Псалом 24
1 К Тебе, Господи, возношу душу мою. (Умаление человеческого достоинства, рабская психология).
2 Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не восторжествуют надо мною враги мои, (Бог-де все вопросы знает заранее, однако стыдиться преклонения перед богом нельзя, просьба о том, чтобы враги не победили. Однако зачем это просить, если всё заранее предопределено, с точки зрения «божественного» предопределения. Это надо жрецам, которые, понятное дело, не знают, как будут далее разворачиваться события).
3 да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся беззаконнующие втуне. (Хоть что-то делай, хоть ничего не делай – стыдить или нарушай закон, однако бог должен был бы знать заранее, что так будет, а он не знает. Значит, это установки жрецов).
4 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. (Аналогия с человеческими отношениями: указать, что есть правильно, а что нет, установки жрецов).
5 Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день. (Бог-де спаситель, однако, спаситель только в свою корыстную жреческую пользу, верующие использовались жрецами в качестве своих рабов, им внушали, что с ними говорят боги и направляли в самое пекло битв для захвата выгодных территорий, в частности Ханаана. Мезенцев В. А., в книге «Чудеса: Популярная энциклопедия», т.2, с. 230—235, пишет: «История гипноза насчитывает не одну тысячу лет. Она настолько интересна, с ней тесно связано так много мистических наслоений, что об этом удивительном феномене человеческой психики следует поговорить подробнее. Гипноз – слово греческое, в переводе означает «сон». И действительно, загипнотизированный человек похож на спящего. Но только похож: гипноз – одновременно и сон, и внушение. В одном из папирусов Древнего Египта есть наставление жрецам, как вызвать у человека гипнотический сон: «Принеси опрятную и начищенную лампу… наполни ее лучшим ароматным маслом… и повесь ее на расположенной с утренней стороны стене на клин из куска лаврового дерева. Затем поставь перед ней мальчика… Погрузи его в сон твоей рукой и зажги лампу. Произноси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди его и спроси его так: «Что видел ты?» Ответит он: «Да! Я видел богов в окружении лампы». Тогда будут говорить они ему все, о чем их будут спрашивать!». Нетрудно представить себе, каким поистине незаменимым средством убеждения были в руках жрецов подобные представления, разыгрываемые перед верующими. В Индии, Ассирии, других странах Древнего Востока гипнозу придавали столь большое значение, что часто жрецами могли стать лишь те, кто владел техникой этого тайного чудодейственного искусства. Известно также, что в Древней Элладе гипноз использовали уже и врачи. Для этого они применяли отшлифованные металлические пластинки («волшебные зеркала»), большие кристаллы и другие предметы. Устремленный на блестящую поверхность взгляд затуманивает ясность сознания и помогает врачу-гипнотизеру быстрее усыпить человека. Не обходилось тут, конечно без молитв, а иногда и жертвоприношений. Таким образом, излечение больного возводилось в ранг чудесных: не врач, а якобы сами боги помогли человеку стать здоровым! Способность ходить и разговаривать, находясь в то же время в глубоком сне, настолько поражала людей, что гипноз многие века неизменно относился к явлениям чудесным. Уже не одно тысячелетие, например, гипнотические эффекты применяют индийские йоги. И до сих пор восхищают людей способностью приводить себя в состояние «нирваны» (что значит «исчезновение», «потухание»). Как они учат, нужно положить ступню правой ноги на левое бедро, а левую ступню на правое бедро; затем обеими руками взяться за пальцы ног, прижать подбородок к области сердца и смотреть на кончик своего носа до тех пор, пока сознание не затуманится. А вот картина не столь уж далекого прошлого… Чукотка. Стойбище чукчей. К местному шаману (знахарю, колдуну) только что доставили молодого охотника, покалеченного медведем. В схватке со зверем парень потерял много крови и теперь никто уже не надеется, что он будет жить. Осмотрев больного, шаман удаляется, чтобы подготовиться к решающему обряду. Затем в одежде, разукрашенной подвесками, бляхами, изображениями различных птиц и зверей, предстает перед соплеменниками. На лице его – маска, в руках – бубен и колокольчик. И начинается таинственный обряд лечения больного. Шаман многократно повторяет одни и те же слова и фразы, призывает на помощь «духов-помощников», угрожает «злым духам». Заклинания сопровождаются ритмическими ударами в бубен; в чуме стелется дым каких-то курений. Все сильнее и сильнее гремит бубен, все быстрее пляска шамана. Наконец его завывания, мечущиеся движения, ядовитый дым делают свое дело: все, кто присутствует в чуме, одурманены происходящим. Им уже слышатся голоса злых и добрых духов. А сам шаман, доведя себя до исступления, поражает зрителей тем, что колется ножом, берет руками раскаленные угли из костра. С особым вниманием и надеждой следит за действиями целителя сам больной. Он так жаждет стать здоровым! Постепенно все окружающее, кроме голоса шамана, перестает достигать его сознания. Он впадает в гипнотический полусон, в котором речь шамана воспринимается особенно остро, глубоко западает в сознание. Выкрики о бегстве и поражении «духов зла», о победе «духов-помощников» звучат для больного желанной вестью о выздоровлении. Боли, которые изнуряли тело, куда-то уходят, отступают. Он уже чувствует свою силу, видит себя снова на охоте. И вот результат: к концу обряда у некоторых особо впечатлительных людей действительно наступало улучшение. А те, кто присутствовал при этом, восторженно передавали от стойбища к стойбищу всячески преувеличенную весть об удивительном исцелении. Они ведь не ведали о том, что шаман таким образом исцелил лишь единицы, а навредил сотням… По свидетельству известного этнографа В. Г. Богораза, хорошо знавшего жизнь народов нашего Севера, некоторые шаманы владели и техникой чревовещания. У присутствующих создается полная иллюзия, что отдельные голоса приходят из разных углов чума. В трюках такого рода шаманы подражают крикам зверей и птиц и даже завыванию бури. Ученый рассказывал, что он слышал звуки кузнечика, слепня и комара. Все время, пока звучали такие голоса, шаман не переставал бить в бубен, чтобы показать, что все его внимание занято другим делом. Во все времена гипноз использовался всякого рода авантюристами… XVIII веке завесу над гипнозом приоткрыл, сам того не ведая, австрийский врач Ф. Месмер. Он прославился тем, что лечил своих пациентов «наложением магнитов». Жаждущие выздоровления люди сидели в ваннах, оснащенных большими магнитами, после чего некоторые выздоравливали. Сам врач объяснял это действием особой «магнетической жидкости». Но когда его деятельность расследовала Парижская академия наук, ученые записали: «Ничто не доказывает существования животно-магнетической жидкости, следовательно, это несуществующее вещество не может приносить пользы». Однако Месмер так и умер в убеждении, что такая «жидкость» сушествует. Правда, он уже видел, что иной раз приходившие к нему больные исцелялись и без магнитов. Облегчение и выздоровление наступало после того, как он посмотрит на человека и поговорит с ним о болезни. Более того неоднократно случалось, что, побывав у «великого лекаря», оглохшие или потерявшие голос люди, как по мановению волшебной палочки, обретали и голос и слух, хотя и не подвергались действию магнитов. В чем дело? Поразмыслив, Масмер решил, что не магниты, а сам он – вместилище целительного «животного магнетизма». И передавая его другим, помогает им бороться с болезнью… У Месмера было много учеников и последователей. Одному из них выпало на долю случайное открытие. Впрочем, «открыл» он то, что знали в свое время жрецы Ассирии и Вавилона. Занимаясь магнетическим лечением, он столкнулся с невиданным явлением. Обычно больные люди с ослабленной психикой, реагировали на лечение судорогами, конвульсиями, порой даже истерическими припадками. А тут… Молодой парень вдруг мирно засыпает, когда его гладят рукой. Испуганный лекарь пытается расшевелить человека, но тщетно. Трясет парня, тот продолжает спать. А затем внезапно, когда лекарь строго приказывает ему встать, больной поднимается, делает несколько шагов, но с закрытыми глазами. Несмотря на сомкнутые веки, человек держится совершенно как наяву, и в то же время сон продолжается. Смущенный врач пытается говорить с ним, задает вопросы. Парень отвечает вполне разумно и ясно. Лекарь повторяет опыт. И ему удается вызвать такое же состояние у других лиц. Продолжая опыты, он делает так называемые постгипнотические внушения, то есть велит находящемуся во сне выполнить после пробуждения ряд определенных действий. И пациенты выполняют то, что было им внушено в «магнетическом» сне.
Дальнейшее изучение гипнотических явлений связано с именем английского хирурга Д. Брэда. Надо заметить, что тот весьма скептически относился к магнетизму Месмера и его последователей. Однажды, намереваясь разоблачить швейцарского «магнетизера» Лафонтена, Брэд убедился в подлинности демонстрируемых тем гипнотических явлений и начал изучать их. Он первым в новое время стал пользоваться гипнозом для обезболивания хирургических операций, убедился также, что гипноз наиболее действенен при лечении различных нервных заболеваний, особенно истерических расстройств – параличей, психогенной глухоты, слепоты и немоты. Потребовались, однако, еще усилия других ученых, чтобы дать материалистическое объяснение этому интереснейшему состоянию нашей психики. Многое в этом отношении сделали В. М. Бехтерев и И. П. Павлов. Они показали, что в гипнотическом сне нет ничего сверхъестественного, хотя он во многом и отличается от обычного. В чем это отличие? При глубоком естественном сне человек невосприимчив к тому, что происходит вокруг. Погруженный в глубокий гипноз, он не реагирует на внешние раздражения, не отвечает на вопросы присутствующих, но при этом восприимчив ко всему, что относится к врачу-гипнотизеру – слышит его голос, ему одному отвечает. Более того, каждое слово врача вызывает в его сознании яркие представления, которые могут переходить в галлюцинации. Человеку под гипнозом можно, скажем, внушить, что в доме пожар, и он «увидит» бушующее пламя. Таким образом, можно сказать, что гипноз – это одновременно и сон, и внушение. Причем факты говорят о том, что гипнотическое состояние обостряет восприимчивость к раздражениям, лежащим ниже порога восприимчивости человека, находящегося в состоянии бодрствования. До наших дней сохранилось ложное представление о значении цвета глаз гипнотизера. Между тем при гипнозировании можно даже не смотреть в глаза, достаточно длительно смотреть на какой-то блестящий предмет. Нервные клетки, «отвечающие» за зрение, утомляются, и в мозгу возникает процесс охранительного торможения. Он распространяется по коре полушарий мозга и вызывает гипнотический сон. В основе гипнотического состояния – торможение большинства клеток головного мозга и сохранение бодрствующего участка в коре, через который поддерживается связь врача с пациентом. Такие участки – «сторожевые пункты» – сохраняются и при обычном сне. Как бы ни был он глубок, отдельные клетки мозга не прекращают своей работы. Через них организм сохраняет какую-то связь с окружающим. «Сторожевые пункты» реагируют на те сигналы, которые «нельзя проспать». Интересный пример такой связи приводит профессор К. К. Платонов. В годы Великой Отечественной войны в один из армейских госпиталей привезли раненых, а хирург спал впервые за несколько дней. Его трясли, брызгали в лицо водой, но смертельно уставший человек не просыпался. Тогда, вспоминает Платонов, он попросил, чтобы все замолчали, а сам сказал негромко, но очень отчетливо: «Доктор! Привезли раненых. Нужна ваша помощь!» И хирург тут же проснулся. У человека под гипнозом «сторожевой пункт» – это уже не часовой, который дает знать о том, что надо проснуться, а как бы телефонный аппарат, по которому мозг загипнотизированного принимает слова-приказы и выполняет их, не воспринимая эти слова критически, не оценивая их смысла Каждое слово действует здесь как беспрекословный приказ или принимается на веру. «Послушность» загипнотизированного зависит от глубины гипнотического сна. Известны три его ступени: сонливость, гипотаксия (подчинение) и сомнамбулизм (снохождение). При сонливости нет желания открыть глаза. По окончании опыта человек помнит все, что с ним было. При гипотаксии загипнотизированный не может делать произвольные движения и ему в этом состоянии можно придать какую-либо необычную позу (например, поднять его ногу, и в таком состоянии он будет находиться часами, пока не услышит приказа изменить положение). При сомнамбулизме человеку можно внушать различные образы – зрительные, слуховые, обонятельные. По приказу гипнотизирующего он ходит по комнате с открытыми глазами, выполняет разнообразные задания. Считается, что 80—90 процентов всех людей поддаются гипнозу, но в глубокий гипноз можно погрузить не более 6—8 процентов. Гипнотический сон может возникнуть не только в результате воздействия на человека различных искусственных раздражителей – голос врача, тиканье часов, поглаживание и т. д. Помимо того, существует другая разновидность гипнотического сна – сон, вызванный словами определенного содержания. Гипнотическое состояние может возникать и у бодрствующего человека – это наблюдается при сильном утомлении, истощении нервной системы, при психозах. Такова вкратце природа гипнотических явлений. Что же касается процессов, происходящих в мозгу гипнотизируемого, то здесь еще много неясного. Факты убеждают нас, что это состояние имеет отношение и к работе подкорковых отделов мозга, к подсознанию. Исследования последних лет показали: глубокий гипноз качественно отличен от всех других состояний психической деятельности. Установлено, что его можно использовать для изучения сложнейших закономерностей взаимодействия сознательного и бессознательного. А это, в свою очередь, позволяет по-новому посмотреть как на природу, так и на роль бессознательного в нашей жизни. Гипноз неисчерпаем… Изучение психической деятельности человека под гипнозом открывает перед исследователями много ранее неизвестных фактов, которые свидетельствуют о необыкновенных, удивительных возможностях человеческого организма»).
6 Вспомни щедроты Твои, Господи, и милости Твои, ибо они от века. (Щедроты и милости – это природные явления, а не «божественная» прихоть, хочу даю, хочу нет).
7 Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! (Внушение людям понятия грехов и преступлений, самими же жрецами установленных законов в свою пользу).
8 Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, (Зачем наставлять грешников на некий путь, значит, господин бог не контролирует людей, их надо постоянно «направлять» в нужном жрецам-священникам стезях – путях-дорогах).
9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим. (Кроткие – это послушные и легкоуправляемые).
10 Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его. (Кто послушен и твёрдо стоит на путях выгодных жрецам, то таких людей жрецы и «продвигают»).
11 Ради имени Твоего, Господи, прости согрешение моё, ибо велико оно. (Внушение людям понятия грехов и преступлений, самими же жрецами установленных законов в свою пользу).
12 Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. (Страх перед господином богом – «двигатель» религиозной веры).
13 Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. (Кто послушен и твёрдо стоит на путях выгодных жрецам, то таких людей жрецы и «продвигают»).
14 Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. (Тайна заключалась в демонстрации всевозможных фокусов, гипноза и прочих чародейств. Габинский Г. А. в книге «Теология и чудо. Критика богословских концепций», с. 57, пишет: «Чудо есть событие удивительное, необычное, из ряда вон выходящее, поразительное. Недаром во многих европейских языках слово «чудо» этимологически связано с глаголом «удивляться, дивиться» (лат. miraculum, фр. miracle, итал. miracolo восходят к лат. miro-удивляюсь; нем. Wunder, англ, wonder – к общегерманскому корню, означающему «поражать, ранить, удивлять». По-русски этот оттенок можно передать словом диво»). Как известно, в речи слово «чудо» может употребляться и вне связи с религией, для аффективного обозначения чрезвычайного, диковинного, неожиданного. В таком случае и событие вполне естественное может быть названо чудом. Поэтому для теологии важно четко отличать светское и религиозное понятие чуда. Соглашаясь с тем, что и божественные чудеса отличает удивительность и чрезвычайность, богословие считает это качество чуда производным от его сверхъестественности. Это и отличает чудо в религиозном смысле от чуда в более широком, мирском значении»).
15 Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. (Господин бог, то есть жрец-гипнотизёр, ведёт туда, куда ему выгодно).
16 Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетён. (Одиночество и угнетение способствуют установлению жреческого владычества).
17 Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих, (Скорбь и беды способствуют установлению жреческого владычества).
18 призри на страдание моё и на изнеможение моё и прости все грехи мои. (Раболепствование перед богом, выгодно жрецам).
19 Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. (Врагов полно, а господин бог ничего не может или не хочет предпринимать – потому что это выгодно жрецам).
20 Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. (Хоть что-то делай, хоть ничего не делай – стыдить или нарушай закон, однако бог должен был бы знать заранее, что так будет, а он не знает. Значит, это установки жрецов).
21 Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. (Надейся на некоего бога, а сам, как известно, не плошай. Здесь под богом понимается борьба за правду, в трактовке такой, какой она выгодна жречеству).
22 Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его. (По сей час Израиль находится в различных вариациях скорби, в том числе и бесконечных войнах, в частности с палестинцами).