Глаза – как это работает? – анатомия и физиология органов зрения
Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств, важнейшим из которых считаются глаза. Именно органы зрения дают нам возможность в полной мере координировать движения, сохранять и поддерживать позу в пространстве. Благодаря зрению мы получаем больше знаний, чем при помощи других органов чувств. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Все вы прекрасно помните со школьной скамьи, что человеческий глаз – сложнейшая оптическая система, передающая зрительные образы в головной мозг. Но знаете ли вы, что благодаря работе глаз происходит так называемая фотостимуляция целого ряда эндокринных желез? Воздействие света через глаза на гипофиз, который можно назвать «дирижером» эндокринной системы, помогает этим железам активнее продуцировать гормоны. Правильное развитие малыша, его рост и формирование иммунитета напрямую зависят от безупречной работы фотоэнергетической системы организма. Вот почему так важны первые три года жизни ребенка, пока глаза растут и развиваются.
Как устроен глаз
Глазное яблоко получило такое название, потому что человеческий глаз не плоский, а сферической формы, почти шарообразный. Снаружи глазное яблоко окутано плотной белковой оболочкой белого цвета – склерой, которая помогает сохранять глазу форму и защищает сложное устройство зрительного анализатора от воздействия внешней среды. Склеру пронизывает большое количество кровеносных сосудов и нервных окончаний.
В передней части глазного яблока склера переходит в прозрачную бессосудистую роговую оболочку – первую естественную «линзу», преломляющую лучи света. Верхний слой клеток роговой «линзы» выполняет важную защитную функцию и способен восстанавливаться после травмы за сутки. Он поддерживается особой мембраной (боуменовой), которая довольно устойчива к воздействию извне.
Самый толстый слой роговицы – строма, в нем огромное количество высокочувствительных нервных окончаний. Еще на одной мембране (десцеметовой) основывается задний слой роговицы, состоящий из шестиугольных клеток. Десцеметова мембрана защищает глаз от инфекций, а слой заднего эпителия предотвращает попадание влаги из передней камеры глаза в роговицу, сохраняя таким образом ее прозрачность и блеск.
Чувствительность роговицы настолько высока, что при неблагоприятном воздействии на нее (резком свете, попадании инородного тела) возникает роговичный рефлекс: веки рефлекторно сжимаются, чтобы защитить глаза от угрозы.
Место, где склера переходит в роговицу, именуют лимбом. Это тонкий, почти незаметный ободок шириной до 1 мм, пронизанный кровеносными сосудами (с их помощью осуществляется питание роговицы).
Если склера и роговица – это составляющие верхней оболочки глаза, то радужка, ресничное тело и хориоидея послойно образуют среднюю (сосудистую) оболочку.
Радужка, или радужная оболочка, располагается прямо за роговицей, и ее клетки-хроматофоры окрашены особым пигментом, придающим глазам свой, уникальный цвет. В середине радужки располагается отверстие, которое носит название зрачка. Он может сужаться до 2 мм и расширяться до 8 мм в зависимости от яркости освещения окружающих предметов. Изменяя свой диаметр, зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Две мышцы в радужной оболочке (сфинктер – кольцевидная мышца и дилататор – радиальная) помогают зрачку изменять свою величину.
Между основанием радужки и хориоидеей (несколькими слоями кровеносных сосудов) пролегает кольцевидное ресничное тело, необходимое для выработки внутриглазной жидкости.
Внутриглазная жидкость необходима для питания глаза и поддержания внутриглазного давления.
Циркуляция жидкости происходит в сообщающихся через зрачок камерах: в передней, находящейся между роговицей, радужкой и хрусталиком, и задней – пространстве между радужкой и хрусталиком. Она постоянно возобновляется в задней камере и оттекает через «угол» передней (образованный основой радужной оболочки и роговицей) в сосуды склеры.
Пучки волокон, отходящих от ресничного тела, прикреплены к склере и капсуле хрусталика – эластичной линзе толщиной до 5 мм и диаметром до 1 см.
Сокращение и расслабление ресничной мышцы изменяет преломляющую силу оптической системы глаза, помогая нам ясно видеть предметы, находящиеся вблизи или вдали.
А хрусталик фокусирует на сетчатке глаза преломленные лучи света, которые отражаются от удаленных объектов.
Хориоидея по зубчатому краю соединена с сетчаткой – разветвлением по дну глаза окончаний зрительного нерва. Сетчатка состоит из особых светоощущающих клеток (палочек и колбочек), присоединенных к концам волокон зрительного нерва. По краям сетчатки располагаются палочки, которые обладают большей чувствительностью, чем колбочки.
Эта чувствительность соответствует длине волны сине-зеленого спектра, поэтому в сумерках, когда постепенно темнеет, нам кажется, что все вокруг окрашено в зеленовато-синие тона.
Так реагируют на снижение освещенности именно палочки, отвечающие за периферическое зрение (поле зрения и светоощущение).
У колбочек чувствительность другого спектра: желто-красного, желто-зеленого и сине-фиолетового. Их задача – передавать в мозг цветовой сигнал и четкие очертание предметов. Число палочек на сетчатке достигает около 130 миллионов, а колбочек – около 70.
Все светоощущающие клетки могут воспринимать цвет, но бо́льшая их часть необходима нам, чтобы отличить свет от темноты. Некоторые колбочки, находящиеся в окружении фоторецепторов, воспринимающих другой, например, желто-зеленый оттенок, могут вообще передавать «черно-белое» изображение. Таким образом, при работе этих колбочек получается четкая картинка с деталями, контурами, а остальные колбочки ее «раскрашивают».
Каждая колбочка глаза человека соединена с отдельным нервным волокном (биполярной клеткой, а затем – ганглиозной), а палочки целыми группами присоединяются к одному общему нервному волокну. Благодаря этой особенности колбочки позволяют нам видеть мелкие детали, а палочки – слабо освещенные предметы.
Между сетчаткой, цилиарным телом и хрусталиком находится прозрачное «студенистое» вещество, практически полностью состоящее из воды и заполняющее глаз на две трети – это стекловидное тело, которое помогает глазу поддерживать сферическую форму и не сжиматься.
Нервные волокна, идущие от каждого глаза, образуют три пучка, которые, соединяясь вместе, образуют зрительный нерв каждого глаза. Один пучок включает в себя волокна, идущие от внешней половины сетчатки (височной), второй – от внутренней (носовой), а третий – от центральной или макулярной. Диск зрительного нерва находится в носовой половине сетчатки и лишен фоторецепторов, поэтому в поле зрения соответственно месту его проекции появляется «слепая» зона.
Зрительные нервы обоих глаз частично перекрещиваются и проходят в противоположное полушарие, а их конечная цель – зрительная зона коры затылочной доли головного мозга.
Глаз – самый подвижный из наших органов чувств благодаря шести мышцам, поворачивающим глазное яблоко в нужном направлении. Он относительно спокоен лишь во время сна, а при бодрствовании непрерывно движется.
Правильная работа мышц, двигающих глаз, дает нам бинокулярное зрение, создающее объем и глубину изображения.
От чрезмерного воздействия света и инородных тел глаз защищают снаружи тонкие подвижные складки – веки, а мигание ими помогает увлажнять поверхность глазного яблока слезой, создавая «пленку». Задняя поверхность век и переходных складок, а также передняя поверхность глазного яблока (за исключением роговицы) выстлана тонкой слизистой оболочкой, которую также называют конъюнктивой. В конъюнктиву выходят протоки слезных желез, поэтому ее основная функция – секреция слизи (муцина) и слезной жидкости для увлажнения глаза. Для отвода слезы есть специальные пути: слезные «ручьи», ведущие к «озеру», откуда через «точки» по канальцам жидкость попадает в слезный мешок, а затем уже поступает в носовую полость.
Глаза располагаются в глазницах, или орбитах, – это два углубления в лицевой части черепа, образованные внутренней, верхней, наружной и нижней стенкой. Орбита похожа на пирамиду и граничит с другими важными внутричерепными отделами, например, с околоносовыми пазухами (этмоидальными, лобными и гайморовыми), участвующими в процессе дыхания.
Такое соседство нередко приводит к переходу инфекции из пазух в глазницу.
Глазное яблоко как бы «подвешено» в орбите: эластичные фасции и пластичная жировая ткань, заполняющая полость глазницы, не препятствуют свободному перемещению мышц, двигающих глаз, и зрительного нерва. Не стоит полагать, что глазное яблоко в орбите изолировано и не связано с полостью черепа. Через верхнюю глазничную щель проходят нервы (глазодвигательный, глазничный, блоковый, отводящий) и глазная вена, а у вершины глазницы располагается специальный канал, через который и проходит внутрь черепа зрительный нерв и пролегает питающая глаз и его среды глазная артерия.
Как мы видим мир
Здоровый человек смотрит на мир двумя глазами. Это и есть бинокулярное зрение – изучая предмет двумя глазами, мы при этом видим его как бы одним «циклопическим» глазом.
Глаз позволяет нам определять форму и расположение предметов в пространстве. Удивительно, но мы можем даже приблизительно оценить расстояние до рассматриваемого объекта. Как же это происходит?
В этом нам помогает процесс аккомодации – изменение выпуклости хрусталика связано с некоторым его напряжением.
Например, если вы попытаетесь читать книгу или просматривать новостную ленту на электронном гаджете, приблизив их к лицу на расстоянии около 10 см, то почувствуете резь в глазах от изменения кривизны и, соответственно, напряжения хрусталика. Вот это напряжение, а также жизненный опыт позволяют нашему мозгу определить расстояние до предмета.
Но наибольшее значение в оценке пространственного расположения объектов имеет зрение бинокулярное. Вспомните, если мы смотрим одним глазом, то затрудняемся продеть нить в иголку, а если двумя – действие выполняется легко и просто. Монокулярное зрение (одним глазом) дает представление о форме, высоте или ширине предмета, но не о его расположении в трехмерном пространстве. Возьмите в руки по карандашу и посмотрите на них, например, правым глазом, зажмурив левый. Попробуйте соединить их так, чтобы острия карандашей коснулись друг друга. Да, получается, но не сразу. Бинокулярное зрение легко решает подобную задачу, поскольку расширяет поле зрения.
КАК ВИДЯТ ЗДОРОВЫЕ ГЛАЗА
Изображение А. Глаз в расслабленном состоянии способен четко различать удаленные объекты.
Изображение В. Изображение близко расположенных объектов при расслабленном состоянии глаза фокусируется за сетчаткой.
Изображение С. При фокусировке взгляда цилиарные мышцы сокращаются, и хрусталик становится более выпуклым. Это процесс аккомодации.
Слияние зрительных образов, получаемых правым и левым глазом, называется фузия.
Цельный образ предмета возможен только при правильной его проекции на сетчатки обоих глаз.
Для этого необходимо, чтобы изображение предмета попало на идентичные по своей локализации и связанные между собой в головном мозге участки сетчаток обоих глаз, то есть на корреспондирующие точки, расположенные в центральных ямках сетчаток.
Когда изображение проецируется на диспаратные (они же неидентичные) точки, создается ощущение раздваивания предмета. Если вы сбоку слегка надавите пальцем на глаз (и сместите таким образом его положение), изображение предмета переместится с корреспондирующих точек на диспаратные и раздвоится.
Единое поле зрения правого и левого глаза образуется в результате наложения друг на друга срединных элементов монокулярных полей. Боковое же поле зрения при этом остается монокулярным.
Сигналы, поступающие в мозг из правого и левого глаза, суммируются и обрабатываются в зрительном центре, находящемся в затылочной части коры головного мозга. При этом происходит обмен сигналами из других зон, например из височных долей, в которых хранятся «файлы» зрительной информации, полученной мозгом ранее. Например, когда мы смотрим кино, то воспринимаем изображение отдельных кадров слитно, будто они плавно переходят одно в другое.
Зрительная память сохраняет нам образ, поэтому след от воспринятого глазом изображения исчезает не сразу, а на некоторое время (занимающее не более десятой доли секунды) остается в нашем сознании. Поэтому мы видим на экране непрерывное естественное движение.
Когда мы рассматриваем один и тот же предмет двумя глазами, то на самом деле их немного скашиваем. Подобное скашивание называется конвергенцией, которая вызывается усилиями глазных мышц. Но главная причина, создающая в нашем представлении форму предметов и картину расположения их в пространстве, при бинокулярном зрении, заключается в том, что мы видим один и тот же предмет с различной точки зрения. Наш мозг обрабатывает оба изображения, получаемых правым и левым глазом, и совмещает их в один образ предмета, давая нам представление о форме, объеме и расположении этого предмета. Это видение называется стереоскопическим, от греческого «стерео» – объемный и «скопео» – вижу.
При стереоскопическом зрении изображение предметов проецируется на точки сетчатки, которые находятся по разные стороны от центральной ямки. Расположенные ближе предметы проецируются в левом глазу влево от центральной ямки, а в правом – вправо. Если мы рассматриваем предмет, находящийся вдали, то происходит смещение проекции: в левом глазу – вправо от центра, а в правом – наоборот, влево. Данное смещение помогает нам ощутить глубину пространства, но чем дальше от нас предмет, тем больше будет сходство между изображениями, проецируемыми на сетчатку.
Ребенок, только появившийся на свет, видит мир в «расфокусе», потому что бинокулярное зрение у него отсутствует.
Формирование фузии и стереоскопического зрения у детей начинается в возрасте от двух-трех месяцев и развивается до достижения ими трех лет.
Крайне важно вовремя провести диагностику и обнаружить патологии развития зрения двумя глазами, например косоглазие. Без правильного бинокулярного зрения ребенок не сможет не только играть со сверстниками, но и выполнять сложные задания в школе, связанные с точной координацией в пространстве!
Нормальное развитие бинокулярного зрения возможно при:
• способности к фузии;
• правильной работе мышц, двигающих глаз;
• расположении глаз в одной плоскости (инфекции и травмы одного глаза способны сместить симметричность совмещения полей зрения);
• достаточной остроте зрения для четкой проекции изображения на сетчатке;
• одинаковых по величине изображениях на сетчатке;
• прозрачности естественных линз глаза (роговицы, хрусталика, стекловидного тела) и отсутствии патологий во всех отделах зрительного анализатора.
Вот от скольких факторов зависит необходимое для нормального формирования и полноценной жизни ребенка бинокулярное зрение! Причем на дому даже самые заботливые и внимательные мама, папа или бабушка не смогут заметить у малыша нарушения ни по одному их перечисленных пунктов. Поэтому так важно регулярно с рождения приводить дитя на осмотры к врачу-офтальмологу.
Как глаз воспринимает цвет
Человеческий глаз способен различать световые волны в довольно узком диапазоне (от 370 до 740 нанометров). Излучение выше 740 нм называется инфракрасным, а меньше 370 – ультрафиолетовым и недоступно восприятию человеческого зрительного анализатора.
В сетчатке глаза имеются три типа особых конических клеток – колбочки, которые чувствительны к одному из основных цветов: красному, зеленому и синему. Слой этих клеток «упирается» торцами в темный пигментный слой, поэтому они воспринимают определенную длину световой волны своей боковой поверхностью.
Каждая разновидность колбочки помогает нам различать приблизительно сто оттенков цвета, если суммировать, то в целом получается миллион оттенков!
Есть даже люди-тетрахроматы, глаза которых способны воспринимать несколько миллионов оттенков благодаря четырем видам колбочек. Но выявить такую уникальную особенность можно только в результате сложнейших лабораторных исследований, сами же мы практически не можем описать словами цветовые ощущения – как и вкусовые, они слишком личные.
Сначала свет попадает на предмет, а затем, отражаясь от него, проецируется на сетчатку глаза. Если же предмет поглощает свет, что кажется нам черным. Разность поглощения света предметами напрямую зависит от материалов, из которых они сделаны. Например, мы говорим, что зонт синий только потому, что отраженный от его поверхности свет воспринимается колбочками, чувствительными к синему цвету. Предметы не окрашены сами по себе – цвет проявляется при выборочном поглощении веществом световой волны.
Куда же передается цветовой сигнал от палочек и колбочек? Самостоятельно они не могут посылать сигналы напрямую, за это ответственен следующий слой нервных (биполярных) клеток. Они передают импульсы дальше при участии химических синапсов – особых электрохимических контактов. Обработку сигналов перед непосредственной отправкой в головной мозг завершают ганглиозные клетки, которые гораздо крупнее биполярных. Каждая из этих клеток – продолжение аксона, уходящего в мозг, где в зрительном отделе происходит анализ цветовой гаммы окружающих нас предметов.
Как видит мир ребенок
Родители, запомните, пожалуйста: органы зрения новорожденного не похожи на органы зрения взрослого человека! Поэтому к малышу и взрослому в лечении заболеваний глаз нужны совершенно разные подходы.
Когда ребенок только появляется на свет, у него уже есть так называемые зрительные рефлексы: зрачки реагируют на свет, а за ними и голова младенца поворачивается к источнику света – малыш пытается следить за движущимися объектами. Интересно, что в этот момент ребенок видит, как змеи, лягушки, рыбы – то есть замечает что-то только в том случае, если этот предмет находится в движении. Именно поэтому рекомендуют вешать над кроваткой ребенка вращающиеся модули – малыш может следить за ними, и это улучшает его развитие.
В первые два месяца жизни ребенок, тесно контактируя с матерью и другими близкими, получает все больше и больше визуальной информации, что способствует постепенному развитию цветового восприятия и пространственного зрения.
Интересные факты о строении глаза у новорожденных:
• глазное яблоко короткое, имеет более высокую преломляющую силу;
• роговица глаза – более плоская, чем у взрослых, в диаметре равна около 8 мм;
• хрусталик – практически шаровидной формы (растет в течение всей жизни и постепенно становится более плоским);
• преломляющая сила хрусталика достигает 43,0 диоптрии;
• зрачок у младенцев узкий (от двух миллиметров) и расширяется в темноте медленнее, чем сужается на свету, потому что не развита одна из мышц радужки – дилататор;
• голубой или светло-серый цвет глаз у младенцев обусловлен малым количеством пигмента в радужке и «просвечивающим» задним пигментным эпителием;
• у новорожденных глаз чаще всего имеет рефракцию гиперметропическую, то есть дальнозоркость (от двух до четырех диоптрий), потому что преломленные лучи света сходятся не на сетчатке, а за ее пределами;
• малыш не различает цвета в связи с неразвитостью колбочек и палочек;
• бинокулярное зрение не развито, так как глаза еще не «научились» двигаться согласованно.
Сетчатка младенца имеет совершенно иное строение, чем у взрослых: она состоит из 10 слоев, и пока глаз малыша растет, сетчатка «растягивается» и постепенно становится тоньше. Из 10 слоев остаются четыре: наружная и внутренняя мембраны, пигментный эпителий и слой палочек и колбочек. В сетчатке новорожденного в течение первых нескольких месяцев жизни происходят важные изменения: палочки «мигрируют» из центра сетчатки на периферию, а колбочки – ближе к центру.
Дифференциация цветов начинается приблизительно к возрасту 5 месяцев.
Роговица младенцев малочувствительна, поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы пыль или мелкие инородные предметы не попадали на нее. Ведь малыш не способен еще говорить и не может объяснить, что и где его беспокоит, а инородные тела могут привести к сильному воспалению. К возрасту 1 года чувствительность роговицы становится такой же, как и у взрослого человека.
Передняя камера новорожденных не до конца развита из-за того, что глаз короткий, а хрусталик имеет сферическую форму. Задержки в изменении остроты узости угла камеры (от 2 мм у новорожденного до 3–3,5 мм в возрасте трех лет) и патологии, связанные с рассасыванием особой ткани, закрывающей у младенцев этот угол, приводят к таким заболеваниям, как водянка глаза.
У небольшого процента малышей может быть от рождения «закупорен» слезный канал: в норме при правильной циркуляции слезной жидкости «пробка» рассасывается в первые же дни жизни, но иногда может вызывать воспаление – дакриоцистит новорожденных. В возрасте до двух месяцев секреция слезной жидкости повышенная, что напрямую связано с детским плачем, как средством коммуникации и привлечения внимания.
Глазница (или орбита) у новорожденных также не развита: хорошо сформирована только ее верхняя стенка. С ростом костей черепа растет и меняется и глазница, постепенно приобретая форму четырехгранной пирамиды. Благодаря этому выравнивается направление зрительной оси и соответственно увеличивается расстояние между зрачками.
На что стоит обращать внимание родителям малыша:
• начал ли он фиксировать взгляд на предметах (возраст шесть недель);
• может ли он следить взглядом за движущимся предметом (возраст два месяца);
• может ли направлять свой взгляд (возраст четыре месяца);
• скоординированы ли движения глаз и рук (в возрасте до одного года).
В течение первых трех лет жизни глаз ребенка растет, роговица и хрусталик постепенно становятся плоскими, дальнозоркость проходит, а зрачок приобретает размеры (три миллиметра), свойственные взрослым. Меняется и преломляющая сила хрусталика, постепенно снижаясь до 20,0 диоптрии.
Окончательное формирование цвета радужки происходит к 10 или 12 годам, глазницы – к 8 или 10, а зрительного анализатора в коре головного мозга – к 7.
Почему дети могут не жаловаться на ухудшение зрения и как вовремя заподозрить тревожные симптомы
Родители, запомните: малыш не способен пожаловаться вам на проблемы с глазами, потому что не понимает, что с ним что-то не так! Он привык видеть плохо и не знает, что такое «правильное» зрение. Маленькие дети просто не способны даже сформулировать, в чем проблема.
Патология уже есть, но глаз не болит, никак не сигнализирует о проблеме, а родители никак не могут сами заметить начало болезни – в этом опасность многих детских заболеваний глаз.
Щуриться, сутулиться и пододвигать к себе предметы для рассмотрения ребенок станет уже в том случае, когда болезнь становится крайне запущенной. Вот почему так важны регулярные осмотры у врача-офтальмолога!
С рождения ребенок должен осматриваться врачом-офтальмологом не реже 1 раза в 6 месяцев.
Но есть и особые «вехи», когда внимание специалиста особенно важно:
• Самый первый осмотр малыша происходит в родильном доме, когда оценивают его общее состояние здоровья.
• Второй нужен в возрасте одного или двух месяцев, когда ребенок начинает фокусировать взгляд. Это необходимо для того, чтобы исключить аномалии сетчатки, хрусталика и других сред глаза.
Недоношенные малыши должны наблюдаться у офтальмолога гораздо чаще!
• В возрасте шести месяцев нужно в третий раз обследовать ребенка, чтобы исключить нистагм, косоглазие и выявить проблемы с рефракцией (дальнозоркость, близорукость, астигматизм).
• Четвертый осмотр проводится в возрасте одного года.
• Если нет патологий и не выявлены близорукость, дальнозоркость, астигматизм, то посещать врача-офтальмолога нужно 2 раза в год для профилактического осмотра.
• Обязателен осмотр при подготовке к поступлению в школу, но не за месяц до начала занятий, а желательно за год, чтобы можно было успеть скорректировать проблемы до начала учебы.
Гаджеты, черника, очки в сеточку и другие распространенные мифы о вреде и пользе для зрения
За годы моей врачебной практики, участия в разнообразных телевизионных программах в качестве эксперта я не раз сталкивался с различными мифами (связанными или с физиологией глаза, или с детскими глазными болезнями). Эти мифы меня не просто удивляют, даже шокируют!
Удивительно, что в XXI веке, при огромном количестве информационных ресурсов и обязательном среднем образовании люди идут на поводу у некомпетентных суждений.
Именно из-за этих мифов, которыми руководствовались еще наши бабушки, многие родители упускают время, столь необходимое для лечения зрения ребенка. Как следствие, острота зрения у малыша начинает резко снижаться.
Некоторые мифы и «рекомендации», прочно закрепившиеся в сознании большинства, совершенно бесполезны. Но есть и такие, что просто опасны для здоровья ребенка! Запомните: эти убеждения способны навредить малышу.
В связи с этим я хотел бы вас предупредить, что нельзя руководствоваться чужим, некомпетентным мнением – прислушиваться к советам интернет-пользователей, ваших бабушек или других родственников. Найдите хорошую клинику и доверьтесь врачу!
Ниже я опишу самые распространенные мифы о детском зрении или детских болезнях глаз, с которыми я чаще всего встречаюсь.
Миф № 1. Визит к врачу – ненужный стресс.
Это утверждение – практически преступление против здоровья ребенка. Да, вы сможете невооруженным глазом заметить косоглазие или нистагм у вашего малыша. А как быть с аномалиями рефракции и патологиями, например, зрительного нерва или сетчатки? В домашних условиях разглядеть начало опасного заболевания невозможно. Малыш, который видит плохо от рождения, не может, да и не знает, как пожаловаться вам на свои проблемы.
Только квалифицированный специалист способен определить, чем болен ребенок и какова причина заболевания. Если малыш боится врачей – не беда, есть возможность провести обследование при помощи специального бесконтактного аппарата. Ребенок всего лишь смотрит на дисплей прибора и думает, что его фотографируют.
Миф № 2. Ребенок все перерастет.
Запомните: зрительная система формируется до возраста трех-четырех лет. И если вы не начали лечение близорукости, астигматизма, дальнозоркости, косоглазия, нистагма или амблиопии до наступления этого периода, то приготовьтесь к серьезным осложнениям и затянувшемуся процессу реабилитации. Почему? Все просто: растет ребенок, а вместе с ним растет и патология, которая не может пройти сама собой.
Миф № 3. При низкой остроте зрения достаточно просто носить очки.
Проблема в том, что очки не решат ничего, если у вашего ребенка обнаружены амблиопия, косоглазие или нистагм. При этих заболеваниях зрительной системы нарушения зрения настолько велики, что становятся причиной изменения психики, задержки в развитии. Ваш малыш без комплексного лечения ограничен в выборе хобби и будущей профессии, не сможет заниматься активными видами спорта! Плохое, неправильное зрение нужно начинать лечить как можно раньше, чтобы ребенок стал полноценным членом общества.
Миф № 4. Лазерная коррекция – только для взрослых.
Последние разработки позволяют проводить лазерную коррекцию детям уже в возрасте 10 лет, что может избавить вашего ребенка от дальнейшего ношения очков еще в школьные годы. Это отличная новость для детей с непереносимостью очков или контактных линз, а также для малышей с большой разницей преломляющей силы между глазами (от двух диоптрий), когда один глаз дальнозоркий, а другой – близорукий.
Есть только одно «но»: не должно быть прогрессирующей близорукости! Операция возможна лишь в случае стабилизации близорукости под наблюдением лечащего врача-офтальмолога в течение трех лет.
Миф № 5. Гаджеты портят зрение.
Существует расхожее мнение, что смартфоны, планшеты, ноутбуки и электронные книги сильно портят зрение, так как «облучают». На самом деле, конечно, ничего подобного не происходит, потому что излучение любого бытового прибора соответствует санитарным нормам, все они проходят обязательную сертификацию.
Что на самом деле плохо для детских глаз, так это размер экрана и шрифта – чем он меньше, тем сильнее ребенок напрягает глаза. Кроме того, нельзя читать или смотреть мультфильм с планшета, смартфона, находясь в комнате с выключенным светом или читать в транспорте. Вот это действительно вредит зрению.
Просмотр фильма без перерыва или длительное чтение с экрана сильно сушат поверхность глаза, потому что ребенок меньше моргает и не происходит естественного увлажнения глаза.
Миф № 6. Очки «в дырочку» («LaserVision») спасут от любых проблем.
Повсюду можно встретить в наши дни в продаже так называемые очки «в дырочку», которые рекламируются как дешевое, простое и эффективное средство для лечения многих глазных болезней, в том числе и дальнозоркости. Улучшение после ношения этих очков проходит сразу же, но… не сохраняется, поскольку очки в «дырочку» не обладают научно доказанным лечебным эффектом. Да, они не приносят вреда, но для ребенка время, потраченное на ношение таких очков, потеряно навсегда, потому что должная терапия не проводилась.
Итак, корректирующие очки «LaserVision», что бы там кто ни говорил, не относятся к лечебным средствам. Очки подобного типа рекламируются даже не как часть коррекционной составляющей обширного плана лечения таких заболеваний, как близорукость, дальнозоркость и амблиопия, а как единственное безболезненное и не вредящее глазам ребенка средство.
Это оптическое приспособление может привести к эффекту кратковременного улучшения, сработать как плацебо, но на самом деле не помочь.
Миф № 7. Препараты с черникой вернут остроту зрения при дальнозоркости.
«Черничные» таблетки по своей сути витаминами не являются, а относятся к разряду пищевых добавок. Родителям обязательно нужно помнить, что пищевые добавки в нашей стране не допущены к применению в лечебной практике Фармакологическим комитетом России (в отличие от поливитаминных комплексов). Это означает, что клинических испытаний «черничных» таблеток в детской офтальмологии не проводилось. Кроме того, при дальнозоркости не развивается патологий глазного дна, поэтому назначение поливитаминов не играет решающей роли в плане лечения данного заболевания.
Миф № 8. Морковь улучшает остроту зрения.
Бесспорно, морковь содержит витамин А, который так необходим для правильной работы сетчатки глаза. Но откуда взялось мнение, что морковь – панацея? Этот миф родился в начале Второй мировой войны и был связан с фашистскими бомбардировками территории Великобритании.
Чтобы засекретить новейшую разработку – бортовые радиолокационные радары, которые успешно применялись Королевскими военно-воздушными силами Великобритании, было решено придумать версию для объяснения отражения немецких атак. В СМИ появились «откровения» представителей военно-воздушных сил, которые все сводились к одному: летчики-асы едят много моркови, поэтому отлично видят в темноте.
Фашистов уже давно разгромили, а вот рекомендация налегать на морковку для улучшения остроты зрения осталась. Кстати, бета-каротин, содержащийся в моркови, действительно может быть полезен при «куриной слепоте». Но остроту зрения морковь, увы, не повысит.
Миф № 9. Гимнастика для глаз – спасение от близорукости.
Это снова бездарная потеря времени: глаз невозможно «накачать», как ноги или руки в спортзале. Если у ребенка есть близорукость, дальнозоркость, астигматизм, то упражнения, которые всего лишь заставляют двигать глазки в разных направлениях, никак не могут вернуть остроту зрения больному с аномалией, преломляющей силы глаза.
Упражнения, тренировки – эти термины никак не могут быть связаны с лечением глазных заболеваний. Это так же абсурдно, как и лечение тренировками воспаления легких, гастрита или нарушений слуха.
Никаких тренировок для глаз не существует!
В заключение я хочу сказать, что над собой родители вольны устраивать любые «целительные» эксперименты. Но стремительно формирующаяся зрительная система ребенка, при этом – с возможной патологией глазного аппарата, не может быть полигоном для подобных испытаний! Расплатой могут стать серьезные осложнения. На кону – возможность вашего малыша нормально видеть мир.
Не занимайтесь самолечением, не упускайте драгоценное время, когда болезнь еще возможно затормозить и уничтожить на корню.
Все о наследственной предрасположенности к глазным заболеваниям
Нет никаких сомнений, что наследственность – одна из причин развития глазных заболеваний у детей. Что ж делать, если один или оба родителя в семье – очкарики? Или имеют другие проблемы со зрительным аппаратом.
До 50 % всех случаев глазных заболеваний обусловлено влиянием наследственного фактора.
Прежде всего не стоит паниковать. Во многих случаях проблему можно контролировать.
К передающимся по наследству болезням глаз относятся следующие заболевания:
• Альбинизм – заболевание обусловлено врожденным отсутствием фермента тирозиназы, который синтезирует меланин, необходимый для окрашивания тканей. У альбиносов часто снижается острота зрения и развивается косоглазие.
• Дальтонизм – отсутствие возможности правильно различать некоторые (а иногда и все) цвета.
• Пигментозный ретинит – поражает палочки (в большей степени) и колбочки (в меньшей степени) сетчатки глаза. Развивается их дегенерация и гибель. Вначале заболевания появляется ночная слепота, нарушения цветовосприятия, туннельное зрение, слабая реакция зрачков на свет. Постепенно болезнь приводит к полной слепоте.
• Болезнь Беста – вызывает дистрофическое изменение сетчатки глаза в ее макулярной зоне: дегенерацию желтого пятна. Дебют заболевания приходится на возраст 2–5 лет. Вызывает снижение остроты зрения, затуманивание поля зрения, проблемы с чтением мелкого шрифта.
• Желтопятнистая абиотрофия сетчатки (болезнь Штаргардта) – болезнь впервые заявляет о себе в 6–12 лет прогрессирующим снижением остроты зрения. Среди симптомов заболевания: плохое видение при тусклом освещении, выпадение полей зрения, появление «слепых» пятен, волнистость, размытость в поле зрения.
• Амавроз Лебера – вызывает гибель светочувствительных клеток сетчатки глаза, что приводит к частичной или полной потере зрения, появлению нистагма, отсутствию реакции зрачка на свет. Симптомы заболевания могут развиться с первых дней жизни ребенка.
• Катаракта – существуют наследственные формы данного заболевания, при котором происходит помутнение хрусталика глаза. Приводит к снижению остроты зрения вплоть до полной слепоты, размытости и двоению изображения.
• Глаукома – наследственная форма составляет до 15 % всех случаев врожденных глауком. Проявляется с первых дней жизни, но может впервые возникнуть в 6–12 месяцев. Возникают слезотечение, светобоязнь, потускнение роговицы, снижение остроты зрения, сужение поля зрения. Часто приводит к развитию осложнений: кровоизлияний в глаз, подвывиху и вывиху хрусталика, отслойке сетчатки.
• Миопия – близорукость, часто бывает наследственной. Не редкость семьи, где все носят очки.
Также существуют и более редкие аномалии, а также синдромы, имеющие патологию глаз одной из составляющей целого комплекса нарушений в организме.
При наличии в семейном анамнезе наследственных заболеваний глаз, перед зачатием стоит посетить врача-генетика, сдать ряд анализов, выявляющих генетические аномалии. Узнайте все о возможности наследования ребенком патологии. После рождения ваш малыш должен находиться под особым наблюдением у врача-офтальмолога.
Своевременно лечите собственные заболевания глаз и всегда помните о гигиене зрения – так вы подадите своему ребенку хороший пример.