Вы здесь

Профиль ангела свободен. Глава 1. Начальник-тиран (Юлия Наумова, 2015)

Глава 1. Начальник-тиран

Варвара была убеждена, что все события, происходящие в жизни – как положительные, так и не очень – результат её поступков и даже мыслей. Причём в небесный зачёт шли не только настоящие действия и помыслы молодой девушки, но и всё, что произошло в предыдущих жизненных циклах. О, она была уверена, что предыдущие жизни у неё были!

Внутреннее убеждение о неумолимости расчёта и платы за всё содеянное являлось непоколебимым. Подтверждения состоятельности системы своих убеждений Варвара находила предостаточно. «Взять хотя бы народные пословицы и поговорки… Не на пустом же месте они возникли? – рассуждала она. – “Как аукнется, так и откликнется” или “Что посеешь, то и пожнёшь”… Разве не служат они доказательством моей теории?» – размышляла девушка.

Телефонный звонок заставил HR-менеджера вздрогнуть, выйти из состояния внутреннего оцепенения и продолжить исполнение непосредственных обязанностей. Тонкая изящная рука чуть подрагивала, когда девушка сняла трубку.

– Варя, зайди к Евгению Сергеевичу, – равнодушно бросила секретарь-референт.

– Да-да, иду, – отрапортовала менеджер.

Варвара положила трубку телефона на место, схватила ежедневник, ручку, телефон, ключи от кабинета и выскочила из-за стола. На бегу, взглянув на себя в зеркало, девушка поправила причёску, выпрямила спину и, дабы не заставлять босса ждать, со скоростью бешеной лисицы ринулась в неравный и заведомо проигрышный бой.

Кабинет генерального директора разевал свою ненасытную пасть, как голодный крокодил, и пожирал всякого входящего. Менеджмент боялся и ждал одного – увольнения.

Ожидание увольнения было гораздо хуже самого увольнения. Этот страх был всеобъемлющий и всепоглощающий: в коридорах, в кабинетах, в местном кафе и даже в туалетах разговоры шли только об одном – об очередном увольнении или понижении в должности топ-менеджера. Иногда страх достигал своего апогея, и, не дождавшись расправы, какой-нибудь чувствительный сотрудник-трудоголик, работавший в постоянном стрессе и доведённый до состояния неврастеника, увольнялся по собственному желанию. Босс объявлял дезертира некомпетентным менеджером, не соответствующим должности, и назначал на его место очередную жертву. Запущенная машина бизнеса требовала скорейшей замены отсутствующего механизма (детали), и для исключительных работников увольнение коллеги означало повышение. «Счастливчик», занявший место бывшего сослуживца, с напускной обречённостью принимал соболезнования от коллег, а втайне радовался и тешил своё самолюбие. Думал: «Уж я-то справлюсь! Я смогу выстроить отношения с боссом… Со мной такого не случится!» До встречи с генеральным директором новорождённый топ-менеджер всё ещё свято верил в свою исключительность. Вся беда была в том, что выбор нового начальника происходил не путём оценки профессиональных и личностных компетенций кандидата, а путём селекционирования «менеджера обыкновенного», которое практиковал у себя в компании Евгений Сергеевич. После пяти-шести попыток замены работника на одной должности выводился редкий породистый экземпляр топ-менеджера, который задерживался на должности более одного года.

Встреча генерального директора с новым подчинённым происходила неожиданно для последнего. Финал встречи был неизменен, а исключения бывали редко. Евгений Сергеевич запускал свою машину по выжиманию из людей результата в двести процентов. Менеджеру устанавливалась программа, направленная на полное, слепое и безоговорочное подчинение новичка начальнику-тирану, вплоть до потери собственного «я». Разрушение внутренней свободы, воли было для босса гораздо важнее достижения высоких рабочих показателей. Коэффициент полезного действия сотрудника мог быть минимален, но при условии всестороннего услужения и личной преданности генеральному директору менеджер мог работать в компании сколько угодно Евгению Сергеевичу долго. Варвара неоднократно выдумывала для таких сотрудников самые нелепые и пустые, с точки зрения наполнения функционалом, должности. Безвольный подчинённый не допускал мысли о смене работы, он был выдрессирован под одного-единственного хозяина и запросто мог пропасть на огромном рынке труда, куда поступает отработанный компанией «XXX» офисный планктон. В обмен на «душу» услужливым «шестёркам» гарантировалось постоянное рабочее место и приличная получка.

Варвара изучала поведение персонала компании. Со временем она выстроила систему градаций сотрудников «ХХХ». Так, руководители, задержавшиеся в управляющей компании, пережившие повышение и прямое подчинение, с точки зрения личностной трансформации делились ею на несколько категорий.

Категория первая, диагноз – острое стрессовое расстройство.

Сотрудник постоянно испытывал чувство потери собственного «я», плохо понимал происходящие события и переживал ощущения нереальности.

Данная категория персонала, как правило, быстро оправлялась от приобретенного диагноза – в течение месяца-двух после увольнения из «XXX». При продолжительной работе в компании срабатывали защитные функции организма, и сотрудник из первой категории попадал во вторую.

Категория вторая, диагноз – невроз, возникший в результате идентификации своей личности с личностью босса.

Сотрудник бессознательно уподоблял себя Евгению Сергеевичу, тому субъекту, который ему угрожает. Переход в данную категорию всегда преследовал цель усвоить образ мыслей и действий босса, чтобы достигнуть этим какую-нибудь выгоду: устранить конкурента или отхватить кусок власти побольше.

Персонал данной категории часто становился раздражительным, люди жаловались на возможность и неотвратимость увольнения, постоянно чувствовали тревогу, дрожь, страдали нарушениями сна и, как следствие, не могли сосредоточиться на выполнении поручений.

Эта группа неадекватно реагировала на различные рабочие ситуации и создавала напряжённую обстановку в коллективе.

HR-менеджер успешно взаимодействовала с представителями обеих групп, но сама не входила ни в одну, ни в другую.

Варвара относилась к той редкой, не описанной выше разновидности персонала, которая при необходимости демонстрировала идентификацию. Она холила и лелеяла собственное «я», прятала его в самых далёких и недосягаемых для начальника-тирана уголках души. Девушка считала, что заключённый трудовой договор относится только к плодам её труда, но никак не ограничивает её свободу. Пиман требовал иного. Варваре приходилось тщательно скрывать свои чувства, но бунтарский дух и дух неповиновения то и дело рвался наружу и отражался в её больших зелёных глазах, что неоднократно было замечено Евгением Сергеевичем.

Чтобы не потерять себя и чувство собственного достоинства, HR-менеджеру пришлось разобраться в особенностях характера босса, осознать, понять и принять тиранию, а затем как-то с этим работать.

Прочитав однажды труды профессора Крамера, она обнаружила тонкие нюансы в управлении Пимана. Варвара постигла множество лиц тирании, которые наблюдала в поведении Евгения Пимана.

Тираны, запугивающие силой. Это стандартный вариант. Тиран применяет угрожающие жесты: часто повышает голос и грубит. Не все такие тираны высокого роста. Наиболее известных из них – невысокие люди, однако в глазах подчинённых тираны значительно прибавляют в росте.

Тираны, подавляющие морально. Эти тираны применяют множество стандартных приёмов, таких как сарказм, насмешки, придирки к словам. Разница в том, что они меньше машут руками и, как правило, достают любого, не вставая с кресла.

Манипуляторы фактами. Манипуляторы фактами обрушивают на подчинённых потоки «фактов», которые могут быть как верны, так и фальшивы, но устрашающе действуют на противника.

Перфекционисты. Эти тираны задают чересчур высокие планки и нереально короткие сроки. Они заваливают подопечных таким количеством работы, с каким физически никто не справляется.

Пассивно-агрессивные тираны. От них никогда не узнаешь, как они относятся к собеседнику. Сначала такой управленец говорит партнёру, что больше всего хочет работать с ним, что их проект закончится сделкой всех времён и народов, что это начало великих отношений. А после его ухода говорит: «Чтоб ноги его здесь больше не было».

Уполномоченные тираны. Они действуют по указанию и не всегда осознанно.

Евгений Сергеевич успешно применял на практике все типы тирании, за исключением первого и последнего. Он быстро поднялся по карьерной лестнице, хорошо делал свою работу, значительно увеличил семейный бизнес. Многие топ-менеджеры всерьёз считали его «гениальным» человеком и предпочитали ему не перечить, соглашаясь с любыми предложениями во избежание столкновения. При этом у босса почти не было настоящих союзников, а те, кого он таковыми считал, ждали удобного случая, чтобы сплясать на похоронах его бизнеса. Варвара часто наблюдала, как руководитель унижает подчинённых и выживает из компании талантливых сотрудников. В такие моменты она хотела бросить в лицо тирану всё, что она о нём думает, но собственное будущее волновало её гораздо больше, чем проблемы окружающих. О тирании в «XXX» было известно далеко за пределами предприятий, входящих в структуру холдинга с одноимённым управляющей компании названием. HR-служба работала на обеспечение потока кандидатов и не прекращала размещать объявления о найме персонала в управляющую компанию. Варвара регулярно сталкивалась с трудностями привлечения менеджеров на предприятия холдинга: в городе знали о манере управления Евгения Сергеевича Пимана. Это объясняло наличие компетентного управленческого персонала на рынке труда и отсутствие очередей из оного в управляющей компании. Ничтожное количество достойных кандидатов босс расценивал как недоработку Варвары, а ей, в свою очередь, приходилось держать язык за зубами, чтобы не выпалить начальствующему тирану, что причина отсутствия персонала – это он! Поскольку поиск новой работы не входил в её планы, все увольнения происходили с молчаливого участия HR-менеджера, а иногда непосредственно ею и исполнялись.

Варвара пыталась разобраться в причинах происходящего. Ей казалось, что тирания – это тоже защитная реакция, она предполагала, что начальник испытывает сильнейший страх и неудовлетворённость собственной жизнью, и что в данном случае начальствующий террор – это попытка изменить ситуацию в компании к лучшему. Иногда ей даже казалось, что она сочувствует обеспеченному, статусному и наделённому властью господину Пиману. Но это иногда – в остальное время она испытывала сильнейший стресс от работы с генеральным директором. Её, как и многих других, увлечённых своей работой, не обошла стороной профессиональная деформация. Варвара решила, что негоже увольняться, отработав в компании менее двух лет. Она вбила себе в голову, что частая смена мест работы, пусть даже по вполне понятным причинам, может негативно отразиться на дальнейшей карьере. Одна мысль не давала ей покоя: что же она такое совершила? Чем заслужила столь масштабный, разрушительный гнев небес, попав в подчинение к Евгению Пиману?

«Работа в “XXX” – это испытание, которое я должна пройти», – думала Варвара, в то время как её тело с фантастической скоростью двигалось по направлению к лифтам.

Приёмная генерального директора управляющей компании находилась на восьмом этаже, что на два этажа выше кабинета службы персонала.

Лифт бесшумно открылся и забрал Варвару на «ковёр» к начальнику. Приёмная когда-то понравилась ей с первого взгляда: это было большое прямоугольное помещение, в котором внешняя стена являлась голубым стеклянным фасадом, посредине пространства стоял овальный стол, по периметру которого располагались рабочие места секретарей руководителей холдинга. Вверху прямо над столом – многоуровневый потолок, который чуть спускался, давая место расположить череду ламп освещения. Стены заслуживали отдельного внимания: они, как позже узнала Варвара, стояли разодетые в натуральные ткани. Для оформления помещения в соответствии с модными тенденциями дизайнер предусмотрел в проекте много стекла, металла, новейших отделочных материалов. По правую сторону приёмной занял самое большое помещение кабинет Пимана Евгения, по левую сторону ютился кабинет Пимана-отца. Следом за ним расположился кабинет делового партнёра семьи и основного акционера. Дизайнер компании предусмотрел наличие рядом с рецепцией кухни и небольшого хозяйственного помещения, где проливали слёзы секретари, получив очередной нагоняй от руководства. Бытовые комнаты скрывались за раздвижными дверями, отделанными в тон стен и оттого незаметными не посвящённому во внутреннюю кухню управляющей компании посетителю.

Варвара подошла к кабинету начальника и, получив одобрительный кивок секретаря, повернула ручку двери и вошла в кабинет. Место правления Евгения Сергеевича являлось собой продолжением стилистики приёмной. Стены украшали бежевые деревянные декоративные панели, а на полу перед боссом расстелился паркет из натуральной доски, демонстрируя хозяину кабинета и его гостям роскошь текстуры.

Пиман откинулся в кресле за огромным столом из натурального дерева цвета топлёного молока с кожаной отделкой, подходящей по тону. Несмотря на свой молодой возраст – на прошлой неделе коллектив поздравил босса с тридцатипятилетием – он выглядел, как всегда, усталым и раздражённым. Неспортивная фигура и отёчное лицо выдавали его пристрастие к неправильной пище и деликатесам, а также недвусмысленно намекали на отсутствие желания привести тело в порядок. Варвара знала, что приглашения сесть не последует, поэтому, быстро выдохнув, направилась к столу и села в кресло напротив.

– Ну, где секретари? – смотря сквозь подчинённую, отчеканил босс.

– У вас на рабочем столе – файлы, – затараторила Варвара, – разрешите, я покажу.

– Я сам.

Пиман повернулся вправо. На рабочей части стола вместились два белоснежных монитора. Один из них поражал своими гигантскими размерами. Пошарив мышью по электронному рабочему столу, он спросил:

– Презентация «секретари»?

– Да, – Варвара с трудом проглотила ком.

Она сжалась и замерла в ожидании атаки. Ладони вспотели, выдавая эмоциональное напряжение и даже страх.

Генеральный директор открыл презентацию. Варвара внимательно следила за его реакцией, пытаясь понять отношение начальника к увиденному, но лицо Пимана не выражало ровным счётом ничего. Он бегло прочёл резюме и нажал на кнопку трансляции видео. HR-отдел вёл видеозапись претендентов на вакансии по заранее согласованному сценарию. Кандидаты рассказывали о себе и отвечали на деловые и личные вопросы. Варвара посмотрела на часы. На просмотр пяти кандидатов у Евгения Пимана ушло три минуты, в то время как отбор и подготовка презентации заняли у Варвары пять дней.

– Ты что, издеваешься? Полгода уже не можешь закрыть вакансию, – нарочито медленно, смакуя каждое слово, упрекнул начальник.

– Евгений Сергеевич, все кандидатки соответствуют критериям отбора, возраст до двадцати пяти лет, модельная внешность, высшее образование, знание английского языка, отсутствие опыта работы, – зачастила Варвара, осыпая начальника аргументами.

– Что? Ты посмотри на первую, какая это модельная внешность, она же страшная! Что ты мне всех подряд суёшь? Хочешь, чтобы она сидела в приёмной? Ты явно издеваешься! Ты посмотри, она даже не улыбается! Да она разгонит мне всех партнёров! Вторая – дура! Третья – не сможет работать! Четвёртую – уже видел! А пятая – для кучи! Это вся твоя работа за неделю?

– Нет.

HR-менеджер растерялась. Она была уверена, что несколько девушек обязательно пройдут отбор. Она провела двенадцать встреч. Все девушки обладали привлекательной внешностью и интеллектом. Варвара Коваль остановила свой выбор на пяти самых подходящих кандидатках и уже мысленно закрыла постоянную вакансию в приёмной, но она опять ошиблась… Каждую пятницу, далеко за пределами рабочего дня, происходило одно и то же: просмотр презентаций кандидаток, претендующих на должность личного секретаря, разнос персоналий в пух и прах, убийственная критика работы службы персонала. Бесконечный «кастинг» секретарей встал у Варвары поперёк горла. Работа ради работы не приносила удовлетворение и раздражала её.

– Когда найдёшь секретаря?

– Есть ещё кандидаты, – девушка вспомнила об остальных участницах, не вошедших в презентацию.

– Неси! – приказал Пиман.

Варвара вышла из кабинета и поплелась в обратный путь, силы покинули её. «Зачем мне всё это?» – задавала она себе вопрос, заходя в лифт.

Поиск суперсекретаря не прекращался никогда. Временами интерес босса к молодым и привлекательным помощницам ослабевал. В такие моменты Варвара не лезла на рожон и готовила претенденток в резерв. После очередного промаха служащих приёмной вопрос о незакрытой вакансии всплывал, как тухлая рыба со дна реки, не принося с собой ничего хорошего. Приём личного секретаря вновь становился архиважным вопросом, и Варвара с утра до вечера «перерывала» интернет-ресурсы в поисках очередных интеллектуалок модельной внешности. Случалось, что Евгений Пиман, едва взглянув на фотографии очередной батареи красавиц, выносил вердикт «не подходят» и требовал новую партию. Варваре казалось, что босс наслаждается демонстрацией готовности кандидаток служить ему верой и правдой с утра и до глубокой ночи, и решение не будет принято никогда. Ей же хотелось поскорей закрыть злосчастную вакансию, сбросить с груза рабочих дел невыполнимую задачу и вздохнуть облегчённо. Кроме того, незакрытая вакансия секретаря делала уязвимой позицию Варвары и в любой момент могла быть использована начальником-тираном для указания на её профессиональную несостоятельность.

HR-служба впопыхах сформировала новую презентацию.

– Юля, мне идти с презентацией? – получившая нагоняй подчинённая позвонила в приёмную.

– Он уехал, – раздалось в трубке.

– Ох, – вздохнула Варвара, предчувствуя неприятности, – не знаешь, вернётся?

– Ничего не сказал…

Не получив по сути вопроса никакой информации, менеджер, из чувства самосохранения на занимаемой должности, должна была любым способом проинформировать начальника, что задание выполнено. Варвара написала короткое смс-сообщение – «презентация готова» – и отправила на один из четырёх телефонных номеров начальника.

Рабочий день окончился в восемнадцать часов, час тому назад, но офис гудел, как пчелиный улей, имитируя бурную деятельность и работу за идею. Информация об отъезде руководителя ещё не распространилась по кабинетам. Как только чёрный автомобиль представительского класса покидал парковку, расположенную возле офисного здания, сотрудники компании, как по сигналу «на старт, внимание, марш!», спешно покидали рабочие места. В управляющей компании однажды и для всех администрация установила ненормированный рабочий день и даже при отсутствии задач под конец рабочего дня, никто из сотрудников не решался завершать работу вовремя и или до отъезда Евгения Пимана.

Генеральный директор каждый год оценивал работу менеджмента за прошедший период. Он неоднократно заявлял о низких результатах работы, условном соответствии персонала занимаемым должностям и непременно делал акцент на том, что значительно переплачивает за их работу.

Евгений Пиман бравировал перед компаньонами сильным характером, зачастую в ущерб собственным интересам, никогда и ни в чём не проявлял слабость и никому не уступал. За годы ведения бизнеса предприимчивый собственник отточил звериную хватку и придерживался мнения, что незаменимых людей не бывает. Босс никого и никогда не уговаривал и не шёл у персонала на поводу. Кадровая политика, выстроенная генеральным директором, приносила свои плоды и удерживала коллектив от увольнений. У топ-менеджмента за время работы в компании значительно снижалась самооценка. Сотрудники теряли веру в себя и собственные силы. После систематических указаний босса на профессиональную некомпетентность подчинённые начинали верить, что есть значительные пробелы в их квалификации, которые не позволят получить им приличную должность в иной компании. При всех недостатках в управлении менеджмент в холдинге получал достойное вознаграждение за свой труд, позволяющее не только намазать на хлеб масло, но и зачастую побаловать себя бутербродом с икрой. Принижение собственных возможностей, внушённая недостаточность знаний, умений и навыков, помноженные на высокую заработную плату, воздействовали на персонал волшебно, делая управляющую компанию единственным желанным и престижным местом работы. Персонал высшего управленческого звена отчаянно держался за своё рабочее место и «высиживал» долгие вечерние часы на работе – так было спокойней.

Варвара посмотрела на часы. 19:15. Она уже отменила приём у косметолога и соображала, как бы ей незаметно покинуть рабочее место. Сообщение начальнику осталось без ответа. Наконец, в восемь часов вчера раздался телефонный звонок:

– Варвара, босс уже не приедет в офис, – удосужилась сообщить Юлия.

– Спасибо, Юля, запиши меня на приём на завтра.

– Хорошо, в 7:30, другого времени нет.

HR-менеджер быстро завершила работу и, обессиленная и опустошённая, забирая с собой груз рабочих проблем, поковыляла к выходу. Каждый раз по окончании рабочего дня она испытывала одно и то же ощущение – ощущение полнейшего безразличия к себе и ко всему происходящему вне стен «XXX». Она забросила занятия спортом, не проводила плановые обследования у врачей, имела переплаты по квитанциям ЖКХ, задолженности по оплатам налогов, перестала читать книги, ходить в театр и кино, а главное – перестала улыбаться и радоваться жизни. «Это не нормально, – думала Варвара, – я не хочу так жить …»