Глава 1. Первый покупатель
Прошло несколько лет. «Гринетика» уже достаточно прозвучала в России, и Олег считался одним из немногих, если не единственным экспертом по электромобилям в стране. Его приглашали на радио, телевидение, конференции. Открытое улыбчивое лицо, энергичная, убедительная манера говорить, а главное, умение интересно и живо подать тему, – всё это выгодно отличало Олега от других докладчиков. В офисе периодически раздавались звонки:
– А теслу продаёте?
«Тесла» к тому времени уже выпустила модель S. Олег вспоминал американского продавца с безоблачными голубыми глазами и в задумчивости щипал подбородок. Когда количество звонков превысило порог, ниже которого можно было бы считать звонящих отдельными сумасшедшими, Олег понял, что настало время предпринимать решительные действия.
Он всегда был сторонником заповеди «Всё для клиента». К тому же он всегда искал свой «голубой океан», говоря языком бизнес-школы – занять новую нишу, где не будет конкуренции. Олег потому и ушёл в электромобильный бизнес из ИТ-консалтинга. Природное чутьё подсказывало ему, что тесла – если не голубой океан, то маленькое голубое море, волна рыночной конъюнктуры, на которой можно вырулить на что-то большее.
Несколько недель переговоров с европейским отделением «Теслы» – и схема продаж была разработана.
Олег набросал бизнес-план и показал его своему партнёру Борису. Борис, седовласый осетин с усами, похожий на доброго Сталина, рассмотрел документ и, пожевав сигару в уголке рта, уверенно резюмировал:
– Да ну… Не полетит это, Олежа…
Напрасно с пеной у рта Олег доказывал: направление перспективно. Тот только снисходительно качал головой, пускал в паузах кольца дыма и повторял утвердительно:
– Не полетит.
Борис был на пару десятков лет старше Олега и с высоты своих лет имел особое мнение об инновационных автомобилях. Проблема отцов и детей в рамках бизнеса преобразуется в проблему консерваторов и революционеров.
Через несколько недель, выпивая с родственниками в одном из уютных подмосковных ресторанов, Борис услышал, как один из них что-то рассказывал про теслу. На ключевом слове «тесла» Борис навострил уши. Его племянник, эмоционально расплёскивая стакан с виски, делился с приятелем:
– Я уже эту теслу восемь месяцев не могу из Европы вызволить! Скоро уже родить можно! Заказал полгода назад. Искал отказную – отказных нет! Хотел доплату дать за очередь – никакие доплаты-переплаты не берут! – племянник возмущённо махал руками. – Теперь заказ готов, так никто не может в Россию поставить! Ты понимаешь?
Борис пересел поближе к молодёжи, отечески приобнял племянника и спросил:
– А чем эта тесла так хороша?
– Дядя, ты что, теслу не знаешь? Это же новая эра! Мощнейший электромобиль, который может соревноваться со спорткаром!
Его приятель поднял бокал и по-гусарски воскликнул:
– Автомобили умерли – да здравствует тесла!
Борис усмехнулся в серебристые усы, откинулся назад, окинул племянника взглядом, выражающим превосходство, и небрежно бросил:
– А хочешь, я тебе её привезу?
Племянник с недоверием посмотрел на дядю, но тот не отводил самоуверенного взгляда и, хитро улыбаясь в усы, утвердительно кивал головой: да, мол, есть канал. На следующий день бизнес-план Олега был извлечён из-под сукна и запущен в детальную проработку.
Несмотря на фонтанирующие эмоции уже второго человека по поводу теслы, Борис не стал инвестировать в эту идею. Он отдал её на откуп племяннику: пусть, мол, молодые поэкспериментируют. Их мозги слегка перегреты хитроумными американскими маркетологами. Поиграют, проиграют – и успокоятся.
Племянник, успешный бизнесмен родом из номенклатурной элиты, был ровесником Олега, и ему не нужно было долго объяснять что и как. Георгий – так звали нового партнёра Олега – получил предмет желания через пару недель. В его коллекции появилась ярко-красная красотка с чёрными дисками и карбоновым спойлером. Он захотел поделиться своей радостью с миром, ну и, конечно, немного заработать.