Введение
В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология, и психологическая служба стала весьма значимым компонентом этой системы.
В своей деятельности психологическая служба образования руководствуется соответствующими международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями региональных министерств, городских департаментов и управлений образования и другими необходимыми документами.
Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов государственной политики в области образования, которые основываются на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адекватности образования к уровням развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Сравнительно недавно возникшая новая специальность – практический психолог образования (или педагог-психолог) становится массовой профессией. Работа педагога-психолога – это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.
В настоящее время психологи работают в детских садах, в общеобразовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи. В круг основных задач таких специалистов входят:
• профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства;
• максимальное содействие администрации учреждений образования, педагогам и родителям в деле создания таких условий;
• оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.
Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности.
Постоянно возрастающая востребованность в таких специалистах со стороны педагогической практики, расширение профессионального поля их деятельности, включение в орбиту их взаимодействия все более широких слоев субъектов образовательного процесса требуют большего внимания к решению организационно-управленческих вопросов, регламентирующих деятельность как отдельных психологов, так и психологической службы в целом.
Поэтому в числе важнейших задач дальнейшего развития психологической службы образования выступают преодоление разрозненности отдельных подразделений службы, обеспечение их координации и создание единой системы психологической службы образования в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Система – это единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого.
Все более очевидным становится тот факт, что если существует целостная система образования страны, должна быть и целостная система психологической службы, на нее работающей.
Целостность единой системы психологической службы обеспечивается тем, что на всех своих уровнях она опирается на следующее:
• четко понимаемые единые смысл, цели и задачи деятельности;
• примерное, осмысленно вариативное определение содержания деятельности;
• правовое и финансовое обеспечение реализации этих целей и содержания деятельности;
• взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных и учрежденческих подразделений.
Гарантией эффективности деятельности единой системы психологической службы выступает последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех ее подразделений (звеньев) при условии, что каждое подразделение (звено) имеет свои четко определенные функции.
В этой книге мы рассмотрим возможность создания целостной системы психологической службы образования на примере такого мегаполиса, как Москва.[1]
Предлагаемая модель (или управленческая вертикаль) психологической службы города определяет содержание, структуру и порядок управления службой практической психологии в системе образования города и может служить правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации ее деятельности в других регионах страны.
Данная организационная модель психологической службы города ориентирована на эффективную реализацию целей, задач и основных направлений деятельности психологической службы образования.