Про телевизор
Я уже рассказывала, как телевизор покинул нашу жизнь. Поначалу это было связано исключительно со страхом за Сашино зрение. Мы с ее папой оба страдаем близорукостью и по себе знаем, какой дискомфорт это может доставлять, тем более маленькому ребенку. А Сашу привлекал этот «волшебный ящик», наполненный яркими картинками, разнообразными звуками и быстрыми движениями, миганием, вспышками. Она рвалась к экрану и утыкалась в него носом. Это явно было нехорошо.
Потом появился и страх, что если уж ребенок что-то там себе воспринимает еще в утробе матери, то после рождения он точно может записать себе на подкорку все, что угодно. И не в последнюю очередь то, что услышит и увидит по телевизору. А оттуда традиционно лились насилие, боль и страх. Нет, мы, конечно, не любители подобных вещей и очень избирательно относимся к программам для домашнего просмотра. Но со временем должна была появиться няня, чьи телевизионные интересы в наше отсутствие контролировать было бы сложновато. Так мы убрали один из поводов для тревоги.
Саша, конечно, смотрит мультфильмы, кино и обучающие программы. И немало! Но, по крайней мере, я могу контролировать, когда и в каком количестве она это делает. А главное – я точно знаю, ЧТО именно смотрит мой ребенок. И никогда и ни при каких обстоятельствах фильмы не идут у нас фоном. Хочешь заняться другим делом – выключай или ставь на паузу. Со временем я стала замечать, что такая постановка вопроса помогает Саше расставлять приоритеты и самой планировать свое время. «Если я при просмотре мультика вдруг захотела порисовать, я должна определиться, чего мне хочется больше? Если я сейчас поставлю на паузу и пойду рисовать, успею ли я потом досмотреть этот мультфильм? И вообще, насколько он мне интересен? Может быть, я готова выключить его вовсе, чтобы заняться более интересными делами?». Научиться задавать себе правильные вопросы – великое дело!
Есть еще одна довольно важная вещь, связанная с телевизором. Постепенно я заметила, что у Саши гораздо меньше проблем с речью, чем у ее ровесников, живущих в доме с вечно работающим телевизором. Я имею в виду даже не то, кто раньше начал говорить, а насколько грамотно, четко и полноценно выстраивалась эта речь. В дома, где телевизор включался часто и оставлялся включенным фоном, рано или поздно начинал приходить детский логопед. Словарный запас «телевизорных детей» (в некоторых статьях их называют «телевоспитанниками»), на мой взгляд, оставлял желать лучшего. Зато в бытовых интересах дети выглядели явно взрослее моего ребенка – девочки, например, раньше начинали интересоваться интимной стороной жизни и вести себя как взрослые героини музыкальных клипов. По сравнению с ними, Саша казалась оторванным от мира сказочным существом, мало что понимающим в жизни. Но, хорошенько поразмыслив, я решила, что повзрослеть она еще успеет.
Только при написании этой главы я решила углубиться в тему влияния телевизора на развитие ребенка. И поняла, что выбранный по наитию курс оказался верным и научно обоснованным.
Позанудствую немного для подкрепления материала и пущей убедительности. Итак, наиболее активно мозговые способности ребенка формируются в первые годы жизни. На эту тему написана масса трактатов и именно по этой причине среди современных родителей появился бум на развивающие занятия, обучающие фильмы и невероятные пособия, в которых и взрослому порой бы разобраться! Правда, по нашей любимой традиции родители нередко кидаются во все крайности, не боясь перестараться. В итоге жизнь ребенка так насыщается кубиками Зайцева, сериями Baby Einstein и прописями для самых маленьких, что не остается времени на то, чтобы просто поговорить или почитать сказку. А ведь – та-дам! – настоящая речь лучше всего формируется из, собственно, речи. То есть из простого человеческого (живого!) общения.
Американский педиатр Димитри Кристакис считает, что обучающие фильмы для деток старше 2 лет не принесут вреда (если, конечно, они надлежащего качества и их просмотр строго дозирован). Но показывать их детям более младшего возраста он не рекомендует. Первые 2 года жизни ребенка, по мнению ученого, являются важнейшими для развития мозга малыша. Просмотр телевизора «крадет» время, которое ребенок может потратить на исследование, игру, общение и активное изучение мира путем соприкосновнения с вещами вокруг него. То есть телевизор заменяет активности, которые действительно помогают ребенку развить навыки, позволяющие вырасти интеллектуально, социально и эмоционально.
«Когда ваш ребенок играет, он изучает, как работает этот мир. Его мозг научается связывать причины и следствия. Когда ваш ребенок взаимодействует с другими людьми, он проходит этапы своего эмоционального развития. Телевизор держит вашего ребенка подальше от этих развивающих активностей», – считает Кристакис.
В первые 2 года ребенок активно изучает язык, что эффективно только через общение с другими людьми, а не через пассивное восприятие телевизионной речи. Если вы не отвечаете на попытку ребенка общаться, ваш малыш может пропустить этот важный этап. Кроме того, ваш ребенок не научится говорить, слушая по телевизору «детский» говор вымышленных персонажей. Ваш ребенок начинает разговаривать, имитируя взрослый язык. Он учится на примере взрослой – упрощенной, но правильно произносимой – речи.
«Обратите внимание, что, когда ваш ребенок улыбается телевизору, телевизор не улыбается ему в ответ, – замечают ученые. – Это может повлиять на его социальное и психологическое становление».
Развитие детской речи и, в том числе, влияние на нее телевизора, всю свою сознательную жизнь исследует английский специалист по речи Салли Ворд (да-да, снова вездесущие британские ученые). У доктора Ворд трое своих детей, и все научные наблюдения подкреплялись в том числе и в домашних условиях неоднократно. Салли Ворд уверена, что детям младше 1 года вообще не стоит давать смотреть телепрограммы и видеофильмы. Ребенок 2–3 лет может смотреть фильмы, но не более 1 часа в день.
Исследования, которые доктор Ворд проводила в течение 10 лет, также показали, что просмотр телевизора существенно тормозит речевое развитие ребенка. В частности, большинство «телевоспитанников» в 3 года оперируют языком на уровне двухлеток. Отставание в целый год!
Кроме того, отмечается, что телевизор с обилием красок и частой сменой картинок настолько фиксирует внимание ребенка, что его сложно отвлечь даже игрушками.
Однако самое страшное, на мой взгляд, – телевизор встает между ребенком и его родителями. Когда смотришь мультики, не хочется говорить и тем более – рассказывать, как прошел день в детском саду или с няней.
Парадоксальным является тот факт, что, если верить результатам исследований, развитие речи ребенка, а также его способности концентрироваться, обучаться чтению, счету и письму тормозят даже те фильмы, которые как раз направлены на это самое развитие. Ученые нещадно развенчали миф о пользе таких всемирно известных и любимых видеопроектов, как Baby Einstein и «Улица Сезам». Говорят, дети, смотревшие их, менее развиты и не так быстро соображают, как их сверстники.
Ну, во-первых, я не удивлена. Попробуйте сесть перед телевизором, отодвинув в сторону все дела, и хотя бы пару часов без перерыва посмотреть эти фильмы, вникая в происходящее на экране (для достижения полного счастья могу порекомендовать «Телепузиков» – настоящее путешествие в Амстердам!). В этом плане так называемые «развивающие» видеопроекты действительно имеют обратный эффект. В отличие от полноценного мультфильма или кинофильма сюжет и характеры (если таковые вообще есть) прописаны здесь крупными мазками, эмоции поверхностны, а знакомство ребенка с миром происходит чаще всего путем перечисления и многократного повторения простых действий или изображений.
Во-вторых, я не считаю подобные фильмы абсолютным злом. Они, знаете, как волшебный посох из сказки: попадет в правильные руки – будет творить добро, окажется во власти зла – и мир погрузится в хаос.
Развивающие фильмы – это дидактический материал. Как, например, карточки с картинками. Только сменяются они сами и еще разговаривают. Некоторые родители переоценивают роль самостоятельного обучения у малыша. Дайте ему в руки картонки с изображением букв и оставьте с ними наедине на полчаса. В результате вы получите кучу изжеванной или разрисованной бумаги. Читать от этого ваш отпрыск не научится вообще.
Точно так же следует воспринимать и фильмы, создатели которых обещают сделать из ваших малышей маленьких Эйнштейнов и прочих вундеркиндов. Родители должны с ними работать как с обычным методическим пособием. Проще всего, конечно, сделать так, как предпочитает делать большинство: включить фильм, посадить ребенка перед экраном и радостно уйти заниматься своими делами. Все заняты, все счастливы, ура!
Саша, конечно, тоже не миновала этап просмотра Classical Baby и Baby Einstein. Иногда я общаюсь с мамами, чьи дети смотрели те же фильмы, что и Саша. С удивлением обнаруживаю, что некоторые из этих дам даже не в курсе, чем один фильм отличается от другого, в чем их особенности, чему они учат.
Продуктивная работа с развивающими фильмами (рекомендую относиться к этому именно так) должна состоять из нескольких этапов:
1. Знакомство мамы (!) с фильмом. Именно мама первой должна посмотреть хотя бы пару первых серий (если это сериал), прочитать соответствующие рецензии и сделать для себя необходимые пометки. В каждой семье свои обычаи, в каждой голове – свои «тараканы». Возможно, вы не славитесь толерантностью, и вам не понравится, что главные герои фильма – в большинстве своем афроамериканцы или азиаты. Я не буду сейчас пускаться в дебаты, хорошо это или плохо. Это просто один из примеров, который вы можете заменить на любой другой, более удобный вам. На первых этапах жизни ребенка только родители решают, когда ему рассказывать о разнообразии мира и человеческих взаимоотношений, о любви и ее проявлениях, о роли материальных ценностей, о смерти и ее неизбежности. Просмотрите фильм и поймите, готовы ли вы показать его именно вашему ребенку именно сейчас. В противном случае, в один прекрасный момент ваш малыш подойдет к вам и задаст вам какой-нибудь не самый удобный для вас вопрос, ответить на который вы будете еще не готовы. Не допускайте ситуаций, когда вы не можете о чем-то поговорить со своим ребенком. Это процесс, который вы должны контролировать всегда.
2. Совместный досуг. Допустим, вы отобрали из всего многообразия развивающих сериалов именно те, что подходят именно вашему ребенку. Теперь необходимо выбрать время, когда вы сможете посмотреть их вместе. Последнее слово является ключевым.
Помимо того, что любая совместная деятельность (пусть даже если это просмотр фильма) сближает, комментарий взрослого всегда поможет нивелировать недостаток и даже вред телевизора. Помните, мы выше говорили о том, что любой фильм или мультфильм, любая телепрограмма в первые годы жизни ребенка – лишь инструмент, дидактическая «карточка» в помощь родителю. Комментируйте то, что происходит на экране. Вовлекайте ребенка в процесс обучения, не позволяйте ему втянуться в пассивное состояние обычного созерцания движущейся картинки. Ребенок не всегда может понять, что за герои фигурируют в фильме, какова их роль, в чем мораль и почему делаются те или иные выводы.
Если вам необходимо на минуту отлучиться от экрана (например, проверить обед на плите или ответить на телефонный звонок), вернувшись к ребенку, спросите у него, что вы пропустили. Рекомендую это делать даже в том случае, если вам это на самом деле не очень-то интересно и вообще-то вы во время просмотра мульфильма и его комментирования умудряетесь украдкой просматривать еще и журнал. Стройте диалог. Кто этот новый герой, который появился за время вашего отсутствия? Откуда он взялся? Почему расстроен или счастлив герой? Во-первых, вы быстро наладите прерванный контакт с ребенком. Детям нравится видеть заинтересованность родителей в их делах. Во-вторых, вы проверите, насколько внимательно ребенок смотрит мультфильм. Может быть, ему это уже неинтересно и стоит переключить его на другую деятельность? Или у него рассеянное внимание и ему нужно помочь сфокусироваться на сюжете и понимании роли героев и своего отношения к ним? В-третьих, это отличная тренировка техники «пересказ»: отвечая на ваши простые вопросы, ребенок использует память, умение строить связный текст, формулировать чувства. Ну, и заодно будете «в теме», ведь иногда действительно интересно, что там произошло…
3. Этап цитирования. Наверняка у вас есть знакомые, которые так и шпарят цитатами из известных фильмов. Или вы сами это практикуете. В таком случае, у вас отличная память, и я вам завидую.
Смысл в том, что к просмотренному фильму можно возвращаться в подходящих ситуациях. Например, ребенок отказывается вам в чем-то помочь. Я в таких случаях вспоминаю советский мультик про ленивую Машу. «Ой, наверное, тебя не слушаются ручки и ножки? Ведь ты хочешь помочь маме, а они не хотят?» – с деланной грустью спрашиваю я Сашу. Она, конечно, тут же вспоминает мультфильм и то, как «непослушные» руки и ноги привели Машу в лес. Смеясь, Саша берется за дело. Такие вещи работают не всегда, однако в большинстве случаев эффективны и как минимум разбавляют напряженную обстановку. Ведь мультфильм всегда ассоциируется у ребенка с чем-то приятным и воспоминание о нем может отлично поднять настроение.
Вышеупомянутые цитаты из известных ребенку фильмов также полезны, ведь они развивают память. Кроме того, их употребление должно быть к месту, а это, в свою очередь, учит ребенка правильно оценивать ситуацию и подбирать к ней слова.
Итак, несмотря на пугающие результаты исследований зарубежных профессоров, я не считаю телевизор всемирным злом. Если, конечно, он не идет фоном, тем более показывая ребенку новости и взрослые фильмы. Однако с этим инструментом воспитания и обучения (а мы договорились относиться к нему именно так) нужно аккуратно работать и просмотр его строго контролировать и правильно использовать. Если вы не уверены, что готовы к этому, лучше ограничить просмотр фильмов ребенком. Простите, но телевизор – не лучшая нянька для малыша.
В случае с детками постарше я не могу не согласиться с мнением Памелы Друкерман, автором книги «Французские дети не плюются едой»: «Нужно разрешать детям смотреть телевизор, чтобы у них со сверстниками было общее культурное поле». Главное, чтобы родители тоже знали, на каком поле пасется их дитя.