Лошадь и половина коровы
Как обычно, мы играли на перемене, и эти вещи выпали из моего кармана и покатились прямо к ногам нашей учительницы. При их виде ее лицо изменилось.
– Где ты их взял? – спросила она.
Я не осмелился сказать ей, что отнял их у двух кошек, которые играли с ними в подвале нашего дома, поэтому я молчал.
– Ты представляешь, по крайней мере, что это такое? – Учительница подняла их.
Я грубо представлял себе, что значат эти желтые диски, но предпочитал молчать об этом.
– Пойдем к директору!
Все посмотрели на меня с сочувствием. Наш директор вселял страх в сердца даже старших учеников. Он пришел в нашу школу из милиции. Он был очень сильный и в своем кабинете избивал больших ребят. Его прозвали «Боцман», и обычно он не обращал никакого внимания на нас.
Директор был у себя. Не говоря ни слова, учительница выложила эти предметы на его стол.
– Огромная ценность! – сказала учительница. – Ты должен был сдать их Государству. Есть у тебя совесть?
Конечно, она говорила эти слова мне, но немножко и директору тоже, как будто ожидая от него похвалы.
Обе монеты лежали на столе бородатым мужчиной вверх. Боцман вглядывался в это лицо с нескрываемым интересом. Я тоже посмотрел на это лицо и удивился – как этот бородатый человек похож на самого Боцмана.
– Золотая валюта, – сказал Боцман. – Двадцать царских рублей. Есть у тебя еще что-нибудь?
– Нет! – я сказал. – Я украл их в трамвае.
– Ты врешь. Но сейчас это не имеет значения.
Он взял монеты со стола и взвесил их в руке.
– До революции четыреста студентов могли наесться до отвала макаронами с мясом за эти деньги. Или можно было купить лошадь и… – он погрузился в вычисления – половину коровы…
Учительница смотрела на него со страхом. Директор проснулся, вытащил из ящика стола конверт и положил в него монеты.
– Ты отдал их учительнице добровольно, не так ли?
– Они выпали из моего кармана.
Тень прошла по его лицу, и он сказал:
– В таком случае придется составить протокол. Конфискационную запись. Сколько тебе лет?
– Девять, – я сказал.
– Твои родители должны ответить за сокрытие золотой валюты. Ступай домой и приведи их сюда завтра.
Я отправился домой, и по дороге я вспоминал, как моя бабушка часто молилась: «О, Господи, ослепи это Государство, не дай ему увидеть нас!»
Я сделал ошибку, и оно увидело нас. Я не мог пойти домой. Я пошел на Московский вокзал, чтобы броситься под поезд. Я проболтался на вокзале два часа, но за это время ни один поезд не появился, поэтому я решил вернуться в школу. У меня не было другого места.
Около школы меня встретила толпа возбужденных учеников. Они рассказали мне, что большие ребята до смерти устали от Боцмана. Большие ребята пригласили каких-то знакомых блатных, и те застрелили Боцмана прямо на его уроке истории, когда он рассказывал про убийство императора Павла. Мой будущий друг даже показал мне кусок штукатурки, отбитый пулей.
Когда я пришел домой, я ничего не сказал моей маме, и на следующий день моя учительница не напомнила мне об этих монетах. Я понял, что она конфисковала их для самой себя и обрадовался бабушкиной молитве, которая была услышана Богом.