2 Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины и вопросы для самостоятельной проверки
Вначале следует уяснить предмет и объект психологии управления. Выяснить, в чем заключается проблема выделения предмета, психологии управления. Затем необходимо ознакомиться с историей формирования психологии управления как прикладной отрасли, с основными путями и направлениями ее развития, обратив внимание на значение хотторнского эксперимента в становлении психологии управления. Далее следует выяснить место психологии управления в системе различных научных отраслей знания и междисциплинарные связи с общей, социальной, инженерной психологией, а также взаимосвязь менеджмента и психологии управления.
1. Что является предметом изучения психологии управления?
2. В чем состоит проблема выделения предмета психологии управления?
3. Что является объектом психологии управления?
4. Каковы цель и задачи изучения психологии управления?
5. В чем заключается практическая сущность системы управления предложенная Ф. Тейлором?
6. Каково значение исследований Э. Мэйо для психологии управления?
7. Какова связь психология управления с другими науками?
8. Какое значение имеют психологические знания для менеджера?
Литература: 4, 5, 15, 27, 29, 30, 48, 51, 61, 64, 69, 71, 75, 81, 83.
Данная тема предусматривает знакомство с различными методами психологии управления, применяемыми для различных видов исследований. Основные методы психологии управления: наблюдение, эксперимент. Необходимо обратить внимание на особенности применения этих общенаучных методов в психологии управления. Дополнительные методы психологии управления: опрос, тесты, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов (продуктов) деятельности, кросс-культурный метод. При изучении данных методов необходимо выяснить, какие они имеют достоинства и недостатки применения.
1. Какие основные методы исследования используются в психологии управления?
2. Какие особенности применения экспериментального метода существуют в психологии управления?
3. Какие дополнительные методы исследования используются в психологии управления?
4. Какие существуют виды тестов? Каковы особенности их применения в практической деятельности менеджера?
5. В чем особенности применения кросс-культурного метода исследования?
Литература: 4, 12, 22, 27, 30, 42, 47, 64.
Знакомство с темой следует начинать с понятия личности в психологии, затем изучить структуру личности, индивидуальнопсихологические особенности личности: темперамент, характер, акцентуации личности. При этом необходимо уяснить, какие имеются возможности использования индивидуальнопсихологических особенностей личности подчиненных в управлении, а также особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций. Далее необходимо понять место способностей в структуре личности, уяснить классификацию способностей и понятие задатков. Следует обратить внимание на необходимость учета особенностей типов работников в деятельности руководителя.
1. Какие определения понятия «личность» вы знаете?
2. Почему понятие «личность» имеет так много разнообразных определений?
3. В чем отличие понятия «Я-концепция» от понятия «личность»?
4. Какие подструктуры выделяет К.К. Платонов в структуре личности?
5. Что такое темперамент? Как он учитывается в практике управления?
6. Что такое акцентуация? Как нужно учитывать особенности разных видов акцентуации в практике управления?
7. Что такое способности? Какова роль способностей в деятельности человека?
8. Что такое задатки? Как они связаны со способностями?
Литература: 5, 22, 24, 29, 42, 57, 64, 67, 68, 72, 75, 79, 83.
Приступая к изучению темы, следует ознакомиться с понятиями всех когнитивных процессов личности: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Познакомиться с характеристикой каждого из перечисленных когнитивных процессов личности. Выяснить какую роль играет каждый из этих процессов в трудовой деятельности человека.
1. Какие вы знаете когнитивные процессы?
2. Что такое ощущение? Какие существуют классификации ощущений?
3. Какие вы можете назвать свойства ощущений? Дайте им характеристику.
4. Какова роль ощущений в деятельности человека?
5. Что такое восприятие? Чем восприятие отличается от ощущения?
6. Какие свойства восприятия вы можете назвать? Дайте им характеристику.
7. Какова роль восприятия в деятельности человека?
8. Что такое память? Какие вы знаете виды памяти?
9. Какова роль памяти в деятельности человека?
10. Что такое мышление?
11. Какие виды мышления вы знаете? Дайте им характеристику.
12. Какие вы знаете мыслительные операции и формы логического мышления?
13. Какие индивидуальные различия можно выделить в мыслительной деятельности людей?
14. Какова роль мышления в деятельности человека?
15. Что такое воображение?
16. Какие вы знаете виды воображения? Дайте им характеристику.
17. Какова роль воображения в деятельности человека?
18. Что такое внимание?
19. Какие виды внимания вы знаете? Дайте им характеристику.
20. Какова роль внимания в деятельности человека?
Литература: 22,42, 65, 68, 72, 79.
Прежде всего, необходимо уяснить понятия «эмоции» и «чувства». Далее необходимо выяснить, какие бывают эмоциональные состояния, т. е. их классификацию, познакомиться с функциями эмоций и чувств. Особое внимание следует обратить на то, как необходимо учитывать эмоциональные проявления в процессе управления. Затем необходимо уяснить понятие воли, выяснить, по какой схеме проводится анализ волевого действия, как воспитать и развить волевые качества в человеке.
1. Что такое эмоции? Какова их роль в жизни человека?
2. Какие вы знаете виды эмоциональных состояний человека? В чем их особенности?
3. Что такое воля? Какова ее роль в жизни человека?
4. Какие бывают виды волевых действий?
5. Какие вы можете назвать волевые качества? Дайте им характеристику.
Литература: 14, 22, 42, 45, 68, 76, 79.
В первую очередь необходимо уяснить понятия «мотивация» и «потребности», выяснить, что такое фрустрация, познакомиться с классификацией потребностей. Далее следует познакомиться с мотивационным подходом в зарубежной и отечественной психологии. Особо следует обратить внимание на теории мотивации А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф. Герцберга, В. Врума, Дж. Адамса, Л. Портера-Э. Лоулера, К. Хала, Э. Локка, С. Латенса-Р. Крейтнера.
Необходимо знать от чего зависит мотивация деятельности подчиненного, каковы причины снижения мотивации и психологические предпосылки обеспечения положительной мотивации.
Далее следует познакомиться с понятием «уровень притязаний личности», выяснить, как он влияет на эффективность трудовой деятельности, от каких факторов зависит.
1. Что такое потребности, мотив и мотивация? Почему они связаны между собой?
2. Какие вы знаете теории мотивации?
3. Как их можно использовать в практике управления?
4. Что такое уровень притязаний?
5. От каких факторов зависит уровень притязаний личности? В чем выражается эта зависимость?
Литература: 4, 5, 13, 17, 19, 22, 59, 70.
Знакомство с темой следует начинать с понятий «большие и малые группы» и изучить их разновидности, структуру малой группы. Необходимо выяснить, как влияет группа на личность. Обратить внимание как на положительное влияние группы на личность, так и на отрицательное влияние.
Познакомиться с понятием «производственный коллектив», уяснить его характерные черты и функции, а также критерии его эффективности. Большое значение для управления имеет структура производственного коллектива. Далее необходимо уяснить сущность формальной и неформальной структур производственного коллектива, их взаимосвязь, факторы, влияющие на структуру производственного коллектива.
1. Какие виды групп вы знаете?
2. Каково значение неформальных групп в организации?
3. Что включает в себя структура малой группы?
4. В чем заключается положительное влияние группы на личность?
5. В чем заключается отрицательное влияние группы на личность?
6. Какие характерные черты производственного коллектива вы знаете?
7. Какие факторы влияют на структуру производственного коллектива?
8. Какова взаимосвязь формальной и неформальной структур производственного коллектива?
Литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 21, 42, 76, 79.
Приступая к изучению темы, следует уточнить понятие «социально-психологический климат» и уяснить различные подходы к определению социально-психологического климата. Очень важным моментом в изучении данной темы является диагностика социально-психологического климата коллектива. Самым распространенным методом исследования межличностных отношений является социометрия. Необходимо уяснить сущность социометрического метода, процедуру проведения социометрического исследования, различные способы обработки полученных данных.
Затем следует обратить внимание на факторы и формы проявления социально-психологического климата. Необходимо четко различать эти понятия. В заключение необходимо познакомиться с методами управления социально-психологическим климатом.
1. Какое можно дать определение понятию «социально-психологический климат группы»?
Конец ознакомительного фрагмента.