Вы здесь

Профилактика психосоматической патологии у детей и подростков в практике врачей первичного звена здравоохранения. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ (Н. К. Перевощикова, 2007)

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В СЕМЬЕ

Что такое поддержка? Поддержка является одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам.

Миша, 10 лет, имел две обязанности по дому: выносить мусор и ходить в магазин за хлебом. Мать часто говорила Мише: «Ты еле справляешься со своими обязанностями, и я вынуждена все доделывать за тебя».

Что содержит в себе высказывание мишиной мамы? Принесет ли оно желаемые результаты?

Миша при этом думает: «Я несамостоятельная личность, у меня все плохо получается, поэтому мама все сделает сама».

Существуют три причины, по которым родители обычно позволяют себе высказывания, подобные приведенному выше:

1. Родители, как правило, разговаривают с ребенком так же, как разговаривали с ними самими в детстве.

2. Ребенок создает угрозу престижу или положению родителей.

3. Общество приучает нас к столкновению с неудачами, к ожиданию худшего и вообще часто обескураживает не только детей, но и нас самих.

Родители должны стремиться к тому, чтобы у ребенка не сформировалась тенденция к постоянному ожиданию неудачи и разочарования. Важно поддерживать и поощрять ребенка. Родительская поддержка – это процесс:

– в ходе которого родитель сосредоточивается на достоинствах ребенка с целью укрепления его самооценки;

– который помогает ребенку поверить в себя и свои пособности;

– который помогает ребенку избежать ошибок;

– который поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ними. Вместо того, чтобы в центре своего внимания держать ошибки и плохое поведение ребенка, родителю придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит, верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Поддержка касается не только негативного поведения ребенка.

Родители должны научиться помогать ребенку видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого родитель должен знать, какие силы внутри семьи и в ее окружении способны привести к разочарованию. По мнению американских психологов Дрейкурса и Динкмейера, этими силами являются:

1. Завышенные требования родителей.

2. Соперничество братьев и сестер.

3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет получать все награды в детском саду, то теперь они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставить детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всей группы.

Как поддерживать ребенка? Типичными для родителей способами поддержки являются: гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с братьями, сестрами и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей – его положительных сторон.

Необходимо помнить, что, обсуждая с ребенком его поведение, родитель должен постараться подчеркнуть, что вполне доволен им как личностью. Это можно сделать, сказав: «Ты допустил несколько ошибок, но посмотри, как ты…». Этим противопоставлением родитель дает ребенку понять, что можно совершать ошибки, но его в большей степени интересуют успехи ребенка, а не его промахи.

Родитель должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувство адекватности ребенка. В течение дня родитель имеет несколько возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку Ваше удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать понять, что его чувства по отношению к нему не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

– Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим!

– Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это будет хорошим уроком.

– Все мы люди, и все мы совершаем ошибки. В конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, родитель вскоре научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.