Вы здесь

Психология лидера. 3. Каким образом психология может помочь лидеру (Антонио Менегетти, 1995-2007)

3. Каким образом психология может помочь лидеру

Онтопсихологическое познание, во-первых, позволяет индивиду понять общую структуру собственного бессознательного, которое представляет собой большую часть его жизни и ума, во-вторых, осознать динамические и детерминистические процессы бессознательного, которые человек неосознанно вызывает в окружающих (людях, ситуациях), и, наконец, в-третьих, научиться чувствовать на уровне бессознательного постороннее вмешательство других людей в его жизнь, в его реальность. Следовательно, индивид может осознать действия, квантовые модули, которые активизируются им самим или влиянию которых он подвергается бессознательно. Онтопсихологические методы позволяют оператору познать базовый порядок, формальную и динамическую основу (arche) всего бессознательного и всей окружающей его среды. Проблема заключается в том, что человек, даже не понимая формальной динамики событий, вынужден переживать их как следствие. Какую реальность человек передает окружающим его людям, партнерам, сотрудникам, своим близким и какую передают ему они? Либо он ее знает и контролирует, либо не знает и неизбежно испытывает на себе. Онтопсихологические методы в первую очередь помогают выявить интуицию главного выбора.

Разговор о бессознательных психических детерминантах не ограничивается исключительно микроскопической областью индивидуальной сферы, а распространяется и на макроскопические социальные феномены.

Если мы хотим действительно помочь индивиду, необходимо определить психологический генезис, а не средство, с помощью которого выражается патогенез. Любой патогенез выясняется через психогенез. Только проанализировав, поняв и изменив психогенез, мы сможем устранить любой патогенез. Онтопсихология ведет исследования исключительно в психогенетическом контексте, так как знает, что все остальное не является причиной, а тип болезни – лишь фактор случайности. Возникновение болезни и ее специфическая причина локализуются только в психическом поле[18].

Психическая причинность может иметь различные феноменологические варианты (наркотики, преступность, психосоматические расстройства, алкоголизм, невроз, самоубийство и т. д.). Она находит выход в той или иной форме в любом случае. Следовательно, излечивая субъекта от определенного симптома, мы можем устранить феномен, но предрасположенность к какому-либо иному патологическому аспекту останется незатронутой. Недостаточно лечить симптом: необходимо лечить и аутенти-фицировать личность.

В этом и состоит различие между медицинским и онтопсихологическим подходами: врач лечит симптом и его проявления, а онтопсихолог, преодолевая феноменологию симптома, обращается к мотиву, непосредственной причине, присутствующей в психике пациента, чем и достигается излечение больного, человека, совершившего акт самосаботажа, непосредственного действующего лица.

3.1. Как быть эффективным лидером

Чтобы быть эффективным руководителем, индивид должен обладать соразмерностью в четырех сферах:

1) индивидуальной персональной;

2) семейной, аффективной;

3) сфере сотрудников;

4) социальной.


Индивидуальная персональная сфера охватывает физический аспект существования субъекта. Аффективная сфера включает в себя эмотивную[19], сексуальную, любовную составляющие, связанные с абсолютными ценностями субъекта. В сферу сотрудников входят посредники в экономической, юридической деятельности, с которыми взаимодействует лидер. И, наконец, социальная сфера, или сфера конкретной экономической деятельности, – это связи, дипломатия и все то, что представляет собой искусство быть лидером. На рис. 2 представлена реальная физическая структура любого человека.

В иерархии проблем субъекта, когда что-то идет не так, на первый план в субъективном сознательном восприятии выходит социальная сфера. Затем идут сотрудники, семья, близкие, те люди, с которыми связывают эмоционально-чувственные отношения, и на последнем месте – иногда эта позиция даже отсутствует – сам субъект.

Согласно реалистическому взгляду на вещи, подобная иерархия ошибочна. Неудачи, фрустрация в экономической деятельности означают какую-то проблему, недостаточность во внутреннем мире субъекта, причина которой кроется в трех первых сферах: в персональной, аффективной и сфере сотрудников. Любая ошибка в одной из первых трех сфер искажает функциональную способность «Я», которое является высшим инструментом разума бизнеса. Таким образом, причину внешних проявлений следует искать в личностном мире лидера.


Рис. 2


Проблемы, на которые он жалуется, вызваны не работой или сотрудниками, а его абсолютными аффективными ориентирами. В Библии сказано: «Враги человека – домашние его».

Бессонница и стресс имеют общую причину и зарождаются в глубинной сути субъекта. Стресс представляет собой работу вхолостую какой-либо мышцы, органа, ума. Деятельность вхолостую означает, что соединяются не соответствующие, не адекватные друг другу средства, ситуации, цели.

Стресс может возникнуть только по двум причинам: или руководитель неправильно определяет цель (то есть ошибается при планировании), или он, точно выбрав цель, не способен правильно скоординировать средства для ее достижения.

Как определить, в случае неверного результата, где произошла ошибка, в какой сфере она находится, как и в какой момент действует?

Возьмем, к примеру, некоего человека (рис. 3), которого обозначим буквой Z (пол, семейное положение и род занятий не имеют значения). Определяя стратегию своих действий, субъект просчитывает различные возможности и, естественно, хочет быть уверен в их реализации. Предположим, что Z оказывается перед необходимостью выбрать одну из трех возможных ситуаций (А, В, С), в каждой из которых имплицитно содержатся некий контекст и некий бизнес. Субъект должен определить лучшую для себя ситуацию, способную обеспечить ему наибольший успех как реализацию или удовольствие.

Предположим, что он склонится к выбору А. Как только субъект принимает решение и начинает действовать, во всем его организмическом бессознательном мире происходит некая реакция.

На эту ситуацию бессознательное откликается неким сообщением в виде графического изображения. Если субъект Z выберет направление В, бессознательное создаст другое графическое изображение; при выборе ситуации С – третье, таким образом, ZA дает один график, ZB – другой, a ZC – третий, абсолютно отличающийся от двух предыдущих.


Рис. 3


Бессознательное субъекта точно реагирует на каждый выбор, предваряя действие, следующее за принятым решением. Для того чтобы знать, какой выбор является правильным, витальным, необходимо уметь читать сублимат, результат реакций бессознательного на физические характеристики внешних обстоятельств.

Онто пси хо ло гия открыла язык этих графических изображений (которые представляют собой сновидения) и, следовательно, знает, как они расшифровываются (рис. 3).

Прошу вас критически отнестись к этому очень простому опыту (профессор Менегетти приглашает из зала двух женщин и поочередно дает им листок бумаги: каждая на него смотрит, затем одна из женщин возвращается в зал за сумочкой и приносит ее профессору). Я подал знаки одному человеку, и он на них не отреагировал. Я подал их другому – и эти знаки заставили человека переместиться в пространстве, спуститься в зал, взять сумочку и принести ее сюда, то есть этот человек совершил определенные действия на основании этих знаков, этих простых графических изображений[20].

Сновидение представляет собой графическое изображение, которое наше сознание переводит на язык образов. На листке бумаги нет никакого образа идущей женщины или дамской сумочки, однако одна из женщин совершила точное действие в соответствии с прочитанным.

Если наше единство действия, наша экзистенциальная физическая реальность пишет, создает реальные проекты, вся наша сознательная часть должна обладать способностью к их научному прочтению, иначе она остается парализованной, что и произошло с одной из этих двух женщин, которая, не зная данного кода (записка была на итальянском языке, незнакомом ей), не совершила никаких действий, хотя код и действовал. Следовательно, важно уловить код интерпретации онейрических[21] знаков.

Ядро деятельности и интерпретации любого феномена находится внутри субъекта. Когда дела идут не так, необходимо проанализировать самого индивида изнутри: патогенез обнаруживается через психогенез. Все написано внутри индивида.

Онейрическая деятельность постоянно демонстрирует изменения основных интересов субъекта. Сновидение – это одна из разновидностей деятельности сознания, которая осуществляется непрерывно, даже в настоящий момент, только сейчас она бессознательна. Достаточно и одной секунды для того, чтобы получить онейрический образ, из которого можно извлечь полную информацию, – так хороший хирург только по одному рентгеновскому снимку точно определяет состояние внутренних органов больного. Дело только в профессиональном научном прочтении.

Если человеку не снятся сны, можно попросить его придумать какую-нибудь историю или что-нибудь спонтанно нарисовать: даже фантазия несвободна, она обусловлена комплексами индивида.

Когда субъекту не удается вспомнить, что ему снилось, это значит, что проблема очень серьезна и, чтобы уже не страдать на сознательном уровне, он уходит от видения своего бессознательного. Это свидетельствует о существенном ухудшении его жизненной ситуации. Исчезновение сновидений означает, что субъект в значительной степени стал объектом: в нем много реальности, но мало личности. Напротив, тот, кто превращает сны в навязчивость, становится невротиком, думая только о сновидениях и забывая реальность. Тут нужно найти золотую середину.

Реакция в виде графического изображения бессознательного выстраивает следующую иерархию: на первое место оно (бессознательное) ставит здоровье, физико-биологическую целостность субъекта. Здоровье – это первая ценность, о которой повествует сновидение.

Когда с человеком что-то случается, в первую очередь необходимо проанализировать его личность. На втором месте стоит обязательная проверка первичных аффективных ориентиров и их безопасности для личности (мужа, жену, детей, мать, подругу, шофера, то есть его близких). На третье место бессознательное ставит людей, на которых субъект полагается в работе и учебе. И, наконец, на четвертое – анализ социальной, деловой, экономической, политической сфер.

Следовательно, онейрическая графика сигнализирует об ошибке или удаче в соответствии с некоей иерархией, в которой на первом месте находится индивид, затем – семья, сотрудники и, наконец, внешние связи.

Внешнее проявление онейрического безошибочно и детерминистично. Благодаря онтопсихологическому методу сновидение становится ключом для анализа любого проявления состояния здоровья и дел субъекта.

Все мы существуем, думаем и обладаем способностью к отражению. Процесс существования и отражения является для человека специфической категорией. Вся проблема шизофрении заключается в том, что сознательная система ошибочно интерпретирует графики бессознательного. Когда глаз видит, например, микрофон, в мозг поступает не графический образ микрофона, а знаки. Глаз смотрит на объект, происходит последовательная смена различных стадий восприятия, образуется процесс коммуникации (одна клетка передает сообщение другой), в конце которого в мозг поступают только те сигналы, которые являются электрической редукцией, возможно, это два тире и точка. Эти два тире и точка регистрируются и дешифруются, и мозг подготавливает ответ.

Когда ответ приходит, человек отражает целостность макроскопического объекта.

Наша способность к отражению представляет собой функциональную логику, внутренне присущую нейронной организации. Наша природа уже в силу того, как она структурирована разумом жизни, обладает собственной направленностью, собственным законом, собственным неустранимым фактом.

Онтопсихология обнаружила способ, посредством которого природа пишет, проектирует и проецирует отражение факта, а также пути осуществления деятельности и движения информации, используемые природой внутри собственных индивидуаций.

Онтопсихология черпает ощущение точности из той же логики, которой природа пользуется внутри своей субатомной клеточной системы.

Нельзя считать, что все в порядке, руководствуясь только хорошим самочувствием субъекта во время сновидения. Необходимо понять, какой критерий использует субъект, видевший сон, когда утверждает, что чувствует себя хорошо, – критерий медицинский, экономический, эмотивный, социальный? Прежде всего надо проверить, обладает ли он целостным сознанием, точно отражающим реальность. Когда субъект говорит, что чувствует себя хорошо, он сознательно убежден в этом и искренен. Но точно ли сознание субъекта отражает состояние его организма?

Онтопсихологическое аутентифицирующее консультирование изменяет сознание клиента, потому что ошибочна не реальность его бессознательного, а тот образ, в котором он себя мыслит и который считает правильным. Хороший консультант должен корректировать сознание на основе реальности субъекта.

3.2. Диада

Понятие диады[22] представляет собой нечто неустранимое из реальности человеческого существа. Это – страшное и удивительно прекрасное понятие, к которому надо относиться очень внимательно, поскольку человек всю жизнь осуществляет свои выборы и устанавливает отношения на основе матрицы, заложенной диадой в детстве.

Внутри первых основополагающих инди ви ду ально-семейных отношений (на уровне физических, химических, языковых взаимодействий) мать, семья и общество вырабатывают в субъекте определенный тип поведения, стандартизируют его. Эта матрица задает направление, неустранимое и неизменяемое в течение всей жизни индивида. Почти всегда оно проявляется в виде доминантного комплекса субъекта. Доминантного потому, что он превалирует над всеми другими возможностями поведения, вследствие чего субъект по жизни выбирает людей строго определенного типа для личных и деловых отношений в науке, политике, бизнесе. Диада как бы задает материнский язык, основу воспитания, и выбор субъекта может пасть только на людей и ситуации, которые совпадают с этой базовой линией, других он не видит.

В то время как онто Ин-се представляет собой открытый экономический ум и потому выбирает наиболее подходящие, наиболее жизненные для субъекта ситуации, диада задает доминантный комплекс, из-за чего субъект может развиваться только на основе определенной типологии встреч, действий, экономии, окружающего пространства.

Любая ошибка – в деловых или личностных взаимоотношениях – всегда зависит от внутренней диадической ситуации индивида, которая развивалась в аффективной сфере и сфере отношений с сотрудниками, взрываясь в конце концов в экономической области. Проблема успеха или поражения всегда представляет собой проявление внутренней причинности структуры бизнесмена.

Приведу пример из жизни. Один крупный кинематографический продюссер обратился ко мне, будучи в катастрофически тяжелом экономическом положении. Некогда очень богатый человек, он погряз в долгах, и дело дошло до того, что ему просто нечего было есть. Я помог ему справиться с этой ситуацией, и через два года он снова достиг прежнего богатства и благополучия. За это время он расстался с семьей (женой и двумя детьми) и личной секретаршей, женщиной определенной типологии. Таким образом, подтвердилось совпадение: богатство вернулось, как только он освободился от своих аффективных привязанностей. Тем временем он встретил другую женщину, очень умную и сильную, которая помогла ему во многом, в том числе вновь нажить состояние. Больше на сеансы он ко мне не приходил. Когда, разбогатев, он снова столкнулся с проблемами, то опять вернулся ко мне, чтобы научиться не повторять ошибки, и рассказал мне такой сон: он находится в какой-то комнате и видит куклу, у которой из сердца течет кровь; потом он видит своего друга, играющего на гитаре, а рядом с ним – женщину, владелицу крупного салона красоты. Друг исполняет прекрасные неаполитанские песни, а женщина – хозяйка салона – спокойно занимается своими клиентами.

Я спросил: «У тебя сейчас другая женщина и от нее есть дети?».

П. (Продюссер): «Да, двое, я начал новую жизнь, хочу иметь новую семью, чтобы обрести опыт нового человека. Поскольку я понял, что моя прежняя семейная жизнь была совершенно ненормальной, сейчас, когда я понимаю гораздо больше, мне захотелось продлить свою жизнь в потомстве, поэтому я живу с этой женщиной, которую очень уважаю, и у меня от нее двое детей – мальчик и девочка».

А. М. (Антонио Менегетти): «Как у девочки с сердцем?».

П.: «Есть определенные проблемы, и время от времени приходится возить ее в Париж на осмотр и для подготовки к операции: у нее какая-то патология сердечной мышцы».

А. М.: «Чем сейчас занимается твой друг, который в твоем сне пел веселые неаполитанские песни?».

П.: «У него все хорошо. Недавно мы играли вместе, я на рояле, он – на гитаре, вообще – он прекрасный человек».

А. М.: «Но сколько у него денег?».

П.: «Нисколько, он полностью на содержании у своей подруги».

А. М.: «Что ж, ты кончишь тем же и всегда будешь иметь бесконечные проблемы из-за дочери, болезнью которой тебя будут постоянно шантажировать, что вынудит заниматься этой семейной проблемой и помешает тебе реализовать экономические интересы на международном уровне».

Этот человек потерял все. Сейчас его подруга помогает ему снова завоевать доверие банков, чтобы получить новый кредит и начать все сначала. Месяц назад он попросил меня о помощи и я ответил, что ничего не могу сделать, потому что нельзя принести удачу тому, кто совсем не меняется, оставаясь под влиянием базового комплекса своего детства. Это – один из бесчисленных примеров онтопсихологической практики.

Многие верят в то, что они ведут дела или управляют отношениями с другими людьми и при этом их ум независим от личностных переживаний, стоит выше их, однако в человеке все взаимосвязано, будь то зло или добро. Не кто иной, как сам субъект, создает базу, чтобы начать, и потом сам ее разрушает: диадический комплекс детства движется по кругу, он повторяется, приводя к прекращению роста субъекта. Многие болезни также являются результатом навязчивого влечения к повторению, задаваемого диадическим комплексом субъекта. Это подтверждается онтопсихологическим анализом сновидений и других элементов личности.

Человек, который хочет изобретать, создавать, в первую очередь должен стать цельной личностью, после чего может заниматься чем угодно, поскольку жизнь станет его союзником.

Настоящий лидер всегда одинок, но он вместе с бытием.

Глубинная логика мощи онто Ин-се заключается исключительно в следующем: «omnia mea mecum» (все то, что является моим, только со мной); я и бытие, я и жизнь, я и целое. Все остальное – второстепенно. Если вы способны сохранить эту высшую логику, все остальное придет к вам с избытком. Следовательно, вы сможете делать для других.

Кроме того, бизнесмен должен учитывать, что и другие люди, особенно имеющие деньги, умны и, возможно, гораздо умнее его. Он должен научиться действительно заинтересовывать этих людей, оказывая услуги, выполняя какие-либо функции или предлагая умный совет. Нельзя рассматривать другого человека в качестве объекта своего ума, своей хитрости, своего рынка.

3.3. Предприниматель жизни

Единственная побеждающая точка, единственное, что сегодня имеет значение, – это человек.

Если идея, проект, который вначале представляет собой лишь возможность, виртуальность, создается людьми высокого уровня, то он способствует повышению уровня развития всего общества, а не установлению господства. Человек должен действовать, всегда исходя из собственного внутреннего мира, своей индивидуальности, ориентируясь на тот культурный критерий, который он сам сочтет наиболее эффективным.

Жил-был один человек, и, когда для него настал момент прощания с детьми перед смертью, он подумал: «Вот я умру, оставлю их, и что же с ними будет? Надо им помочь». И сказал он детям: «Послушайте, я закопал клад на нашем поле и никому об этом не сказал, притворившись бедным. Постарайтесь его отыскать, и вы избавитесь от всех своих забот». Когда отец умер, братья по очереди принялись копать, но сокровища так и не нашли. В конце концов они решили засеять вскопанное поле. Работали они очень усердно, тщательно разрыхляя землю, прежде чем опустить в нее зерно, и урожай получился богаче, чем у кого-либо в округе. Им хватило зерна и для себя, и на продажу, тогда они поняли, что за клад был закопан на их поле.

Жизнь – это поле, на котором спрятано сокровище, но все зависит от того, как это поле обработать: даром сокровище не достанется. Смысл вот в чем: «Жизнь прекрасна, если ты сумеешь сделать ее прекрасной. Ты можешь не владеть соответствующими навыками для этого, но чтобы в жизни не было сокровища – это просто абсурд. В зависимости от того, как ты работаешь, на свет появляется и то, на что ты не надеялся, о чем никогда раньше не мечтал».

Следовательно, речь идет о том, чтобы точно выбирать правило для каждого действия. Цель каждого из нас – реализовать себя, в этом заключается основная проблема жизни, и для того, чтобы победить, необходимо шаг за шагом двигаться вперед, постоянно руководствуясь точным критерием. При соответствующих предпосылках результаты обязательно будут достигнуты.

Если сохранить несущую ось (свой порядок), тогда всего остального будет в избытке. Есть ядро и есть движение, однако в движении никогда нельзя отклоняться от центра. Движение центра представлено на рис. 4: круг сжимается, давая движению выход вовне, после этого оно возвращается обратно, расширяя центр.


Рис. 4


«Я» – это сознание, личность; «тело» – это здоровье, жизненное благополучие. «Социальное тело» – это статус-кво, совокупность тех ценностей, которые основаны на деньгах, связях, уважении, ответственности перед законом. «Экономическое тело» – это основа, ядро. Разуму этого компактного образования соответствует эффективность четырех его элементов («Я», «тело», «социальное тело», «экономическое тело»), которые всегда должны быть четко взаимосвязаны и развиты.

Речь может идти о временных периодах (три года, пять лет и т. д.), однако субъект никогда не должен удаляться от совокупности четырех элементов («Я», «тело», «социальное тело», «экономическое тело»).

Человек как историческая организация основан исключительно на эффективном историческом действии «Я». Эффективность исторического действия «Я» реализуется через различные скоординированные между собой аспекты.

Социальное тело означает поддержание эффективной сети связей без проституирования самого себя. Как только человек выберет свое социальное пространство и поставит перед собой какую-то цель, он должен тотчас подобрать себе людей, равных этой цели, так как нельзя сотрудничать со всеми подряд, потому что стоящие на более низком уровне в любом случае потянут вниз.

Под экономическим телом подразумевается эффективность, надежность основного капитала, который немедленно реагирует на любое обстоятельство. Экономическую основу знает только сам субъект, о ней никто не должен знать, даже банк (мастерство высшей личности проявляется в движении вперед с абсолютной хитростью и при полном соблюдении законности).

3.4. Функциональные способности

Я хотел бы попробовать описать особое состояние сознания, предшествующее точному образу мышления.

В каждом человеческом существе можно обнаружить следующие функциональные способности (рис. 5).

Чувствительность – это восприятие внешней реальности, которое может привести к изменению поведения, действия или реакции субъекта: например, человек идет по дороге и в какой-то момент замечает, что впереди – яма или, скажем, лающая собака. С помощью чувствительности человек воспринимает реальность, в соответствии с которой затем изменяются его поведение, действия, реакции.


Рис. 5


Эмоция – это любая мысль, реальность, которой удается проникнуть внутрь меня, побудить меня. Если чувствительность может не вызвать абсолютно никакого интереса у субъекта, то эмоция возникает тогда, когда факт, память или мысль волнуют, касаются субъекта, побуждают, вызывая чувство боли, ненависти, радости.

Память – прошлое, к которому субъект впоследствии возвращается тем или иным образом. Это воспроизведение прошлого опыта, повторение для самого себя ранее пережитого.

Сознание – это просто отражение события эмотивного, фактического или события памяти. Прикосновение к металлу – это чувственное ощущение, в нем нет никакой эмоции. Впоследствии я могу об этом вспомнить и мое сознание сможет вновь увидеть как факт памяти, так и его восприятие. Следовательно, сознание – это форма отражения, воссоздающаяся в памяти, в чувственности, в эмоциях от случившегося, это воскрешение былого. Это совокупность объективных и субъективных рассуждений, соответствующих интересам индивида.

Монитор отклонения – это устойчивость всех координат передачи моральной традиции и всего того, что заключает в себе «Сверх-Я» (морали, традиции, долга и т. д.). Вид меметической памяти, которая категорическим образом подчиняет себе объективные рассуждения. Устройство, деформирующее объективную и субъективную реальность.

Логическое «Я» – это момент, в который психическая деятельность преодолевает все психологические факты, факты памяти, факты чувствительности, то есть встает над ними почти с отстранением: измеряет, оценивает, синтезирует и формализует их. Это – критерий контроля, которым субъект измеряет любой свой жизненный опыт.

Натуристическое онто Ин-се – это совокупность положительных инстинктов: все те желания (еда, игра), которые являются тотальными и невинными. Наглядным примером натуристического Ин-се может послужить поведение детей и здоровых животных (то, как они держат себя, как ухаживают за собой, как нападают). Речь идет об организмическом Ин-се, проявляющемся на уровне соматического, эмоционального, интенционального поведения, единственной целью которого является достижение определенной формы нарциссизма, формы удовольствия от факта существования.

Созерцательное онто Ин-се проявляется тогда, когда онто Ин-се преодолевает любую феноменологию существования и становится в центре высшего Бытия-в-себе вещей.

К этим функциональным способностям можно было бы добавить инстинкт, который в зависимости от связи с одной из этих координат может быть выражением как онто Ин-се, так и монитора отклонения. Если инстинкт свободен для какой бы то ни было функции, тогда это сила и наслаждение. Если он находится под властью монитора отклонения, он опасен, вреден для субъекта и для других; если же им распоряжается исключительно онто Ин-се, тогда он – проявление разума. Логическое «Я» тоже может быть связано с онто Ин-се, с монитором отклонения или с памятью.

Зрелый человек достигает совершенства, когда действует при оптимальном соотношении логического «Я» и созерцательного онто Ин-се – высшего критерия, которым располагает человеческое существо.

В жизни важно испытывать моменты натуристического Ин-се. Вы когда-нибудь видели чаек, садящихся на воду? Что они там делают? Качаются на волнах! Они не ловят рыбу, а просто нежатся, убаюкиваемые ветром. Важно порой достигать такого уровня восприятия сознания, при котором любое проявление жизни (кожа, вода, ноги, инстинкт, руки, бег) доставляет наслаждение, при этом разум полностью освобождается от программы, памяти, логического «Я». Фантазия игры ради игры: брать, есть, думать, трогать, потом другая мысль… Чувствовать себя без головы, без мозга, жить кожей, которую бархатно ласкает все вокруг. Это ощущение может дать выкуренная в подходящий момент и в подходящем месте сигара или какой-нибудь неизъяснимо прекрасный образ, являющийся вам на небосводе…

Очевидно, что это состояние необходимо заработать, к нему надо заранее готовиться, в нем нельзя быть постоянно. В случае выполнения заказа или условий контракта следует проявлять максимум внимания. Это сады собственной благодати субъекта, единственной целью которой является достижение полноты бытия, эффективности существования. Человек становится ребенком внутри жизни, у которого есть возможность наслаждаться ею. Это прекрасное ощущение полноты жизни, полноты онто Ин-се, самообновляющегося изнутри, дающего форму высшей трансцендентности, высшей отстраненности от всего бесполезного, от всего, что может причинить боль, привести к стрессу.

Необходимо обладать культурой благодати существования без ее рационального осмысления, так как это уже логическое «Я», стремящееся уловить ускользающий миг. Такие моменты являются основой общей эффективности, способной в мгновения, когда включаются борьба, память, логическое «Я», наполнить жизненными силами, «подзарядить» в критической ситуации. Это означает окунуться в праздность, где нет действия (морального, социального, действия ответственности), погрузиться в совершенное созерцание факта существования в центре естественной жизни. Иными словами, владеть искусством восстанавливающего удовольствия.

Это, безусловно, уже точки прибытия. Попытка предаться исключительно поискам блаженной безответственности выражала бы только инфантилизм, уклонение от зова бытия, от неумолимых требований, предъявляемых жизнью. Выполнив обязательства по отношению к историческому времени, можно погрузиться в этот аутогенез натуристического опыта, посредством которого онто Ин-се восстанавливает и обновляет постулаты действия, поскольку цель онто Ин-се – немедленное наслаждение после исторического свершения. Отпуск – это пункт назначения, а вовсе не попытка забыть об обязанностях, которые так или иначе взывают к нам. Следовательно, достижение таких аутогенетических моментов натуристического Ин-се есть некая эскалация, некий тренинг, некий процесс.

Нелегко описать словами танец натуристического Ин-се, танец без слов и без формы. Нелегко с помощью слов передать бессловесный мир.

3.5. Применение психологии к внутренней сущности процессов благодати

По завершении спонтанного процесса, который на первом этапе можно назвать биологическим циклом[23], для становления в рамках психического цикла необходимо сделать выбор. Субъект становится творцом самого себя и в силу этого занимает свою позицию, осуществляя исторический аутоктиз. Это дается не от природы, а достигается путем точно выверенных, постепенных выборов.

Индивид через окружающую среду (habitat) постоянно является причиной и следствием. Он – креативная самоустановка.

Для большинства людей войти в цикл природы – уже достижение пункта назначения. Однако затем обретают страшный смысл слова из Библии: «Помни, человек, из праха ты вышел и в прах обратишься».

Как только человек входит в психический цикл, он сталкивается с особыми трудностями, здесь – другие ставки и, соответственно, другая стратегия. Разработать тактику побега из тюрьмы – это одно, а стать лидером в диалектике социального действия – совсем другое.

Там, где природу останавливают, она фиксируется и затем закостеневает (когда природа приобретает привычку к повторению, для субъекта начинается старость: старость спокойная, безболезненная). Если же субъект быстро двигается, бежит, достигает наполненности, становится больше, он реально ощущает приток собственной ценности, способности. По сравнению с человеком с обычным жизненным тонусом, он обретает изобилие и скорость.

В большом или малом peak experience (пике переживания) есть также и связанная с полнотой жизни необходимость. Именно здесь, на мой взгляд, Маслоу не удалось найти выхода, поскольку peak experience всегда виделся им как пункт назначения, точка экстаза в созерцании.

Peak experience – это переживание полноты, всеобъемлющего наслаждения, соответствующего конкретному образу существования, но он не отражает высшей возможности субъекта в его историческом процессе.

В высшей точке переживания целостности нужно уловить связанную с ним жгучую потребность, представляющую собой форму нового направления поиска экзистенциальной новизны. Это значит, что, достигнув полноты в одном, необходимо изобрести новую дорогу, ведущую дальше. Следует начать новую историю выбора, способов и форм своей работы, своего чувственного мира. Новизне силы – новизна истории.

Тот, кто хочет получить от процесса выбора нечто большее, находясь в состоянии peak experience, должен учитывать три критерия.

Эти критерии представляют собой определенную форму психологии, применяемую в состоянии благодати[24].

Первый критерий подразумевает сохранение всего позитивного, созданного вплоть до настоящего момента. Делая выбор, нельзя рисковать тем, что уже создано. При любых изменениях ситуации необходимо сохранять здоровье, надежность, уверенность, успешные достижения в социальном, финансовом, личном плане. То есть в новый выбор следует инвестировать только часть прибыли, не затрагивая основной капитал, постепенно вводя объективную новизну бытия в свое существование.

Второй критерий состоит в том, чтобы не откладывать.

Творческие ощущения приходят, если вы одновременно и серьезны, и веселы. Существуют ситуации, в которых каждый из нас перед необходимостью выбора оказывается в совершенном одиночестве. Невозможно получить гарантии от других, поскольку так зарабатываете не вы, а система, внутри которой можно лишь поменять место, но нельзя осуществить свое становление. Увеличение ценностей достигается только внутренней деятельностью субъекта.

Таким образом, речь идет об инвестировании ad extra[25], потому что весь высший опыт (peak experience) представляет собой следствие ad intra[26]. Это – внутренний феномен, дающий огромную силу, которую нужно, по возможности, проецировать на исторически объективное инвестирование в соответствии с имеющимися средствами.

Этот критерий индивидуализируется не на основе изобилия наслаждения или интенсивности потенциала в данный конкретный момент, а через историческую рациональность субъекта в ситуации. То есть эта полнота должна развиваться в соответствии с историческими, юридическими, экономическими, социальными, психологическими, аффективными координатами субъекта. Необходимо сделать выбор в сторону увеличения, всегда в соответствии с возможностями данного конкретного момента. Надо только привести в действие имеющуюся здесь и сейчас возможность.

Второй критерий предполагает дальновидную рациональность на основе имеющихся средств (а не тех, которые могли бы быть в наличии) в соответствии с реальной целью. Необходимо тщательно проанализировать, какие из тех средств, которыми субъект располагает в данный конкретный момент, соотносятся с импульсом. Не надо тратить все силы, действуйте постепенно, усиливая напор по необходимости. Набирайтесь мужества и отбросьте лень, аккидию. «Аккидия» (от лат. accidere, accidens) – форма нахождения рядом без движения, притупляющая точку роста.

Третий критерий заключается в наличии определенной формы «сокровенного намерения». Продолжая серьезно, правильно, рационально, открыто заниматься своими делами, человек должен хранить в секрете свой следующий шаг, свой новый путь, относясь к нему с внешне безразличной любовью, но втайне прикладывать максимальные усилия в данном направлении. Это мир интуиции.

На третьем уровне появляется творчество, которое не требует тотальных, явных, рациональных вложений. Мы должны относиться к нему как к чему-то возможному, трудному, не забывая при этом, что инвестируем нашу лучшую энергию, которая прокладывает нам дорогу. Это наша самая весомая энергия, которая требует очень бережного обращения. Это прозрачная точка, не поддающаяся обычным правилам повседневной жизни. Занимаясь внешне привычными делами и достигая ежедневных результатов, мы расширяем радиус своего действия.

Масштаб человека оценивается по радиусу его действия в исторической среде. Один субъект так же мал, как его комплекс, другой огромен, как целая психологическая эпоха.

К этому критерию в некоторой степени можно применить принцип: «Да не ведает правая рука, что творит левая». То есть, когда вы создаете свое благосостояние, необходимо одновременно следить за этой новой дорогой с деликатностью интуитивного разума, без излишней рациональности, чтобы ее не разрушить. Это – новая энергия, которая рождается в данный момент, следовательно, управлять ею надо мягко.

На мой взгляд, этот последний акт (то есть креативное свершение субъекта) даже не должен служить материалом консультирования. Он должен быть креативным рассветом субъекта, если, конечно, не выпадает счастье общения с Учителем, который способен увидеть, не производя контакта. Учитель есть форма отсутствия, обеспечивающая структурное формирование субъекта, никоим образом не проявляя своего присутствия. Поэтому он видит этот белый внутренний импульс субъекта, никак не добавляя себя. Истинный Учитель, не вмешиваясь в сущность явления, указывает, где возникает технический дефект субъекта, который движется в определенном направлении, и как обеспечить эффективность того, что зарождается в настоящий момент.

С научной точки зрения, это объясняется присутствием бессознательного, находящего пути решения проблемы (или того, во что следует инвестировать) в сновидениях.

Бессознательное, поддерживаемое витальной динамикой Ин-се, внутри любой проблематики определяет, где находится препятствие, а затем находит возможное решение для его преодоления и, следовательно, выхода из проблемной ситуации.

Если же мы, наоборот, находимся в области спонтанной креативности, то уловить, в какую сторону направляется субъект, нелегко. Когда необходимо выйти из проблемной ситуации, а значит, инвестировать себя в новизну бытия, язык сновидений становится более скрытым и к тому же обретает трансцендентные ориентиры, поэтому понять его не так просто.

Для роста недостаточно только устранить психосоматические и комплексуальные состояния, ошибки и дефекты, необходимо инвестирование полноты некоего момента peak experience в историческую деятельность по образу и подобию действующего субъекта.

Иногда полезно разрушить часть того, что построено ранее, и создать новые перспективы. Риск постоянен, игра открыта, но заработок бесконечен. Становишься соответствующим своему выбору.

Выход из туннеля – это только первый шаг, потом необходимо научиться двигаться уже на свету. Многие люди, достигнув благополучия, допускают ошибку, расслабляясь, словно все обеспечено, все гарантировано, тогда как по выходе из туннеля необходимо проявлять ловкость, создавать самого себя, так как это – мир богов, мир, требующий высшего разума.

Противоречие возможно всегда и на любой высоте. Любая реальность онтического видения содержит в себе возможность искаженного подобия.