Вы здесь

Психология общения. Глава 3. Невербальная коммуникация (Е. И. Рогов, 2018)

Глава 3

Невербальная коммуникация

3.1. Общение без языка

Представьте, что бы вы делали, как общались с людьми, если бы попали в страну, язык которой вам неизвестен. Как вы попросите попить? Как сообщите, что голодны? Правильно, с помощью жестов.

Жест (от лат. gestus – движение тела) – определенное действие или движение человека, имеющее свое значение или смысл, т. е. являющееся знаком или символом. Язык жестов можно считать международным, так как он понятен и общедоступен. Это показал немецкий ученый Карл Леонхард, который в течение долгих лет собирал, изучал и описывал выразительные движения людей (пантомимику, мимику, жестикуляцию и т. д.). Первым такую мысль высказал Ч. Дарвин, но немецкий ученый доказал ее правильность систематическим описанием многих тысяч выразительных движений и фонации (звучаний типа междометий).




Ученые, говоря о происхождении человека, обязательно отмечают возникновение речи как средства абстрактного, символического, второсигнального общения.

Но до этого периода люди также каким-то образом общались и понимали друг друга. Посмотрите на животных. Ведь они прекрасно понимают друг друга при помощи звуков, поз, телодвижений, определенной демонстрации агрессии или страха. Более того, домашние животные понимают нашу мимику или жесты, наш общий тон (приветливый или недовольный), обращенный к ним. Но ведь и мы понимаем, в каком настроении наша собака или кошка, довольна ли она нашими действиями, хочет ли она общаться с нами.

Даже научившись свободно вести беседу на иностранном языке, вы преодолели только половину пути, что и выяснится, когда дело дойдет до освоения эффективных навыков общения. Тогда вам предстоит обнаружить, насколько важны познания в области невербального общения. В этом «немом» языке, иначе говоря, в действиях, которыми мы сопровождаем свою речь, очень много средств. Вы дотронулись до руки собеседника, отодвинулись или придвинулись к нему, ваше выражение лица, игра интонации, повышение или понижение голоса, пауза, движение всей рукой или только кистью – все имеет свой смысл. Даже ваш костюм и его цвет могут иметь совершенно определенное значение.

Каждая культура, каждый народ пользуется своими жестами. В русской культуре представлено очень много жестов, значение которых даже мы не всегда помним. Так, например, бросать оземь шапку означает принятие отчаянного решения, так как публичное снятие шапки считалось тяжким позором. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества. Почесывание затылка связано с озадаченностью, попыткой с помощью магии вызвать на помощь пращура, гения рода. Рвать на груди рубаху – не что иное, как демонстрация своей принадлежности к православной вере: показывая нательный крест и готовность пострадать за правду.

Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20–40 % информации. Остальная коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Профессор Бердвиссл показал, что в среднем человек говорит словами в течение 10–11 мин в день, а каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. Благодаря невербальной коммуникации мы можем считывать информацию прямо со своего собеседника, как с экрана, на котором идет немой фильм.

Не говоря ни слова, мы понимаем, в каких случаях следует прибегнуть к рукопожатию, а в каких воздержаться; кому приветливо улыбнуться, а к кому повернуться спиной; мы можем определить эмоциональное состояние человека, правду или ложность его высказываний и пр.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения.

Визуальные (от лат. visualis – зрительный) – все, что мы видим в собеседнике по ходу его речи:

• кинесика: движения рук, головы, ног, туловища, походка;

• выражение лица, выражение глаз;

• позы, осанка, положение головы;

• направление взгляда, визуальные контакты;

• кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

• проксемика (пространственная и временная организация общения): расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

• вспомогательные средства общения: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы);

• средства преобразования природного телосложения: одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы-борода, мелкие, предметы в руках.

Акустические (т. е. звуковые, слуховые):

• паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука;

• экстралингвистические: речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье.

Тактильные (от лат. tangere – касаться) – относящийся к органам осязания:

• такесика: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Ольфакторные (от лат. olfactorius – благовонный, душистый) обонятельный, относящийся к области восприятия запахов, т. е. относящиеся к запаху или чувству обоняния:

• приятные и неприятные запахи окружающей среды;

• естественный и искусственный запахи человека.

Основными задачами невербального общения можно считать следующие:

• создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;

• придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

• выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Когда говорят о невербальной коммуникации, то, прежде всего, подразумевают дополнительную информацию о человеке, которую дают нам внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка. Однако это только первая (но не единственная!) система знаков. В целом эта оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемые движения различных частей тела (рук – и тогда мы говорим о жестикуляции; тела – и тогда мы говорим о пантомимике; лица – и тогда мы имеем в виду мимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека и обычно выполняет функцию уточнения или замещения высказывания. Если вам что-то сильно надоело, то вы можете об этом просто сказать, а можете сопроводить высказывание, проведя ребром ладони по горлу (что означает «Ну очень сильно надоело!) или над головой («Выше крыши!», «Дальше так невозможно!»). Благодаря этому общение приобретает новые нюансы, становится богаче.

Во многих странах основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда людям грустно, тяжело, они печальны – они хмурятся, когда агрессивны – у них сердитый взгляд, голос. Кивание головой почти во всем мире обозначает согласие или утверждение.

Признанный знаток человеческого общения Аллан Пиз считает, что многие жесты имеют врожденную природу, так как они также используются глухими и слепыми.

Наблюдение за слепыми и глухими от рождения детьми показало, что они без всякого обучения и копирования извне могут улыбаться. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также универсальным. Когда ребенок насосался молока, он, отказываясь от соски, делает движение головой из стороны в сторону. Когда малыш наелся, он крутит головой из стороны в сторону, чтобы увильнуть от ложки, из которой родители кормят его. Тем самым он очень быстро приучается использовать покачивание головой для выражения своего несогласия и отрицательного отношения.




Особенность невербального поведения в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, «словесному» общению.

Может показаться, будто в нашем мозге есть предохранительный прибор, который «зашкаливает» каждый раз, как только он регистрирует неверные невербальные сигналы. Существуют, однако, случаи, когда невербальному общению обучают специально для достижения благоприятного впечатления. Особенно много внимания этому уделяют в театральных учебных заведениях. Каждая роль, каждый характерный герой должен отличаться своим невербальным поведением. То же самое можно сказать об имиджах политиков, рекламных красавиц и т. д.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Возьмите, например, конкурсы красоты «Мисс России» или «Мисс Вселенная», на которых каждая конкурсантка обучается таким движениям, которые излучают теплоту и искренность. Чем с большим мастерством участница конкурса может передавать эти сигналы, тем больше очков она получит от судей. Политические деятели нередко являются опытными специалистами в области невербального поведения. Репетируя свои будущие выступления перед зеркалом, они используют язык для того, чтобы добиться расположения своих избирателей и заставить их поверить своим речам. О тех политических деятелях, которые успешно это проделывают, говорят, что у них есть «божий дар».

Порой значение «несловесного» языка в общении и «разгадке» личности даже несколько переоценивается. По мнению писательницы М. Ганиной, «мгновенное запоминание движения» выражения лица, контакт взглядов, чтение позы – и ты о человеке знаешь, держишь в себе больше, чем после длинной беседы. Разговор, тон, слова – всегда маска, игра, дымовая завеса от смущения или от желания поразить. Движение – вот голая информация о том, что внутри».

А немецкий философ Шопенгауэр считал, что если мы хотим понять человека, то следует наблюдать его, так сказать, через замочную скважину, и при этом тогда, когда он находится в комнате один. Только наедине со своими мыслями у человека появляется именно то выражение, которое ему свойственно и которое, следовательно, выдает его действительное душевное состояние; только когда человек бывает самим собой, складки на его лице не подтянуты и видны во всей своей резкости. Если нам удается наблюдать человека, когда он бывает наедине с самим собою, то составленное о нем суждение подчас бывает довольно близко к истине.

Как только человек заговорит с кем-нибудь или узнает, что на него смотрят, – свойственное ему выражение улетучивается, складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, добрее, и лицо принимает соответствующее данному моменту выражение. Но даже опытные специалисты могут демонстрировать нужные движения только в течение короткого периода времени, поскольку вскоре организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям.

Иногда на выразительность невербального языка оказывает влияние наряд человека. Вспомните себя в новом и очень дорогом платье. Если одежда плохо сидит или тесна, то вы будете скованны в своих движениях. Хотя это достаточно редкие случаи, но их важно иметь в виду, чтобы лучше понять язык жестов.

Давайте попытаемся бегло взглянуть на кого-нибудь, можно даже на себя в зеркале, и оценить информацию, которую несут разные части нашего тела. Начнем, естественно, с лица, так как на него в первую очередь упал наш взгляд.

3.2. Мимика

Мимика, т. е. выразительные движения мышц лица, позволяет нам выражать самые разнообразные чувства и настроения.

Нам по музыке заданье:

Выражать переживанья.

Мы сидим, переживаем,

Все на лицах отражаем.

(Л. Фадеева)

Мимика помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Если человек говорит о радостном, приятном, добром, то и на лице у него будет выражена радость, если говорит о печальном или дурном, то у него будет соответствующее выражение лица.

Начиная разговор о мимике, имеет смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что «…каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми». Связь между невербальными сигналами, идущими от лица человека, и особенностями его поведения отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в портретных изображениях.

Большое количество фактов о невербальной информации, передаваемой нашим лицом, накоплено наукой физиогномикой (от греч. Physis – природа, gnomon – знающий) – учением о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения.

Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос также несет информацию. Аристотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно «из робкого десятка», волосы жесткие, как у львов или кабанов, чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длинным волосам или вычурным расцветкам. Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как глупого нередко зовут «узколобым». Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается умственной работой.

Психолог Г.И. Мартынов запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их, если нахмурите лоб. Например, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно это люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.

У человека эмоционального – складки глубоки и постоянно выражены. У интеллектуала, те же по форме складки, очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек – информативным или методичным.

Конец ознакомительного фрагмента.