Вы здесь

Психология счастья. Глава 3. Привычка быть несчастным (Энтони Бэйкер, 2013)

Глава 3

Привычка быть несчастным

Как вы думаете, любят ли люди быть несчастными? Конечно же, нет, – скажете вы. Ведь каждый из нас просто-таки мечтает быть счастливым. Только вот… у многих ли получается? Вспомните свою жизнь, своих друзей, родственников и знакомых. Можете ли вы уверенно сказать: «Они счастливы»? Вряд ли… У каждого из нас множество забот и проблем. Как заработать денег? Где взять ту или иную вещь? Что делать с ворчащим вредным начальником? Как ни хотелось бы всем нам быть счастливыми, жить в безоблачном мире, почему-то далеко не у каждого получается. Почему?

Ответ на этот вопрос, при всей его философской глубине, очень прост. Мы – не привыкли! Счастье, как выяснилось, тоже в чем-то привычка. Это как маслины или сушеные бананы: пока не привыкнешь, не распробуешь на вкус – не поймешь, что представляет собой тот или иной продукт. Вот и счастье… далеко не всегда мы сами позволяем себе его испытывать. А почему так? Давайте разберемся!

3.1. «От горшка». Воспитание в нас способности быть счастливыми возможно с раннего детства

Большинство психологов-исследователей пришло к одному выводу: многие из существующих у нас в настоящем психических проблем, страхов и комплексов родом из детства. Вспомните себя в детстве, понаблюдайте за малышами – и вы в этом, скорее всего, убедитесь. Представьте: маленький человечек, лет трех-пяти, с разбегу штурмует большую лужу. Малыш искренне счастлив: для него это приключение, удовольствие… В общем, искренняя радость.

Как поступают при этом среднестатистические родители? Присоединятся к ребенку, забыв о «взрослости»? Вряд ли. Порадуются вместе с ним и за него? Тоже мало кто на такое способен. Скорее всего, выдернут малыша из лужи и отругают.

Мелочь, казалось бы? И в самом деле, что делать ребенку в луже? И одежда испачкается, и сам может простудиться. Только вот… ощущение счастья – растоптано. Малыш вряд ли поймет всю «мудрость» родительского запрета. А в подсознании отложится разрушенная радость. И так – в мелочах – ребенок отучается быть счастливым, делать то, что приносит радость.

Итак, понятие счастья у нас формируется в детстве, в окружении самых близких родственников. Помимо воспитания, отпечаток накладывают и взаимоотношения родителей в семье. Например, вас в детстве «недолюбили

3.2. «Если они правы…»: человеку свойственно прислушиваться к мнению толпы

Как часто такое случается в жизни: человек тянется к одному пути, но окружающие влекут его на другую, чужую дорогу. Мы слишком часто прислушиваемся не к собственным желаниям, а к общественному мнению. Когда-то, например, профессия парикмахера считалась не слишком-то престижной. И даже если мальчики-девочки отойти не могли от чужих волос, творя из них нечто невообразимое, многие из них в итоге стали бухгалтерами, инженерами или учителями. Потому как окружающие высказывали свое не слишком-то позитивное мнение о такой деятельности. И такое случается сплошь и рядом. Мы хотим сделать что-то одно, а делаем совершенно другое, потому что нам так посоветовали. Разумеется, особого счастья от этого не испытываем: ведь наши желания не осуществляются… И кто в этом виноват?

Проще всего свалить вину на окружающих: ведь это они посоветовали идти в техникум, а не в вуз; устроиться на перспективную, но скучную работу; сойтись в законном браке с порядочным и надежным (но не любимым) человеком и прочее. Практически каждый из нас когда-либо прислушивался к чужим советам, не в силах отстоять собственное мнение. И к определенному возрасту мы приходим в состоянии полнейшей неудовлетворенности собственной жизнью. Почему так? Да потому, что, по сути, мы предали себя самих. В угоду мнению окружающих мы отказались от собственного пути. Мы могли реализоваться и в карьере, и в семейной жизни – и не испытывать от этого счастья, потому как… не та работа, не тот человек рядом…

Конец ознакомительного фрагмента.