ПРОЛОГ
Они создали нам проход к высокому Небу.
Они нашли день, солнце, знамя утренней зари.
Они установили вселенский Закон, привели в действие его силу прозрения.
I
Ранним утром в канун весеннего праздника священник Порушаспа послал своего сына к реке набрать воды для праздничного ритуала, издревле исполняемого арийскими племенами. Совершение священнодействия требовало самой чистой воды, поэтому юноша вошел в реку, чтобы зачерпнуть из середины потока. От холодной воды речки, бравшей начало из горного ледника, у него перехватило дыхание, и тут он пережил необычное явление. Его сознание как бы выпало из привычной реальности, и он увидел то, что позже описал как… другой мир. Светящееся существо, представившееся именем Boxy Мана, что значит «Благой помысел», велело ему следовать за ним и привело в место, где находилось несколько других излучающих свет персон. Сияние, исходившее от этих существ, было столь ярким, что он не увидел даже собственной тени. Он не только лицезрел этих светящихся существ и этот мир, лишенный теней, но и получил Знание всего, что есть, что было прежде, и чему еще только надлежит быть.
Вернувшись, он рассказал о случившемся отцу и другим людям. Полученное Знание слишком отличалось от того, во что привыкли верить люди, и противоречило господствующей языческой религии, он не нашел понимания среди своих соплеменников, ни даже в своей семье. Несмотря на это, понимая важность полученной им информации, молодой человек посчитал себя обязанным донести ее до людей и обеспечить передачу этой информации следующим поколениям. Он отправился в путь, ища единомышленников, которые бы его выслушали и ему поверили, и, наконец, нашел поддержку и понимание в чужих краях, в государстве царя Виштаспы1.
Виштаспа и его подданные приняли новое учение и, отказавшись от прежнего языческого культа, сделали его своей религией. А Знание, полученное тем весенним утром в прохладных водах реки, было записано и стало основой «Авесты», священной книги нового вероучения.
Звали этого человека Заратуштра из рода Спитама2, а случилось это, по утверждению Аль-Бируни, за 258 лет до Александра Великого.
II
Парень по прозвищу «Подкидыш» (на местном наречии – «Мошэ») однажды пас овец в пустыне у подножья горы Хорив. Место было глухое, безлюдное. И вдруг впереди, в расщелине между скалами, что-то сверкнуло. Что там? Мошэ подошел ближе. И увидел необычное сияние вокруг проросшего среди камней терновника. Какой-то шутник поджег куст? Но зачем? Да и нет тут никого. Да и на огонь не больно похоже – ни дыма, ни запаха гари вокруг. И тут из столпа невыносимо яркого света раздался голос. Свет говорил с ним, открывая смысл прошлого и настоящего, картины будущего.
Первой реакцией Мошэ на необычное явление был страх. Ему хотелось бежать без оглядки, но он не мог двинуться с места, а его сознание уподобилось сосуду, в который вливалось Знание. Знание чрезвычайной важности. Знание для всех людей на многие поколения вперед.
Сколько это продолжалось, Мошэ сказать не мог, но с этого момента он больше не принадлежал себе. Целью его жизни стало донести полученную информацию до людей. Вообще, до этого он не был хорошим рассказчиком, можно даже назвать его косноязычным. Но теперь речь сама лилась из его уст, будто это не он говорил, а некто невидимый вкладывал слова в его голову.
Откуда мы знаем об этом? Рассказ о случившемся, а самое главное – сведения, полученные Мошэ столь необычным способом, были записаны в книги, получившие название «Торы» или «Пятикнижия», а сам Мошэ, или в греческом произношении Моисей, считается основателем иудейской религии. Позже «Пятикнижие Моисеево» было включено в состав христианской Библии.
III
В полнолуние месяца вайшакха3 588 года до Рождества Христова, медитируя под фикусовым деревом в роще неподалёку от Гайи, Сиддхартха, сын Шуддходаны, из племени шакьев4, испытал состояние дхьяны5. В детстве, во время праздника пахоты, он уже переживал нечто подобное, но теперь это состояние было гораздо ярче и насыщеннее. Сознание Сиддхартхи будто бы переместилось в иной мир, и вернулось, наполненное знанием о смысле бытия, причинах страдания и способе избавления от страданий. Полученное знание было столь велико и столь значительно, что он не мог о нем не рассказать. Всю оставшуюся жизнь Сиддхартха пытался передать это знание людям, которые прозвали его «Буддой», что означает «Просветленный». Ученики и последователи Сиддхартхи «Будды» записали произнесенные им речи и проповеди. Собрание этих записей составило Трипитаку, то есть «Три корзины учений», свод священных писаний буддийской религии.
IV
В один из дней месяца тебеф6 30 года некий галилеянин, сын плотника, в толпе других паломников пришел в пустынные места возле пограничной речки, послушать пламенные речи пустынника Иоанна. Пустынник пророчил о приблизившемся царстве Бога. В это царство достойны войти только чистые, освободившиеся от греха. А потому, говорил он, нужно очиститься внутренне и телесно, и в знак очищения омыться в речной воде.
На утренней заре вместе с другими собравшимися на берегу, молодой человек входит в реку, погружается в нее с головой, совершая обряд очищения, а когда выныривает, с ним случается нечто необычное. Небо разверзлось над ним, и оттуда послышался голос, сообщивший Истину и призвавший к пророческому служению.
Длилось это всего несколько минут, а может и секунд, но переменило всю его жизнь. Он оставил семью и свои прежние занятия и стал проповедником открывшейся ему Истины. Он проповедовал и учил, переходя из города в город, невзирая на насмешки, угрозы и гонения, вплоть до мученической смерти, которой его подвергли власти. Зато простые люди, изумленные новизной и масштабностью Знания, носителем которого он стал, приняли его за героя-освободителя из народных легенд, а последующие поколения объявили… Богом.
Как вы уже, наверно, догадались, плотникова сына звали Иешуа га-Ноцри, по-гречески Иисус.
О случившемся с ним мы узнали благодаря воспоминаниям, оставленным его учениками и последователями. Эти записи получили название «благих вестей» или, по-гречески, «евангелий». Собранные вместе, эти воспоминания, вместе с письмами и другими документами о жизни и учении этого человека, составляют теперь корпус священных книг христианской религии, – «Новый Завет».
V
Еще одна история случилась в 610 году христианской эры неподалеку от славного города Мекки. Приказчик по имени Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах из племени курайш7 имел обыкновение в священный месяц рамадан8 уединяться в пещере Хира на горе Джабаль ан-Нур9, где он возносил ночные молитвы.
В одну из таких ночей пещера, в которой он молился, вдруг озарилась ярким светом. Подняв глаза, Мухаммад увидел перед собой незнакомца, от которого исходил свет. Незнакомец раскрыл перед остолбеневшим Мухаммадом книгу и повелел: «Читай!».
Мухаммад ответил, что не умеет читать. Тогда незнакомец, обхватив его, сжал его грудь и заставил произносить слова, которые вкладывал ему в уста.
Когда таинственный незнакомец, наконец, оставил его, перепуганный Мухаммад прибежал домой с криками «Спрячьте меня! Спрячьте меня!». Домашние спрятали его, и он не выходил из своего убежища несколько дней, пока не прошел страх. Встревоженная жена, которой он рассказал, что на него напал джинн или злой дух, обратилась к своему ученому родственнику, Вараке ибн Науфалю, христианину и знатоку Библии. Выслушав рассказ Мухаммада, Варака сказал, что это был не джинн, а посланец Бога, тот же самый, что был послан Мусе (Моисею), а те слова, которые сообщил ему посланец (по-гречески ангел), исходили непосредственно от Бога. Варака также объяснил Мухаммаду, что хотя народ будет отвергать и изгонять его за эти слова, Мухаммад обязан донести до людей Знание, которое было ему открыто. После этого Мухаммад еще несколько раз получал послания, пересказывая открытое ему знание сначала ближайшим родственникам, потом другим людям. Поскольку писать он не умел, он надиктовывал то, что должен был передать, а люди из его окружения, владевшие грамотой, записывали его слова. Из этих записей был составлен Коран, священная книга Ислама.
Читая эти истории, трудно отделаться от мысли, что все они, несмотря на различие в деталях, развивались по одному сценарию.
Обратите внимание: люди, о которых идет речь, принадлежали разным народам, разным культурным традициям. Они жили в разных концах Земли и обладали разным социальным статусом. Их разделяли не только расстояния, но и время: сотни, а то и тысячи лет. Они не встречались друг с другом, да и вообще имели мало общего. Тем не менее, эти рассказы в главном совпадают. Складывается впечатление, что все эти люди пережили одно и то же явление, которое можно охарактеризовать как контакт человека с некой неведомой, но, очевидно, разумной силой.
Это не единичные случаи, а целая серия схожих по своему содержанию событий. Один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность.
Согласно словарю, закономерность – это «необходимая, существенная, повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры».
Разве не с таким, неоднократно повторяющимся и при этом обладающим устойчивыми признаками явлением, оказавшим колоссальное влияние на становление духовной культуры человечества, мы столкнулись?
Об этом явлении пойдет речь в настоящей книге.
Для начала, дадим ему название. Желательно, чтобы название отражало существенную особенность именуемого.
Какова наиболее характерная черта явления, с которым столкнулись герои только что прочитанных нами историй? Внезапность, неожиданность? Возможно. Но этим отличается не только наше явление. Порыв ветра, первый снег или первая любовь тоже могут застичь внезапно.
Есть у этого явления еще и такая особенность: каждый раз, когда люди с ним сталкивались, им открывалась новая, существенная и полезная информация. Может быть, назвать это явление «открытием»?
Ближе, но немного не то. «Открытие» – это когда ты сам что-то открываешь: книгу, дверь, закон природы. А в нашем случае не человек что-то открывает, а человеку что-то открывается, порой даже против его воли. Будто кто-то открывает перед ним невидимую книгу и говорит: «вот – знание, смотри, запоминай».
Когда тебе что-то открывают, это можно назвать «откровением».
Стоит ли искать лучшего названия?
Пусть будет «откровение»: это слово довольно точно отражает суть явления.
Правда, запатентовать это название у нас, увы, не получится.
Мы не первые, кто догадался так его назвать.
«Откровением» это явление было названо в незапамятные времена. Древние греки называли его «апокалипсис», что по-гречески и означает «откровение». Есть такая книга, «Апокалипсис», входящая в состав христианской Библии, которую в русских переводах называют «Откровение». Этой книге без малого две тысячи лет. Русское слово «откровение» – это просто буквальный перевод, или, как говорят лингвисты, «калька» с греческого «апокалипсиса».
В литературе и общественном сознании слово «апокалипсис» сегодня имеет иной смысл. Этим словом обозначают обычно «конец света». Причина тому – та самая книга, «Апокалипсис», в которой описаны картины гибели вселенной, открывшиеся автору книги в результате того явления, которое мы назвали «откровением». Вот из-за этого общественное сознание и связало слово «апокалипсис» с «концом света». Хотя на самом деле содержание откровения этим отнюдь не ограничивается – оно, как мы дальше убедимся, гораздо шире.
Итак, откровение.
Что известно об этом явлении?
Явление это не случайное и не чудесное. Повторяющееся, то есть воспроизводимое. Ощущаемое органами чувств, во всяком случае, тем, кто его переживает. А значит, это «реальность, данная в ощущениях». Не сказать, чтобы оно происходило часто и регулярно, но это такое же реальное явление, как появление кометы или солнечное затмение.
Явление откровения засвидетельствовано многими людьми и зафиксировано в письменных источниках, которые можно назвать «протоколами откровения». Как правило, в них строгим протокольным стилем описывается произошедшее событие, а также излагается содержание открывшегося знания. Стало быть, это явление поддается фиксированию, наблюдению, исследованию.
Оказывается, даже о таком таинственном и «сверхъестественном» явлении, как откровение, уже немало известно!
И это далеко не все.
Люди не просто знали об этом явлении с давних времен. Они всегда весьма высоко его оценивали.
Кого можно назвать самыми известными людьми древности? Чьи имена сохранила для нас память народов?
Мы вряд ли вспомним имена грозных правителей или великих завоевателей времен Будды, Заратуштры или Моисея. Посмотрите в Библии, как звали правителя Египта, из-под власти которого Моисей вывел целый народ? Он назван там просто «фараоном». Даже имени его не сохранилось! А имена тех, кто соприкоснулся с явлением откровения, люди помнят в течение тысячелетий, и будут помнить, пока на земле жив последний человек.
Иисус, Будда, Мухаммад, Заратуштра, Моисей, Лао-цзы, Пифагор и другие очевидцы откровения или «пророки», как их принято называть, занимают особое место в человеческой истории. Они известны как «учители», а их учения, основанные на полученных из Откровения знаниях, легли в основу всех известных религий.
Парадоксально, но факт: несмотря на почтенный возраст «протоколов откровений», их систематическое изучение началось совсем недавно – в последних десятилетиях ХХ века.
Почему так поздно? На это были свои причины. С точки зрения религии сама мысль о возможности подвергнуть «священный текст» какому бы то ни было научному анализу считалась кощунственной, а материалистическая наука расценивала откровение как разновидность болезненного состояния психики, нечто вроде бредового состояния. Соответственно, изучать это явление до недавнего времени было просто некому.
Зато, стоило только взяться за его изучение, как стали выясняться весьма любопытные и неожиданные факты.
Когда показания очевидцев о полученной информации были разъяты на смысловые блоки и сопоставлены между собой, оказалось, что эти блоки во всех показаниях совпадают. Очевидцы рассказывали, хотя и каждый по-своему, одну и ту же «историю»!
Все протоколы откровений содержат один и тот же набор элементов.
Например, все они рассказывают о существовании иной, нематериальной реальности, о Боге, о происхождении физического мира, о грядущем его конце и других, не менее важных вещах.
Каждый, кто пережил явление Откровения, получал одну и ту же информацию!
Известный исследователь в области трансцендентальной психологии Тимоти Лири сформулировал полученные результаты следующим образом: «Когда мудрецы прошлого говорили, это всегда были одни и те же слова. Когда они писали, всегда получалась одна и та же книга. Они всегда передавали нам один и тот же сигнал, повторяемый на разных языках, с использованием метафор времени и исторической эпохи, в которую они жили»10.
Выглядит так, будто кто-то оставлял в сознании очевидцев оттиски одного и того же штампа. Различие между этими оттисками определяется качеством восприятия. В этом нет ничего удивительного: оттиски одной и той же печати на сургуче, бумаге, песке, камне дадут различный результат. Удивляться следовало бы, если бы было иначе. Тем не менее, даже по оттискам плохого качества можно понять, что они оставлены одной и той же печатью.
Конечно, объемы информации, относящиеся к тому или иному элементу, существенно разнятся. В некоторых протоколах отдельные элементы отсутствуют или упоминаются вскользь, другие, напротив, описаны очень подробно. Но в целом все откровения напоминают копии, снятые с одного оригинала – с некоего исходного Откровения (обозначим этот оригинал прописной буквой, чтобы отличать от «частных откровений», являющихся его копиями).
Дальнейшие исследования показали, что Откровение включает в себя не только набор информационных элементов, но и взаимосвязи между ними. Каждый из элементов в свою очередь представляет собой расширяющуюся иерархию информационных единиц разных уровней (законов или «истин»), что делает содержание Откровения практически безграничным.
Это неисчерпаемый источник знаний, в котором содержатся ответы на любые вопросы. Даже на те, которые еще не заданы. Целый океан информации, к которому может подключаться человеческое сознание, и из которого оно черпает знания.
В Откровении содержится даже такая информация, которую вообще невозможно получить в условиях физического мира. Некоторые информационные блоки, содержащиеся в Откровении, описывают реальности иного, нефизического мира, о которых у земного человека просто не могли сформироваться понятия.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют о существовании, наряду с нашим, другого, нефизического, нематериального мира. Об этом свидетельствует как содержание Откровения, так и само существование этого явления.
Существуют два мира – материальный и нематериальный, а Откровение обеспечивает связь между этими мирами.
Откровение это опыт трансценденции – выхода человека за пределы материального мира, проникновения его в иной мир.
Таковы выводы, полученные в результате наблюдений и исследований.
Выводы слишком неожиданные и слишком непривычные, чтобы сходу их признать и им поверить.
Не стоит ничего принимать на веру без проверки и доказательств.
Как проверить достоверность информации, полученной посредством откровений? Имеет ли эта информация действительную ценность? Можно ли руководствоваться на практике тем, что рассказали очевидцы Откровения, как мы пользуемся, например, таблицей умножения или законом Ома?
Есть только два способа убедиться в достоверности этой информации.
Первый способ – самому получить откровение.
Если вы увидите всё собственными глазами (или, точнее, «внутренним» зрением, потому что обычное зрение тут не помощник), то вам не понадобятся какие-то иные доказательства. Разве человеку, сунувшему руку в огонь, нужно разъяснять свойства огня?
Этот способ всем хорош, кроме одного. Откровение – явление редкое. Можно его ждать и не дождаться. Как тогда быть?
А тогда есть другой способ: сверить сведения, зафиксированные в протоколах откровений, с теми знаниями, которые предоставляет современная наука.
Если наука опровергнет Откровение – ну что ж, придется признать, что это всего лишь выдумка или заблуждение, что многие поколения наших предков ошибались, доверяя и придавая такое значение словам очевидцев этого явления.
А если выводы науки совпадут с утверждениями Откровения?
К чему гадать? Просто сделаем это!