Введение
Я практический психолог и меня интересуют знания о работе человеческой психики. Особенно те, что связаны с возникновением и развитием разума. Достаточно посмотреть на историю нашей цивилизации, чтобы оценить всю силу и мощь разумной деятельности человека. Но каковы истоки возникновения разума? Кто, зачем и с какой целью создал в человеке способность – быть одновременно эмоциональным и разумным? Сегодня эта загадка остается такой же, актуальной, как и многие тысячелетия назад. Достижения современной науки не сделали более понятными вопросы: почему разум возник именно у людей и, что этому способствовало? и, каков был замысел создания разума во Вселенной? В разрешении этих непростых задач человечеству не удалось продвинуться ни на один шаг. Эти выводы подтолкнули меня к исследованию тайн разума, и я решил начать свою работу с изучения тех немногочисленных исторических сведений, которые повествуют о том периоде истории, когда неожиданно зародилась человеческая психика.
Как-то весной я неторопливо прогуливался вдоль берега реки и размышлял над проблемами жизни. Стоял теплый день, щебетали птицы, и мягко пригревало солнышко. Внезапно я почувствовал необъяснимое волнение, идущее из области сердца. Словно, пробудившись от сна тяжелого и осознав свое место в мире, я стал приходить к пониманию того, что должно стать делом моей жизни. В итоге непростых раздумий, пришел к решению: не прекращая основной работы, начать психологический анализ и расшифровку христианских текстов. Прошло несколько дней. Я никак не мог дать точного названия своей будущей деятельности. Наконец, пришел к выводу, что наиболее подходящим будет название – психологическая археология библейских текстов. Известно, что археология – это историческая дисциплина, изучающая прошлое по вещественным источникам, включающим не только материальные артефакты, но и информацию, содержащуюся в древних текстах. Я понял, что направление психологической археологии позволит мне исследовать священные книги совершенно особым образом. Для этого потребуется специальный метод их прочтения и расшифровки, благодаря которому можно будет не только восстанавливать внутреннюю логику текста, но и соединять воедино разноплановую и фрагментарную информацию скрытого в нем психологического смысла.
Данный способ прочтения христианских текстов родился у меня неожиданно. Это произошло во время одной из психологических консультаций. Работая с молодым человеком, я старался обучить его технике самостоятельного выхода из проблем, но это у меня почему-то не очень-то получалось. Тогда я решил усложнить ситуацию и поставил перед клиентом необычную цель. Молодой человек должен был самостоятельно находить ответы, на любые мои вопросы. Сами эти вопросы я формулировал так, чтобы их внутреннее содержание, то есть их смысл, способствовал мягкому направлению клиента в сторону обнаружения скрытых подсознательных противоречий, лежащих в основе его проблемной ситуации. Кроме того, в работе с молодым человеком я использовал простое правило. Я отметал любые, его ответы, если в них не было какой-либо логической связи с рассматриваемой проблемой. В результате тщательного отбора, у клиента остались только те из рациональных ответов, которые выявляли скрытый контекст жизненной ситуации и непосредственно способствовали психологическому исцелению. Позднее, именно эту технику постановки вопросов и получения ответов я использовал в методике прочтения и расшифровки древних текстов.
Когда я приступил к исследованиям в области психологической археологии, мне невольно пришлось отказаться от традиционных подходов герменевтики и экзегетики, широко используемых историками и богословами при трактовке Библии (евр. «Танах»), поскольку, методы религиозного толкования текстов оказалось совершенно бесполезными в процессе системной расшифровки скрытых смыслов. С осторожностью археолога я самостоятельно начал освобождать глубинные смыслы от наслоений традиционных представлений, закрепившихся в обыденном сознании. Опорой в работе стали три кита: здравая логика, сравнительный анализ близких по смыслу текстов и тот объем знаний, который широко известен в современной психологии. Метод прочтения и расшифровки библейских текстов привел меня к тому, что в сознании неожиданным образом начали рождаться ответы на поставленные вопросы. Нелогичные ответы я тут же отметал, а те, которые сохраняли системную целостность восприятия текста, оставлял. Для себя отметил важный момент. Мне не следует специально выискивать ответы, нужно позволить ответам самим приходить ко мне. Этот подход привел к тому, что получение первых ответов было крайне затруднительным и медленным, но затем, по мере опытности, стало ускоряться. И однажды, ответы посыпались, как из рога изобилия. Происходило нечто удивительное. Казалось, будто полученные знания волшебным образом притягиваются друг к другу. Они соединялись перед моим взором из отдельных, и, казалось бы, не связанных между собой частей, в целостную картину понимания истины. Благодаря этому фантастическому процессу, мне посчастливилось ощутить в своей душе нежное чувство, указывающее на процесс зарождения в разуме ростков Мудрости.
Приведу подробный пример практического применения этого метода. Я хорошо запомнил тот день, когда открыл Библию и приступил к детальному исследованию текста. Для изучения я наметил первые три главы книги «Бытие». Там был описан миф о сотворении мира. Прежде всего, начал исследовать даты. Я решил сопоставить хорошо известные факты, относящиеся к этапам возникновения жизни на нашей планете, с библейской хронологией. Научные исследования доказывали, что Вселенная родилась в результате Большого взрыва и ее возраст составляет около 20 млрд. лет. Наше Солнце, солнечная система и планета Земля появились позднее, примерно 4,6 млрд. лет назад. Луна возникла 4 млрд. лет назад. Кроме того, радиоуглеродный анализ, используемый при датировке археологических находок ископаемых останков, убедительно говорил о том, что:
– молекула РНК возникла примерно 4 млрд. лет назад,
– первые формы жизни возникли в океане 3,9 млрд. лет назад,
– кислородный фотосинтез – 2,5 млрд. лет назад,
– сложные формы жизни зародились около 1 млрд. лет назад,
– моллюски, членистоногие, иглокожие – 570 млн. лет назад,
– рыбы 500 млн. лет назад,
– наземные растения 475 млн. лет назад,
– насекомые и семена растений – 400 млн. лет назад,
– земноводные 360 млн. лет назад,
– первые пресмыкающиеся 300 млн. лет назад,
– первые млекопитающие 200 млн. лет назад,
– первые птицы 150 млн. лет назад,
– первые люди появились около 2,5 млн. лет до 100 тыс. лет назад.
С тоской я смотрел на полученные данные и понимал, что даты библейской и научно-исторической хронологии совершенно не стыкуются друг с другом. Здесь сразу же выявились несколько противоречий:
1. Прежде всего, я видел, что первая и вторая глава Библии описывали два различных варианта творения мира.
2. Первое творение мира не имело ничего общего ни с последовательностью, ни с временем возникновения растительных и животных форм жизни на Земле. Во-первых, Бог создал все живое за семь дней. Во-вторых, Бог вначале сотворил растительность с семенами на земле (день третий), затем светила и звезды (день четвертый), потом пресмыкающихся и птиц в воде (день пятый) и, наконец, животных, наземных пресмыкающихся, рыб и человека (шестой день).
3. Кроме того, не согласовывался момент возникновения мира, с теми научными данными, которые относились ко времени зарождения Вселенной и появления Земли.
Не очень понимая, что делать с последовательностью эволюционных событий в научной и божественной интерпретации творения, решил сосредоточить свое внимание только на дате возникновения мира. С этой целью обратился к справочным материалам христианства. Там обнаружил, что Иисус по византийскому исчислению родился в 5501 году, и этим обусловил начало новой эры человечества. Следовательно, сейчас (5501+2017) =7518 год от сотворения мира (плюс-минус несколько лет). Далее отметил существенное отличие между иудейской и христианской хронологией. В соответствии с особым летоисчислением Торы, мир возник в 3761 г. до н. эры, следовательно, сейчас (3761+2017) =5778 год от сотворения мира. На этом я не остановился. В хронологических исследованиях обнаружил еще несколько летоисчислений, называемых «мировыми эрами», каждая из которых указывала на исходный момент возникновения мира. В итоге оказалось, что все известные библейские эры имели между собой довольно небольшое отличие в разбросе дат – от нескольких сот до нескольких тысяч лет. Выделил тот факт, что изучение различных исторических сведений лишь усилило имеющиеся противоречия, поскольку, отличие между Библейским временем и научной хронологией составило, даже, не тысячи, а миллиарды лет. Будучи человеком рациональным и логичным, я решился на отчаянный шаг: не только принять за основу Библейскую хронологию, но и пренебречь астрофизическими данными о рождении Вселенной. Поэтому, остановился на возрасте нашего мира в 7,5 тыс. лет. И тут же у меня возник вопрос: – «Почему божественный мир, описанный в Библии, не имеет к материальной Вселенной никакого отношения? и о каком таком мире рассказывает Священное Писание?». Ответ возник неожиданно и поразил меня до глубины души: – «Библейская история рассказывает исключительно о духовном мире человека, а вовсе не о материальной природе Вселенной».
После долгих раздумий, я пришел к выводам, которые устранили вышеуказанные противоречия полученного мной ответа, но при этом не соответствовали традиционным религиозным взглядам:
Вывод 1. Вся информация, содержащаяся в Библии, достоверна, хотя, и не всегда правдива. С научной точки зрения не стоит смотреть на Библию, как на глупое или сказочное повествование, ибо она посвящена исключительно описанию психологических событий и явлений в жизни человечества.
Вывод 2. Летоисчисление, принятое в Библии, нужно соотносить не с рождением Вселенной, а с моментом, когда в человеческой психике возникла разумная личностная структура, которая выделилась из глубин коллективного бессознательного, образовав индивидуальный разум.
Вывод 3. Библейский Бог вовсе не был Демиургом, Он не творил материальную Вселенную и не участвовал в создании телесного человека, Он лишь «захватил», а затем использовал то, что уже ранее было создано.
Вывод 4. Реальная власть Бога простирается лишь на психику человека, и именно через психику Бог оказывает непосредственное влияние на социальный и материальный мир. Этот вывод находит свое подтверждение в том, что наша цивилизация подчиняет природные силы Земли, только благодаря активному человеческому влиянию.
С момента, когда мне стало понятно, о каком мире говорит Библия, я начал методично погружаться в таинство священных книг, настойчиво веря всему тому, что в них написано. Делал это не потому что, мне так хотелось, а из-за того, что в древних текстах находил скрытые причинно-следственные связи и внутреннюю стройную логику. Параллельно с Библией стал внимательно изучать Новый Завет и гностические трактаты ранних христиан. Постоянно сравнивая тексты, друг с другом, заметил, как отдельные фрагменты Библии (евр. «Танах») во многих местах не только сюжетным образом объединяются между собой, но и по смыслу дополняются информацией, содержащейся в более поздних христианских источниках: – в каноническом «Евангелии от Иоанна», в гностических текстах «Гром. Совершенный ум», «Толкование о душе», «Апокриф Иоанна». Результат сравнения текстов и выявление в них общего смысла, с совершенно новой стороны открыли сущность библейской истории. Этот же самый механизм расшифровки древних текстов аналогичным образом я применил и при исследовании Евангелий Нового Завета.
Когда начинал делать первые шаги в области «психологической археологии», у меня были весьма скромные представления относительно будущих результатов. Я предполагал, что моим достижением может стать факт отдельных упоминаний в библейском тексте психологических феноменов. Но в процессе работы произошло то, что сейчас воспринимается, как нечто совершенно невозможное. Неумолимая внутренняя логика скрытых смыслов привела меня к довольно неожиданным выводам:
1. Я обнаружил, что священный текст не имеет ничего общего с традиционным описанием возникновения материальной вселенной, и тем более, не несет в себе смысл напоминания о первородном грехе Адама и Евы.
2. Библейский миф о сотворении мира, под внешне примитивной формой изложения, скрывает в себе явления высшего психологического порядка. Оказалось, что в первой главе детально описана структура духовного мира, которая отражена в человеческой психике, а во второй и третьей главе объяснены те явления, которые лежат в основе конкретных нарушений функционирования человеческого мозга. Кроме того, здесь указано, как созданные Богом патологические нарушения, в дальнейшем проявились в жизни всего человечества.
3. Неожиданно нашлось подтверждение древнему принципу, лежащему в основе постижения Божественных знаний: «Все, что вверху, подобно тому, что внизу, а что внизу, подобно тому, что вверху». Вышеуказанный принцип Мудрости стал основой моего исследования, поскольку, оказалось, что благодаря изучению внутренней структуры психики, он открыл для меня понимание устройства Божественного мира.