Вы здесь

Психология управления. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ (С. Д. Галиуллина, 2013)

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дисциплина «Психология управления» входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин изучаемых в вузах Российской Федерации и направлена на решение конкретных практических задач. Данная дисциплина относится к отрасли практической (прикладной) психологии и тесно связана с психологией личности и социальной психологией. Основные требования к содержанию курса определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Требуемая подготовка: изучение курса осуществляется на основе усвоения дисциплин «Философия», «Культурология», «Этика и эстетика», «Педагогика и психология», «Основы самостоятельной работы», «Социология управления», «Психодиагностика», «Психологический практикум», «Социология», «Профессиональная этика и эстетика», «Культурология». Данный курс является преемником дисциплин «Введение в специальность», «Менеджмент», «Профессиональная этика и эстетика», «Организационный менеджмент», «Кадровый менеджмент», «Маркетинг», «Управление персоналом», «Организационное поведение».

«Психология управления», являющаяся частью современной практической психологии, изучающей проблемы взаимодействия людей в различных социальных структурах, закономерности управления, как своей деятельностью, так и деятельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивацию, мысли, чувства, настроение, поведение. «Психология управления» имеет свой предмет, сущность и специфику которого можно обозначить как «человеческое измерение в менеджменте». Включение этого измерения в управленческую деятельность является задачей психологии управления, а использование его в своей работе помогает процессу личностного самоопределения менеджера (управленца, профессионала), которому приходится взаимодействовать и управлять людьми.

Целями изучения курса «Психология управления» являются:

1. формирование у студентов глубоких знаний в области психологии управления.

2. выработка целостного представления о функциях и стилях управления, содержании деятельности руководителя;

3. приобретение практических навыков, позволяющих ориентироваться в проблемах личности менеджера, развития его самосовершенствования и саморазвития;

4. знакомство с основными приемами организации управленческой деятельности с точки зрения ее психологической эффективности;

5. приобретение научных сведений о теориях мотивации и их видах;

6. формирования понятия малой группы как объекта управления, ее классификация и основные процессы развития и изменения;

7. приобретение научных сведений о социально-психологических закономерностях общения и взаимодействия людей диагностики, профилактики конфликтов в организации.

Перечень знаний и умений

В результате изучения курса студент должен знать:

1. Основные современные подходы и законы психологии управления к проблемам человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления, менеджмента;

2. Основные и дополнительные методы эффективного управления: психологические критерии;

3. Основные теории и подходы к проблеме мотивации, контроля и стимулирования труда;

4. Психологический анализ управленческой деятельности: планирование и решение управленческих задач;

5. Общение и управление: коммуникативные навыки и взаимодействие;

6. Признаки сильного и слабого руководителя, и формирование его команды. Психологические условия эффективной командной работы.

7. Механизмы возникновения, развития и преодоления конфликтов в производственном коллективе. Роль менеджера в их преодолении.

В результате изучения курса студент должен уметь:

1. Использовать полученные знания в практической деятельности;

2. Определять индивидуально-психологические особенности личности;

3. На основе полученных знаний уметь составлять для себя примерную программу совершенствования и саморазвития;

4. Эффективно использовать методы психодиагностики в управлении;

5. Учитывать социально-психологические закономерности общения, способы воздействия на партнера;

6. Применять на практике коммуникативные навыки и методику организации, проведения и завершения переговоров, совещаний, публичных выступлений;

7. Прогнозировать конфликт в организации и разрешать его.