Вы здесь

Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО). Глава II. Психолого-педагогическое сопровождение социализации и индивидуализации дошкольников в условиях с...

Глава II

Психолого-педагогическое сопровождение социализации и индивидуализации дошкольников в условиях с ФГОС ДО

Т. В. Костяк, кандидат психологических наук, доцент

► Что такое социализация?

► Каковы основные условия социализации ребенка в образовательной организации?

► Как воспитатель может осуществлять мониторинг социализации?

► Противоречат ли друг другу социализация и индивидуализация?

Формы и способы социализации дошкольников

В соответствии с ФГОС ДО нового поколения определены целевые ориентиры дошкольного образования, которые непосредственно соотносятся с процессами социализации и индивидуализации детей:

• установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

• чувство собственного достоинства;

• активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

• способность сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

• способность адекватно проявлять свои чувства;

• способность верить в себя;

• стремление разрешать конфликты;

• умение следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

• способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Образовательная деятельность дошкольной образовательной организации должна быть направлена на поддержку позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, а это напрямую связано с индивидуальными особенностями детей и их учетом в процессе организации дошкольного воспитания. Целевые ориентиры, определенные во ФГОС ДО, нужно рассматривать, скорее, как идеальную модель социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста, но ни в коем случае не как жесткие критерии оценки эффективности работы педагогов ДОУ.

Социализация – процесс вхождения человека в социум, который предполагает усвоение образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, на основе чего возможно полноценное функционирование в обществе и самореализация.

Когда говорят о социализации, часто используют понятия, близкие по смыслу, например формирование, становление и воспитание. Специфику каждого из этих взаимосвязанных процессов можно обозначить так.

В понятии социализации подчеркивается процесс социального развития личности ребенка, в ходе которого усваиваются нормы, идеалы, ценности и представления общества, интегрируется социальный опыт. Формирование личности предполагает прежде всего изменения, которые происходят в личности ребенка при его взаимодействии с другими людьми.

Становление личности ребенка связано с появлением способности осознавать и произвольно выстраивать свое поведение в соответствии с требованиями окружающих и своими собственными потребностями и целями. Воспитание это целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с существующим в обществе стандартом. Таким образом, социализация, воспитание, формирование и становление личности ребенка тесно переплетаются и влияют друг на друга, отражая сложный характер социального развития.

Процесс социализации может быть успешным, когда ребенок легко и свободно усваивает социальные нормы и требования, но может быть и затрудненным из-за неблагоприятных факторов. Об успешности социализации ребенка можно говорить в том случае, если он не только знает нормы и правила и умеет следовать им в своем поведении, но и эмоционально принимает их как необходимое условие взаимодействия с другими людьми.

Процесс социализации реализуется в четырех формах (типах), представленных на рис. 1


Рис. 1. Формы (типы) социализации


Социализация может осуществляться различными способами (см. рис. 1).


Рис. 2. Способы социализации


Условия реализации ФГОС ДО в психолого-педагогическом сопровождении социализации и индивидуализации дошкольников: рекомендации для старшего воспитателя (методиста)

Психолого-педагогическое сопровождение социализации и индивидуализации дошкольников должно иметь целостный характер и осуществляться в оптимальном взаимодействии всех специалистов образовательного учреждения при поддержке родителей.

Основными принципами организации психолого-педагогического сопровождения социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста являются следующие.

1. Учет индивидуальных особенностей развития детей. Индивидуальные особенности развития ребенка выявляются в ходе психолого-педагогического мониторинга, а его результаты становятся предметом обсуждения на психолого-медико-педагогических консилиумах и учитываются во всех направлениях психолого-педагогической работы с ребенком в образовательном учреждении. При этом особую важность приобретает опора на позитивные стороны развития ребенка, возможности преодоления им трудностей. Индивидуальные проблемы личностного и социального развития ребенка корректируются на основании действия механизма компенсации и включения его в продуктивную творческую деятельность, что также является значимыми психолого-педагогическими условиями успешной социализации и индивидуализации. Стимулирование познавательной и творческой активности ребенка является мощным средством личностного роста и создает основу для гармоничного и всестороннего развития его индивидуальности.

2. Формирование нормативности. Этот принцип предусматривает формирование у ребенка знаний о нормах, правилах поведения и ценностях общества, стимулирование и поддержание индивидуального отношения к ним, а также создание условий для реализации знаний и отношения к нормам и правилам в поведении, что способствует развитию социальной компетентности ребенка (знание + отношение = поведение).

3. Расширение у ребенка представлений о мире (от узкой семейной группы до образов страны и мира), о себе и своем месте в мире (семье, группе сверстников и др.).

4. Включение ребенка во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, стимулирование его мотивации к общению и развитие коммуникативных способностей и компетентности.

5. Согласованность позиций семьи и образовательного учреждения. Важно, чтобы родители могли увидеть индивидуальность ребенка и принять её, а также способствовать всем тем направлениям его развития, которые реализуются в образовательном учреждении. В детском саду он получает опыт взаимодействия с разными взрослыми и сверстниками, начинает выстраивать отношения, учитывая не только свои потребности, но и интересы других. Индивидуальные особенности детей (их эмоциональность, открытость, общительность), как правило, помогают социализации. Но некоторые яркие индивидуальные черты детей (замкнутость, обидчивость, навязчивость, агрессивность) могут затруднять социализацию. В работе с родителями важно показать, что в индивидуальности их ребенка есть сильные и слабые стороны, которые нужно рассматривать как условие, своего рода «старт». Но направление социализации, ее успешность, зависит не только от индивидуальности самого ребенка, важную роль играют индивидуальность родителей, стиль воспитания в семье, требования к детям и многие другие факторы.

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. В процессе психолого-педагогического сопровождения социализации и индивидуализации детей используются следующие средства и методы:

1. Психолого-педагогический мониторинг динамики социализации и индивидуализации детей.

2. Индивидуальные программы социализации и индивидуализации детей с учетом их особенностей развития.

3. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие индивидуальных способностей ребенка и преодоление имеющихся у него сложностей социализации.

4. Игровая деятельность, направленная на ознакомление с различными сторонами социальной жизни, ролями, нормами, правилами поведения и ценностями.

5. Проблемные задания, направленные на стимулирование познавательной активности ребенка.

6. Занятия, направленные на развитие способности самопознания и формирование адекватного отношения к окружающему миру и другим людям.

7. Консультирование родителей по проблемам социализации и индивидуализации детей.

Психолого-педагогический мониторинг направлен на выявление особенностей психического развития и психологических качеств ребенка, изучение объективных и субъективных критериев социализированности детей, а также динамики процессов социализации и индивидуализации. В зависимости от типа мониторинга и стоящих перед специалистами задач данное направление работы реализуется психологом, воспитателем или социальным педагогом.

Индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения социализации и индивидуализации детей составляются на основе результатов психолого-педагогического мониторинга. Они направлены на сохранение психологического благополучия ребенка в образовательном учреждении, стимулирование личностного роста, предупреждение нарушений социализации и отклонений в развитии личности. Индивидуальные программы строятся на основе сильных сторон личностного развития детей и реализуются в строгом соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями каждого. Данные программы реализуются во взаимодействии психолога с воспитателем в течение всего года и наполняются конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей детей, конкретных условий и задач, характера общения в семье. Целью указанной программы является создание условий для успешной социализации детей на основе их индивидуальных особенностей и возможностей.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на оказание помощи детям, имеющим трудности в процессе социализации и(или) личностном развитии. Содержание занятий определяется характером нарушений (трудности овладения знаниями, умениями, навыками; отклонения в поведении, самочувствии ребенка) и строится на основе индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения социализации и индивидуализации детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся психологом (педагогом-психологом) с использованием групповых и индивидуальных форм психокоррекционной работы.

Игровая деятельность обладает мощным развивающим потенциалом и может использоваться педагогом для формирования адекватного поведения и социальной компетентности детей. Сюжетно-ролевые игры и игровые задания способствуют возникновению знаний о правилах и нормах поведения, переносу этих знаний на реальные ситуации взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Они также стимулируют выработку эмоционального отношения к нормам и правилам. Организация игровой деятельности детей и разработка содержания социализирующих игр осуществляется во взаимодействии воспитателя с психологом дошкольного учреждения.

Проблемные задания и развивающие занятия направлены на развитие у детей способности осознавать свои потребности и психологические качества. Содержание заданий и занятий разрабатывается психологом в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их уровнем развития, а также конкретной ситуацией, потребовавшей применения данного способа в работе с детьми. Важнейшим средством воздействия на ребенка является сама социальная действительность, содержащая все необходимое для формирования конкретных детских представлений и воспитания чувств. При этом педагог должен показать детям мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, определить свое место в мире. Степень воздействия социальной действительности на ребенка определяется тем, насколько объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны, доступны, личностно значимы для него. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания социального окружения, которое имеет развивающийся потенциал и может стать средством приобщения ребенка к миру.

Консультирование родителей включает обсуждение результатов психолого-педагогического мониторинга и промежуточных итогов реализации индивидуальных программ, информирование взрослых об особенностях социализации и индивидуализации детей, посещающих дошкольное учреждение. Консультации оказываются также и по запросу семьи в связи с проблемами поведения, общения, эмоционального самочувствия ребенка.

Одним из важнейших условий сохранения психологического благополучия ребенка в детском саду служит совместная работа всех специалистов образовательного учреждения, обеспечивающая целостное видение процессов социализации и индивидуализации детей и создающая возможности для своевременного предупреждения негативных тенденций.

Наиболее эффективная форма взаимодействия взрослых, работающих с детьми в дошкольном учреждении, психолого-медико-педагогический консилиум. Данная форма работы позволяет каждому специалисту, участвующему в консилиуме, решать проблему социализации и индивидуализации детей в рамках своей профессиональной компетенции.

Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Однако при поступлении в детский сад меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, особенности общения и т. п. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, однако способен привести и к негативным последствиям, связанным с ростом тревожности, невротизацией детей и возникновением различных отклонений в их эмоциональном состоянии и личностном развитии.

Новая социальная ситуация предъявляет ребенку незнакомые требования, выполнение которых связано с концентрацией внимания и ограничением двигательной активности. Кроме того, овладение нормами и правилами взаимодействия в коллективе требует от детей значительного напряжения интеллектуальных и физических сил.

Успешное принятие норм и правил невозможно без необходимого уровня произвольности поведения. Для развития у дошкольников произвольной регуляции используются серии подвижных игр, направленные на овладение своим поведением (игры с правилами). Выполнение единых правил всеми участниками игры способствует активизации произвольной регуляции у детей и облегчает процесс принятия новых требований. В процессе игрового взаимодействия педагог учит детей адекватно воспринимать правило и реагировать на замечания взрослого или сверстников во время его выполнения.

Важным аспектом социализации дошкольников является повышение их социальной и личностной компетентности. С этой целью педагог может использовать имитационные игры и выразительные этюды, а также экспериментальные ситуации, моделирующие те или иные обстоятельства жизни ребенка, его взаимодействия с окружающими. Имитационные игры предусматривают разную степень активности участников: часть детей являются «актерами», остальные – «публика». Содержанием выразительных этюдов, игр и смоделированных ситуаций могут быть типичные сложности адаптационного периода (незнание правил поведения, конфликты, выполнение требований взрослого и т. д.), которые обсуждаются в конце занятия.

Успешность социализации дошкольников в детском саду во многом зависит от отношения воспитателя, его педагогической позиции и профессиональных возможностей. Поэтому важным условием служит сотрудничество педагогов и психолога при четком различении их функциональных обязанностей и приоритетов. Основными принципами совместной работы психолога с педагогическим коллективом являются следующие положения:

• взаимная дополняемость позиций педагога и психолога в решении задач социализации дошкольников, их сотрудничество на всех этапах работы;

• единство профессиональных целей и ценностей, выходящих за рамки специализации сотрудников дошкольного учреждения;

• совместное проектирование развивающей среды, создающей благоприятные условия для успешной социализации и индивидуализации каждого ребенка в детском саду;

• организация конструктивного взаимодействия других специалистов, работающих с детьми.

Психолог дошкольного учреждения оказывает помощь воспитателям в оценке эмоционального состояния детей в группе, изучении процесса их коммуникации со взрослыми и сверстниками, создании необходимых условий для успешной социализации и индивидуализации детей в ДОУ. Кроме того, психолог оказывает методическую помощь педагогам в подготовке и реализации индивидуальных программ развития детей.

Задачи работы педагога в процессе психолого-педагогического сопровождения социализации и индивидуализации дошкольников

Основные задачи работы педагога в процессе психолого-педагогического сопровождения социализации и индивидуализации дошкольников следующие:

– создавать атмосферу доброжелательности и принятия, на основе которой выстраивается и реализуется конструктивное сотрудничество ребенка с педагогом и сверстниками в процессе социализации в ДОУ;

– обеспечить гармоничное развитие и сотрудничество друг с другом детей с разными индивидуальными и личностными особенностями, образовательными потребностями и потенциальными возможностями;

– создавать условия для интеллектуального развития, развития наблюдательности и практических действий, расширять кругозор всех детей в группе;

– создавать условия для формирования навыков общения, повышать коммуникативную и социальную компетентность детей;

– создавать условия для усвоения социальных норм и правил, формирования навыков произвольной регуляции поведения.

При реализации данных задач педагогу необходимо создавать ситуации успеха для всех детей вне зависимости от уровня их развития, что предполагает знание их индивидуальных особенностей и возможностей, выявляемых как в самом процессе жизнедеятельности, так и при помощи специальных психодиагностических процедур, входящих в компетенцию психолога. Помимо этого, воспитатель применяет разработанные психологом рекомендации по предупреждению трудностей социализации дошкольников.

Одной из важнейших функций дошкольного учреждения является приобщение ребенка к социальному миру. Процесс вхождения ребенка в социум предполагает получение определенной информации о разных сторонах жизни людей, присвоение многих взрослых норм и ценностей и выработку собственного отношения к ним. При этом знания об окружающей действительности ребенок получает не только от близких взрослых. Все средства познания окружающей действительности можно разделить на три группы, в зависимости от степени влияния взрослого на источник информации и ее восприятие детьми.

• источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослыми (сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире);

• источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.) Отбор средств в данном случае производится с позиции их педагогической целесообразности;

• источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, собственных наблюдений, СМИ).

Задача педагога заключается в том, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из первых двух источников. Кроме того, он должен при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы.

Для обеспечения благоприятных условий социализации детей в ДОУ важную роль играет конструктивное взаимодействие всех взрослых, принимающих участие в воспитании и обучении ребенка. Эффективность психолого-педагогических воздействий во многом зависит от того, готовы ли родители сотрудничать с дошкольным учреждением в целях сохранения и укрепления психологического благополучия ребенка. При поступлении его в детский сад необходимо определить взаимные обязательства специалистов и родителей, уточнить правила и требования, предъявляемые к нему в детском саду и семье, а также заручиться поддержкой родителей на случай возникновения сложных ситуаций, связанных с привыканием ребенка к новым условиям.

Совместное влияние образовательной и семейной среды на процесс развития ребенка является важнейшим условием повышения его личностного потенциала и выработки продуктивного жизненного стиля. Родители и педагоги должны идентифицировать себя как представителей системы взаимосвязанных институтов социализации ребенка; уметь находить конкретный контекст для взаимодействия. Социализирующие воздействия педагогов и родителей должны быть согласованы и на уровне содержания норм и правил, и на уровне соответствия ребенка ожиданиям взрослых. Предъявляемые ребенку образцы социального поведения должны подбираться с учетом его индивидуальных особенностей и содержать разные модели поведения. Педагоги и родители должны не дублировать единые функции, а дополнять усилия друг друга. Специфичность вклада каждой из сторон определяется особенностями социальных ролей педагогов и родителей, разницей в педагогическом и родительском самосознании. Родители в большей степени способны повлиять на усвоение ребенком правил, а педагоги раскрывают ребенку социальные нормы, обозначают их, способствуют реализации и закрепляют в поведении детей. Усвоение ребенком норм и правил в семье происходит на основе эмоциональной привязанности, психологической близости с родителями. Ребенок, безусловно и безотчетно любя родителей, стремится быть похожим на них, незаметно усваивая их манеру поведения в нормативных ситуациях. Однако далеко не все родители владеют педагогическими приемами воспитания, часто они даже не задумываются о том, что демонстрируют ребенку определенную модель поведения. В этом и состоит сильная сторона педагога: он может не только показать, но и объяснить ребенку, как нужно (и не следует) вести себя в разных ситуациях, может показать последствия поступков, проанализировать причины и т. д. Кроме того, обращая внимание на соблюдение детьми норм и правил в повседневной жизни, педагог может помочь родителям самим найти эффективный способ воспитания, который подходит именно их ребенку.

Выделение работы с родителями в качестве одного из приоритетных направлений психолого-педагогического сопровождения социализации детей характерно для многих современных дошкольных учреждений. Поскольку большинство родителей заинтересованы в психологическом благополучии своих детей, педагогический коллектив проводит изучение запросов родителей и степени их готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением при помощи анкетирования и бесед. Особо важную роль в этот период приобретает психолого-педагогическое просвещение родителей, которое проводится в форме индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний, тренинговых занятий. Предметом групповых форм работы в этом случае становятся типичные трудности социализации детей, ознакомление родителей с методами и приемами воспитания в разном возрасте.

Дошкольное образовательное учреждение выступает как институт социализации, который наряду с семьей содействует социальному, нравственному и эмоциональному развитию детей. В ДОУ создаются оптимальные условия для успешного вхождения ребенка в новое сообщество. Решение данной задачи предусматривает организацию предметной среды для развития самостоятельной творческой игры ребенка, формирование умений в совместной игре педагога с детьми, развитие познавательных способностей (памяти, внимания, воображения), речевых навыков, стимулирование инициативности, фантазии и творчества, развитие чувства принадлежности к группе и коммуникативной компетентности. Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей в ДОУ способствует развитию личности дошкольников, формирует умение гибко использовать свои возможности для усвоения норм и правил, адекватно реагировать на изменение ситуации и конструктивно выстраивать взаимоотношения с окружающими.


Таблица 4

Профессиональные компетенции педагогов и целевые ориентиры дошкольного образования


Мониторинг процессов социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ

Психолого-педагогическое сопровождение социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ предполагает постоянный мониторинг, результаты которого позволяют своевременно предупреждать трудности и корректировать индивидуальную программу развития ребенка.

Ведущими методами изучения особенностей социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ являются структурированное наблюдение (за поведением детей) и анкетирование (педагогов и родителей).

Предлагаемая схема мониторинга позволяет построить целостное представление о процессах социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ.

Схема мониторинга социализации и индивидуализации дошкольников в ДОУ

1. Для изучения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ заполняются таблицы 5 и 6. Параметры оценки: эмоциональное состояние ребенка в ДОУ (табл. 5) и интересующие ребенка виды деятельности (табл. 6).


Таблица 5

Эмоциональное состояние ребенка в ДОУ


2. Для определения видов деятельности, в которых возможен успех, можно заполнить таблицу 6.


Таблица 6

Проявление интересов ребенка в разных видах деятельности


3. Для изучения особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками (контактность, наличие общения, положение в группе сверстников, характер общения) результаты наблюдений отмечаются в табл. 7, 8, 9, 10.


Таблица 7

Контактность


Таблица 8

Наличие контактов со сверстниками


Таблица 9

Положение в группе сверстников (по результатам социометрии)


Таблица 10

Характер общения


4. Для изучения особенностей взаимодействия ребенка со взрослым (контактность, коммуникативные предпочтения) результаты наблюдений отмечаются в табл. 11, 12.


Таблица 11

Контактность


Таблица 12

Коммуникативные предпочтения


5. Для изучения нормативности поведения ребенка результаты наблюдений отмечаются в табл. 13, 14. Параметры оценки: реакция ребенка на поощрение и порицание, поведение ребенка при выполнении (нарушении) норм и правил.


Таблица 13

Реакция ребенка на поощрение и порицание


Таблица 14

Поведение ребенка при выполнении (нарушении) норм и правил


Оценку нормативности поведения ребенка позволят сделать и результаты анкетирования. Предлагаемые варианты анкет для педагогов позволяют получить информацию о поведении ребенка при выполнении (или нарушении) норм и правил, его реагировании на санкции взрослых, и тем самым дополняют представления о процессе социализации ребенка.

Анкета для воспитателей

1. Как часто ребенок соблюдает нормы и правила поведения (ведет себя так, как вы просите) в общении с вами и другими взрослыми?

– всегда

– почти всегда

– часто

– не всегда, зависит от человека

– редко

– никогда

2. Как часто ребенок соблюдает нормы и правила поведения (ведет себя так, как вы просите) в общении с другими детьми?

– всегда

– почти всегда

– часто

– не всегда, зависит от человека

– редко

– никогда

3. Как часто ребенок нарушает нормы и правила поведения (не слушается) в общении с вами и другими взрослыми?

– всегда

– почти всегда

– часто

– не всегда, зависит от человека

– редко

– никогда

4. Как часто ребенок нарушает нормы и правила поведения в общении с другими детьми?

– всегда

– почти всегда

– часто

– не всегда, зависит от человека

– редко

– никогда

5. Как ребенок реагирует, когда вы хвалите его за правильное поведение?

– радуется

– не обращает внимания, игнорирует

6. Как ребенок реагирует, когда его хвалят за правильное поведение другие взрослые?

– радуется

– не обращает внимания, игнорирует

7. Как ребенок реагирует, когда вы делаете ему замечание за неправильное поведение?

– прекращает и ведет себя хорошо

– не обращает внимания, игнорирует и продолжает действовать по-своему

– теряется, замыкается, обижается

– спорит, упрямится

– намеренно продолжает вести себя плохо, провоцируя вас

8. Как ребенок реагирует, когда другой взрослый делает ему замечание за неправильное поведение?

– прекращает и ведет себя хорошо

– не обращает внимания, игнорирует и продолжает действовать по-своему

– теряется, замыкается, обижается

– спорит, упрямится

– намеренно продолжает вести себя плохо, провоцирует

9. За что вы чаще всего хвалите ребенка?

10. За что вы чаще всего наказываете ребенка?

Фамилия, имя, отчество воспитателя__________________

Фамилия, имя ребенка_______________________

Ключ к анкете для воспитателя




Рекомендуемая литература

Андреева С. В., Борнякова Л. М., Басангова Б. М. Мониторинг социализации воспитанников. – М., 2012.

Афонькина Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа. – М., 2015.

Бабаева Т. И. Образовательная область «Социализация». Методический комплект программы «Детство». – М., 2013.

Власова А. В. Развитие личности ребенка. Планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М., 2012.

Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. – М., 2013.

Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – М., 2011.

Кукушкина Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М., 2013.

Muxa Е. В. Современные технологии обучения дошкольников. – М., 2014.

Савченко В. И. Организация образовательной деятельности со старшими дошкольниками в ходе режимных моментов. Создание социальных ситуаций развития, способствующих позитивной социализации: конспекты игр… (ФГОС). – М., 2014.

Савченко В. И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. – М., 2015.

Севастьянова Е. О. Страна Добра. Социализация детей 5–7 лет. – М., 2012.

Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. – М., 2015.

Харчевникова А. Н., Деркунская В. А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4–5 лет: методическое пособие. – М., 2013.