Вы здесь

Психология за 5 минут. Предпосылки психологии (Маркус Уикс, 2015)

Предпосылки психологии

Естественные науки, такие как астрономия, физика, химия, биология и география, произошли от философских размышлений о природе мира; но вплоть до XIX века не было научного исследования того, как мы думаем и ведем себя. Одна из причин этого заключалась в том, что, – так как у нас не может быть прямого доступа к тому, что происходит в умах других людей, – философия разума была скорее вопросом для самоанализа и страдала от недостатка объективности истинной науки.

Кроме того, прямое изучение мозга с точки зрения работы физических процессов, даже объективно научное, немного рассказало нам о том, как мы думаем, и как мы ведем себя. Некоторые физиологи, – в частности, в Германии, – обратили свое внимание на изучение психических процессов, и в то же время философы (особенно в США) приняли более строгий научный подход к философии разума. Из этих двух разных подходов и возникла, преодолев разрыв между философией и физиологией, новая наука «Психология» как отдельная научная дисциплина.


Разум и мозг

Во многих мировых культурах есть вера в то, что люди имеют душу (чаще всего бессмертную), которая существует независимо от тела. Греческие философы отмечали также, что душа, или дух отвечают за нашу способность рассуждать, – и это то, что сегодня мы называем разумом. В то время как Аристотель и его последователи видели тело и душу как нечто неразделимое, Платон полагал, что душа принадлежит вечному духовному миру, отделенному от материального мира, населяемого нашими телами.

Позже философы, в частности, целитель и учёный Авиценна, великий математик и философ Рене Декарт, – предположили, что нематериальный разум и материальное тело являются отдельными сущностями. Эта гипотеза физического и ментального дуализма была оспорена Гилбертом Райлом в 1949 году. Он отклонил идею независимо существующей души или духа, рассматривая «дух в машине». Позднее – развитие компьютерных технологий дало нам полезную аналогию: мозг и сознание можно рассматривать с точки зрения аппаратного и программного обеспечения, которые различны, но взаимосвязаны.


Нейронаука

К середине XIX века медицинская наука обращает свое внимание на расстройства центральной нервной системы. Ранее неврологи, в том числе Жан-Мартен Шарко, изучили и описали, к примеру, такие состояния, как рассеянный склероз, инициируя исследования в области физиологии нервной системы. Переломный момент наступил с возникновением метода окрашивания, разработанного Камилло Гольджи, который позволяет рассмотреть отдельные клетки под микроскопом.

Сантьяго Рамон-и-Кахаль, один из основателей современной нейронауки, использовал эту технику, чтобы распознать и классифицировать клетки нервной системы и головного мозга (ныне известные как нейроны). Более поздние исследования показали, что нейроны способны общаться и взаимодействовать друг с другом через электрохимические сигналы, передавая информацию от органов чувств к мозгу. Также стало ясно, что электрохимическая активность между нейронами в головном мозге связана с мыслительными процессами, что привело к усилению позиций физиологического подхода в психологии.




Некоторые ранние изображения нервных клеток мозга были нарисованы испанским нейробиологом Сантьяго Рамон-и-Кахаль


Гипноз

Немецкий врач Франц Месмер прославился в конце XVIII века благодаря терапии с использованием магнитов для восстановления баланса «животного магнетизма» пациента. Во время терапии, позже известной как гипноз, некоторые из его пациентов впадали в состояние, подобное трансу, которое, как они утверждали, облегчало симптомы их заболевания.

Один из современников Месмера, католический монах родом из Гоа по имени Аббат Фариа, понял, что ключ – не в магнитах, а во «сне наяву». Именно это делает пациента более восприимчивым к убеждению. Его метод стимулирования психического состояния повышенной внушаемости, позже названный хирургом Джеймсом Брэйдом «гипноз», вызвал значительный интерес в XIX веке, и как терапия, и как форма развлечения. Невролог-новатор Жан-Мартин Шарко применял гипноз как часть терапии при лечении истерии. В дальнейшем эту практику продолжили его ученики Йозеф Брейер и Зигмунд Фрейд. Начав с использования гипноза, Фрейд продолжил развивать «лечение разговором», и на базе его создал теорию бессознательного и психоанализ (см. стр. 144, 146 и 142).


Медицинские условия

На протяжении всей истории на психические расстройства смотрели с подозрением и даже со страхом. Часто определенная форма одержимости объяснялась тяжелыми условиями существования, а такие расстройства, как «тоска», считались дисбалансом между юмором и истерией, обусловленным проблемами матки у женщин. В течение долгого времени эти состояния считались неизлечимыми. Страдающие подобными расстройствами люди объявлялись «безумными» и изолировались в специализированных учреждениях, вроде пресловутой Bedlam (Бетлемская королевская больница).

Неврологи, такие как Шарко, считали, что причиной многих психических расстройств на самом деле были физиологические заболевания (см. стр. 12). Эта идея была подхвачена другими врачами, в том числе Эмилем Крепелином, который в 1883 году опубликовал свой «Учебник по психиатрии». В нем он дал подробную классификацию психических заболеваний, включая раннее слабоумие «dementia praecox» (шизофрения), возникновение которой приписывалось физическим нарушениям в головном мозге. Крепелин заложил основы современной психиатрии (см. стр. 324), а также медицинской классификации и лечения психических расстройств.


На картине Иеронима Босха «Извлечение камня»(1494 год) «камень безумия» извлекают из пациента, страдающего психическим расстройством. Картина подчеркивает, что доктор не знает, является ли проблема физической, духовной или психологической.


Начало экспериментальной психологии

Одной из самых заметных фигур в становлении психологии как самостоятельной науки был немецкий физиолог Вильгельм Вундт. Его интерес к психологии начался после того, как он получил медицинское образование и начал работать в качестве помощника Германа фон Гельмгольца в Гейдельбергском университете, изучавшего ощущение и восприятие человека. Потом он читал лекции по психологии в Лейпцигском университете, которые позже были опубликованы, и явились, пожалуй, первым учебником по психологии. А в 1879 году он создал первую экспериментальную лабораторию психологии.

Его целью было применить научную методологию к исследованию разума, которое для него означало изучение сознания и восприятия. В строгих лабораторных условиях он наблюдал и измерял реакции своих испытуемых на различные ощущения, и записывал то, что они говорили о пережитом опыте. Его настойчивые эксперименты, которые можно было контролировать и впоследствии точно воспроизводить, стали стандартом в экспериментальной психологии, прочно зафиксировав полученные Вундтом научные данные.




Собаки Павлова

Один из поворотных моментов в истории психологии произошел случайно. И сделал это физиолог, а не психолог-экспериментатор. В 1890-х годах русский учёный-физиолог Иван Павлов, изучая физическую работу желудка у собак, разработал методы сбора и измерения количества выделяемой ими слюны для определения ее роли в пищеварении. Он заметил, что слюноотделение не просто возникает в ответ на физическое присутствие корма. Слюнотечение у собак начинается и в предвкушении еды, или при мысли о еде, а это уже это психологический стимул.

Изменив тактику своих экспериментов, проводимых для изучения этого явления, он открыл принцип обусловливания (принцип условных рефлексов), ставший краеугольным камнем бихевиоризма – подхода, которому суждено было доминировать в психологии на протяжении всей следующей половины столетия (см. стр. 46). Опыты Павлова показали также, что такие, на первый взгляд, сложные явления, как поведение животных, можно изучать с помощью лабораторного эксперимента, в контролируемых условиях, а не только наблюдать в естественной среде обитания.


Большой выбор

В XX веке новая наука – психология – развилась в масштабную научную дисциплину, разделившись на социальную и возрастную психологию, психологию индивидуальных различий, клиническую психологию. В США новое поколение психологов, вдохновленное экспериментами Павлова, отвергает философское исследование психических процессов в интересах научного исследования поведения. Между тем, в Европе теории Фрейда о бессознательном и психоанализе были весьма влиятельны, но, как отмечали многие ученые мужи того времени, являлись антинаучными.

В частности, немецкие психологи, которые особенно рьяно следовали теории экспериментальной психологии Вильгельма Вундта, изучая восприятие и противодействуя бихевиоризму и психодинамическому подходу Фрейда, создали направление в психологии, известное ныне как гештальт-психология (см. стр. 110). Этот акцент на когнитивные процессы, а не на поведение, стал доминирующим во второй половине века, наряду с возрождением интереса к биопсихологии (см. стр. 24) под влиянием достижений в области изучения мозга с применением томографии.