Вы здесь

Психология общения. Глава 2. Общение как обмен информацией (Е. И. Рогов, 2018)

Глава 2

Общение как обмен информацией

2.1. Информация или коммуникация

Коммуникация (лат. communicatio от communico – делаю общим, связываю, общаюсь) общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности. Говоря о коммуникативной или информационной стороне общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п.

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду точно так же, как и собственно голод, и настоящую жажду мы, иначе как с помощью других людей, утолить не сможем. Посмотрите с кем вам интересно проводить время? Выбирая другого человека для общения, мы неосознанно ищем удовлетворения своей могучей потребности, потребности в информации. Поэтому выбираются, прежде всего, те, кто может, быть ее источником, кто сообщит нам что-то важное для нас.

Это подтвердилось и в ходе психологических экспериментов Якова Коломинского. Когда школьники разных возрастов выбирали себе партнеров для различных видов деятельности, он задавал им вопрос: «Почему ты хочешь играть (сидеть за одной партой и т. п.) именно с тем-то?» И вот среди ответов очень часто были заявления: «Он хорошо рассказывает», «Много знает всяких историй», «Она в курсе всех дел», «С ним интересно». Во всех этих случаях фактически осознаваемым мотивом выбора была информативность партнера, которая выражалась в речи.

В исследовании выяснилось, что наиболее популярные и занимающие более благоприятное положение в группе люди, как правило, чаще высказываются, имеют большую информированность. Интересный человек – это, действительно, прежде всего, источник информации, причем информации не любой, а новой и значимой для данного человека. Это значит, что необходимо ввести различение двух, на первый взгляд близких, понятий – информированность человека и его информативность.

Информированность – это запас знаний, имеющийся у человека. Грубо говоря, тот, кто прочел двести книг при прочих равных условиях, в 2 раза более информирован, чем тот, кто прочел сто. Совсем иначе понимается информативность.

Информативность – это ожидаемая способность личности служить источником информации для другого человека. Можно представить себе предполагаемых участников общения в виде сообщающихся сосудов. Вы, наверное, помните из курса физики, что для возникновения потока необходима разница в уровнях «информационной жидкости». Но если в случае с настоящими сообщающимися сосудами, чем больше разница уровней, тем сильнее поток, то в информационном канале Ниагара невозможна: шлюзы непонимания перекроют канал общения. Если информации слишком много или она очень сложна, она перестает восприниматься.

Пример на эту тему можно обнаружить в одном старом пособии по психологии. На лекцию профессора физики пришел отец-физик и два его сына – девятиклассник и шестиклассник. После лекции произошел обмен впечатлениями. «Лекция не содержала ничего нового», – заявил раздосадованный отец. «Да, да, мне было совсем скучно, все время хотелось спать», – поддержал младший сын. «Неправда, – возразил девятиклассник, – было очень интересно!» Не психологический ли это закон о сообщающихся сосудах с информацией – эквивалент знаменитых физических задач с трубами?




Особенно существенно подчеркнуть в этом случае важность другого, того, кто слушает. Его роль в возникновении информативности не менее важна, чем роль того, кто говорит, хотя, конечно, внешне представляется более пассивной.

Жажда познания, как и жажда общения, подразумевает совместную двустороннюю деятельность. Тот, кто выдает информацию, нуждается в человеке, способном ее воспринять не меньше, чем слушатель в ораторе. Человек, читающий лекцию в пустом зале, будет смешон. Даже так называемые монологи, которые часто встречаются в художественной литературе, в действительности это почти всегда выражение для других и высказывание, рассчитанное на слушателя, пусть даже подразумеваемого.

Недаром школьники, рисуя идеал интересного человека, много раз подчеркивали, что это тот, кто может тебя понять. «Счастье – это когда тебя понимают», – пишет в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника», «Сделай чудное чудо, сделай так, чтобы поняли меня», – поет Н. Матвеева; «Чтоб кто-нибудь меня понял, не часто, ну, хоть разок. Из раненых губ моих поднял царапнутый пулей рожок», – мечтает А. Вознесенский.

И все потому, что в информативности личности слиты воедино стремление получить информацию с внутренней потребностью поделиться ею, отдать, стать источником ее для другого. Отсюда интересность человека, пишет Я. Коломинский, – это почти всегда состояние взаимного интереса или хотя бы надежда на таковой. Недаром, когда в экспериментах спрашивают у испытуемых: «Как ты думаешь, кто тебя выберет?», чаще всего они называют тех, кого выбрали сами.

Однако обмен информацией – это слишком простое, узкое понимание процесса коммуникации. В этом случае процесс коммуникации и обмен информацией – это одно и то же. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным. Здесь не учитывается то, что в условиях общения информация не просто передается и принимается. Общающиеся люди вовсе не похожи на радиопередатчики и радиоприемники с записывающим устройством. В ходе общения информация претерпевает различные изменения: она формируется, уточняется, развивается. Вспомните игру «Испорченный телефон». Участники передают друг другу шепотом одно, причем очень простое слово. Однако даже оно редко доходит до конца цепочки в первоначальном, неискаженном виде.




Общение нельзя рассматривать как простое отправление информации или ее прием еще и потому, что каждый собеседник стремится «завоевать» внимание, проявить активность, повлиять на другого. Правильно было бы говорить не о «движении»-«передаче» информации, а об обмене ею.

Информация, как таковая, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация проявляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана вызвать, стимулировать какое-то действие. Побудительную информацию подразделяют на активизацию, когда слушающий начинает действовать в заданном направлении; интердикцию, запрещающую нежелательные виды деятельности, и дестабилизацию, означающую рассогласование или нарушение некоторых форм поведения. Иногда одна и та же информация вызывает разное проявление. И если учитель сообщает, что до окончания контрольной работы осталось 5 минут, то для тех ребят, которые хорошо учатся это является сигналом дописывать быстрее (активизация), для тех, кто разговаривал, ожидая возможность списать, – прекращение беседы (интердикция), а те, кто совсем ничего не знал, понимает, что уже все равно ничего не успеет, – откладывает ручку в сторону (дестабилизация).

Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения. Мы ежедневно слушаем новости по радио или телевидению, но это не значит, что в нашем поведении что-то меняется.




Для того чтобы обмен информацией состоялся, собеседники должны как минимум понимать друг друга, говорить на одном языке. В легенде о строительстве Вавилонской башни говорилось, что люди возгордились и решили бросить богу вызов – построить башню до самого неба. Бог испугался, что люди могут преуспеть в этом, ибо «…у всех их один язык… и все, что они решат сделать, будет возможно для них». Стремясь не допустить этого, Бог сошел с неба и смешал языки людей, «чтобы они не могли понять речь друг друга».

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения чувств.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. В легенде утверждается, что с тех именно пор люди и говорят на разных языках. Таким образом в древности объясняли разноязычие народов, и по сей день затрудняющее общение между ними.

Нередко бывает, что, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково.

Значение – обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Поэтому, услышав слово «корень», ботаник представит себе корень растения, математик – квадратный корень из числа, врач – корень зуба, учитель русского языка – корень слова. В результате процесс коммуникации значительно усложняется.

2.2. Коммуникаторы и реципиенты

Во время разговора каждый участник попеременно является то говорящим – отдающим информацию, то слушающим – принимающим ее. Казалось бы, все находятся в одинаковом положении. Однако это не так. Поэтому человека, передающего информацию, называют коммуникатором, а того, кто информацию принимает – реципиентом. Коммуникатор имеет некоторые временные преимущества перед реципиентом, который должен воспринять информацию и внутренне ее переработать. В это время коммуникатор имеет возможность подготовить новую информацию, и мысли реципиента опять заняты расшифровкой сообщения. У каждого из нас были случаи, когда услышав чьи-то обидные высказывания, сразу не находишь нужных слов для ответа. И только через какое-то время появлялась мысль: «Эх, надо было вот это сказать!» Чтобы этого не случилось надо стараться из реципиента стать коммуникатором – перехватить инициативу в свои руки. Сделать это не так сложно. Например, можно задать какой-нибудь вопрос, который заставит собеседника задуматься, а вам даст возможность оценить ситуацию и принять правильное решение.




Чтобы не попасть в затруднительное положение, возможно, следовало бы создать какую-нибудь модель или формулу правильной коммуникации. И тут на помощь психологам пришли математики. В 1948 году малоизвестный в ту пору Клод Шеннон опубликовал в одном из американских технических журналов «математическую теорию коммуникации». Шеннон исходил из четкой схемы – «универсальной системы коммуникации», в которой выделялись:

• источник информации и передатчик;

• место назначения информации и приемник;

• канал связи (средство перехода информации от передатчика к приемнику);

• источник шума («шум» – любой вид помех при переходе информации от передатчика к приемнику).

Всякая схема – лишь упрощенное приближение к реальности; главное, чтобы не слишком «извратить» при этом живую картину мира.


Рис. 2.1. Схема процесса передачи информации по техническим каналам Клода Шеннона


Мера упрощения, найденная Шенноном, оказалась удачной, во всяком случае, применительно к коммуникации технических устройств, к общению между машинами (рис. 2.1).

Вскоре после статьи Шеннона социолог Гарольд Лассуэлл, анализируя общение между людьми, создал модель коммуникативного процесса, которая включала следующие элементы: Кто-Что-Как-Кому-С каким эффектом. Эту схему можно усложнить следующим образом (рис. 2.2).


Рис. 2.2. Модель коммуникативного процесса Гарольда Лассуэлла


Добрович А.Б. приводит пример использования подобных схем. «Кто» и «Кому» – это абстрактные партнеры по диалогу: «коммуникатор», лицо А, и «реципиент», лицо Б. Канал связи – речь, жестикуляция, мимика. Услышав что-то от А, партнер Б отвечает ему, т. е. сам становится коммуникатором, делая А реципиентом (участники диалога поменялись местами). Можно записать их разговор на пленку, а потом положить ее на стол: «Вот что А передал Б, затем Б – А и т. д.». Если в итоге Б, скажем, упал замертво, а А расхохотался, то все это как будто отвечает на вопрос, «с каким эффектом» протекало общение… Но работает ли схема Лассуэлла?

Как узнать, например, Что передано?

Предположим, А обращается к Б: «Дыр булщил… Убещур».

Со стороны это кажется бессмысленным набором звуков. Но у него нет доказательств, что передавалась «нулевая» информация. В конце концов, если бы А сказал Б: «Поздравляю, вы приняты», то и это показалось бы наблюдателю набором звуков – не знай он русского языка. Следовательно, вопросу «что» логически предшествует вопрос «на каком языке», или «с помощью какого кода» передается информация.

Можно представить себе бесконечное множество условных языков. Я могу договориться со своим приятелем, что «дыр» – это значит «вы», «булщил» – «приняты», а «убещур» – «поздравляю».

Но договоренность, предшествующая общению, касается не только кода. Есть еще понятие «контекста».

Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») – законченная мысль, выраженная письменно или устно, общий смысл которой позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений и проч.

Поэт-футурист А. Крученых, сочинивший «дыр булщил», не страдал ложной скромностью. «В этих стихах, – заявлял он, – больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». По-видимому, он надеялся с помощью выдуманных слов передать ни больше ни меньше как «дух» русского языка. Для читателя такая информация приобретает смысл в одном только случае: если он согласен «не принимать во внимание» содержательную основу слов, а оценивать лишь их звуковую выразительность, соотнося ее с национальными (мелодическими, интонационными) особенностями русской речи. В эту игру можно играть, если она затевается в контексте всеобщих и популярных поисков «нового», «самовитого» слова. В эпоху, когда общество считает традиции словоупотребления и словопонимания неприкосновенными, А. Крученых воспринимался бы как фигляр или помешанный. Однако наш футурист выступил со своими стихами в те годы, когда для его опытов существовала определенная литературно-общественная атмосфера.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:

1) открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения (так на выборах представители различных партий стремятся показать, что их позиция самая правильная);

2) отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений (с такой позицией мы чаще всего сталкиваемся во время контрольных и экзаменов, когда учитель не хочет подсказать какой вариант решения лучше);

3) закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее (вспомните Штирлица из кинофильма «Двенадцать мгновений весны»).

Для передачи любой информации собеседникам потребуются какие-то средства, ведь информация не конфета, или любой другой предмет, который можно передать из рук в руки. Здесь дело гораздо сложнее. Представьте, что у вас и вашего партнера по яблоку. Если вы обменяетесь яблоками, то каждый так и останется с одним яблоком. Если же у каждого есть интересная мысль, и вы обменяетесь ими, то теперь у каждого будет по две мысли.

Но что же является носителем информации? Передать информацию можно с помощью знаков.

Знак – предмет или явление, выступающие в качестве представителя или заместителя других предметов, свойств или отношений, и используемый для передачи, переработки и хранения информации. В общем виде можно выделить два вида знаков, несущих информацию, – это слова и жесты. Чтобы разделить пути передачи информации, их, соответственно, назвали вербальной и невербальной коммуникацией.

2.3. Вербальная коммуникация

Вербальная коммуникация – передача информации от одного человека к другому с помощью речи и адекватное восприятие ее другой стороной. Это самый универсальный и распространенный способ общения.

Давайте подробнее остановимся на том, как слова выполняют работу по передаче информации. Но сначала ответим на вопрос: а много ли вокруг нас или внутри нас такого, чего мы не могли бы описать словами? Хотя бы неточно, неуверенно, приблизительно? Пожалуй, мало. А ведь слова – это основной фонд нашей знаковой системы. Если представить себе знаки в виде ярлычков, то мы, люди, оклеиваем словами-ярлычками практически все, что можем воспринять. Ярлычок можно сменить: «стул» в древнерусском языке звучал как «стол» – отсюда, кстати, слово «престол», – но понятие остается прежним: «то, на чем сидят». Возможно, мы делаем это не наилучшим образом. Время от времени ученые обогащают нас новыми словами, которые точнее прежних «означивают» реальность, являясь плодом более глубокого ее постижения. Вспомните, сколько новых слов появилось у нас с того момента, как вы начали изучать психологию. Но все это не отменяет сказанного: у нас, людей, «означивается» словами почти все, а не только критические обстоятельства, как у животных.

По мнению А.Б. Добровича, основное отличие человека в том, что он научился выделять из предметов их свойства, как если бы они существовали вне. Все это «означивалось» словами. И вот слова-знаки стали свободно парить над реальностью, причем один и тот же знак может «опуститься» на разные ее фрагменты, разные объекты. «Камень» – это и скала, и булыжник, и обтесанная плита.

«Круглое» – это и солнце, и голова, и яблоко. Производство орудий труда научило людей также отмечать существенные свойства предметов, существенные связи между ними. Само понятие существенности отражает потребности нашей деятельности. Существенно, зелена ли трава, но несущественно, зелен или красноват камень для наконечника стрелы, если и зеленый, и красноватый одинаково прочны и удобны для обработки.

Итак, для человека реальность «опредмечена», в то время как для животного она размыта. Любопытно, что остатки такой жесткой привязанности можно встретить в языках народов, длительное время развивавшихся вне всеобщей культуры. Американский исследователь Боас обнаружил, что в эскимосском языке нет слова «снег». Снег, лежащий на земле, называется «апут», но снег, возвышающийся в сугробах, – «кимуксук»; падающий снег – «кана», но снег, уносимый ветром, – «пиксирпок».

Однако если мир для человека «опредмечен», то это коренным образом изменяет его восприятие реальности. Он не впитывает ее пассивно, а видит мир сквозь сито усвоенных с детства знаков-символов.

Символ (от греч. symbolon – условный знак) – образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений. Из этого следует, что знаки у него начинают выполнять особую функцию. Не только внешнекоммуникативную функцию оповещения других, но и функцию оповещения самого себя о происходящем. Человек отчитывается об этом перед самим собой, как отчитывался бы – в тех же знаках! – перед другими. Не в этом ли разгадка сознания, т. е. сознания: знания о реальности совместно с другими?

Отметим, что слова не существуют сами по себе. Они существуют и используются в рамках того или иного языка. Может показаться, что еще может быть проще. Ведь язык используют даже животные. Действительно, многие животные как бы общаются между собой с помощью урчания, мяуканья, лая, крика и т. д. Однако это нельзя назвать языком, хотя в голове каждого из них один и тот же звук пробуждает представление об одном и том же факте действительности. Можно думать, что пониманию звуков животные обучаются в группе с детства. Начинают они, вероятно, с простого подражания мимике старших, с воспроизведения звуков, принятых в стае, стаде. Условный рефлекс соединяет эти звуки, позы с реальными обстоятельствами. Однако только простым научением этого не объяснить. У никогда не встречавших стада, если это животное одного вида, очень сходные мимические, голосовые, жестикуляторные повадки. Следовательно, научаются тому, что уже запланировано эволюцией, задано генами. Кажется, о специфической для каждого вида форме взаимодействия животных позаботилась сама природа.

В строгом смысле слова, говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Слово «хлеб» может быть выражено в разных языках различными звуками. Главное, чтобы все люди данной страны согласились, что этот набор звуков соответствует понятию «хлеб». Только тогда этот набор звуков превратится в слово, а это слово войдет в состав языка.

Язык – бесценный дар, которым наделен человек. «Острый язык – дарованье, длинный – наказанье», – говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, „жизни мышья беготня‟, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть», – писал А.И. Герцен.

Язык, как средство передачи информации с помощью определенных звуков, возник очень давно. Пользоваться звуками в тех случаях, когда собеседники не видели друг друга в темноте или зарослях, было очень удобно. Язык это и есть система словесных знаков, выработанных в ходе своего развития тем или иным народом. Поэтому языков в мире никак не меньше, а даже больше, чем существует различных народов. Ученые подсчитали, что в настоящее время люди говорят почти на 3000 языках. На некоторых говорят миллионы людей, на других – единицы. Наверное, чем больше народ, тем больше людей знают этот язык. Действительно, больше всего людей в мире пользуются китайским языком – около полутора миллиардов человек. Один из самых распространенных, выразительных и богатых языков мира – русский, которым пользуются почти 350 миллионов человек. На языках Индии хинди и урду изъясняется 460 миллионов. Однако есть и языки, используемые для международного общения. Таким является английским язык, на котором говорят 55 % всего населения Земли.

Существует топ десяти «великих» языков – это те, на которых говорит большинство людей на Земле. Кроме упомянутых китайского, английского, хинди, урду и русского, надо назвать испанский – 430 миллионов, арабский – 270 миллионов, бенгальский – 250 миллионов, португальский – 240 миллионов, индонезийский – 200 миллионов, французский – 150 миллионов. А какой язык можно назвать самым модным? Вероятно тот, который чаще всего используется для международных контактов. Если раньше таковыми являлись французский и испанский, то в настоящее время обычно используют английский.

Каждый из нас в школе изучал и родной и какой-нибудь иностранный язык и знает, что это достаточно трудное занятие. Сколько же языков может выучить один человек? Оказывается столько – сколько захочет. Наблюдения показывают, что чем больше языков знает человек, тем легче он усваивает новый язык. При этом сначала надо изучать основные языки, а затем близкие к ним, родственные. Так, если знаменитому немецкому археологу Генриху Шлиману для изучения первых двух иностранных языков – французского и английского – требовалось по году, то позже он овладевал новым языком за считанные недели, а то и дни. Так, например, было с испанским, когда Шлиман уезжал в Венесуэлу, к месту новой службы. «Когда я высажусь в Каракасе, – сказал ученый друзьям в Гамбурге перед посадкой на пароход, я буду говорить по-испански». И, действительно, за время пути выучил испанский. Помогла книга на испанском языке, которую Шлиман знал наизусть на многих языках. И каждый раз, когда он брался за изучение языка, он запасался новым переводом этой книги. Всего же Шлиман владел 14 языками.

В юности у Шлимана была плохая память. Но он собирался посвятить себя изучению Древнего мира. А для этого необходимо было знание многих языков. Упорнейшей тренировкой Шлиман достиг того, что ежедневно смог заучивать наизусть по 20 страниц прозаического текста. Став обладателем феноменальной памяти, он приступил к ускоренному изучению языков. Например, за 6 недель изучил считающийся очень трудным для иностранцев русский язык.

В средние века такая способность к быстрому овладению чужим языком вызывала подозрение. В XVII веке в Финляндии судили студента за то, что он с «неимоверной быстротой изучал иностранные языки, что невозможно без содействия нечистой силы». Обвинение поддержала церковь, и студент был осужден к смертной казни как «заколдованный дьяволом». Это еще раз подтверждает общераспространенное в прошлом мнение – изучение другого языка – дело необычайно трудное.

Однако известны люди (их называют полиглотами), которым удавалось овладеть десятками языков. Так, кардинал Меццофанти (1774–1849) знал более 100 языков. Немецкий лингвист Л.Г. Шютц, житель Франкфурта-на-Майне, разговаривал на 270 языках! Не отстал намного от него и современник А.С. Пушкина датчанин Р.Х. Раск из Копенгагена. Он объехал весь мир, знал 230 языков и стал автором 28 словарей! В 1961 году в Германии умер профессор Геестерман. Он владел 132 языками. Примерно на стольких же языках говорит итальянский профессор Тальявани.

Каждый из нас знает гораздо больше языков, чем предполагает. Всю окружающую нас культуру можно определить и как систему языков. В этом случае имеются в виду не только так называемые естественные языки – немецкий или грузинский. И не только искусственные, как язык глухонемых или язык шифровок. Каждый из нас хоть немного разбирается в языке взглядов, языке поз, языке умолчаний, языке специальных терминов и символов, языках искусства. Можно с уверенностью сказать, что личность тем богаче, чем больше языков ей понятны.

Иногда языки разделяют на жесткие и мягкие. В жестких языках каждому знаку соответствует одно, строго определенное понятие. Таким является, например, язык математических символов. К этому же стремится юридический язык. Наш родной, привычный язык, на котором мы общаемся, менее жесткий. В нем много слов с расплывчатым, неоднозначным смыслом. Объясняется это тем, что реальность неизмеримо богаче наших понятий о ней, а потому и не должна им в точности соответствовать. Процесс познания окружающего мира бесконечен. Пока одни понятия изменяются и уточняются, наполняются более точным смыслом, другие устаревают, теряют свое значение и требуют замены. Это вполне естественно.

Мягкие языки отличаются множеством своих значений. Таков, например, язык пантомимы. Мы сразу понимаем, когда мим изображает то, как он тянет веревку или идет по краю пропасти. Но, иногда, в его пластике мы обнаруживаем движения, не похожие ни на что. Если бы он отгонял от себя кого-то, отступал назад, закрывая лицо руками, это читалось бы как ужас. Но он делает другое. Мы не можем полностью перевести его «высказывания» на зык понятий и, однако, понимаем или ощущаем их, испытывая взволнованность.

2.4. Слово + слово = речь

Когда мы пользуемся языком для передачи информации, то он становится речью. Поэтому речь и язык тесно связаны между собой, это два аспекта единого целого.

Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – с помощью языка. Речь – это язык в действии или вербальная коммуникация. В качестве средств вербальной коммуникации выступают слова. Слова употребляются нами по-разному: мы можем произнести их вслух, про себя, написать, обозначить особым жестом. Иногда считают, что речь скрывает истинное лицо человека. Однако речь может демонстрировать его порой вопреки воле говорящего. С детства мы усваиваем не просто родной язык, мы усваиваем язык своего времени, своей социальной группы, своей семьи, всего нашего окружения.

Недаром писатели часто используют именно речевые характеристики для создания полноценного художественного образа. Вспомните фильм «Джентльмены удачи», где замечательный актер Евгений Леонов сыграл две роли: заведующего детским садом и преступника. Актер почти не гримировался, но зрители легко отличали доброго зав детсадом от матерого вора-рецидивиста благодаря особенностям лексики, которую использовал персонаж в данный момент.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Виды речи


Эгоцентрическая речь – (от лат. еgо – я, сеntrum – центр круга) – это речь, обращенная к самому себе. Обычно она наблюдается в детском возрасте, регулируя и контролируя деятельность ребенка. Однако эту форму речи можно встретить и у взрослых, например, когда человек что-то делает в первый раз (разучивает танец), то иногда проговариваете свои действия вслух (как бы сам себе), стараясь ничего не пропустить и сделать правильно. По мнению известного отечественного психолога Л.С. Выготского, эгоцентрическая речь выступает переходным этапом от внешней к внутренней речи.

Внутренняя речь – использование языка вне процесса реальной коммуникации, это речь для себя. Попробуйте проследить за тем, как вы решаете задачу на занятии. Ведь никто не слышит ваших рассуждений. А между тем они есть. Вы сами с собой размышляете, какой путь решения выбрать, что на что умножить или поделить, а в конце предлагаете себе сравнить, что получилось с товарищем или заглянуть в ответ. Отличительная черта этой речи в том, что она не слышна другим и понятна только одному человеку – вам.

Внешняя или устная речь – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Это уже речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. В устной речи общение ограничено условиями общего пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются: она становится более краткой, менее обстоятельной и т. п. Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности подать реплику и получить на нее ответ.

В рамках устной речи иногда выделяют восклицательную речь, которая появилась у человека одной из первых. Ее основная задача – сообщить всем о вашем состоянии или об отношении к окружающим. Восклицание будет понятно, только в том случае, если окружающие находятся рядом и наблюдают происходящее. Так, представьте, вы услышали, что кто-то вскрикнул «Ой!».

– Что вы вообразили?

– «Ой!» – это может быть возглас в случае, если человек испытывает боль; или если он неожиданно встретил близкого друга; или вдруг обнаружил, что потерял что-то очень нужное и т. д. Хотя бывают и исключения.

Диалогическая или разговорная речь – взаимное (чаще всего двустороннее) общение, со сменой активности участников, поддерживаемой взаимными репликами. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.

Диалог будет понятен только в том случае, если вы совместно с собеседником обсуждаете общие проблемы. В сущности, даже такая простая фраза «Поздравляю, вы приняты», остается непонятной для стороннего наблюдателя. В самом деле: о чем речь?

О принятии кого-то в институт? В спортивную секцию? В клуб по интересам? В дом, где раньше его не принимали?

Или представьте такой разговор:

– Где?

– Дальше!

– Какой?

– Третий!

Человеку со стороны совершенно не понятно, о чем идет речь в данном диалоге, если он не знает происходящей ситуации. Однако если знать, что это разговаривают люди, опаздывающие на поезд, один из которых даже не знает в каком вагоне они едут, то все кажется очень просто.

Для диалога, как простейшей разговорной речи, характерны повторения каких-то слов за собеседником, дополнения, намеки, междометия, грамматическая неполнота фраз и т. д. Особенности диалогической речи в значительной степени зависят от степени близости и взаимопонимания собеседников. В разговоре одну и ту же мысль мы по-разному выразим своему близкому другу, родителям, учителю. И если другу будет все понятно, даже если вы ничего не скажите, а только присвистните, то родителям, а тем более учителю придется все объяснять гораздо подробнее.

Монологическая речь произносится одним человеком, при обращении к другому или многим людям, не предполагая чьего-либо безотлагательного ответа. С монологом мы встречаемся, когда слушаем объяснение учителя, ответ ученика, диктора, читающего новости и т. д. Монологическая речь сложна по своему строению: она продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Здесь необходимо строго придерживаться последовательности, логики и грамматической правильности высказывания. При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные сложные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи.

Если специально не готовиться – окружающие могут просто не понять вас. Возможно, именно поэтому, когда педагог обращается к учащимся с предложением выступить на конференции или олимпиаде с каким-то сообщением, то они стремятся избежать этого. Некоторым людям, из-за того что они не могут последовательно выразить свои мысли, бывает просто трудно выступить перед слушателями. В лучшем случае они используют для этого заранее написанный текст.

Письменная речь появилась намного позднее устной. Причиной ее возникновения явилась необходимость общения между людьми, разделенными пространством и временем.

Письменная речь – вербальное (словесное) общение с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков, звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь – процесс, который образуется из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речевых движений, без которых звуки языка просто, не могут появиться. Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и формируется на ее основе.




Благодаря письменной речи люди получили возможность хранить накопленные человечеством знания и передавать их новым поколениям. Представьте, как бы вы учились, если бы не было учебников. Если пропустил занятие по болезни, то уже никогда это не узнаешь. И запоминать надо с первого раза, так как записей также не существовало бы. А если бы пришлось передать весточку уехавшему другу, то вы бы не отправляли СМСку или письмо в Интернете, а искали бы человека, который ехал в тот же город, рассказывали бы данному «почтальону», содержание письма, чтобы он потом пересказал его вашему товарищу.

Письменная речь еще более требовательна к полноте и последовательности выражения мыслей. Если при письме какое-то слово пропущено, то переспросить будет не у кого. При письменной речи не используются неграмматические средства. Так, скажем, в диалоге вполне можно заменить целое высказывание одним жестом (показал большой палец, и тебя все поняли). В письменной речи все свои чувства надо описывать словами и сколько бы пишущий не кривлялся над листом бумаги, тот, кто будет читать его не поймет, если об этом не будет написано.

Несмотря на свою кажущуюся бесстрастность, письменная речь может сообщить многое о своем авторе, даже если он этого не хочет. В данном случае имеются в виду индивидуальные особенности почерка человека. Эти особенности изучаются учеными-графологами. Графология, как наука, признается не всеми, хотя первые исследования почерка встречаются уже в XVII в. Доказывать, что в написанных буквах скрыт характер и даже судьба человека, пришлось четыре столетия. Действительно, если по выразительным движениям и жестам мы можем узнать внутренний мир человека, то не исключено, что и в графологии, как говорится, «что есть – то есть». Ведь, если архитектура, по мнению специалистов, это застывшая музыка, то разве с еще большим основанием нельзя сказать, что почерк – это застывший жест? В настоящее время графология оказалась «нужной» не только психологам, но и врачам, и юристам, и экспертам в разных областях знаний, и историкам.




Если вы хотите приобщиться и приоткрыть тайны графологии, то лучше всего начать с себя. Давайте достанем какие-нибудь ваши записи и посмотрим на ваш почерк. Если вы пишите «скачками» и крупными буквами, вы человек открытый, общительный, или как говорят психологи – эктраверт. Если ваш почерк «ученический», аккуратный и разборчивый, то вы – интроверт, т. е. человек «закрытый» в себе. Неравномерный наклон, разные разрывы между строками и словами, буквы скачут от больших до маленьких, опущенный вниз конец предложения – все эти признаки выдают неуравновешенную личность. «Чертежный почерк» – квадратные, не связанные между собой буквы – встречается у людей с техническим образованием.

То же самое можно сказать о подписи. Чем больше человек изощряется в подписи, тем менее он умен, и мания величия у него сочетается с комплексом неполноценности. Беглая «загогулина» – это подпись или крупного начальника, который много расписывается, или подпись скрытого необщительного человека. Простые и открытые люди пишут свою фамилию довольно понятно.

В почерке пожилых людей, как правило, очень сильно выступают вверх над строкой буквы «я» и «т». Кстати, подделать старческий почерк молодому человеку не удастся: его выдаст другой характер дрожания руки.

Если вам попался письменный текст, где предложения разбросаны то в одном углу, то в другом, с рисуночками, с приписками на отдельных бумажках, то знайте, что ваш адресат шизофреник или психопат.

Если вы, когда вы что-то пишите, отвлекаетесь и рисуете округлые фигуры, значит, вы добрый и спокойный человек. Если же вы неосознанно штрихуете, значит, вас что-то тревожит. А треугольные зачерченные фигуры на полях выдают агрессивного и злобного человека.

Особенности коммуникации раскрываются в ряде процессов и явлений: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влиянии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.

2.5. Помощники и враги коммуникации

Основная цель обмена информацией – выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Вспомним, что даже тогда, когда учитель объясняет какой-нибудь закон природы, то он делает это для того, что бы его ученики понимали природу так же, как и он, и как другие люди. Однако, как определить, что ваш собеседник понял, принял и усвоил информацию. Ведь это не ведро, наполняемое водой. Как только вода доходит до краев – мы выключаем воду. А как узнать, что наш партнер уже, как сосуд, «наполнен» информацией «до краев»?

Здесь на помощь придет психологический закон, или как его называют, механизм обратной связи. Этот механизм проявляется в том, что в коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается. То есть, помимо своего первоначального содержания, информация несет также сведения о том, как собеседники воспринимают и оценивают внешний вид и поведение друг друга.

Обратная связь – реакция слушающих на высказывание говорящего представляет собой связующее звено общения. Поэтому ее отсутствие или неадекватный характер ведет к разрушению коммуникации. Обратная связь бывает разная. В психологии обычно выделяют прямую и косвенную обратную связь. Прямая обратная связь предполагает прямые, правдивые, откровенные ответы на вопросы собеседника. И если ваш друг, отвечая на ваш вопрос, говорит, что его соседка Катька «зануда», будьте уверены – это прямая обратная связь.

При косвенной обратной связи передача партнеру психологической информации скрыта, завуалирована. Для этого обычно используются различные риторические вопросы, насмешки, иронические замечания, неожиданные эмоциональные реакции. В данном случае собеседник должен сам догадываться, что именно хотел сказать ему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение. Так, в нашем примере по поводу Катьки друг может просто многозначительно свиснуть, пожать плечами и т. д. Или, например, если студенты не слушают объяснений на лекции, отвлекаются, переговариваются, то преподаватель понимает, что материал им неинтересен – или они его знают, или он слишком труден для их понимания. Это также косвенная обратная связь.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться правильного ее понимания партнерами. Так, учитель, увидев улыбку на лице школьника, может решить, что тот играет на уроке или насмехается над ним. В то время как, на самом деле, ученик радовался быстро и правильно решенной задаче. Поэтому объяснение и понимание имеющейся коммуникации является особой проблемой в психологии общения. Что же влияет на понимание сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту?




Во-первых, форма и содержание сообщения будут зависеть от личностных особенностей говорящего, его представлений о слушающем и отношения к нему, от всей ситуации, в которой протекает общение. Ведь не зря мы совершенно иначе строим свой разговор с другом на уроке, чем, например, с продавцом в магазине или учителем на перемене.

Нередко приходится учитывать также и то, что у вашего собеседника совсем другой набор ценностей. Поэтому, рассматривая окружающий мир через их призму, он совершенно иначе видит и слышит, делает и размышляет. Так непонимание детьми и взрослыми друг друга во многом связано с разным значением, придаваемым окружающим предметам и обстоятельствам. Вспомните, какие огромные доходы принес Тому Сойеру бизнес, связанный с покраской забора, – дохлую крысу на веревочке, ключ, который ничего не отпирал, осколок синего бутылочного стекла, пару головастиков и старую оконную раму. Ценность этих сокровищ непонятна взрослому человеку так же, как золотой клад не приносит радости Геку Финну. То, что сделало бы счастливым любого взрослого ввергает его в адские муки: «оковы и барьеры цивилизации держали его в плену. Он чувствовал себя связанным по рукам и ногам».

«Нет, Том, – говорит он, – не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах!.. Ведь черт бы его побрал! – как раз теперь, когда у нас есть пещера и ружья и все, что надо для того, чтобы разбойничать, нужно же было подвернуться этим дурацким деньгам и все испортить!».




Огромная сумма в шесть тысяч долларов, для мальчишки Гека оказалось чем-то вовсе незначащим. В его внутренний мир вписываются другие сокровища – рыбная ловля, купание без запретов, право спать в дровяном сарае, не носить башмаков, не утираться салфеткой, и он не хочет их лишаться. Отсюда его нежелание понять, что же от него хотят окружающие.

Вторая особенность заключается в том, что само посланное сообщение не остается неизменным – оно изменяется под влиянием личностных качеств слушающего, а также его отношения к говорящему, содержанию и ситуации общения. И если кто-то спрятал вашу тетрадь, а на занятии вы стали шумно выяснять это, то ваши товарищи и педагог отнесутся к этому сообщению по-разному.

Распространение информации проходит через своеобразный фильтр «доверия-недоверия». Подобный фильтр иногда действует так, что истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Как правило, мы легче доверяем информации полученной от близких нам людей и меньше – от незнакомцев.

В качестве фильтра выступает и язык. Мы воспринимаем окружающий нас мир сквозь свой родной язык. В детской психологии даже была выдвинута «теория стекла»: ребенок воспринимает вещи и события через язык, но не замечает этого, как не замечает человек хорошо вымытое стекло в раме окна. Однако каждое стекло все-таки имеет свои оттенки.

Сторонники принципа лингвистической относительности, известного как гипотеза Сепира-Уорфа, считают, что окраска эта весьма существенно влияет на весь внутренний мир человека, говорящего на определенном языке. Гипотеза эта берет свое начало в трудах великого немецкого ученого В. Гумбольдта. «Если звук, – писал В. Гумбольдт, – стоит между предметом и человеком, то весь язык в целом находится между человеком и воздействующей на него внутренним и внешним образом природой… Каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, из пределов которого можно выйти только в том случае, если вступаешь в другой круг».

Кроме этого, существуют средства, способствующие принятию информации и ослабляющие действие фильтров. Эти средства называют фасцинацией.

Фасцинация (от англ. fascination – очарование) – эффект, вызываемый специально организованным вербальным (словесным) воздействием, с целью снижения потерь значимой информации при восприятии сообщения реципиентами, за счет чего повышается возможность ее воздействия на их поведение. Примером фасцинации может быть музыкальное, пространственное или цветовое сопровождение речи. Эти возможности нередко используют в рекламе, когда текст, сопровождаемый веселой музыкой и киносюжетом, кажется нам очень правильным.

Когда на пути передачи информации вдруг появляются какие-то затруднения, психологические препятствия, то говорят о коммуникативном барьере.

Коммуникативный барьер (от франц. barriere’ – преграда, препятствие) – взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием причин различного происхождения, мешающих людям выстраивать эффективное общение или полностью его блокирующие. Коммуникативные барьеры бывают трех типов: барьеры понимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения.

Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин, как психологического, так и иного порядка. Так оно может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. Это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной быстрой речи, речи – скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. Попробуйте прочесть своему другу какое-нибудь стихотворение. Причем первый раз прочтите его с выражением, второй – монотонно, односложно и как можно быстрее, а третий – медленно, вставляя после каждого слова звуки-паразиты (например, «Гм-м» или «И-и»). Спросите, что понравилось ему больше.

Существует также семантические барьеры непонимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!», то это может вызвать у них легкое недоумение. Так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной.

Не меньшую роль в нарушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер. Он обычно возникает при несоответствии стиля речи говорящего с ситуацией общения или стиля речи и состояния в данный момент того, кто слушает. Вы, возможно, слышали историю про иностранца, который выучил некоторые фразы, но когда попытался использовать их, то был избит и изгнан. Это произошло потому, что он перепутал те слова, которые используют, чтобы что-то пожелать на свадьбе, с тем, как соболезнуют при смерти близкого человека.




Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, то он может ответить: «Потому что он красный» или «Потому что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» логике и т. д.

Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная Дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны, периодически вспыхивающие в разных странах, говорят о том, что люди, верующие в разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом.

Иногда, препятствием может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора образовательной организации. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

Авторитет (от лат. autoritas – влияние, власть) – 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности.

В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Если исходить из того, что любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия на его поведение, мнения и желания с целью их изменения, то в этом смысле коммуникативный барьеры – это форма психологической защиты. Коммуникативные барьеры как-бы защищают нас от постороннего психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.

Обычно выделяют два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Основным различием между этими двумя типами коммуникации является характер отношений и установок, возникающий у говорящего по отношению к слушающему (табл. 2.1).


Таблица 2.1

Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации


В процессе воздействия реализуются различные установки.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху вниз», в случае диалогического – установка на равноправное общение. Установка «сверху вниз» предполагает не только подчиненное положение слушающего, но и то, что коммуникатор воспринимает его как пассивный объект своих воздействий. В этом случае коммуникатор говорит, а слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет своего устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он легко может изменить его в нужном коммуникатору направлении.

В случае установки на равноправие слушатель оценивается как активный участник процесса общения, имеющий право отстаивать собственное мнение. Поэтому в диалогическом, равноправном общении слушатель не выступает в качестве пассивного созерцателя, а вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

В заключении, отметим специфические особенности процесса вербальной коммуникации:

1. Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным участником общения. При этом взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли для каждого участника общения той или иной информации, ее значимости. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участников коммуникативного процесса.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего ее).

4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Учитывая все сказанное, можно определить правильное поведение, направленное на установление вербального контакта с собеседником. В данном случае имеется в виду установление доверительных и откровенных отношений между участниками общения. С этой целью используется взаимное подбадривание, похвала, выражение поддержки и т. п. Необходимо использовать такие формы общения в самых разных случаях: в начале беседы, чтобы установить контакт и снять напряжение; когда обсуждаются слишком важные и щепетильные вопросы; когда человек расстроенный и плачет.

Часто человеку необходимо ощутить себя не хуже других, почувствовать поддержку и принятие со стороны слушающего; ему нужна возможность воспринимать свои проблемы не как что-то исключительное, а как временную неудачу, которая нередко случается в жизни других людей. В таких случаях пригодятся такие слова: «Такие проблемы нередко возникают и у других ребят»; «Нет ничего удивительного в том, что тебе так трудно найти общий язык с родителями, ведь общение со взрослыми – это настоящее искусство»; «Не стоит так сильно переживать, это дело можно поправить» и т. п.

Одним из важнейших косвенных вербальных средств является использование имени человека, которое направленно на поддержание контакта. Само упоминание имени работает на контакт с человеком, способствует возникновению у него ощущения, что его слушают с уважением и пониманием. Это способствует установлению более доверительного и откровенного уровня беседы.

Также необходимо выражение согласия и одобрения. Важен в данном случае сам факт, что собеседник не молчит, а кивает, подбадривает, соглашается: «Да», «Конечно», «Угу». Это способствует возникновению ощущения, что человека внимательно слушают и понимают.

Главная задача, решение которой необходимо для налаживания должного взаимопонимания, может быть сформулирована следующим образом: научиться пользоваться общим языком. Имеется в виду отнюдь не развитие речи или развитие словарного запаса, усвоения норм произношения и правописания. Здесь – о другом.

Конечно, язык – это, прежде всего, система слов, имеющих определенное значение. Языком как носителем значений мы овладеваем в детстве и совершенствуем его, обогащая в школьные годы. Но использование и развитие языка не ограничивается формированием значений. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют некоторый личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Вот этот личностный смысл и необходимо учитывать для лучшего взаимопонимания.

В процессе коммуникации осуществляется взаимное влияние людей друг на друга, обмен различными идеями, интересами, настроениями, чувствами и т. д. На основном, вербальном уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Чтобы описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта, необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их цели, установки и т. п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Подобное включение обязательно предполагает употребление других – неречевых – знаковых систем, называемых в целом невербальной коммуникацией. Другими словами, полнота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

Практическая работа

Методы исследования особенностей вербального общения

Задание 1. Оцените поведение при разговоре

Выберите один из вариантов ответа:

1. Ваша знакомая начинает рассказывать длинную запутанную историю, логику развития которой вы никак не можете проследить. Вы:

а) избавляете ее и себя от ненужных трудностей, переведя разговор на другую тему;

б) сообщаете ей, что вы потеряли нить рассказа и просите повторить все сначала;

в) задаете вопросы по отдельным, наиболее неясным вам обстоятельствам этой истории;

г) делаете вид, что следите за ходом развития событий, рассчитывая, что, в конце концов, вы поймете, в чем же суть.

2. Ваша подруга крайне расстроена неприятностью, которую причинил ей любимый человек. Вы:

а) поддерживаете ее, внимательно выслушав, предоставив подруге излить душу;

б) поступаете так же, как в варианте «а», но еще и рассказываете подруге о том, что вы тоже оказывались в таком же положении, тем самым показав ей, что она не одинока;

в) выражаете поддержку, по секрету сообщив ей о таких же отвратительных поступках, совершенных вашим возлюбленным;

г) соглашаетесь, что этот парень действительно негодяй, и предлагаете познакомить ее с другим мужчиной.

3. После бурно проведенного вечера ваш партнер говорит, что в момент высшего веселья у вас был безучастный вид. Что вы ответите на это:

а) будете уверять его, что это далеко не так;

б) попробуете выяснить, почему он сделал такой вывод;

в) согласитесь с ним – вам действительно следовало бы быть более естественной;

г) почувствуете себя оскорбленной и дадите ему это понять.

4. Представьте себе, что любимый вами человек говорит что-то вроде: «Я ненавижу, когда твоя мама…» Это полностью выводит вас из себя. Как вы поступите:

а) сдержите свое раздражение – вы не привыкли идти на конфронтацию;

б) выясните, в чем конкретно заключаются причины его недовольства, и лишь затем выскажите свою точку зрения;

в) вы немедленно оборвете этот разговор – ведение такого рода споров лишь вызывает в вас ярость;

г) сами перейдете в наступление: «Что касается твоей мамы…»

5. Ваш возлюбленный заводит с вами разговор, который будучи эмоционально нейтральным, касается вопроса, в котором вы абсолютно ничего не смыслите – например, о сравнительных достоинствах различных типов ноутбуков. Каким образом вы будете поддерживать такой разговор? (можете выбрать несколько вариантов). Вы будете:

а) кивать головой;

б) улыбаться;

в) смотреть ему в глаза;

г) задавать соответствующие вопросы;

д) резюмировать основные пункты его повествования, например: «Так, значит, самые хорошие входы…», чтобы быть уверенной, что вы полностью его понимаете;

е) подбадривать его односложными словами типа: «Гм», «Да-да», «Правильно»;

ж) поступать, как в варианте «е», и, кроме того, периодически с энтузиазмом восклицать: «Неужели!», «Это интересно!».

з) не делать ничего из вышеперечисленного. Вместо этого вы заявите, что вы абсолютно безнадежны в познании сравнительных достоинств стереосистем и все попытки просветить вас – увы, бесполезная трата времени.

6. Каковы ваши отношения с близкими вам людьми (мужчинами, женщинами, членами вашей семьи, друзьями, подругами):

а) у вас мало близких людей и вы редко с ними встречаетесь;

б) носят подчас весьма бурный характер;

в) ровные, приятные, доставляющие вам радость;

г) вызывают у вас крайнее неудовлетворение.

7. В разговоре с друзьями, какой процент времени вы обычно уделяете роли слушателя:

а) 0—25 %; б) 26–50 %; в) 51–75 %; г) 76—100 %.

8. Важный элемент умения слушать – способность чувствовать то, что не выражено словами. Итак, забудьте о том, что говорится в данный момент. Вопрос заключается в следующем: что действительно происходит, когда собеседник… (выберите один из вариантов в каждом пункте):

1) прикладывает палец к носу или щеке:

а) он чувствует превосходство;

б) он преувеличивает;

в) у него просто чешется нос или щека;

2) выглядит сутулым и напряженным:

а) он что-то скрывает;

б) он голоден;

в) он стесняется;

3) начинает говорить громко и возбужденно:

а) он защищается;

б) он проявляет интерес;

в) он очень хотел бы, чтобы разговор поскорее закончился.

9. Как часто вы (поставьте в каждой графе: 3 – часто; 2 – иногда; 1 – редко; 0 – никогда):

а) заканчиваете фразу собеседника;

б) ловите себя на мысли, что во время делового разговора с коллегой по работе думаете о ее одежде и прическе;

в) начинаете смеяться прежде, чем рассказчик преподнесет «соль» анекдота;

г) рассматриваете свои ногти, в то время как ваш знакомый описывает свой тяжелый рабочий день;

д) чувствуете себя «не в своей тарелке», когда приятельница, выложив вам все свои проблемы, продолжает самобичевание;

е) используете против своего любимого сказанные им слова;

ж) в момент, когда близкий вам человек высказывает претензии или жалуется, думаете: «Опять он за свое…»;

з) чувствуете непреодолимое желание оставить за собой последнее слово в споре;

и) отказываетесь от своих доводов, чувствуя, что вам так ничего и не удалось добиться.

10. Являются ли следующие утверждения, по вашему мнению, верными или ложными? (отметьте каждое из них буквой: В – верно; Л – ложно или? – затрудняюсь ответить):

а) вы чувствуете себя неудобно во время затянувшейся паузы в разговоре;

б) слушая своего друга, вы сосредоточиваете свое внимание на том, когда же он начнет отклонятся от темы;

в) вы считаете, что ни у кого и никогда не бывает веских оснований давать непрошенные советы;

г) вы обычно можете предугадать фразу до того, как она будет произнесена;

д) люди всегда доверяют вам свои самые интимные проблемы. Теперь подсчитайте количество набранных вами очков:




Итак, умеете ли вы слушать?

54 очка и более: Честно говоря, вы не очень подходите для роли задушевного собеседника, вряд ли найдется желающий доверять вам свои секреты. Если вас никто не прерывает, вы склонны непрерывно болтать, заполняя собой каждую паузу в разговоре. Возможно, ваши родители придерживались такой воспитательной концепции: «Дети должны быть на виду, но выслушивать их нет необходимости». Это привело вас к уверенности в том, что слушающий человек невольно подчиняется говорящему, чего, по вашему мнению, следует избегать любой ценой. И что бы ни стояло за вашим бесконечным потоком слов, такая уверенность дорого обходится вам в жизни. В подтверждение этого факта достаточно проанализировать ваши отношения с окружающими.

35–53 очка: Хотя вы считаете, что слышите то, что происходит вокруг вас, есть люди, которые не согласятся свами. В чем ваша главная ошибка? Когда вы раздражены и теряете терпение, вы склонны отключаться от разговора. Это свойство присуще многим людям.

18–35 очков: Поздравляем! Если кто-то из вашего окружения нуждается в аудитории, вы всегда готовы квалифицированно его выслушать. Даже в конфликтных ситуациях вы умеете принять на веру чужие слова. Вдобавок вы еще интуитивно чувствуете, когда необходимо просто слушать собеседника и когда наступает подходящий момент для подачи собственной реплики. Неудивительно, что вы необыкновенно популярный человек, и не только среди своих любимых и друзей. Ваша склонность к взаимному общению делает вас ценным исполнителем и удачливым руководителем. Единственное, чего мы вам желаем: не останавливайтесь на достигнутом!

7 очков и менее: вы всегда готовы выслушать, когда ваши близкие нуждаются в собеседнике: это неплохо. Проблема в том, что заинтересованно слушая собеседника, вы сами при этом слишком мало говорите. Часто такие люди страдают боязнью говорить, но каковы бы ни были причины их нежелания высказывать свою точку зрения, такая линия поведения неизбежно вызовет трудности в жизни.

Задание 2. Насколько вы общительны? Робки? Контактны?

Инструкция: Отвечаете на вопросы «да» или «нет».

1. Делаете ли вы над собой усилие, чтобы ладить с теми людьми, которые вам не нравятся?

2. Предпочитаете ли вы шумный, оживленный курорт тихому и мирному месту отдыха?

3. Нравится ли вам ходить на вечеринки, в дискотеки и шумные бары?

4. На отдыхе или в путешествие легко ил вы находите новых друзей?

5. Всегда ли вы рады видеть друзей, если они неожиданно к вам заглянули?

6. Начинали ли вы когда-нибудь первым разговаривать с незнакомым человеком в поезде?

7. Нравится ли вам организовывать вечеринки, приглашать гостей?

8. Много ли у вас друзей и знакомых?

9. Предпочитаете ли вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома?

10. Нравятся ли вам игры на вечеринках?

11. Знаете ли вы большинство своих соседей по именам?

12. Вам больше нравится принимать участие в играх, чем выигрывать?

13. Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами?

14. Нравится ли вам помогать людям?

15. Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое вы считаете ужасным. Станете ли вы его есть?

16. Посылаете ли вы поздравления с Рождеством (или Новым годом) людям, которые вам не очень нравятся?

17. Называли ли вас когда-нибудь «душой компании»?

18. Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми?

19. Чувствуете ли вы себя уверено, когда входите в комнату с людьми, из которых вы почти никого не знаете?

20. Любите ли вы детей?

21. Вы более предпочитаете писать письма, чем звонить по телефону?

22. Легко ли вы находите новых друзей?

23. Делаете ли вы когда-нибудь вид, что вас нет дома, если видите приближение нежелательных посетителей?

24. Часто ли в вашем доме останавливаются большие компании?

25. Беспокоитесь ли вы о том, что думают о вас окружающие? Подсчитайте очки:

Во всех вопросах, кроме 21 и 23, каждый положительный ответ приносит одно очко, отрицательный – 0. Если вы отрицательно ответили на вопросы – 21 или 23, то можете прибавить себе еще по одному очку за каждый вопрос.

Если вы набрали от 16 до 25 очков, то вы действительно общительный человек. Вы любите людей, вы любите быть с людьми и, вероятно, вы больше всего счастливы, когда вы в компании.

Если вы набрали от 8 до 16 очков, то вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей. А если вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим вы прекрасно справитесь.

Если вы набрали семь очков или меньше, то вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего, вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества.

Задание 3. Располагает ли ваш стиль общения к нервному срыву

Чтобы узнать об этом, ответьте на вопросы предлагаемого теста.

1. Трудно ли вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да, всегда (3), очень часто (4), иногда (0), очень редко (0), никогда (0).

2. Думаете ли вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0).

3. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

Да, всегда (5), очень часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0).

4. Подолгу ли вы переживаете из-за неприятностей?

Да, всегда (5), часто (4), иногда (2), очень редко (0), никогда (0).

5. Сколько времени вы уделяете себе вечером?

Больше трех часов (0), два-три часа (0), один-два часа (0), меньше часа (2), ни минуты (4).

6. Перебиваете ли вы, не дослушав объясняющего вам что-либо с излишними подробностями?

Да, всегда (4), часто (3), в зависимости от обстоятельств (2), редко (1), нет (0).

7. О вас говорят, что вы вечно спешите…

Да, это так (5), часто спешу (4), спешу, как и все, иногда (1), спешу

только в исключительных случаях (0), никогда не спешу (0).

8. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды?

Да, всегда (3), часто (2), иногда (0), редко (0), никогда (0).

9. Приходится ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да, всегда (5), часто (4), иногда (3), редко (1), никогда (0).

10. Случается ли, что во время разговора ваши мысли витают где-то очень далеко?

Очень часто (5), часто (4), случается (3), очень редко (0), никогда (0).

11. Не кажется ли вам порой, что люди говорят о скучных и пустых вещах?

Очень часто (5), часто (4), иногда (1), редко (0), никогда (0).

12. Нервничаете ли вы, стоя в очереди?

Очень часто (4), часто (3), иногда (2), очень редко (1), никогда (0).

13. Любите ли вы давать советы?

Да, всегда (4), очень часто (3), иногда (1), очень редко (0), никогда (0).

14. Долго ли вы колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда (3), очень часто (2), часто (1), очень редко (3), никогда (0).

15. Как вы говорите?

Торопливо, скороговоркой (3), быстро (2), спокойно (0), медленно (0), важно (0).


А теперь подсчитает очки.

От 45 до 63 очков – нервный срыв для вас – реальная угроза. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Не пора ли изменить образ жизни?

От 22 до 44 очков – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться, снимая напряжение.

До 19 очков – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность. Старайтесь и впредь избегать волнений, не обращать внимания на пустяки и не воспринимать драматически любые неудачи.

0 очков – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, – это чрезмерное спокойствие и, конечно же, скука

Развитие навыков общения

Упражнение 1. «Техника интонирования»

Ведущий дает различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации (фразы типа: «Как лучше сделать это?», «Все идите сюда», «Выполнили ли вы мою просьбу?», «Прошу внимательно отнестись к моей просьбе», «Да», «Будьте добры» и т. п.).

Затем участники должны по-разному прочитать часть какого-нибудь рассказа из художественной литературы или составленного самостоятельно. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, правильное положение тела (необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).

Важно найти пути приспособления в самых неожиданных ситуациях (вы входите в комнату, где много людей – раздается смех).

Упражнение 2. «Мысль одна, а слов много»

Упражнение направлено на формирование умений оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Упражнение 3. Просьба

Ведущий напоминает, что очень много зависит от того, как попросить человека о каком-то одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением вы изложите свою просьбу. От этого по существу зависит – «быть или не быть».

А между тем существует совсем небольшое количество приемов, которые могут значительно повысить выполнение вашей просьбы. Для пробы предлагается выбрать себе партнера и пока в порядке шутки попросить его о некотором одолжении (попросите у него на время, например, очки, авторучку или что-то более существенное, можно попросить о каком-то одолжении с его стороны).

Все будет зависеть от той формы, в которой вы изложите свою просьбу. Собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость. Трудно отказать в просьбе, если она исходит от друга, а ведь можно создать дружеское расположение к себе и совсем незнакомого человека. Если ваша просьба будет начинаться с комплимента, упоминания заслуг того, к кому вы обращаетесь, его авторитета и знаменитости, ваши шансы повышаются, а сам факт обращения к нему создает еще большую значимость, повышает авторитет и является большой честью для всех, кто к нему обращается.

После работы в парах идет групповое обсуждение лучшего варианта просьбы.

Домашнее задание

Задание 1. «Объявление о знакомстве»

Составьте текст объявление для поиска друга, в котором нужно, прежде всего, указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большого внимания своим физическим данным.

Обратите внимание на характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним. Опишите ваши любимые занятия, то чем вы можете заинтересовать другого человека.

Не следует писать и о наличии квартиры, дачи, машины и гаража. Если это все есть, можно только порадоваться за вас. Но причем

здесь объявление о знакомстве? Ведь вы пишите о себе, а не о вашем богатстве.

Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать вашего будущего друга. Каким вы его себе представляете? Но описание идеала не должно занимать более ¼ всего объявления.

На занятии каждый прочтет свое объявление, а остальные члены группы выступают в роли экспертов. Внимательно выслушав очередное объявление, они могут внести коррективы – добавить то положительное и привлекательное, что забыл написать о себе сам автор.

Задание 2. «Свобода голоса и мнений»

Учитесь говорить громко и уверенно, чаще высказывайтесь категорично. Подготовьте текст, который вы прочтете очень-очень громко.

Задание 3. «Похоже на шутку»

В течение дня стремитесь проверить свою способность чуть-чуть подурачиться в беседе. Например, вас спрашивают: «Пойдешь на день рождения?» – а вы, напустив на себя комически важный вид, отвечаете: «Это надо всесторонне обдумать». Вам говорят: «Верни мою книгу», а вы со скорбной миной сообщаете: «Это ужасно. Ее сгрызли мыши». Причем на день рождения вы охотно соберетесь, а книгу и не думали присваивать. Вы лишь паясничаете. Собеседник, возможно, начнет кипятиться, тогда перестаньте бесить его и ответьте всерьез. Это маленькое актерство пригодиться вам: вы научитесь владеть ситуацией. Тем самым вы выигрываете небольшую паузу перед ответом. За время оттяжки собеседник проверяет себя: так ли уж ему требуется от вас то, чего он просит; у вас же за это время складывается в голове наилучшая формулировка ответа. И если предстоит ответить отказом, то он прозвучит приветливо и спокойно. Он будет не мгновенной реакцией, в которую невольно вкладывается раздражение и неприязнь, а взвешенным решением. Ведь людей чаще всего обижает не столько отказ (он огорчителен, но оставляет надежду), сколько сопутствующая ему несправедливая незаслуженная враждебность (тут-то никакой надежды не остается). Большинство собеседников поймут, что у вас есть причины для отказа, и из гордости не станут задавать лишние вопросы. Кстати, на эти «лишние вопросы» надо иметь готовый вежливый ответ: «Поверьте, это не мой каприз. Рад бы, но не смогу».

Вопросы для самопроверки

1. Как утолить информационный голод?

2. Какие виды информации вам известны?

3. Верно ли, что язык дан человеку еще и для того, чтобы скрывать свои мысли?

4. Почему с теми, кто молчит, – молчат, с теми, кто рассказывает – тоже молчат?

5. Какую позицию может занимать коммуникатор в общении? Какая из них самая эффективная?

6. Какие факторы улучшают, а какие препятствуют коммуникативному процессу?

7. Назовите виды коммуникативного воздействия?

8. В каких ситуациях обычно возникает диалог? С кем ты чаще всего ведешь диалоги? На какие темы?

9. С какими людьми приятно вести диалог, а с какими – не очень? 10. Что значит «Найти общий язык»?

Литература для более глубокого изучения

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс-М, 2012.

2. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. М., 2013.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.

5. Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / сост. Б.Н. Лозовский. М., 1993.

6. Коноваленко М.Ю. Ложь в общении: как защитить себя от обмана. М., 2001.

7. Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. М., 1994.