Глава 2. Теоретические основы психологии спорта
2.1. Системная организация функционирования психики
С позиций системного анализа живое существо, в том числе и человек, рассматривается как сложная многоуровневая самонастраивающаяся функциональная система. Жизнеспособность заключена в принципах существования живого: сохранение себя как единое целое; сохранения себя как представителя вида; принцип активности, развития (все живое имеет стадии развития, стабилизации и увядания). Из этих принципов следует, что существование живого обеспечивается приспособлением к тем условиям, в которых оно оказывается. Для понимания системной организации функционирования соматики и психики человека важным является понимание принципов самосохранения и того, как обеспечивается приспособление. Приспособление может быть за счет изменения внешних условий (стало жарко – снял куртку), за счет изменения внутренних условий (увеличение ЧСС при выполнении функциональной нагрузки), за счет изменений и внешних и внутренних условий (например, интервальный режим тренировки).
2.1.1. Уровни организации функционирования соматики и психики
С развитием теории регулирования в биологических системах для понимания принципов и механизмов функционирования такого сложного явления, как живой организм, предпринимаются попытки разделить его на составные части. В теории регулирования это дает материал для моделирования процессов живой материи в автоматических системах. Для наук о человеке это позволяет понять, как взаимодействуют между собой разные по своей природе процессы. Конечно, никто не собирается «распиливать» организм, тело, психику на какие-то куски. Это всего лишь прием научного анализа, когда исследователь целое условно делит на составные части. В рамках системного анализа в первую очередь необходимо выделение структурных элементов (структурного основания) явления, без которого его существование невозможно. Структурные основания жизнедеятельности человека заключаются в выделении уровней организации функционирования соматики и психики человека (Новосельцев, 1978; Ганзен, 1984; Никифоров, 1989; Забродин, 1997; Прохоров, 1998). Обобщая эти данные, следует выделять 4 уровня: биохимической регуляции; физиологической регуляции; психической регуляции и психологического управления. Для наглядности их удобно представить в виде пирамиды (рис. 2.1), в которой нижележащий уровень является структурным основанием для вышестоящего (Сафонов, 1998).
Рис 2.1. Уровни организации функционирования соматики и психики
Следует пояснить, почему здесь присутствуют термины «регуляция» и «управление». Гуманитарии, в том числе и психологи, часто эти термины используют как синонимы. В теории же регулирования не так – это принципиально различающиеся режимы функционирования. Под «регуляцией» понимается функционирование по заданной программе, алгоритму, т. е. по строгой последовательности операций, на которые дополнительно накладываются требования по качеству (удовлетворительности критериям функционирования) и своевременности. Более того, цель функционирования также заложена в программе. В отношении живых организмов это безусловнорефлекторное и условнорефлекторное реагирование на изменения во внешней и внутренней среде. Важным для понимания функционирования процессов жизнедеятельности на биохимическом, физиологическом и психическом уровнях является то, что эти процессы не осознаются, функционируют по генетически заложенным программам, а также программам (навыкам), сформированным в процессе обучения и выработки автоматизмов выполнения профессиональной деятельности (в спорте это навыки продуктивного выполнения спортивной деятельности на уровне максимальной реализации функциональных возможностей).
Под «управлением» имеется в виду такой режим функционирования, когда нет программы достижения цели, более того, возможны случаи, когда нет и цели – ее надо сформулировать. В таких ситуациях целенаправленность деятельности невозможна без подключения сознания. Как правило, в таких условиях происходит выбор или формулирование цели и действий по достижению этой цели, возможно и не приводящие к ее достижению. Выделение структурных оснований системного явления требует определения функций каждого элемента. Таким образом, термин «регуляция» подразумевает непроизвольные формы поведения, а управление – произвольные, осознаваемые формы деятельности и жизнедеятельности.
Уровень биохимической регуляции. Функция биохимической регуляции – энергетическое обеспечение существования живого организма. Ничто не существует без энергии, это те силы, которые обеспечивают жизнеспособность организма. Это процессы гомеостаза, за которые отвечает вегетативная нервная система, состоящая из двух частей. Одна – экзогенная (направленная во вне) отвечает за расходование энергии. В нейропсихологии это называется симпатическим реагированием, суть которого в активации, мобилизации, нервно-психическом напряжении, т. е. это процессы возбуждения НС. Другая – эндогенная (направленная внутрь) – ведает накоплением энергии – парасимпатическое реагирование; это уже процессы торможения НС. В организме как бы существуют два энергетических потока. Один направлен на расходование энергии – активация процессов жизнедеятельности, другой – на накопление энергии – снижение активности, торможение всех процессов жизнедеятельности. Принципиальная особенность этих двух энергетических потоков заключается в том, что в каждый конкретный момент времени энергетический потенциал одного из них превосходит другой. Они как бы находятся в постоянном противостоянии. Превосходство одного из потенциалов формирует потребность устранения этого рассогласования, т. е. в каждый момент времени организм испытывает потребность в расходовании или накоплении энергии. Знание этой особенности энергетического обеспечения функционирования организма важно для понимания таких феноменов спорта, как тренированность и спортивная форма.
Уровень физиологической регуляции. Интенсивность расходования энергии отражается на физиологических процессах; увеличение или уменьшение энергетического обеспечения соответственно проявляется на повышении или понижении интенсивности функционирования соматики организма. Функция же физиологической регуляции – в обеспечении «постоянства внутренней среды», в сохранении стабильности, константности функционирования соматических процессов.
В спортивной медицине, а теперь и в общей медицинской практике, говорят о двух типах реагирования организма на нагрузку (функциональную пробу) – адекватное реагирование и неадекватное. Адекватная реакция организма на функциональную нагрузку заключается в изменении (увеличении) интенсивности протекания соматических процессов, но при этом – сохранении константности функционирования. Неадекватность реагирования заключается в нарушении константности. Так, спортсмены циклических видов группы выносливости часто в качестве контроля переносимости тренировочной нагрузки используют частоту сердечных сокращений (ЧСС). Увеличение ЧСС, но сохранение константности, в ходе тренировки свидетельствует о включении механизмов мобилизации на выполнение тренировочного задания – адекватная реакция на нагрузку. Наконец, факт появления сердечной аритмии (нарушение стабильности функционирования соматики) свидетельствует о неспособности организма приспособиться к внешним условиям – неадекватная реакция.
Уровень психической регуляции представляет собой процессы психического отражения – восприятие окружающей действительности, себя в этой действительности, свой внутренний мир и что нужно делать, чтобы достичь желаемого результата. Это процессы регуляции, и поэтому все они происходят бессознательно, не затрагивая наше сознание.
Проснувшись, мы, не задумываясь, попадаем в тапочки, а дотронувшись до горячего, отдергиваем руку. На тренировке раз за разом делаем одну и ту же ошибку. На соревнованиях все, что долгое время отрабатывалось на тренировках, вылетает из головы и опять повторяется то, что уже не раз бывало.
Функция уровня психической регуляции заключается в регуляции поведения, т. е. форм двигательной и социальной активности без включения в этот процесс осознания того, что делается – стереотипы, автоматизмы, навыки.
Уровень социально-психологического управления – это уже подключение сознания в процессы отражения внешней и внутренней среды, т. е. процессы отражения действительности и себя в ней с учетом норм и правил поведения в конкретной ситуации. Функция этого уровня – управление деятельностью. Напомню, что управление невозможно без обратной связи – информации о том, как объект управления реагирует на управляющие воздействия, а это уже контроль.
Выделенные уровни определены как структурное основание функционирования соматики и психики. Более того, биохимический уровень регуляции является структурным основанием физиологического, физиологический – структурным основанием психического, а уровень психической регуляции – основанием психологического уровня управления. Действительно, физиологические процессы в организме не могут происходить без биохимических, а психические – без физиологических: все взаимосвязано. И все же вопрос: как осуществляется функциональное взаимодействие уровней, какой из этих уровней является системообразующим, т. е. объединяющим все уровни в единое целое, без какого уровня распадается это целое?
Этот вопрос автор задает слушателям на семинарах по психологии спорта. Сначала это вызывает в аудитории мертвую паузу. А потом… чаще называется биохимический уровень – ведь без энергии невозможно существовать живому, физиологический – психика ведь это психофизиология. И очень-очень редко называется уровень психической регуляции.
2.1.2. Внутреннее и внешнее кольца регуляции и управления
Существование живого обеспечивается приспособлением к тем условиям, в которых оно оказывается, но без информации об этих условиях приспособление невозможно. Таким образом, для приспособления необходима информация о внешних и внутренних условиях, а для целенаправленности еще необходимы критерии достижения цели, удовлетворительности существования (рассогласование между реальным и эталонным). Информация о внешней среде и внутреннем мире – это прерогатива психики. Именно психика обладает таким свойством, как отражение – субъективное отражение. Интегральной функцией психики называется «организация взаимодействия организма с внешней средой». Уровень психической регуляции получил название «пограничный, внешне-внутренний» (Новосельцев, 1978), этот уровень объединяет все уровни функционирования в единое целое, выполняя роль системообразующего фактора. Приспособление к изменяющимся внешним или внутренним условиям начинается с процессов отражения и запускает биохимический уровень регуляции, который является пусковым для уровня физиологической регуляции, обеспечивает функционирование нейрофизиологии психических процессов. Это внутреннее кольцо регуляции. Уровень психической регуляции также запускает уровень социально-психологического управления деятельностью – внешнее кольцо уже управления (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Системная организация механизмов приспособления
Таким образом, образуются два кольца приспособительного функционирования. Внутреннее кольцо – процессы отражения дают команду на повышение или уменьшение интенсивности процессов гомеостаза; следствием этого являются изменения в соматических, в том числе и нейрофизиологических процессах, которые, с одной стороны, обеспечивают регуляцию поведенческих актов жизнедеятельности, с другой – отвечают за работу самих процессов отражения. Внутреннее кольцо – это уровни и совокупность процессов регулирования, функционирующие по безусловнорефлекторным (генетически обусловленным) и условнорефлекторным (сформированным в процессе жизнедеятельности, в том числе в процессе спортивных тренировок) программам, т. е. внутреннее кольцо функционирует без участия сознания. Внешнее кольцо представляет собой подключение сознания для отражения (субъектной, личностной оценки) ситуации, определение цели и варианта его достижения.
Тренерам и спортсменам высокого уровня хорошо известны такие высказывания – «отключить мозги», «голова мешает» и т. п. Действительно, когда усвоены основные технические приемы вида спорта, а это уровень второго взрослого разряда, в достижение спортивного результата включается психология спортсмена, которая может способствовать успеху, а может привести к провалу.
Примеров предостаточно. Штангист на чемпионате Европы только что в разминочном зале поднял штангу весом на 5 кг тяжелее заказанного, а выйдя на помост не смог реализовать попытку; стрелки (пулевики, стендовики, лучники) в финале ответственных соревнований «становятся второразрядниками»; борцы, боксеры, фехтовальщики, футболисты, волейболисты, легкоатлеты и другие представители видов спорта, где победитель определяется в непосредственном единоборстве, «забывают» тактические установки на ведение спортивного поединка. Установки «не смотреть выступление других», «не думать о результате», «покажи свой результат, пусть другие выступят лучше» моментально вылетают из головы, как только спортсмен оказывается на помосте, дорожке, льду.
Перед чемпионатом мира договариваемся со спортсменом – не смотреть выступления других. Встречаемся после соревнований: «Смотрел?» – «Нет! Что я – маленький?». В ходе обсуждения, как решались, выполнялись установки по учету «сбивающих» факторов, выясняется: смотреть не смотрел, но в разминочном зале был монитор – «нет, не смотрел, но … слышал». Чемпионат страны по стендовой стрельбе. Договариваемся: «не считать мишени» (промахи) соперника, концентрироваться на конкретном элементе техники. Финал, проигрывает сопернику одну(!) мишень – тот, наконец, мажет – и … сам делает промах.
Соревнования, необходимость выступления на соревнованиях, само выступление, конкретный поединок, попытка, серия, сет и т. д. – чрезвычайно значимые события для спортсмена. От того, как на уровне психической регуляции и психологического управления «сработает» функция «отражения», будет предопределено поведение и деятельность спортсмена.
2.2. Категории психических явлений и их роль в спортивной деятельности
В период становления психологической науки интенсивно велись экспериментальные исследования психической сферы человека, измерялись, регистрировались, оценивались многообразные проявления функционирования психики. Необходимость обобщения накопленных данных привела к выделению категории психических явлений – психическим процессам и психическим свойствам. Первые достаточно кратки по времени протекания (доли секунды – секунды) и весьма динамичны по своей изменчивости, вторые сохраняют постоянство на протяжении многих лет, а то и всей жизни.
Исследования поведения и деятельности человека поставили вопрос о необходимости интегральной оценки психической сферы для объяснения причин того или иного поведения. Выделение двух категорий психических явлений поставило перед специалистами проблему «разорванности», функциональной несвязанности психических процессов и психических свойств. В одних и тех же ситуациях у разных людей регистрируются различия в протекании психических процессов, а у одного человека одна и та же ситуация может вызвать разное реагирование и поведение. Какая связь, зависимость между психическими процессами и психическими свойствами? Категории психических явлений языком теории систем – это структурные элементы психики, но как они связаны между собой, как происходит функциональная взаимосвязь между ними? Так встал вопрос о необходимости выделения третьей категории психических явлений – психическом состоянии. Таким образом, совокупность психических явлений представляет собой три категории психических явлений: психические процессы; психические свойства; психические состояния.
Конечно, психика является целостным образованием. Такое деление – это искусственный прием, часто используемый в науке для изучения элементов, составляющих целостное образование. Выделяемые категории представляют собой структурные элементы психики. Функция психики определяется как организация взаимодействия организма и личности с окружающей действительностью и заключается в отражении внешней и внутренней среды. Психическое отражение характеризуется активностью и субъективностью. Активность заключается в познании (знании) окружающей действительности и себя в ней. Для этого прежде всего необходимо получение информации из внешней и внутренней среды, а это как раз функция психических процессов. Субъективность отражения обуславливается отношением субъекта к воспринимаемой информации.
2.2.1. Категория психических процессов
Выделяются познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Познавательные (когнитивные) процессы – это ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь и др. Если ощущения позволяют отражать отдельные фрагменты, то восприятие дает целостное отражение. Осознание же того, что воспринято, невозможно без памяти, мышления, внимания. Более того, осознание своих ощущений невозможно без речи. Но это пока только гностические процессы, результатом которых является оценка действительности и принятие решения: «что же делать в этой ситуации». Великий русский физиолог И. М. Сеченов еще в середине XIX столетия писал, что все многообразие мозговой деятельности сводится к одному явлению – мышечному движению (Сеченов, 1961). В современной психологии – это раздел психомоторики, которую можно рассматривать как внешнее (объективное) завершение всех форм психического отражения. Ведущая функция психомоторики заключается в исполнении действий, направленных на достижение поставленной цели, удовлетворение возникшей потребности, избегание опасности. Однако этим не ограничивается роль психомоторики. Целенаправленность поведения, деятельности предусматривает совокупность последовательно выполняемых движений. Постоянно осуществляются многообразные процессы отражения хода исполнения, это позволяет корректировать движения. Таким образом, моторные действия включаются в перцептивную деятельность, принимают участие в выполнении познавательной функции.
Индивидуальность психических процессов отражения заключается в особенностях проявления эмоций и воли. Если в целом о психике было сказано об условности деления на категории явлений, то в отношении таких психических процессов, как эмоции и воля, это еще в большей степени условно. На уровне психических процессов проявление эмоций и воли заключается в особенностях реагирования субъекта. В случае эмоций это непосредственная реакция на воздействия среды. Такая реакция происходит бессознательно и направлена на сохранение биологического смысла живого организма. В отношении же воли речь идет о сознательном реагировании на факторы, затрудняющие достижение цели. Эмоциональное реагирование является первичной формой психической регуляции (т. е. бессознательной). Волевое же регулирование по своей сути является формой активного управления (сознательного) целенаправленной деятельности.
2.2.2. Категория психических свойств
Психические свойства это совокупность индивидуальных особенностей психической сферы человека, характеризующиеся постоянством и устойчивостью на протяжении многих лет жизни. Говоря о психических свойствах, обсуждается вопрос о первичности-вторичности свойств личности. Первичные свойства обусловлены врожденными особенностями психики (психогенные). Вторичные свойства формируются в процессе развития, социализации личности человека (социогенные). Так, к психогенным психическим свойствам относятся темперамент, личностные особенности (экстравертированность, тревожность, агрессивность, локус контроля и др.), к социогенным – характер, способности, личностные установки. При этом нужно иметь в виду, что в процессе социализации, становления личности врожденные психические особенности могут изменяться. Поэтому вопрос о первичности-вторичности психических свойств весьма условный. Главное в отношении психических свойств заключается в том, что именно психические свойства личности предопределяют субъективность отражения. Психические свойства обуславливают индивидуальность человека, его уникальность и неповторимость.
2.2.3. Категория психического состояния
Психическое состояние – один из самых популярных терминов в психологии. В то же время в понимании психического состояния как категории психических явлений много несоответствий. С легкой руки Н. Д. Левитова (1956, 1964) психическое состояние на протяжении полувека рассматривается как характеристика психической сферы человека в конкретной ситуации в данное время. Вот принципиальные вопросы, которые возникают при таком понимании психического состояния: как характеристика может являться психическим явлением (?), как характеристика может быть категорией психических явлений (?), наконец, какую функцию может выполнять характеристика?
Иное понимание психического состояния дает Е. П. Ильин. В основе жизнеспособности живого организма лежат механизмы приспособления, целенаправленности и самосохранения. Это в полной мере относится и к социальной сфере жизни человека. Если психическое состояние – неотъемлемая составляющая жизнедеятельности человека, то в его определении должны быть отражены закономерности реализации указанных механизмов. Исходя из положений теории функциональных систем, Е. П. Ильин (1978) определяет состояние человека как системную реакцию функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленные на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях.
Под состоянием понимается целостная реакция организма и личности, направленная на достижение результата деятельности, выраженность которой детерминируется воздействием внешних и внутренних условий. Под реакцией имеется в виду любой ответ возбудимых систем на внешние и внутренние стимулы. Полезный же результат выражается в совокупности двух целей: биологической – сохранение целостности организма и обеспечение жизнедеятельности в данных условиях; социальной – достижение цели деятельности. Прежде всего речь идет о биологической целесообразности возникновения того или иного состояния, но в конкретных ситуациях человек может произвольно направить реакцию функциональной системы в направлении, нужном для достижения результата деятельности, подчас даже в ущерб здоровью. Состояние как реакция – это причинно обусловленное явление, реакция не отдельных систем или органа, а личности в целом, с включением в реагирование всех уровней регулирования и управления (см. раздел книги 2.1.). При этом выделяются психологическая сторона состояния – переживания и чувства, и физиологическая – изменение физиологических функций. Последнее полностью зависит от уровня активации в данный момент и проявляется в степени мобилизации функциональных возможностей.
В целом соглашаясь с позицией Е. П. Ильина, автор считает, что психическое состояние – не «реакция», а результат реакции. В теории регулирования процесс приспособления называется «переходным процессом» (Гродинз, 1966). Реакция – это постоянное изменение, результат реакции – стабилизация. В исследовательской практике мы постоянно имеем дело с кратковременными периодами изменений в функционировании соматики и психики и более длительными периодами константности показателей функционирования физиологических и психических функций, устойчивости чувств и переживаний. В спортивной медицине под адекватной реакцией (в отличие от неадекватной) соматических систем организма на функциональную нагрузку понимается изменение уровня интенсивности соматических процессов при сохранении константности параметров функционирования. В зависимости от интенсивности протекающих процессов говорят об уровне функциональной подготовленности. Всем спортсменам хорошо известны функциональные пробы с подсчетом ЧСС.
Отталкиваясь от определения Е. П. Ильина, автор данной книги использовал сформированное им еще в 90-е годы прошлого столетия определение: психическое состояние – результат приспособительной реакции организма и личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата деятельности и выражающийся в степени мобилизации функциональных возможностей, ощущениях, чувствах, переживаниях человека (Сафонов, 1998). В определении формулируется принцип функционирования психического состояния, который заключается в приспособлении к внешним условиям в зависимости от отношения субъекта к этим условиям с учетом личной целесообразности и оценкой своих возможностей в достижении положительного результата.
Из такого определения следует:
• психическое состояние – атрибутивное свойство психики;
• в каждый конкретный момент поведение, деятельность целенаправленны;
• положительность результата деятельности заключается в субъективных критериях достижения цели;
• субъективной составляющей психического состояния являются ощущение, чувства, переживания (соответственно это уровни осознания: ощущения – неосознаваемый; чувство – смутное осознание; переживание – осознание личного смысла) как проявление отношения субъекта к актуальной («здесь и сейчас» или направленность сознания на конкретную ситуацию в прошлом или в будущем) ситуации;
• объективной составляющей психического состояния является уровень активации как проявление степени мобилизации функциональных возможностей;
• функцией психического состояния является детерминация внешних условий через внутренние.
Таким образом, психическое состояние является причиной того, как будет функционировать психика, как будут «работать» внутреннее кольцо регулирования и внешнее кольцо управления и, как следствие, функционирование психических процессов (качественные и количественные показатели) и степень выраженности проявления психических свойств.
2.2.4. Психическое состояние и состояние психики
В психологической практике, психотерапии, не говоря уже о психиатрии, используется термин «состояние психики». Автору не встречались публикации, в которых бы сопоставлялись понятия «состояние психики» и «психическое состояние». По нашему мнению, особенностью функционирования психики выступает состояние психики – комплексная характеристика особенностей психики в конкретных условиях в данное время. Состояние психики – это состояние объекта исследования или психологической практики. Психическое же состояние – состояние субъекта, атрибутивное свойство психики (так же как психические процессы и психические свойства), обуславливающее целесообразность приспособления субъекта к условиям деятельности, жизнедеятельности в соответствии с личной целесообразностью (Сафонов, 2007).
Категории психических явлений как структурные элементы психики человека выполняют конкретные функции в обеспечении жизнедеятельности, деятельности, поведения человека каждое мгновение его жизни. Психические свойства обуславливают индивидуальное, присущее только этому человеку, реагирование на воздействие из внешней или внутренней среды. К психическим свойствам относятся такие феномены психики, как темперамент, характер, направленность личности (система жизненных ценностей, совокупность социальных установок), мотивы, личностные особенности, личностные установки и т. д.
Психические процессы – это совокупность процессов получения информации из внешней и внутренней среды, ее обработка и передача информации в исполнительные органы. Функция психических процессов заключается в информационном обеспечении существования человека в окружающей действительности.
Психическое состояние, выполняя функцию детерминации, обуславливает такое изменение функционирования психики, которое является субъективно целесообразным как с позиций самосохранения, так и достижения конкретной цели.
2.2.5. Временны́е характеристики категорий психических явлений
Одна из наиболее часто упоминаемых характеристик категорий психических явлений – это длительность их протекания: психические процессы – милисекунды-секунды; психические состояния – секунды-минуты-часы-месяцы; психические свойства – годы жизни (рис. 2.3). Для спортивной деятельности это имеет особое значение.
На рис. 2.3 показано, как пересекаются временны́е параметры категорий. Суть этого явления заключается в том, что устойчивые особенности психических процессов становятся проявлением психического состояния, а психические состояния, долгое время являющиеся актуальными, переходят в категорию психических свойств. Конкретные характеристики психомоторики, внимания в процессе многолетней тренировки в конкретном виде спорта переходят в категорию состояний: сокращение времени реагирования (латентный период) на выстрел стартера в легкоатлетическом спринте, отсутствие тремора у стрелков.
Рис. 2.3. Длительность протекания категорий психических явлений
Говоря о психических свойствах, были названы психогенные и социогенные свойства личности. Оказывается, все успешные спортсмены отличаются высокой общительностью. При этом нельзя сказать, что все они выраженные экстраверты. Занятие спортом, спортивные достижения делают спортсмена публичной личностью. Это требует от него соответствовать требованиям социального статуса. Так, через ситуативное проявление у спортсмена формируется экстравертированность уже как социогенное свойство личности.
Оказавшись в спортивной среде, очень скоро стал слышать от тренеров, да и спортсменов: «Спорт – неблагодарное занятие, после побед обязательно будут провалы!». Отсутствие на протяжении долгого времени (сезон, два и больше) высокого результата порождает неуверенность в возможности показать этот результат, формирует установку ожидаемого провала, страх выступления на соревнованиях. Очередной провал усугубляет положение. Это приводит к психической напряженности, навязчивым состояниям. Формируется невроз – состояние, обусловленное длительным переживанием своей неуспешности, бесперспективности в спорте, социальной неустроенности вне спорта, которое вызывает истощение нервной системы, тревогу, вегетативные нарушения. Так социогенные факторы воздействуют на психогенные, переходя в категорию личностных свойств.
2.3. Структурно-функциональная модель психического состояния спортсмена
Со времен Пьера де Кубертена говорят о значении психологии в большом спорте. Последние 40 лет спортивные психологи называют психическое состояние тем фактором, который предопределяет спортивный результат. Автор данной книги глубоко убежден – предметом работы спортивного психолога является психическое состояние спортсмена. Работа психолога «начинается» с того состояния, в котором спортсмен приходит к нему, а «заканчивается» состоянием, в котором спортсмен оказывается в ситуациях соревновательной борьбы. По сути, работа психолога заключается в том, чтобы помочь спортсмену оказаться в том психическом состоянии (состоянии мобилизационной готовности), которое позволит ему наиболее полно реализовать его подготовленность.
При рассмотрении категорий психических явлений приведены принципиальные моменты понимания психического состояния, обосновано положение функциональной взаимосвязи всех трех категорий. Психическое состояние является атрибутивным свойством психики. Диалектика психического состояния заключается в том, что оно является причиной того, как в данный момент функционирует психика, а заключение о психическом состоянии мы делаем по проявлениям функционирования психики.
В работах В. Ф. Сопова (1999, 2005, 2010) формулируется трехмерная модель психического состояния. В целом солидаризуясь с позицией автора, нельзя согласиться с определением психического состояния как «…переживание личностью конкретного отношения к возможным результатам актуального отрезка деятельности» (Сопов, 2010; С. 15). При этом автор постоянно подчеркивает, что особенности взаимодействия компонентов психического состояния определяют функциональные возможности спортсмена. Да, определяющим является отношение, проявляемое в ощущениях, чувствах, реже – в переживаниях, к актуальной (направленность сознания) ситуации. Отношение (по В. Н. Мясищеву) и предопределяет мобилизацию/демобилизацию функциональных возможностей в данной ситуации.
Давая характеристику психического состояния, выделяют «уровень мотивационного состояния» и «энергетический фактор». Первое обуславливает «побуждения к выполнению трудной нагрузки» и реализуется в «двигательном факторе». На основе такой триады строится «трехмерная функциональная модель психического состояния», элементы которой рассматриваются структурным основанием психического состояния (Сопов, 2010).
В работе Л. Д. Гиссена (1990) выделяются психический, функциональный и двигательный факторы, рассогласование между которыми ведет к снижению результативности спортивной деятельности. Эти факторы рассматриваются как структурное основание психического состояния при ведущей роли психического фактора.
А. О. Прохоровым (2009, 2010, 2012) ставятся вопросы соотношения динамических и устойчивых, структурных и функциональных, образных и семантических характеристик психического состояния. Обосновывается ситуационная опосредованность (неравновесность) психического состояния (Прохоров, 1998).
Для понимания того, как функционирует психическое состояние, важными в исследовательском и практическом планах являются вопросы о функции, структуре, составляющих и компонентах психического состояния Анализ работ по этим вопросам позволил сформулировать интегративное заключение по вопросам структуры, функции, составляющих и компонентах психического состояния (Сафонов, 1998, 2011).
2.3.1. Проблема функции психического состояния
Функция психического состояния заключается в детерминации – внешнее преломляется через внутреннее. Приспособление к внешним условиям происходит в зависимости от того, как субъект относится к этим условиям с учетом личной целесообразности и оценки своих возможностей в достижении ожидаемого результата. Вообще, следует сказать, в биологической науке выделяют три типа приспособления к условиям существования: приспособление за счет изменения внутренних условий; приспособление за счет изменения внешних; приспособление за счет изменения внешних и внутренних условий. Применительно к спортивной деятельности с уверенностью можно констатировать, что возможны все три варианта приспособления. Ещё раз повторимся: главное в таком понимании психического состояния заключается в том, что оно является причиной того, как в данный момент будет функционировать психика и, таким образом, обусловливать поведение и деятельность.
Структурным основанием психического состояния являются уровни функционирования соматики и психики – уровень биохимической регуляции, физиологической регуляции, психической регуляции и уровень социально-психологического управления, а контурами регулирования – внутреннее кольцо регуляции и внешнее кольцо управления. Процесс приспособительной реакции организма и личности иллюстрируется структурно-функциональной моделью психического состояния (рис. 2.4).
Процесс приспособления начинается с учета субъектом деятельности (в нашем случае это спортсмен) влияния внешних факторов. Все многообразие внешних факторов сводится к пяти группам:
1) экологические факторы – физические, химические факторы внешней среды, широко используемые в подготовке спортсменов, особенно циклических видов спорта на выносливость (среднегорная подготовка в условиях кислородной недостаточности, тренировки в барокамерах и др.);
2) факторы режимов деятельности подразумевают особенности жизнедеятельности спортсмена, организацию тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечение средств восстановления функциональной работоспособности и психической свежести;
3) эргономические факторы представляют собой спортивную экипировку, снаряжение, оборудование мест проведения тренировок и соревнований;
4) факторы социальных норм поведения – устоявшиеся правила, нормы взаимоотношений, поведения в спортивной среде;
5) факторы ситуации – непосредственные условия тренировочной или соревновательной деятельности, в которых оказывается спортсмен.
Рис. 2.4. Структурно-функциональная модель приспособительного функционирования организма и психики
Первые четыре группы факторов достаточно постоянны по своим характеристикам и, таким образом, оказывают константное влияние на спортсмена на достаточно длительный период времени (как минимум на период спортивного сбора). Факторы же ситуации имеют динамическую характеристику. В. А. Ганзен (1984) ситуацию определял как отрезок времени, в течение которого отношение человека к происходящему не изменяется. Длительность такого временно́го отрезка, т. е. продолжительность одной ситуации может быть от нескольких секунд до нескольких минут.
Так, спринтер настроился выиграть финальный забег на 100 м, но на отметке 60 м почувствовал, что это не получается, и прекратил бороться за победу. Экспериментальная психология уверяет, что максимальная длительность сосредоточения внимания на чем-то одном возможна не более 15–17 мин.
Внешние условия по принципу детерминизма преломляются через внутренние. Это ориентировочно-гностический процесс, т. е. анализ ситуации, который заканчивается оценкой ее трудности. Анализ ситуации прежде всего обуславливается нейродинамическими, личностными особенностями (в том числе актуальными мотивами), непроизвольной самооценкой своих текущих возможностей в данный момент. Трудность как проявление отношения к данной ситуации представляет собой субъективную оценку вероятности достижения цели и те ощущения и чувства, которые возникают в процессе этого.
Обычно в аудитории привожу такой пример: «Гиря 16 кг, надо поднять её 10 раз. Оцените в % ваши шансы выполнить задание.» Вес гири – сложность ситуации (объективный показатель), оценка в % шансов выполнить задание – трудность ситуации (субъективный показатель).
Оценка трудности ситуации заключается в предсознательном формулировании субъективных критериев удовлетворительного достижения цели (мотивации как фактора целенаправленности деятельности). Только после этого запускаются процессы (биохимические, физиологические, психические) приспособления к изменившимся условиям, интегральным показателем которых считается уровень активации НС. Поскольку все эти процессы происходят рефлексивно и неосознанно, то в ситуациях соревновательной деятельности это может происходить практически мгновенно.
2.3.2. Составляющие психического состояния
Результат приспособительной реакции заключается в отношении к тому, что происходит (или на что в этот момент направлено сознание), и уровне активации НС. Именно эти проявления приспособительной реакции отвечают требованиям всеобщности, особенности, единичности (индивидуальности) и являются интегральными составляющими психического состояния.
Уровень активации НС – объективная составляющая, функция энергетического обеспечения, проявляется в мобилизации или демобилизации функциональных возможностей.
Отношение к ситуации – субъективная составляющая, функция субъективного отражения – субъективная значимость ситуации, проявляется в ощущениях, чувствах, переживаниях, вызванных отношением к происходящему или тому, на что направленно сознание.
Идея об объективной и субъективной составляющей была высказана В. Н. Мясищевым еще в 30-е годы прошлого столетия: «нервно-психический функциональный тонус» (крайние полюса: активность-пассивность); «избирательность реакций и переживаний человека» (Мясищев, 1996). Именно эти особенности функционирования соматики и психики представляются интегративными проявлениями, составляющими психического состояния.
Вопрос о составляющих психического состояния имеет непосредственное отношение к диагностике и оценке психического состояния. В оценке объективной составляющей широко используются аппаратурные методы (психофизиологические и психомоторные показатели, измерение биоэнергетического потенциала, функциональной асимметрии и др.), удовлетворяющие критериям надежности. Известны оптимальные и допустимые диапазоны уровня активации.
Более сложным представляется вопрос о субъективной составляющей психического состояния – отношении, которое проявляется в ощущениях, чувствах и переживаниях. Для оценки субъективной составляющей используются методы самооценки. При этом встает ряд вопросов: как человек отражает свое состояние, в чем это проявляется, насколько переживание адекватно своему состоянию? Практика работы со спортсменами показывает, что спортсмены в основной своей массе практически ничего не могут сказать о своем состоянии до, в процессе и после соревнования. И только с помощью направленного интервью появляется возможность делать заключение об отражении (осознавании) спортсменом своего состояния, т. е. субъективная составляющая состояния «закрыта» для спортсмена. Это порождает вопрос: всегда ли имеет место переживание человеком своего состояния? Нужно сказать, что в психологии не выработано единого толкования понятия «переживание».
Анализ публикаций по проблеме переживаний позволяет заключить, что переживание – это отражение в сознании отношения к актуальным в конкретный момент времени событиям в соответствии с мотивами и потребностями субъекта. Другими словами, переживание – это отражение субъектом содержания своего сознания.
Следует уточнить, что «актуальными в конкретный момент времени» могут быть переживания ситуации годовой давности – когда на чемпионате мира не получился такой же элемент программы.
В переживании, в его эмоциональной содержательности заключается личностный смысл актуальной ситуации. Всегда ли мы осознаем, что делаем? Нет! Субъективное отражение внутреннего мира и внешней действительности проявляется в уровневости: ощущения – неосознаваемый уровень; чувства – смутное осознание, эмоциональное отношение (волнение, ожидание в связи с этим чувством возможного последствия); переживание – осознание личностного смысла (соотношение ожидаемого и реального развития событий).
Спортивным психологам хорошо известно, какие трудности испытывают спортсмены при описании своего состояния, в котором они находятся во время соревнований. Об этом неоднократно писали А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Ю. Я. Киселев, Л. Д. Гиссен. Спортсмены описывают свое состояние – «ничего особенного не заметил», «нормально», «легко», «волнение», «кураж» и др. В случае же неуспешного выступления чаще всего говорят о внешних факторах, помешавших успеху. При этом нужно отметить, что спортсмены испытывают чрезвычайные трудности вербализации (т. е. осмысления) своих ощущений и чувств. В спортивной среде существует мнение, что специально вызвать такие ощущения и чувства невозможно, они возникают сами по себе и, видимо, являются проявлением спортивной формы.
Для практики психологического сопровождения чрезвычайный интерес представляют работы Ф. Е. Василюка (1984, 1995), в которых формулируются две категории переживаний: переживание-созерцание и переживание-деятельность.
Переживание-созерцание – это субъективное отражение окружающего предметного мира с точки зрения возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей. Такое переживание пассивно, спонтанно, возникает само по себе как констатация безисходности создавшегося положения.
Переживание-деятельность – принципиально иная категория переживаний, заключается в изменении своего отношения к происходящему таким образом, чтобы преодолеть возникшие трудности для достижения цели.
В спортивной деятельности преобразование переживания-созерцания в переживание-деятельность есть процесс осмысления (смыслообразования) значимости конкретных чувств и ощущений для достижения цели – спортивного результата. Р. Найдиффер (1979), обсуждая методы и приемы устранения чрезмерного эмоционального возбуждения, пишет, что неосознанность своих ощущений и чувств приводит к неспособности спортсмена понять, а следовательно и устранить причины неуспешного выступления. А. В. Родионов (2004) предлагает пошаговую программу осознания причин конкретных неэффективных действий для выработки актуальных целей психологической подготовки.
Таким образом, ощущения, чувства и переживания спортсмена до и во время выполнения спортивного упражнения являются не просто субъективной составляющей психического состояния, дополняющей характеристику функционирования психики. Именно посредством возникающих в конкретной ситуации ощущений, чувств или переживаний формируется приспособительная реакция, результатом который и оказывается психическое состояние. Их содержательная особенность предопределяет функционирование соматики, реализацию функциональной подготовленности, успешность или неуспешность достижения цели в данной ситуации.
В большом спорте широко используются, во всяком случае так заявляется, приемы психической саморегуляции, психомышечные тренировки, ментальные тренировки. Об эффективности этих приемов говорится значительно меньше. Главный фактор продуктивности таких занятий заключается в способности (а эти способности надо формировать) спортсмена вызывать соответствующие ощущения (тяжести, тепла в мышцах) и чувства (покоя, бодрости, свежести).
На специализации «спортивная психология» факультета психологии СПбГУ проблема субъективной составляющей психического состояния, а именно ощущений, чувств, переживаний перед и во время выступления на соревнованиях, в рамках дипломных и диссертационных исследований изучается достаточно долгое время (в фехтовании – А. Алехина, 1996; скалолазание – Е. Тихвинская, 2000; лыжные гонки – И. Барсуков, 2004; легкая атлетика – Е. Иванова, 2004; Р. Гатауллин, 2006; биатлон – С. Просвирнин, 2007; Е. Юрлова, 2010; мотокросс – Р. Шемиунов, 2007). Полученные в этих исследованиях результаты позволяют обоснованно говорить о наличии неспецифических (общечеловеческих) и специфических (отражающих специфику выполняемой спортивной деятельности) ощущений и чувств, сопутствующих успешному выполнению спортивной деятельности в ситуациях спортивного единоборства. В настоящее время отработано методическое обоснование исследовательских приемов изучения субъективной составляющей психического состояния, выделения значимых ощущений и чувств, сопутствующих соревновательной успешности, приемов осознания их значимости. Этим создается принципиальная основа сознательного вызывания личностно значимых чувств, сопутствующих успеху. Таким образом, появляется возможность произвольной регуляции психического состояния.
2.3.3. Проблема компонентов психического состояния
Для понимания психического состояния важным является вопрос о компонентах психического состояния. Термин «компонент» используется практически всеми, кто занимается проблемой психического состояния. В то же время этот аспект проблемы наиболее нестрого формулируется исследователями. Чаще всего под компонентами имеются в виду те элементы психической сферы, которые как-либо проявляются в психическом состоянии, или под компонентами рассматривается элементный состав структуры состояния. Так, структура психического состояния рассматривается как «компонентный состав психического состояния», или психическое состояние видится как «устойчивая организация всех компонентов психики». С изменением деятельности (ее усложнением) изменяется компонентный состав структуры психического состояния. С одной стороны, настроение рассматривается компонентом психического состояния, с другой – сама структура настроения представляется также компонентами: релативный; эмоциональный; когнитивный; мотивационный; физического самочувствия (Ганзен, 1984; Леонова, 1984; Дикая, 1984; Прохоров, 1996, 1998; Куликов, 1997).
Действительно, компонент (лат. – componentis) – составная часть чего-либо, без которого невозможно получить согласованное целое. То есть компоненты – это не весь элементный состав целого, а то необходимое, что достаточно для описания целого. Вопрос о компонентах психического состояния не чисто теоретический, это вопрос оценки, диагностики психического состояния. В прикладных же исследованиях часто регистрируемые переменные называются компонентами. Диагностику состояний Е. П. Ильин называет методологическим вопросом. Он пишет: «Существует до 50 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться состояния», и далее – «можно обойтись 4–5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы» (Ильин, 1980; С. 120–121). Актуальность этого высказывания сохраняется и для сегодняшних дней. По подсчетам Г. Б. Суворова (1989), в научных публикациях насчитывается более 150 показателей оценки состояния человека. Сегодня по-прежнему ставится задача масштабности диагностики исследований состояния человека. Так, в оценке состояния машинистов электропоездов, диспетчеров энергосистем используется 60–80 показателей (Курсак и др., 2008). На базе «векторного подхода» академика Е. Н. Соколова разрабатывается новая технология интегральной оценки состояния. На математическом уровне интегральная оценка представляется в многомерном пространстве («Психология спорта», 2011). Подчас показатели оценки психического состояния называются компонентами. Можно заключить, что в компонентный состав психического состояния включается вся психика в ее интенсивностных, качественных и динамических проявлениях.
Вопрос о компонентах психического состояния оказывается методологическим в связи с проблемой диагностики, оценки состояния. Наиболее предпочтительными в решении вопроса о компонентах психического состояния представляются выводы специалистов инженерной и спортивной психологии, в работах которых решаются задачи поиска прогностических показателей надежности деятельности человека, успешности выступления спортсмена на соревнованиях. Подчас такие задачи требуют срочного прогноза результативности деятельности, а значит, и оперативной диагностики. В связи с этим возникает вопрос краткости обследования и поиска наиболее информативных показателей прогноза. То есть встает задача определения необходимого и достаточного для заключения об эффективности деятельности человека, особенно остро – при прогнозе поведения и деятельности в экстремальных ситуациях.
В рамках проблемы управления психическим состоянием выделяются четыре компонента: когнитивный; эмоциональный; мотивационный и активационный (Дикая, 1992; Прохоров, 1998). Схожую позицию высказывают и другие исследователи. Спортивными психологами выделяются: аффективные, когнитивные, волевые и мнемические (Дашкевич, 1987); эмоционально-волевые и перцептивно-операциональные компоненты психического состояния (Панюшкин, Солнцева, 1987). В исследовании Г. Б. Суворова (1989) резюмированы на тот момент наши представления о компонентах психического состояния; были выделены пары компонентов: когнитивный-некогнитивный, специфический-неспецифический, следовой-антиципационный, осознаваемый-неосознаваемый, социальный-индивидуальный, оперативный-устойчивый. Качественное своеобразие психического состояния определялось доминантным отношением между полярными компонентами в каждой из выделенных пар.
Анализ литературных источников, собственный исследовательский и практический опыт работы в спорте высших достижений позволил заключить:
1) вопрос о компонентах психического состояния необходимо решать на основе принципа достаточности-необходимости описания функционирования системного явления;
2) функционирование психики базируется на основе принципа произвольности-непроизвольности регуляции;
3) в качестве компонентов психического состояния выделяются: следовой, антиципационный, мотивационный, рефлексивный, когнитивный и временной.
Применительно к спортивной практике позволю заявить, что каждый названный компонент имеет свое проявление в каждой конкретной ситуации тренировочной и соревновательной деятельности.
Следовой компонент – это не что иное, как память того, что происходило в предыдущей спортивной практике в подобных ситуациях. У каждого спортсмена есть негативный опыт, связанный с неуспешным выступлением. Такой опыт всегда связан с конкретными ситуациями соревновательной борьбы. При повторении этой ситуации рефлекторно может произойти повторение того, что было в предыдущий раз. Спортивные достижения (личный рекорд, звание чемпиона, вообще лично значимый результат) также могут оказаться негативным фактором в спортивной успешности. Одна из наиболее часто называемых причин обращения к спортивному психологу – когда спортсмен уже долгое время не может повторить свой личный рекорд. Заповедь «забудь, что было» чаще всего не работает, а всплывание в сознании аналогичных ситуаций оказывается тем фактором, который предопределяет отношение к ситуации и, таким образом, поведение спортсмена.
Именно «след» личностно значимого события очень часто ведет к повторению срыва в выполнении спортивного упражнения; спустя год на чемпионате мира опять не выполняется тот же элемент; за всю спортивную карьеру не может выиграть поединок у конкретного соперника; конкретная высота в прыжках в высоту, далеко не предельная, каждый раз оказывается камнем преткновения. Подобные случаи в спорте должны становиться предметом дебрифинговых техник психологического консультирования.
Антиципационный компонент – это предвосхищение того, как будут развиваться события. С одной стороны, это продумывание тактик ведения спортивного единоборства, сбор информации об условиях и соперниках предстоящих соревнований. Я это называю «снятие информационной неопределенности». С другой стороны, информация о предстоящих соревнованиях, результатах соперников, информация по ходу соревнования часто оказывается причиной «перегорания», предстартовой лихорадки. То есть информация о предстоящих соревнованиях необходима, но какая, когда и как должна подаваться – это важный вопрос психологической подготовки к конкретным соревнованиям. Принцип «пустой головы», т. е. ни о чем не думать во время выступления, также не работает. Спортсмен отслеживает выступления других, по ходу выступления появляются мысли о достижении лично значимого результата.
Примеры антиципации: проблема последнего выстрела в стрелковых видах спорта; обсуждение в СМИ перспектив выступления сборных, конкретного спортсмена.
Мотивационный компонент, пожалуй, самый трудно описываемый: это те медали, которые планируют спортивные функционеры; то, что подспудно ожидают от своих спортсменов тренеры; наконец, сам спортсмен, который старается не думать, но постоянно ловит себя на мысли: «хорошо бы…».
«Ну, без четверного прыжка на чемпионате мира делать нечего», – постоянно говорит тренер спортсмену, который на тренировках еще ни разу чисто не скрутил прыжок в четыре оборота.
В результате всей этой разнообразной мотивировки у спортсмена формируются субъективные критерии достижения цели – мотивация деятельности. Осознанно или неосознанно сформулированы критерии удовлетворительности (планка результата) достижения цели. Если эти критерии соответствуют уровню подготовленности, мотивация будет фактором, сопутствующим успеху, если нет – мотивация окажется деструктивным фактором соревновательной деятельности.
Рефлексивный компонент заключается в эмоциональном реагировании на происходящее. Соревновательная обстановка сама по себе чрезвычайно эмоциональна – уже это вызывает предстартовый «мандраж». Любое развитие соревновательной борьбы оказывается дополнительным раздражителем, вызывая импульсивную (неосознаваемую) реакцию активации нервной системы. При достижении индивидуально предельного уровня возбуждения человек теряет способность контролировать свои действия – вот главная причина потери концентрации. Сохранение способности контроля и регуляции эмоциональной сферы в ситуациях спортивной борьбы – одно из необходимых специальных условий психологической подготовки.
Когнитивный компонент – это осознанное восприятие происходящего, критичное отношение к развитию ситуаций спортивной деятельности. На соревнованиях когнитивный компонент играет особую роль: это контроль и регуляция психического состояния, направленные на сохранение состояния мобилизационной готовности; сужение поля сознания и концентрация внимания; сохранение способности к мобилизации на протяжении всего хода соревнований.
Временно́й компонент – это длительность, неизменчивость, константность проявлений функционирования психики. Так, Е. П. Ильин (1983, 2005) считает, что по длительности психические состояния подразделяются на перманентные, текущие и оперативные. Выраженность и содержание компонентов полностью детерминируются отношением субъекта к происходящему. Именно отношение к происходящему содержит в себе: перманентный компонент – напряженность во взаимоотношениях с тренером на протяжении последнего сезона или по-прежнему актуальность переживания выступления на соревнованиях двухлетней давности; текущий компонент – неизменность желания тренироваться на протяжении всей недели или потеря интереса к тренировкам; оперативный компонент – «мандраж» перед выполнением спортивного упражнения или невозможность сконцентрироваться на своем выступлении. Разве это не компоненты одного состояния?
В рамках структурно-функциональной модели психического состояния рассматриваются «состояние объекта» и «состояние субъекта» и разводятся понятия «состояние психики» и «психическое состояние». Психическое состояние трактуется как единичное атрибутивное проявление диалектики природы. Диалектическая функция психического состояния интерпретируется как форма существования субъекта-носителя психики, связывающая две остальные категории психических явлений, – психические процессы и психические свойства. Особенности функционирования психики в конкретный момент времени есть следствие психического состояния. Конкретные проявления психической сферы человека есть характеристики его психического состояния. Именно в психическом состоянии проявляется диалектика изменчивости и устойчивости, объективности и субъективности, непроизвольности и произвольности; прошлого и будущего.
Психическое состояние как свойство психики, как результат приспособления к ситуации детерминирует («задает режим») функционирование всех уровней организации жизнедеятельности соматики и психики человека. Особое значение психическое состояние приобретает в ситуациях стремления максимальной реализации функциональных возможностей. Занятие спортом, тренировочная и соревновательная деятельность – именно те условия, в которых определяющим фактором результативности деятельности оказываются характеристики, особенности психического состояния. Выделение составляющих психического состояния определяют методические приемы диагностики и контроля психического состояния. Формулирование компонентов психического состояния как неотъемлемых составляющих целостного явления обуславливают принципы практической работы спортивного психолога.
2.4. Мотивационная сфера как системообразующий фактор спортивной деятельности
2.4.1. Устойчивость/динамичность целенаправленности поведения и деятельности
Проблема мотивов, мотивационной сферы спортсмена – одна из определяющих успешности спортивной деятельности. Принципиальным в понимании мотивационной сферы является то, что это системообразующий фактор поведения, деятельности, жизнедеятельности человека. В теории функциональных систем системообразующий фактор – это цель, к достижению которой стремится система; в этом заключается целенаправленность. В психологических исследованиях и практической деятельности следует выделять устойчивые и динамические компоненты мотивационной сферы (Ломов, 1984). Х. Хекхаузен (1986) по сути всю психическую организацию человека рассматривает через призму мотивационной сферы и постулирует: мотив – личностная диспозиция; мотивация – ситуативная диспозиция. На основании этого было сделано заключение: устойчивые компоненты свидетельствуют о свойствах, динамические – о регуляторных проявлениях этих свойств, т. е. первые обеспечивают организацию, вторые – регуляцию функционирования организма и управление деятельностью (Крылов, Сафонов, 1986). Из этого следует, что мотивационная сфера как системное свойство должно иметь свое конкретное проявление в категориях психического состояния и психических процессов.
Общепринятым считается, что мотивация – это структура, совокупность или система мотивов. Однако такая трактовка не позволяет подходить к исследованию динамики критериев достижения цели деятельности в изменяющихся внешних и внутренних условиях деятельности. Работая со спортсменами, автор очень скоро убедился, что упорство, с которым спортсмен на протяжении многих лет тренируется и ставит перед собой амбициозные цели, на конкретной тренировке может «сачковать», а на соревнованиях, будучи хорошо подготовленным, осторожничает или отказывается от борьбы. Речь идет об устойчивой и ситуативной составляющих мотивационной сферы спортсмена. Устойчивые компоненты представляют собой состав, структуру мотивов, проявляющуюся в осознании их личностного смысла без конкретизации критериев достижения цели. Это создает принципиальную основу целенаправленного поведения, борьбы с встающими препятствиями на пути достижения этой цели. В условиях же конкретной ситуации устойчивый компонент актуализируется («борьба мотивов») и обязательно преломляется через самооценку человеком своих функциональных возможностей. На основе этого формируется динамический (оперативный) компонент мотивационной сферы, проявляющийся в направленности поведения – побуждение к выполнению конкретной деятельности (содержательный аспект), а также в субъективных критериях достижения цели – реализации степени активности поведения в конкретных условиях в данный момент времени (количественный аспект).
2.4.2. Структурно-функциональные основания критериев достижения цели
Автор глубоко убежден: следует разводить понятия «мотив» и «мотивация». Мотивационная сфера – системная организация множества присущих индивиду мотивов. Поскольку это системное явление, оно должно иметь структурное и функциональное основания (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Структурно-функциональная модель мотивационной сферы
Структурное основание – это мотивы, которые обеспечивают организацию целенаправленного поведения и выполняют функцию побуждения. Функциональное основание – мотивация, которая ответственна за регуляцию целенаправленного функционирования организма, поведения человека в конкретной ситуации. Мотивация – динамический компонент мотивационной сферы, составляющая психического состояния. Под мотивацией понимается направленность и выраженность (активность) поведения в конкретной ситуации, обусловленное самооценкой функциональных возможностей и субъективными критериями удовлетворительного достижения цели. Субъективные критерии достижения цели (осознаваемые или неосознаваемые) становятся теми внутренними эталонами, которые и детерминируют направленность и выраженность поведения и деятельности. Мотивация как формализация субъективных критериев достижения цели, подключает непроизвольные (эмоции) и произвольные (воля) механизмы психической регуляции. Конкретные эмоции и проявления воли заключаются в отношении к тому, что происходит и как должно быть. Это отношение может свидетельствовать о соответствии происходящего желаемому, а может наоборот. И, как неоднократно подчеркивал В. Н. Мясищев (1969, 1996), отношение может прибавлять, а может уменьшать силы в достижении цели.
Е. П. Ильин в последней работе по проблеме мотивов мотивацию рассматривает как стадию, этап развития формирования мотива (Ильин, 2008). Действительно, это так. Оказываясь в конкретных ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности, ставя перед собой конкретные цели, достигая их или не достигая, происходит коррекция критериев достижения цели. Возможно и другое: в процессе выполнения спортивного упражнения у спортсмена меняются критерии достижения цели.
Спринтер настроился бороться за победу, а на отметке 60 метров прекращает борьбу, видя бесперспективность этого. Критерий достижения цели сменился уже через 5–6 с.
Н. Б. Стамбулова (1999) мотив определяет как выбор направленности лично значимой социальной активности, который может и не осознаваться. Под целью же имеется в виду образец (критерий – В. С.) результата деятельности, в котором как бы представлено разрешение противоречия между требованием спортивной деятельности, конкретными условиями и собственными возможностями. Цель рассматривается регулятором активности спортсмена по достижению результата.
Конец ознакомительного фрагмента.