Человеческое тело подобно музыкальному инструменту. Можно сказать больше – в каком—то отношении оно и является совершенным музыкальным инструментом. Зачем это нужно, для чего это нам – загадка, ответ на которую, думаю, что лежит где-то далеко за пределами тела…
© Алексей Коляда, 2016
ISBN 978-5-4483-5647-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Психология вокала. Введение
Недавно я узнал, что психологии вокала не существует! Я усомнился и стал наводить справки. Выяснились две вещи. Первая – все, занимающиеся вокалом, дружно говорят, что роль психологии в пении – неизмерима. Вторая – не обнаружилось ни одной работы, посвящённой решению психологических задач, возникающих при пении. Я решил восполнить этот пробел, и написать книгу, посвящённую этому вопросу. Своего рода, руководство, по прикладной психологической работе для вокалистов.
Почему я решил это сделать? Причин несколько.
Я давно и много занимаюсь работой голосом, звучанием вообще и пением в частности. И подхожу к этому, в первую очередь, как к психологической работе, которая начинается тогда, когда от певческих упражнений оказывается мало толку.
У меня накопилось большое количество интересных наработок в этой области, и я хочу поделиться ими со всеми, занимающимися звучанием и пением. Тем более, что уже давно обещал своим знакомым и ученикам написать руководство для самостоятельной работы. Пришло время отдать этот долг!
Кроме того, мне просто хочется, чтобы существовала психология вокала. Как существует, к примеру, спортивная психология, которая помогает спортсменам находиться в состоянии, необходимом для победы и избавляться от помех, имеющих психологическое происхождение. Пение, по-хорошему, это душевное действие, и потому в очень большой степени зависит от состояний, переживаний и прочих подобных вещей.
Для кого эта история?
Для тех, кто хочет петь, и делает самые первые шаги в пении. Независимо от того, каким именно пением собрался заниматься человек, именно первые шаги связаны с наибольшим трудностями. С одной стороны, есть необходимость решать «технические» задачи: надо учить (или, что хуже – переучивать) своё тело одновременно совершать несколько непривычных действий, дающих в совокупности правильное звучание. С другой – если у человека есть психологические проблемы, мешающие управлению своим голосом, то они непременно проявятся в начале освоения пения. Причём часто – все разом. И если для решения «технических» задач требуется главным образом собственное упорство и, если повезёт – хороший преподаватель, то с психологическими – дела обстоят плохо. И приводит это к тому, что человек начинает думать, что у него нет способностей, и петь перестаёт. Чаще всего способности у него есть, просто они перекрыты.
В этой книге вы сможете узнать, как открывать свои способности в части звучания и пения.
Мне очень нравится бывать в местностях, где люди много поют, делают это с удовольствием и просто для себя. И не спьяну или чтобы «выпендриться». Я думаю, что по большому счету, это гораздо более счастливые люди, чем те, которым ещё в детстве объяснили, что у них нет ни слуха ни голоса. Что петь просто так, это неприлично – за пьяного или сумасшедшего могут принять.
Для тех, кто преодолел первые, названные выше, барьеры в пении и может сказать про себя – я пою. Или – я занимаюсь пением. Но при этом сталкивается с невозможностью решить ту или иную вокальную задачу посредством упражнений или певческой практики. Самое противное в подобных случаях то, что упражнения или просто не работают, или их действие неустойчиво и исчезает по каким-то непостижимым причинам. Сюда могут относиться: неустойчивость опоры, мелкие изъяны в интонировании или окраске звучания, особенно – проявляющиеся при всяких волнительных обстоятельствах.
Также я адресую её людям речевых профессий, для которых голос является главным рабочим инструментом, и от его силы, красоты, устойчивости зависит многое.
И, наконец, для тех, кому пение интересно с душевной точки зрения, с точки зрения возможности раскрытия себя и новых граней взаимодействия с собой и миром.
Несколько общих замечаний
Эту книгу я вижу в первую очередь, как прикладное руководство, как описание подходов, при помощи которых можно улучшить качество своего пения. Я не собираюсь перегружать её всевозможными теоретизированиями, отсылками к физиологии и нейрофизиологии звучания – про это уже много всего сказано.
Далее, я хочу по возможности говорить в этой книге на простом русском языке. Понимаю, конечно, что от этого она сильно потеряет в «наукообразности». Но зато надеюсь, что выиграет в понятности. Поэтому, если вам нравится читать что-нибудь вроде: «Респираторная функция человеческого организма находится в определённой корреляции с интенсивностью психофизиологических процессов в его ЦНС» – вы можете быть разочарованы. Если же вам приятнее прочесть: «То как мы дышим, определяется нашим состоянием», то я рад за вас. Видимо, вы – мой читатель.
Сказав «психология вокала», я понимаю, что должен сделать определённые уточнения. Во-первых – что такое вокал. «Вокал», если это слово перевести на русский язык, означает «пение». Просто пение и ничего сверх того. Но судя по тому, что говорят и пишут, есть достаточно большое количество людей, различающих пение и вокал.
Каким образом? Под вокалом понимается пение определённого рода, как правило, пение академическое. То есть, если человек поёт со сцены, с академической постановкой голоса, арии из классических опер или классические романсы, то это вокал. А если он поёт, к примеру, блюзы во время мытья посуды у себя на кухне, то это уже не вокал.
Понимаю причины такого разделения. Люди занимаются в рамках определённой певческой школы, они потратили много сил на то, чтобы эту школу освоить, и ещё больше – на то, чтобы начать преподавать освоенное. Естественно, хочется отличать себя от просто поющей, необразованной массы. Указать на свой уровень, назвав такое пение словом «вокал».
Но, на мой взгляд, можно подходить и проще, понимая, что вокал – это просто пение. И что при любых занятиях пением, человек может развиваться, расти и достичь действительно больших высот. Если вы читаете «вокал», и понимаете, что вы этих высот ещё не достигли – не пугайтесь, эта книга и для вас – тоже.
Второе уточнение, которое я хочу сделать – связано с психологией. К сожалению, вынужден об этом говорить, ввиду большого количества довольно странных представлений, можно сказать мифов, окружающих эту область человеческого знания.
Вот самые распространенные из них:
Многие люди считают, что психология – это страшная, мутная, недоступная понимаю простого человека заумь. А если кому-то, путем непомерных трудов, удаётся её постичь, то оказывается, что речь идёт о всем известных вещах. Только зачем-то названных при помощи непонятного языка. Это не всегда так! :-)
Также психологию воспринимают, как набор способов, позволяющих «уболтать» человека, отвлечь его от того, что его действительно тревожит. И даже каким-нибудь нехорошим образом проманипулировать, то есть заставить делать то, что ему на самом деле делать не хочется и не нужно. И это – тоже не всегда так!! :-D
Ещё есть совсем печальная точка зрения, по которой психология – это почти то же самое, что психиатрия, и если у человека какие-то психологические проблемы, то ему нужно к доктору и «чтоб он ему таблеточек дал». Это совсем не так!!! :-))
Подобных мифов много, и их можно долго перечислять. Но я хочу уточнить, как лично я понимаю психологию. И, соответственно, как она рассматривается мной в этой книге.
В моём понимании, психология – это 1) определённое понимание «внутреннего мира» человека; 2) набор приёмов, позволяющих самостоятельно или с посторонней помощью быстро избавляться от различных личностных и умственных помех, неполезных состояний, поведенческих образцов, странных целей и решений; 3) набор приёмов, помогающих находить нужные, полезные состояния, цели, решения, лучше понимать себя и окружающих. То есть, действительно изменять себя. А вследствие этого получать новые возможности для взаимодействия с обществом, с внешним миром, освобождаться от внутренних помех на своём жизненном пути.
Так мне видится, задача прикладной психологии. Исходя из такого её понимания, я буду говорить о психологии вокала.
Как и с чем работаем?
Теперь нужно сделать несколько важных замечаний относительно места психологической работы при обучении пению. При любой учёбе, как правило, используется следующий подход: человек чего-то не умеет, ему показывают, что ему нужно делать, и он это начинает повторять. Он повторяет предложенные упражнения и, в конце концов, осваивает нужные умения. Как говорится, если долго мучиться, что-нибудь получится…
Картина эта, мне кажется, хорошо знакома всем, проходившим любое обучение. Наработка навыков, а по сути, нужных образов действий, которых у человека не было, через повторение тех или иных упражнений. Таков основной подход к обучению, существующий в наши дни.
Но бывает так, что человек мучается, у него что-то получается, а потом вдруг перестаёт. Или же, не получается с самого начала. Ему предложили какие-то упражнения, он их пробует сделать, но не может даже просто повторить. В этом случае обычно говорят, что у человека нет способностей, и что ему стоит поискать себя в какой-нибудь другой области искусства. Если же был какой-то начальный успех, человек вложился в пение достаточно много, то бросать занятия ему уже жалко, а продвинуться дальше не получается. В итоге – печаль и прискорбие…
В сущности, талант педагога состоит в том, чтобы вызвать у ученика желание приложить усилие, а также подобрать именно те упражнения, которые принесут наибольшую пользу. И подать их наиболее удобным для ученика способом. Так сказать, найти индивидуальный подход. И этим, в общем-то, дело и ограничивается.
Говоря о психологии вокала, я совершенно не хочу влезать в область педагогики. Почему? Потому что в ней сделано очень много. Есть прекрасные педагоги, воспитавшие много певцов, есть прекрасные методики, и это все работает! Я хочу говорить о тех случаях, когда названный выше подход – освоение посредством повторения упражнений, работать перестаёт, или не работает исходно. А ещё о тех случаях, когда человеку говорят – у тебя нет способностей к пению.
Что в этом случае можно предложить? Первый и очевидный ответ – ничего… Но я бы уточнил – ничего привычного! Непривычное в этом месте состоит в том, что можно увидеть в своих «неспособностях» совершенно замечательный, волшебный путь. Путь к себе, путь к открытию себя и своих способностей, которые, скорей всего, просто перекрыты некими помехами.
Что это за помехи и что с ними делать мы будем много и подробно говорить. Вы увидите, что большинство людей, которые считают, что они неспособны к пению, могут прекрасно петь. Просто способности перекрыты. И задача состоит в том, чтобы помочь им раскрыться.
Это непривычно, но доступно. Единственное что вам потребуется – это работа над собой. Причём, работа над собой очень определённого рода: включающую умение видеть те содержания своего сознания, которые перекрывают способности. Их можно называть словом «помехи». И – умение освобождаться от этих помех.
Для начала мы определим наш предмет – помеху. Если посмотреть по словарям, то помеха – это нечто мешающее, препятствующее чему-либо. Дальше стоит определить, чем в сущности является это «нечто препятствующее»? И, соответственно, чему и как оно мешает?
Если говорить о пении, то можно условно обозначить три группы помех. Условно – потому что все они, так или иначе, между собой связаны. Вопрос только в том, на каком уровне сильнее проявляются, и чему больше мешают.
1. Помехи телесного рода – всевозможные зажимы, напряжения, блоки. Проявляются, в первую очередь, в теле, и мешают работе тела при пении. Простые примеры – напряжения в области диафрагмы или брюшной стенки мешают глубокому, естественному нижнему дыханию. И соответствующим образом сказываются на звучании. Напряжения в области горла – препятствуют управлению тембром, точному интонированию. В особо тяжёлых случаях, практически исключают возможность целенаправленно управлять голосом «выше – ниже». В этих случаях человеку говорят, что у него нет «музыкального слуха». Хотя, к способности слышать и различать звуки разной высоты, этот «слух» – не имеет никакого отношения.
2. Следующая группа помех может быть условно названа – переживаниями. Переживания и работа с ними – это особая очень большая тема. Кратко, «переживание» можно определить, как состояние, наполненное сильными неуправляемыми чувствами и неполезными решениями. Например, переживания тревоги, страха, обиды, злости. Что является важной особенностью любых переживаний?
То, что чувства, которые человек испытывает, мало связаны с тем, что с ним здесь и сейчас происходит. Они приходят как бы «из памяти». То есть, эти чувства идут откуда-то ещё, из каких-то других областей его сознания, связанных с происходящим лишь по подобию. Например, человек прекрасно подготовился к выступлению, он владеет своим голосом, он знает материал. И вдруг что-то происходит, и резко возникает тревога такого уровня, что всё забывается: и все умения и все намерения. Результат прискорбен.
3. Следующая, менее очевидная и более тонкая, и но не менее сильная группа помех связана со скрытыми, неосознаваемыми целями. В общем виде, по поводу этих помех можно сказать следующее: стремясь к чему-либо, человек решает не те задачи не теми средствами. Об этом есть смысл говорить уже предметно, и поскольку тема большая, то в соответствующем месте мы ее подробно обсудим.
Вы прочитали про помехи, и наверняка у вас возник вопрос: а нужно ли всем этим заморачиваться? Ведь есть примеры людей, которые прекрасно поют, которые достигли неимоверных высот в этой области, и сделали они это, как можно понять из их мемуаров и интервью, просто регулярными упражнениями. Так нужен ли вообще этот разговор о помехах и о связанной с ними работе над собой?
Вопрос здравый и требующий ответа. Если коротко – у некоторых людей, исходно нет помех пению. Поэтому и освобождаться не от чего.
Теперь немного подробнее. Обратите внимание на то, как построен отбор детишек в учреждениях, с которых начинается музыкальное образование, в том числе путь к вокалу. Главным образом, это детские музыкальные школы. Музыкальную школу заканчивают по классу какого-нибудь инструмента, а для занятий вокалом, нужно поступить в музыкальное училище, пройдя ещё один уровень отбора.
В чём суть отбора при поступлении в музыкальную школу? Она состоит в том, чтобы отобрать детей, у которых нет заметных, выраженных помех музыкальным способностям. Ребёнку предлагается повторить какой-нибудь ритм, и он это делает. Это означает, что ему ничего не мешает, во-первых, предложенный ритм точно запомнить, и, во-вторых, он достаточно хорошо владеет своим телом, чтобы этот ритм воспроизвести. Обратите внимание – ему ничто не мешает. Ребёнку предлагают спеть в унисон с предложенным звуком. Если ребёнку ничто не мешает это сделать, он справится и с этой задачей. Часто просят спеть отрывок из какой-нибудь песни. Ребёнка слушают, насколько исполняемое близко к оригиналу. Если в песне можно узнать только слова, то это означает, что ребёнку что-то мешает произвольно менять высоту звучания своего голоса. После этого обычно ставят диагноз – нет слуха. Таким образом, происходит предварительный отбор детей, у которых нет заметных помех к пению.
Поэтому прекрасные методики, связанные с обучением вокалу – созданы для людей, у которых исходно нет особых помех со звучанием. Или есть, но незначительные, те, которые преодолимы упражнениями и даже могут уйти за счёт такой работы.
В том случае, если уровень помех превышает некое пороговое значение, эти методики работать не будут. По причине того, что человек не сможет ими воспользоваться. Потому что вместо выполнения упражнений, он будет биться об свои помехи. Поэтому выбор очень прост: или вместо того, чтобы петь, идти, например, танцевать и рисовать, или же всё-таки начинать работать над собой с помощью других методик, убирающих помехи. Тем более, что это не такое уж и сложное дело, если подходить к нему умеючи.
Что пишут о работе над собой?
К сожалению, найденные мной советы по психологической работе для занимающихся вокалом, немногочисленны и вызывают недоумение. Возможно, это следствие общей слабости современной прикладной психологии, или не проработанности вопроса её использования при освоении пения. Правда, порой мне кажется, что самые крутые мастера знают секретные техники работы над собой, которые они передают избранным ученикам, запретив разглашать их под страхом смерти. Потому как то, что предлагается широкой публике, просто поразительно.
Например, имеются психологические зажимы, связанные со страхом. Что с ними делать? Совет: не давайте мозгу себя запугивать! Как??? Как я могу запретить мозгу делать то, что происходит помимо моей воли?! Он же слов не понимает! Решить не боятся? Это все равно что «ни в коем случае не думать о белой обезьяне»…
Ещё говорят: «Ставьте себе ясную задачу». Это прекрасный совет! Да, безусловно, когда человек ставит себе ясную задачу, например, петь точно, то есть большая вероятность, что он и будет её выполнять. При одном условии: если ему ничто не мешает это делать. Например, если его не будет выносить в какие-нибудь переживания. В которых он, например, очень боится показаться смешным, «дать петуха», что-нибудь забыть, ошибиться, и так далее. Вы сами знаете, как это бывает. И как быть с этим страхом, к сожалению, никто ничего не говорит…
Можно найти что-нибудь, вроде предложения «позвольте себе показаться смешным». Как если бы всё страшное уже случилось, и теперь можно расслабиться и ничего не бояться. В некоторых случаях это действительно здорово. Например, если это занятие у педагога или какое-нибудь выступление в узком дружеском кругу, где можно позволить себе быть смешным, и это будет принято. Как окружающими, так и самим исполнителем. Но если это ответственное выступление, причём не на арене цирка, то показаться смешным – это, в общем-то, провал, поражение.
Ещё предлагают: не обращая внимания на неудачи, заниматься улучшением того, что хорошо получается. Это напоминает анекдот. Мужик приходит к сексологу и говорит: «Доктор, у меня не стоит». Доктор его осматривает, чешет затылок, и говорит: «Да, не стоит, но зато – как красиво висит!».
Конечно, прокачивая то, что хорошо получается, можно набрать некую силу, которая позволит в дальнейшем преодолеть и то, что получается плохо. Но, знаете, не всегда. Человек может разработать себе великолепное дыхание, но дефекты тембра от этого, скорее всего, никуда не уйдут. Кроме того, совершенно непонятно, что нужно сделать для того, чтобы неудачи не притягивали внимание!
Ещё одно предложение по работе с помехами: телесные блоки и зажимы, страх выступления, страх ошибок, запреты на самовыражение, находятся в прямой зависимости от общей напряжённости человека; из этого следует, что при пении нужно расслабляться. С этим нельзя не согласиться.
Да, действительно, когда общая напряжённость велика, то частные напряжённости, например, связанные со страхами, тоже становятся сильнее. И, соответственно, когда человек в целом расслаблен, то и частные напряжённости, например, всякие зажимы в горле, могут стать слабее. Обратите внимание, какое звучание появляется, если попарился в бане, сделали хороший массаж. Голос сам собой становится более объемным и глубоким.
Но вот вопрос – а как расслабиться в обстоятельствах, когда ты сильно напряжён, например, перед предстоящим выступлением или экзаменом? Как это сделать быстро и, что самое главное, сохранить это состояние на достаточно длительное время? В идеале, конечно, навсегда, на всю жизнь.
Найти внятные ответы на эти, и подобные им, вопросы очень тяжело. Я даже не рассматриваю предложения вроде следующего: «Вот вы боитесь петь перед людьми на сцене, так вы увидьте, что бояться нечего! Вы же умеете петь, а люди вас не съедят. Поэтому просто возьмите и отбросьте этот страх!»
По этому поводу вспоминается ещё один анекдот. «Надысь, якие-то гады, бабке Палаге бумеранг в огород забросили. Дак она зае… лась его выбрасывать!!» С отбрасыванием страхов и прочих неполезных напряжений и состояний, дела обычно так и обстоят: ты его отбрасываешь, а оно обратно, как бумеранг…
После всех этих печальных наблюдений возникает вопрос: а что же делать-то?? Есть телесные, душевные, даже умственные состояния, которые очевидно препятствует пению. Либо в целом, либо в каких-то частях, из которых оно складывается: работа голосовых связок, дыхание, резонирование, интонирование. Выразительность, в конце концов. Есть помехи. Как от них избавиться?
Освобождение от помех
Для освобождения от помех необходимы две вещи. Обе для многих непривычные. Но вполне возможные.
1. Самопознание, навык самонаблюдения и осознавания. Почему это важно? Потому что человек, которому предстоит работа с помехами, должен для начала их осознавать. Иначе он ничего не сможет с ними сделать. Если речь идёт об осознании телесных зажимов, с этим дела обстоят более-менее терпимо. Телесные зажимы, телесные напряжения – наглядны, они чувствуются прямо по телу. Иногда очень сильно чувствуются. Не заметить и не осознать их трудно.
Но в тех случаях, когда требуется работа с чувствами, с переживаниями, требуется более тонкий навык исследования себя, и он требует некоторых усилий для освоения. Хотя, по большому счёту, в этом ничего сложного нет.
Почему необходимо исследование себя? Дело в том, что для того, чтобы с чем-либо работать, человек должен хоть как-то воспринимать предмет своей работы. Например, если я занимаюсь напряжением в горле, то для того, чтобы моя работа была точной, быстрой и в конечном счёте, успешной, я должен это напряжение очень точно ощущать в себе. Если я работаю с каким-то переживанием, со страхом, например, то мне важно осознавать, какого именно рода страх стоит передо мной.
Для успешной работы нужно из всей той массы напряжений и переживаний, имеющихся у человека, выделить именно то, что ему сейчас мешает. Это не всегда просто. Но, ещё раз повторюсь, во-первых, возможно, а во-вторых, необходимо. В связи с этим и стоит развивать навык точного самонаблюдения и самоосознавания. Например, заметить – «я испытываю дискомфорт», – это очень неточно и недостаточно для работы.
И поэтому первое условие – это чудесная вещь, называемая самопознанием.
2. Второе – это умение работать с напряжениями. Разнообразные зажимы, блоки – это в сущности просто напряжения, но возникшие неосознанно, непроизвольно. Поэтому – требующие особого подхода. Важно заметить, что этот подход (и это хорошая новость) применим и в работе с неуправляемыми чувствами и переживаниями.
Более того, многие телесные напряжения имеют с ними прямую связь. Соответственно, освобождались от одного, мы можем заодно почистить и другое.
Напряжения обладают одним существенным и неприятным свойством: копиться с годами. Посмотрите: любой младенец обладает совершенно свободным, ненапряжённым горлом. И это позволяет ему орать часами, на пределе своих возможностей, без малейших признаков хрипоты. Думаю, что мало кому во взрослом возрасте, доступен такой подвиг.
Любой младенец (понаблюдайте при случае) обладает прекрасным нижним дыханием. Он просто идеально берёт воздух для звучания. И это тоже куда-то теряется с годами. По моим наблюдениям, две трети взрослых людей, приходящих заниматься голосом, нуждаются в постановке нижнего дыхания.
Вопрос: как потерялись сильный, не знающий усталости голос и естественное нижнее дыхание? Они не теряются, а перекрываются. Чем перекрывается? Напряжениями, которые мы не осознаём. Они копятся с годами, и это вызывает вопрос – как от них избавиться?