Глава 2
Когнитивный компонент психологической культуры
2.1. Общая характеристика когнитивного компонента психологической культуры
2.2. Мышление в структуре когнитивного компонента психологической культуры
2.3. Знания в структуре когнитивного компонента психологической культуры
Ключевые понятия: когнитивный компонент психологической культуры, психологические знания, психологическое мышление, межличностное познание, механизмы межличностного познания
2.1
Общая характеристика когнитивного компонента психологической культуры
Необходимым атрибутом и условием всякого общения и совместной деятельности является познание людьми друг друга. В результате этого у каждого субъекта складывается определенное представление о другом человеке как субъекте и личности (о его индивидуальных психологических особенностях, способностях, мотивах, намерениях, эмоциональных состояниях и т. д.). Именно на его основе осуществляется проектирование разумных и эффективных способов общения и, в конечном итоге, решение стоящих перед субъектом задач. Отсюда любые ошибки в межличностном понимании порождают соответствующие погрешности в общении, затрудняют реализацию поставленных целей. Например, учитель, не понимающий своих учеников, не может установить с ними контакт и подобрать эффективные методы работы. Не менее важно для успешного общения, совместной и даже индивидуальной деятельности и самопознание. Для решения жизненных задач человек должен хорошо знать собственные психологические возможности: когнитивные, эмоциональные, мотивационные, практические и др. Все это относится к функциональным характеристикам когнитивного компонента психологической культуры человека. К их числу относится:
1. Понимание психологического смысла всевозможных жизненных ситуаций, в которых проявляются психологические характеристики человека.
2. Распознавание психологических характеристик человека в условиях конкретных жизненных ситуаций.
3. Прогнозирование поведения человека и его внутреннего состояния в контексте конкретных жизненных ситуаций.
4. Прогнозирование собственного поведения и внутреннего состояния в контексте конкретных жизненных ситуаций.
5. Проектирование разумных способов поведения по отношению к другим людям, соответствующих их индивидуальным психологическим особенностям.
6. Проектирование разумных способов обращения с самим собой. Все особенности межличностного познания определяются спецификой его объекта – человека. В строго научном смысле слова он и не является объектом, как, например, неодушевленный предмет. Человек – это субъект, личность и индивидуальность. Как объект познания он отличается необыкновенной сложностью, многообразием и неисчерпаемостью. В этом отношении он несопоставим ни с каким другим известным человечеству объектом (за исключением Бога). Он в принципе непостижим. Любое наше знание о том или ином человеке является весьма относительным и довольно приблизительным. Кроме того, будучи объектом познания, человек, сознательно или неосознанно, старается произвести на субъекта познания нужное впечатление, вводя его тем самым в заблуждение. Это также затрудняет познавательный процесс.
Предметом межличностного познания выступает внутренняя психологическая сущность человека: мотивы, интересы, черты характера, способности, отношения, психическое состояние, намерения и др. Она скрыта от непосредственного восприятия, но проявляется в особенностях внешнего и поведенческого облика [22] [23] [24]. К внешнему облику относятся физические и эстетические свойства тела человека (телосложение, рост, лицо, волосы и т. п.) и оформление внешнего облика (одежда, украшения, наличие косметики и т. п.). Все эти признаки внешнего облика несут определенную информацию о внутренней психологической сущности человека. Они имеют очень важное значение на этапе возникновения первого впечатления о незнакомом человеке. Однако наиболее важную роль в межличностном понимании играют особенности поведенческого облика. Сюда относятся всевозможные поведенческие акты: движения, действия, поступки. Они могут быть вербальными, т. е. речевыми и невербальными: жесты, мимика, позы, выражение глаз, интонация, особенности голоса и манеры говорения, проксемика и др. Следует подчеркнуть, что невербальные компоненты поведенческого облика несут более точную информацию о человеке, поскольку плохо контролируются им.
На первый взгляд может показаться, что межличностное познание представляет собой процесс восприятия и психологической интерпретации (расшифровывания) внешнего и поведенческого облика другого человека. На самом деле любой акт общения познаваемого человека (поступок, реплика, жест и т. п.) осуществляется при содействии субъекта познания, т. е. как бы провоцируется его предшествующим актом общения: поступку предшествует соответствующая ситуация, ответу – вопрос и т. д. Таким образом, активные содействия субъекта представляются неотъемлемой частью познавательного процесса. Кроме того, без них невозможно понять психологическое содержание и смысл поведенческого облика познаваемого человека. Каждая его деталь (взгляд, выражение лица, речевое высказывание и т. п.) может быть правильно понята лишь в контексте предшествующего его содействия субъекта или ситуации. Вне этого контекста она становится психологически неопределенной. Например, слезы могут говорить о страдании и о радости человека. Чтобы понять это требуется соответствующий контекст.
Межличностное познание всегда подчинено целям и задачам субъекта, которые заставляют его вступать в общение с тем или иным человеком. Своими реальными содействиями он актуализирует в партнере те стороны его внутреннего психологического облика, которые имеют прямое отношение к достижению поставленных целей. Именно они и становятся предметом главного внимания и понимания. Поэтому мы знаем друг друга довольно односторонне. Например, руководитель знает своего подчиненного как работника, но не как, например, отца семейства, мужа, родителя, соседа по квартире или по даче и т. д. Чем шире круг задач, побуждающих нас вступать в общение с каким-либо человеком, тем полнее наше знание о нем. Одна из типичных ошибок межличностного познания заключается в стремлении абсолютизировать свои весьма ограничейные знания о каком-то человеке, то есть в попытке вывести их за рамки тех жизненных ситуаций, в которых они были получены субъектом. Это называется эффектом поспешного обобщения. Другая распространенная ошибка выражается в склонности считать свое представление о ком либо типичным и, как следствие, допускать, что другие люди придерживаются того же мнения. Эта особенность межличностного познания называется эгоцентрическим эффектом [25].
В межличностном познании задействованы все познавательные процессы. Однако ведущим среди них является мышление. Оно называется психологическим, поскольку направлено на понимание человека как психической реальности: его мыслей, переживаний, личностных особенностей, потребностей, интересов, способностей и т. п. Оно представляет собой систему умственных действий и операций, на основе которых осуществляется субъективное воссоздание другого человека как субъекта, личности и индивидуальности. Именно от него во многом зависят возможности человека понимать людей, в том числе и самого себя. Это мышление составляет основу когнитивного компонента психологической культуры человека.
Важную роль в межличностном познании играют психологические знания. В них зафиксирован соответствующий опыт субъекта. Разновидностью таких знаний являются так называемые социальные стереотипы. Они отличаются тем, что психологический опыт субъекта познания представлен в них в более или менее структурированном виде. Каждый стереотип воссоздает в себе довольно устойчивый комплекс личностных черт, особенностей внешнего облика и поведения человека, принадлежащего к определенной социальной группе: профессиональной, национально-этнической, половой, возрастной, ролевой и т. д. Примером может служить стереотип типичного учителя, лица кавказской национальности, женщины, матери и т. п. [26] [27] [28]. Социальные стереотипы очень важны на этапе знакомства с человеком, поскольку при дефиците психологической информации значительно ускоряют межличностное познание. В условиях реального общения они используются как своеобразные эталоны, с которыми мысленно соотносится каждый незнакомый человек. При этом на основе хотя бы его частичного соответствия какому-то из имеющихся у субъекта социальных стереотипов ему (познаваемому лицу) автоматически приписываются и все остальные входящие в него качества, что далеко не всегда соответствует истине. Поэтому с помощью механизма стереотипизации можно получить только приблизительное представление о другом человеке. В большинстве случаев процессы стереотипизации осуществляются на неосознаваемом уровне. Субъект осознает лишь их конечные результаты в форме соответствующих представлений о людях. Типичной ошибкой межличностного познания является склонность к излишнему доверию своим стереотипам.
В структуре межличностного познания существуют особые механизмы, такие как эмпатия, идентификация, рефлексия и каузальная атрибуция, которые не встречаются и даже невозможны в условиях познания предметов. Эмпатия – это сопереживание и сочувствие другому человеку. При этом познающий субъект входит в аналогичное эмоциональное состояние, что позволяет ему как бы непосредственно прочувствовать человека и понять его переживания и чувства. С помощью механизма идентификации субъект мысленно ставит себя в положение другого человека, т. е. использует себя в качестве своеобразной модели, которая выступает как средство познания. Такая децентрация своей «Я-позиции» позволяет посмотреть на ситуацию глазами другого человека и понять его мысли, проблемы, решения, намерения, цели и т. д. Механизм рефлексии дает возможность субъекту посмотреть на себя глазами других, т. е. понять их представления и мысли о себе самом. Это помогает разработать правильную тактику поведения по отношению к ним и к себе. Многие люди озабочены тем, как воспринимают их окружающие и поэтому, осознанно или неосознанно, занимаются самопрезентацией. На основе механизма каузальной атрибуции субъект делает предположение о том, какими факторами определяется поведение других людей. Они могут быть внутренними (личностными) и внешними (обстоятельственными). Типичной ошибкой является склонность людей преувеличивать роль внутренних причин поступков человека.
Межличностное познание отличается повышенной зависимостью от потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы личности, т. е. от ценностно-смыслового компонента психологической культуры. Поэтому довольно часто познавательный процесс детерминируется не столько логикой личностной реальности познаваемого человека, сколько настроением субъекта или его отношением к нему. Подобное явление получило в психологии название эффекта ореола. При позитивном отношении к познаваемому лицу он выражается в том, что положительные качества преувеличиваются, а отрицательные не замечаются или преуменьшаются, поэтому общее впечатление получается очень пристрастным. При отрицательном отношении к познаваемому лицу срабатывает противоположный эффект. Важно подчеркнуть, что подобные деформации познавательного процесса осуществляются на неосознаваемом уровне. Поэтому субъект не понимает факта искажения своего представления о соответствующем человеке, т. е. уверен в его истинности.
Существуют и другие особенности, механизмы и эффекты межличностного познания, которые не характерны для предметного познания.
Объектом межличностного познания может быть не только другой человек, но и сам субъект. В этом случае некоторые выделенные особенности межличностного познания, например, эффект ореола, становятся еще более выраженными. Человеку очень трудно быть объективным по отношению к самому себе. Он становится более пристрастным. Важную роль в самопознании играет интроспекция, т. е. непосредственное созерцание собственной душевной жизни и ее анализ. Такой метод познания возможен только по отношению к самому себе. С его помощью субъект извлекает самую интимную информацию о себе, недоступную никому другому. К числу других методов самопознания относятся самонаблюдение, сравнение себя с другими людьми и получение информации о себе от других людей. Мнение о человеке других людей является более объективным и беспристрастным, чем собственное. На основе самопознания происходит формирование образа Я, включающего все, что человек знает о себе как о субъекте, личности и индивидуальности. Следовательно, можно утверждать, что когнитивный компонент психологической культуры входит в структуру самосознания личности как один из его структурных компонентов. Одна из распространенных ошибок самопознания заключается в склонности человека считать свое представление о себе правильным и полным. В действительности многие люди склонны преувеличивать собственные достоинства и недооценивать недостатки или, наоборот, недооценивать достоинства и переоценивать недостатки. Одной из причин искаженного представления человека о себе (преимущественно в позитивном направлении) является включенность в познавательный процесс защитных механизмов, которые ограждают его от правильного понимания собственных недостатков. Адекватное представление о себе является одним из показателей психологической культуры человека.
Познание человеком самого себя является необходимым условием управления собой как субъектом и личностью. Например, для того, чтобы справляться со своими эмоциями или эффективно распоряжаться своей памятью человек должен иметь о них достаточно полное представление, т. е. быть психологом. Надо сказать, что люди не могут похвастаться своими достижениями в самопознании. Это объясняется тремя основными причинами: сложностью «объекта» познания, отсутствие у людей необходимых научных знаний и низким уровнем развития психологического мышления. Человек является самым сложным объектом, что затрудняет познавательный процесс. Более того, скорее всего, он неисчерпаем в своей глубине и сложности. Каждый шаг в самопознании приводит к изменению человека, что обрекает познавательный процесс на незавершенность и бесконечность. В связи с этим даже современная психология не очень преуспела в деле постижения человека как субъекта и личности. Имеющиеся научные знания довольно противоречивы, недостаточно хорошо систематизированы и не могут претендовать на полноту и завершенность. В связи с отсутствием в обществе и в России, в частности, полноценного психологического образования у людей отсутствуют научные психологические понятия и соответствующее им психологическое мышление. Имеющиеся у них житейские психологические знания и несовершенное психологическое мышление позволяют получить весьма приблизительное и ограниченное представление о себе. Их возможностей хватает только для решения несложных и привычных для человека психологических задач. В более сложных жизненных ситуациях человек выходит из под самоконтроля и не справляется с самим собой. Например, большинство людей довольно плохо понимает собственные душевные состояния, не знают их названий, не могут рассказать о них и эффективно управлять ими.
2.2
Структура когнитивного компонента психологической культуры
Когнитивный компонент психологической культуры включает в себя систему психических процессов, на основе которых осуществляется восприятие и понимание других людей и самого себя. Сюда относятся сенсорно-перцептивные (ощущение и восприятие), мнемические (память), мыслительные (мышление) и имажитивные (воображение) процессы. Кроме того, в его состав входят также психологические знания. Составные элементы когнитивного компонента психологической культуры тесно взаимосвязаны. Они образуют единую систему, каждый элемент которой выполняет определенные функции при поддержке всех остальных. С помощью ощущения и восприятия осуществляется познание внешнего и поведенческого облика человека и формирование его образа. Мышление и воображение позволяют сформировать понятие о личности, проникнуть во внутренний душевный мир человека. Кроме того, они дают возможность субъекту спрогнозировать поведение и внутреннее состояние другого человека в контексте тех или иных жизненных ситуаций и определить способы своего поведения по отношению к нему. Память позволяет сохранять и накапливать психологический опыт (образы, эмоциональные переживания, образы, схемы поведения, понятия, социальные стереотипы) для его последующего использования.
Надо сказать, что в отечественной и особенно зарубежной психологии процесс межличностного познания долгое время рассматривался в нерасчлененном виде без дифференциации входящих в него и обеспечивающих его психических процессов[29] [30]. Они фигурировали в нерасчлененном виде под одним общим названием «социальная перцепция» или «межличностное восприятие» и др. В настоящее время количество подобных по содержанию терминов перевалило уже за два десятка: «социальное познание», «психологическое познание», «межличностное познание», «межличностное отражение», «социальный интеллект», «педагогическая перцепция», «социальная компетентность», «гуманитарное познание», «психологическая проницательность» и др. Очевидно такую тенденцию в науке нельзя назвать благоприятной, поскольку она создает известные трудности во взаимопонимании между учеными. Каждый из приведенных терминов имеет свое содержательное своеобразие и не полностью совпадает с большинством других. Размывается само понятие психический процесс. В большинстве случаев непонятно, о чем идет речь: о мышлении, восприятии, воображении, каких-то практических умениях и навыках или о чем-то еще.
Дифференциация познавательных процессов, входящих в структуру когнитивного компонента психологической культуры очень важна, поскольку позволяет привлечь для анализа имеющиеся в общей психологии теоретические знания и методический аппарат. Однако при этом надо иметь в виду, что в классической психологии исследование познавательных процессов осуществлялось на предметном материале. Человек – это особый объект познания. Предметом познания здесь выступает особая душевно-духовная реальность, не обладающая никакими известными физико-химическими свойствами, и не подчиняющаяся фундаментальным законам естествознания. Поэтому и психические процессы, вовлеченные в познание человека, нельзя отождествлять с процессами, занятыми в познании предметного мира. В отечественной психологии эту проблему наиболее остро поставили такие ученые, как А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, К. М. Романов и др.[31] [32]. В работах названных авторов представлен сравнительный анализ мышления, памяти и воображения, функционирующих в предметном и социальном контексте. В результате были выделены довольно существенные различия между ними по содержанию, происхождению, функциям, механизмам функционирования, закономерностям развития, сложности и др. Они обосновывают необходимость и возможность говорить о психологическом и предметном мышлении, психологической и предметной памяти, психологическом и предметном воображении, психологическом и предметном восприятии. Познавательные процессы, входящие с состав когнитивного компонента психологической культуры являются психологическими по содержанию, характеризуются особыми механизмами функционирования и закономерностями развития, имеют более раннее происхождение, отличаются повышенной сложностью, входят в структуру личности и самосознания субъекта. В отличие от предметно ориентированных познавательных процессов, они очень плохо изучены.
Ведущее место в структуре когнитивного компонента психологической культуры занимает мышление. Одновременно оно является и наиболее изученным из них. Психологическое мышление определяется как система умственных действий, на основе которых осуществляется познание человеком других людей как субъектов, личностей и индивидуальностей. В качестве «объекта» психологического мышления может быть и сам субъект, и даже социальная группа. Содержательную специфику этого мышления составляет именно психологическая сущность человека или социальной группы. Отсюда и его название – психологическое, а не социальное. Последний термин больше распространен в литературе, однако, он представляется более широким по содержанию и потому не вполне адекватным.
Психологическое мышление выступает как личностный инструмент постановки и решения именно психологических задач. Последние возникают в процессе субъектно-субъектных отношений: в профессиональной деятельности и в ситуациях повседневного общения людей. Поэтому оно является наиболее распространенным среди людей. У человека может не быть, например, химического, технического или какого-либо другого вида мышления. Но он не может обойтись без психологического мышления, поскольку, как социальное существо, не может существовать без контактов с окружающими людьми. Можно сказать, что это мышление является необходимым условием социального бытия человека, неотъемлемой частью его личности и элементом психологической культуры.
Психологическое мышление опосредует общение человека не только с другими людьми, но и с самим собой. Поэтому оно глубоко встроено в структуру самосознания и вносит существенный вклад в построение образа Я. Будучи не только когнитивным, но и глубоко личностным образованием, психологическое мышление отличается повышенной стойкостью к коррекционному и обучающему воздействию. Именно поэтому существующая в вузах система преподавания психологии почти ничего не меняет в имеющемся у студентов психологическом мышлении, которое сложилось у них к этому времени. Следовательно, можно говорить о необходимости переноса психологической подготовки на более ранние возрастные сроки и об изменении самой методики. Она должна учитывать факт существования у студентов житейских психологических знаний и соответствующего им мышления. Кроме традиционных методических средств здесь вполне уместно использовать всевозможные социально-психологические тренинги и психокоррекционные процедуры. Однако наиболее важную роль в психологической подготовке студентов играют специальные практикумы.
Основные особенности психологического мышления определяются спецификой его «объекта» – человека. Как отмечает М. М. Бахтин, «субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» [33]. Отсюда следует, что психологическое мышление является диалогическим по форме и по сущности. Акт мышления представляет собой внутренний интериоризованный диалог субъекта с познаваемым человеком.
Важное место в структуре психологического мышления занимают такие специфические механизмы (приемы), как эмпатия, идентификация и рефлексия. Они не характерны и даже невозможны в предметном познании. В данном случае субъект получает возможность как бы непосредственно постигать другого человека, используя самого себя в качестве особого инструмента познания и как бы становясь другим. Уровень развития этих механизмов во многом определяет познавательные возможности человека. Например, эмпатия в дошкольном возрасте выступает как основной инструмент познания других.
Поскольку человек относится к числу наиболее сложных и плохо изученных объектов, это предъявляет повышенные требования к психологическому мышлению. Оно должно быть значительно сложней предметного. Другая характерная черта человека – плохая предсказуемость, противоречивость и уникальность. Отсюда следует, что психологическое мышление должно содержать в себе огромный творческий потенциал. Не случайно в межличностном понимании мы довольно часто опираемся не на логику, а на интуицию.
Характерной чертой психологического мышления является практическая ориентированность. Оно почти никогда не является теоретическим и абстрагированным от реальной практики. Исключение составляют профессиональные психологи и подобные им специалисты, которым действительно приходится решать теоретические психологические задачи. В большинстве же случаев оно включено в реальное повседневное общение и именно от его результатов зависит уровень успешности решения соответствующих жизненных задач. Каждым своим актом оно определяет процесс межличностного взаимодействия и постоянно корректируется им. Оно составляет внутренний компонент целостной системы субъектно-субъектного взаимодействия, в том числе и взаимодействия субъекта с самим собой. Как уже говорилось, оно буквально встроено в структуру самосознания.
Психологическое мышление является инструментом социального бытия человека как общественного существа. Поэтому оно представляется крайне значимым для него и имеет очень раннее происхождение. Оно начинает развиваться у ребенка по мере того, как он включается в общение с другими людьми, т. е. с самого рождения. Этим оно отличается от мышления предметного, которое зарождается только на втором году жизни в рамках предметно-манипуляторной деятельности. Причем важно подчеркнуть, что оно (психологическое мышление) рождается в контексте общения, а не предметной деятельности, т. е. оно имеет свои генетические корни. В качестве генетически исходной формы его существования является содействие как элементарный акт общения, направленный на актуализацию ответной активности другого человека. Например, вопрос, ответ, просьба, оценка и т. д. Умственные действия рассматриваются как интериоризованные содействия.
В связи с тем, что в нашей стране не существует четко организованной системы целенаправленного формирования психологической культуры, развитие ее происходит стихийно. Поэтому большинство людей имеют житейское, а не научное психологическое мышление. Основным источником его развития выступает опыт личного общения с людьми, наблюдение, чтение художественной литературы, просмотр художественных фильмов и спектаклей. Для формирования научного психологического мышления требуется специальное обучение.
В отличие от научного, житейское (обыденное) психологическое мышление характеризуется более низкой точностью, субъективизмом, повышенной зависимостью от потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы личности, логической противоречивостью, ограниченными возможностями для совершения надэмпирических обобщений, излишней привязанностью к конкретным жизненным ситуациям, низким уровнем рефлексии, вербализованности и самокритичности, повышенной устойчивостью по отношению к коррекционно-обучающему воздействию, повышенным эгоцентризмом.
Такое мышление вполне приспособлено для решения несложных обыденных психологических задач. Однако в реальной жизни и особенно в профессиональной деятельности встречаются достаточно сложные задачи, которые могут оказаться непосильными для психологического мышления житейского типа. Носители такого мышления становятся легкими и удобными объектами психологических манипуляций и жертвами психологического насилия со стороны чиновников, политиков, предпринимателей, руководителей различных тоталитарных сект, коллег по работе и даже членов собственных семей. Поэтому проблема формирования психологического мышления представляется нам весьма актуальной.
2.3
Знания в структуре когнитивного компонента психологической культуры
Вторую сторону когнитивного компонента психологической культуры составляют психологические знания. Их можно представить как хранящуюся в памяти человека информацию о психических явлениях: свойствах, состояниях, процессах, механизмах и закономерностях. Они могут иметь форму понятий, субъективных образов, социальных эталонов и стереотипов, образов значимых других, семантических конструктов, социальных представлений, каузальных и конкретно-инструментальных схем, имплицитных теорий личности и других когнитивных образований. В них зафиксирован психологический опыт человека, полученный из самых разных источников: из личного общения с людьми, из художественной и специальной литературы, из художественных фильмов и спектаклей, из рассказов других людей (учителей, друзей, психологов), из самоанализа.
Самые простейшие психологические знания имеют форму эмоциональных переживаний, возникающих в контексте общения с другим человеком: радость, удивление, огорчение, презрение и др. В них отражается только факт значимости-незначимости, полезности-вредности, приятности-неприятности другого человека. Они еще не имеют самостоятельного когнитивного статуса, поскольку в них не представлено то, что является главным во всяком знании – предметное содержание (в данном случае им является другой человек). Фиксируется лишь факт его наличия. Поэтому информационная ценность этих знаний минимальна. На их основе возможно построение лишь двух способов поведения по отношении к другому человеку: по направлению к нему или по направлению от него.
Более совершенны так называемые эмпатийные переживания, в которых воссоздается эмоциональное состояние другого человека. Оно и составляет содержательную сторону подобных переживаний. Соответственно и прагматические возможности этой формы психологических знаний более широки.
Конкретно-инструментальные знания (поведенческие схемы) представляют собой усвоенные ребенком стереотипные схемы поведения по отношению к тем или иным людям в контексте конкретных жизненных ситуаций. Например, с одним членом семьи ребенок капризничает, с другим оказывается послушным, с третьим проявляет собственную инициативу, с четвертым становится пассивным и т. д. Содержательная сторона этих знаний имплицитна. Они содержат информацию не о том, что из себя представляет тот или иной человек, а о том, как мне нужно вести себя с ним в контексте соответствующих конкретных ситуаций. Эти знания максимально конкретны, ситуативны и субъктоцентричны. В типичном случае они предписывают субъекту, как лично ему (а не кому-то другому) надо вести себя по отношению к некоторому лицу в условиях конкретной жизненной ситуации. Тем не менее, они допускают определенные возможности для обобщения, выхода за пределы конкретной ситуации и децентрации. На более ранних стадиях развития эти знания являются невербальными и почти неосознаваемыми. С усвоением речевого общения они принимают вербальную форму и становятся более осознаваемыми и обобщенными. Конкретно-инструментальные знания возникают у человека на основе личного опыта общения с людьми. Их нельзя транслировать от одного человека к другому, поскольку они являются невербальными и субъектоцентричными.
Образные психологические знания имеют форму конкретных субъективных образов: преимущественно зрительных, а также слуховых, осязательных и обонятельных. Они возникают на основе ощущения и восприятия. В них отражаются любые внешние формы проявления человека как субъекта и личности: внешний облик, поведение, речь, мимика и т. д. Субъективные образы являются носителями соответствующих психических и личностных особенностей людей. В каждом образе зафиксирован опыт общения субъекта с тем или иным человеком. Поэтому образы содержат огромный потенциал для построения широкого спектра способов общения с соответствующими людьми. Образная форма психологического знания менее эгоцентрична, поскольку субъект всегда имеет возможность воспринимать другого человека не только с собственных позиций, но и с позиций стороннего наблюдателя. Данная форма психологического знания содержит лишь элементы вербализации. Образные психологические знания возникают у человека преимущественно на основе личного опыта общения, а также в результате наблюдения за другими людьми и просмотра художественных фильмов.
Понятийная форма психологических знаний имеет самое позднее происхождение. Она возникают на базе всех предшествующих и при обязательном участии речи. Понятийные знания имеют форму письменной или устной речи. В них отражаются скрытые от наблюдения и не доступные для органов чувств, психические явления, процессы, свойства, закономерности и механизмы. Например, понятие доброта является носителем соответствующего личностного свойства. Оно и является его значением. В каждом психологическом понятии аккумулирован огромный социальный опыт общения с соответствующими людьми. Его можно транслировать от одного человека к другому. Усваивая психологические понятия, субъект овладевает этим опытом, что позволяет ему пользоваться им при общении с соответствующими людьми. По сравнению с другими, понятийная форма психологических знаний является максимально осознаваемой, обобщенной и децентрированной. Она может фиксироваться с помощью письма и передаваться от поколения к поколению. В этом заключается ее огромное преимущество. Однако она во многом утрачивает эмоциональные, конкретно-инструментальные и образные составляющие, что существенно обедняет ее практические возможности. Максимально ценным является комплексное психологическое знание, включающее в себя все перечисленные его формы.
Психологические знания могут быть получены либо стихийно и непреднамеренно, либо в ходе специального обучения. Как уже говорилось ранее, программы общеобразовательной школы не предусматривают формирования у учащихся соответствующих знаний, что, конечно же, очень ограничивает и обедняет их личностное развитие и общую психологическую культуру. В зависимости от происхождения и качественных характеристик психологические знания могут быть научными и житейскими (обыденными).
Научные знания порождаются учеными-психологами. Они зафиксированы в специальной литературе (учебниках, словарях) и передаются людям через специальное обучение. В качестве примера можно привести научные психологические термины: мышление, эмоция, уровень притязаний и т. п. В настоящее время их можно получить только в некоторых вузах и педагогических колледжах. Поэтому у большинства людей их просто нет. Научные знания преимущественно имеют форму понятий. Они отличаются достаточно высокой точностью, систематизированностью, логической последовательностью, обобщенностью, объективностью, хорошей осознаваемостью.
Житейские знания порождаются и усваиваются главным образом в ходе повседневного общения, а также через чтение художественных текстов, т. е. являются продуктом личного психологического опыта. Типичным примером могут служить всевозможные слова-жаргонизмы, отражающие определенные психические особенности людей («хитрец», «жмот», «тупица», «крутой» и т. п.), и слова литературного стиля (добрый, настойчивый, приветливый и т. п.). В отличие от научных понятий они характеризуются значительно меньшей точностью, несистематизированностью, неопределенностью значений, логической противоречивостью, повышенным субъективизмом и индивидуализированностью, высокой эмоционально-образной насыщенностью, непосредственной встроенностью в структуру самосознания, тесной связью со смысловыми образованиями личности, высокой связью с межличностными воздеяствиями, большой действенностью, низким уровнем обобщенности и осознаваемости, а также некоторыми другими особенностями.
Все это создает серьезные барьеры на пути понимания других людей и самого себя, затрудняет продуктивное общение, порождает всевозможные конфликты и противоречия. Например, отрицательное отношение к человеку может послужить главной причиной необъективности его восприятия: преувеличения недостатков и недооценки достоинств. Аналогичный эффект получается и в случае негативного отношения к самому себе (так называемая заниженная самооценка). Житейские психологические знания начинают формироваться у человека стихийно с первого года жизни в связи с тем, что он постоянно вступает в контакты с окружающими его людьми. Первоначально его знания о людях и о себе имеют форму эмоциональных переживаний, поведенческих схем и конкретных субъективных образов. Подобные знания носят невербальный характер. Это выражается в том, что ребенок ничего не может сказать об окружающих его людях. Но это вовсе не означает, что он совсем не знает их психологические особенности. Иначе как бы можно было объяснить известный факт достаточно дифференцированного поведения ребенка по отношению к разным людям: с одним он капризничает, с другим ведет себя дисциплинированно и послушно, с третьим предпочитает играть и т. д. Подобные знания являются продуктом его личного практического опыта общения с теми или иными людьми. На протяжении жизни каждый человек накапливает огромное количество различных по форме психологических знаний, что является одним из показателей уровня развития психологической культуры.
Примерно с пятилетнего возраста в лексиконе ребенка появляются соответствующие слова, т. е. он начинает усваивать специальные нравственно-психологические понятия. Важнейшим источником их формирования является художественная литература. К моменту поступления в школу ребенок имеет в своем лексиконе 5–6 подобных слов. Наиболее распространены такие понятия: хороший, плохой, добрый, злой, умный, трудолюбивый. В первом классе объем нравственно-психологического словаря составляет 12 слов, во втором – 16 слов, в шестом классе – 26 слов, а в одиннадцатом – около 100 слов. Если учесть, что в словаре русского языка С. И. Ожегова насчитывается примерно 1300 соответствующих слов, то динамику развития психологических знаний школьников вряд ли назовешь удовлетворительной. К сказанному следует добавить тот факт, что знания эти являются не научными, а житейскими (обыденными). Они отличаются низкими качественными характеристиками, о которых говорилось выше. Они дают весьма приблизительное, субъективное, логически противоречивое представление о психических явлениях и не позволяют человеку достаточно правильно понимать других людей и самого себя. Понятийная форма психологических знаний является ведущей среди других. По мере ее возникновения она начинает оказывать влияние на все другие формы психологических знаний и в какой-то мере упорядочивать их в единую систему.
Психологическое мышление находится в неразрывной связи с психологическими знаниями, особенно с вербальными. Оно просто не может существовать вне этих знаний: понятий, субъективных образов, социальных стереотипов и т. д. Если умственные действия и операции составляют своеобразный инструментарий психологического мышления, то знания образуют его содержание. Они и предпосылка и результат (продукт) умственных действий. Психологическое мышление осуществляется на основе и при посредстве соответствующих когнитивных образований. Вместе с тем последние представляют собой своеобразный продукт умственных действий и как бы аккумулируют их в себе. Например, понятие доброта аккумулирует бесчисленное множество просьб, исполнительность – приказов, упрямство – несогласий с партнером и т. д. Подлинное владение психологическим понятием предполагает умение эксплицировать содержащиеся в нем умственные действия.
Выводы
1. Когнитивный компонент психологической культуры имеет довольно сложное строение и широкие функции. На его основе осуществляется понимание человеком других людей и самого себя.
2. Когнитивный компонент психологической культуры включает в себя систему познавательных процессов, ведущим среди которых является психологическое мышление. Кроме того, сюда входит также хранящаяся в памяти система психологических знаний.
3. Познание человеком других людей и самого себя существенно отличается от познания им физических объектов. К числу его особенностей относятся повышенная сложность, высокая зависимость от эмоционального состояния субъекта и его отношения к познаваемому лицу, глубокая связь с личностью субъекта, включенность в процесс особых познавательных действий и механизмов, межличностное и внутриличностное пространство функционирования, более раннее начало развития и др.
4. Уровень развития у людей когнитивного компонента психологической культуры не высокий. Определяющую роль в межличностном понимании и самопонимании играет житейское психологическое мышление, опирающееся на житейские психологические знания.
5. В обществе не создана система целенаправленного формирования у людей когнитивного компонента психологической культуры (прежде всего научного мышления и научных знаний). Поэтому его развитие осуществляется стихийно на основе опыта личного общения и личной психологической практики.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите функции когнитивного компонента психологической культуры.
2. Выделите основные особенности человека как объекта познания.
3. Выделите характерные особенности познания человека человеком.
4. Охарактеризуйте основные механизмы межличностного познания.
5. Выделите основные ошибки межличностного познания.
6. В чем специфика самопознания?
7. Перечислите основные формы психологических знаний.
8. Дайте характеристику каждой из форм психологических знаний.
9. Какова закономерность усвоения психологических знаний.
Практические задания
1. Опишите пять конкретных ситуаций, в которых возникает необходимость в знании о психологических особенностях другого человека.
2. Опишите пять конкретных ситуаций, в которых возникает необходимость в знании самого себя.
3. Опишите себя с помощью двадцати суждений. Проведите анализ своего образа по содержанию и знаку.
4. Опишите один из своих социальных стереотипов.
5. Опишите одного из персонажей сказки с разных когнитивных позиций (с своей, с позиций основных персонажей), сравните их и сделайте соответствующие выводы.
6. Опишите одного и того же человека через основные формы психологических знаний: через эмоциональные категории, образы, конкретно-инструментальные схемы и понятия.
7. Опишите конкретную жизненную ситуацию, в которой происходит актуализация определенной черты характера человека. Опишите варианты его поведения.
8. Проведите контент-анализ сказок и выделите все формы выражения когнитивного компонента психологической культуры: увидел, смекнул, вспомнил и т. п.
9. Какие когнитивные ресурсы актуализируются в следующих эпизодах:
1) Участие в семинарском занятии.
2) Вождение автомобиля.
3) Планирование своего дня.
4) Подготовка сочинения на свободную тему.
5) Решение психологической задачи.
6) Дегустация блюда.
7) Заучивание стихотворения.
8) Наблюдение солнечного заката.
9) Проектирование ремонта квартиры.
10) Подготовка ответа на экзамене.
11) Настройка музыкального инструмента.
12) Чтение художественного произведения.
13) Разработка психологических рекомендаций.
14) Диагностика заболевания.
15) Поиск грибов.
Контрольные тесты
1. В структуру когнитивного компонента психологической культуру не входят
а) психологические знания;
б) эмоции;
в) психологическое мышление.
2. Определите, какая функция не относится к когнитивному компоненту психологической культуры
а) понимание психологического смысла жизненных ситуаций;
б) понимание природных явлений;
в) прогнозирование своего поведения;
г) проектирование разумных способов общения с людьми.
3. Научные психологические понятия характеризуются
а) логической противоречивостью;
б) высоким уровнем обобщенности;
в) субъективизмом;
г) неопределенностью значений.
4. Определите, какой из механизмов и приемов не специфичен для межличностного познания
а) стереотипизация;
б) проекция;
в) эмпатия;
г) сравнение.
5. Эгоцентризм – это
а) склонность к завышенной самооценке;
б) склонность к не различению своей о чужой когнитивной позиции;
в) склонность человека видеть мир глазами других;
г) склонность к переоценке собственных взглядов и мнений.
6. Определите, как называется феномен пристрастности восприятия другого человека, к которому мы относимся с симпатией
а) стереотипизация;
б) эгоцентризм;
в) проекция;
г) эффект ореола.
7. Межличностное познание осуществляется с помощью механизма
а) вытеснения
б) эмпатии;
в) замещения;
г) компенсации.
8. Определите, чем отличается межличностное познание от предметного
а) абстрактностью;
б) осознаваемостью;
в) пристрастностью;
г) защищенностью.