Глава 3. Его величество, эмоциональный интеллект
Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к изучению EQ.
Эмоциональный интеллект (Emotional Quotient) – это способность осознавать свои чувства и управлять ими, а также способность управлять чувствами других людей.
Я не буду останавливаться в этой книге на других теориях эмоционального интеллекта, скажу только, что каждая из них имеет право на жизнь, по-своему гениальна и имеет прикладное значение. При этом я неоднократно слышал о противопоставлении EQ и IQ, с чем не согласен.
В мире существует организация под названием «Менса», куда входят только люди с очень высоким IQ. На своем сайте они честно признаются: «Есть менсаиты небогатые, и есть – миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В «Менсе» состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». То есть коэффициент интеллекта не является решающим в жизненном успехе.
Швейцарский ученый Жан Пиаже, доказал, что интеллект IQ заканчивает свое формирование до 11 лет и всю оставшуюся жизнь остается неизменным. А некоторые так надеялись…
Хорошей новостью есть то, что уровень EQ (emotional quality) является подвижным и его можно развивать всю жизнь. Исследования американского эксперта и ученого Даниэла Гоулмана, описанные в книге «Эмоциональный интеллект», показывают, что люди, которые достигли вершин в бизнесе или имеют счастливые браки, не обладают высоким уровнем IQ, тем не менее общими для них всех есть наличие высокого уровня EQ.
• В среднем у менеджеров по продажам L’Oreal, отобранных на основе компетенций эмоционального интеллекта, суммы продаж в год на $91 370 больше, благодаря чему чистая прибыль компании увеличилась на $2 558 360 млн.
• Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего, принесли компании за год на 12 млн долл. дохода больше, чем остальные (на 139 %) (Boyatzis, 1999).
• Исследование Центра креативного лидерства (Center for Creative Leadership, CCL) показало, что одной из главных причин провалов топ-менеджеров является недостаток эмоциональной компетентности. Три основные причины: неспособность работать в стрессовой ситуации, работать в команде и грамотно выстраивать межличностные отношения.
Согласитесь, преимущество развитого EQ очевидны. Все больше исследователей приходит к выводу, что для счастья и успеха необходим баланс между IQ и EQ, или, как говорится в позитивной психотерапии, баланс между базовыми способностями «знать» и «любить».