Вы здесь

Психология делового общения. II. Особенности разных видов делового общения (Е. П. Ильин, 2017)

II

Особенности разных видов делового общения

Глава 3

Публичное выступление

К разновидностям публичного выступления относятся лекции, доклады, сообщения, связанные с передачей информации более или менее широкой аудитории. При этом происходит процесс общения лектора с аудиторией, так как между ними возникает психический контакт.

Опыт показывает, что на каждое выступление приходится в среднем 20–25 минут, которые тратятся на определение темы, сбор, анализ и обобщение информации, составление плана и кратких тезисов. Если материала достаточно и он хорошо продуман, то следует перейти к плану, задача которого – сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Это приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок, а во время выступления является своеобразной шпаргалкой на случай, если выступающий забудет часть информации, отклонится от темы. Составление конспекта особенно полезно для докладчиков, обладающих высокой тревожностью и нейротизмом.

Тех, кто не утруждает себя подготовкой к выступлению перед тем, как предстать перед публикой, ждет неудача. Так что продумайте все заранее. Начните с того, как вы должны появиться. Ваша походка должна быть уверенной. Помните, что любое ваше движение будет моментально замечено публикой. Увидев вас, слушатели должны почувствовать значимость вашего выступления.

Если вы начнете запинаться и извиняться, то слушатели начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Следует помнить, что многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Выделяйте глазами сразу нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях помещения. Не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку. Кроме того, ваш взгляд не должен быть невыразительным или пустым, стеклянным.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Не делайте суетливых движений: они моментально отвлекают слушателей от существа выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, не прохаживайтесь около трибуны, потому что тогда вас начнут разглядывать, а не слушать. Помните, главный психологический фактор, который оказывает воздействие на слушателей в этот момент, – именно вы, поэтому они оценивают, как вы одеты, как держитесь, как говорите, а не только то, разбираетесь ли вы в предмете выступления.

3.1. Принципы информирования

Перед выступающим стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать лучшему ее запоминанию. Вот почему следует соблюдать следующие принципы информирования:

1) доверие. Аудитория будет охотнее слушать оратора, если он вызывает симпатию и доверие. Для получения кредита доверия оратору необходимы знания (опыт), достоверность используемой информации и особые личные качества;

2) интеллектуальная стимуляция. Аудитория более склонна прислушиваться к интеллектуально стимулирующей информации. Таковой она будет, если она нова для слушателей и отвечает их потребности в знаниях;

3) креативность, то есть способность человека генерировать новые и оригинальные идеи и точки зрения. Аудитория более способна воспринимать, понимать и запоминать информацию, при изложении которой используется творческий подход;

4) актуальность. Аудитория охотнее воспринимает и запоминает информацию, которая кажется ей актуальной. С точки зрения восприятия информации большинство людей подобны не губкам, впитывающим все, что они видят и слышат, а фильтрам, которые пропускают через себя только ту информацию, которую считают актуальной (Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 347). Актуальность – это субъективная ценность, приписываемая слушателями информации, отвечающей их потребностям и интересам. Особенно важно подчеркнуть актуальность темы в начале сообщения, во вступительной части, чтобы люди поняли, для чего им нужно слушать оратора;

5) расстановка акцентов. Аудитория легче всего воспринимает и запоминает ту информацию, которая выделяется докладчиком. Люди помнят лишь небольшую часть услышанного, поэтому важно выделить ту часть сообщения, которую слушателям необходимо запомнить. Для этого оратор должен заранее определить приоритетность информации и продумать способы ее предъявления. Например, она может подаваться с помощью наглядных материалов, повторения ключевых слов и идей, использования логических переходов («Итак, мы выяснили, что…», «Итак, мы рассмотрели…») или юмора (забавных историй и т. п.), что поможет выделить ключевые мысли.

3.2. Методы информирования

К методам информирования слушателей в процессе публичного выступления относятся повествование, описание, использование определений, объяснение, разъяснение.

1. Повествование. Повествованием называют рассказ или историю, построенную вокруг некой центральной мысли и заканчивающуюся развязкой, которая придает всему сказанному смысл и интерес. Основная цель повествования – преподнести заложенный в тексте смысл настолько красочно, чтобы слушатель запомнил его именно благодаря форме изложения. Это достигается рядом приемов:

• наличием уточняющих деталей (подробностей), которые усиливают производимое рассказом впечатление;

• поддержанием атмосферы ожидания, некой интриги (для этого кульминация повествования откладывается на самый конец) – слушатели будут более внимательными, потому что им будет интересно, правильно ли они прогнозировали по ходу повествования развитие событий;

• включением диалогов в итоговый текст (по возможности).

2. Описание. Описание является рассказом о том, что из себя представляет данный объект. При описании важно умение подметить характерные детали предмета и красочно их передать. Для многих людей описание оказывается сложной задачей, так как они не привыкли использовать развернутые образные описания в повседневной жизни.

3. Определение. Умение давать определения, то есть объяснять значение слов, является одним из основных показателей эффективной коммуникации, так как именно таким образом докладчик помогает аудитории понять и соотнести между собой ключевые понятия его речи. При этом могут использоваться как краткие, так и развернутые определения.

4. Объяснение процессов. Это рассказ о том, как можно что-то сделать, изготовить или как нечто работает. Объяснение может сопровождаться демонстрацией (то есть непосредственным выполнением) необходимых действий и операций, если докладчик готов показать, как пользоваться чем-то (что-то создать). В то же время могут быть использованы и видеозаписи этих действий. Во время демонстрации нужно говорить медленно, часто повторяя основные идеи.

5. Разъяснение. Это специфичный вид объяснения, целью которого является обеспечить понимание определенной идеи, для более глубокого раскрытия которой требуется обращение к внешним источникам.

От чего зависит успешность публичного выступления? Конечно, от настроения докладчика, от степени его волнения. Однако есть ряд других моментов, которые влияют на успешность публичного выступления. О них и пойдет речь дальше.

3.3. Оценка аудитории

Публичное выступление – это в первую очередь общение с аудиторией. Поэтому перед ним важно собрать сведения о тех, перед кем вам предстоит выступать. Одно дело – делать научный доклад перед коллегами, то есть подготовленными к пониманию научных терминов слушателями, совсем другое – перед учащимися. Оценка аудитории включает: 1) сбор основных демографических показателей; 2) определение уровня заинтересованности и знаний, а также установок по отношению к оратору и выбранной им теме. Результаты оценки помогут выступающему отобрать подходящие примеры и в итоге организовать и представить свою речь в форме, удобной для большинства собравшихся.

Так, сбор демографических данных необходим для того, чтобы определить, какой контингент преобладает среди слушателей и на кого, соответственно, нужно больше ориентироваться. При этом должны учитываться возраст, пол, уровень образованности, социальная принадлежность и вероисповедание.

Однажды я выступал с лекцией для руководителей предприятий города Кохтла-Ярве. В качестве примера доминантного состояния при ожидании чего-то (концентрации внимания) я привел пример о щуке, сидящей в заводи и ждущей, когда мимо проплывет карась. К моему удивлению, этот пример очень понравился слушателям, поскольку большинство из них, как оказалось, были заядлыми рыбаками. В результате моя лекция была воспринята очень хорошо.

3.4. Учет обстановки выступления

Оценка того места (обстановки), где вам предстоит выступать, подскажет, как лучше справиться с ожиданиями слушателей и какую манеру произнесения речи выбрать. Такая оценка включает в себя несколько пунктов. В соответствии с ними определите:

1) насколько велика будет ваша аудитория. Если аудитория маленькая (до 50 человек), то можно стоять к слушателям довольно близко и говорить нормальным голосом, ощущая себя раскованно. Если ожидается много людей, то, вероятнее всего, вам потребуется микрофон, а передвижения по залу будут нецелесообразны;

2) в какое время суток состоится выступление. Если доклад или лекция запланированы на раннее утро, многие слушатели будут сонными, и их нужно сразу растормошить с помощью ярких примеров и большей эмоциональности речи. То же справедливо и в том случае, если нужно выступать сразу после обеденного перерыва: публика может расслабиться, вести себя апатично и даже задремать;

3) когда в рамках программы предстоит выступать. Если ваше выступление единственное или основное, у вас есть очевидное преимущество – все внимание слушателей будет приковано к вам. Однако в тех случаях, когда заявлено много выступлений (например, на научной дискуссии), ваше место в очереди может повлиять на то, как вас примут. Невыгодно выступать первым, так как потребуется «разогреть» аудиторию, которая также будет отвлекаться на приход опоздавших. Не слишком хорошо выступать и последним, ведь слушатели могут устать от предыдущих ораторов;

4) сколько времени вам отведено. От этого зависит количество информации, которое вы собираетесь сообщить собравшимся, и отбор самой важной информации;

5) чего ждут от вас слушатели. Важно иметь представление, как понимают тему выступления слушатели. От этого зависят их ожидания и отношение к выступлению. Однажды мне довелось читать лекцию перед большой аудиторией о темпераменте человека. К моему удивлению, пришло очень много слушателей. Когда они стали задавать мне вопросы, выяснилось, что многие понимали темперамент не как характеристику поведения, а как страстность в сексуальных отношениях;

6) где вам предстоит выступать. Нужно обратить внимание на размер помещения, освещенность, наличие трибуны, расстояние между выступающим и первым рядом. Если предстоит выступать в длинном и узком помещении, то придется говорить громче обычного, чтобы вас услышали на задних рядах;

7) какое оборудование потребуется для выступления. Если вы не предупредите заранее организаторов выступления о необходимости доски, проекционного аппарата, указки или каких-то специальных технических средств, то попадете в затруднительное положение.

3.5. Вербальная и визуальная адаптация

Для успешного выступления необходимо установить контакт и взаимопонимание с аудиторией, то есть адаптироваться к ней. Адаптация к аудитории включает в себя: 1) достижение взаимопонимания; 2) создание или поддержание интереса у аудитории; 3) приспособление к уровню понимания большинства собравшихся; 4) укрепление или изменение отношения публики к вам или к предмету вашей речи; 5) адаптацию к установкам (мнениям) аудитории.

Наличие взаимопонимания подразумевает, что выступающий и его слушатели располагают одними и теми же сведениями, а также испытывают похожие эмоции и имеют общий опыт. Достичь этого можно, используя личные местоимения (вы, мы, нам и пр.), задавая риторические вопросы (они стимулируют активность публики, ведь когда собравшиеся участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание), делясь общими переживаниями (рассказывая случаи из личного опыта, которые показывают, что вы и ваши слушатели имеете много общего) и персонифицируя информацию (относя ее к самим слушателям, чтобы они поняли, что она имеет отношение и к ним тоже).

Задача создания и поддержания интереса у аудитории решается путем использования четырех принципов:

1) своевременность. Слушателей скорее заинтересует информация, которую они смогут использовать немедленно или по крайней мере в ближайшем будущем;

2) близость. Публике будет более важна информация, которая ей близка, то есть затрагивает ее личное пространство, важные для нее вещи (проблемы, связанные с семьей, работой, учебой и т. д., в зависимости от характера аудитории);

3) серьезность. Вам следует указать на важность излагаемого во время вашего выступления материала, его связь с физическими, экономическими и психологическими последствиями для многих собравшихся. Например, преподаватель может отметить, что такой вопрос обязательно будет в билетах на экзамене или что знание этой информации может пригодиться при приеме на работу, конкурсе на вакантную должность и т. п.;

4) живость. При ослаблении внимания слушателей необходимо использовать интересные истории или даже анекдоты, связанные с темой сообщения. Однако при этом важно не слишком увлекаться этим приемом, иначе слушатели забудут о предмете обсуждения. Вообще следует отметить, что живая, образная, эмоциональная речь воспринимается гораздо лучше, чем размеренная, строго логичная и монотонная (быстро усыпляет аудиторию). К сожалению, не все люди обладают необходимыми речевыми способностями. И среди преподавателей, как было показано Н. П. Фетискиным (1990), имеются так называемые монотонщики. Они редко используют изменение (повышение или понижение) тона речи, громкость речи у них невысокая, паузы затянуты, интонация речи, как и ее темп, меняются очень редко, и они практически не используют логическое ударение.

Яркость речи часто достигается использованием сравнений и метафор. Сравнение – это прямое сопоставление разнородных объектов, которое обычно выражается с помощью слов подобно, как и пр. Метафора представляет собой скрытое сопоставление, которое выражает фигуральную идентичность сопоставляемых объектов. Вместо того чтобы сказать, что одна вещь подобна какой-то другой, метафора утверждает, что она ею является.

Помимо яркости беглость речи также является очень важной характеристикой ее живости. Она означает отсутствие колебаний и таких речевых помех, как э, так, понимаете, как бы и т. п.

Оратору, готовящемуся к выступлению, нужно усвоить суть своей речи, а не выучить ее механически. Если запоминание текста предполагает его многократное повторение, пока он не запомнится слово в слово, то усвоение означает понимание идей, содержащихся в докладе, что дает возможность иной словесной формулировки.

3.6. Признаки умело построенной речи

Приведем признаки умело построенной речи, подкрепляя их соответствующими цитатами классиков.

1. Правильность – это соответствие принятым литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. И. Писарев).

2. Точность – это адекватность мысли говорящего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» (К. А. Федин).

3. Ясность – доступность пониманию слушающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (Квинтилиан).

Понятность речи в равной степени страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро. Важно, чтобы четко и ясно была произнесена ударная гласная (в то время как неударные гласные существенного влияния на разборчивость не оказывают). Выразительная речь способна передать массу оттенков смысла.

4. Логичность – согласие с законами логики. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь. Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Г. Чернышевский).

5. Простота – это безыскусственность речи, естественность, отсутствие вычурности. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Н. Толстой).

6. Богатство – это разнообразие использованных языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

7. Сжатость – отсутствие в речи лишних слов и ненужных повторений. «Если пишет многословно, это… значит, что он плохо понимает то, о чем говорит» (М. Горький).

8. Чистота – отказ от использования слов нелитературных, диалектных, жаргонных, вульгарных, а также иноязычных (без надобности). «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Г. Белинский). К сожалению, в последние годы мы перестали следовать этому правилу. Таким образом вместо звукооператоров в радиопередачах появились «саундпродюсеры», а вместо продавцов повсюду возникли «менеджеры».

9. Живость – это уход от шаблонов, выразительность речи, ее образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А. Н. Толстой). При этом не стоит забывать, что резвость языка не всегда свидетельствует о резвости ума.

10. Благозвучие – это удовлетворение потребности приятного для уха звучания, подбор слов с учетом их звуковой сочетаемости. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов» (А. П. Чехов).

Приведем несколько советов от Д. Э. Розенталя (1979, с. 8–9).

В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2–3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете. Когда я учился в институте, я присутствовал на заседании, посвященном юбилею А. П. Чехова. Профессор, делавший доклад, почему-то все время говорил «товарищ Чехов», вызывая смех у слушателей. А один из политработников, проводя беседу о международном положении, называл лидера французских коммунистов Морис Торез (с ударением на первый слог), после чего о серьезном отношении к его беседе не могло быть речи.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы («дежурные» фразы) типа: «охватить мероприятием…», «уделить должное внимание…», «в настоящий момент…». Очень много мучений добавляет выступающим слово «вопрос»: его ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и «утрамбовывают». Избавляйтесь от слов-паразитов: «так сказать», «понимаете», «значит», «вот». Такие слова не украшают речь, а только вызывают раздражение слушателей.

Для пробуждения и поддержания интереса к сообщению можно начинать его с вопроса и продолжать задавать вопросы во время речи.

Следует учитывать темп речи. Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Выступая перед аудиторией, необходимо рассчитывать, что человек «схватывает» звуковую и смысловую сторону речи со скоростью 60–70 слов в минуту. Неприемлемым является как чрезмерно быстрая речь (вспомните Трындычиху из одной кинокомедии), так и медленная усыпляющая речь. Как требовал Фамусов из «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой».

Известный чешский социолог Иржи Томан в книге «Искусство говорить» (1981) приводит ряд важных способов привлечь внимание собеседника. Остановимся на некоторых из них:

1) сообщение нового. Всем людям свойственно любопытство, желание что-то узнать. При этом все стремятся получить новую информацию как можно скорее и с наименьшей затратой усилий. Сообщение новых сведений, касающихся профессии или увлечения слушателя, обязательно вызовет интерес;

2) демонстрация каких-то новых аспектов дела и аргументов, о которых слушатель до этого мог не задумываться;

3) рассказ или упоминание о чем-то необычном, что вызывает удивление. Люди любят слушать о необычных приключениях, новых достижениях науки и техники, об интересных случаях из чьей-то жизни и вообще обо всем, что отличается от повседневности;

4) организация дискуссии или спора с третьим лицом. Такой способ содержит определенную долю риска. Если полемика приобрела слишком острый характер, часть присутствующих может отнестись к вам настороженно или же с меньшим интересом. Нельзя превращать дискуссию в конфликт;

5) использование некоего оригинального, своеобразного стиля, усиление образности речи. При этом, однако, необходимо помнить, что краткие и простые предложения намного понятнее, чем длинные и сложные;

6) привлечение ярких, интересных сравнений, разных примеров в начале выступления. Нет нужды утруждать слушателей длинной преамбулой;

7) выразительное интонирование: изменение в нужных местах темпа речи, тона, силы голоса, выделение определенных слов, использование пауз;

8) сопровождение своей речи иллюстрациями и наглядными действиями: демонстрация фотографий, картин, приборов и т. п.

Говоря о привлечении внимания при публичном выступлении, американский специалист по ораторскому искусству Фрэнк Снелл отмечал чрезвычайную важность начала речи. Дело в том, что часто слушателю становится скучно уже после первых слов, и привлечь его внимание в дальнейшем очень трудно. Кстати, это справедливо также и для межличностного общения. «Первое впечатление слушателей должно быть положительным, вселять уверенность, что время не будет потеряно зря», – пишет Снелл. В самом начале выступления нужно показать, что информация будет оригинальна и нова и что она будет отличаться свежестью и образностью. С целью привлечения внимания партнера Снелл рекомендует использовать:

• цитаты знаменитых людей;

• предложения, поражающие своей необычностью;

• истории, немедленно вызывающие сочувствие у публики;

• ссылки на Библию;

• рассказы о собственной жизни;

• ссылки на недавно появившиеся, известные большинству произведения;

• риторические вопросы.

3.7. Адаптация к уровню понимания аудитории

Важно, чтобы преподносимая слушателям информация была доступна для их понимания. При этом лучше ошибиться в сторону недооценки знаний аудитории, чем в сторону переоценки. Правда, может оказаться, что часть собравшихся обладает необходимыми знаниями для понимания вашего сообщения, поэтому при ориентации на остальных может возникнуть впечатление, будто вы оскорбляете знающих подозрением в их невежестве. Чтобы избежать подобной двойственности, рекомендуется вначале сделать обзор основных (базовых) положений в форме напоминания слушателям о том, что они уже знают: «Как вы помните…», «Как мы знаем…» и т. п. В этом случае и волки будут сыты, и овцы целы.

Даже если ваша аудитория обладает необходимыми базовыми знаниями, все равно нужно подумать над способами представления новой информации, которые будут способствовать ее пониманию. Например, можно использовать определения, описания, сравнения, приведение примеров и т. д.

3.8. Формирование позитивного отношения аудитории к себе как оратору

Позитивного отношения к себе можно добиться несколькими способами. Первый: хорошо подготовиться к выступлению, так как аудитория всегда инстинктивно чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», не демонстрируя глубины проработки излагаемого вопроса. Чтобы расположить к себе слушателей, докладчик может воспользоваться вспомогательным материалом, подкрепляя им свои слова (например, наглядными иллюстрациями и примерами из личного опыта). На отношение к выступающему обычно положительно влияет и рассказ о личном участии докладчика в том, о чем он говорит. Это создаст у слушателей впечатление о практическом понимании оратором излагаемой проблемы.

Этичное поведение докладчика тоже обычно вызывает доверие слушателей. В основе этичной убеждающей речи лежат следующие четыре правила:

1) говорите правду. Это значит не просто избегать намеренной, прямой лжи, но и не использовать некую информацию вообще, если вы не уверены в ее правдивости;

2) не преувеличивайте значимость излагаемой информации и не делайте из частных фактов обобщающие выводы. Такое поведение может привести к искажению фактов и будет расценено аудиторией как ложь;

3) воздержитесь от личных нападок на тех, кто не согласен с вашими идеями. Оскорбления в адрес оппонента и другие личные выпады, не относящиеся к делу, отрицательно скажутся на образе оратора как человека, достойного доверия. Эта тактика не добавляет доказательной силы аргументам выступающего;

4) приводите источники любой негативной информации. Если вы собираетесь сообщить некие сведения с отрицательным оттенком и основываетесь на информации, полученной где-то на стороне, то не забывайте указать ваш источник. Иначе такие утверждения могут быть расценены как клевета, привести к судебному разбирательству.

Кроме того, успех выступления зависит от частоты визуального контакта оратора с аудиторией. Чем чаще выступающий смотрит на своих слушателей, тем более квалифицированным, осведомленным, опытным, а также более честным и дружелюбным его считают (Beebe, 1974).

Приведем также следующую важную рекомендацию.

Один из способов обеспечения зрительного контакта – представить свою аудиторию в виде ряда групп, сидящих в разных частях помещения. Затем наугад поговорите в течение 4–6 секунд с каждой группой. Например, поговорите в течение нескольких секунд с группой в заднем левом конце зала, затем посмотрите на людей в дальнем правом конце, далее переведите взгляд на группу в средней части зала, группу спереди слева, а потом на группу спереди справа. После этого можно поменять порядок на обратный… Это гарантирует, что вы не затратите непропорционально большого количества времени, разговаривая с теми, кто находится перед вами или в центре зала (Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 324–325).

Что может дать оратору поддержание постоянного зрительного контакта с аудиторией? Во-первых, таким образом слушатели скорее сосредоточат свое внимание на речи. Во-вторых, доверие публики к выступающему вырастет, поскольку зрительный контакт многими расценивается как признак искренности (поэтому докладчиков, не способных сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, нередко – как неискренних или нечестных). В-третьих, так оратор увидит реакцию аудитории на свою речь. Следя за поведением слушателей, он, например, сможет определить, что ему лучше изменить в своем докладе. Однако нужно учитывать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. После этого необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт и т. д.

Очень важно создать у аудитории хорошее мнение о себе как о личности. Этому поспособствуют соответствующая одежда, улыбка и доброжелательный тон голоса. Также стоит следить за своим выражением лица: слушатели негативно воспринимают как «каменную» неподвижность лица, так и постоянные гримасы либо сердитые взгляды. Поза оратора тоже имеет значение. Так, прямая осанка и расправленные плечи во время выступления будут расценены собравшимися как признак уравновешенности, а сутулящийся оратор скорее произведет неблагоприятное впечатление, так как покажется не слишком уверенным в себе или беспечным. Необходимо избегать раскачивания, переступания с ноги на ногу или хождения из одного конца помещения в другой. Особенно важно стоять прямо на обеих ногах в начале своей речи. На внимание слушателей часто негативно влияют почесывание носа и рук, снимание и надевание очков и т. п. Не следует также держать руки в карманах – это не говорит о хороших манерах, к тому же так вы не научитесь подкреплять свои слова жестами.

При этом необходимо считаться со следующими правилами:

1) около 90 % жестов необходимо делать на уровне выше пояса. Другие жесты воспринимаются как знак неуверенности, неудачи, растерянности.

2) локти не следует держать ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.

3) жестикулируйте обеими руками. Самое трудное – начать пользоваться жестами (даже если вы считаете их приемлемыми).

3.9. Адаптация к установкам (мнению) аудитории

Оратору важно заранее представлять установку слушателей на его сообщение: положительная она, отрицательная или нейтральная. В случае отрицательного отношения нужно будет показать, почему данная тема важна для аудитории. Если положительная установка у публики уже есть, выступающему стоит поставить перед собой цель укрепить эту установку, предложив четкую, конкретную программу действий, вокруг которой слушатели могли бы сплотиться.

При отсутствии у аудитории какого-то определенного мнения целью оратора должно быть его формирование, убеждение людей в необходимости действовать. Если отсутствие мнения вызвано лишь нехваткой информации, то докладчик должен сперва предоставить слушателям достаточно сведений для того, чтобы они могли понять суть дела, а потом уже формировать у них определенный взгляд на проблему. Нейтральная аудитория способна рассуждать объективно и воспринимать разумные доводы, поэтому стратегия выступающего должна включать в себя представление наилучших из имеющихся у него аргументов и подкрепление их наиболее точной информацией. Если же слушатели не имеют никакого мнения, потому что обсуждаемый вопрос им безразличен, усилия оратора должны быть направлены на то, чтобы изменить эту позицию. Для этого надо чаще использовать материал, связанный с нуждами публики.

В тех случаях, когда аудитория занимает позицию умеренного несогласия с предложением выступающего, он может прямо приводить свои аргументы в надежде, что их весомость заставит слушателей перейти на его сторону. При этом другая часть стратегии оратора должна состоять в том, чтобы ослабить исходную установку публики, не вызвав у нее враждебности. Чтобы добиться этого, стоит излагать материал объективно и представлять дело достаточно ясно, дабы отчасти несогласные с докладчиком люди захотели обдумать его предложение, а полностью несогласные – хотя бы поняли его точку зрения.

При враждебно настроенной аудитории ожидать радикальной перемены в установках слушателей не приходится. Поэтому лучше подступаться к теме издалека, выступить со скромным предложением, призывающим лишь немного изменить свою позицию, и т. п. Это по крайней мере побудит пришедших задуматься о том, что сообщение докладчика может иметь какую-то ценность. Позже, если идея таки пустит корни, оратор может предложить публике продвинуться в ее обсуждении дальше.

3.10. Как сделать свою речь убедительной

Если в процессе выступления требуется убедить или переубедить аудиторию в чем-то или вообще кардинально изменить ее мнение, оратор должен использовать весомые доводы и доказательства.

Доводы – это такие заявления, которые являются ответами на вопрос, почему слушатели должны верить во что-то (что-то делать). Что же такое весомые (хорошие) доводы? Те, которые удовлетворяют трем основным требованиям:

• подкреплены фактическими доказательствами;

• имеют отношение к высказанному предложению;

• оказывают воздействие на аудиторию (для этого нужно знать ее состав).

Сами по себе доводы – это ничем не подкрепленные заявления, хотя некоторые из них, являясь очевидными, нередко оказывают убедительное воздействие без какого-либо доказательства. Однако в большинстве случаев слушатели будут ждать от докладчика обращения к фактам и мнению экспертов, чтобы его доводы получили подтверждение.

Серьезность любого доказательства обусловлена несколькими факторами. Во-первых, это достоверность источника, откуда оратор получил информацию (сведения, почерпнутые из желтой прессы, как правило, недостоверны). Во-вторых, это своевременность сведений (информация пятилетней давности может оказаться неактуальной и т. д.) и, наконец, то, имеют ли они отношение к высказываемому доводу или притянуты за уши.

Приведем несколько типичных ошибок ораторов.

Поспешное обобщение. Поскольку взятые вами примеры должны представлять все возможные случаи или большинство из них, вы должны привести достаточно примеров, чтобы слушатели могли быть уверены, что это не изолированные и не вырванные из контекста примеры. Поспешное обобщение (возможно, в форме довода), которое либо вообще не подкреплено фактами, либо подкреплено только одним слабым примером, – очень распространенная ошибка в рассуждениях.

Ложная причина. Ложная причина имеет место, когда приписываемая причина на самом деле не связана с результатом или не производит его. Искать причины – в природе человека, однако тенденция идентифицировать и помечать нечто, происходящее или существующее непосредственно перед или одновременно с событием, как его причину часто приводит к ошибкам. Вспомните всех тех людей, которые обвиняют в потере денег, болезни или неудачах на работе пробежавших перед ними черных кошек и разбитые зеркала. Мы определяем это как заблуждение, основанное на ложной причине.

Апеллирование к авторитетам. Попытки привлечь в качестве доказательства мнения авторитетов могут вести к ошибке апеллирования к авторитетам, когда утверждение исходит от человека, не являющегося авторитетом в данном вопросе. Например, специалисты по рекламе хорошо знают, что публика склонна обожествлять знаменитых спортсменов, артистов и ведущих телепередач. Поэтому люди часто готовы верить словам этих «звезд», даже когда те говорят о предметах, о которых, может быть, знают совсем мало…

Аргумент ad hominem («переход на личности»). Аргумент ad hominem нацелен на человека, выдвинувшего тезис, а не на содержание самого тезиса… Такие личные нападки используются как дымовая завеса, для того чтобы скрыть отсутствие у говорящего настоящих доводов и доказательств. Оскорбительные замечания, нацеленные на личность противника, могут произноситься для того, чтобы заставить аудиторию проигнорировать недостаток доказательств, и в этом качестве нередко используются в политических кампаниях. Все знают, что бестактные замечания, оскорбления и прочие личные нападки иногда приводят к успеху, однако такое доказательство всегда является ошибочным (Вердербер Р., Вердербер К., 2007, с. 377–378).

При публичном выступлении обычно возникают следующие типичные затруднения:

• нелогичность подачи материала (непоследовательность в изложении его сути, нечеткая аргументация, отсутствие ясности и точности при достижении поставленных целей);

• проблема с самовыражением оратора (его недостаточная эмоциональность, зажатость, монотонность выступления, несоответствие внутреннего состояния внешним признакам);

• эгоцентризм (выступающий не учитывает плюрализм мнений, не способен понять иной взгляд на вещи);

• некомпетентность (докладчику недостает информации, он не разбирается в конкретных вопросах);

• проблема контакта (у оратора возникают трудности при общении с аудиторией, не удается добиться расположения слушателей и т. п.);

• проблема самоконтроля (докладчику трудно преодолеть волнение, он не умеет вести себя на людях и пр.);

• проблема выхода из контакта (финальная сумбурность и незавершенность выступления в целом, плохое окончание и неудачное прекращение разговора).

Сложные ситуации возникают, когда докладчику адресуются:

1) наивные вопросы, а также критика – от авторитетных людей, не являющихся специалистами в обсуждаемой проблеме. Сложность в том, что, опровергая такую критику с помощью азбучных истин, вы неизбежно ставите в неудобное положение маститых оппонентов, которые болезненно реагируют на это;

2) ироничные вопросы или вопросы с подковыркой – от молодых жизнерадостных людей, желающих повеселить аудиторию. В этом случае можно отреагировать с юмором либо дать ответ серьезным тоном, подчеркнув недопустимость недооценки обсуждаемой вами проблемы;

3) сложные вопросы, затрагивающие малоизвестную оратору смежную область и заданные с целью прощупать его эрудицию и находчивость. Тут лучше отвечать высказываниями в духе: «Нельзя объять необъятное», «Решение этой задачи не предусматривалось в нашем исследовании» и т. п.;

4) вопросы, на которые выступающий уже отвечал, несуразные замечания и критика тех, кто невнимательно слушал и не до конца понял суть обсуждаемого дела. Здесь важно не быть шокированным словами оппонента, не заявлять ему ожесточенно: «Я ведь это уже объяснял!», а спокойно и кратко повторить ответ, используя фразу: «Как уже отмечалось…»;

5) вопросы-замечания о несоответствии выводов докладчика мнению некоего авторитета, имя которого подчас никому ничего не говорит. В этом случае вам может помочь ответ: «По мере того как накапливаются новые факты, многие ранее казавшиеся бесспорными истины, провозглашенные даже авторитетами, пересматриваются»;

6) вопросы, принижающие значимость проблемы (полученных результатов). Поскольку в такой ситуации задевается самолюбие выступающего, важно не реагировать немедленной эмоциональной вспышкой, а, оценив, насколько провокационен вопрос, ответить заранее продуманной фразой.

Во время выступления старайтесь время от времени оценить себя со стороны: свой тон, позу, жесты, наличие слов-паразитов и мышечной зажатости. Во избежание досадных недоразумений четко оговаривайте значение употребляемых терминов, не рассчитывайте, что вас поймут с полуслова, и помните о степени подготовленности вашей аудитории. Для того чтобы подать информацию наглядно и ярко, прибегайте к простым житейским примерам и конкретным фактам, а также к общеизвестным поговоркам и притчам.

3.11. Преодоление нервозности

Нервозность (волнение) перед выступлением – явление довольно обычное, которое может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на итоговый результат. Все дело в степени волнения. Небольшое волнение мобилизует оратора, а сильное ему, напротив, мешает. От 15 до 20 % людей, в основном имеющих высокую личностную тревожность (Маслова Н. А., 2005), испытывают страх перед выступлением постоянно. У них начинаются спазмы в животе, потеют ладони или пересыхает горло, а в их речи появляются такие связующие слова, как гм, типа, понимаете и т. п. Такие люди стараются избегать выступлений, а если это не удается, то высказываются как можно более кратко.

Возникновению нервозности способствует слабая подготовка к выступлению либо мнение оратора о том, что он плохо подготовлен. Влияет и отсутствие опыта публичных выступлений. Помните, как говорил в таких случаях известный российский юрист А. Ф. Кони: «Размер волнения обратно пропорционален времени, затраченному на подготовку выступления».

Перечислим конкретные действия, которые помогут держать под контролем свою нервозность:

1) выбор интересной и известной вам темы;

2) полноценная подготовка к выступлению. Наряду с первым пунктом это придаст вам уверенности;

3) планирование оптимальной очередности выступления: одни предпочитают выступать с докладом первыми, другие же, послушав предыдущих ораторов, лучше адаптируются к ситуации и поэтому предпочитают выступать в конце мероприятия;

4) мысленная репетиция (визуализация) успешности своего выступления. Нужно представить себя спокойным и улыбающимся при приближении к трибуне, напомнить себе, что вы подготовились как следует, а собравшиеся хотят услышать то, что вы собираетесь им рассказать. Представьте, как слушатели одобрительно кивают, когда вы говорите, а по окончании речи аплодируют вам;

5) использование позитивной установки перед самым выходом на трибуну. Говорите себе: «Я рад, что у меня есть возможность поделиться этой информацией с другими», «Я хорошо подготовился и готов к выступлению» и т. д.;

6) использование паузы продолжительностью в несколько секунд перед началом речи. Отрегулируйте свое дыхание, сделав глубокий вдох. Постарайтесь немного подвигаться, произнося начальные фразы, иногда нескольких жестов или шагов бывает достаточно для снятия напряжения.

Глава 4

Консультирование

4.1. Социальное консультирование

Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам». Слово «консультант» обычно ассоциируется у людей со словами «советник», «помощник», «наставник».

Консультирование – предоставление человеку в ходе беседы информации (рекомендаций) о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации, решения текущих проблем, подготовки перспективных социальных программ и т. д. Это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту.

Бывает, что человек, столкнувшийся с какой-либо проблемой, которую он не может решить самостоятельно, знает, какая именно помощь или услуга ему необходима. Однако часто люди даже не представляют, что и каким путем им необходимо изменить, чтобы проблема была решена. В этом случае им стоит обратиться к более сведущему человеку.

Существуют два основных взаимодополняющих подхода к определению сущности консультирования:

1) функциональный. Консультирование понимается как любая форма оказания кому-либо (сотруднику, студенту, больному) добровольной разовой информационной помощи в виде совета или разъяснения (бытового и профессионального характера) в решении какой-либо проблемы.

2) профессиональный. Этот подход обращается к социальному консультированию, что подразумевает особую профессиональную службу, оказывающую услуги гражданам или организациям через специально обученных, высококвалифицированных лиц. Последние помогают выявить социальные проблемы клиента, анализируют их, дают рекомендации, а также содействуют при необходимости выполнению принятых решений. В дальнейшем речь пойдет об этом виде консультирования.

В процессе своей профессиональной деятельности консультант часто сталкивается с необходимостью, во-первых, быть достаточно компетентным по целому ряду социальных и личностных проблем, во-вторых, доверительно общаться с клиентами, в-третьих, брать на себя определенную ответственность за решение их проблем.

При работе с обратившимся за помощью человеком полезно выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: это может быть семья, определенные цели и потребности клиента, особенности его личности и пр. Это позволит консультанту выявить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек, и предложить возможные пути ее решения.

В настоящее время в практике социальной работы в целом (и консультирования в частности) используются следующие формы и способы деятельности:

• монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;

• диалог, то есть свободная беседа клиента и консультанта;

• интервью, которое предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов или специальных заданий, раскрывающих возможности человека.

Выделяются пять шагов интервьюирования:

1) достижение взаимопонимания. На этом этапе консультант конструирует ситуацию, определяя, что будет темой взаимодействия с обратившимся за помощью, и дает клиенту информацию о своих возможностях. Эта стадия считается законченной, когда достигается соответствие представлений специалиста и клиента;

2) сбор информации. Консультант должен ответить себе на вопрос: «Зачем этот клиент пришел?» и выяснить его позитивные возможности в решении проблемы;

3) определение желаемого результата. Клиенту предлагается определить свой идеал, а также что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут;

4) выработка альтернативных решений. Консультант и обратившийся за помощью должны вместе выработать несколько вариантов решения проблемы;

5) обобщение предыдущих стадий и переход к действию.

В консультировании также широко используются так называемые игровые методы. Обычно к ним прибегают, если консультант не может сразу предложить решение проблемы. К примеру, он провел диагностику, выяснил трудности, но сформулировать полезные рекомендации не может. Но возможен и другой вариант: консультант знает решение проблемы, зато сомневается, что клиент примет его рекомендации. В обоих этих случаях специалист хочет, чтобы обратившийся к нему человек самостоятельно прошел весь путь от осознания проблемы до принятия решения. С этой целью предлагаются следующие виды деловой игры:

• ответы консультанта на прямые вопросы клиента;

• разнообразные тестирования;

• различные тренинги и обучения.

Отметим, что на практике реализация процесса социального консультирования требует дифференцированного подхода к этому виду деятельности, что проявляется в существовании различных его видов. Как любое социальное явление, социальное консультирование можно классифицировать по разным основаниям.

Например, по объекту воздействия выделяют индивидуальное и групповое консультирование. При этом следует иметь в виду, что объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа – семья, студенческая группа и т. п.

По характеру и по содержанию обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем выделяют такие виды консультирования, как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие.

Перечислим принципы организации социального консультирования:

1) принцип анализа подтекста. Предполагает наличие у консультанта умения различать в словах клиента несколько подтекстов, читать между строк. Это позволяет специалисту, не перебивая и не напрягая человека лишними вопросами, понять, в чем суть его проблемы или затруднения;

2) принцип отказа от конкретных рекомендаций. Специалисту стоит исключить из своего поведения навязывание клиенту какого-то одного способа поведения и деятельности. Консультант должен предложить определенный спектр возможностей, а что выбрать – решает сам клиент;

3) принцип уважения личности клиента, направленный на пресечение любых попыток консультанта «перевоспитать» или «переделать» клиента в соответствии с собственными представлениями о человеке в целом, его свойствах и качествах;

Конец ознакомительного фрагмента.