Вы здесь

Психоаналитическая педагогика: теория и технологии. Глава вторая. Классический психоанализ (Н. Т. Рожков, 2013)

Глава вторая

Классический психоанализ

1. Причины возникновения психоанализа

Историческое развитие человеческой мысли стало основой возникновения психоанализа в его классическом виде. Психоанализ возник на рубеже XIX и XX столетий благодаря творчеству швейцарского психолога и психиатра З.Фрейда.

С древних времен философы пытались понять внутренний мир человека, который скрыт от непосредственного наблюдения. В свое время Платон говорил о том, что в душе каждого человека незримо дремлет дикое, звероподобное начало, которое под влиянием сытости и хмеля, отбросив всякий стыд и разум, стремится к удовлетворению своих вожделений. Даже в тех, кто нам на первый взгляд кажется разумным, умеренным и добродетельным, таится «какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний..»1.

Мыслители неоднозначно подходили к решению вопроса о взаимоотношении разума и чувств человека. Если Платон, Р.Декарт и другие философы считали, что только разум в состоянии выполнить задачу контроля над страстями посредством воли, то Д.Юм утверждал, что разум есть и должен быть лишь рабом аффектов и не может претендовать на какую-либо другую должность, кроме служения и послушания им2. Постепенно эта проблема перешла в плоскость взаимоотношения сознательного и бессознательного, изучения внутреннего мира человека.

На проблему бессознательного особое внимание обратил выдающийся немецкий философ Г.Гегель. В работе «Философия духа» он говорит о «бессознательном тайнике», в котором «сохраняется мир бесконечно многих образов и представлений без наличия их в сознании»3. Г.Гегель полагал, что сознательное и бессознательное – это две противоположные сферы деятельности человека, а познать «смутную деятельность души» можно раскрытием образов «бессознательной символики»4. Так же следует отметить другого немецкого философа И.Канта. Он утверждал, что сфера неосознанных представлений беспредельна и на великой карте нашей души освещены только некоторые пункты. Творчество И.Кант связывал с подсознанием; «рассудок, – говорил, – он, больше всего действует в темноте, а подсознание – это «акушерка мыслей»5.

Немецкий психолог В.Вундт сравнивал подсознание с неким существом, которое трудится на нас, а потом бросает зрелые плоды к нашим ногам. Б.Рассел рассказывал, что иногда он откладывал в сторону свои замыслы, чтобы дать им дозреть в подсознании. «Научные искания и намечающиеся мысли продолжают обогащаться, преобразовываться, расти и там, так что, возвратившись потом в сознание, они оказываются более содержательными, созревшими и обоснованными», – писал А.А.Ухтомский6.

Более определенно о взаимоотношении сознательного и бессознательного высказался другой немецкий философ А.Шопенгауэр в своем главном труде «Мир как воля и представление». По его словам, «бессознательное – это изначальное и естественное состояние всех вещей; следовательно, оно является той основой, из которой, в отдельных родах существ, как высший цвет ее, вырастает сознание: вот от чего бессознательное даже и на этой высокой ступени все еще преобладает»7. К аналогичным выводам приходят Ф.Ницше и Э.Гартман. Согласно Ф.Ницше, «бессознательность есть необходимое условие всякого совершенства»8. В своем труде «Философия бессознательного» Э.Гартман раскрывает многие элементы, которые в последствии вошли в психоаналитическое учение З.Фрейда. Прежде всего, признание важности бессознательного в жизни человека, убежденность в том, что нельзя психику сводить только к сознательным актам, подчеркивание роли бессознательного в творчестве личности, возможность осознания бессознательного и т. д.

Рассматривая содержание психической жизнедеятельности личности, ученые все больше убеждались в том, что этот мир нельзя познать, не воспользовавшись законом ассоциаций. Этот закон впервые ввел в психологию Аристотель, который в качестве объекта научного исследования взял простейший психический элемент представление. Он выдвинул предположение, что представления соединяются между собой по определенным правилам, названным в последствии законами ассоциаций (связи представлений по смежности, сходству, времени и т. д.).

В универсальное начало психической жизни человека превращает ассоциации Т.Гоббс. Он был убежден в том, что соединения представлений образуют мысли, следующие друг за другом в том порядке, в котором прежде возникли ощущения. Т.Гоббс считал, что связь представлений бывает двоякого рода. Иногда она упорядочивается целью, иногда же никакими определенными намерениями не скреплена. Однако, во втором случае «в этой, беспорядочной скачке мыслей часто можно открыть определенное направление и зависимость одной мысли от другой»9. Взяв какую-либо на первый взгляд случайную или неожиданную мысль, можно путем анализа проследить ускользнувшие от ума включения, обусловившие ее появление при данных обстоятельствах. Впрочем, таких же взглядов придерживался и английский врач Д.Гартли. Он ассоциации превращает в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность человека, делая попытку соединить рефлекс с ассоциацией.

Проблема ассоциаций не обошла стороной и педагогику. Например, И.Гербарт утверждал, что представления вступают во взаимоотношения по законам ассоциаций. Представление, в его понимании, имеет не только некоторое содержание (идеи, ощущения и т. д.), но и является «энергетической» (силовой) величиной. В дальнейшем, И.Гербарт разрабатывает учение о «статике и динамике представлений». Представления должны быть или полностью или частично противоположны друг другу. В результате они взаимно задерживаются. Между ними складываются отношения конфликта, противоборства. Они теснят друг друга, стремятся удержаться в «жизненном пространстве» сознания и не быть вытолкнутыми за его пределы, в область бессознательного. Психодинамика представлений выражена в их противоположности когда (одно вытесняет другое), сходстве (ведущем к слиянию) и компликации (объединении, при котором сохраняется их раздельность). Поэтому И.Гербарт считал, что каждое представление обладает интенсивностью (субъективно воспринимаемой как ясность, понимание, осознание) и ему свойственна тенденция к самосохранению. Взаимодействуя, они оказывают друг на друга тормозящий эффект, который может быть вычислен.

Кроме того, проблемой бессознательного заинтересовались и физиологи. Например, В.Карпентер говорил о бессознательной работе головного мозга. Он ввел понятие об идиомоторном акте, то есть движении, которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний, а посредством идеи, образа, психики. Точнее говоря, внутренними побудителями, а не внешними.

Несмотря на то, что ученые стремились раскрыть тайны бессознательной жизнедеятельности человека, эмпирическая «общая психология» замыкалась в области изучения сферы сознательной деятельности личности, оперируя преимущественно методом наблюдения. Психология ставила перед собой задачу изучения тех сознательных процессов, которые экспериментатор мог обнаружить в самом себе, внимательно наблюдая за протекающими явлениями переживаний, чувств, потребностей, мышления и т. д. Поэтому эмпирической психологии пришлось отказаться от научного объяснения психических явлений; она ограничила область своих исследований сферой субъективных явлений; огромная область бессознательных психических процессов была выключена из поля деятельности такой психологии.

Из-за этих недостатков эмпирическая психология являлась наукой описательной, занятой описанием и систематизацией явлений сознания не обращая внимания на причины их возникновения, то есть не пыталась проанализировать и объяснить те или иные психические явления. Вследствие этого, эмпирическая психология пошла по пути разложения своего материала на мелкие изолированные части. Такие психические процессы как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление изучались отдельно, независимо друг от друга. Даже непосвященному человеку в тонкости психологической науки ясно, что все это взаимосвязано между собой, находится в постоянном развитии, так как человек представляет собой целостное образование и не может, например, мышление существовать без внимания, а последнее без ощущения.

Построенная на таких принципах психология не могла приступить к изучению целостности личности. З.Фрейд сразу понял все недостатки психологической науки. Он ставит перед собой задачу изучения целостной личности, ее поведения, механизмов и стимулов; вместо описания отдельных переживаний – объяснение отдельных проявлений личности путем сведения их к причинам, которые лежат в глубинах подсознания; вместо статического подхода к изучению психических процессов – динамический принцип подхода к личности; вместо описания явлений сознания (так как мы их понимаем) – была поставлена задача, аналитически изучить внутренние, скрытые явления психической жизни человека, которые влияют на его развитие и формирование. Но как их можно было изучать, обладая методами наблюдения и самонаблюдения (методами объективного анализа). Одним словом, перед З.Фрейдом встали две наиболее важные проблемы: содержание психической жизнедеятельности человека и методы его изучения. Он решил не заниматься описанием отдельных психических явлений личности, а идти по пути сначала анализа, а затем истолкования процессов поведения и реакций личности, связывая эти реакции с процессами, происходящими во всем организме, – это путь являлся единственно возможным.

2. Содержание психической жизнедеятельности человека в психоаналитическом учении

2.1 Влечение как исходное положение психоанализа

Приступая к изучению сложной системы, какой является личность в целом, перед З.Фрейдом стояла задача в обосновании исходных моментов в психической жизни человека.

Как известно, источником человеческой психики З.Фрейд считал, активность влечений, желаний во взаимодействии с окружающей средой. По его мнению, организм начинен некоторой суммой энергии, некоторым количеством внутреннего напряжения, возбуждения, прорывающегося вовне в виде желаний, влечений требующих своего удовлетворения. Конечно, в этом вопросе З.Фрейд был не одинок. Аристотель один из первых пытался рассмотреть влечения как основу деятельности человеческой души. Однако, сопоставив значение влечений, стремлений и ума в душе человека, он пришел к выводу, что главным двигателем человеческой души является не ум, не влечение, а стремление.

Разницу между желаниями и влечениями очень тонко подметил Б.Спиноза. По его словам, желания – это осознанные потребности, а влечения – это неосознанные потребности. Для Б.Спинозы, влечения есть не что иное, как самая сущность человека: природа человека такова, что именно благодаря влечению происходит сохранение его как вида, и, следовательно, человек является определенным к действованию в этом направлении.

К изучению роли влечения не раз обращались такие мыслители как Платон, Д.Локк, И.Кант, Г.Гегель, А.Шопенгауэр и другие. При этом можно выделить два подхода: одни говорили о сексуальных влечениях как движущей силе поведения человека, сводя к ним всю человеческую любовь (симпатия и антипатия во взаимоотношениях между людьми); другие давали более широкое толкование понятию любви, принимая любовные влечения за первооснову всего сущего. К первым следует отнести А.Шопенгауэра, ко вторым – древнегреческих мыслителей, например, Платона.

Понимая всю сложность этого вопроса, З.Фрейд пришел к выводу, что деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений. По его словам, это явление не может быть названо в строгом смысле психологическим; оно включает в себя и явления нервного, соматического раздражения и внутренней секреции с ее химизмом, и часто не носит на себе чисто психологического отпечатка; скорее можно считать влечение понятием «пограничным между психическим и соматическим»1. Этим он подчеркивал связь между биологической и психической сущностью человека, рассматривая его как целостное образование.

Из всего многообразия влечений З.Фрейд выделяет два класса: один из них имеет дело с интересами отдельной личности, стремящейся к самосохранению; другой включает группы влечений, биологически связанные с продолжением рода и называемыми сексуальными влечениями2. Первый класс влечений в психоанализе получил название «влечениями Я», основан на инстинкте самосохранения, связанный с пищевыми и оборонительными реакциями организма и играет, как видим, часто доминирующую роль в жизни человека.

Сексуальные влечения рассматриваются в психоанализе не как явление чисто психическое, а как явление органического происхождения. В качестве составных частей, в понятие сексуальное влечение входят: функции, связанные с различием полов и продолжением рода, получение наслаждения от функций, связанных с этим влечением органов, некоторая сила притяжения к противоположному полу, то есть наряду с органической основой, входит сюда то отношение к людям, вещам, которое мы называем любовью и которое по аналогии с голодом, получило название в психоанализе либидо.

Нетрудно доказать, что сексуальное влечения для человека имеет не только биологический, психологический, но и социальный смысл. Например, чувство любви человек испытывает к самому себе, к окружающим его людям, к природе, истине, добру, справедливости и т. д. В дальнейшем, З.Фрейд приходит к выводу, что в основе человеческой психики лежат два первоначальных, неразложимых влечения – сексуальное и влечение к смерти, то есть сексуальное влечение имеет свой антипод – влечение к смерти. Они во всем противоположны – любовь и ненависть: первое – организует, объединяет людей, ведет к продолжению жизни; второе – разъединяет, разрушает, ведет к уничтожению жизни. Причем, в большинстве своем, человеку бывает их трудно объяснить, потому что все это происходит на уровне подсознания. «Каким образом влечения того и другого рода, – говорит З.Фрейд, – соединяются друг с другом, смешиваются и сплавляются – остается пока непредставимым; но что смешение происходит постоянно и в большом масштабе, без такой гипотезы нам по ходу наших мыслей не обойтись»3.

Чтобы понять всю сложность этой задачи, в качестве примера, рассмотрим сократический диалог «Пир»4. В этом диалоге речь шла о любви. Первым выступил Федр, который сказал, что «возлюбленный, будучи уличен в каком-нибудь неблагородном поступке будет больше всего стыдиться того, кто его любит. Ну а умереть друг за друга готовы только одни любящие, причем не только мужчины, но и женщины». По его словам, «эрот – самый древний, самый почетный и самый могущественный из богов наиболее способный наделить людей доблестью и даровать им блаженство при жизни и смерти». Выслушав Федра, Павнасий ответил: «Не всякий Эрот прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает прекрасно любить. Заурядные люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и, наконец, любят они тех, кто поглупее, заботясь только об удовлетворении своей похоти и не задумываясь, прекрасно ли это. Вот почему они способны на что угодно на хорошее и на дурное в одинаковой степени».

Итог диалога подвел Сократ. Вот что он сказал: «Эрот – это великий бог, это любовь к прекрасному. Не является ли, одним словом, любовь не чем иным, как любовь к вечному обладанию благом. Что для этого должны делать люди? Они должны родить в прекрасном как телесно, так и духовно. А почему именно родить? Да потому, что рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу. А значит любить – это стремление и к бессмертию». В сущности, близкую позицию по данному вопросу занимал В.Фракл, когда утверждал, что любовь – это «переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. Любовь представляет собой вступление во взаимоотношение с другим человеком как с духовным существом. Любовь открывает нам глаза на духовную сущность человека, на действительную природу его неповторимости, скрытые в нем потенциальные ценности»5. Влюбленный человек больше отдает, чем берет, хочет счастья и самовыражения любимому и старается всеми силами способствовать развитию индивидуальности любимого. Умение думать, прежде всего, о другом человеке, способность получать радость, отдавая, – это спутники настоящей любви.

Инстинкты и соответствующие им влечения прямо или косвенно проявляются в жизни и деятельности личности. Со временем они изменяются, трансформируются и выражаются в многочисленных оттенках. Например, извечная проблема учебных заведений, связанная с тем, что некоторые учащиеся инстинкт агрессии внешне выражают не только словами, но и своими действиями. Они портят мебель, учебное оборудование, наглядные пособия, не ценят труда тех, кто создает им необходимые условия для получения образования. Ведь только из-за любви к человеку рождается бережное отношение к плодам его труда. В норме индивидууму это и в голову не придет. По всей видимости, влечение к смерти связано с инстинктом разрушения и оно направлено против внешнего мира и живых существ населяющих его. Это влечение, а, следовательно, и инстинкт ярко проявляется у определенной категории людей и находится в тесном взаимодействии с сексуальным инстинктом. Как заметил З.Фрейд, на каждой стадии развития личности определенный участок тела (уши, глаза, рот, молочные железы, анус и половые органы) стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей6.

Основными стадиями психосексуального развития личности, по З.Фрейду, являются: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Оральная стадия длится от момента рождения до 18 – месячного возраста. В этот период полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становятся главным средоточением активности и интереса младенца. З.Фрейд полагал, что ребенок, получавший чрезмерную или недостающую стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшим орально-пассивным типом личности. Человек с таким типом личности – веселый и оптимистичный, постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Фиксация на данной фазе у взрослых выражается в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, цинизм. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними7.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. З.Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Он считал, что на этой стадии у ребенка может быть сформирован анально-выталкивающий или анально-сдерживающий тип личности. Фиксация на анально-удерживающим типе личности у взрослых выражается в упрямстве, скупости, методичности и пунктуальности. У них также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность.

Анально-выталкивающий тип личности проявляется у взрослых в склонности к разрушению, беспокойству, импульсивности, садистической жестокости.

Некоторые родители поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника. В понимании З.Фрейда, подобный подход воспитывает позитивную самооценку и может способствовать развитию творческих способностей8.

Период фаллической стадии начинается с трех лет и заканчивается в шесть лет. В этот период дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что перед ними «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели – безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу «Дон Жуана». У женщин фаллическая фиксация, как отмечал З.Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Латентный период охватывает возраст от шести до двенадцати лет. В этот период сексуальная энергия посредством сублимации перераспределяется между интеллектуальными занятиями, спортом и отношениями со сверстниками. Снижение сексуальной потребности З.Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности структуры эго и суперэго. Сексуальный инстинкт в этот период снижает свою активность, он находится в спящем состоянии.

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу. Генитальная стадия – это период полового созревания, характеризующийся биохимическими и физиологическими изменениями в организме подростков. Результатом этих изменений является характерное для них усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Генитальный характер – это идеальный тип личности. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви9.

Надо думать, что психосексуальные стадии развития личности – это не плод воображения и фантазии З.Фрейда, а результат его многолетней деятельности в качестве психоаналитика.

Само по себе ясно, что любое влечение должно преследовать определенную цель. По мнению З.Фрейда, целью влечения всегда является получение удовольствия, которое может быть достигнуто посредством устранения состояния раздражения в источнике влечения. Речь идет о том, что основной функцией влечения является функция, отвечающая потребности организма в восстановлении прежнего состояния.

В тоже время, может показаться, что получение удовольствия не является главной целью влечения. Бывает в жизни так, что человек сознательно идет на жертву ради будущего, терпит и переносит лишения в надежде на лучшее. В действительности, все трудности преодолеваемые человеком связаны с влечениями, в основе которых лежит все тот же принцип получения удовольствия. Они обретают новый смысл, заключенный в надежде на лучшее.

Влечение у З.Фрейда превращается в важный момент мотивационной стороны поведения – ее энергетический потенциал. По З.Фрейду, вся энергия черпается, в конечном счете, из глубин бессознательного. Он не ограничился анализом мотивации как энергетической потенцией, а пытался представить ее зависимость от отношений индивидуума с другими людьми, раскрыть ее многоплановость, коренящуюся в структуре личности.

В отличие от большинства психологов, которые причины поведения человека пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию человеческого организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых полагал он, осуществляется движение всех психических процессов, обуславливающих структуру поведения человека. Понимая, что внутренние движущие силы, скрыты от взора познающего субъекта, и их нельзя обнаружить умозрительно, расчленяя психические процессы на отдельные элементы, З.Фрейд находит исходные точки или движущие силы поведения человека. Наиболее приемлемым для него становится понятие бессознательного влечения, которое он положил в основу мотивации поведения человека.

Таким образом, источником активности человека, по З.Фрейду, являются влечения, которые, прежде всего, связаны с инстинктом самосохранения и инстинктом продолжения рода или сексуальным. Влечения у него превращаются в более широкое понятие, нежели потребности, потому что многие потребности человек просто не осознает. Конечной целью любого влечения, согласно З.Фрейду, является получение удовольствия.

2.2 Принципы удовольствия и реальности как субъективные индикаторы влечений личности

Для З.Фрейда не существовало нейтральных восприятий или иных психических процессов. Вся душевная жизнь, по его мнению, направляется желаниями удовольствия и отвращением к страданию. Подтверждением тому служит, например ранний период жизни человека, когда младенец практически не знает границ дозволенного, для него не существует слов «нет», «нельзя». Эти с первых дней существования живого организма влечения к удовольствию организуют всю последующую установку личности, заполняя внимание, память, мышление определенным содержанием. Запоминается нечто не по случайным причинам и не под влиянием каких-то самодовлеющих законов мышления, а лишь потому, что это связано с пережитым удовольствием или страданием и в данный момент представляет собой ту же борьбу за удовольствие. Психический мир человека наполнен большим количеством влечений, желаний, стремлений и способами их удовлетворения. Поэтому принцип удовольствия, введенный З.Фрейдом, имеет полное право на свое существование.

Но желания удовольствия постоянно сталкиваются с требованиями окружающей среды и надо приспособиться к этим условиям, отвечая соответствующими реакциями (рефлексами) далеко не всегда дающими одно лишь удовольствие организму. Например, учеба требует от учащегося силы воли, внимания, усидчивости и т. д., а он не привык к этому, у него нет желания учиться, развивать свои способности. Иными словами, принцип удовольствия сталкивается с принципом реальности. Реальность, во имя приспособления к себе, сплошь и рядом требует частичного или полного отказа от того или иного удовольствия. Однако жить в реальности необходимо, но и от удовольствия отказаться трудно, – в итоге создается нечто вроде «компромисса»: часть оторванного удовольствия возмещается «прибылью», полученной от внешнего приспособления1.

Учение о принципе удовольствия в психоанализе имеет большое значение. Оно рассматривается как основная детерминирующая сила, как главная тенденция, как «принцип» жизнедеятельности организма. Именно этой тенденции получить максимальное наслаждение, удовлетворить влечение, следует весь организм как в его сознательной, так и в его бессознательной части2. Точнее говоря, принцип удовольствия психоанализ превращает в общий принцип биологической работы организма, т. е. психологическая причинность переходит в причинность органическую. Например, любой конфликт заканчивается тем, что как одна, так и вторая стороны, в конце концов, успокаиваются, потому что тонус напряжения не может постоянно держаться на высоком уровне, этого просто ни один человек не выдержит. У каждого из нас есть определенный запас энергии и когда он иссякает, конфликт постепенно затухает и все это связано уже не только с нашей психической сущностью, но и с биологической. Это в экстремальных ситуациях, а в типичных тем более «психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне»3.

Принцип реальности является вторичным образованием в развитии человеческой психики. Но в психической жизни нормального зрелого индивидуума он является господствующим, подчиняющим и регулирующим второй, более ранний принцип удовольствия. По словам З.Фрейда, замена принципа удовольствия принципом реальности со всеми вытекающими отсюда психическими последствиями…в действительности осуществляется не сразу и не одновременно по всей линии. В психологии, основанной на психоанализе, мы привыкли считать исходным моментом бессознательные душевные процессы. Мы рассматриваем их как более старые, первичные, как остатки такой стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных переживаний. Высшую тенденцию, которой подчиняются эти первичные процессы, легко заметить. Она называется принципом удовольствия – неудовольствия…. Эти душевные процессы имеют стремление доставить себе удовольствие4. Поэтому носителем принципа удовольствия, по З.Фрейду, является система бессознательных психических процессов.

Можно ли, что-то полезное взять из этих положений психоанализа педагогу? Конечно. Достаточно обратиться к истории педагогической мысли и многое прояснится. Так, Я.А.Коменский считал, что без положительных эмоций не существует настоящего успеха в обучении. Такого же мнения придерживались Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и другие педагоги. Это происходит по тому, что в процессе эмоционального раскрепощения (получения удовольствия) у человека раскрываются глубинные свойственные только ему задатки и способности. Они результат ни какого-то по ту стороннего влияния, а собственной активности, возникновение которой можно объяснить активизацией психической деятельности личности. Точнее говоря, принцип удовольствия является регулятором бессознательной психической деятельности личности; господствует в психической жизни на ранних ступенях онтогенетического развития человека, позднее вытесняясь принципом реальности. Но в любой момент принцип удовольствия дает о себе знать, когда перед человеком возникает дилемма: как поступить в той или иной ситуации? В ущерб себе или с определенной выгодой.

Если исходить из того, что процессы бессознательного мало обращают внимание на реальность, так как они подчинены принципу удовольствия, то психическому аппарату ничего не оставалось делать, как решиться на примирение и приспособление к существующему реальному миру. Вследствие этого, был получен новый принцип душевной деятельности – принцип реальности. Он вырос на основе принципа удовольствия, по причине неудовлетворенности последнего, для более целесообразного приспособления посредством учета реальной действительности. Если элементами системы бессознательного являются влечения, то основными элементами принципа реальности – восприятия. Но принцип реальности по своей биологической природе, не означает вовсе устранение принципа удовольствия, а только подкрепление его. Мгновенное, но сомнительное по своим последствиям удовольствие устраняется только для того, чтобы на новом пути обеспечить себе более надежное удовлетворение, хотя и отложенное на какое-то время. Например, получить образование не так просто. Студенту приходится отказывать себе во многом, но он знает, что со временем его влечения и желания будут удовлетворены. Отсюда воспитание, по З.Фрейду, может быть определено, как побуждение к преодолению принципа удовольствия и замещение его принципом реальности, то есть когда «Я» (сознательное начало в человеке) берет контроль над силами «Оно» (бессознательное начало в человеке).

С точки зрения З.Фрейда, принцип удовольствия еще долгое время господствует в сфере трудно «воспитываемых» сексуальных влечений, и часто бывает так, что он в сфере этих влечений берет верх над принципом реальности даже во вред всему организму5. В период полового созревания принцип удовольствия становится доминирующим, подчиняя себе первичные психические функции, потому что сексуальные влечения практически не поддаются воспитанию. В этот период возникает дисгармония в половом, психическом и социальном развитии личности. В определенной мере, этим можно объяснить подростковую агрессивность, непримиримость, неадекватное поведение.

Принцип удовольствия у З.Фрейда сводится к тому, чтобы избежать всего неприятного. Если на лицо избыток нервного напряжения какого-либо рода, то возникает неудовольствие, неудовлетворенность, стремление от него избавиться. Возникает проблема, которую необходимо решить. Наоборот, если имеется у данного лица относительное равновесие между всеми его влечениями, то тогда он удовлетворен и относится к действительности спокойно, сдержанно. Иначе говоря, принцип удовольствия связан с понижением возбуждения психического аппарата человека, а принцип неудовольствия – с повышением. С принципом удовольствия тесно связан принцип реальности. У каждого человека есть определенные влечения, которые необходимо удовлетворить для восстановления душевного равновесия, но возможность их удовлетворения в значительной степени зависит от внешней среды, окружающей человека. Поэтому принцип удовольствия неизбежно сталкивается с принципом реальности. Отсюда, динамика психической жизни и ее ненормальности объясняются тем, что принцип удовольствия, сам по себе не терпящий никаких ограничений, вынужден идти на компромисс с неумолимой, противостоящей ему реальностью.

Установив, что субъективными индикаторами органических влечений являются, с одной стороны, удовольствие, а с другой – неудовольствие, З.Фрейд стремился уяснить физиологические, точнее энергетические основы этих противоположных чувств. Он находит их во внутриорганическом энергетическом равновесии и в нарушении его. Нарушение энергетического равновесия возникает в процессе деятельности человека. Например, есть категория учащихся, которые не утруждают себя учебно-познавательной деятельностью, избегают физической работы, экономя при этом свои силы и энергию. Удовольствие, испытываемое такими учащимися, приоткрывает их глубинные влечения, являющиеся причинами негативного отношения к такой деятельности. В тоже время, есть учащиеся, для которых процесс познания и учения доставляет удовольствие. Эта деятельность наполняет их энергией, раскрывая их задатки и способности. Отсюда можно предположить, что и хорошие и плохие привычки укореняются в процессе получения удовольствия; в условиях низкого уровня эмоционального напряжения, потому что на таком уровне поведенческие реакции выполняются легко и непринужденно.

Итак, продуктом влечений у З.Фрейда становится принцип удовольствия. Он рассматривается Фрейдом как главная тенденция жизнедеятельности организма. Принцип удовольствия у него превращается в общий принцип биологической работы организма.

В отличие от принципа удовольствия, принцип реальности является вторичным образованием в развитии человеческой психики. В психической жизни нормального индивидуума он становится господствующим, но это происходит не сразу.

Принцип удовольствия постоянно сталкивается с принципом реальности. Поэтому динамику развития психической жизни человека, ее аномалии З.Фрейд пытался рассмотреть через призму взаимодействия этих двух принципов. Они превращаются у него не только в индикаторы влечений человека, но и в механизм развития его психики. Уровень развития этих принципов в конечном итоге отражается на общей культуре человека.

2.3 Понятие о психическом механизме вытеснения

В процессе жизни человека принцип удовольствия теряет свое господство в психике: начинает действовать и противостоять ему новый принцип реальности. Все душевные переживания с этого момента должны выдерживать двойное испытание. Казалось бы, неудовлетворенные желания должны быть подавлены и исчезнуть из психической жизни личности. В действительности, они никуда не исчезают, а входят в ассоциативные связи и остаются в подсознании. Происходит их психический отбор, и только то душевное состояние, которое выдержало двойное испытание с точки зрения обоих принципов, либо полностью входит в систему психического, в сознание либо получает возможность войти в нее, то есть становится предсознательным. И только те переживания, которые не выдержат испытания, – вытесняются в систему бессознательного.

Процесс вытеснения совершается на протяжении всей жизни человека без участия сознания. Управляет вытеснением особая психическая сила, которую З.Фрейд образно называет «цензурой». Цензура лежит на границе систем сознательного и бессознательного. Вся масса вытесненных представлений, чувств и желаний в бессознательное, никогда не умирает и не теряет своей силы. Ведь изжить какое-нибудь чувство или желание можно только через сознание и через управляемые им действия и поступки и, прежде всего через человеческую речь. Бессознательное же – бессловесно, оно боится слова1. В качестве примера, рассмотрим чувства любви и ненависти, когда они связаны с одним и тем же субъектом. Более слабое чувство, причем неудовлетворенное, должно уйти в бессознательное, арбитром же между ними выступает ответственность, долг, уважение к самому себе и т. д., то есть те чувства, которые связаны с самым мощным регулятором нашего поведения – совестью. Если в результате этой борьбы, доминирующим окажется чувство ненависти, которое мы питаем к субъекту, то говорить о том, что чувство любви куда-то совсем исчезло нельзя. Оно хранится в тайниках бессознательного и дает о себе знать в определенные моменты нашей жизни, придавая необычайную интенсивность и энергию нашим поведенческим реакциям.

Конец ознакомительного фрагмента.