Вы здесь

Про маленькую Сашу и всех других детей. Начало (Екатерина Берлова, 2015)

Начало

Самый интересный и спорный вопрос – когда нужно начинать общаться с ребенком? Думаю, что сторонники теории под названием «дети все равно еще ничего не понимают» на практике категорически проигрывают. Но, увы, осознают это слишком поздно – в тот момент, когда донести что-то полезное до ребенка становится сложным (в лучшем случае появляется закрытая дверь с табличкой «Без звука не входить!»), когда сам уже не можешь услышать и понять того, что говорят тебе.

Я считаю, это правда, что ребенок все слышит и понимает, еще не появившись на свет. Я много читала во время беременности, в том числе вслух, разговаривала с Сашей… Возможно, это все ерунда. Но, к примеру, я перед ее появлением смотрела сериал «Декстер» про маньяка, работающего в полиции экспертом по крови. И с некоторых пор моего ребенка так и тянет к «расчлененке» и рассказам о кровеносной системе.

Иногда это даже удобно. «Саша, мне сегодня брали кровь из вены. Если ты поторопишься домой, я покажу тебе ранку», – пробую я последний способ в попытках уговорить ребенка не тормозить на каждом шагу по дороге из сада. И она тут же нетерпеливо летит к подъезду. Надеюсь, просто станет медиком.

А еще на последнем месяце беременности мне жутко захотелось на концерт органной музыки, на который я с удовольствием и сходила. И сейчас заметила, что Саше очень нравится слушать орган. Теперь мы стараемся ходить в соборы на концерты, когда бываем в Европе. Правда, восхищение у нее прежде всего вызывает тот факт, что это «страшная музыка». Во время прослушивания органа Саша вечно воображает какие-то ужасы, хотя ее глаза светятся от счастья и какого-то невероятного любопытства. Видимо, два события все же как-то соединились в одно.

Как видите, я стараюсь с определенной долей юмора относиться ко всему, что привлекает ребенка. Жизнь и общение с родителями и другими людьми скорректируют все интересы, взгляды и желания. Главное – давать как можно больше правильных эмоций и информации, чтобы у малыша было из чего выбирать и формировать себя как личность.

К слову сказать, я в детстве вселяла в маму надежду, что стану врачом, а сама мечтала стать ветеринаром и устраивала на балконе лазарет. Я часами разрезала и снова зашивала плюшевые игрушки, ставила им игрушечные капельницы и поила воображаемыми микстурами. Мысли о врачевании прошли у меня, как только я попрощалась с детским садом и научилась писать рассказы. Мамина надежда довольно быстро переквалифицировалась. Так еще в 7 классе школы я стала журналистом.

Чувство юмора, взаимодоверие и определенная доля здорового цинизма были основой наших взаимоотношений в семье, когда я была ребенком, и я уверена, что именно этих компонентов очень часто не хватает многим в общении с детьми. В отличие от ряда своих знакомых я не боюсь рассказывать родителям или сестре все о своей личной жизни. Я знаю, что меня всегда выслушают, при необходимости дадут нужный совет, но всегда примут мое решение. И поддержат, даже если оно окажется не совсем верным. Если дети боятся делиться с родными своими переживаниями или радостями, разве это можно назвать нормальными отношениями в семье? Если близкие обижаются на добрые шутки и с агрессией воспринимают все новости, неужели это не говорит о наличии психологических проблем между людьми?

Остро, негативно реагируя на любое сообщение ребенка (в каком бы возрасте он ни был!), мы даем ему повод скрыть в следующий раз от нас свои чувства, искать понимания где-то на стороне (увы, порой не в лучших компаниях). А ведь есть всего одно волшебное правило, способное погасить конфликт в абсолютно любых отношениях, маленьких и взрослых: «Просто поставить себя на место другого человека». Если помнить о нем, многое становится легче. Я пытаюсь научить этому правилу Сашу. Это не всегда получается, но я не сдаюсь. Соблюдение его иногда тоже требует огромных сил.

Очень страшно упустить тот момент, когда ребенок перестанет вам доверять. Правда. Но в любой ситуации помогут юмор и участие родителей в предлагаемой им сказке. Мир детей – весь в фантазиях, в них отражается их взгляд на окружающие вещи. Ребенок всегда предлагает близким разделить с ним эти фантазии. Жаль, что мы иногда просто ленимся выслушать их, разобраться и войти в игру, чтобы понять, что тревожит малыша и как ему помочь.

Да, и еще один немаловажный ингридиент правильного общения с собственным ребенком. Не стоит сбрасывать со счетов древний мудрый совет про «учить на личном примере». С какой стати ваш ребенок должен сохранять порядок в своей комнате, если вы сами раскидываете свои вещи где попало? Почему ваша дочь не должна есть сладкое перед сном, если вы не можете вечером расстаться с холодильником? Будьте готовы к тому, что рано или поздно ваш милый и всегда (возможно) покорный малыш вдруг спросит: «Почему я должен поступать именно так, если вы делаете все наоборот?». Поверьте моему опыту, этот вопрос возникнет так неожиданно, что вы не сразу сможете сориентироваться и найти на него достойный ответ.

До появления Саши мы с мужем любили усесться поудобнее перед телевизором с вкусными припасами и смотреть до полуночи очередной сериал. Мы старались поддерживать порядок, но не считали критичным оставленный на стуле джемпер или носки под диваном. Да и в целом были более разболтанными и легкомысленными.

Как только маленькая Саша начала вставать у экрана телевизора, мы решили сделать свой выбор. Телевизор мы отдали, с тех пор новый так и не завели и, признаться, не сильно об этом жалеем. С появлением Саши в нашем доме появилось святое и нерушимое правило – «еде не место в комнатах», так что отныне мы всегда без единого исключения завтракаем, обедаем, ужинаем и просто перекусываем только на кухне. Когда Саша начала сутулиться, мы с ней договорились следить друг за другом и делиться комментариями по поводу осанки.

«Мама, как ты сидишь?!» – нередко вдруг вскрикивает Саша за обедом и я тут же разворачиваю плечи, подбираю расползшиеся в стороны локти и принимаю «позу обедающей принцессы». Мой массажист обратил внимание, что в последнее время у меня практически исправилась осанка, за которую я так или иначе пыталась бороться с 7 лет. Я же говорила, дети всегда исправляют наши недостатки!

На тему пользы личного примера есть много поговорок и рассказов. Я приведу лишь одну притчу:

«Джалалиддин Руми является одним из столпов суфизма. Многие люди приходили к нему за советом и мудрым словом.

Однажды к нему пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:

– Я уже испробовала все способы, но ребёнок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите Вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он Вас очень уважает.

Руми посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал:

– Приходите через три недели.

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно… Люди приходили из далёких стран, и Руми помогал им решать большие проблемы сразу… Но она послушно пришла через три недели. Руми вновь посмотрел на ребёнка и сказал:

– Приходите ещё через три недели.

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чём дело. Но Руми лишь повторил сказанное.

Когда они пришли в третий раз, Руми сказал мальчику:

– Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.

– Раз Вы мне советуете, я больше не буду этого делать, – ответил мальчик.

После этого мать попросила ребёнка подождать её на улице. Когда он вышел, она спросила Руми, почему он не сделал этого в первый же раз, ведь это так просто? Джалалиддин признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трёх недель будет достаточно, но ошибся…

Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам. Мастер честен, и в первую очередь с собой. Его слова слиты с реализацией. Слова Мастера проистекают из его личного опыта, его мудрость живёт в нём самом, не в писаниях.»


Facebook: Саша, проснувшись с утра, порадовала незамысловатой хитростью: «Я тут ночью слышала, что к нам прилетал инопланетянин. Ну, он еще спросил тебя, хорошо ли Саша себя вела, ты сказала: „Хорошо“, и он за это дал для меня шоколадку. Ты, случайно, не знаешь, где теперь эта шоколадка?».)))

Facebook: Саша: «Когда человек болен, его стараются поддержать и говорят что-то вроде: „А помнишь, мы как-то гуляли солнечным днем, и ты так смеялся, а я плакала?..“. А человек отвечает: „Нет, я ничего этого не помню“. Это означает, что человеку очень плохо».