Глава 2
Профессионально важные качества тренера
Психология спорта всё более перемещает свои интересы на личностный и социально-психологический уровни спортивной деятельности.
Профессия тренера в первую очередь приравнивается к педагогической деятельности. В учебной и методической литературе можно найти множество исследований о профессионально важных качествах, которыми должен обладать педагог, так как общество предъявляет к его деятельности и личности очень высокие требования. Например, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и Е. Н.Шиянов пишут так: «Педагог – не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность» (Сластенин, Исаев, Шиянов, 2002).
Как мы уже говорили, тренерская деятельность – это педагогическая деятельность с «дополнительной нагрузкой», поэтому и требования к личностным и профессионально важным качествам имеют свою специфику. Как пишет Н. Ф. Пурахин, обобщая научные исследования последнего столетия, все профессионально важные качества тренера принято делить на следующие группы:
Конец ознакомительного фрагмента.