Введение
Большая часть всего, что написано о раннем развитии ребенка, посвящена либо уходу за младенцем, либо вырабатыванию тех или иных умений у дошкольника в возрасте от двух до пяти лет. Моя предыдущая книга «Коммуникабельный ребенок» относится к первой категории и рассказывает о ранних коммуникативных умениях ребенка в возрасте от рождения до трех-четырех месяцев, а также о разных аспектах жизни малыша – кормлении, сне, плаче и т. д. Родители и медики отзывались об этой книге положительно, однако меня часто спрашивали, почему я не пошла дальше. Как оказалось, людям нужны знания о следующей ступени детского развития, и потому я написала новую книгу. Она не заменяет предыдущей, поскольку советы относительно того, как понимать сигналы, подаваемые младенцем, в большинстве своем здесь не дублируются. Читателям предлагается более широкий взгляд на психологическое развитие ребенка до двух лет, и показано, как общественные отношения могут ему способствовать.
В первые два года жизни мозг ребенка стремительно развивается, и малыш особенно восприимчив к социальной среде. Он быстро продвигается вперед, и это касается, в частности, того, как он понимает окружающих, как формируются его познавательные способности, как он овладевает языком, как осваивает приемы эмоционального и поведенческого самоконтроля. Именно в этот период у ребенка зарождается чувство привязанности к тем, кто о нем заботится. Во всех перечисленных сферах развитие малыша во многом определяется природой его отношений с окружающими. Первые два года жизни – важнейший этап, определяющий последующее развитие человека в этих направлениях.
Рекомендации, приводимые в книге, научно обоснованы и сопровождаются ссылками на наиболее показательные исследования. При этом от стандартного учебника она отличается тем, что научные данные дополняются большим количеством материала, полученного в ходе наблюдений за конкретными малышами – как в повседневной жизни, так и в процессе экспериментов. Надеюсь, что таким образом мне удалось сделать результаты работы ученых более доступными для родителей, врачей и других специалистов, работающих с маленькими детьми, а также для студентов, интересующихся исследовательской деятельностью в этой области.
Многое из того, что мы делаем, контактируя с нашими детьми, не осознается нами или кажется нам случайным и неважным. Но, научившись лучше понимать малышей благодаря научным экспериментам и подкрепив полученную информацию пристальным наблюдением над тем, как дети общаются со своими родителями, мы видим, что действия, совершаемые интуитивно, зачастую являются сложными сигналами, идеально приспособленными для детского восприятия и направленными на активизацию развития ребенка.
На основании таких наблюдений может возникнуть вопрос: если, опираясь главным образом на простую интуицию, мы уже помогаем малышу развиваться, в чем же польза книг, пошагово разъясняющих, что необходимо делать? Такие исследования ценны по трем причинам. Во-первых, в самом процессе познания удивительных способностей маленького ребенка есть нечто завораживающее. Например, когда мы выясняем, что малыш, который, казалось бы, просто дурачится, в действительности совершает важное открытие, наше общение с ним становится еще более продуктивным и приятным. Научившись лучше понимать кроху и осознав, что его действия имеют определенный смысл и определенную логику, мы начинаем по-настоящему уважать его. Оказывается, малыши не примитивны и не пассивны. Они активно и плодотворно работают над собственным развитием.
Во-вторых, изучение детской психологии внушает родителям доверие к собственной интуиции, помогает понять, что их непроизвольные действия зачастую имеют для ребенка большое значение. Многие образованные люди чересчур критично относятся к своим естественным побуждениям. Например, они нередко стесняются сюсюкать с малышом, однако могут побороть стеснение, если поймут, что такое речевое поведение идеально подходит для детского восприятия и помогает ребенку в освоении языка. Подобные факты доказывают значимость того, что день ото дня делают родители и что порой недооценивается обществом.
Наконец, знание – сила: все родители, точно так же, как врачи-консультанты и другие специалисты, работающие с детьми, порой сталкиваются с проблемным поведением малышей, и преодолеть эти трудности помогают выводы, сделанные в результате масштабных исследований детского развития. И даже если трудностей не возникает, чем больше мы знаем о развитии своего ребенка, тем с большей вероятностью будем действовать правильно.
Одно из важнейших заключений, к которому пришли ученые, сводится к тому, что прежние взгляды на воспитание необходимо скорректировать. На протяжении последних 40 лет одним из важнейших качеств хорошего родителя считалась восприимчивость. При том что ни один человек не назовет себя глухим к нуждам собственного ребенка, это слово (как и слово «любовь») слишком широко по своему значению, и потому употреблять его следует ограниченно. В последнее время психологи все чаще и чаще отмечают, что различные типы родительской отзывчивости (каждый из которых можно назвать «восприимчивостью») соответствуют различным результатам развития ребенка или, как принято говорить, специфичны в отношении этих результатов. Как правило, воспитатель, чуткий к познавательным нуждам малыша, чуток и в других аспектах, однако так бывает не всегда. Иногда мамы и папы, которые хорошо справляются с когнитивным стимулированием (дают ребенку игрушки-головоломки, умеют заинтересовать его книжкой с картинками), теряются, сталкиваясь с бурными проявлениями характера, и наоборот. Неровные успехи в разных аспектах воспитания могут демонстрировать многие взрослые, однако в первую очередь такая вариативность свойственна родителям, страдающим депрессией или повышенной тревожностью. Поэтому лучше различать отдельные области детского психологического развития и стили родительского поведения, стимулирующие их. Несмотря на то что способности ребенка развиваются взаимосвязанно, в этой книге они рассматриваются в соответствии с делением на основные сферы.
Первая глава посвящена главной теме этой книги, то есть социальному развитию малыша, поскольку именно социальные связи образуют ту среду, в которой формируются едва ли не все остальные навыки. В течение первых двух лет жизни отношение ребенка к своему окружению претерпевает кардинальные изменения: если новорожденный просто проявляет неопределенный интерес к человеческим лицам, то двухлетний малыш уже способен взаимодействовать с другими людьми и понимать, что чьи-то ощущения могут отличаться от его собственных.
Во второй главе рассматривается аспект, играющий ключевую роль в развитии ребенка, – возникновение у малыша привязанности, что влияет на формирование чувства защищенности. Несмотря на то что первостепенное значение для крохи имеет взаимная привязанность как основа взаимоотношений с родителями, чувства, которые он испытывает к другим воспитателям, также важны. Мамы и папы детей, посещающих ясли, иногда беспокоятся о том, как повлияет на малыша общение с педагогами. В этой книге представлены результаты исследований, посвященных работе дошкольных учреждений. Подробно рассматриваются вопросы взаимоотношений воспитателей и их подопечных.
В третьей главе рассказывается об одной из самых сложных задач, встающих перед ребенком в процессе развития, – о вырабатывании способности преодолевать неприятные состояния и эмоции и обучении самоконтролю. Родители помогают малышам в развитии навыков саморегуляции и самоконтроля, удовлетворяя их потребность во взаимном чувстве привязанности, однако трудности с эмоциональным и физическим равновесием могут возникать у ребенка и в контексте других ситуаций. От того, насколько успешно эти трудности разрешаются, зависит, не возникнут ли у ребенка проблемы экстернализации (например, проявления агрессии) или интернализации (заторможенность поведения, чрезмерная застенчивость и т. д.). В сфере саморегулирования и самоконтроля особенно заметную роль играют индивидуальные особенности ребенка (такие как восприимчивость к стимулированию и сила реакции), которые не могут не учитываться родителями. Вероятно, именно в этой области детского развития двунаправленность взаимосвязи «ребенок – воспитатель» проявляется наиболее ярко, как ни в какой другой.
Последняя глава посвящена когнитивному развитию малыша. Под когнитивными подразумеваются навыки, имеющие отношение к вниманию, обучению, освоению языка, рассуждению. Все они относятся к сфере интеллектуальных возможностей, однако, что примечательно, вырабатываются у маленьких детей посредством развития физических (или моторных) навыков, таких как умение передвигаться в пространстве, дотягиваться до предметов, удерживать их в руках и т. п. Малыши сами себя развивают, неустанно практикуясь в этих навыках. Однако в когнитивной сфере, как и во всех других, немалую роль играет способность родителей поддержать инициативу ребенка, ускорив тем самым прогресс. Есть множество способов помочь малышу, включающих определенные формы игры, но наибольшим развивающим потенциалом обладает регулярное совместное чтение. Это чрезвычайно полезно для языкового развития детей и даже позволяет им овладеть начатками грамотности. К сожалению, некоторые малыши (особенно в странах с низким уровнем доходов населения) не имеют возможности читать с родителями книжки, и потому одна из целей этого издания состоит в том, чтобы часть прибыли от продаж направить моим коллегам из Кайелича, городка в Южной Африке, где мы реализуем программу распространения книг для самых маленьких.
Развитие малыша и его общение с родителями – тема поистине неисчерпаемая. Даже при простом подсчете ссылок со словосочетанием «взаимоотношения матери и ребенка» в журналах по психологии за последние 15 лет мы найдем около 1000 опубликованных статей на эту тему. Она настолько широка, что осветить все ее аспекты в одной книге невозможно. Вероятно, читателя удивит отсутствие упоминаний о гендерной специфике развития ребенка. Этот момент, безусловно, важен, однако индивидуальные различия между маленькими детьми одного пола, как правило, гораздо существеннее различий между «среднестатистической» девочкой и «среднестатистическим» мальчиком, поэтому я предпочла сосредоточиться на данных о конкретных малышах вне зависимости от их половой принадлежности. В том, что касается изучения связей ребенка с окружающими, мне также пришлось ограничить себя: в моей работе затронуты некоторые аспекты общения малыша со сверстниками (в семье и в дошкольном учреждении), однако акцент делается именно на его отношениях с родителями и педагогами. Наконец, скорее в силу недостаточности данных, нежели по причине моего собственного выбора, в книге относительно мало говорится о влиянии культурной среды на развитие ребенка. К сожалению, мы, исследователи, работаем преимущественно с теми группами людей, которые для нас наиболее доступны. Подсчитано, что более 95 % информации, которую мы получаем из психологических журналов, основано на результатах исследований, проводимых в индустриально развитых демократических странах Запада, население которых составляет лишь небольшую часть населения Земли и не может представлять все человечество. В настоящее время делаются лишь первые шаги на пути устранения этого дисбаланса.
Примечание. В своей книге, говоря о малышах, я для краткости использую местоимение мужского рода, поскольку выбор местоимения женского рода во многих случаях вызвал бы двусмысленность: слово «она» может относиться не только к ребенку, но и к матери, которую я упоминаю чаще, чем отца.