Занятие 1
Диалог о проблемах музыкального образования (в кабинете ректора)
Диалог о профессии в данном материале затрагивает общие проблемы музыкального образования и позволяет расширить лексический и синтаксический багаж при построении высказываний в публицистическом стиле.
Галина Маяровская: «Как любая открытая система Академия активно развивается»
В этом году РАМ имени Гнесиных празднует свой 70-летний юбилей и 140-летний юбилей основателя Гнесинского дома Елены Фабиановны Гнесиной. Сегодня мы беседуем с ректором Академии Галиной Васильевной Маяровской о жизни Академии в современных условиях.
Галина Васильевна, как любой живой организм наше учебное заведение за это время пережило многое и повидало всякое. Как Вы думаете, что помогает ему не просто оставаться на плаву, но и быть в топ-листе желающих учиться и сотрудничать?
Мы постоянно участвуем во множестве проектов, мероприятий. Сохраняя традиции Гнесинского дома, мы часто являемся инициаторами нового, что со временем также становится частью этих традиций: например, такие международные фестивали, как «Окно в Европу», «Баян и баянисты», джазовый фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Gnesin-Jazz», фестиваль-конкурс студенческих духовых оркестров «Виват, студент!», конкурс исполнителей на народных инструментах и народного пения «Кубок Союзного государства и стран СНГ», конкурс гитаристов имени Александра Фраучи, международный симпозиум «Орган в XXI веке», форум искусств «Романтизм: истоки и горизонты» и т. д. Я уверена, что большое будущее ожидает и впервые проведенную при поддержке Российского гуманитарного научного фонда международную научную конференцию «Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски», в которой приняли участие крупнейшие музыковеды, представители всех консерваторий РФ, ученые из Беларуси, Азербайджана, США, Японии, Китая, Индии, Кореи, Тайваня.
Как любая открытая система Академия активно развивается: создаются новые факультеты, кафедры, подразделения, генерируются новые образовательные идеи, исследования, подходы. Причем, поскольку в нашем вузе получают образование не только музыканты «классического» профиля, но и исполнители фольклора, музыканты, играющие на народных инструментах, эстрадно-джазовые исполнители, продюсеры, звукорежиссеры, музыкальные журналисты и педагоги, это развитие все чаще происходит на междисциплинарном уровне интеграции.
В свое время Елена Фабиановна Гнесина задумывала своеобразный научно-методический комплекс в преемственной системе «школа-училище-вуз» для сотрудничества с преподавателями, работающими в системе музыкального образования. Удается ли Академии воплотить ее идеи в жизнь?
Многое делается для того, чтобы сохранить, расширить, а иногда и вернуть связь с музыкальными учебными заведениями, совместно решать научные, методические проблемы, проводить различные музыкальные мероприятия. Например, при содействии Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации мы учредили Институт развития образования в сфере культуры и искусства. Он занимается организацией и научно-методическим обеспечением деятельности образовательных учреждений в условиях развития и модернизации системы образования, а также практическим применением результатов интеллектуальной деятельности в данной области. Широко развернулась работа Центра переподготовки повышения квалификации специалистов (ЦППК). Сегодня у нас в год проходит более 700 слушателей со всей России – преподаватели, методисты, руководящие составы ДМШ и ДШИ, СПО и вузов. ЦППК проводит разнообразные, постоянно обновляющиеся курсы, семинары, мастер-классы (в том числе, авторские) по разным направлениям. Поэтому идея Елены Фабиановны получила дальнейшее преломление как одна из ведущих современных идей развития образования и «образования через всю жизнь».
Сегодня Академия – система самодостаточная или стремящаяся быть частью поликультурной образовательной среды?
Мы успешно вписались в международное образовательное пространство и ставим своей целью интеграцию наших преподавателей и студентов в международное музыкальное сообщество, а также охват всевозможных сфер музыкального искусства, как и различных направлений и профилей музыкальных специальностей. С каждым годом Академия ведет все более активную международную деятельность. Постоянно возрастающее количество проектов в мультиязыковой среде требует соответствующей эффективности организации и проведения мероприятий, а также вовлечения все большего количества участников. Поэтому важное место Академия отводит профессиональной коммуникации в области музыкального образования, которая осуществляется при активной поддержке международного отдела и кафедры языковой коммуникации. Международная деятельность ведется в академии в течение всего учебного года и включает в себя более 13 видов проектов: конференции, симпозиумы, форумы, фестивали, конкурсы, мастер-классы, лекции-концерты, музыковедческие лекции с показами, летние творческие школы, стажировки по обмену и т. д. Мы сотрудничаем с преподавателями, представителями администрации, студентами из Англии, Бельгии, Бразилии, Германии, Испании, Италии, Франции, Греции, стран СНГ, стран Балтии и т. д.
Министерство культуры РФ предписало вузам вернуть свои исторические названия. Означает ли это, что теперь РАМ станет вновь педагогическим институтом со всеми вытекающими последствиями понижения статуса?
Нашей академии эта проблема не коснется. Изначально название «ГМПИ» (Государственный музыкально-педагогический институт) было дано этому учебному заведению в 1944 году, чтобы избежать повторения уже звучащего в названии Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского слова «консерватория». Но мы не даем педагогического образования, а реализуем образовательные программы в области музыкального искусства, как и все музыкальные вузы. К тому же, название ГМПИ «привяжет» нас к Министерству образования, а мы являемся вузом Министерства культуры.
Что касается переименования вуза в принципе, то со статусом оно никак не связано: в новом федеральном законе об образовании в РФ 2012 года нет больше такого понятия как «статус (вид)». В рамках предыдущего закона вуз проходил аккредитацию, и по ее результатам устанавливался вид (статус) вуза – институт, академия, университет. Например, Московская консерватория, несмотря на свое название, имела установленный Рособрнадзором статус университета. Мы же являлись «академией» и по названию, и по статусу.
Такие изменения в законе вызваны тем, что аккредитационные показатели многих вузов «не выдерживали» приобретенного статуса. Дело в том, что мы – творческие вузы, в основном, реализуем одну укрупненную группу специальностей, в то время как, чтобы получить статус академии, нужно было реализовывать 5 групп, статус университета – 7 групп. Что делали те вузы культуры и искусств, которые сегодня в обязательном порядке возвращают свои названия? Открывали новые специальности (экономика, математика, юриспруденция и т. д.) и теряли свой профиль. Образовательный результат тоже получался странным: человек заканчивал институт культуры и искусств, например, по специальности «прикладная математика»… Некоторые вузы открывали в своей системе до 5 институтов (режиссура, танец, экономика и т. д.), не меняя при этом количество кафедр. Схема была простая: факультеты превращались в институты. Но что же это за институт, где в структуру входят 2–3 кафедры и ни одного факультета?! Поэтому попытка Министерства образования и Министерства культуры пересмотреть и упорядочить систему вузов абсолютна естественна. И нет никакого понижения статуса в том, что институты снова превратятся в факультеты. По новому законодательству аккредитация проходит иначе: аккредитуется не вуз, а учебная программа, и статусы больше не присваиваются. Но никто не отбирает у вуза возможность реализовывать образовательные программы различных уровней: бакалавриат, магистратура, ассистентура-стажировка, аспирантура. Главное условие жизнеспособности и статусности (в смысле, престижности) вуза – наличие профессиональных кадров и аккредитованных программ.
Не снижает ли качество образования процесс увеличения зарплат за счет сокращения педагогов, работавших как совместители? Ведь среди них были звезды, известные концертирующие музыканты или оркестранты престижных оркестров…
Мы не торопимся сокращать данную категорию кадров. Сначала анализируем ситуацию, поскольку есть образовательные программы, где без совместителей невозможно обойтись, а есть такие, где их присутствие не имеет смысла, так как мы можем справиться силами штатных преподавателей. К тому же, сегодня у самих совместителей не всегда есть «интерес» работать: в Министерство культуры идут отчеты по показателям, связанным с деятельностью только штатных преподавателей, и при наличии свободных денег материальная поддержка оказывается, в первую очередь, штатному педагогу. С другой стороны, каждый случай определяется отдельно. Ведь повышение зарплаты происходит не только за счет сокращения сотрудников. Этот процесс также включает в себя внебюджетные деньги, увеличение нагрузки и дополнительные средства на повышение заработной платы в рамках эффективного контракта, который заключается с каждым преподавателем и зависит от ряда показателей (дополнительная научная, методическая, творческая работа). И нередко совместитель, ведущий больше, чем 0,5 ставки, участвующий в работе активнее, чем штатный преподаватель, имеет зарплату выше, чем последний, поскольку такая система исключает «уравниловку», учитывает вклад каждого преподавателя в развитие учебного заведения и призвана стимулировать работу профессорско-преподавательского состава.
Успевает ли за быстроменяющейся образовательной средой менталитет преподавателей и студентов?
Менталитет меняется, но сложней, чем хотелось бы. До последнего времени большинство наших педагогов было сосредоточено на творческом процессе и, как правило, не замечало происходящей образовательной реформы. У них были, по их мнению, другие задачи, в основном, духовного уровня: найти талант, воспитать его и выпустить в мир. А реформы – вещь приземленная, жесткая и формализованная. Вовлечь преподавателей в разработку документов было очень нелегко. Сыграть концерт или организовать творческий вечер им было гораздо проще, чем понять, что такое ООПы, или постичь разницу между учебными планом и образовательной программой. Со студентами тоже возникали сложности. Студенты «нетворческого» профиля обычно быстро вписываются в коллектив, с удовольствием «тусуются». А наши студенты – одиночки. Стремятся быстрее занять класс для своих занятий и никого туда не пускать. Учитывая это, мы сознательно прошли две аккредитации (в том числе, единственные из вузов – международную общественно-профессиональную аккредитацию). После этого мы стали больше понимать. Вопросы и рекомендации экспертов заставили наших преподавателей и студентов задуматься и включиться общественную жизнь, «рутинную» учебную документацию. И вторая аккредитация прошла совершенно иначе, потому что люди уже стали понимать, что во многом качество образования зависит от них самих. Даже Студсовет в этом году по активности превзошел сам себя: выборы проходили со своей программой, на конкурсной основе и в серьезной борьбе!
Согласно системно-ролевой теории формирования личности педагога считается, что современный педагог – это актер, драматург, наставник, информатор и т. д. В каких ролях должен выступать сегодня ректор?
Во всех вышеперечисленных! Ректор также должен владеть детальной информацией о том, что происходит в системе современного образования. Я, например, не только присутствую на обсуждениях законов, парламентских слушаниях, но и активно участвую в них везде, где можно: в Совете Федераций, Общественной палате, Министерстве образования, Министерстве культуры. Правда, роль медиатора не всегда бывает успешна – иногда не удается убедить, что определенные вещи не подходят для творческих вузов. Еще я часто выступаю в роли психолога: приходится быть «скорой помощью» для преподавателей, студентов и даже их родителей! Мы же имеем дело с творческими личностями, которые, как известно, предрасположены с саморефлексии и мгновенному выбросу эмоций. Временами приходится их «заземлять» по пять часов, а то и по несколько дней. Но, в результате, всегда срабатывает. С другой стороны, когда я выбираю будущего начальника подразделения, я внимательно наблюдаю, может ли человек решать проблемы своего участка самостоятельно, не прибегая к моей помощи. А еще обязательно надо быть чуточку авантюристом… Авантюризм в здоровых дозах – огромная движущая сила. Иногда идешь напролом и… это срабатывает! Но главное, нужно не забывать о роли Хранителя. Дух этого Дома создала Елена Фабиановна, и я пытаюсь его сохранять вместе с нашими преподавателями и студентами, которые чтят прошлое и не боятся будущего.
Информация для справки
ДМШ – детская музыкальная школа.
ДШИ – детская школа искусств.
ООП – основная образовательная программа.
СПО – среднее профессиональное образование.
Студсовет – студенческий совет, форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, обеспечивает реализацию прав на участие студентов в управлении вузом, оценке качества образовательного процесса.
Словарь
Быть «скорой помощью» – помогать в любое время в любой ситуации.
Вписаться в коллектив – разобраться в отношениях в коллективе, вести себя так, чтобы чувствовать себя своим среди коллег по работе.
Дух этого дома – внутренний мир, переживания, настроения; здесь – традиции музыкального образования, возникшие в Академии.
Заземлять, приземлять, спускать с небес на землю – делать прозаическим, обыденным, приближать к действительной жизни.
Здоровый авантюризм – умеренный и основанный на трезвом анализе обстановки риск.
Идти напролом – решительно добиваться своего, не считаясь ни с чем.
Срабатывает (сработать/срабатывать) – выражение одобрения действий, поступка кого-либо.
Ту с ов а ть с я – собираться вместе где-либо, встречаться для времяпрепровождения, для общения.
Уравниловка – уравнительная система оплаты труда, независимо от его количества и качества.
Контрольно-обучающие задания
Задание 1. Прослушайте диалог ректора Российской академии музыки имени Гнесиных Галины Васильевны Маяровской и доцента кафедры языковой коммуникации Елены Николаевны Борисовой.
Задание 2. Расскажите, о чем идет речь в диалоге.
Задание 3. Прослушайте попарно вопросы и ответы в диалоге и назовите темы, на которые беседуют Галина Васильевна Маяровская и Елена Николаевна Борисова.
Задание 4. Что вы узнали о музыкальном образовании в России?
Задание 5. Назовите информационный повод интервью.
Задание 1. Прочитайте материал «Галина Маяровская: “Как любая открытая система Академия активно развивается”».
Задание 2. Назовите участников диалога. Как распределены роли в интервью: кто задает вопросы, кто на них отвечает?
Задание 3. Прочитайте попарно вопросы и ответы и найдите ключевые слова, которые связывают вопросы и ответы.
Задание 4. Объясните, как вы понимаете значение выражений:
фестиваль-конкурс, международный симпозиум, форум искусств, научная конференция, междисциплинарный уровень интеграции, методические проблемы, статус вуза, аккредитованная программа, образовательная реформа.
Задание 5. В тексте используются слова и словосочетания «уравниловка», «тусоваться», «идти напролом». Найдите их и объясните, как вы понимаете их значение. Слово «статус» используется в двух значениях. Каких? Почему?
Задание 1. Составьте план текста «Галина Маяровская: “Как любая открытая система Академия активно развивается”».
Задание 2. Найдите и выпишите все ключевые слова из диалога.
Задание 3. В диалоге упоминаются международные фестивали как «Окно в Европу», «Баян и баянисты», джазовый фестиваль-конкурс молодых исполнителей «Gnesin-Jazz», фестиваль-конкурс студенческих духовых оркестров «Виват, студент!», конкурс исполнителей на народных инструментах и народного пения «Кубок Союзного государства и стран СНГ», конкурс гитаристов имени Александра Фраучи. Что Вы знаете об этих конкурсах? Запишите свои ответы. Найдите нужную информацию в справке после текста.
Задание 4. В интервью Елена Николаевна Борисова говорит, что согласно системно-ролевой теории формирования личности педагога считается, что современный педагог – это актер, драматург, наставник, информатор и т. д. Каким вы сами видите современного педагога? Запишите свой ответ.
Задание 5. Что вы знаете об организации обучения в Академии? Запишите свой ответ. Сравните со словами Галины Васильевны Маяровской.
Развитие умений говорения в профессиональной коммуникации
Задание 1. Прочитайте диалог. Придумайте и задайте вопросы по тексту друг другу.
Задание 2. Расскажите, что вы знаете об истории музыкального образования в России.
Задание 3. Как организовано музыкальное образование в вашей стране?
Задание 4. Участвовали ли вы в музыкальном конкурсе или фестивале? В каком качестве? Спросите у своих друзей об их впечатлении от участия в музыкальном конкурсе или фестивале.
Задание 5. Перескажите прочитанный текст «Галина Маяровская: “Как любая открытая система Академия активно развивается”», называйте во время рассказа участников диалога и отмечайте, кто из них что говорил. Используйте составленный план.
Контрольная работа
Задание 1. Прочитайте диалог. Назовите участников диалога и информационный повод интервью.
Задание 2. Найдите в тексте ответы на вопросы.
– Музыканты какого профиля получают образование в Академии?
– Какую цель ставит перед собой Академия, чтобы быть частью поликультурной образовательной среды?
– Какие проекты включает в себя международная деятельность Академии?
– Какова роль Елены Фабиановны Гнесиной в развитии музыкального образования в России?
– Какая система исключает «уравниловку» при оплате труда преподавателей?
– В чём Галина Васильевна Маяровская видит роль ректора?
– На что обращается внимание при выборе начальника подразделения?
– Как большинство педагогов относилось к образовательной реформе?
– Почему сегодня у совместителей не всегда есть «интерес» работать?
– Какое название получило учебное заведение, созданное в 1944 году?
Задание 3. Запишите ответы на вопросы, используя синонимы к употребляемым в тексте словам и конструкциям.
Задание 4. Какие еще вопросы вы бы хотели задать Галине Васильевне Маяровской? Запишите их.
Задание 5. Составьте воображаемый диалог с ректором Академии.
Используйте лексику и синтаксические конструкции из текста. Подбирайте также синонимические синтаксические конструкции.