3. Суицидальное поведение
Известно, что самоубийства происходили в примитивных сообществах многие тысячи лет тому назад в ситуациях, когда племени грозила смертельная опасность. В голодные годы старики убивали себя и нужно подчеркнуть важный эволюционный аспект этих, казалось бы, простых случаев. Факт самоубийства стариков позволяет предположить, что в тот далёкий период истории имелось значительное ограничение агрессии, направленной на других. Очень возможно, что одной из причин, по которой самоубийство стариков имело распространение, было то, что их перестали убивать. Табу на убийство, позднее перешедшее практически во все религиозные заветы, снизило выживаемость вида в определённых ситуациях. Группа людей могла погибнуть от голода, но при этом, видимо, уже не могла так легко, как прежде, убить и съесть одного из своих членов. Таким образом, самоубийство, возможно, возникло как поведение, реально повышающее биологическую адаптацию вида в условиях нарастающего подавления внутривидовой агрессии. То, что окончательно эти эволюционные процессы не завершились, следует из случаев каннибализма у некоторых представителей вида в экстремальных условиях. Подавляющее большинство людей в аналогичных ситуациях предпочитает жертвовать собой ради сохранения жизни своих детей и близких. В этой своей первичной форме самоубийство существует и поныне, наряду с другими формами, которые за столетия настолько удалились от своего простого социального предшественника, что объяснить причину добровольной смерти многих наших современников – большая проблема для учёных.
За два прошедших века были детально изучены социологические и эпидемиологические аспекты суицидального поведения. Было доказано, что самоубийство относится к социальным явлениям и установлены многочисленные связи между частотой самоубийств и различными социально-демографическими, сезонными, климатическими и другими факторами.
С начала XIX века самоубийство изучалось с медицинской точки зрения и рассматривалось до конца XX как проявление психического заболевания. Несмотря на то, что до сих пор высказывается точка зрения, что самоубийство всегда является признаком психического расстройства, значительная часть исследователей склоняется к клинико-психологическому и психологическому подходам к решению проблемы суицидального поведения. В середине 80-х годов XX века Айна Григорьевна Амбрумова – основоположница отечественной суицидологии доказала, что подавляющее большинство психологических кризисов с суицидальным поведением наблюдается вне уровней патологических реакций, у практически здоровых людей и сформулировала концепцию социально-психологической дезадаптации, лежащую в основе формирования различных видов реакций, встречающихся при психологическом кризисе в ситуации микроконфликта.
Получили толчок исследования роли личности в суицидальном поведении, когнитивных и мотивационных аспектов суицидального поведения. Суицидальное поведение стало рассматриваться в ряду других девиантных форм поведения. Вместе с тем признается, что до сих пор процесс принятия решения о самоубийстве, психологическая мотивация, различия в мотивах, разные типы самоубийств и другие вопросы остаются малоизученными и сложными для ответа. Становится все более очевидным, что психологические маркеры суицидального поведения связаны более с психологическим порогом уязвимости личности, нежели со степенью тяжести психотравмирующих факторов и отмечается, что на основании изучение только внешних факторов риска трудно проводить качественную профилактику суицидального поведения.
В начале XX века Э. Дюркгейм на основании двух критериев – социальной интеграции и социальной регуляции – выделил четыре типа возможного суицидального поведения. Первые два типа связаны с нарушением социальной интеграции, понимаемой как степень вовлеченности человека в общество. Это эгоистическое (социальная интеграция значительно снижена) и альтруистическое (социальная интеграция слишком высока) самоубийства. Вторая диада связана с нарушением социальной регуляции, код которой понимается степень воздействия общества на индивида, главным образом, посредством ограничений. Это аномическое (социальная регуляция снижена) и фаталистическое (социальная регуляция повышена) самоубийства. Гипотеза Э. Дюркгейма о социальной интеграции оценивается современными исследователями как очень разумный и точный, хотя и неполный вклад в теорию самоубийств. Уменьшение социальной интеграции (например, исключение человека из значимой социальной группы) может восприниматься человеком как ситуация фрустрации или серьезное жизненное препятствие, что обусловливает возникновение тревоги или депрессии в пресуицидальной ситуации.
З. Фрейд рассматривал самоубийство как особое проявление внешней агрессии, как искаженную реализацию желания убить кого-либо другого. Причина самоубийства в психоаналитической концепции понимается как негативное отношение субъекта к внешнему миру, недостатки которого (в частности, других людей) вызывают агрессивные реакции, в последствии, под давлением Сверх-Я, меняющие направление с внешнего на внутреннее. Самоубийство, сочетая в себе одновременно и субъекта и объект действия, объединяет роли убийцы и жертвы, которые находятся в соподчиненных отношениях. Постулируя активность субъекта, психоанализ подчеркивает первичность акта убийства, как проявления агрессивных тенденций. Кроме того, суицидальное поведение человека, наподобие невротических проявлений, является результатом столкновения противоречивых стремлений, исходящих со стороны Оно (влечение к смерти) и со стороны Сверх-Я (социальные запреты и нормы).
Во второй теории влечений Фрейд выделяет два вида влечений: влечение к жизни и влечение к смерти – Танатос. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство – это агрессия, устремленная на других, а суицид – это агрессия, направленная на себя.
Карл Меннингер соглашался с Фрейдом в том, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Исследовав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения. Для того чтобы совершить самоубийство, во-первых, необходимо иметь желание убить. Во-вторых, необходимо испытывать желание быть убитым и последним составным побуждением является желание умереть.
Альфред Адлер писал, что «Быть человеком – означает ощущать свою неполноценность». Этот тезис является основным положением его «индивидуальной психологии». Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Адлер считает, что жизнь личностей, склонных к самоубийству принимает эгоцентрическое направление.
Карл Юнг касаясь вопроса о самоубийстве, указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство. Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков («архетипах») есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскресения.
Гарри Стек Салливан известен в психологии тем, что он является одним из основоположников теории межличностного общения. Он считал, что так же, как электроны приводятся в движение магнитным притяжением, так и человек реагирует на других значимых его людей. Взаимоотношения индивида с другими людьми является важнейшим моментом жизни. Каждый человек имеет три олицетворения «Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он является «хорошим Я»; в состоянии тревоги он становится «плохим Я»; в психотических кошмарах индивид превращается в «не-Я». Человек оценивает себя главным образом в соответствии с отношением к нему других людей. Если возникнет угроза его безопасности из-за неразрешенного кризиса, то конфликт и тревога могут стать для человека невыносимыми. В этих обстоятельствах у него может возникнуть желание перевести свое «плохое Я» в «не-Я» и таким образом совершить суицид. В состоянии депрессии и саморазрушение также является привлекательной альтернативой для индивида. Суицид отражает, по мнению Салливана, переориентированное на себя враждебное отношение индивида к другим людям и внешнему миру.
Карен Хорни считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни «основной тревоги». Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также «суицидом исполнения», из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.
Психолог-исследователь Норман Файбероу работает в области профилактики самоубийств в течение более четверти века. В свое время он был президентом Международной ассоциации профилактики суицидов и основал международное движение, деятельность которого способствовала организации более чем 200 центров профилактики самоубийств в одних только США. В своей книге «Многоликое самоубийство» (1980) Файбероу впервые описал и систематически исследовал те формы саморазрушающего поведения, которые до этого не относились к суицидальным. Например, злоупотребление различными веществами, включая наркотики, алкоголь и табак; соматические болезни: заболевание сердца или травмы позвоночника, при которых пациенты не соблюдают назначенного лечения и режима; преступления, проституция, делинквентное поведение, которые опасны возможностью краха личности; рискованные виды спорта, такие как прыжки с парашютом, в воду с большой высоты или хэнг-глайдинг.
Эдвин Шнейдман в 1957 году в соавторстве с Норманом Файбероу выпустил книгу «Приметы самоубийства». Спустя 4 года он написал книгу «Крик о помощи». Обе эти книги считаются классическими в области суицидологии. В своей книге «Смерти человека» (1980) Шнейдман, основываясь на классических наблюдениях, приводит типологию индивидов, играющих непосредственную, причем часто сознательную, роль в приближении своей смерти.
В теории суицидального поведения Штенгель и Кук самоубийство называется «криком о помощи». Центральной идеей этой теории является то, что суицидальная попытка, особенно неудачная и неискренняя, – это средство, с помощью которого тревожные люди ищут внимания к своим жизненным проблемам и привлекают симпатии и поддержку других людей. Однако само понятие «крик о помощи» может быть понято двояко: с одной стороны, как истерическая реакция, в основе которой лежит постоянное ощущение недостатка внимания к собственной личности; с другой стороны, как внешнее проявление чувства внутренней дисгармонии и неспособности ее преодоления. Данной точки зрения придерживается и один из ведущих российских исследователей суицидального поведения Н. В. Конончук.
Считается, что одно из важнейших открытий в суицидологии было сделано Рингелем в 1953 году, когда он описал с помощью триады – сужение, инверсия агрессии и суицидальных фантазий – синдром, который независимо от типа личности и основной соматической или психиатрической болезни предшествует всякому суицидальному действию. Это открытие имеет не только диагностически-прогностическую ценность, его значение состоит также и в том, что пресуицидальный синдром, по-видимому, отражает часть искомой общей, то есть, надиндивидуальной и нозологически неспецифической суицидальной динамики.