Вы здесь

Психология чтения школьников. Глава 3. Мотивация чтения школьников и её разновидности (И. И. Тихомирова, 2016)

Глава 3. Мотивация чтения школьников и её разновидности

Что такое мотив и мотивация чтения?

Мотив (лат. movere – приводить в действие, толкать) – это побуждение к деятельности, осознаваемая причина, психическое свойство, лежащее в основе выбора действий и поступков личности. Мотивы в широком значении этого слова выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отраженной в индивидуальном осознании действительности личностный смысл. Среди мотивов выделяют мотив функциональный, когда эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, и мотив, ориентированный только на результат (А. Г. Асмолов). Суммирование мотивов чтения образует мотивацию – систему ожиданий, вызывающую активность человека. Мотивацию иногда называют интенцией (лат. intention – стремление) – направленностью сознания на какой-либо предмет, намерение сделать что либо.

Применительно к чтению термин «мотивация» используется в качестве причин и механизмов, определяющих направленность человека на общение с книгой и обуславливающих читательский спрос. Опыт показывает, что мотивация чтения книг и иных печатных текстовых изданий у современных школьников в последние годы идет на спад. Одной из причин этого, как объясняют специалисты, является вырабатываемая привычка пользоваться визуальными образами (смайликами, комиксами, экранизацией). Книжные тексты на фоне изобразительного ряда ребенку кажутся более сложными и менее выразительными. Книга требует напряженной интеллектуальной работы. Из сферы культурного потребления традиционную книгу ощутимо вытесняет ее электронный аналог с его возможностью усиливать роль самодеятельного начала в литературном процессе. При всей тенденции заметного отторжения современных детей от чтения печатных изданий чтение их продолжает оставаться востребованным. Благодаря умению читать бумажные тексты, ребенок получает возможность пользоваться и электронной текстовой информацией. В качестве первичного навыка чтение печатных источников продолжает оставаться ведущей деятельностью в образовании и, следовательно, навыком на всю жизнь. Уместно сказать, что исследователями детского чтения за рубежом замечено обратное явление, когда подростки отказываются от компьютера в пользу книги. Начинают ценить то, что выходит за рамки технологий, – чтение хороших книг, радость общения в связи с ними (Д. К. Равинский). Так или иначе, чтение, как показало Российское литературное собрание, проведенное в Москве в ноябре 2013 года, сохраняет свою незаменимую ценность, дети продолжают пользоваться книгой и иными печатными изданиями, что обуславливает актуальность выявления мотиваций чтения и возможности их усиления.

Структура мотивации чтения

В мотивации чтения психологи выделяют стимулы, потребности, интересы, цели и установки. Стимулом называют сигнал к действию, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, установками, стремлениями. Стимулы чтения – это внешнее побудительное воздействие на выбор, восприятие и оценку литературы. Они могут выступать как система заданий и поощрений, определяемых условиями деятельности (учебной, семейной, общественной и др.), или как советы и рекомендации, получаемые от взрослых или при общении с другими читателями, а также по каналам массовой коммуникации. К стимулам чтения относят и все библиотечные воздействия на читателя. Множество стимулов, воздействующих одновременно, называют массивом стимулов. К такому массиву относят также качества книги (ее структуру, содержание, оформление). Являясь внешними по отношению к читателю, стимулы чтения влияют на читательское поведение, преломляясь в читательской психологии личности. Реакция на стимул, обеспечивающая стремление, влечение, желание читать, есть то, что называют мотивом. От мотивов зависит результат, эффективность и качественные особенности протекания процесса чтения, сила поглощенности, увлечение книгой. Однако наличие стимула (к нему относятся и учебные задания) еще не говорит о непременном возникновении мотивации. Массив стимулов, содержащийся в книге (качество издания, шрифт, наличие иллюстраций, содержание текста), как и массив научения (рекомендации, тесты, игра, реклама и другие «приманки») могут оказаться безрезультатными, если в человеке отсутствует внутренняя мотивация к чтению. Именно с таким положением мы сталкиваемся в настоящее время, когда ребенок отовсюду слышит «Читай!», и сама книга в ярких обложках и заманчивых иллюстрациях просится в руки, а интерес к ней со стороны детей все падает и падает.

Вместе с тем нельзя не признать, как уже говорилось, что читательский спрос на печатную продукцию у современных детей всё же сохранился. Одной из причин его сохранения является потребность. В отличие от мотивов, определяющих желание читать, потребность чаще всего вызывается настоятельной необходимостью. В этом случае ее иногда называют актуальной потребностью. Слово «потребность» в русском языке означает надобность, нужду в чем-нибудь, требующую удовлетворения. Движимый потребностью ребенок читает не потому, что хочет, а потому, что «надо» или «велели». Актуальная потребность как источник читательской активности характеризуется осознанием прагматической цели чтения. После удовлетворения потребности и достижения поставленной цели направленность ребенка на чтение при отсутствии личностных побуждений угасает, пока не возникнет новая актуальная потребность. У школьников такую потребность часто именуют деловой, связанной с учебным процессом или участием в конкурсе. Как показывают опыт и социологические исследования, мотивация чтения современного ученика, вызванная актуальной потребностью, является доминирующим фактором, определяющим читательский спрос в библиотеке на произведения печати.

При таком положении школа, а не сам ребенок, определяет необходимость чтения и его репертуар. Ученик идет в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя: написать реферат или сочинение, подготовить доклад, найти ту или иную информацию. В данном случае свое общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение уроков. Стимулируя таким способом чтение, учитель не спрашивает ученика, нравится ему это или нет. «Изучающее чтение» по мотивации – это вынужденное чтение. От него зависит оценка школьника по литературе или иному предмету, зависит и реакция родителей на успехи ребенка. Наглядный пример подобной мотивации чтения дал писатель Анатолий Мошковский в рассказе «Книга». Герой рассказа шестиклассник Толька читать не любил, но «приходилось». Для него читать было почти то же самое, что стоять в очереди: процесс чтения проходил через волевое усилие. «Он зажимал кулаком уши, чтобы ничто вокруг не отвлекало его и, уставившись в цепочку строк, морща лоб, мучительно вникал в их смысл. Это было необходимо, чтобы не остаться на второй год и не получить отцовского ремня». Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Смышленый ребенок ищет наиболее легкий и скорый путь выполнения заданий. Отсюда спрос на дайджесты, на книги с готовыми сочинениями, на свернутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из Интернета. Если мотив идет не от личности школьника, то и результат чтения её не касается. Стимул «изучающего чтения», не подкрепленный личностным интересом, действует только на протяжении того времени, пока школьник учится. После окончания учебы прекращается в большинстве случаев и взаимодействие с книгой. Человек рискует пополнить ряды функционально неграмотных членов общества, не имеющих потребности читать и, следовательно, развиваться.

Иная потребность чтения, не столь массовая, кроется в осознанном понимании школьником и его родителями ценности чтения, его необходимости для успешной самореализации молодого человека в новых жизненных реалиях. Здесь стимул чтения идет не от учителя, а от желания самого ребенка быть признанным и востребованным в современном обществе. Ребенок с детства нацелен на элитарное образование. Он понимает: чтобы успешно действовать в информационном пространстве, надо владеть устной и письменной речью, способностью к общению, иметь широкий кругозор, уметь выразить себя, обрести навыки независимого суждения, способность нестандартно мыслить и принимать решения. Чтобы отвечать этим и иным требованиям жизни, человек должен много знать, уметь пользоваться знаниями, быть компетентным в своем деле. Все эти качества и вырабатываются в процессе чтения. Читая лучшие художественные произведения и научно-познавательные книги, ученик получает ориентир в системе ценностей, модели поведения и общения людей, способ речевого самовыражения, учится самостоятельному мышлению и грамотному письму. Широкая эрудированность и информированность делают читающую личность интересной для окружающих, повышают ее статус. Школьник развивает в себе психологическую основу творческой деятельности. Образцом таких школьников – волевых, начитанных, интеллектуально развитых – можно считать участников телепередачи «Умники и умницы», готовящихся к поступлению в престижный вуз МГИМО. Они восхищают своими знаниями, интеллектом, памятью, своим философским складом ума.

Однако рациональный и прагматический мотив чтения, при всей его привлекательности, имеет крупный недостаток – он нейтрален по отношению к нравственным чертам личности. Став эрудитом во многих областях знаний, начитанным в области художественной литературы, читатель как личность может остаться духовно и нравственно бедным. Ибо знания, полученные из книг, сами по себе, без эмоциональной включенности читателя, без сопереживания с героями, не гарантируют развития души. Прагматический мотив чтения сказывается, соответственно, на его результатах. Читающий под натиском «надо» ребенок может вырасти холодной, расчетливой, прагматичной личностью.

Говоря о стимулах чтения, нельзя обойти вниманием стимул, диктуемый модой. Как известно, влиянию моды более всего подвержена молодежь. Однако и среди старшеклассников это явление дает о себе знать. Многие из них считают неприличным, например, не прочитать таких писателей, как В. Сорокин, В. Пелевин, Э. Лимонов. Об этих писателях и их произведениях говорят в юношеской среде, их цитируют, их обсуждают в Интернете. Среди подростков в 70-80 годы прошлого века были в моде произведения Дж. Р. Р. Толкина. В начале нового века это место заняли книги о Гарри Поттере. Заметно возбудили интерес к ним прошедшие на экранах страны фильмы. Специалисты по рекламе их умело «раскручивали», вызывая к ним любопытство. Так рождаются бестселлеры – книги, пользующиеся рекордным спросом. Повышенным спросом среди юношества и старших подростков, особенно у любителей современной музыки, одно время пользовались роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» и В. Каверина «Два капитана». Причиной этого явления послужили музыкальные хиты сезона «Нотр-Дам де пари» и «Норд-Ост» – мюзиклы на темы названных романов.

Иногда повышенный спрос умело определяют сами авторы. Интересный пример этому содержится в книге популярного английского писателя Лемони Сникета «33 несчастья». Учитывая, что запретный плод сладок, автор предупредил детей, что его книга опасная, читать ее он не советует, а потому просит поставить эту книгу обратно на полку. Как раз эти предупреждения и разжигают интерес к ней. Способствуют смене стереотипа негативного отношения к чтению на позитивный и заголовки некоторых журнальных статей типа «Читать снова модно». Подчеркивается это и в некоторых современных книгах. Писатель Б. Акунин в своей повести «Внеклассное чтение» показал, в частности, как начитанность детей становится престижной в обществе «новых русских». Признаком хорошего тона в их ереде считается, если сын или дочь читают произведения, выходящие за рамки школьной программы. Это, по их мнению, возвышает среди окружающих не только самого школьника, но и родителей. Важно заметить, что чтение в силу моды, как и сама мода, явление преходящее, конформистское, ориентированное больше на других, чем на самого себя, на свое собственное, индивидуальное развитие.

Остановимся еще на одном стимуле чтения, к которому часто прибегают библиотекари в работе с детьми. Речь идет о конкурсах, викторинах, играх. Дети охотно отзываются на эти мероприятия, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечении, воодушевляют и возбуждают. В игры закладываются задания, обуславливающие необходимость прочесть те или иные книги, обратиться к творчеству определенного автора, усвоить те или иные знания и т. п. В соответствии с требованиями игры ребенок обращается к книгам. У библиотекаря создается ощущение успеха: дети читают – значит, цель достигнута. Но это успех, как правило, кратковременный, вместе с окончанием игры, у ее участников заканчивается и желание читать. Внешний стимул не стал личностным мотивом, ибо он направлен не столько на стремление к чтению, сколько на стремление победить.

Использование электронной среды для мотивации чтения

Приведем примеры стимулов чтения, в создании которых участвуют библиотеки. Одним из них является использование библиотекарями электронной среды, в которой «живут» нынешние подростки: блоги, твиттеры, ЖЖ и др. Библиотекари предлагают детям в сети разные проекты, стимулирующие чтение. Например, проекты РГДБ «Продвижение чтения» или «Лето с Вебландией», Всероссийский конкурс «Книгуру». Участвуют библиотекари и в обсуждении с подростками конкретных книг, создают электронные краеведческие ресурсы. Интересным примером может служить созданная Челябинской областной юношеской библиотекой компьютерная игра, тема которой – участие уральцев в Отечественной войне 1812 года. Библиотекари, как они сами говорят, учатся общаться с юными читателями на одном языке, не столько приспосабливаясь, сколько расширяя культурное пространство вокруг них.

Примером реального общения библиотекаря с подростками, нацеленного в последние годы на книгу, является организованные Министерствами образования и культуры и поддержанный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям конкурс чтецов «Живая классика». Этот конкурс проходит в несколько туров, начиная со школ и заканчивая общероссийским и даже международным уровнем. Цель конкурса – продвижение внепрограммного чтения классической литературы для школьников и развитие навыков полноценного восприятия и воспроизведения выбранных для конкурса конкретных произведений. Конкурс удовлетворяет потребность подростков в публичном самоутверждении. Главные преимущества этого конкурса, как отметила библиотекарь Челябинской ЦДб им. A. M. Горького Н. К. Сафонова, состоят в том, что библиотекарь получает возможность для активного продвижения в массу читателей самых разнообразных классических произведений: «Ведь нужно выбрать произведение для чтения на конкурсе и сделать это так, чтобы оно нравилось именно тебе, подходило тебе, давало возможность выигрышно показать на конкурсе свои личностные ресурсы, а ведь все дети разные и каждому нужно что-то свое». Стимулируется в индивидуальной работе с чтецом и развитие качества восприятия, определяются средства выразительности. Ребенок под руководством библиотекаря проходит школу творческого чтения. Создаются в библиотеках также специально центры креативности, развивающие творческие способности учеников. Такой, например, создан в библиотеке МОУ СОШ № 64 Нижнего Новгорода заведующей библиотекой М. Н. Сачковой. Во главу угла поставлена ею культура чтения художественной литературы, понимаемая как процесс раскодирования, усвоения, интерпретации и постижения смысла литературного произведения.

Все рассмотренные выше стимулы, приводящие детей к чтению и обуславливающие обычно кратковременную мотивацию, имеют узкое целеполагание и лишь косвенно затрагивают личность читающего ребенка. Ни один из них без закрепления навыка не гарантирует возникновения устойчивого, неодолимого желания обращаться к книге. Можно лишь надеяться, что, читая по заданию, по велению моды или для участия в конкурсе, ученик в силу непроизвольного внимания может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечет, заставит задуматься и включиться в жизнь персонажей. Такой случай произошел, например, с писателем Маршаком, когда он был школьником. «Помню, – писал он в своих мемуарах, – как нам задали выучить дома наизусть стихотворение Тютчева „Люблю грозу в начале мая“. Я отнесся к нему сперва с тем же недоверием, что и к другим хрестоматийным стихам о природе. Но с первой же строфы я почувствовал, сколько в них энергии и движения, так захватили меня эти стихи своей звучностью, силой и свежестью, что я много раз читал и перечитывал их, совершенно позабыв о том, что они заданы на урок. После этого я не пропускал ни одного стихотворения, под которым стояла подпись Тютчев». То, что произошло с Маршаком, говорит о счастливой трансформации чтения поневоле в мотив личностный, затрагивающий душу читателя. Возникший мотив называют интересом.

Читательский интерес – от лат interest – иметь значение, стремиться, проявлять эмоционально окрашенное отношение к объекту. В «Энциклопедическом словаре по общей психологии»», названном «Психологический лексикон», под редакцией A. B. Петровского, термин «интерес» определяется как специфическая эмоция захваченности, зачарованности. Субъективная приятность этой эмоции является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности. Специфика читательского интереса состоит в избирательно-положительном отношении субъекта (личности, группы, общества) к чтению с листа или с экрана, приобретающему для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологи. Психологи разделили читательский интерес на два главных вида: интерес к познанию (чтение научно-познавательной книги) и интерес к участию (чтение художественной литературы). Интерес к познанию заключается в приобретении и обработке информации. Движимый интересом к участию, человек погружается в переживания и взаимоотношения людей, изображенных в литературе.

Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки («интересная» – значит, хорошая, «не интересная» – значит, плохая). Современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности. Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают нужную информацию. По ней учатся. Но не читают, если принять за чтение особого рода эмоционально творческую жизнь, затрагивающую и обогащающую личность. Как говорил психолог А. Н. Леонтьев, «чтение утрачивает статус деятельности, мотивированный личностным смыслом, глубинными потребностями, превращаясь либо в действие (в рамках учебной деятельности), либо в операцию („воспроизвести – забыть“)». По большому счету, интерес как сила, влекущая к чтению, – это центральное звено, потянув за которое, можно вытянуть всю цепь решения проблем, именуемых «кризис чтения». Будет интерес – будет и чтение. Не будет интереса – не будет и полноценного чтения, какие бы усилия библиотекарь, учитель, родитель ни прикладывали к этому.

В 70-80-х годах XX века в Санкт-Петербургском Государственном университете культуры и искусств в рамках библиотечной психологии была проведена под руководством Б. Г. Умнова серия научных исследований, посвященных феномену «читательский интерес». Выводы специалистов тех лет, вошедшие в учебник «Работа с читателями» (3-е изд, 1982), сохранили свое значение и для наших дней, как в теоретическом, так и в практическом отношении. В качестве основного признака читательского интереса была названа значимость определенной литературы для субъекта и положительное эмоциональное отношение к ней. В структуре читательского интереса был выделен аспект заинтересованности как особого рода концентрации непроизвольного внимания с положительным тоном чтения, характеризующийся оптимальным уровнем процесса восприятия, воображения, мышления, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив, человека трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение. Как отражается на лице читающего подростка его полное погружение в книгу, наглядно показал Борис Пастернак в повести «Детство Люверс» на примере портрета читающей девочки Жени: «Странная игра овладела ее лицом. Она ее не осознавала. То оно у нее расплывалось по-рыбьему, она вешала губу, и помертвелые зрачки, прикованные ужасом к странице, отказывались подняться, боясь найти это самое за комодом. То вдруг принималась она кивать печати, сочувственно, словно одобряя ее, как одобряют поступок и как радуются обороту дел. Она замедляла чтение над описанием озер и бросалась сломя голову в гущу ночных сцен. В одном месте заблудившийся кричал с перерывами, вслушиваясь, не будет ли отклика, и слышал отклик эха. Жене пришлось откашляться с немою надсадой в гортани. Она отложила книгу в сторону и задумалась».

Почему же захваченность ребенка чтением – такое редкое явление в наши дни? Основная причина, как говорят специалисты, – неэффективность педагогической системы руководства чтением детей, как в школе, в семье, так и в библиотеке. Сам образ чтения у ребенка часто утилитарен. Он нечто внешнее, чужеродное, исключенное из реального контекста его жизни. Вот как ответили на вопрос «Для чего люди читают?» дети – посетители одной из сельских библиотек Псковской области: «Чтобы не забыть буквы», «Чтобы читать объявления и документы», «Чтобы быть грамотным», «Чтобы что-то узнавать». Каким безрадостным предстает чтение в их суждениях! Сразу видно, что чтение для них – тяжкая повинность, какую им надлежит исполнять. Приходится только сожалеть, что никто и никогда не раскрыл им другую сторону чтения, полную радости, соучастия и наслаждения.

К качественным характеристикам читательского интереса относят устойчивость, глубину, избирательность, содержание. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Исследователи читательского интереса тех лет сделали важный для библиотекарей-практиков вывод: для формирования его необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившегося интереса, многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности. Существенной частью теории читательского интереса, разработанной библиотечными специалистами, явилось рассмотрение диалектической связи между потребностями и интересами. В потребности, диктуемой необходимостью («надо»), видели объективную зависимость субъекта от печатной продукции, тогда как в интересе («хочу») превалирующим является субъективное влечение к чтению. При этом было замечено, что при определенных условиях потребность может перерасти в интерес, а интерес – в потребность.

Важной для библиотечной практики чертой читательского интереса является глубина. В ней устойчивость сочетается с активностью мысли в процессе чтения. Между глубиной и широтой читательского интереса может возникнуть противоречие. Сосредоточенность человека на какой-то одной области знаний лишает его многообразия интересов. Задача руководителя чтением – формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. Ошибаются те библиотекари-практики, которые за интерес принимают читательский спрос, полагая, например, что по анализу читательского формуляра можно установить наличие или отсутствие читательского интереса ребенка. Они не учитывают при этом, что мотивация чтения детей далеко не всегда продиктована интересом. Она может быть обусловлена заданием, стремлением получить хорошую оценку, угодить родителям, взять книгу для приятеля и т. п.

Что касается избирательности читательского интереса, то она дифференцируется по видам предпочитаемой литературы. В избирательности различают художественную и научно-познавательную направленность. В художественной библиотекари эмпирически выделяют любителей фантастики, приключений, детектива, сказок. В последнее время появились любители мистики, «про вампиров», жанра фэнтези. В содержательном аспекте художественных интересов специалисты различают истинные и ложные интересы. Первые соответствуют внутренним потребностям читателей, когда читательский интерес диктуется жизненным интересом. Вторые лишь имитируют интересы: читатель не осознает свой подлинный интерес, или, сознавая, не соотносит его с чтением.

Направленность читательских интересов

В настоящее время, когда книжный рынок захлестнула волна низкопробной массовой литературы деморализующего характера, способной увлекать детей, появилась необходимость выделить в читательских интересах детей созидательную (положительную) и разрушительную (негативную) направленность.

Путь от негативных интересов к позитивным, как показывает опыт, лежит через диалог, через контраст мировоззренческих позиций, через многосторонний интерес, способный препятствовать закреплению разрушительных тенденций в сознании читающего ребенка.

Часто, особенно со стороны учителей-словесников, можно услышать: «Интересуется ли ребенок книгами или нет – какая разница? Главное, чтобы читал». Чтение без интереса – скорее имитация чтения: чтение есть, а восприятия нет. А там, где нет восприятия, нет и влияния книги на читателя. При таком подходе, а он сегодня господствует в школе, главным в отношении к литературе становится не сама литература, а усвоение информации о литературе, причем все более и более не прочувствованной, не продуманной и даже не прочитанной. Когда речь идет о чтении, то разница между «надо» и «хочу» очень существенная. Давно установлено: мотив деятельности определяет ее результат. Применительно к чтению интерес – это единственная из всех мотивация, которая поддерживает чтение во включенном режиме, обеспечивающем интериоризацию, т. е. влияние на внутренний мир читателя книги. Интерес к чтению – не из категории желаемой мотивации, а из категории необходимой. Установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием читаемого. «Нет наслаждения книгой, – говорил педагог С. Соловейчик, – нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызываемое глубиной мысли, – вот чтение». Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляет феномен, называемый интересом.

Как сравнительно устойчивое свойство личности читательский интерес проявляется чаще всего в следующем: в положительном отношении к самой читательской деятельности («люблю читать»), заинтересованности конкретными книгами («хочу эти книги»), в захваченности самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»), в стремлении поделиться радостью с другими от общения с книгой («хочу, чтобы и другие об этой книге узнали»), в потребности посещать библиотеку («побывать в книжной Вселенной»).

В связи с желанием ребенка побывать в библиотеке полезным может служить опыт канадских школьных библиотекарей. Они практикуют экскурсии учащихся в основные фонды библиотеки. Именно здесь перед детьми раскрывается книжная Вселенная, организованная в системе библиотечной классификации. Цель – познакомить детей с многообразием научных и художественных знаний, показать их взаимосвязь и универсальность. Это посещение наглядно убеждает учеников, что их учебные предметы – лишь маленькая часть огромного и неисчерпаемого мира знаний, предлагаемого для свободного выбора каждому. Чем бы ни интересовался ученик, всегда найдется нужная ему книга. В процессе экскурсии библиотекарь демонстрирует эту способность фонда ответить на любой вопрос, удовлетворить любой интерес. Посещение фонда библиотеки часто наводит экскурсантов на мысль, как мало еще они знают и как много еще предстоит им узнать. Они наглядно убеждаются в необъятности горизонтов знаний, продвижение к которым достигается чтением.

Положительный образ чтения – важный показатель опыта взаимодействия ребенка с книгой. Вот как сами дети – любители чтения – объясняют причины своей увлеченности:

Я очень люблю читать книги. Я научился читать еще задолго до того, как пошел в школу. Конечно, сейчас можно получить информацию в Интернете и читать книги с электронных страниц. Но только книга позволяет сопереживать ее персонажам, представить их такими, какими видишь их только ты.

– Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в реальности никогда бы не встретился.

Конец ознакомительного фрагмента.