Глава 2
Феномен человека
2.1. Человек как индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Проблема человека становится общей проблемой для всей науки, при этом происходит, с одной стороны, дифференциация научных областей, изучающих человека, а с другой – объединение всех научных знаний о человеке.
Человек представляет собой биосоциальное существо. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим закономерностям. На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями.
Человека можно рассматривать в четырех основных аспектах (по Б. Г. Ананьеву) – как индивида, субъекта деятельности, личность, индивидуальность.
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. Понятие индивид отражает биологическую сущность человека. Иногда это понятие применяется для обозначения человека как отдельного социального существа.
Человек как индивид имеет определенные свойства. Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные индивидные свойства. К первичным он относил возраст, половую принадлежность, особенности телосложения, нейродинамики, функциональную асимметрию полушарий головного мозга. К вторичным свойствам относятся динамика психофизиологических функций, структура органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств проявляется в темпераменте и задатках человека.
Характерной чертой субъекта деятельности является наличие сознания. Сознание представляет собой высшую форму психического развития, присущую только человеку. Благодаря сознанию человек приобретает возможность познания и преобразования окружающего мира. Таким образом, субъект деятельности – это человек как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Еще одно понятие, характеризующее человека – это личность. Под личностью понимается человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность формируется в процессе совместной деятельности и общения. Личность характеризует человека как социальное существо, в структуре личности рассматриваются свойства темперамента, характер, способности, мотивация и направленность, воля и чувства.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылками формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические особенности человека.
Таким образом, можно заключить, что человек является одним из сложных феноменов реальной действительности. Понятия индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность отражают различные стороны человека как объекта исследования.
2.2. Происхождение сознания человека
Сознание как высшая форма отражения действительности возникает на самой высокой ступени развития материи и свойственно только человеку.
История развития человека – это качественно новый этап, коренным образом отличающийся от предшествующего периода аналогичного развития животного мира. От животного существования человек переходит к общественно-трудовой деятельности, то есть превращается из животного в человека. В результате этого перехода появляется новая форма психики – сознание.
Решающим условием в превращении животного в человека явился труд.
Прежде всего труд и отличает человека от животного. В то время как животное пассивно приспосабливается к внешним условиям, потребляя лишь то, что отпускает ему природа, человек сам в процессе трудовой деятельности активно и планомерно воздействует на природу, изменяет ее, приспосабливая для своих нужд и потребностей. Одновременно в процессе труда изменяется и физическая и духовная природа человека. В процессе труда развивались и совершенствовались физические и психические способности первобытного человека, его мозг и органы чувств.
Закрепленное в процессе эволюции у предка человека вертикальное положение тела дало ему возможность освободить руки. В результате рука стала развиваться как орган трудовых действий, как орган, выполняющий познавательную функцию предметов путем ощупывания, осязания. Постепенно человек научился изготовлять орудия производства, которые дополняли усилия его руки и способствовали дальнейшему совершенствованию ее трудовых функций. Так, продолжением, дополнением кулака начал служить обработанный камень, продолжением вытянутой руки явилась палка, затем топор, лопата.
В процессе выполнения трудовых действий развивалась рука. Она становилась все более умелой и ловкой и могла уже выполнять очень тонкие трудовые операции. Также постепенно развивались глаза и ухо человека. Тысячелетняя трудовая практика способствовала такому высокому развитию органов чувств человека, что его рука и глаз стали способны создавать великие творения искусства, которыми являются произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Репина, Сурикова и других художников. Постоянное развитие и совершенствование человеческого уха помогло создать величайшие шедевры музыки, музыку Бетховена, Чайковского.
Благодаря труду развивались человеческие органы, в процессе труда мозг обезьяны превращался в мозг человека.
Характерными особенностями трудовой деятельности человека являются: 1) изготовление и употребление орудий труда; 2) общественный, то есть совместный, коллективный характер труда. Любой процесс труда включает в себя отдельные трудовые операции, выполнение которых определяет коллективный характер трудовой деятельности. В свою очередь коллективный труд становится возможным лишь в том случае, если каждый из участников коллектива осмыслит, осознает общую цель труда, заранее представит себе результаты труда и координировано будет выполнять трудовые действия. Таким образом, условия коллективного труда требуют сознательного подхода к трудовой деятельности и одновременно сами способствуют дальнейшему развитию сознания.
Коллективный характер труда обусловил возникновение такого совершенного, универсального средства общения, каким является язык, развитие которого идет одновременно с развитием сознания. Речь и сознание неразрывно связаны, представляя собой две стороны единого отражательного процесса – мышления человека. Речь, возникшая в процессе общественно-трудовой деятельности человека, стала в дальнейшем решающим фактором в развитии мозга человека и формировании его сознания
Говоря о значении речи в развитии психики, сознания человека, следует отметить, что речь и язык впервые возникают только у людей, только на уровне стадии образования человеческого общества. У животных отсутствует речь, хотя у них и существует общение посредством голосовых сигналов. Эти голосовые сигналы – реакции – у животных являются врожденными рефлексами на внешние и внутренние раздражения и выполняют приспособительную роль. Воздействуя на других представителей своего вида посредством голосовых сигналов, животное вызывает у них поведение, необходимое для поддержания жизни.
Неизмеримо выше по своим возможностям передачи звуковой информации, отражающей в себе все многообразие предметов и явлений действительности и их взаимоотношений, стоит человеческая речь. Человек называет, обозначает в своей речи то конкретное явление, которое он видит перед собой или мысленно воспроизводит в своей голове. Причем он обозначает это явление словами, то есть такими звукосочетаниями, которые для других людей также обозначают это явление. Итогом является то, что в голове человека, воспринимающего речь, возникает представление или понятие об этом явлении, конкретный образ. Благодаря речи люди передают друг другу то, что отражается в их голове, то, о чем они думают, над чем размышляют и что недоступно передать голосовыми реакциями животных.
В свою очередь, развитие членораздельной речи способствовало дальнейшему совершенствованию речевых органов. Под влиянием развития членораздельной речи совершенствовался слух; постепенно он приобретал все большую точность анализа непосредственно речевых звуков.
Эволюция многообразных, тонко различающихся между собой произносительных движений, развития точности слухового анализа звуков речи была тесно связана с дальнейшим развитием коры больших полушарий головного мозга, с постепенным усложнением всего ее строения и функционирования.
Развивающийся язык позволяет человеку более точно и полно описывать окружающих людей. Через словесное описание человек более развернуто начинает описывать и самого себя. Это знание позволяет более точно планировать свои действия, повышать их эффективность. Со временем функции планирования и целеполагания становятся одними из центральных в деятельности человека.
В дальнейшем развитие, формирование сознания человека определяется влиянием исторически изменяющихся условий жизни, действительности. В разные исторические эпохи сознание, мысли, уровень знаний, умений были различными и отличались чертами, характерными только для своей эпохи. В обществе, разделенном на классы, сознание человека определяется тем положением, которое он занимает в общественном производстве, условиями его социального положения.
Таким образом, являясь высшей стадией психического развития человека, сознание есть итог длительного развития произвольности движений, волевого поведения, предвидения и планирования результатов труда, внимания, памяти, воображения, речи. Появление сознания определяет возможность самоотчета, самоконтроля, самооценки человека.
Сознание не сводимо ни к мышлению, ни к актам самосознания, а охватывает как рациональное, так и чувственное отражение действительности.
Кроме того, сознание включает в себя и человеческие эмоции, волю, совесть и т. п. Следовательно, сознание есть совокупность психических функций человека. Важным условием развития сознания (и прежде всего, самосознания) было отражение в голове человека общественных отношений и места, которое он занимает в них. Такое понимание возникло вместе с разделением труда и развивалось вместе с ним. То есть, сознание общественно по своей природе – оно возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Оно включено в эту деятельность и является моментом того взаимодействия между предметом и человеком, которое существует в практической материальной деятельности.
Разделение труда вызвало дифференцированное отношение коллектива к каждому члену общества, выделение последнего в коллективе. В этих условиях появилась потребность в учете индивидуальных особенностей каждого человека – его ловкости, физической силы, знаний, умений, мастерства, трудоспособности и т. п. Постепенно, приобретая все большее значение в организации общественного производства, личные качества конкретного работника получают общественную оценку, становятся общественно значимыми, а сам человек становится для общества личностью.
Сознание людей отражает не только природу, но и общественные отношения. Сознание, отражающее общественные отношения человека, называется общественным сознанием. Общественное сознание выражает интересы групп, общества в целом.
Существует и индивидуальное сознание, которое представляет собой духовный мир отдельных людей. Общественное и индивидуальное сознание тесно взаимосвязаны. То есть общественное сознание присуще каждому человеку, отдельному индивиду и по-своему преломляется в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Необходимо отметить, что хотя общественное сознание может существовать только в деятельности человека, оно обладает относительной самостоятельностью. Общественное сознание проявляется в различных формах. Формами общественного сознания являются наука, искусство, мораль, религия и так далее.
2.3. Бессознательное в психике человека
Не все психические явления осознаются человеком. Существует целый ряд неосознаваемых процессов. Их можно сгруппировать в 3 класса:
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемая установка, неосознаваемое сопровождение сознательных действий).
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумеваются обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, например, ходьба. Двигательные навыки, приобретаемые первоначально с участием сознания, также постепенно автоматизируются, переходят на уровень бессознательной регуляции, при этом контроль за деятельностью в целом сохраняется, но минимизируется.
Установка – это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия (по Д. Н. Узнадзе). Установка может быть двигательной, интеллектуальной или перцептивной. Она важна для человека, так как обеспечивает выполнение заранее спланированного действия.
К неосознаваемым сопровождениям сознательных действий относятся непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, а также вегетативные движения.
2. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Большой вклад в изучение этой группы процессов внес З. Фрейд. В структуре личности он выделял сознание, предсознание и бессознательное. По мнению З. Фрейда, главными побудителями психической жизни человека являются его влечения, в частности, сексуальные. В предсознании оказывается то, что вытесняется из сознания социальными запретами. Проявлениями бессознательного являются сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы.
3. Надсознательные процессы – процессы образования интегрального продукта в процессе большой сознательной работы. Такие процессы в повседневной жизни часто называют интуицией, то есть способ принятия решения путем анализа на уроне, находящимся вне контроля сознания. При интуитивном познании субъект не знает того конечного решения, к которому приведет надсознательный процесс, кроме того, неизвестно, в какой момент надсознательные процессы прекращаются.
Таким образом, в психике человека сознательные и бессознательные процессы тесно связаны, трудно провести четкую грань между ними, а само бессознательное представляет собой сложную иерархическую систему.
2.4. Внутренний мир человека
Во внутренний мир человека, то есть его психическую жизнь, входят образы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п., вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружающего мира. Формирование субъективного образа объективного мира является частью жизни человека. Протекает это без обязательного осознания явлений психики, хотя на определенном этапе они начинают осознаваться. Человека интересует не сам субъективный образ, а включенность самого человека во внутренний мир.
Внешний мир составляет единство с внутренним миром, так как во внешнем мире опредмечиваются потребности человека. В деятельности предметы внешнего мира приобретают личностный смысл. А образ внешнего мира всегда имеет черты приспособления к задаче деятельности.
Внутренний мир человека представляет собой потребностно-эмоционально-информационную субстанцию, формирующуюся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств и отражающую все многообразие его бытия (В. Д. Шадриков).
Внутренний мир возникает через восприятие субъектом его собственных потребностей и переживаний. Проживание
жизни и есть поток изменений внутреннего мира, в каждый момент жизни вплетенный в реальные действия и поступки. Это потребностно-эмоционально-информационная субстанция и есть душа человека. Эта душа живет в единстве с телом и относительно независима от внешнего мира. Душа составляет сущность человека и проявляется в его поведении. Душа является той инстанцией, которая преломляет и преобразует внешние воздействия. Поэтому она выступает как устойчивое основание личности.
Являясь единым целым, душа-субстанция одновременно выступает как организованное целое, имеющее свою структуру. Структурные связи и образуют внутренние условия, через которые преломляются внешние воздействия (С. Л. Рубинштейн).
Мир внутренней жизни человека функционирует и развивается по своим законам, как считает В. Д. Шадриков.
1. Функционирование и развитие внутренний мир человека имеет вероятностный характер. На становление внутреннего мира человека влияют разнообразные внешние воздействия, в том числе отдельные события. Случай может изменить всю жизнь человека.
2. Нельзя предсказать результат воздействия. Одно и то же событие может вызвать разные последствия, отсутствует жесткая причинно-следственная связь.
3. Внутренний мир человека представляет собой самоорганизующуюся систему, которая стремится к устойчивому состоянию. Такое состояние характеризуется уменьшением неопределенности, неудовлетворенности, повышением стереотипности поведения.
4. Развитие внутреннего мира происходит во времени от прошлого через настоящее к будущему и характеризуется необратимостью.
Вопросы и задания:
1. Раскройте понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».
2. Каковы основные особенности развития сознания человека?
3. Раскройте роль труда и языка в развитии сознания человека.
4. Какие психические явления относятся к бессознательным?
5. Охарактеризуйте внутренний мир человека.
6. Каковы законы функционирования мира внутренней жизни человека?
Рекомендуемая литература:
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – С.-Пб., 2001.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2006.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.
4. Общая психология / Под ред. А.В Петровского. – М., 1986.
5. Общая психология: курс лекций /Составитель И. Рогов. – М., 2000.
6. Шадриков В. Д. Мир внутренней жизни человека. – М, 2006.