6. Структура психики
1. В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
Основные свойства нервной системы:
☑ сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
☑ подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению;
☑ уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения;
☑ лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей;
☑ резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
2. Психические процессы вызываются внешними воздействиями и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие).
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
3. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, их следует классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.
Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.
Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:
☑ жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
☑ темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
☑ способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
☑ характер как систему отношений и способов поведения.
4. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Психические состояния – относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Особое творческое состояние личности называют вдохновением.