Глава 2. Семья в исторической перспективе
Основания для классификации семей в историческом процессе
Семья меняется в процессе исторического развития человечества, но и описание истории зависит от того, готовы ли люди объективно рассматривать свое прошлое или предпочитают жить в мире иллюзий относительно собственной истории.
Очевидно, что не сохранилось письменных или других достоверных материальных источников, свидетельствующих об особенностях взаимоотношений мужчин и женщин в период становления человеческого общества. Именно поэтому информацию о тех первых отношениях восстанавливают на основе изучения более примитивных обществ, до сих пор живущих на земле.
Есть теории, описывающие изменения семьи как связанные с экономическим развитием общества, его классовым состоянием, социальным становлением. Сделаем попытку соотнести развитие семьи с изменением ее функций во времени и с уровнем культуры, принимая во внимание разные теоретические построения.
Итак, современная семья описывается как результат длительной эволюции, сохранения семейных традиций и их разрушения в соответствии с новыми задачами, которые ставят перед собой люди, формирующие семью.
Одной из первых функций семьи, которые общество взяло под контроль, была сексуальная функция, поскольку продолжение рода – первое условие существования любого общества.
Анализ сексуальных связей в рамках разных сообществ свидетельствует о том, что в реальности существовали и до сих пор существуют все теоретически возможные варианты отношений мужчин и женщин в браке. Брак, который создается двумя людьми, называется моногамным, многими – полигамным (многобрачие). Моногамный брак может быть гетеросексуальным (между мужчиной и женщиной) и гомосексуальным, или однополым (между представителями одного и того же пола). Полигамия может выглядеть как полиандрия (многомужество, распространено в странах Южной Америки, Тибете, среди племен Индии) или как полигиния (многоженство, распространено в мусульманском мире и странах Востока). Когда жена старшего брата становится общей женой всех братьев и занимает достаточно высокое положение в семье (до сих пор такое возможно в Индии), такой вариант полиандрии называется фратернальной (братской) семьей. Если в брак вступают несколько сестер с одним мужчиной, такая полигиния называется сороральной (Зритнева, 2006).
Эта классификация брачных отношений основана на горизонтальном срезе возможных сексуальных связей, иными словами, описывает разнообразие отношений как некогда существовавших, так и присутствующих в настоящее время. Рассматривая степень контроля со стороны общества за сексуальными отношениями исторически (то есть в некоторой последовательности появления), можно выделить следующие этапы.
1. Промискуитет (с лат. – «всеобщность»), то есть социально нерегулируемая связь между полами. Считается, что этот тип отношений существовал на раннем этапе развития человечества. Стоит подчеркнуть, что понимание связи между половым актом и рождением ребенка возникает в истории человечества достаточно поздно, поэтому промискуитет связан не с рождением детей, а с особенностями социальных отношений и поддержкой между членами группы. Так, у ближайших к человеку родственников – карликовых шимпанзе бонобо – с помощью полового акта заключаются примирения противников (вне зависимости от пола), поддержка больного или ослабленного члена сообщества и т. д.
2. Эндогамия (от греч. «эндо» – «внутри», «гамос» – «брак»), то есть обычай заключения браков внутри замкнутой группы сородичей.
3. Экзогамия (от греч. «экзо» – «вне», «гамос» – «брак») – форма отношений между полами, связанная с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками.
Есть мнение, что в человеческом сообществе промискуитета быть не могло (Малиновский, 2005), поскольку оно отличается от животного наличием культуры, которая весьма рано накладывает на человека определенные ограничения, имеющие функциональное значение. Однако для наложения подобных ограничений необходимо понимание последствий сексуальных отношений, а оно отсутствует иногда у существующих в настоящее время примитивных сообществ. Поэтому большинство исследователей настаивают на возможности такого типа взаимоотношений.
Экзогамия имела существенное преимущество перед другими формами отношений, поскольку резко снижала вероятность возникновения инбредных потомков, то есть характеризующихся одинаковыми аллелями генов, расположенных на хромосомах, пришедших от разных родителей. Суть явления состоит в следующем. Ребенок получает гены от двух родителей. Каждый ген имеет несколько разновидностей – аллелей. При скрещивании с неродственниками ребенок получает разные аллели одного гена. Когда имеет место близкородственное скрещивание, резко повышается вероятность получения одинаковых аллелей генов. С течением эволюции накапливается множество мутаций, а потому часть аллелей обусловливает ту или иную патологию. Если на двух хромосомах находятся одинаковые поврежденные аллели, вероятность гибели ребенка резко возрастает. В тех случаях, когда аллели разные, вероятность того, что один будет точно неповрежденным, резко повышается. Рождение нежизнеспособного потомства, по-видимому, и стало причиной возникновения запретов на близкородственные браки на весьма раннем этапе эволюционного развития. Стоит подчеркнуть, что в существующих в настоящее время сообществах млекопитающих имеются различные препятствия для близкородственного скрещивания (Вааль де, 2016). Подобные запреты появились практически во всех сообществах людей, как бы далеко они ни были расположены друг от друга.
Безусловно, не сохранилось свидетельств того, как выглядели первые брачные отношения. Исследователи, опираясь на изучение примитивных племен, описанных в период всплеска географических открытий, предполагают, что первой формой брака мог быть групповой дуально-родовой брак. В этом случае представители одного рода вступали в сексуальные отношения с представителями другого рода, но в целом ответственность за детей несла не пара, а весь род. В силу сложности определения отцовства в те времена родство оценивалось по материнской линии, а потому и период этот называется матриархатом. Иными словами, матриархат в общем смысле – это не главенство женщины в роде, а период, когда родство описывалось по материнской линии. Предполагается, что групповой брак существовал повсеместно до конца каменного века. Подобный тип отношений был обнаружен у народа айны на Курильских островах и Сахалине еще в начале XX века.
Следующим этапом стал парный брак, при котором предполагалась некоторая длительность отношений мужчины и женщины. Он мог возникнуть в том случае, если пара имела возможность вести какую-либо хозяйственную деятельность, но пока в рамках рода.
Усовершенствование способов производства и возникновение земледелия как более надежного способа прокормить семью привело к формированию моногамной семьи, имеющей определенную хозяйственную самостоятельность и, как следствие, самостоятельность в воспитании детей. Необходимость передачи собственности обусловила потребность установления отцовства и отсюда – ограничение сексуальных связей внутрисемейными отношениями.
Соответственно, передача собственности от отца к сыну привела к возникновению патриархата и одновременно появлению неравенства супругов. Преимущество получал мужчина, обладающий большей силой и осуществляющий передачу собственности. Это определило его главенствующую роль в семье. Формирование института частной собственности стало тем механизмом, который создал патриархальную семью.
В соответствии с религиозной принадлежностью в рамках христианства сформировались преимущественно моногамные семьи, в рамках ислама – полигамные.
Далее на развитие семьи влияли сразу несколько процессов: становление определенной государственности, хозяйственных отношений, в которых участвовала семья; индустриальная революция, позволившая вывести хозяйственную функцию за пределы семьи и усилить внимание к воспитанию детей и индивидуально-личному общению между членами семьи. При смене общественного уклада менялась и семья – от расширенной патриархальной группы к малым нуклеарным семьям.
По типу власти в семье различают три типа семейных групп (Смелзер, 1994):
• патриархальная семья, где власть принадлежит мужу;
• матриархальная семья, в которой власть принадлежит жене;
• эгалитарная семья, в которой власть равномерно распределяется между мужем и женой.
По типу отношений родителей к детям, санкционированных государством, Л. де Моз (2000) выделил шесть стилей отношений в семьях. Следует отметить, что появление данной книги вызвало большой общественный резонанс, однако детальный анализ обнаружил в ней много ошибочных выводов и наличие неподтвержденных фактов. Вместе с тем это не препятствует рассмотрению выделенных стилей, но требует от читателя большей скрупулезности и тщательности при изучении приведенных данных.
1. Инфантицидный – стиль, при котором родители могли совершать детоубийство или насилие по отношению к детям. Реальность подобных расправ доказывается многократно пересказанным эпизодом убийства детей в Спарте в местечке Кеадос. Плутарх (в «Сравнительных жизнеописаниях») рассказывал, что после рождения каждого ребенка демонстрировали совету старейшин, который осматривал новорожденного и решал, жить младенцу или нет. Большинство современных ученых настаивает на том, что подобный подход к детям в Древней Греции – всего лишь миф. Во время археологических раскопок в этом месте не обнаружено детских скелетов, хотя найдено достаточное количество останков взрослых. Это не означает, что младенцев в Спарте не убивали. Однако, вероятно, это не носило такого масштаба, как об этом думали только на основании свидетельства Плутарха.
2. Факты убийства младенцев – инфантицид – есть в любом обществе, в том числе и в современной России. И в Древней Греции, и в Древнем Риме глава семейства мог убить ребенка, если по какой-то причине он не соответствовал его представлениям (с древности до IV века н. э.), и не иметь в связи с этим юридических последствий (Марру, 1998). Конечно, это не было функцией общества как такового. Это просто отсутствие видения в ребенке личности. Но и сейчас есть семьи, в которых отцы отказываются от общения с малышом, утверждая, что начнут его воспитывать, когда подрастет.
3. Бросающий – стиль, отличающийся тем, что воспитанием ребенка занимались не родители, а некто другой. Позитивным по отношению к предыдущему периоду становится факт признания у ребенка наличия души и, соответственно, возникновение препятствий для простого убийства новорожденного. Безусловно, этот подход опирается на христианство. Однако в соответствии с библейскими заветами по отношению к ребенку возможно насилие, и оно признается обоснованным. Обычно ребенка отдают кормилице, если семья состоятельная, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII века). Известно, что Ж.-Ж. Руссо, сам выросший в приюте, отдал своих пятерых детей в приют, поскольку полагал, что жить там им будет лучше, чем в обществе, в котором жил он и которое считал развращенным.
4. Амбивалентный – стиль, отличающийся тем, что ребенок включался в эмоциональную жизнь родителей. Тем не менее дети еще не были полноправными членами семьи, ими и их будущим управляли родители, используя в качестве инструмента воспитания жестокие физические методы наказания (XIV–XVII века).
5. Навязчивый – стиль, символизирующий тот факт, что эмоциональная связь между родителем и ребенком становится более интенсивной, но регламентация поведения ребенка не ослабевает, что порождает (XVIII век) конфликт отцов и детей. Родители предопределяют профессию ребенка, его религиозную принадлежность, находят ему супругу (супруга), требуют выполнения тех или иных социальных норм.
6. Социализирующий – стиль, при котором усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX века).
7. Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт с ним (середина XX века – настоящее время).
Де Моз полагал, что эти шесть стилей возникали в обществе исторически, последовательно один за другим. Сейчас доказано, что это не так. Известно, что уже в Древней Греции мальчиков с семи лет воспитывали не родители, а учителя в гимнасиях. Итак, бросающий стиль может относиться к детям до и после того периода, который определил де Моз. Инфантицид также не закончился ранним периодом существования общества. Амбивалентный стиль, отличающийся тем, что родители включали ребенка в свою эмоциональную жизнь, также ставит ряд вопросов. Обладая родительским инстинктом, окрашенным человеческой индивидуальностью, здоровая мать не могла быть неэмоциональной по отношению к новорожденному. Дети всегда вызывали чувства у своих родителей в той или иной степени, как бы общество ни ограничивало степень эмоциональной близости.
Таким образом, эта классификация выглядит не как последовательная смена стадий взаимоотношений родителей с детьми в какой-либо исторический период, но как иллюстрация к наиболее типичным ситуациям, характерным для европейского общества, относящегося к христианскому миру. Это не значит, что в Азии или на Американском континенте изменения отношения к детям имели такие же закономерности. В каждом случае необходимы отдельные исследования, поскольку в значительной мере общество под влиянием религиозных представлений регламентирует и родительские чувства, и способы их проявления в конкретных условиях.
Де Моз высказал важные соображения о том, что плод уже в утробе матери получает некоторый опыт (фетальный, с лат. – «зародыш»). Он полагал, что негативные воздействия, испытываемые матерью, травмируют плод, а затем и ребенка. Такими негативными воздействиями могут быть недостаток кислорода, питания или присутствие в воздухе и пище вредных веществ. Эти фетальные травмы сохраняются в человеке на протяжении всей жизни, поскольку находятся в бессознательном и не имеют выхода в виде осознанного переживания. Тем не менее эти переживания определяют осознанные поступки человека. Как и другие высказывания де Моза, указанные предположения не подкрепляются достаточным количеством данных, хотя будят мысль ученых и направляют дальнейшую исследовательскую работу.
Основные теории происхождения семьи
Теоретические представления о семье зависели от общества, в котором они формировались, но и сами оказывали влияние на взгляды на семью в тот или иной исторический период. Особенно сильным такое влияние было в период появления философских трактатов, распространения общих рассуждений, но отсутствия письменных источников, позволяющих представить реальную семейную жизнь, в которых описывались бы действия родителей по отношению к детям.
Первые теории происхождения семьи можно назвать описательными, основанными на тех или иных представлениях авторов. Уже говорилось, что представление о том, что в Спарте больных детей сбрасывали со скалы, впервые было взято из труда Плутарха (1994), который сам не жил в описываемое им время, но пересказывал услышанное.
Геродот (2007), считающийся родоначальником исторической науки, не просто описывал те или иные племена или сообщества, но и высказывал собственные замечания относительно соответствующего содержания. Например, в качестве положительной черты некоторых сообществ он отмечал общность в них женщин. Вполне возможно (достоверных источников во многих случаях нет), что какие-то из подобных описаний являются результатом его неполной информированности о происходящем.
Платон (1971) попытался описать идеальное государство в одноименном сочинении. Он считал, что общность жен, детей и имущества – весьма положительное явление в таком государстве, поскольку способствует сплоченности общества. Многие философы, в том числе и Платон, полагали, что правители могут прислушаться к их мнению и изменить государство в сторону создания идеального общества, удобного для всех.
Появление христианства на территории Европы на долгое время сделало основным источником знаний Библию. Согласно схоластам, трактовавшим тексты, людей в пары соединяет божественный промысел, а потому браки совершаются на небесах. Более того, тип семьи, описанный в Ветхом Завете, никогда не менялся.
Философы рано начали рассматривать семью не как нечто статичное, а как то, что меняется, хотя описаний связи трансформаций с историческим процессом не было. Они полагали, что, изменяя общество, можно изменить тип семьи. В «Утопии» Т. Мора (1978) семьи состоят не менее чем из 40 человек. Их основная задача – хозяйственная, поскольку в них обучают труду, либо сельскохозяйственному, либо ремесленному. Человек, желающий сменить одну специальность на другую, должен быть усыновлен соответствующей семьей.
Любой современный человек, знакомясь с трактатом «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1947) и встречая в нем описание жизни детей второго и третьего года жизни, которые гуляют вдоль стен домов под наблюдением старцев (а не собственных мам!), возможно, облегченно вздохнет, что эта фантазия философа, который провел в тюрьмах 27 лет и, возможно, поэтому совсем не знал жизни, никогда не была воплощена. В этом удивительном городе, описанном монахом, люди с удовольствием делают все, что нужно, но если они не выполняют предписаний, то их бьют и не дают еды.
Наиболее подробно и трогательно описан способ деторождения, существующий в этом городе счастья: «Когда же все, и мужчины и женщины, на занятиях в палестре, по обычаю древних Спартанцев, обнажаются, то начальники определяют, кто способен и кто взят к совокуплению и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг другу; а затем, и лишь после тщательного омовения, они допускаются к половым сношениям каждую третью ночь… Вечером приходят мальчики и стелют им ложа, а затем их ведут спать согласно приказанию начальника и начальницы… Они спят в отдельных комнатах до самого часа совокупления. Тогда встает начальница и отворяет снаружи обе двери.
Ежели какая-нибудь женщина не понесет от одного мужчины, ее сочетают с другим; если же и тут она окажется неплодною, то переходит в общее пользование, но уже не пользуется почетом… Когда же они родят, то кормят сами и воспитывают новорожденных в особых общих помещениях; грудью кормят они два года и больше, в зависимости от предписания Физика. Вскормленный грудью младенец передается на попечение начальниц, если это девочка, или начальников, ежели это мальчик». Цитата намеренно приведена полностью, чтобы пересказ текста не вызвал предположений об излишнем усилении некоторых моментов.
Интерес к пониманию феномена семьи как к исторически возникшему процессу в большей мере проявился в XIX веке. Исследования этнографов и историков, посетивших новые, неизвестные ранее европейцам места и описавших обычаи племен, а также варианты семейно-брачных союзов привлекли внимание ученых. В середине XIX века вышло множество работ, среди которых выделяются «Материнское право» швейцарского этнографа И. Я. Бахофена (1861) и «Первобытный брак» шотландского этнографа и историка Дж. Ф. Мак-Леннана (1861).
И. Я. Бахофен предположил, что все народы на пути к индивидуальному браку прошли через материнское право. В этот период времени женщины занимали высокое положение в обществе и родственное положение оценивалось по материнской линии (в виду сложности установления отцовства).
Дж. Ф. Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия», которое иллюстрировало возникновение в обществе запрета на браки внутри рода.
Постепенно формировалось представление о развитии общества и семьи от более простых ко все более сложным формам. Л. Морган в работе «Древнее общество» (1933) определил первоначальную форму общества как род. Род – это группа родственников, имеющих общего предка. В примитивных обществах часто распространено убеждение, что род берет начало от животного, которого в этом случае называют тотемным. Род проживает на общей территории, имеет совместное хозяйство, средства производства, предполагает равенство всех членов племени. Л. Морган, опираясь на реальные исследования семей примитивных народов его времени, предложил следующую последовательность развития рода в исторической перспективе.
1. В кровнородственной семье брачные отношения основаны на кровном родстве, но разделены по поколениям: в каждом поколении жены и мужья общие, но нет межпоколенных связей.
2. В пуналуальной семье (от гавайского слова со значением «интимные друзья»; именно на Гавайях Морган обнаружил такой тип семьи) есть запрет на отношения между братьями и сестрами, а также родителями и детьми. Пуналуальная семья стала основой рода, где родственников определяли по отношению к женщине-основательнице рода. Возможно, что в этот период существовал полигамный брак и в варианте многоженства (полигиния), и в варианте многомужества (полиандрия).
3. Парная семья (синдиасмическая, с лат. – «соединение вместе») – группа, состоящая из мужчины и женщины, которые, однако, могут не проживать вместе. В подобной группе отцовство не играло большой роли.
4. Патриархальная семья – брак, в котором власть принадлежит исключительно мужчине, использующему ее для управления семейной группой и совместного ведения хозяйства. Патриархальная семья была как моногамной, так и полигамной. В ней отцовство играет первостепенную роль, поскольку в этом браке происходит передача наследства от отца к детям.
В качестве доказательства того, что патриархату в историческом развитии предшествовал матриархат, приводится анализ пантеона богов древних цивилизаций: если в самых древних цивилизациях пантеон возглавлялся богинями (например, в Вавилоне – Астарта, в Аккаде – Иштар, в Индии – Хала и Шакти, во Фригии – Кибела), то в более поздних пантеон всегда возглавляет бог (Древняя Греция – Зевс, Древний Рим – Юпитер).
5. Моногамная семья отличается от парной большей прочностью уз, которые нельзя расторгнуть по желанию (поскольку это требует передела собственности). Именно этот период связан с порабощением женщины в семье и обществе. В брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь.
Л. Морган полагал, что кровнородственная, пуналуальная и моногамная семьи – этапы, через которые проходят все народы. По его представлениям, род не мог состоять из семей, поскольку был экзогамной группой. Это означает, что сначала появляется материнский род и лишь потом возникают семейные отношения.
Наиболее известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу (1972), который, изучая архивы К. Маркса, обнаружил конспект книги Л. Моргана «Древнее общество». Опираясь на эту работу, он объединил представления Моргана о семье с собственными мыслями о частной собственности. На основе анализа литературы, имеющейся к началу XIX века, Ф. Энгельс делает вывод о том, что в истории развития семьи существовал период времени, который он назвал групповым браком, когда социум не регламентировал отношения между мужчиной и женщиной.
По мнению Ф. Энгельса (1972), семья появляется как результат возникновения частной собственности, которую необходимо передать именно потомку, опираясь на родословную по отцовской, а не по материнской линии. Он полагал, что в истории важнейшим аспектом изменений в обществе является производство и сопроизводство жизни. Производство он рассматривал с двух сторон: и как производство средств производства, и как производство самого человека, то есть продолжение рода.
С этой позиции переход в будущем к бесклассовому обществу и отмена собственности должны были привести и к исчезновению семьи.
Моногамная семья связана с порабощением женщины в семье и обществе. Власть мужа над всеми домочадцами, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства – цель пожизненного единобрачия. Делая прогноз, Энгельс утверждал, что, если в будущем моногамная семья не сможет выполнять требования общества, трудно заранее предположить, какой характер она будет иметь на следующем этапе развития. Таким образом, именно Энгельс показал, что семья всегда соответствует обществу и меняется вслед за ним. С этой позиции нет смысла говорить о кризисе семьи, так как кризис семьи – всегда отражение кризиса в обществе.
Уточняя типы наследования имущества, французский социолог Ф. Ле-Пле (1897) выделил три типа семьи.
• Патриархальный тип – вариант семейной группы, в которой несколько поколений живут совместно. В подобную группу входят сыновья, создавшие собственные семьи, их дети. Однако власть и право управления имуществом принадлежат отцу, которые после его смерти передаются старшему сыну.
• Неустойчивый тип семьи связан с разделом родительского имущества между сыновьями в равных долях. Подобная ситуация вела к распылению накопленных богатств и часто предполагала борьбу сыновей за всю долю родительского имущества.
• Устойчивый (коренной) тип семьи состоит в том, что недвижимое имущество достается только старшему сыну, что позволяет сохранять богатство как единое целое. Именно такой тип отношений описан в сказке о Коте в сапогах: старшему сыну досталось недвижимое имущество (мельница), среднему – движимое (осел), а младшему – кот. Третий сын в русских сказках, как правило, является дураком. Это вполне можно объяснить тем, что его никто не учил (поскольку он все равно не получал никакого имущества), а старшие сыновья должны были (вне зависимости от желания) освоить профессию отца и продолжить его занятие.
Попытку описать семью с точки зрения изменения ее функций с течением времени впервые предпринял Э. Дюркгейм (1995). Он подчеркивал, что современная ему семья продолжает меняться, в частности детей в семьях становится меньше, ослабевает хозяйственная функция семьи, но все чаще люди вступают в брак добровольно на основе возникающих между ними чувств.
Своего рода психологическую или философскую концепцию происхождения семьи создает А. Шопенгауэр. «Мировая воля» или неосознанное хотение заставляет соединиться мужчину и женщину, чтобы воспроизвести самое себя. Мужчины и женщины, влюбляясь, полагают, что делают осознанный выбор, тогда как это – лишь желание рода быть всегда. Каждый человек собственным выбором партнера сохраняет свой родовой тип. Выбор партнера не осознается, но его последствия ощущаются на осознанном уровне. Эту идею в дальнейшем будет использовать З. Фрейд. В то же время А. Шопенгауэр полагал, что семья должна иметь несколько иную структуру, чтобы быть максимально устойчивой. Двое мужчин должны объединяться в пару и жить с одной женщиной в рамках одной семьи. Такую форму теоретически созданной им модели семьи он назвал тетрогамией. В подобном тройственном союзе его представители должны жить до тех пор, пока женщина может рожать здоровое потомство.
Попытку с помощью психоанализа объяснить различное наказание за убийство отцом ребенка и ребенком отца, экзогамию, а также запрет инцеста была проведена З. Фрейдом (2005). В основу гипотезы он положил два факта: влияние на поведение человека бессознательных страхов и данные антропологов о том, что первобытная семья представляла собой циклопическую семью с одним самцом и самками с детенышами. Из такой семьи подрастающие сыновья изгонялись. Он предположил, что сыновья такого самца сговорились, убили отца, чтобы завладеть его самками. Однако позднее их охватил страх мести духа отца, и они условились о запрете как на убийство отца, так и на инцест. Это предположение не подтверждается реальными фактами и имеет лишь историческое значение.
Семью в исторической перспективе можно рассматривать и с точки зрения типологии отношений в ней. В семье есть три типа отношений: отношения порождения (родители – дети), отношения кровного родства (сиблинги – одно слово для обозначения сыновей и дочерей), отношения свойства (муж – жена).
Исходя из типов отношений С. И. Голод (1998) конструирует три идеальных исторических типа семьи:
• патриархальный (или традиционный);
• детоцентристский (или современный);
• супружеский (или постсовременный).
Такая классификация подчеркивает изменение внимания к тем или иным отношениям на протяжении исторического периода. Отказ от сватовства (когда родители подбирали молодым пары) и появление избирательности в предбрачный период предопределило возникновение новой семейной стратегии – супружеской. В этом случае общение супругов не ограничивается ритуализированным набором безличных отношений, свойственных патриархальной семье. Кроме физической интимности есть потребность в душевной близости. При этом появляется ряд тесно связанных между собой приспособительных отношений, каждое из которых в большей или меньшей (но непременно в значимой) степени оказывает воздействие на стабильность индивидуальной семьи.
Одна из распространенных классификаций брачности – подразделение семьи на европейский и азиатский типы.
В XVI веке в европейских странах начинает проявляться тенденция к повышению брачного возраста. Исследователь этой тенденции английский демограф Дж. Хаджнал (1979) назвал новый тип брачности европейским. Его характерными чертами являются поздний возраст вступления в брак и высокий уровень безбрачия. Имеющиеся данные о населении Европы в XVI–XVII веках свидетельствуют о том, что средний возраст вступающих в брак женщин составлял 25 лет, а мужчин – 28 лет. Эта тенденция существовала до начала XX века, то есть практически 400 лет. Сопоставляя данные разных источников, Дж. Хаджнал установил, что европейский тип брачности был характерен для государств, расположенных западнее воображаемой линии Санкт-Петербург – Триест в Европе, и для стран Северной Америки, то есть для США и Канады.
Таким образом, данный тип брачности свойственен большинству европейских стран, за исключением Болгарии, России и Сербии. Промежуточное положение занимали Венгрия и Греция. Господствующий в Европе тип брачности был тесно связан с особенностями социально-экономического развития этих территорий, а также со спецификой протестантской этики. При европейском типе брачности с момента наступления зрелости до заключения брака проходит достаточно длительный период времени. Так, в возрасте от 20 до 30 лет человек может работать с максимальным напряжением. Он здоров и не обременен заботой о детях. Это наиболее благоприятный период, когда есть возможность делать денежные накопления и карьеру. Следовательно, поздний брак способствует росту материального благосостояния, и люди вступали в брак в более зрелом возрасте, поскольку необходимым условием бракосочетания было достижение определенного жизненного стандарта.
Вот характерные черты европейского типа брачности (Хаджнал, 1979. С. 16):
• относительно более поздний возраст вступления в брак – для мужчин 28–39 лет, для женщин – 21–29 лет, что объясняется потребностью создать материальную базу семьи;
• относительно большая доля лиц, никогда не вступавших в брак к 50 годам: для мужчин – 9–15 %, для женщин – 11–18 %;
• меньшее количество детей (в среднем пять-семь), рождаемых с большими интервалами (два-четыре года) за весь репродуктивный период, что объясняется существенным снижением детской и младенческой смертности у обеспеченных слоев населения.
Азиатский тип брачности, сохранившийся в России, обусловлен преобладанием крестьян среди населения и принадлежностью семьи общине. В этом случае отец мог при жизни не выделять наделы сыновьям. Это вело к тому, что браки заключались рано, но не нуклеарная семья решала свои проблемы, а глава патриархальной семьи или его жена.
В Советском Союзе при нерешенности жилищной проблемы новая семья также продолжала жить на территории родительской, но уже не из-за желания патриарха не давать наделы детям, а в силу отсутствия возможности для новой семьи обзавестись собственным жильем. В этом случае не родители, а бабушки и дедушки обеспечивали экономический уровень семьи и воспитывали детей.
Исторические иллюстрации семейных групп
Дохристианские отношения в браке
Практически невозможно составить последовательное историческое описание семьи из-за неравномерности ее описания в различные исторические эпохи в разных странах. Во многих случаях данных о быте людей в конкретный период времени недостаточно. Письменные источники с древности были предназначены не для описания повседневной жизни людей, а для фиксации важных государственных событий или для хозяйственных нужд. Именно поэтому многие доступные описания следует воспринимать как иллюстративные.
Как бы ни были разнообразны теоретические представления о происхождении семьи, реальные примеры не вписываются в них. Для изучения студентами предлагаются исторические свидетельства, характеризующие семью на разных этапах ее развития. Выбранные примеры не охватывают всю историю земного шара (для этого потребовалось бы многотомное издание). Они позволяют лишь проанализировать с психологической точки зрения отношение к семье в рамках европейской традиции. Это именно та семья, с которой с большой вероятностью будет работать психолог в нашей стране.
Первые сведения о семьях, создаваемых в ранних цивилизациях, мы получаем из сохранившихся документов. Важнейшим подобным источником являются законы шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 годы до н. э.). Эти законы были найдены в 1901 году французской археологической экспедицией под руководством Ж. де Моргана при раскопках в Сузах – столице Эламского царства, восточного соседа Вавилонии. Некогда эламский царь вывез в качестве трофея в Сузы стелу с начертанными на ней законами. Базальтовая стела оказалось разбитой на три части.
Законы Хаммурапи в древности много раз переписывались на глиняных табличках, что позволило ученым восстановить все тексты (Сборник, 1996).
Система законов Хаммурапи представлена в таком виде:
• суд (ст. 1–5);
• собственность (ст. 6–124);
• брак и семья (ст. 126–195);
• преступления против личности (ст. 196–214);
• договоры найма (ст. 215–282).
Вот некоторые пункты законов Хаммурапи, которые, судя по всему, существовали достаточно долго и были приняты не только в Вавилоне.
§ 128. Если человек возьмет жену и не заключит (письменного) договора, то эта женщина – не жена.
§ 129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, (то) должно их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь своего раба.
§ 130. Если человек изнасилует жену человека, не познавшую мужчину и жившую в доме своего отца, и возляжет на ее лоно, а его схватят, (то) этого человека должно убить; эта женщина останется свободной (от ответственности).
§ 131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, (то) она должна произнести клятву богам и может вернуться в свой дом.
§ 137. Если человек вознамерится покинуть наложницу, родившую ему детей, или бесплодную (женщину), (то) должно вернуть этой женщине ее приданое, а также дать ей отрезок поля, сада и (движимого) имущества, чтобы она могла вырастить своих детей. Когда она вырастит детей, должно выдать ей из всего данного ее детям долю, подобную (доле) одного (сына) – наследника, и затем ее может взять замуж любимый ею муж.
Этот текст, как представляется, нужно понимать следующим образом. Если жена бесплодна, она должна найти мужу наложницу, чтобы у того остались наследники. Следует отметить, что эти законы противоречат представлению об инфантициде в древности. Дети представляли собой богатство. Они были хранителями имущества, которое нарабатывала семья. Многие законы регламентируют, каким образом жена предоставляет наложницу и как наложница должна вести себя.
§ 150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом и (или?) (движимое) имущество и выдаст ей документ с печатью, (то) после (смерти) ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего (по суду); мать может отдать то, что (будет) после нее, своему сыну, которого любит; брату она не должна отдавать.
§ 153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, (то) эту женщину должно посадить на кол.
Весьма жестокое наказание ожидало и мужчину, который будет схвачен за сексуальные домогательства к дочери или жене своего сына. Законы предполагали наказание за любые сексуальные отношения между отчимом и дочерью или мачехой и сыном.
§ 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, (достаточный) для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если (же) он совершил тяжкий грех во второй раз, (то) отец может лишить своего сына наследства.
§ 170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей, (и) отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: «Мои дети», причислит их к детям супруги, (то) после того как отец уйдет к судьбе (то есть умрет), дети супруги и дети рабыни должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын супруги, при разделе должен выбрать и взять (свою часть первым).
§ 185. Если человек усыновит малолетнего, (находившегося) в пренебрежении, и вырастит его, (то) этот воспитанник не может быть потребован (обратно по суду).
§ 186. Если человек усыновит малолетнего и, (лишь) когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, (то) этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
§ 188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, (то) он не может быть потребован (обратно по суду).
§ 194. Если человек отдаст своего ребенка кормилице и этот ребенок умрет в руках кормилицы, а кормилица без (ведома) его отца и его матери подменит (его) другим ребенком, (то) ее должно изобличить и за то, что она без (ведома) его отца и его матери подменила его другим ребенком, должно отрезать ей груди.
§ 195. Если сын ударит своего отца, (то) ему должно отрезать пальцы.
§ 209. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, (то) он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра.
§ 210. Если эта женщина умрет, (то) должно убить его дочь (Сборник, 1996).
Данный пример свидетельствует, что в те времена законом защищались права ребенка, а также существовало приемное родительство. Известны правила, охранявшие нуклеарную семью от произвола главы большой семьи. Безусловно, существование законов не означало их точного исполнения. Однако это указывает на наличие у общества потребности защищать детей.
В Древнем Египте, как и в других государствах того периода, основания для заключения брака могли быть различными. Особенностью египетского общества было то, что перед браком разрешался «год кормления» – пробный брак. Молодые могли попробовать жить вместе, но если их отношения не складывались, то брак не продлевался или расторгался согласно договору (Эрман, 2008).
Плутарх рассказывал о женщинах Египта, что они ходят на рынки и торгуют, а мужчины сидят дома за ткацким станком; женщины носят грузы на плече, а мужчины – на голове; сыновья не обязаны обеспечивать своих родителей, а дочери – должны (Плутарх, 1994).
Источники свидетельствуют, что мужчины посвящали возлюбленным стихи, также найдены папирусы, в которых вдовцы оплакивали умерших супруг. Все это говорит о том, что на фоне хозяйственных дел египетским семьям были известны любовь, верность, теплота человеческих отношений.
У египтян была принята моногамия, хотя в некоторых случаях фараоны имели нескольких жен, что определялось политическими целями (в этом отношении можно упомянуть Рамзеса II).
Еще одной особенностью египетского общества была возможность сочетаться браком с ближайшим родственником, чтобы сохранить имущество или престол. Так, царица Клеопатра сначала была женой своего старшего брата, потом – младшего.
Возможно, это обусловлено тем, что ведение родословной и наследование в Египте происходило по женской линии, поскольку здесь можно точно быть уверенным в происхождении ребенка. Даже фараон не мог быть уверенным в том, что дети его жены – его дети. Поэтому, пытаясь сохранить трон для потомков, они предпочитали вступать в брак с сестрами (Эрман, 2008). Науке не известны документы, связанные с расторжением брака в те времена.
О древнеиудейских браках нам известно из Ветхого Завета. Весьма важными пунктами в выборе жены или мужа были хозяйственные нужды и тип родства. Как и в Египте, браки часто заключались между двоюродными братьями и сестрами, чтобы сохранить семейное имущество. Высоко ценилась девственность, поскольку она могла быть подтверждением того, что все потомство будет принадлежать супругу. При этом каралось кровосмешение. Смертность была достаточно высока, а потому, чтобы вдовы могли выжить и воспитывать детей, их должны были брать в жены братья или родственники мужа. Этот обычай иллюстрируется историями Иуды и Ира (Бытие XXXVIII), а также Руфи и Вооза (Руфь IV). Целью данного обычая было, очевидно, продолжение рода умершего. В случае отказа родственников мужа это сделать вдова могла пожаловаться старейшинам, что приводило к суровым санкциям в отношении обидчиков.
Вместе с тем женщина описывается как существо второго сорта, поскольку из-за нее человек был изгнан из рая. Ее низким происхождением объяснялось греховность всего рода человеческого.
Похожие законы были и у хеттов, еще одной древней цивилизации. Обнаруженные источники свидетельствуют о патриархальном характере семьи, хотя по некоторым признакам женщина занимала все же более высокое положение, чем в Иудее. Считается, что большая свобода женщин у хеттов унаследована от народа, жившего ранее, – ликийцев. Девушка могла выйти замуж без согласия родителей, хотя оно и было желательным. Если мужчина убивал мальчика из другой семьи, он отдавал собственного сына. Была важна не личность ребенка, а сам ребенок как некоторый вклад в будущее семьи. Как и во всем мире того времени, мужчина отдает дочь, а жених ее берет и затем владеет ею (Генри, 1987).
Подобно вавилонским обычаям, женитьба начиналась с подарка, который жених делал невесте. Подарок был скорее символическим, поэтому брак такого рода нельзя называть покупным. От своего отца невеста получала приданое. Последующий отказ жениха или семьи невесты от брака расценивался как невыполнение договора. Виновная сторона наказывалась: жених лишался своего подарка, а семья невесты выплачивала жениху двух- или трехкратную компенсацию. Жена могла остаться в доме своего отца и не переходить в семью мужа (такая же традиция отмечена у ассирийцев), но было возможно и отдельное проживание молодой семьи.
В других цивилизациях этого и более позднего времени браки между близкими родственниками также запрещались. В случае смерти мужа вдова выходила замуж за его брата или другого родственника по мужской линии. У хеттов брак между братом и сестрой не был запрещен. Например, царь Арнуванда I был женат на своей сестре (Генри, 1987).
Древняя Греция и Иудея были исторически близкими государствами, но отношение к семье в них значительно отличалось, что связывается с существенным изменением восприятия личности (правда, пока только гражданина и мужчины, но не женщины). В самой Греции устройство семьи не было единообразным и отражало особенности законодательной и социальной системы соответствующего полиса (города-государства).
Спарта известна как город воинственных дорийцев, в котором из мужчины воспитывали воина. Такому воспитанию подчинялась и жизнь семьи. Даже женившись, спартанец продолжал до 30 лет жить в солдатской казарме. Встретиться с женой он мог поздно ночью, хотя утром его ждал ранний подъем в казармах. Вплоть до 60 лет мужчина продолжал обедать в казарме, а не дома. Обоснованием такого устройства общественных и семейных отношений было представление о том, что частые встречи с женой ухудшают боевой дух спартанца (Марру, 1998).
Поскольку мужья слишком много времени проводили вне семьи, женщины Спарты пользовались достаточно большой свободой. Они могли зачать детей не от мужа, и муж мог иметь детей вне семьи. Это приводило к рождению достаточного числа детей для воспроизводства жителей города. Более того, богатым спартанкам разрешалось иметь нескольких мужей, при этом в обязанность входило следить за хозяйством всех. Так как заключение брака сопровождалось объединением имущества, женщина могла приобрести достаточно большие земли и материальные блага, что опять-таки увеличивало вероятность выживания ее детей за счет лучшего питания и воспитания (Джеймс, 1985).
Афины не были столь воинственны. Афинские женщины, как и женщины других цивилизаций того времени, зависели от мужей или отцов во всех отношениях. Если в Спарте хозяйственная функция возлагалась на женщину, то в Афинах эта ноша полностью лежала на плечах мужчин, что способствовало сохранению имущества в кругу одной семьи. Если спартанская женщина была достаточно свободна в сексуальных действиях, то по афинским законам муж мог убить жену, обнаружив измену. Женщины поддерживали порядок в доме и ухаживали за детьми. Они практически не выходили из дома и бо́льшую часть времени проводили в женских покоях – гинекее (Джеймс, 1985).
Согласно римским обычаям, жена после брака становилась частью имущества мужа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Законы Рима запрещали браки между родственниками до четвертого колена, то есть между дядьями и тетками, племянниками и племянницами, но разрешали браки между двоюродными братьями и сестрами.
Итак, источники свидетельствуют, что дети представляли значительную ценность, а потому, если явление инфантицида и существовало, то оно было неярко выражено и не имело широкой распространенности.
Брак и христианство
Анализ взаимоотношений богов древнегреческой и древнеримской мифологии свидетельствует об относительно равноправном положении мужчин и женщин в обществе, создавшем этих богов. В пантеоне, и греческом и римском, главный бог имеет решающее слово, но остальные боги, в том числе женского пола, обладают существенной самостоятельностью, что в значительной мере отличается от христианства, закрепившего патриархат в семье. Однако само христианство не создало новый тип брака, выбрав один из вариантов семейных отношений и сделав его обязательным для всех.
Распространение христианства связано с изменением отношений внутри семьи. Муж в церковном браке нес всю ответственность за семью. Широкая сфера обязанностей предполагала и широкую сферу прав: он управлял не только хозяйственной стороной жизни семьи, но и поведением всех ее членов, полностью находившихся в его подчинении. Закрепилось и распределение обязанностей между членами семьи. Так, жена отвечала за состояние дел внутри семьи, она выполняла домашнюю работу и воспитывала детей. Дети обязаны были беспрекословно подчиняться родителям.
Только в раннем христианстве до момента превращения его в государственную религию браки были частным делом тех людей, которые создавали семьи. Постепенно церковь полностью подчинила себе институт брака. Однако это было связано не с духовной, а с материальной стороной взаимодействия церкви и общества: заключение брака должно быть оплачено, и эта плата вносилась в пользу церкви. Именно поэтому в 398 году Карфанесским собором было принято решение, в соответствии с которым после брака новобрачная должна хранить девственность три дня и три ночи. Это время требовалось, чтобы уладить некоторые формальности: вступать в половые отношения супруги могли только после уплаты особого церковного сбора.
Полигамные браки были запрещены, а для этого церковники должны были объяснить, почему патриархи Ветхого Завета имели много жен, тогда как современные мужчины должны ограничиваться одной. Такое объяснение нашлось: от патриархов требовалось восполнить народонаселение, погибшее при наводнении, организованном Богом.
Армянская церковь первой признала необходимость церковного обряда для легитимизации брака. Это подтверждает канон 7 Шахапиванского собора 444 года. Однако Европе потребовалось больше времени. Так, в Византийской империи вплоть до предписания Алексея I Комнина в 1092 году заключение брака регулировалось нормами римского права. По этому праву письменный договор при заключении брака требовался только для высших сословий. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось с некоторой целью, требовавшей документального подтверждения: для продолжения рода, для объединения имущества, для укрепления политических союзов. Специальные юридические церемонии для фиксации брака отсутствовали. Достаточно было обоюдного согласия, после чего жену отводили в дом мужа.
Святой Августин в IV веке н. э. ввел понятие греха, под которым понималось переживание сексуального удовольствия во время полового акта. Сексуальное взаимодействие мужчины и женщины признавалось необходимым только для деторождения, поэтому появились новые понятия «супружеские обязанности» или «отправление супружеского долга». Они обозначали нейтральное поведение (то есть отсутствие эмоций, но осознание необходимости подобного поведения) мужчины и женщины по поводу деторождения. Даже супружеские пары церковь призывала отказываться от интимной жизни ради целомудрия. Женщина, как и в иудаизме, из которого возникло христианство, рассматривалась как более низкое существо, легко поддающееся влиянию дьявола. Именно поэтому мужчина должен был контролировать ее действия. Подобные представления сохранялись на протяжении всего периода Средневековья (с конца V века н. э. после падения Западной Римской империи в 476 году).
Идеи Августина, насаждавшиеся церковью, не имели поддержки у обычных верующих. Германские племена, расселившиеся в Европе, отказывались подчиняться строгим церковным правилам. Например, церковь не поощряла браки между родственниками. Однако с их помощью можно было сохранить имущество в рамках одной семьи. Франкский король Хлотарь I женился на вдове своего брата, а потом на ее сестре. Другой франкский король Меровей женился на вдове своего дяди. Подобным образом поступали многие правители. Однако в 596 году Хильдеберт II издал закон, предусматривавший смертную казнь для человека, женившегося на вдове своего отца, сестре своей жены, или для вдовы, вышедшей замуж за брата покойного мужа. Хлотарь II (584–629), дед которого женился на сестре своей еще здравствующей жены, назначил наказание в виде смертной казни для знатного человека, женившегося на собственной мачехе. В 506 году собор, проведенный в Агде, запретил браки между двоюродными братьями и сестрами и даже их детьми, то есть троюродными братьями и сестрами.
Однако требования соборов не выполнялись. Короли и их ближайшее окружение VI–VII веков имели наложниц, содержали несколько жен или разводились с одной женой, чтобы взять в жены другую, не прибегая к каким-либо формальностям. Иметь наложницу до брака было обычным делом для молодого человека. Когда в возрасте 15 лет Хильдеберт II женился, у него уже имелись наложница и сын от нее. Хлодвиг II взял в наложницы рабыню-англичанку Балтхильд, когда ему еще не исполнилось 15 лет, и позднее женился на ней (Гис Ф., Гис Дж., 2002).
Хлотарь I имел, по свидетельствам разных источников, от двух до четырех жен одновременно. Его сын Хариберт развелся с женой и женился сначала на ее фрейлине, потом на дочери пастуха и затем на сестре второй жены. За это парижский епископ святой Герман отлучил его от церкви.
Обычно для брака требовалось разрешение родителей, согласие молодоженов могло декларироваться. Но это не значит, что им кто-то интересовался, поскольку с помощью брака в основном решали имущественные вопросы. В Лангобардской правде, своде законов VII века н. э., говорится о том, что мужа для девушки без ее согласия мог выбрать отец или брат.
На втором Орлеанском синоде (541 год) было оговорено, что никто не должен жениться на девушке вопреки воле ее родителей под страхом отлучения от церкви. Однако молодые могли обойти согласие родителей путем похищения невесты. В дальнейшем мир в новой семье восстанавливался за счет подарков, преподнесенных родителям и невесте.
В разных местах Европы эта проблема разрешалась различными способами, вплоть до того, что укравший невесту человек приговаривался к смертной казни.
Сама процедура заключения брака у германцев предполагала обручение, соглашение об условиях брака и свадебного празднества. Жених обязательно дарил подарки как родителям невесты, так и ей самой. В частности, в то время уже было принято дарить кольца.
Позднее, в VII веке, часть подарка преподносилась невесте на утро за то, что она лишалась невинности. Зачастую подарком выступал земельный надел. Приданое невесты состояло из постельного белья и предметов домашнего обихода, необходимых в быту. Его размер зависел от состоятельности семьи невесты (Гис Ф., Гис Дж., 2002).
Предписание Льва VI Мудрого 895 года было довольно жестким: свободные люди могли заключать брак только с церковного благословения. Однако оно не всегда выполнялось. Только в конце XIII – начале XIV века при императоре Андронике II Палеологе и патриархе Афанасии I все браки стали заключаться с обязательного разрешения приходского священника.
Конец ознакомительного фрагмента.