Часть I. Семья и брак в этнопсихологии: основные понятия
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы семейных отношений в контексте культур
Значимость влияния семьи на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливает большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.
По мнению исследователей, семью создает отношение родители – дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.
А. И. Антонов определяет семью как основанную на единой общесемейной деятельности людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, представленная в триединстве отношений супружества – родительства – родства. Выпадение одного из этих звеньев характеризует фрагментарность семейных групп. Целостное представление о семье дают нам взаимоотношения по типу: муж – жена; муж – дети; жена – дети; дети – родители; дети – дети. Эти структурные характеристики семьи, имея относительную независимость, представляют ее социально-психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений [21].
Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного. Так, брак и семья возникли в разные исторические периоды: брак есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а семья – институированная общность, складывающаяся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Согласно общепринятому определению семья – это ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества. Эти условия определяют функции семьи и обобщены в юридических и моральных нормах, а это, в свою очередь, сказывается на семейных позициях, ролях и преломляется в особенностях взаимоотношений в семье.
«Семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям… она должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [226]. Следуя за этим определением, семья – это сложное многоаспектное образование, которому характерно следующее:
• семья – ячейка (малая социальная группа) общества;
• семья – важнейшая форма организации личного быта;
• семья – супружеский союз;
• семья – многосторонние отношения супругов с родственниками: родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и т. д., живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Автор, вслед Л. Б. Шнейдер, придерживается взгляда, что семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства.
Подходы. Значимость семьи, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Так, в своих исследованиях Л. Б. Шнейдер выделяет несколько подходов: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентиз [226].
Эволюционный подход. Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений принадлежит швейцарскому историку И. Я. Баховену [34], выпустившему в свет в 1861 г. книгу «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы», а также шотландскому юристу Дж. Ф. МакЛеннану, опубликовавшему в 1865 г. исследование «Первобытный брак». Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака. На ранних стадиях общественного развития существовала беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения.
Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитета».
Отцом «патриархальной» теории называют Платона. Он полагал, что идея патриархальности отвечает природе человека и служит исходной ячейкой государства. В дальнейшем эти идеи в своих трудах последовательно развивал Аристотель. В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно.
Идея же группового брака отмечалась уже в «Истории» Геродота, который указывал на общность жен у целого ряда народов: группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин [72].
И. Я. Баховен разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе («гинекократия») [34]. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колер, М. М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса.
Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и экзогамно-эндогамных брачных отношениях (эндогамия – свободные связи внутри рода; экзогамия – запрет браков внутри своих родов, необходимость вступать в него с членами других общностей), хотя наблюдались и парные союзы.
В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, считают разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования.
С появлением моногамии связывают появление чувства ревности. По мнению специалистов, ревность появилась и стала известна человечеству сравнительно недавно – примерно 3 тыс. лет назад. При групповом браке она не могла существовать по определению. Таким же неизбежным спутником единобрачия является проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь подобным правом, освящал супружество. Великой честью считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.
Таким образом, у эволюционистского подхода следующие базовые установки:
• почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
• на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;
• эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;
• эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим. Подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.
Но существует и другая точка зрения на эволюцию брака, где развитие семейных отношений рассматривается через призму «упадка» культуры и общества. Ее сторонники подчеркивают негативные тенденции в развитии семейных отношений: ослабление союза родителей и детей, супругов и распад семейного хозяйства.
Функциональный подход. Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи Э. Дюркгейм изучал механизмы сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, взаимосвязь разводов и самоубийств. Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации [91].
Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений. Подчеркивается влияние добровольности брака (взамен брака по договору родителей) на его нестабильность, а уменьшение количества современной семьи на семейную солидарность. Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства.
В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. В функциональном подходе, в отличие от эволюционистского, ключевым моментом выступает проблема ответственности как во внутрисемейных отношениях, так и в контексте общественных отношений, которая задает динамику семейных отношений.
Этологический подход. Истоки этого направления относят к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенная в России в 1873 г.
Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, так как он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых.
Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах – пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. С биологической точки зрения многообразие брачных отношений – это удивительный факт, ведь брачная система – видовой признак и является константой.
Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Существование программ моногамного и группового брака было длительным. Причем, в дальнейшем люди могли при необходимости переходить от одной формы брачных отношений к другой. Например, земледельцам в Европе более всего подходила моногамия, а скотоводам-кочевникам – полигиния.
В рамках этологического подхода установлено, что моногамия – не идеал с точки зрения естественного отбора, обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явления инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека. В самый разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора потому, что главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а не генетически передаваемые знания и необходимость в социализации [225].
Эмпирический подход. Его возникновение связано с появлением в XIX в. эмпирических исследований эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. Внутри этого подхода семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, нравственная жизнь.
Основателем эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, который, исследуя историческую динамику развития семейных отношений, констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
Научный подход. В рамках данного подхода семейные отношения рассматриваются во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томас а, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, З. Фрейда и др.
Межличностные отношения, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» – это ключевые моменты теорий научной социально-психологической направленности [225].
Кроме перечисленных подходов к истории изучения психологии семейных (значимых) отношений существует немало других. Что же касается современных исследований семейных отношений, то здесь можно назвать Ю. А. Алёшину, Т. В. Андрееву. В. Н. Дружинина, Е. А. Елизарова. О. А. Карабанову, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковскую, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллера. В их работах подчеркивается, что на семье прямо и косвенно отражаются все изменения, происходящие в обществе, хотя она и обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью.
Основные функции семьи. Семья как социальный институт приняла на себя ряд функций. В настоящее время ученые, обсуждая функции семьи, предлагают свое видение этой проблемы. Так наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова, он выделил следующие:
• порождение и воспитание детей;
• сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;
• удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;
• создание условий для развития личности всех членов семьи;
• удовлетворение сексуально-эротических потребностей;
• удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;
• организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;
• удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними;
• удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях;
• социальный контроль за поведением отдельных членов семьи;
• организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;
• рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие стрессовых состояний [95].
При этом А. Н. Елизаров считает, что здоровые отношения в семье возможны в том случае, когда семья порождает и воспитывает детей. По мнению А. Г. Харчева, также главной функцией семьи является «детопроизводство», остальные же функции являются внешними, дополнительными, к которым семья, так сказать, принуждена. С. В. Ковалев особое место отводит психотерапевтической функции семьи, подчеркивая, что общение супругов обязано выполнять психотерапевтическую функцию – быть средством разрядки и успокоения.
Специалисты семейной психологии считают, что в настоящее время семья выполняет следующие функции:
• Хозяйственно-экономическая функция. Эта функция связана с организацией жизни и быта семьи: благоустройство жилища, общее ведение домашнего хозяйства, приобретение и содержание имущества, создание домашнего уюта и т. д.
• Репродуктивная функция. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения к проблеме деторождения и самим детям.
• Регенеративная функция. Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
• Образовательно-воспитательная функция (социализация). Она состоит в удовлетворении в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека; семья, что немаловажно, влияет на формирование психологического пола ребенка (первые три года являются определяющими); семья играет большую роль в умственном развитии ребенка (образовательный уровень семьи, интересы ее членов в дальнейшем сказываются на стремление ребенка к обучению, саморазвитию); семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами; также в семье формируются базовые ценностные ориентации человека.
• Рекреативная функция. Она связана с отдыхом, организацией семейного досуга, заботой о здоровье и благополучии домочадцев.
• Психотерапевтическая функция семьи. Она появилась относительно недавно и связана с установлением в семье тесных эмоциональных отношений, семья выступает надежной защитой и поддержкой как в кризисные периоды для ее членов, так и повседневной жизни.
Если рассматривать семью как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представления о семье отходят от безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных межличностных контактов, всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.
Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности. Малая группа является не только проводником, корректирующим влияние общества на индивида, но и той ареной, где осуществляется отдача личности обществу, где личность реализует усвоенные социальные идеалы. Малая группа, в частности семья, – это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные социальные связи и которые опосредованы совместной деятельностью этих людей.
Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
• наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
• частичное различие в интересах и установках членов семьи;
• наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
• включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
• семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;
• многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь;
• особая открытость, уязвимость членов семьи.
Помимо психологических особенностей, семье также присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, так как именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.
Внутрисемейное общение характеризуется посредством выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других [96].
Другой аспект социально-психологических процессов, присущих семье, представлен такими явлениями, как феномен группового давления или «конформизм», групповая сплоченность, психологическая совместимость.
Феномен «конформизма» присущ не столько процессу формирования семьи, сколько «подключения» к ней нового члена. Например, когда в «обычную» семью вливается совершенно новый человек в результате образования молодой семьи. Однако в отношении семьи целесообразно говорить о конформности, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции всех остальных членов семьи, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного семье, меру его «подчинения» внутрисемейному давлению.
Семейная соподчиненность – психологическая характеристика единства и взаимосвязанности индивидов в семье. Это динамическая характеристика процесса развития внутрисемейных связей проявляется на трех уровнях:
• поверхностный или межличностный уровень (отражает эмоциональную привлекательность членов семьи, психологическую совместимость);
• уровень отношений членов семьи к ее функциям, целям и перспективам (он представляет ценностно-ориентационное единство семьи);
• уровень выявления сущности сплоченности семьи (показывает устойчивость семьи к деструктивным, разрушающим ее воздействиям).
Важнейшими критериями оценки уровня сплоченности семьи являются:
• степень единства деятельности (согласованность, сотрудничество, творческое единение);
• нравственно-психологическое единство (соответствие личных и семейных устремлений, совпадение взглядов, сходство норм и ценностей);
• уровень развития личностных качеств супругов (контактность, стрессоустойчивость);
• содержание социально-психологического климата (преобладающие настроения, степень уступчивости друг другу, доверия и благожелательности, наличие внимания и заботы друг о друге).
Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов. В настоящее время отдельные, простые или нуклеарные семьи – преобладающая форма среди всех семей.
«Нуклеарная» – от слова «нуклеа» – ядро, то есть главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи – малодетная нуклеарная семья. В отличие от многопоколенной разветвленной семьи, она более проста, демократична, мобильна, свободна от регламентирующего влияния старших поколений и, таким образом, более приспособлена к современным условиям жизни.
Жить отдельно от родителей хотели бы многие молодые семьи. Сказывается стремление к независимости, к самостоятельности, желание по-своему строить семейную жизнь. В целом атмосфера и условия жизни молодых нуклеарных семей больше способствуют самовыражению, проявлению способностей, личных качеств супругов, и качеств не только положительных.
Отношения между людьми в системе психологического знания понимаются как, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров. Эти аспекты – объективный и оценочный – представляют два аспекта реальности семейной жизни. Для семьи частота контактов, их содержание определяются тем, как члены семьи относятся друг к другу, то есть эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия.
Эмоциональные отношения многосторонне изучены Л. Я. Гозманом, значимые – А. А. Кроником и Е. А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояснению закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных и значимых отношений.
Согласно М. Фуко, супружеские узы как искусство жить в браке определяют отношения, дуальные по форме, универсальные по значению и специфические по интенсивности и силе. Дуальность семейных отношений обусловлена половым диморфизмом, с одной стороны, и двойственностью целей брака – продолжением рода и дружной совместной семейной жизнью, с другой. Универсальность брака и семьи связана с долгом всякого человеческого существа, желающего жить сообразно природе, и, одновременно, с обязанностью индивидуума, который намерен вести жизнь, полезную для окружающих и человечества в целом. Матримониальная связь представляет собой универсальный закон. Уникальность брака и семьи кроется в их эмоциональном и кровно-родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы определяют весь способ существования, который отличает определенное искусство быть вместе.
Брак как психологическое отношение, согласно К. Юнгу, имеет ряд особенностей:
• цель и содержание брака выступают как осознание бессознательных мотивов и влияний;
• неизбежность создания счастливого брака через превращение бессознательных мотивов в осознаваемые;
• возможность установления психологических отношений в браке только во второй половине жизни;
• взгляд на конфликтную атмосферу как непременное предусловие осознавания.
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относят совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.
Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности супругов: это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов.
Особую значимость в развитии семейных отношений приобретают жизненные стратегии супругов: внутренний контроль – внешний контроль; эгоизм – социоцентризм (альтруизм); ориентация на общественные нормы – на себя; принятие противоречий – их неприятие; чувство собственного достоинства – неверие в себя.
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:
• Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. Хотя, если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальна.
• Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб супругу(е). Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
• Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из будущих супругов «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях сложно говорить о глубоком чувстве: со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак, наконец, заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье, здесь абсолютно исключено.
• Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, все вокруг замужем и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
• Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, – сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга, для остальных членов семьи. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.
В истории человечества сменилось немало форм организации брачных отношений, соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества. Вместе с тем не только сами формы брака вариативны, но и взгляд на брак и семью в современном обществе претерпевает кардинальные изменения. Центр изучения семьи постепенно перемещается с экономических факторов на личностно-психологические, нравственно-эмоциональные факторы.
Во всех странах уровень урбанизации влияет на структуру семьи. Реже встречаются пространные семьи. Уменьшается численность детей в семье. В современных городах резко возрастает свободный выбор партнера. Увеличивается возраст молодых людей, вступающих в брак. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами. Усиливаются миграционные процессы, в которые попадает современная семья.
И. С. Голод подчеркивает, что структурные изменения семьи происходят в течение столетия, функциональные – с начала XX в., а активизация личностного взаимодействия супругов – лишь последние несколько десятилетий. Если ограничиться последними годами европейской цивилизации, то можно отметить, что семья строится вокруг супружеских отношений, а не в угоду кровным; растет тенденция членов семьи к индивидуализации; возникают альтернативные формы брачно-семейных отношений; брак освобождается от религиозных, национальных, социально-демографических предрассудков; формируются новые способы решения семейных проблем.
Исследования отечественных и зарубежных авторов (О. А. Карабанова, Б. Н. Кочубей, Г. Навайтис, В. Сатир, Д. Скиннер, Л. Д. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др.), посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением. В большинстве работ нашли отражение функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения были семейные отношения, детерминированные культурной спецификой, существенно ограничен.
Таким образом, в основе нашего исследования – идея о зависимости семьи, ее внутренних отношений от характера исторически складывающихся институтов [247]. Семья представляет собой сложную систему отношений, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей, мы придерживаемся взгляда, что семья – это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе супружества, родства и родительства. Жизнь семьи детерминирована условиями развития конкретного общества.
Глава 2. Выбор брачного партнера как психологическая проблема
Под выбором супруга понимается «психологически значимый акт социальной ситуации развития личности, представляющий собой последовательную серию действий на основании брачных установок по подбору подходящего спутника жизни» [5]. На выбор супруга влияет совокупность биологически и социально обусловленных личностных характеристик, формирующихся у личности в процессе гендерной социализации и половой идентификации и получающих окончательное оформление в процессе ухаживания и семейного обособления. Мотивация выбора супруга приобретает целостный, законченный вид в культурном контексте.
Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
Одним из первых стал размышлять над причинами вступления в брак основатель классического психоанализа З. Фрейд. Его психоаналитическая теория опирается на предположение о влечении, которое дети испытывают к родителям противоположного пола. Благодаря сложному бессознательному процессу они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю, на своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов [231].
В процессе выбора супруга условно выделяют два основных периода:
1. Добрачный период – охватывающий промежуток времени от знакомства будущих супругов до принятия ими решения о вступлении в брак;
2. Предбрачный период – охватывающий промежуток времени от принятия будущими супругами решения о вступлении в брак и до непосредственного заключения брака [31].
Предполагается, что непосредственное решение о выборе супруга принимается личностью на протяжении добрачного периода отношений.
Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда концепций. Среди основных теорий, объясняющих и описывающих сам механизм выбора супруга, можно выделить следующие:
1. Теория комплементарных потребностей Р. Уинча;
2. Инструментальная теория подбора супругов Р. Сентерса;
3. Теория «стимул-ценность-роль» Б. Мурстейна;
4. Теория «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса;
5. «Круговая теория любви» А. Рейса;
6. Теоретическая модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений М. А. Абалакиной.
Теория комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча основывается на принципе, гласящем, что противоположности притягиваются. Р. Уинч пишет, что в выборе супруга каждый индивидуум ищет такого партнера, от кого ожидает максимум удовлетворения потребностей. Влюбленные должны обладать сходством социальных черт и психологически дополнять друг друга. Удовлетворение, вознаграждение и удовольствие рассматриваются как силы, способствующие сближению будущих супругов. Эта теория не утверждает, что каждый может найти супруга, который бы полностью удовлетворил его потребности. Она помогает разобраться, почему каждый считает только некоторых из всего «поля избранников» привлекательными. Согласно этой теории, например, привлекательной для властного мужчины может быть кроткая женщина, а спокойному и мягкому мужчине нравятся энергичные и прямые женщины. Таким образом, теория комплементарных (дополняющих) потребностей Р. Уинча является социально-психологической теорией брачного выбора и основывается на принципе подбора супруга, чьи социально-психологические характеристики комплементарны (противоположны) социально-психологическим характеристикам индивида и дополняют их.
Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом, также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности более важны, чем другие, некоторые из них более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Р. Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их.
Теория «стимул-ценность-роль», или «обмен и максимальная выгода», Б. Мурстейна получила, пожалуй, наибольшее распространение среди исследователей. Она основывается на двух важнейших посылках. Первая заключается в том, что на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена. Иными словами, происходит своеобразный учет плюсов и минусов, активов и пассивов каждого партнера. В результате, хотя партнеры могут и не осознавать этого, устанавливается некоторый баланс позитивных и негативных характеристик каждого. Если активы, или стимулы вступления в брак, превышают пассивы, то принимается решение о заключении супружеского союза. Вторая посылка состоит в том, что брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, через которые должны пройти молодые люди. Тот, кто не соответствует условиям каждой стадии, выбывает из «игры».
Первую стадию Б. Мурстейн назвал «стимул». Когда мужчина и женщина видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума, умения держаться в обществе, а также происходит восприятие и оценка тех собственных качеств, которые могут быть привлекательны для другого человека. Если между партнерами возникла аттракция – первое впечатление было привлекательным, то пара переходит ко второй стадии – сравнению ценностей. Партнеры обсуждают свои взгляды на жизнь, брак, мужские и женские роли в семье, на воспитание детей и т. п. Мужчина и женщина либо укрепляют взаимные симпатии, либо, поняв, что у них мало общего, порывают друг с другом. Если взаимная привлекательность, возникшая на первой стадии, подкрепляется сходством ценностей, то взаимоотношения партнеров переходят в третью стадию – ролевую.
На третьей стадии – ролевой – партнеры проверяют, соответствует ли ролевое поведение одного ожиданиям другого. Конечно, есть люди, которые, влюбившись друг в друга, вступают в брак после непродолжительного знакомства, без всяких тревог и опасений, повинуясь лишь чувству. Однако большинство партнеров стараются осознать как достоинства, так и недостатки друг друга и, тщательно взвесив все «за» и «против», принимают окончательное решение.
Идея существования нескольких стадий в процессе выбора брачного партнера лежит и в основе теории «фильтров» А. Керкгоффа и К. Дэвиса. Схематично данный процесс можно представить как последовательное прохождение через серию фильтров, которые постепенно отсеивают людей из множества возможных партнеров и сужают индивидуальный выбор. Первый фильтр – место жительства – отсеивает тех потенциальных партнеров, с которыми человек никогда не сможет встретиться. Затем фильтр гомогамии исключает тех, кто не подходит друг другу по социальным критериям. На этом этапе человек вступает в контакты с людьми, которые кажутся ему привлекательными. На последующих стадиях устанавливаются сходство ценностей и совместимость ролевых ожиданий. Результатом прохождения через все фильтры является вступление в брак.
Ряд теорий, объясняющих принципы выбора брачного партнера, к которым относятся, например, теория комплементарности, теория ценности моногамии и теория фильтров, в какой-то мере отражается в комплексной теории. В соответствии с этой теорией при выборе действуют три силы притяжения: побуждение, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняется. То, что проходит через правый фильтр, проходит в следующую фазу.
В первой фазе (побуждение) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения. Значение имеет и то, как данные характеристики оцениваются окружающими. Значение побуждения, таким образом, относительно в рамках конкретной ситуации.
Во второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается главным образом в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Партнеры при встрече узнают друг друга, получают информацию об интересах, шкале ценностей каждого из них. Если здесь выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнеры расходятся, считая, что не подходят друг другу.
В третьей фазе прежде всего оценивается совместимость ролей. Партнеры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности. При этом оцениваются как сходство характеров и наклонностей (например, экстравертивность или интравертивность, одинаковая потребность в половых контактах и др.), так и противоположность взаимодополняющих черт (например, потребность в доминировании и подчиненности, стремление одного заботиться о другом и др.).
Во всех фазах действует принцип «соизмеримости обмена». Равновесие достигается только в том случае, когда такой обмен с точки зрения партнеров является равноценным. Например, внешне не слишком привлекательный мужчина может сделать предложение более привлекательной девушке, давая ей взамен устойчивое материальное положение. Некрасивая девушка может привлечь красивого мужчину своей заботливостью, сексуальной искушенностью, способностью им восхищаться или быть послушной.
«Круговая теория любви» А. Рейса объясняет механизм выбора брачного партнера через реализацию четырех последовательных, взаимосвязанных процессов.
1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами – насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социокультурные факторы.
3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
Немецкий ученый Р. Зидлер также считает, что намерению вступить в брак у большинства людей в европейских промышленно развитых странах предшествует длительный процесс ориентации и социокулътурной настройки человека на брак и семью.
Выбор брачного партнера можно представить, по мнению Р. Зидлера, как процесс фильтрации. Сначала определяется категория социально подходящих партнеров. Это происходит почти «незаметно» для человека в социальной среде, где он вращается. Затем осуществляется специфический выбор из «совокупности» возможных партнеров в соответствии с психологическими, сексуально-эротическими и эстетическими механизмами. При этом большое значение придается впечатлениям, вынесенным из родной семьи, образованию и ранней профессиональной карьере молодых людей.
Определенные стадии выбора партнера выделяет и американский социальный психолог Д. Адамс, который изучал прочные студенческие пары на протяжении шести месяцев. По мнению ученого, первичное влечение основано на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общительность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отношения укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению статуса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше притягивает партнеров друг к другу. Связав себя взаимными обязательствами, они изучают взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак [209].
В отечественной психологии проблема выбора партнера, как и специфика добрачного и предбрачного периодов, крайне редко являлась предметом теоретического и практического исследований. Отдельные ее аспекты освещались в работах М. А. Абалакиной, Т. В. Андреевой, А. Н. Волковой, Л. Я. Гозмана, А. Г. Денежной, О. А. Карабановой, Н. Н. Нарицына, Н. Н. Обозова, В. А. Сысенко, Е. В. Фотеевой, Б. Ю. Шапиро.
В добрачных отношениях люди прежде всего ориентированы на позитивный эффект присутствия рядом другого человека. При этом особую значимость приобретают совместимость и психологическая зрелость будущих супругов [167].
В современной трактовке супружеские отношения должны способствовать развитию личности каждого из супругов. При этом происходит рост требований к супругу. Особую значимость приобретает фактор психологической зрелости. Психологически зрелый человек, по теории А. Маслоу, чувствует себя комфортно, безопасно в отношениях с партнером. Сила и полнота чувств теснейшим образом связаны с развитием его личности как будущего супруга [143].
Психологи полагают, что ценность семьи и брака, модели отношений с супругом закладываются в значительной мере в родительской семье, в результате чего супруга часто выбирается по степени похожести на мать, а супруг – на отца. Возникновение затруднений при вступлении в брак представляется следствием фиксаций детских эмоциональных привязанностей и фрустраций [87].
О. А. Тырнова выявила отличия в направленности на взаимодействие и общение у молодых людей. Юноши чаще, чем девушки, используют шаблонные типы взаимодействия. Они стремятся сохранить старые привязанности, не обновляя круг знакомств. Юноши в меньшей степени, чем девушки, владеют приемами и способами общения. Девушки более гибки и вариативны в общении. Эти особенности оказывают влияние на установление добрачных отношений, предопределяя характер возможных затруднений [208].
Еще один фактор, влияющий на вступление в брак, – это действие половых стереотипов. Его влияние может проявляться в манипулятивном добрачном поведении и сказываться на мотивах вступления в брак, на образе брачного партнера. Женщинам стереотипно приписывают субъективность суждений и социально-престижную ориентацию, мужчинам – объективность и прагматизм. Существует стереотипная дифференциация образов «хорошего мужа» и «хорошей жены»: чаще муж рассматривается как «добытчик», а женщина – как «хранительница семейного очага» [229].
В теоретической модели соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений М. А. Абалакиной были выделены стадии позитивного развития добрачных отношений:
• встреча партнеров и формирование первого впечатления. Переход на следующую стадию осуществляется после принятия партнерами решения о вступлении в близкие отношения;
• переход отношений в стабильную фазу – сами партнеры и окружающие воспринимают их как сложившуюся пару, отношения на этой стадии становятся более интенсивными, характеризуются повышенной эмоциональностью. Данная стадия при позитивном протекании заканчивается принятием партнерами решения о вступлении в брак;
• третья стадия начинается после принятия партнерами решения о вступлении в брак и характеризуется снижением степени идеализации, формированием более объективного образа партнера и возрастанием взаимного уровня удовлетворенности отношениями.
При этом М. А. Абалакина отмечает, что если на первой стадии наибольшую роль в позитивном развитии отношений играют внешние параметры (физическая привлекательность партнеров), то уже при переходе на вторую стадию наибольшее внимание начинает уделяться психологической совместимости партнеров (комплементарности мотивационно-потребностной, ценностной и ролевой сфер личности) [31].
Результаты исследования М. А. Абалакиной, проведенного на студенческом контингенте, показывают, что для межличностного восприятия в предбрачной паре характерна идеализация партнера, вследствие чего завышаются требования, предъявляемые к партнеру. У женщин образ идеального супруга более значим по сравнению с мужчинами. Для мужчины на первом месте находится удовлетворенность отношениями. Данные ее эмпирического исследования свидетельствуют о том, что у женщин ярче выражена связь восприятия супруга с самопринятием, а у мужчин – с самооценкой. Склонность идеализировать супруга свойственна людям с более высоким уровнем личностного развития. Наличие или отсутствие образа брачного партнера существенно влияет на вступление в брак [1].
Достаточно распространен вариант отсутствия образа будущего партнера и критериев его выбора. В этом случае человек хочет, чтобы выбор сделали за него и, таким образом, переносит ответственность за принятие решения на другое лицо, психологическую науку, судьбу и пр.
Критерии выбора супруга основаны на имплицитной психологии человека, психологии его обыденной жизни и проявляется в стереотипах брачного выбора. К наиболее распространенным из них относятся утверждения: муж должен быть старше жены, выше ростом, более образован, являться опорой в жизни и т. п.
Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологические факторы. Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии – экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описания того, как происходит брачный выбор между родами одного племени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возможных выборов супруга, в исключении из него тех, кто может быть супругом.
В социологии семьи для характеристики процесса брачного отбора в современных условиях употребление этого термина может быть только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, то есть направлено на предотвращение браков родственниками.
Действие социокультурных и социологических факторов брачного отбора объясняет, почему в процессе поиска «суженого» доминирует тенденция к гомогамии, к тому, что любовники или супруги оказываются схожими (как правило) в своих наиболее существенных характеристиках. Но действие этих факторов не объясняет, как конкретно происходит отбор, каковы его социально-психологические механизмы, каким именно образом получается так, что одни браки оказываются гомогамными, а другие – гетерогамными. Ответы на все эти вопросы дают социально-психологические и психологические теории брачного отбора, в фокусе внимания которых такие проблемы, как комплементарные (дополнительные) потребности, обмены, социализационные факторы, в том числе влияние родителей [44].
В частности, одна из теорий, связывающих степень гомогамии с влиянием родителей, исходит из предположения, что тот факт, будет ли брак детей гомогамным или нет, зависит от характера чувств, эмоций, связывающих родителей и детей. Степень родительского влияния на брачный выбор детей (а это влияние направлено в сторону гомогамного выбора, на повторение детьми родительского опыта) зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, как предполагается, если эти чувства позитивны, то вероятность того, что дети поступят так, как «делали» и как хотят родители, выше, чем в случае, когда эти эмоции негативны. В последнем случае дети могут даже оказаться «девиантами», «уйти из семьи и из культуры, представляемой родителями». Но это – редкий случай. Гораздо чаще и даже чаще всего детей и родителей связывают положительные эмоции, дети воспринимают опыт родителей как пример для подражания. Вот почему доминирует тенденция к гомогамии [33].
В социально-психологическом плане такой характер выбора супруга находит свое объяснение в том, что человек, выбирая другого, похожего на родителя противоположного пола, как бы выбирает уже что-то хорошо знакомое как в плане личностных характеристик, так и в плане разделяемых ценностей. Такой выбор «как бы заранее обеспечивает чувство комфорта и предсказуемости, а общие ценности помогают установлению связей супругов друг с другом, так как людям нравятся те, кто соглашается с ними».
Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного выбора является теория обмена. Основанная на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными), теория брачного обмена развивается различными авторами [141].
Теория брачного обмена постулирует, что в основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определенную рыночную цену. В качестве такого блага может выступать в принципе все что угодно, но обычно указывают на следующие важнейшие их классы:
• «индивид». В данном случае речь фактически идет о соотношении на брачном рынке численностей «подходящих» друг для друга мужчин и женщин. Это соотношение может измеряться по-разному, начиная от самого простого и грубого общего соотношения полов в населении до более тонких пропорций, учитывающих как возраст потенциальных партнеров, так и другие их важнейшие характеристики (образование, этническая принадлежность и т. д. и т. п.). Интуитивно ясно, что ценность каждого отдельного индивида на брачном рынке зависит от подобных соотношений, которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток, и наоборот, затрудняя или облегчая им вступление в брак [142];
• возраст;
• внешний облик, включающий в себя не только физическую внешность, но и манеры поведения, умение себя вести и т. п.;
• статус, рассматриваемый как комбинация различных социально-экономических характеристик (благосостояние, происхождение, образование и т. п.).
В целом, если брать три характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к относительно более низкой социальной группе, и противоположная тенденция. Эта тенденция называется «брачный градиент» [23].
• социально-психологические характеристики личности (эмпатия, эмоциональность, экспрессивность, способность к пониманию, сотрудничеству и т. п.);
• ценности, убеждения и т. д. Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения о брачном выборе. Ценности, сильно отличающиеся друг от друга, могут стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти.
Качества и характеристики личности, выступающие как подлежащие обмену блага, или личностные ресурсы, и втягиваемые на брачный рынок, оцениваются, как сказано выше, участниками процесса брачного отбора. При этом рыночные определения, или определения обмена, действуют на трех уровнях взаимоотношений, детерминируя как возможных участников обмена, так и его условия и процесс принятия решения на брак.
Процесс брачного отбора завершается тем, что человек находит того единственного, как он думает, «другого», с которым он хочет и может соединить свою жизнь и вступить в брак. С этого момента для человека заканчивается та стадия его жизни, которая описывается термином «брачное поведение», и начинается стадия поведения сексуального и репродуктивного.
Таким образом, существует многообразие теорий брачного выбора, разные ученые выделяют разные критерии такого выбора, но фактически все авторы единодушно называют определенный их набор. Отметим, что теории брачного выбора базируются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм выбора супруга представляют как систему фильтров (стадий). В процессе «фильтрации» последовательно сужается круг возможных избранников, отсекаются неподходящие.
Однако следует отметить, что если в русле данных теорий дается объяснение выбора супруга, являющегося негомогамным по социально определенным и оценивающимся характеристикам (внешней привлекательности, социально-экономического статуса), то выбор супруга, негомогамный по критерию этнической принадлежности, а также особенности мотивации совершения данного выбора остаются не объясненными.
Глава 3. Особенности мотивации выбора брачного партнера
Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности, который включает не только разного рода действия, но и переживания. Исследования мотивационной сферы расчленяют поток активности на единицы с точки зрения вопроса «зачем?». Термин «мотив» происходит от латинского moveo – «двигаю» и обозначает материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок [155]. Часто в конструкт «мотив» включают такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. X. Хекхаузен считает, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «индивид – среда», которое само по себе желательнее наличного состояния. Исходя из этого, существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей отношений «индивид – среда».
Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов, и у разных людей возможны различные иерархии мотивов. Но поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека [215].
Конструкт «мотивация» определяется как побуждение к действию определенным мотивом и понимается как процесс выбора из различных возможных действий. О деятельности говорят, что она мотивирована, когда она направлена на достижение конкретного мотива, и от мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности [130].
В своем исследовании вслед за Е. П. Ильиным [98] утверждаем, что мотив – это сложное интегральное образование. Границы мотива определяют, с одной стороны, потребность, а с другой – побуждение к достижению реальной цели. Между ними располагаются психологические образования, обеспечивающие сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения потребности: их необходимость подчеркивается в когнитивных теориях мотивации зарубежных специалистов и в ряде работ отечественных психологов. Современное понимание мотивации диктует необходимость применения системного подхода к анализу данного понятия, рассмотрения различных его сторон, особенно в контексте изучения такой проблемы, как мотивация выбора супруга.
По данным социологических опросов, на первом месте среди мотивов брака – любовь (понятие далеко не однозначное для разных людей). На втором месте среди мотивов брака – желание иметь детей, на третьем – желание избавиться от одиночества. Реже указывались такие мотивы, как материальные и бытовые соображения. Довольно много оказалось молодых людей, вступивших в брак вынужденно, в связи с беременностью.
Психолог С. В. Ковалев считает, что люди вступают в брак, в основном ориентируясь на него как на:
• преимущественно хозяйственно-бытовой союз, то есть искренне считая, что главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство;
• союз нравственно-психологический, желая найти верного друга и спутника жизни, хорошо понимающего именно вас;
• союз семейно-родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей;
• союз интимно-личный, стремясь найти желанного и любимого партнера для любви.
Однако, по мнению автора, ни одна из этих целей не исключает других. Но, если один супруг считает главной одну из них, а другой другую (а домашние – вообще третью), конфликты в семье неизбежны, особенно в острые, кризисные периоды семейной жизни.
Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируя в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Наконец, мотивы могут реализовать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать мотив быть рядом с любимым человеком, стать ему нужным (мотив, направленный на достижение) и соответствующий ему мотив избегания одиночества. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношения личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу [144].
Наиболее значимыми являются мотивы:
• мотивы, реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;
• самоутверждения и самореализации (в том числе мотив социального утверждения и статусного утверждения). Примером такого мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи;
• мотивы, удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, где партнер выступает своеобразным заместителем родителя;
• мотивы, реализующие потребность в аффилиации;
• мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым другим;
• продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;
• сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;
• прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера).
Очевидно, что степень адекватности перечисленных мотивов цели создания гармоничной семьи далеко не равнозначна, и судьба вновь созданной семьи в значительной степени, хотя и не фатально, определяется содержанием мотивации заключения брака [135]. Для будущего развития супружеских отношений оказывается крайне важной степень совпадения мотивов каждого из супругов, определяющая меру совпадения ожиданий в отношении брака. Например, совпадение прагматической мотивации обоих супругов создает основу для стабильности брачного союза. Брак по расчету может быть устойчивым и удовлетворять обоих супругов.
Говоря о мотивации заключения брака, следует понимать, что момент регистрации брака лишь подводит черту под одной фазой развития семьи и начинает другую. Мотивы сохранения брачного союза не остаются неизменными и тождественными мотивам заключения брака. Их развитие может происходить как в сторону их большей адекватности задачам гармонизации брачного союза, так и в сторону деструктивного разрушающего влияния на брак. Однако трансформация и развитие мотивов – процесс сложный и неоднозначный, требующий значительной духовной работы личности над собой и своими отношениями с супругом.
Существенные отличия человеческих отношений по формированию брачной пары связаны с учетом дальнего родства. У людей брак, по сути, является не соединением двух людей, это объединение двух семей, которые оказывают свое влияние и создают сложную сеть подсистем. Индивид определяется относительно других людей и подбирает себе супруга с учетом мнения значимого окружения.
В современной психологии различают три вида мотивации на брак:
• мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае – намерение заключить брак. При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания – создать семью;
• мотивация на определенный тип брака. В этих случаях люди ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некому представлению о престижном варианте брачных отношений;
• мотивация на определенного человека. Это сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства [225].
Выделяют пять основных типов брачной мотивации: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическая адекватность и моральные соображения. С. И. Голод справедливо подчеркивает: «В научной литературе, как ни странно, утвердился стереотип, идеализирующий массовую распространенность брака по любви. Не утруждая себя сколько-нибудь серьезной теоретической аргументацией, тщательно не отрабатывая опросный инструментарий, некоторые авторы монографий и статей выдают субъективно желаемое за реальность. Тем самым они вольно или невольно травмируют психику определенного числа людей, способствуя возникновению ятрогенного эффекта… когда в массовое сознание внедряется (не только публицистической, но и научной литературой) мысль о чуть ли не всеобщем вступлении в брак по любви, то человек (особенно женщина), не испытавший такого чувства, считает себя в лучшем случае неудачником, живя в ожидании прихода большой страсти» [74].
К.-Г. Юнг в статье «Брак как психологическое отношение» пишет о том, что молодому человеку дана возможность неполного понимания как других, так и самого себя, поэтому он не может быть удовлетворительно осведомлен о мотивах других людей, в том числе и о своих собственных. В большинстве случаев он поступает, как правило, под влиянием бессознательных мотивов [250].
Бессознательные мотивации, по Юнгу, имеют как личностную, так и всеобщую природу. Прежде всего, это мотивы, вызванные родительским влиянием. В первую очередь это степень связанности с родителями, которая бессознательно влияет на выбор супруга, поощряя или затрудняя его. Сознательная любовь к отцу или матери способствует выбору супруга, сходного с отцом или матерью. Бессознательная связанность усложняет выбор и вызывает своеобразные модификации.
Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются [88]. К ним он относит:
• обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
• общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;
• уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь заветного любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;
• ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
• интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
• взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
• жалость, она же в вариантах вины, долга воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
Конец ознакомительного фрагмента.