет стоять первым; кто-то быстро сделал, а другой не успевает; не могут поделить игрушку, роль, друга; кто-то нарушил правило, обидели, толкнули, отняли; поделился, помог, уступил, понял, послушал, предложил выход из конфликтной ситуации и т. д.).

Важно использовать не только отрицательные, деструктивные ситуации взаимодействия между детьми, а прежде всего те ситуации общения, в которых ребенок получает позитивный опыт. Необходимо для ребенка «высвечивать», «делать выпуклым», значимым именно позитивные, конструктивные способы взаимодействия со сверстниками. Мастерство педагога заключается в том, что даже проблемные, конфликтные ситуации он использует для приобретения ребенком позитивного опыта. Ребенку нужно давать инструменты конструктивного, позитивного выхода из конфликтных ситуаций. Даже конфликтные ситуации должны делать ребенка сильнее и формировать у него ресурс взаимодействия со сверстниками.

Например, дети не могут что-то поделить. Что делать? Можно запретить и отнять «неделимую» игрушку, можно дать одному, а можно предложить универсальный способ договора – считалку или, если это возможно распределить по очереди, можно уговорить ребенка уступить, а в другой ситуации уступят ему (сначала, может быть, с помощью взрослого) и т. д. В следующий раз, столкнувшись с данной ситуацией, у ребенка может быть два инструмента справедливого распределения: либо считалка, либо умение уступать с отсроченным результатом.

Таким образом, педагог должен сделать сферу коммуникации ребенка фокусом своего профессионального сознания и ставить конкретные цели и задачи коммуникативного развития каждого ребенка.

Примерный перечень средств реализации программ психолого-педагогического сопровождения формирования коммуникативной компетентности по разным направлениям

Модуль 1. Развитие произвольности поведения и самосознания ребенка.

Общение со сверстниками регулируется нормами и правилами. Уже дети младшей группы сталкиваются с ними (поздоровайся, нельзя толкать, потерпи и т. д.). Формирование отношений в определенных заданных рамках, где требуется выполнение определенных норм и правил, формирование не только ценности другого, но и осознанности, ценности самого себя – задача, решение которой расширяет коридор формирования коммуникативной компетентности дошкольника.

Можно использовать группу игр, направленных на формирование осознанности себя и развитие произвольности поведения. Все игры можно условно разделить на четыре направления, каждое из которых нацелено на решение определенных задач.

Первая линия была направлена на формирование регуляции и осознание своих движений и мышечных ощущений. Данную задачу можно решать через упражнения, направленные на расслабление: напряжение мышц тела и осознание своих телесных ощущений.

Давно отмечено влияние расслабляющих упражнений на психическое состояние дошкольника. А. В. Алексеев рекомендует разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Целью данных упражнений является формирование способности к саморегуляции телесных ощущений.

Можно выделить две группы упражнений.

Первая группа – это упражнения на расслабление по контрасту (напряжение – расслабление) отдельных групп мышц: рук («Штанга», «Игра с песком», «Игра с шишками», «Скакалка», «Зайчик на барабане»); ног («Игра с пчелкой», «Игра с муравьями», «Петрушка прыгает»); туловища («Берлога», «Солнышко и тучка», «Холодно – жарко»); лица («Загораем», «Жучок», «Бабочка на носу»); живота («Шарик»); шеи («Любопытная Варвара», «Игра с шарфиком») [1;5]. Упражнения объединялись в комплексы определенным сюжетом.

Вторая группа – это упражнения и игры на расслабление по представлению. Например, такие игры, как: «Две страны», «Волшебница Расслабления и Волшебница Напряжения», «Огонь и лед», «Воздушные шарики», «Снеговик» и др. [1;5].

Обычно вначале детям нравится сюжет, в который вплетены упражнения, постепенно дети осознают их цель, особенно после знакомства с Волшебницей Расслабления и Волшебницей Напряжения. Переход к управлению мышцами на основе представления, образа проводится только после того, как дети по слову могут регулировать отдельные мышцы рук, ног и т. д. К концу занятий дошкольники произвольно и сознательно могут управлять движениями тела.

Вторая линия – развитие произвольности и осознанности эмоциональной сферы ребенка в процессе взаимодействия с другими. Игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, формирование сопереживания и эмпатии (от проигрывания сказочных персонажей к разыгрыванию реальных ситуаций). Игры на развитие эмоциональной сферы могут быть направлены от изображения сказочных персонажей к изображению реальных ситуаций. Здесь можно выделить несколько этапов работы.

Первый этап – знакомство с основными эмоциями: страх, радость, злость, испуг, отвращение, интерес.

Задача второго этапа – формирование у детей представления о причинах возникновения эмоций.

Третья линия была направлена на развитие произвольного поведения. Произвольное поведение характеризуется осознанностью и опосредованностью определенными правилами. Формирование осознанности и умение выполнять правила проходило сначала в сюжетной игре, затем в играх с правилами (от выполнения скрытых правил к выполнению открытых). Для реализации данных целей использовались такие игры, как: «Жужа», «Бульдог», «Мяч в кругу», «Салочки – выручалочки» и др. [3;6]. Сначала использовались игры, включающие 1–2 правила: «Пятнашки», «Липучка». Затем количество правил увеличивалось: «Салочки-выручалочки», «Жужа» и др.

Формирование детской компетентности (развитие сюжетно-ролевой игры и продуктивных видов деятельности) – четвертое направление психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития дошкольника.

Например, игра «Строители».

Описание игры: участвует большое число детей. Сначала происходит распределение ролей среди детей: строители, бригадир, архитекторы и водители. Раздаются рисунки с планом постройки. Архитекторы выбирают, какую постройку они будут возводить. Детям необходимо совместно организовать и свои действия, и действия других детей так, чтобы построить здание. Кто-то будет подвозить материалы, кто-то строить, кто-то следить за тем, что происходит.

Все перечисленные средства могут быть использованы для расширения возможностей формирования коммуникативной компетентности.

Модуль 2. Формирование адекватного образа сверстника.

Можно выделить игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника (внешность, одежда, эмоции) и на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников. Главное, что благодаря данным играм дети начинают понимать, что у них много общего (одни интересы, предпочтения, переживания в различных жизненных ситуациях).

Игры, направленные на формирование способности видеть и понимать внешние особенности сверстника, решают задачу снятия фиксации на себе и выявляют способность видеть его, вызывают интерес, чувствительность к нему, что лежит в основе потребности в общении.

Например, игра «Радио», где ведущий описывает внешность ребенка, а другие должны угадать по данным особенностям, о ком идет речь. В игре «Запомни меня» дети делятся на пары, несколько минут смотрят друг на друга, по сигналу отворачиваются и по очереди описывают внешность «напарника».

Можно использовать приемы, которые представляют возможность независимого, случайного выбора: считалки, игры типа «Найди пару по цвету глаз».

Игры, направленные на взаимодействие на уровне эмоций развивают способность обращать внимание на эмоции, настроение другого ребенка. Основной центр данных игр – эмоции. Игры проводятся от изображения загаданной эмоции ребенка всеми детьми, например, в игре «Зеркало», к изображению одним ребенком эмоции, которую загадал другой («Телефон настроения»). Это помогает детям в понимании эмоций другого человека. Также игры проводятся в направлении от игр, где эмоция изображается только мимикой лица, к играм, где они изображаются всем телом. Например, в игре «Море волнуется», «Скульптура настроения» дети должны изобразить всем телом, «самую грустную», «самую добрую» или «самую сердитую» фигуры. Можно обсудить причины возникновения эмоций, схожие и различные.

Игры, направленные на понимание не только внешних особенностей, но и особенностей личности, способностей и возможностей сверстников. Задача подобных игр – развитие видения в сверстнике особенностей его личности, способностей, потребности и желаний. Сюда относятся игры, требующие внимания к особенностям сверстника, взаимопомощи, взаимопонимания, и игры, направленные на умение видеть и понимать желания и предпочтения другого. Игры проводятся в направлении от исполнения воображаемых ролей (например, таких как «волшебник», «садовник») к реальным («хвастуны», «помощники»).

Так, в игре «Волшебный чемоданчик» [3] все дети «дарят» одному ребенку подарки, которые, на их взгляд, он хотел бы получить. Вначале дети фиксируются на предметных подарках: кукла, игрушка, конфеты, цветы, затем в качестве подарков предлагаются волшебные предметы: волшебная палочка, которая исполняет желания, ковер-самолет и др. Были получены такие ответы, как: «Чтобы у тебя были друзья», «Чтобы ребята дружили с тобой», «Чтобы ты был добрым мальчиком, никогда не обижал никого», «Чтобы научился читать», «Чтобы учился на одни пятерки, даже без одной четверки» и др.

Игры, направленные на формирование когнитивного образа сверстника, способствуют пониманию внешних особенностей, эмоционального состояния, особенностей личности, интересов, предпочтений сверстников. Осознание детьми того, что наряду с различиями у них много общего (эмоциональные переживания, особенности личности, предпочтения, интересы, способности и т. д.) способствует формированию чувствительности к сверстнику.

Приведем описание некоторых игр:

«Радио»

Возможные цели использования игры: формирование интереса к сверстнику, произвольности в процессе игрового взаимодействия, способности выделять внешние особенности сверстника и т. д.

Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Вопрос ответ»

Возможные цели проведения данной игры: формирование личностного мотива общения со сверстниками, интереса и активности в общении со сверстниками, формирование представлений о жизнедеятельности сверстника, развитие самосознания.

Описание игры: дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос и т. д. («Какое у тебя настроение?» – «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» – «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» – «Ловишки» и т. д.).

«Зеркало эмоций»

Детям предлагается поиграть в «Зеркало», только с изображением определенного настроения: «Ребята, у вас бывает разное настроение. Давайте посмотрим, как это выглядит со стороны». Выбирается один ребенок, который выражает: радость, грусть, гнев, отвращение, испуг. Остальные должны изображать то настроение, которое показывает ребенок.

«Волшебный чемоданчик» (Е. О. Смирнова)

Дети садятся в круг, один из них – в середину, и ему предлагается представить, что у него в руках находится «волшебный чемоданчик». Каждый сидящий в кругу должен придумать, что хочет или что нужно ребенку в центре, и ему дарит подобный подарок. Сидящий в кругу принимает подарки, благодарит. В эту игру можно играть в кругу, когда каждый по цепочке дарит подарок своему соседу, тогда в конце игры у каждого в «чемоданчике» будет лежать подарок. Главная задача – угадать желание сверстника.

Игра «Закончи фразу: "Я думаю, со мной дружат, потому, что я…"»

Цель: учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения, формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать к добрым поступкам; дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку.

Модуль 3. Формирование опыта взаимодействия со сверстниками.

Взаимодействие со сверстниками с целью достижения индивидуальных или совместных целей осуществляется в форме:

1. Невербального взаимодействия.

2. Вербального взаимодействия.

Приведем описание некоторых игр, направленных на формирование опыта невербального взаимодействия, эмоционально положительного отношения к сверстнику, чувства общности. Так, в игре «Лесные звери» [3] дети должны изображать лесных зверей, которые могут общаться только на языке животных. Детям объясняют правила невербального, доброжелательного взаимодействия. В игре «Муравьишки» (В. М. Холмогорова) [3] дети изображают «муравьишек», которые после зимней спячки закатили пир, здороваются и угощают друг друга. В игре «Утята» [3] дети изображают птенцов, вылупившихся из яйца, утята впервые видят мир, здороваются и знакомятся друг с другом с помощью невербальных средств общения.

Нужно отметить, что при проведении данных игр вначале интерес ребенка направлен не на сверстника, а на сам процесс общения, взаимодействия, которые кажутся непривычными. Дети зафиксированы на себе, а не на сверстнике.

Приведем описание данных игр.

«Фильм»

Возможные цели проведения данной игры: формирование чувства общности, чувства безопасности по отношению к сверстнику, эмоционально положительного отношения к сверстнику, знаний об эмоциональных переживаниях других детей, интереса к сверстнику, чувствительности к сверстнику и т. д.

Описание: к просмотру предлагается короткометражный фильм или мультик, видео с ярким, эмоциональным и завораживающим сюжетом. После просмотра детям предлагается рассказать об испытанных эмоциях, поделиться ими с другими детьми, разделить свою эмоциональную реакцию с ними.

«Цветочная клумба»

Взрослый предлагает детям поиграть: «Ребята, представьте себе цветочную клумбу, на которой растет много цветов. Все цветы растут рядышком, поэтому клумба похожа на разноцветный ковер. С наступлением утра все цветы распрямляют стебельки, расправляют листочки, поворачиваются к солнышку, легкий ветерок помогает им поздороваться: они нежно и ласково дотрагиваются друг до друга лепестками и кивают головками цветов. Прохожие восхищаются дружной и красивой клумбой. Давайте понарошку изобразим такую клумбу».

«Приветствие без слов»

Предлагается игра, которая впоследствии может служить удачным «ритуалом приветствия» в начале занятий. «Ребята, как вы обычно здороваетесь, придя в детский сад или в гости? Давайте придумаем, как можно поздороваться без слов. Например, животные не умеют разговаривать, но они тоже могут приветствовать друг друга». Детям предлагается поздороваться носами, руками, кивками, похлопыванием по плечу, глазами, улыбками и т. д. Основное правило игры: «Попробуй поздороваться так, чтобы другому ребенку это было приятно».

«Найди своих»

Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым они узнают своих: заяц узнает зайца, пчела – пчелу именно из своего улья, волк узнает волка и т. д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают заблудившихся, только если они смогут повторить движения остальных». Каждый ребенок из «стаи» показывает этим двум движение, которое он считает характерным для зайцев, а потерявшиеся должны повторить за ним. Затем детям можно предложить поиграть в медведей, пчел, рыб, змей и т. д.

Формирование умения достигать целей совместными усилиями.

Основными здесь являются любые игры, где ребенок реализует взаимодействие, направленное на достижение определенных целей общения. Например, в игре «Страна грусти» (В. М. Холмогорова) [4] один ребенок должен рассмешить другого и перевести его в «страну веселья». В игре «Волшебная кисточка» ребенок должен объяснить свое желание так, чтобы его понял сверстник.

Необходимо выделить игры и задания, направленные на совместную деятельность, помогающую детям чувствовать себя единым субъектом деятельности, а также способствующую формированию способности действовать в рамках единой цели, дающую опыт согласования действий, умение договариваться, умение понять другого и доступно объяснить.

Начинать лучше с простых игр, направленных на согласованность действий со сверстником.

В играх «Зеркало», «Испорченный телефон» [3;6] дети вначале совершенно не могут повторить за сверстником движения, мимику и позы. Но с каждым разом у них получается лучше. Цель подобных игр заключается в точном повторении за сверстником движений, поэтому интерес от игры к игре возрастает. Затем игры усложняются и требуют разных действий для достижения общих целей. Например, «Дракон кусает свой хвост», «Липучка». Кроме того, задачей взрослого является создание условий для проявления просоциальных форм поведения (бескорыстной помощи, взаимовыручки) и опыта сочувствия, содействия, сопереживания. Например, сюжетно-ролевые игры, требующие взаимопомощи, проявления сопереживания: «Старенькая бабушка» (Е. О. Смирнова), «Заколдованный ребенок» (Е. О. Смирнова), «Живые куклы» (Е. О. Смирнова), «Садовник» (Е. О. Смирнова), «Ласковый мелок», «Салочки-выручалочки» [1;4;6].

В этих играх центром внимания являются роли, которые требуют заботы о другом: «Садовник», «Хозяин куклы», «Заботливый внучек», «Утка с утятами», «Вредное колечко» [4]. Приведем пример. В игре «Старенькая бабушка» (Е. О. Смирнова) дети должны распределить роли. Выбрать старенькую бабушку, заботливую внучку, машины, врача, аптекаря и т. д. В ходе игры, «внучка» должна перевести «бабушку» через дорогу, где ездят «машины», отвести к «врачу», «аптекарю» и привести домой. Все эти игры требуют согласования действий, высокой степени чувствительности к сверстнику.

Наиболее эффективными в плане формирования доброжелательных отношений со сверстниками являются и игры с правилами, направленными на взаимовыручку и взаимодействие: «Сова и мыши», «Салочки-выручалочки», «Дракон кусает свой хвост», «Липучка» и др.

Так, в игре «Салочки-выручалочки» дети сначала фиксируются на том, чтобы не попасться. Затем внимание детей переключается на помощь и необходимость выручить другого ребенка.

Приведем примеры игр и заданий, направленных на формирование способности к совместным действиям.

«Руки танцуют»

Описание игры: игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант – указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

«Конструктор»

Описание игры: на одну пару детей выдаются детальки конструктора. Им предлагается придумать и создать единую поделку, композицию.

«Совместный рисунок»

Описание игры: выдается чистый альбомный лист, один набор цветных карандашей на двух детей. Детям поручают нарисовать рисунок вдвоем на одном листе.

«Слепыш»

Описание игры: участвует двое детей. Один будет с завязанными глазами проходит «препятствия» по описанию и координированию другого ребенка. Первый ребенок будет нести мячик или какую-либо игрушку, чтобы положить ее в корзинку. Также можно провести игру в виде соревнования между несколькими детьми, командами.

«Волшебная история» (К. Чепухина)

Описание игры: двум детям предлагается придумать совместную историю или рассказ (можно волшебный), с описанием героев, их имен и т. п.

«Коллаж»

Описание игры: участвовать могут как двое детей, так и несколько. Им выдается весь необходимый материал: ножницы, цветная бумага, клей, ватман, ручки, карандаши. Дети сами могут придумать, что будут делать (или взрослый может сам направить деятельность детей), кто из них будет рисовать фигурки, вырезать, наклеивать и т. д. Либо они все вместе будут выполнять всю деятельность поэтапно.

«Сказочный герой»

Описание игры: совместное представление сказочного героя (его манера поведения, что любить делать, кушать, кто его друзья и т. п.). Или представление детьми друг друга с характерными для детей особенностями.

«На мостике»

Описание игры: перед началом создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию: дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик (на полу чертится полоса шириной 30–40 см). По мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешным окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

«Раскрасьте правильно»

Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т. е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться ролями.

«Робот»

Описание игры: дети делятся на пары. Один исполняет роль изобретателя, другой – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т. д. Затем дети меняются ролями.

Можно использовать любые игры при формировании коммуникативной компетентности. Главное – формирование осознанного отношения ребенка к сверстнику и понимание конструктивных правил взаимодействия с ним. Взрослый должен направлять данный процесс.

Рекомендуемая литература

Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. 2000.

Гнедова Н. М., Гнедова СБ. Возрастная психология в консультативной работе психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ульяновск, 2006.

Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.

Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003. – 160 с.

Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

Хузеева Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка: [Методический сборник] – М., 2014.