Глава 2
Влияние сверстников на формирование психологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Приход ребенка в детский сад – очень важный момент в его жизни: меняется «социальная ситуация» (Л.С. Выготский) его психического развития. На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности ребенка, формируется его психологическая культура. В условиях гуманизации воспитательно-образовательного процесса на всех этапах (в том числе на самом первом – в дошкольных учреждениях) проблема формирования личности ребенка и развития его отношений с окружающими является наиболее актуальной.
В раннем возрасте потребность в общении со сверстниками у ребенка только оформляется, тогда как в дошкольном возрасте она становится одной из главных – все большее место в жизни дошкольника начинают занимать другие дети. И если трех-, четырехлетний ребенок еще удовлетворяется обществом кукол и игрушек, то пятилетний нуждается в товарищах – сверстниках и сверстницах. Эту потребность в общении именно с детьми ярко выразил шестилетний мальчик. Возражая матери, которая, чтобы утешить сына, предложила заменить собой отсутствующего товарища, сказал: «Мне надо ребенков, а ты – не ребенок». Недаром уже с 4–5 лет изоляция ребенка от других детей – одно из самых тяжелых наказаний.
Дошкольная группа – это генетически ранняя ступень социальной организации людей, которая затем сменяется школьным классом. На смену школьному классу приходит тот или иной производственный коллектив либо как промежуточный этап – студенческая группа. Между детьми складываются сложные взаимоотношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных зависимостей во «взрослом» обществе. Несколько исследований детских групп выявили факторы, которые, по мнению их авторов, связаны с образованием малых групп. Морено отмечал, что «дети дошкольного возраста образуют довольно стабильные малые группы и что членам этих групп придается определенный статус, а также что группы обнаруживают тенденцию к однородности в отношении престижа, умственного развития членов группы».
Важно определить, что представляет собой «детское общество», как осознают и как переживают сами дети свои взаимоотношения со сверстниками, каковы место и роль взрослых в «детском обществе», как влияют на его развитие различные виды деятельности ребят.
В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания (эмпатия, рефлексия, идентификация), закладывающие основы формирования таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а также качества, обеспечивающие способность к самопознанию и самоориентированию. Ребенок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требования группы в виде «ролевых ожиданий», т. е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребенку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия, укреплению психологического здоровья.
Конечно, группа группе рознь. Уже в дошкольном возрасте дети различаются по параметрам своего развития. Следовательно, и влияние детской группы на становление личности ребенка, его психологической культуры будет различным.
Известно, что в положении детей в коллективе нет равенства: одни пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Отметим и тот факт, что положение, которое занимает каждый ребенок в системе личных взаимоотношений, обладает определенной устойчивостью.
Рассмотрим теперь, какое влияние на личность ребенка оказывает его положение в системе личных взаимоотношений и от чего оно зависит.
Положение дошкольника в системе личных взаимоотношений зависит, во-первых, от качеств самого ребенка и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. Одно и то же сочетание личных качеств может обусловить совершенно различное положение ребенка в зависимости от сложившихся в данном коллективе групповых стандартов, требований к индивиду. Нередки случаи, когда дошкольник, занимавший в одной группе высокое положение в системе личных отношений, при переходе в другой сад или даже параллельную группу оказывается в неблагоприятном положении. Те качества, которые в одной группе оценивались как положительные, например лидерство в игре, стремление хорошо отвечать на занятиях, проявление справедливости в играх со сверстниками, вежливости с педагогами, в новом коллективе могут быть восприняты как конфликтность, стремление во всем угодить воспитателю, быть его любимчиком.
Следовательно, положение дошкольника зависит, с одной стороны, от его личностных качеств, а с другой – от общественного мнения, которое господствует в коллективе, от субкультуры группы.
Выяснить, почему одни дети пользуются симпатией сверстников и часто выбираются в лидеры, а другие нет, можно с помощью нескольких принципиально возможных и взаимодополняющих способов. Прежде всего можно спросить об этом самих детей. Далее можно провести специальное анкетирование тех людей, которые хорошо знают ребят: воспитателей, родителей. И наконец, можно изучить индивидуально-психологические особенности детей, занимающих различное положение в системе личных взаимоотношений.
В изученных нами дошкольных группах детям задавали вопрос о причинах, по которым они выбирают себе партнера для совместной деятельности, и таким образом от ребят было получено несколько сот их мотивировок.
Преобладающие мотивы для детей старших групп – общая положительная оценка сверстника («он хороший»), указание на совместную (чаще всего игровую) деятельность, а также на отсутствие отрицательных форм поведения («не дерется», «не отнимает игрушки»). Дети старшей группы нередко указывают на успехи товарищей («хорошо дежурит», «хорошо рисует», «хорошо танцует»), на особенности внешности сверстника. В некоторых группах, где воспитатели особое внимание уделяли поведению детей за обедом, чуть ли не преобладающим осознаваемым мотивом выбора было «хорошо кушает».
Таким образом, выяснилось, что дети прежде всего осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателями и от которых, следовательно, в большой степени зависит их положение в группе.
Однако некоторые факты, полученные в нашем исследовании, говорят о том, что старшие дошкольники проявляют определенную самостоятельность в оценке сверстников и их оценка не всегда совпадает с мнением воспитателей. Важно отметить, что эти дети уже способны разграничивать отношение воспитателя к сверстнику и отношение к нему товарищей по группе: «Вова для воспитательницы хороший, а для нас плохой», «Вася для воспитательницы плохой, а для нас хороший». Это, кстати, может наводить на предположение о наличии в старшей дошкольной группе не только личных, но и деловых отношений, которые возникают здесь при участии дошкольников в разнообразной деятельности, оцениваемой воспитателем.
Перечислив качества, которые отмечают друг у друга дети и подростки, П.М. Якобсон указывает, что «эти абстрактные» нравственные оценки могут быть завуалированы эмоциональным отношением к реальному человеку. Нами выявлено, что более половины выборов приятелей старшими дошкольниками мотивировано дружбой, совместной игрой, привлекательностью сверстника: «дружим», «играем», «нравится», «хороший мальчик», «красивая девочка». Как уже указывалось, эти мотивировки отражают эмоциональное отношение к товарищу. Примерно треть мотивировок имеет деловой характер: они связаны с хорошей учебой сверстника, со стремлением получить и оказать помощь в игре, на занятиях. Встречаются мотивировки, отражающие качества личности сверстника, его навыки, умения. Совсем редко, но все же отмечаются такие мотивировки, как проживание по соседству, знакомство родителей детей.
Очень важно выяснить, что же в действительности представляют собой наиболее часто выбираемые в друзья дошкольники и те дети, кого сверстники выбирают очень редко. По нашей просьбе 100 воспитателей дошкольных учреждений охарактеризовали самых лучших и самых трудных детей своих групп. Проанализировав качества, названные воспитателями, мы выделили признаки, наиболее существенно влияющие на положение ребенка в группе.
Чаще всего воспитатели отмечают у ребенка, занимающего наиболее благоприятное положение в группе, способность быть хорошим партнером в ведущей для этого возраста деятельности – в игре: это и умение организовать игру, и сговорчивость ребенка при распределении ролей, и его способность внести в игру что-то новое, обогатить ее. Далее следует назвать аккуратность, опрятность, умение и желание помочь товарищу, общительность, дружелюбие, привлекательную внешность. Указывается и на такие качества, как хорошее общее развитие, художественные способности (хорошо рисует, танцует, поет, читает стихи). Отметим, что воспитатели остановились и на некоторых отрицательных личностных качествах детей, занимающих высшее положение в группе: заносчивости, властности, «любит командовать», «не всегда послушен».
Наиболее часто упоминавшиеся педагогами качества детей, занимающих неблагоприятное положение в системе личных отношений, – это драчливость, грубость, замкнутость, молчаливость, ябедничество, жадность, зазнайство. Далее следует неумение ребенка спокойно играть, не мешая другим детям («разрушает детские постройки», «отнимает игрушки», «ломает игрушки»). Воспитатели отмечают неаккуратность, упрямство, аффективность. Несмотря на явную тенденцию фиксировать внимание в основном на отрицательных чертах, педагоги иногда отмечают и положительные качества детей, которых в группе не любят: сообразительность, художественные способности. Наблюдения показывают, что нередко в «детском обществе» возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у ребят гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к воспитанию прямо противоположных качеств, нарушению психологического здоровья. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятен «эмоциональный климат». В дошкольной группе обычно выделяются несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатели нередко считают ядром группы, поддерживают их и опираются на них в воспитательной работе. В то же время в группе есть дети, которые находятся в подчинении у первых. Такая «поляризация» вредно отражается на развитии личности и тех и других. У первых развиваются повышенная самооценка, стремление во что бы то ни стало быть впереди всех, жестокость по отношению к более пассивным. У тех, кто не входит в ядро, развиваются либо угодничество, стремление любой ценой обеспечить себе покровительство «главного», либо замкнутость, недоверие к людям. Такие дети чувствуют себя неловко в группе сверстников и часто с большой неохотой идут в детский сад. Иногда они просят дома какую-нибудь игрушку, конфеты для того, чтобы преподнести подарок кому-либо из ядра группы и тем самым обеспечить себе расположение этого маленького деспота, в характере которого тоже формируются отрицательные черты.
Конец ознакомительного фрагмента.