Вы здесь

Психология лидера. 5. Онтопсихологический бизнес-консалтинг (Антонио Менегетти, 1995-2007)

5. Онтопсихологический бизнес-консалтинг

5.1. Введение

Как только владелец или руководитель предприятия выходит на средний уровень: а) физического здоровья; б) морально-психологического здоровья; в) компетентности или социально-экономической обеспеченности, его Iso (онто Ин-се) тотчас переходит к диагностике состояния дел и проектированию управления предприятием. Это понятно, поскольку предприятие является естественным продолжением его амбиций, или территориальной психологии человека как ответственного действующего лица. Более того, предприятие (как контекст экономических, политических, производственных отношений, как образование, занимающее определенную социальную, идеологическую позицию) является мета-историческим органическим продолжением интенциональности руководителя, становится опорной точкой его существования.

В силу сущностного детерминизма онто Ин-се – разумного ядра, которое идентифицирует и определяет исторического субъекта, основываясь на собственной идентичности в обеспечении соответствующей эволюции, поскольку сообразуется с локальным и универсальным проектами природы, – предприниматель, проводящий анализ своей организации и совершающий метаболические вложения своих сил, подключает при этом безошибочность собственной природы. Для успешного предпринимателя его предприятие становится conditio sine qua non[31], буквально определяющим, быть человеку или не быть, расти ему либо регрессировать. У больного человека онто Ин-се нацелено исключительно на восстановление здоровья, указывает на этиологию болезни и соответствующий способ лечения, позволяющий улучшить состояние заболевшего человека. У невротика или нереализованного человека оно изолирует стереотипы, сбивающие с пути идентичности, и отбирает возможности для личностной нормализации индивида. Человеку, переживающему кризис ценностных ориентаций либо экзистенциальной идентичности, онто Ин-се наглядно демонстрирует его ошибки, приводящие к нефункциональности, и предлагает альтернативные варианты, эффективно отвечающие природному единству действия данного существа. Ученому оно указывает на внутренние ограничения, преодоление которых сделает научное исследование результативным, согласующимся с экономией потенциала исследователя и с исторической ситуацией, в которой он пребывает.

Этому не стоит удивляться, поскольку онто Ин-се – это формальный порядок генетического кода ДНК побеждающего единства действия, будь то биологическая клетка или органическое образование «человек-руководитель». Такова феноменология онто Ин-се согласно онтопсихологическому прочтению.

5.2. Онтопсихологический консалтинг

В онтопсихологическом консалтинге существуют следующие основные точки:

1. Определение компетентности предприятия в данном секторе рынка. Прежде всего необходимо понять типологию организационной структуры предприятия – что отличает его от других, каково собственное лицо фирмы как некоей единой структуры, преследующей свои цели и отбирающей способы их достижения:

а) тип предприятия, его территориальное месторасположение, вид и сфера деятельности, длительность существования;

б) кому принадлежит предприятие, воспринимается ли оно владельцем как неотъемлемая часть самого себя или лишь как придаток, желанно ли оно хозяином или ему приходится его только терпеть;

в) возможности предприятия и накопленный опыт в его сфере деятельности: какую нишу занимает на рынке, какую продукцию выпускает, как ее рекламирует и реализует.

2. Маркетинг. Необходимо проверить, соответствует ли предлагаемая предприятием продукция явным или неосознанным потребностям рынка или общественной психологии, моды, идеологии. Предприятие должно отвечать реальным либо воображаемым ожиданиям клиентов, которые отдают свои деньги, покупая конкретные или мнимые товары и услуги, тем самым формируя рынок и определяя направленность производства.

Если пекарь открывает хлебопекарню и выпекает хороший хлеб одного только сорта, то вскоре потерпит крах. Если же он перейдет на производство тридцати-сорока сортов хлеба, угождая вкусам различных клиентов, богатство и процветание будут ему обеспечены.

Таким образом, необходимо отслеживать соответствие производимой продукции рыночному спросу, логике данного сектора рынка, данной среды; изобретать можно все, что угодно, но лишь в рамках логики ответа на спрос.

3. Сбыт – целевые продажи, направленные на удовлетворение спроса:

а) изучение потребительского спроса;

б) разработка системы скидок;

в) разработка системы обслуживания клиентуры: оказание постоянной поддержки посредникам, торговым представителям, дилерам, заслужившим доверие благодаря результатам своей деятельности.

4. Финансовые средства, производственные мощности, фонды предприятия.

5. Соблюдение предприятием действующего законодательства, финансового и страхового права. В наши дни закон важнее денег, поэтому ему следует уделять большое внимание, так как из-за малейшей оплошности предпринимателя могут разорить или посадить в тюрьму. Сегодня сложилась совершенно нелепая ситуация, которую нельзя упускать из виду: любое решение следует проверять на его соответствие закону не ради того, чтобы проявлять свою честность, а во избежание проблем: «В данной ситуации закон за или против меня?». Главное, чтобы закон был на твоей стороне, защищая тем самым от насилия со стороны общества. Закон, налоги, страхование требуют внимания, поскольку могут защитить предпринимателя от возможных нападок со стороны близких ему людей, которые, оставаясь в тени, способны навредить ему из чувства любви, ревности или антипатии.

6. Способности сотрудников, их совместимость или открытые разногласия с лидером. Следует проверить совместимость лидера с наиболее близкой ему группой способных сотрудников, представляющих собой то первое окружение, через которое он воздействует на остальных, а также уточнить, нет ли разногласий внутри группы.

7. Семейные, тесные дружеские, эмоционально-чувственные отношения. С позиции этих отношений необходимо проанализировать следующие три аспекта:

а) самого предпринимателя;

б) весь руководящий состав;

в) предприятие в целом.

Данные отношения могут вмешиваться в работу по принципу сетевого эффекта или констелляций чужеродных для предприятия семантик[32].

8. Состояние физического и психического здоровья предпринимателя и его ближайших помощников. Некоторые хронические болезни или особенности характера человека несовместимы с успешной экономической деятельностью предприятия.

9. Анамнез, биография и психология руководителя, ответственного за работу всего предприятия. Во-первых, этот глобальный панорамный экскурс следует проводить с использованием онтопсихологической методологии для получения целостного среза действующей внутри предприятия причины, которая определяет его доминантную динамику. При обнаружении такой причины необходимо понять, в чем, как и когда она проявляется. Если реально предприятием управляет некий родственник руководителя или «серый кардинал», то этот пункт относится и к нему. Во-вторых, следует критически проанализировать деловые качества руководителя (см. рис. 4).

10. Политическая ориентация, или относительный оппортунизм. Это расширенный аспект пункта 1. Все обуславливается политикой: выбор политической линии применительно к конкретному моменту тотчас приводит либо к прибыли, либо к разорению.


Таким образом, необходимо анализировать, действительно ли название предприятия, его вид, производимый продукт и маркетинг усиливают позиции наиболее сильной на данный момент политической партии или идут с ней вразрез, согласуются ли они с господствующей религией, с царящей системой ассистенциализма или натурализма.

Цель, функция, предмет анализа и его результаты имеют двойное значение:

а) определить движущие и тормозящие силы внутри предприятия;

б) изолировать тормозящие силы предприятия и скоординировать действия ведущих сил предприятия для восстановления или повышения его рентабельности.

Ум денег специфичен, непреклонен и требует от человека осуществления постоянного иерархического отбора. Деньги – это необходимое средство для создания и поддержания территориальной психологии земного человека – социального существа.

Поэтому попытки субъекта вмешаться в естественную иерархию техники экономической деятельности, стремление изменить приоритеты, ставя на первое место семью, любовь, жалость, ассистенциализм, щедрость, дозволяются в качестве свободного выбора, но никогда не станут продуктивной стратегией получения материальной, конкретной власти.

Соблюдение экономической иерархии позволяет повысить результативность деятельности предприятия и, уже на этой основе, взращивать гуманистические и духовные ценности.

Историю пишут победители. Нашим общечеловеческим ценностям мы обязаны триумфаторам этого мира: Библия, музыка, книги, традиции, искусство поддерживаются деньгами тех, кто верует в победителей. Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джотто и подобных им признавали, они создавали свои школы, поскольку соответствовали господствующей идеологии, сторонники которой и оплачивали труд мастеров.

Существует множество способов проверки эффективности деятельности предприятия, планирования совершенствования его работы или же безболезненной и выгодной его ликвидации, объединения инвестиций для осуществления целенаправленного захвата рынка. Однако какой бы ни была парадигма перспективного анализа, как бы ни проводилась обработка данных, как бы ни составлялся психологический портрет предприятия, онтопсихология, учитывая результаты деятельности предприятия и организационную структуру его менеджмента, концентрирует свое внимание на одной существенной особенности, которая объясняет все причинно-следственные связи.

5.3. Перспективы предприятия

В настоящее время в онтопсихологическом консультировании используется следующая схема, позволяющая синтетически представить предприятие, фирму, дело, стиль руководства (рис. 6).

«Я»: сфера мыслящего, логического, волевого, сознательного «Я».

Монитор отклонения: механический стереотип, сводящий восприятие информации, ее обдумывание и принятие решения к принципам морально-идеологического характера, не имеющим никакого отношения к динамике самого бизнеса, дела.

Бессознательное: субстрат эмоций, импульсов, памяти, психических динамик, семантики окружающей среды – всего, что оказалось за пределами сознания.


Рис. 6


Ин-се: мыслящее энергетическое ядро, формообразующее и структурирующее органику человека-индивида.

Телесное здоровье: система организма в медицинском понимании.

Аффективный горизонт: сеть первостепенных для субъекта отношений в аффективной сфере – семья, чувства, секс, дружба, мораль, первичные ценности.

Горизонт сотрудников: связующий элемент или первичная группа административно-управленческой поддержки, которая образует оперативный разум предприятия.

Социальная сфера: среда отношений и связей, необходимых для создания и поддержания имиджа предприятия; отношения местного значения, территориальная психология, связи с общественностью (PR) и местными учреждениями.

Власть: места, люди, предприятия, группы капиталовложений, осуществляемых не только по коммерческим каналам, но и в любой форме, выражаемой в денежном эквиваленте (например, главенство по контрактным обязательствам).

5.4. Онейрическая символика в бизнес-консалтинге

Откровенно говоря, я не намеревался использовать онтопсихологию в предпринимательстве: эта наука родилась как инструмент разрешения проблемы кризиса познания.

Познание возможно, если исследователь здоров как физически, так и духовно, свидетельством чего является соответствие его позиции и действий логике реальности.

Для меня, предпринимателя от природы, которому с легкостью удалось добиться высокого экономического положения, не составило труда уловить все нити, связующие предприятие и ум предпринимателя.

Предприятие – это первая органика личности лидера. Точно так же, как большинство людей вымещает собственные ошибки на самих себе в виде болезней, порой очень тяжелых, так и предприниматель ослабляет (либо укрепляет) предприятие в прямой зависимости от несоответствия (либо соответствия) его восприятия собственного бизнеса тому, каковым тот является в действительности.

Итак, сегодня применение в организационном консультировании онтопсихологической стратегии, обеспечивающей получение и возможность оценки семантических и онейрических знаковых посланий бессознательного, которые являются его феноменологией, открывает возможность, основываясь на векторах онто Ин-се и умении отличать их от воздействия монитора отклонения, получить не только точные данные, увидеть путь к оздоровлению предприятия и области инвестиций, но и добиться безошибочности в достижении поставленных целей. Это возможно только в том случае, если «Я» волевым усилием приспосабливается к указаниям онто Ин-се. В противном случае, несмотря на накопленный предыдущий опыт, статистические данные, поддержку политической партии или банка, на полное доверие семьи, ожидаемое наследство и т. п., обнищание и крах предприятия неотвратимы.

Профессионализм в прочтении феноменологии онто Ин-се дает точный критерий определения успеха или поражения.

5.5. Интуиция

Лидера отличает владение природной интуицией[33], позволяющей ему совершать оптимальный выбор в конъюнктуре проблем и их возможных решений. Интуиция многогранно проявляется в образах, впечатлениях, представлениях, системных данных, различных переживаниях, семантических полях. Разобраться во всем этом нелегко, однако возможно.

Для онтопсихологического знания характерны благоприятствование, идентификация и воплощение лидерской интуиции – непосредственной эманации онто Ин-се. Поскольку интуиция принадлежит исключительно онто Ин-се, она безошибочна. Интуиция – это формальная проекция определенной точки, которая с максимальной функциональностью опосредует один или несколько контекстов субъекта. Установив внешний или внутренний субъекту контекст действий и противодействий, интуиция дает одно-единственное указание, обращающее все в пользу индивида.