Псалом 30
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения]. (Указание начальнику хора).
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; (Воззвание к богу).
3 приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, (У бога есть ухо!).
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. (Воззвание к богу в качестве сюзерена-покровителя).
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. (Воззвание к богу в качестве сюзерена-покровителя).
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. (Воззвание к богу в качестве сюзерена-покровителя).
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю. (Идолы – неправильные боги. Однако иудейский бог Яхве ничем не отличался от богов других племён и народов, это был изначально патриарх: вождь и жрец племени Иуды, возможно реальный человек, носивший рога на голове, рецидив поклонения рогатым животным, хвост и копыта. У него даже была жена. Доктор Франческа Ставрокопулу, работающая на телеканале ВВС, утверждает, что после многолетних исследований она пришла к выводу, который иначе, как ошеломляющим, не назовешь: у Бога была жена. Вот что говорит сама Франческа: «В библейских текстах у Бога много имен: Эл, Баал, Молек, Ашера. Вопреки одной из десяти заповедей, в которой говорится „Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим“, похоже, все вышеупомянутые боги почитались наравне с Яхве, и Библия подтверждает это. Богине Ашере поклонялись в храме Яхве в Иерусалиме. В Книге Царств сказано, что статуя Ашеры стояла в этом храме, а храмовая обслуга ткала для нее ритуальные наряды. А что же связывало ее с Богом? Ашера была супругой Эла, главного бога в Угарите, который имеет много общего с Яхве. Учитывая тот факт, что Ашере поклонялись в иерусалимском храме, может, и во всем древнем Израиле она почиталась за супругу Бога? В Библии Яхве часто называют Элом, и он выполняет совершенно те же „функции“, что и Яхве». В 1970-х годах в Синайской пустыне был обнаружен керамический «свиток» с надписью, датированной примерно восьмым веком до нашей эры, добавляет Франческа. Автор надписи, вероятно, был путешественником или купцом, ездившим по израильским городам. Для любого путешественника его предприятие представляло определенную опасность, поэтому божественная защита имела для него важное значение. Надпись представляет собой просьбу о благословении. Причем, что важно – благословении «Яхве и его Ашеры». Это и есть доказательство того, что Яхве и Ашеру рассматривали как божественную пару. Поскольку после обнаружения первой записи было найдено еще несколько похожих, и во всех них упоминаются Яхве и Ашера (Астарта), это говорит в пользу версии о том, что у библейского Бога когда-то была жена. Рижский М. И. в книге «Библейские пророки и библейские пророчества» пишет (с. 174), о том, что название небольшого городка Анатот, находящегося в 5—6 км от Иерусалима, связано с именем ханаанейской богини Анат, которой в древности поклонялись и израильтяне, считая её супругой Яхве. И иудейскому богу, и богам других племён, поклонялись на вершинах, возвышенностях. Но затем, чтобы скрыть удивительную схожесть с идолами другим племён, в частности, ваалов, изображения иудейского бога были запрещены. На еврейских фресках античности (именно из них впоследствии выросла затем вся христианская живопись) Саваоф изображался не так, как люди. Фигуры людей написаны во весь рост, но Саваоф оставался невидимым богом, изображалась лишь его могучая рука (десница), простертая с неба. Но, став христианским богом, тот же Саваоф обрел тело и лицо могучего старца – скопированные с языческого Зевса. Угринович Д. М. в книге «Искусство и религия», с. 115—117. пишет «В иудаизме, где раньше других религий оформился монотеизм, единый и единственный бог Яхве противостоит всему земному, чувственно воспринимаемому, реальному как нечто принципиально от него отличное. Эти черты потусторонности, или, выражаясь философским языком, трансцендентности, Яхве приобрел не сразу. Первоначально его образ еще во многом нес в себе черты антропоморфизма, что и отражали первые книги Библии („Пятикнижие“). Лишь впоследствии, под влиянием богословской деятельности иудейских жрецов, образ Яхве спиритуализируется и усложняется, освобождаясь от земных черт и характеристик. Бог противопоставляется всему земному и человеческому. Бог – вечен, земные вещи – конечны и преходящи, бог – всемогущий творец мира, мир – результат его творческой деятельности, бог – воплощение мудрости и добродетели, человек – существо слабое и греховное. Подобное противопоставление божества реальности восприняли у иудаизма христианство и ислам. Вероучение этих религий подчеркивает „непохожесть“ божества на земные вещи и явления, его противоположность всему земному… Богословская и философская проблема соотношения бога и мира, бога и человека имела непосредственное отношение к судьбам культового искусства в монотеистических религиях. Перед сторонниками иудаизма, христианства, ислама неизбежно вставал вопрос: допустимо ли изображение божества в храме? Ведь любое изображение бога возможно лишь в земных формах, в формах „естественного“, реального мира. Следовательно, изображая бога, художник как бы низводит его до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но бог, согласно вероучению монотеистических религий, есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки. Различные монотеистические религии по-разному решили указанную проблему. Иудаизм и ислам пошли по пути запрета всяких изображений бога в храмах. В исламе запрет изображать бога был распространен на изображения живых существ вообще – как человека, так и животных. Мусульманам запрещалось создавать рисунки и скульптуры с изображениями животных и людей. Богословски этот запрет мотивировался тем, что создание живого существа является якобы монополией бога. Художник, создавая их изображения, вступает тем самым в недозволенную и опасную конкуренцию с Аллахом. Тем более недопустимо, согласно канонам ислама, изображение бога. Такое изображение превратит высшее потустороннее существо в земного идола, приведет к идолопоклонству..»).
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие моё, узнал горесть души моей (А если бы не призрел и не узнал, то и радоваться и веселиться нечего: правило талиона).
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте. (Враги не узнали и ноги оказались на «правильном направлении).
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя. (Просьба о помиловании, молящемуся плохо, было бы хорошо, то и не молился!).
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. (Просьба о помиловании, молящемуся плохо, было бы хорошо, то и не молился!).
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. (Просьба о помиловании, молящемуся плохо, было бы хорошо, то и не молился!).
13 Я забыт в сердцах, как мёртвый; я – как сосуд разбитый, (Просьба о помиловании, молящемуся плохо, было бы хорошо, то и не молился!).
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. (Просьба о помиловании, молящемуся плохо, было бы хорошо, то и не молился!).
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты – мой Бог. (Просьба о помиловании, молящемуся плохо, было бы хорошо, то и не молился!).
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. (Просьба о помощи).
17 Яви светлое лице Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею. (Молящийся заявляет, что он раб!).
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде. (Молящийся не стыдится, что просит о помощи).
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем. (Проклятия лжецам).
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! (Страх и упование на помощь бога – давняя традиция морочить голову простому народу со стороны жрецов).
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. (Мятежи, по-видимому, были не редкость и никакие господа боги не помогали обиженным и оскорбленным, господа боги, то есть жрецы помогали только тем, кто помогал им).
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе! (Город укреплён против мятежников).
23 В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. (У бога есть очи – глаза! Жречество поддержало Давида, так как он способствовал возвышению иудейской жреческой знати – рука руку моет).
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком. (Правило талиона: ты – мне, я – тебе).
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа! (Надеяться на господина бога, то есть на помощь «высших сил» означало всячески поддерживать жреческую верхушку).