Вы здесь

Противодействие коррупции в системе управления народным хозяйством. Глава 1. Коррупция (И. Г. Дахов, 2015)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский Государственный индустриальный университет»

Рецензенты:

Н.С. Столяров, д-р экон. наук, проф., Заслуженный экономист России,

Е.Д. Катульский, д-р экон. наук, проф., Заслуженный деятель науки РФ

Глава 1. Коррупция

1.1. Общая характеристика коррупции

Исторические предпосылки ее возникновения

Коррупция – социальное явление, которое существовало и существует в любом обществе, отличаясь лишь своими масштабами и формами проявления. Коррупция – такое же древнее явление, как и социальный порядок, управляющий жизнью людей, каков бы он ни был этот социальный порядок. Люди давно пытаются осмыслить его, найти причины коррупции и способы ее ограничения.

В принятом Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» в статье 1 законодательно введены основные понятия:

Коррупция: – а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах физического лица.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Большая советская энциклопедия определяет коррупцию, как преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, представляемых ему по должности, в целях личного обогащения.

Юридическая энциклопедия дает классическое определение коррупции – это использование государственными служащими и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения материальных и иных благ и преимуществ, как в личных, так и групповых интересов.

В переводе с латинского слово «коррупция» означает подкуп, порча, упадок. Греческое слово «коррупция» определяется как «порча», причем изначальный ее смысл – это порча воды, расстройство желудка вследствие принятия недоброкачественной пищи. В античной Греции это понятие имело и социальный смысл – упадок нравов, расстройство порядка. В древнем Риме под коррупцией понимался подкуп судьи.

Фактически первую антикоррупционную заповедь дал сам Господь через Моисея, который записал то, что услышал с неба: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8). Понятно, что данное предупреждение (а для верующих людей – прямой запрет) обобщает предшествующий опыт столкновения людей с коррупцией. Цитата интересна и другим: она сосредотачивает внимание на мерах предотвращения коррупции, на ее условиях, на социальных явлениях, связанных с ней. Здесь, в частности, речь идет о том, что, приняв дар, чиновник может оказаться в условиях так называемого конфликта интересов (стать слепым и начать совершать не правое дело).

Коррупция в Древнем Риме достигла масштабов, достойных великой империи. Взятка рассматривалась как простейший и вполне нормальный способ «смазать машину», то есть заставить государственный механизм поработать в интересах раскошелившегося. Сильные лидеры вроде Юлия Цезаря понимали, что бороться с коррупцией жизненно необходимо, но чрезвычайно сложно. Цезарь запретил наместникам в провинциях принимать золотые венки от восторженного населения. Римляне избирали своих должностных лиц на один год без права повторного выдвижения. Правда, отработавших, по нынешним меркам, этот ничтожный срок, на улицу не выталкивали, а находили им какое-нибудь приличное занятие. Фактически в то время в Римской империи существовало что-то вроде покупки и продажи должностей. Если деньги были, как сейчас говорят, «занесены», а должность не предоставлена или предоставлена, а потом отобрана, римлянин имел право вчинять судебные иски на возмещение материальных и моральных убытков.

Великий китайский реформатор Ванг Анши (1021–1086 г.г.) в своих усилиях по ограничению коррупции называл два воспроизводящихся источника коррупции: «плохие законы и плохие люди». Он писал: «Но что я хочу теперь особенно подчеркнуть, это то, что история доказывает невозможность обеспечения должного управления, если полагаться только на власть закона, предназначенного для контроля должных лиц, если последние не являются людьми, соответствующими их работе. Подобным образом тщетно ожидать эффективного управления, если, располагая правильными людьми на правильных позициях, вы ограничиваете их многочисленными мелкими изнуряющими ограничениями». Мы видим, что тысячу лет назад умные люди понимали – далеко не все определяется законами и инструкциями.

Сегодняшнее положение с взяточничеством в России имеет исторические предпосылки, оно уходит своими корнями в далекое прошлое. Коррупция на Руси считалась делом обыденным. Зарождение «легальной» коррупции относится к X–X1 вв. Тогда по примеру Византии возникает институт «кормления» – древнерусский институт направления главой княжества провинции своих представителей (воевод, наместников) без денежного вознаграждения. Предполагалось, что население региона будет «кормить» наместника. Наместник обладал огромными полномочиями, и население не скупилось ему на подношения. «Откормленные» воеводы возвращались в столицу – Москву. Они везли с собой накопленное «добро», «подарки», «излишки» которых изымались еще при въезде в «златоглавую» в пользу казны. Так возникала круговая порука взяточников провинциальных и столичных. Чиновники высокого ранга, назначаемые верховной властью, также за труды свои зарплаты не получали и официально жили кормлением, т. е. подношениями местного населения. Кормление было официально отменено в 1556 году, чиновников перевели на жалованье, но традиция и привычка жить и богатеть за счет подданных фактически сохранилась надолго и, возможно, до настоящего времени.

Не одолел коррупцию и Петр I, который считал борьбу с ней наиважнейшим делом, поскольку она разрушала изнутри его любимое детище – «регулярное государство». Не помогло принятие специальных законов: «О воспрещении взяток и посулов»; «О наказании за взятки и лихоимство»; «О наказании хищников за взятки лишением имения и живота». Есть исторический пример. Глава тайной полиции, учрежденной Петром I, оберфискал Алексей Нестеров написал царю в отношении проделок сибирского генерал-губернатора Матвея Гагарина: «Проведал я в подлиннике, что князь Гагарин свои и других честных людей товары пропускает в Китай под видом государевых с особенными, от него назначенными купчинами, отчего сам, так и эти его приятели получают превеликое богатство». Мало того, Гагарин просто грабил китайские караваны, однако президент Ревизион – коллегии князь Яков Долгоруков, слывший неподкупным, покрывал его за взятки. Брал деньгами, лошадьми, строительными материалами и железом. После многочисленных интриг и дознания с пристрастием Гагарин сознался во всех смертных грехах. Петр приказал его повесить.

Поистине «золотым» для российской коррупции стал XVIII век. По размаху с ней в это время могло сравниться только прямое казнокрадство.

Приводится исторический пример. Отчаявшись безысходностью борьбы с лихоимством, Николай 1 предпринял попытку отыскать в своем государстве губернатора, не берущего взятки. К великому изумлению венценосного социолога таковых оказалось всего двое: губернатор Ровно Радищев и Киевский – Фундуклей. Николай I, посмотрев гоголевского «Ревизора», признал: «Всем досталось, а мне больше всех!» Другое его высказывание звучит как формула и актуально ныне: «Россией правят столоначальники».

Наш соотечественник ученый П.А. Берлин, живший в начале XX века, писал: «В стране с отсталым политическим строем, с отсталым законодательством взятка сплошь и рядом выступала «в конституционной» роли». Кроме того Берлин описывал явление социального взаимодействия между политической властью и бюрократией: «Стремясь привязать к себе чиновничество крепкими узами, правительство сквозь пальцы смотрит на обогащение с помощью взяток и обмана казны. Оно знало, что если чиновники-взяточники и обманывают, и разоряют казну, то, с другой стороны, в политическом отношении они всегда являются наиболее угодливым элементом». Набиравшее силу дореволюционное предпринимательство по рукам и ногам было сковано коррумпированными чиновниками. Коррупция стала мощным тормозом на пути прогресса, развития рыночных отношений.

Неспособность государственного аппарата управлять страной в начале ХХ века, привело ее к грани социального взрыва, и стала одним из существенных факторов, приведших к революции 1917 года.

В.И. Ленин и его соратники, возглавившие первое в мире советское социалистическое государство, были просто напуганы масштабами нашествия нового коммунистического чиновничества. В условиях развала экономики, распределять и перераспределять государственное достояние весьма прибыльное дело. Только за первые 10 лет советской власти численность бюрократического аппарата увеличились с одного до четырех миллионов человек. Рождалась новая советская номенклатура. Что-то похожее происходит и в современной России.

Во время правления Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, К.У. Черненко и особенно М.С. Горбачева номенклатура захватила все ступени власти не только в экономике, но и в общественно-политической жизни народа, не признавая контроля над собой. В последние годы советской власти фактически формируется легализованная система взяток снизу доверху. Появилась новая форма отечественной коррупции – сращивание госаппарата с преступным миром, что придало власти черты классической мафии. Фактически советская номенклатура в последние годы стала продуцировать мафиозные структуры, которые неслыханно окрепли и легализировались после распада СССР. Сейчас коррупция стала, к сожалению, нормой, теперь мы имеем то, что имеем.

Как видим, попытки рационального осмысления коррупции и борьбы с ней весьма стары.

Возможно, ли реально противодействовать коррупции, введя этот процесс в системные рамки, или может быть надо говорить только о снижении крайне негативного эффекта от коррупции для государства и общества.

Можно считать, что в условиях современной России начало борьбы с коррупцией относится к 2000 году.

В феврале 2000 года, в период проведения президентской предвыборной кампании, в ответ на вопрос «как Вы собираетесь бороться с коррупцией?» В.В. Путин заявил: «Здесь может быть только одно лекарство – единообразное понимание законов и последовательная борьба за их исполнение. Последовательная, жесткая и настойчивая. Никакого своеобразия, никакого особого подхода к этому быть не может. Нужна просто настойчивая, последовательная и принципиальная борьба с коррупцией. Должен сказать, что это одна из составных важнейших задач государства в направлении того, чтобы сделать нашу страну экономически привлекательной и политически развитой. Без борьбы с коррупцией никакого прогресса в сфере экономики невозможно, его не будет. И поэтому это была и остается одной из приоритетнейших задач государства».

В марте 2000 года, касаясь темы коррупции, Путин заявил, что «мы будем напряженно и настойчиво работать в плане борьбы с коррупцией». По его мнению, «прежде всего государство должно преодолеть слабость и неэффективность своего аппарата во всем, что касается защиты прав собственности, прав инвесторов, прав кредитора». Путин сказал, что «мы будем настойчиво двигаться в этом направлении».

22 июня 2000 года, после избрания Президентом Российской Федерации, В.В. Путин заявил, что «коррупция разъедает страну».

27 октября 2003 года Путин заявил: «В некоторых странах созданы системы по борьбе с коррупцией. Считаю целесообразным сделать то же самое и у нас. Прошу Правительство и дам соответствующие поручения администрации Президента разработать в течение двух недель соответствующие предложения».

24 ноября 2003 года В.В. Путин подписал указ об образовании Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Как отмечается в тексте указа, Совет образован «в целях совершенствования государственной политики по противодействию коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, устранения причин и условий, порождающих коррупцию, искоренения злоупотреблений и пресечения преступлений с использованием должностного положения, обеспечения соблюдения норм служебной этики государственными служащими, создания благоприятных условий для развития экономики страны». Путин также своим указом постановил утвердить прилагаемое Положение о Совете при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. В день подписания указа на встрече с членами правительства Путин попросил «администрацию президента сделать все необходимое, чтобы наладить работу этой структуры». В Совет входят премьер, главы Совета Федерации и Госдумы, главы Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Согласно положению о Совете, подписанном Путиным, при Совете были созданы две комиссии – по противодействию коррупции и по разрешению конфликта интересов.

Комиссия по противодействию коррупции создается для «подготовки предложений по предупреждению и пресечению коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления». Задачи комиссии – «анализ деятельности» органов власти для «выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции», «анализ федеральных законов в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции». Комиссия будет готовить предложения по совершенствованию «правовых, экономических и организационных механизмов» функционирования органов власти для «устранения причин и условий» для коррупции. Комиссия может разрабатывать проекты законов. Кроме того, новый орган займется подготовкой предложений по «совершенствованию правоохранительной деятельности государства в целях предупреждения и пресечения должностных преступлений и иных злоупотреблений властью, в том числе в правоохранительных органах». Также комиссия будет разрабатывать меры «по усилению общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о государственной и муниципальной службе», готовить предложения по сотрудничеству с другими странами и международными организациями, разрабатывать меры «по предотвращению действий» органов власти и их должностных лиц, направленных «на ограничение или устранение конкуренции на рынке товаров и услуг». Предложения комиссии должны направляться в Совет по борьбе с коррупцией.

Комиссия по разрешению конфликта интересов создается для «рассмотрения вопросов, связанных с урегулированием ситуаций, когда личная заинтересованность лиц, замещающих государственные должности РФ (кроме Военнослужащих), и государственных гражданских служащих, назначаемых на должность и освобождаемых от должности президентом

РФ и правительством, влияет или может повлиять на объективное исполнение ими должностных обязанностей». В задачи комиссии входит «урегулирование конфликта интересов, способного нанести вред законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ». Комиссия будет осуществлять «методическое руководство комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, образуемыми государственными органами». Комиссия также должно подготовить предложения по проекту положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов. Основанием для рассмотрения комиссия является «наличие конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей» или «совершение поступков, умаляющих авторитет государственной власти или вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности соответствующего лица при исполнении им должностных обязанностей». Комиссия не будет рассматривать «сообщения о преступлениях и правонарушениях, проводить проверки по фактам нарушения служебной дисциплины». При возможном возникновении конфликта интересов у самих членов комиссии они обязаны до начала заседания заявить об этом. В таком случае этот член комиссии не будет принимать участия в рассмотрении вопросов, по которым у него возник конфликт интересов. Решения комиссия носят рекомендательный характер, но в случае необходимости они могут быть направлены президенту и премьер-министру. Решения Совета по борьбе с коррупцией при необходимости оформляются «в виде проекта указа, распоряжения или поручения Президента РФ».

12 января 2004 года состоялось первое заседание Совета при президенте РФ по борьбе с коррупцией. Путин на заседании заявил, что главная задача Совета как консультативного органа – это выявление причин и условий распространения коррупции и на этой базе – выработка системной антикоррупционной политики, политики, отраженной как в действующем законодательстве, так и в организации правоприменительной работы. Путин акцентировал внимание на следующем: «Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия „коррупция“ и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях». По мнению Путина, корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти. Путин сказал, что «власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они, к сожалению, не дали». Путин заявил, что масштабы этого явления будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии и цивилизованный рынок, а органы власти станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с её причинами.

На заседании Путин обозначил главные, по его мнению, приоритеты в борьбе с коррупцией:

Во-первых, необходимо наладить постоянную и системную аниткоррупционную экспертизу законодательства. Как в уже действующих законах, так и на стадии их подготовки следует выявлять положения, ведущие к злоупотреблениям и самой возможности коррупции. Надо избавить правовое поле от пустых деклараций, от норм двойного толкования и внутренних противоречий. В законах должны оставаться только ясные и реалистичные требования, а также прописаны четкие механизмы их применения.

Во-вторых, Совету предстоит подключиться к работе по анализу деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Уже создана соответствующая комиссия, результаты которой должны повлиять не только на ход административной реформы, но и на определение антикоррупционной составляющей государственной политики. Исполнение любых административных процедур должно быть максимально прозрачным: органам власти надо навсегда расстаться с традициями решения государственных и муниципальных задач вне бюджетного и налогового законодательства. А бюджет и установленные законом внебюджетные фонды обязаны стать для власти единственной формой образования и распространения денежных средств.

Третье направление деятельности – это оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация прав и обязанностей чиновников и связанная с этим задача: создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе. Надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, по сути, для налогоплательщиков, оплачивающих из своего кармана услуги государственного аппарата. Не нужно стесняться повышать материальное благосостояние, повышать заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу. Совету предстоит образовать рабочие комиссии из специалистов, знающих эту проблематику и имеющих высокий авторитет в профессиональной и общественной среде. Совет должен обладать объективной информацией о масштабах коррупции, знать, в каких областях она наиболее укоренилась, оперировать в работе понятными правовыми критериями и оценками. Мы обязаны дать точную квалификацию самого понятия «коррупция» и понимать, что способствует ее распространению уже в сегодняшних, современных условиях.

В качестве ещё одной задачи Совета Путин обозначил разработку эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью. По мнению Путина, чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. Путин сказал, что эту тему уже не раз поднимали, но эффективно работающих механизмов контроля пока не создано.

По инициативе Президента РФ были приняты решения по ратификации Международных Конвенций по борьбе с коррупцией.

В конце 2003 года Путин подписал распоряжение «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

В декабре 2005 года Путин внёс в Госдуму на ратификацию Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Эта конвенция была подписана от имени РФ в городе Мерида (Мексика) 9 декабря 2003 года. Текст Конвенции разработан учрежденным Генеральной Ассамблеей ООН в этих целях Специальным комитетом, в работе которого активно участвовала сформированная правительством РФ межведомственная делегация. В Конвенции получили дальнейшее развитие положения Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована Россией федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 26-ФЗ и которая вступила в силу для РФ 25 июня 2004 года. В основу Конвенции положен комплексный подход, отражающий сложную социальноправовую природу коррупции, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим злом.

В марте 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Эта конвенция создает комплексную правовую основу для практического взаимодействия правоохранительных органов различных государств в деле выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений коррупционного характера, затрагивающих юрисдикцию и интересы двух и более государств, возвращения средств, полученных преступным путем, в страну происхождения, а также содержит ряд стандартов по предупреждению коррупции и борьбе с ней.

2 июля 2006 года Путин внёс на ратификацию в Госдуму европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была разработана в рамках Совета Европы и подписана от имени Российской Федерации в Страсбурге 27 января 1999 года. По состоянию на 23 марта 2006 года участниками Конвенции являлись 32 государства, а подписали, но пока не ратифицировали Конвенцию ещё 15 государств.

Ратификация Конвенции будет способствовать совершенствованию правовой основы противодействия коррупции в Российской Федерации, а также международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство.

26 июля 2006 года Путин подписал федеральный закон «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

5 февраля 2007 года Путин подписал указ о создании Межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в национальном законодательстве положений антикоррупционных конвенций. Конкретно в российских законах должны быть отражены положения Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

3 февраля 2007 года президентским указом Путина указ о создании Совета по борьбе с коррупцией был признан утратившим силу. Тем самым Совет был распущен.

В феврале 2007 года Путин подписал указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по борьбе с коррупцией.

Сразу после избрания Президентом страны в интервью британской газете «Файнэншл таймс» 21 марта 2008 года Д.А. Медведев сказал: «Необходимо подготовить план по борьбе с коррупцией в стране. Он должен включать в себя как минимум три раздела.

Первое – это законодательные изменения в области уголовного права и процессы, связанные как с нашими международными обязательствами, так и с ткущей ситуацией в стране. Это, наверное, не самое сложное. Коррупцию невозможно задушить изменением законов.

Второе, гораздо более сложная вещь, – это, именно, создание антикоррупционных стимулов. А вот это зависит от очень значительных параметров: от общего уровня жизни в стране, уровня зарплаты, от того, насколько, безусловно, и жестко применяются законы в отношении тех, кто нарушает закон, в отношении, так называемых коррупционеров, тех, кто берет взятки, совершает другие коррупционные действия.

Наконец, может быть, самая высшая форма такой мотивации, когда для лица, которое собирается совершить какое-то преступление, получить взятку и так далее, становится очевидным, что этого не следует делать, потому что это разрушит всю его жизнь. Когда брать взятку не просто страшно, а неприемлемо по другим соображениям: неприлично и может разрушить его будущую жизнь, карьеру, уничтожить пенсию и так далее.

Именно это останавливает полицейских, других государственных служащих от того, чтобы совершать подобные действия в других странах.

И третья, последняя вещь, – это именно то, о чем я говорил, – изменение правосознания, изменение мышления людей. Таким образом, это законы, система стимулирования и общее улучшение экономического климата в стране, и формирование современного правосознания».

25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции».

В статье «Россия вперед» и ежегодном послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию в 2009 году, коррупция названа одним из главных барьеров на пути нашего развития. Борьба с ней, – подчеркнул он, – должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым проявлениям этого социального зла.

Коррупция существует во всех странах независимо от уровня их развития. Наиболее благополучны те государства, где антикорруционная культура общества поддерживается всем набором мер – от морально-нравственных до силовых и карательных. «Общепризнанно, – подчеркивает Д. А. Медведев, – что коррупция является одним из самых существенных препятствий для экономического роста и развития. Это, конечно, и международная проблема – проблема каждой отдельной страны. Среди причин высокой степени коррупции в нашей стране – и несовершенство политических институтов, и непрофессионализм наших бюрократов и, с другой стороны, просто непонимание и незнание, нежелание знать зачастую законы со стороны населения. И здесь государству и гражданскому обществу нужно вести работу с самыми разными социальными группами».

Сразу после избрания Президентом РФ, в июле 2012 года Путин утвердил состав совета при президенте России по противодействию коррупции. Возглавил совет сам Путин. Также в состав совета вошли глава СКР Александр Бастрыкин, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, директор ФСБ России Александр Бортников, помощник президента Лариса Брычева, вице-спикер Госдумы Юрий Воробьев, глава Конституционного суда Валерий Зорькин и глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Кроме того, место в совете получили глава администрации президента Сергей Иванов, глава МВД Владимир Колокольцев, министр юстиции Александр Коновалов, председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Эльвира Набиулина, мэр Москвы Сергей Собянин, министр труда Максим Топилин, глава Счетной палаты Сергей Степашин, генпрокурор Юрий Чайка, директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин и другие.

Выступая 12 декабря 2012 года с Посланием Федеральному Собранию, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что наступление на коррупцию будет продолжено. Он пообещал «твердо и последовательно» проводить политику очищения и обновления власти и отметил, что чиновник на государственной службе должен быть готов к строгому общественному контролю. Одну из мер, призванных способствовать этому назвал Президент – ограничение для чиновников на зарубежные счета, ценные бумаги и акции.

«Какое доверие может быть к чиновнику или политику, который говорит громкие слова о благе России, а свои средства, денежки старается вывести за границу?» – сказал Президент в Послании. Он попросил поддержать законодательные предложения об ограничениях для госслужащих в этой сфере, а ограничения должны касаться «всех должностных лиц, принимающих ключевые решения»: и первых лиц государства, и правительства, и администрации президента, их близких родственников, и членов обеих палат парламента.

В декабре 2013 года своим Указом Президент Российской Федерации В.В. Путин создал в структуре Администрации Президента управление президента по вопросам противодействия коррупции. Управление по борьбе с коррупцией должно участвовать в подготовке антикоррупционных законопроектов, профильных распоряжений и поручений Президента. Главное – управлению поручено проверять «достоверность и полноту сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения, либо гражданами, претендующими на замещение этих должностей». Все проверенные сведения могут стать достоянием общественности. Они вправе касаться любого чиновника, даже первого уровня, министерств, ведомств, чиновников прокуратуры и Следственного комитета, соблюдения государственными и муниципальными служащими антикоррупционного законодательства. Управление по борьбе с коррупцией создано на базе Управления государственной службы и кадров Администрации Президента.

(Приложение Указ Президента № 878 от 03.12.13)

В России коррупция – это и историческое наследие советского общества, и феномен, характерный для переходной экономики, который появился как побочный продукт рыночных реформ.

По данным исследования Международного центра Transparency International (Трансперенси Интернешнл), по Индексу Восприятия Коррупции (ИВК), который учитывает состояние дел в госсекторе и измеряется в баллах. Наивысший уровень – 0, наименьший – 10.

В 2005 г. Россия занимала 126 место в мире, в 2006 г. 121 место, в 2007 году Россия находилась на 143 месте в мире. В данном рейтинге 1 место занимает Дания, Финляндия, и Новая Зеландия, с уровнем баллов -9,3, на последнем 179 месте находится Сомали. В 2009 году Россию поставили на 146 место из 177 возможных мест с уровнем баллов – 2,1 – по соседству с Камеруном, Эквадором, Кенией и Зимбабве, Украиной и Таджикистаном. По итогам 2010 года Россия находилась на 154 месте. По итогам 2012 года Россия вышла на 133 место, в 2013 году занимает 127 место, в 2014 – 126 в этом международном рейтинге. На одной строчке с нами сейчас Никарагуа, Пакистан и Мали.

В России зафиксирован один из самых высоких уровней коррумпированности в государственном секторе за последние восемь лет. На последних местах рейтинга – Сомали, Северная Корея и Афганистан. Такой вывод делает Центр, основываясь на ежегодном исследовании индекса восприятия коррупции в 177 странах. Специалисты делают выводы, что деятельность профильных органов по противодействию коррупции не соответствуют масштабам распространенности данного явления.

Коррупцию следует рассматривать как криминологическое и социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Кирилл Кабанов глава Национального антикоррупционного комитета пишет, что коррупция сама по себе – это не разовая взятка. Это бизнес, выстроенный, многоуровневый, особенно в бюджетной сфере и управлении государственным имуществом. Бизнес этот затевается с целью получения коррупционной ренты. И все стороны в нем – и представители легального бизнеса, и чиновники – лица заинтересованные.

Коррупция является проявлением негативных нравственных качеств людей, корыстолюбивых и властолюбивых, злоупотребляющих своим служебным положением, равнодушных к нуждам других людей. Негативные нравственные качества влекут за собой целый букет экономических болезней – преступность, коррупцию, глубокое социальное неравенство, сильное расслоение и криминализация общества, миллионы нищих и беспризорных на фоне сытых и богатых людей.

Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию, подрывает демократические и моральные устои общества.

В самых общих чертах коррупцию в уголовно-правовом смысле можно определить как противоправную, осуществляемую вопреки интересам государства и общества, виновную деятельность публичных должностных лиц, носящую характер подкупа-продажи. Эта деятельность совершается лично или через посредников путем незаконного испрашивания, получения либо предоставления имущества, благ, услуг, а равно путем злоупотребления или превышения власти, полномочий, корыстно использующегося служебного положения, имеющегося статуса, возможностей и направленная на достижение личных, групповых или корпоративных интересов.

Коррупция одна из основных угроз международной безопасности и стабильности. Для России это еще и фактор национальной стагнации экономики, сохранения социального неравенства; она разлагает моральные принципы и сознание российского общества, порождает чувство бессилия и безысходности, недоверия к правительству и равнодушия к будущему. Коррупция как системное явление не ограничивается злоупотреблениями отдельного чиновника в связи с использованием им государственных функций в личных корыстных целях. Это система, при которой существуют условия для подобных злоупотреблений.

Ее масштабы и глубина проникновения во все поры общественного и государственного организма таковы, что тема борьбы с коррупцией перешла сегодня в разряд важнейших стратегических задач. Их решение требует системного и комплексного подходов, объединения усилий институтов государства и общества, ежедневной кропотливой и целенаправленной работы по формированию антикоррупционной политики как самостоятельного направления осуществления внутренней политики российского государства.

К сожалению, следует отметить, что борьба с коррупцией в нашей стране системно не велась. Свидетельство этому принятие законов о противодействии коррупции, о регулировании государственного и муниципального финансового контроля затянулось на многие годы. В Российской Федерации трижды – в 1993, 1995 и 2002 годах разрабатывались проекты федеральных законов, направленные на борьбу с коррупцией, имеющие различное наименование, целью принятия, которых, являлось создание законодательных механизмов противодействия коррупции, но по разным причинам до 2008 года, они так и не были приняты.

Коррупционные проявления больше происходят в период перехода от плановой экономики к рыночной – это самый благоприятный период для процветания коррупции.

К примеру, за 30 лет реформ в Китае к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около 1 миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. С 2000 года расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10 – 20 лет заключения. По мнению китайских ученых отставание политических реформ от экономических позволяет чиновникам скрывать от общественного контроля управление госимуществом и природными ресурсами. Это помогает им превращать народное богатство в личную собственность.

Негативным побочным явлением считают ученые, стал процесс «капитализации власти», то есть превращение служебного положения в капитал, приносящий дивиденды. За мзду чиновники оказывают предпринимателям услуги, но решительно избегают попадать к ним в зависимость. Необходимо жестко пресекать попытки превратить власть в товар, который можно купить. Китайцы говорят, что «партия никогда не позволит, чтобы хвост управлял собакой». Дэн Сяопин в отношении преступников говорил: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». В конце 2010 года в КНР обнародована Белая книга «Усилия Китая по борьбе с коррупцией и формированию неподкупного партийного и правительственного аппарата». В книге подчеркивается, что более важной задачи на нынешнем этапе реформ не существует.

Вот уже много лет Россия стоит в ряду стран с неблагополучным положением дел с коррупцией.

По данным Генеральной прокуратуры в 2010 году было зарегистрировано свыше 38 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Сумма ущерба, в причинении которого в 2010 году было предъявлено обвинение по всем уголовным делам о коррупционных преступлениях, превышает 12 миллиардов рублей.

В мае 2011 года на «круглом столе» в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации отмечалось, что чаще всего на скамью подсудимых за получение взятки попадают врачи (25 процентов), за ними следуют мелкие государственные и муниципальные служащие (14 процентов) и сотрудники МВД (11 процентов). Но все они были пойманы на небольших суммах – от 500 до 10000 рублей. Однако средний размер взятки, по данным МВД, увеличился в 2010 году с 23 тысяч до 61 тысячи рублей. В 2011 году средний размер взятки и коммерческого подкупа составил уже 236 тысяч рублей. Реальный срок за взятки в 2010 году получили 25 процентов преступников, условный – 65. 35 человек осуждены за получение взятки в размере одного миллиона рублей. По данным МВД в 2011 году за коррупционные преступления были привлечены к ответственности 13 действующих и бывших региональных министров и их заместителей, 4 действующих и бывших заместителя губернатора, 4 депутата законодательных собраний и 17 должностных лиц госучреждений.

В феврале 2013 года Генеральный Прокурор РФ Ю. Я. Чайка, выступая в Государственной Думе, обнародовал такие цифры. В 2010 году зафиксировано «свыше 49 тысяч посягательств, что почти на четверть превысило уровень 2011 года». Среди осужденных за коррупцию 889 служащих органов государственной власти и местного самоуправления, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов. На этом же заседании Государственной Думы Руководитель Следственного комитета России А. Бастрыкин, сообщил, что в 2012 году выявлено 10 тысяч фактов по взяточничеству, возбуждено свыше 20 тысяч дел «коррупционной направленности». Среди привлеченных к ответственности «свыше 800 лиц особого правового статуса». В их числе около 600 депутатов и выборных глав муниципальных образований, 19 депутатов региональных законодательных собраний, 29 членов избиркомов, 6 судей и 100 следователей. Из них 15 следователей Следственного комитета России, с сожалением признал Бастрыкин.

В последние несколько лет меры государственного реагирования на преступления коррупционного характера привлекают повышенное общественное внимание.

Вместе с тем, Верховный суд Российской Федерации (Российская газета от 21.02.2013 г.) обращает внимание на то, что цифры о десятках раскрытых коррупционных преступлений не сопоставимы с данными судебной статистики. За последние четыре года количество лиц, осужденных в целом за коррупционные преступления, неизменно сокращается. В 2009 году их было 10700, в 2010 – 10 тысяч, в 2011 – 7,5 тысяч, в 2012 -5,5 тысяч. Аналогичным образом сокращалось и число сужденных: за получение взятки с 1800 человек в 2009 году до 1300 в 2012 году, а за дачу взятки с 3600 до 2000 осужденных соответственно. Можно уверенно утверждать о наметившейся тенденции к сокращению числа таких осужденных. Просматривается также увеличение коррупционных дел должностных лиц федерального и регионального уровней.

30 октября 2013 года Совет при Президенте по противодействию коррупции рассмотрел вопросы реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, эффективности принятых в последнее время законодательных и административных мер.

Выступая на заседании Совета, В.В. Путин подчеркнул, «что в стране необходимо создать атмосферу нетерпимости к коррупции. Необходимо выстроить надежную систему обратной связи между обществом и государством, чтобы каждый сигнал о коррупционных проявлениях получал адекватную реакции. Только за первое полугодие 2013 года выявлено 29,5 тысяч преступлений коррупционной направленности. Число привлеченных к ответственности взяточников выросло на 32 процента, осуждено 692. Однако подчеркнул Президент, что только 8 процентов осужденных взяточников за коррупцию приговорены к реальным срокам и сели в тюрьму, остальные привлечены к различным штрафам, которые не платят, ищут и находят всякие лазейки. Судами вынесено штрафов на 20 млрд. рублей, внесено – 20 млн. рублей».

Следует также отметить стремительный рост в последние годы преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц. Масштаб этого явления позволяет говорить о том, что в России сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц. Это явление представляет реальную угрозу экономической безопасности. Преступность юридических лиц связана с такими опасными социальными явлениями, как корпоративная коррупция, корпоративная экологическая преступность, финансирование терроризма и организованной преступности. Действующее российское законодательство в отношении ответственности юридических лиц не позволяет вести борьбу с этим опасным явлением. Несоответствие административно-правового воздействия в отношении юридических лиц, причастных к преступлению, требованиям международных конвенций о противодействии коррупции признало ГРЕКО (группа государств по борьбе с коррупцией), указав на неисполнение Российской Федерацией рекомендации о введении уголовной ответственности юридических лиц. В 2012 году приняты поправки в действующее законодательство, позволяющие вводить институт мер уголовно-правового характера в отношении юридических климата. А он, в том числе, складывается из надёжных гарантий защиты прав собственности. Необходимо использовать все факторы, чтобы обеспечить стабильное развитие и выйти на траекторию роста. Ключевое значение здесь имеет пресечение рейдерства, то есть, попыток криминального завладения собственностью, акциями и активами предприятий.

Выступая 4 марта 2015 года на расширенном заседании коллегии МВД РФ, В.В. Путин сказал: «Экономика должна работать по законам честной конкуренции. Коррупция, уход от налогов, использование других криминальных и полукриминальных схем деформируют деловую среду, лишают добросовестных бизнесменов стимулов к развитию. Защищая экономику от криминала, сотрудники МВД сами не должны переступать закон, злоупотребляя своими контрольными и процессуальными полномочиями, вторгаться в нормальную работу предприятий, тем более втягиваться в корпоративные конфликты, в споры хозяйствующих субъектов. Наказания за подобные действия должны быть жёсткими и неотвратимыми – от кадровых до судебных решений. Хочу ещё раз подчеркнуть: курс на очищение всех структур государственной власти, в том числе и Министерства внутренних дел, будет последовательным и твёрдым. Статистика свидетельствует, что в результате принимаемых мер, – подчеркнул Президент, – у нас наметилась тенденция к снижению уровня коррупции. Но факты говорят и о том, что проблема ещё далеко не решена, в том числе и в самой системе МВД. Так, в прошлом году около тысячи сотрудников нарушили нормы антикоррупционного законодательства. Некоторые из них уволены в связи с утратой доверия. Подчеркну: подразделения МВД располагают всеми необходимыми полномочиями для эффективной борьбы с коррупцией. Независимо от занимаемых должностей и прежних заслуг надо последовательно вести работу по очищению рядов. Вы знаете, серьёзная проблема для экономики – коррупционное давление со стороны правоохранительной сферы. Нельзя этого не замечать. В прошлом году в суды передано свыше 11 тысяч уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Вместе с тем по-прежнему значительная часть из них – это взятки в размере 500-1000 рублей. Рассмотрение в судах дел о коррупционных преступлениях, совершённых в крупных и особо крупных размерах или организованными группами, встречаются пока редко, как будто их и нет совсем. Необходимо последовательно решать и другие задачи, которые определены для МВД в Национальном плане противодействия коррупции, в том числе совершенствовать систему предупреждения этого вида преступлений».

Чтобы успешно бороться с коррупцией, все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Предлагаются законодательно рассмотреть вопросы введения смертной казни за взятки в особо крупных размерах, полную конфискацию имущества мздоимца и членов его семьи, в обязательном порядке проверять налоговые платежи чиновников и их ближайших родственников, соотносить их годовые расходы с доходом. Необходимо законодательно закрепить декларирование госслужащими не только доходов, но и расходов, а также источников их происхождения.

В беседе с работниками Счетной палаты Российской Федерации о состоянии современного общества в январе 2010 года, святейший патриарх Кирилл сравнил беззаконие и коррупцию с болезнью. Святейший видит в коррупции причину экономических проблем России и призывает бороться с ней не только законодательными, но и духовными средствами. «Для меня слова «коррупция» и «криминал» – это почти синонимы. И там и там – благополучие за счет других» – сказал Патриарх, выступая перед коллективом контрольного ведомства страны.

В предвыборной статье в газете «Коммерсант» 6 февраля 2012 года в то время кандидат в Президенты Российской Федерации В.В. Путин в статье «Демократия и качество государства» пишет: «Мы должны победить коррупцию. Борьба с коррупцией должна стать подлинно общенациональным делом, а не предметом политических спекуляций, полем для популизма, политической эксплуатации, кампанейщины и вброса примитивных решений – например, призывов к массовым репрессиям. Для победы над системной коррупцией нужно разделить не только власть и собственность, но исполнительную власть и контроль над ней. Политическую ответственность за борьбу с коррупцией должны совместно нести и власть, и оппозиция… Мы предлагаем внедрить новые принципы в кадровой политике – в системе отбора чиновников, их ротации, их вознаграждения. В итоге мы должны добиться, чтобы репутационные, финансовые, материальные и другие риски делали бы коррупцию не выгодной. Думаю – общество, СМИ обязаны восстановить справедливость в отношении честных государственных работников. Фокус общественного внимания должен сосредоточиться на доказательных обвинениях в коррупции… Переход от слов к делу в борьбе с «большой» коррупцией поможет преодолеть коррупцию и в тех сферах, с которыми граждане встречаются в своей повседневной жизни – в полиции, в управлении жилищным фондом и ЖКХ, медицине и образовании».

1.2. Виды коррупции и формы ее проявления

По своей направленности коррупцию можно разделить условно на три специфических вида.

Первый вид – экономическая коррупция. Это незаконные аспекты лоббистской деятельности, взятка, подкуп чиновников с целью принятия выгодных экономических решений, незаконное отмывание денег, конфликт интересов у чиновников, должностной подлог, нарушения кодекса поведения чиновников, подкуп администраций органов местного самоуправления

Второй вид – политическая коррупция. Сущность ее состоит в том, что высшие руководители – сотрудники государственного аппарата, хотя прямо и не нарушают законы, однако вступают в противоречие с нормами нравственности и морали. Принимаются политико-административные решения за вознаграждения, незаконное финансирование партий, коррупция в избирательном процессе.

Третий вид – это коррупция, основанная на насилии и криминале. Этот вид коррупции основан на постепенном втягивании в преступную деятельность должностных лиц методами угроз, шантажа и т. п.

Рассмотрим шире виды коррупции:

1. Экономическая коррупция. Основная масса злоупотреблений связана с использованием полномочий в области контроля и распределения финансовых потоков. Подобный вид коррупции называют также «коррупционными услугами» в широком смысле. Происходит «продажа» властного ресурса, а также использование властного ресурса в целях присвоения иных государственных ресурсов.

Рассматриваемый вид коррупции приводит к подрыву конкуренции, к торможению рыночного прогресса, к возрастанию издержек бизнеса, к снижению инвестиционных рейтингов и т. п. В этом типе коррупции также рассматриваются коррупционные проявления в частном секторе, то есть во взаимосвязи бизнес – бизнес

2. Коррупция элитарная: девиантное поведение политической элиты, использующей ресурсы общества и государства в целях корыстного обогащения; верхушечная – обусловленная коррупционными интересами деятельность высших должностных лиц государства, сопряженная с принятием социально значимых решений – лоббирование при принятии законов, государственных заказов, политических решений и пр.; низовая – коррупционное поведение должностных лиц местного значения при обслуживании населения.

3. Коррупция : – система подкупа нижестоящими должностными лицами вышестоящих в пределах одного государственного органа или управленческой структуры; – коррупционные отношения чиновников одного уровня разных ведомств, не связанных между собой; – подкуп вышестоящими должностными лицами нижестоящих с расчетом на личную преданность и поддержку.

4. Административная и бытовая – в сфере здравоохранения, образования, коммунального и бытового обслуживания и т. п.

5. Коррупция экзогенная – порожденная внешними факторами и эндогенная – порожденная внутренними факторами, например, преступные традиции.

6. Коррупция в правоохранительных органах, судейская, парламентская, деловая, корпоративная, экономическая, экологическая, моральная, политическая, партийная, избирательная, электоральная, международная, транснациональная и др.

7. Коррупция, инициируемая сверху и снизу;

Коррупция разделяется на:

светлую – ненаказуемую действующим законодательством;

серую – поборы чиновников;

темную – уголовно-наказуемая или криминальная;

Формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество; злоупотребления и превышение власти; фаворитизм; кумовство; протекционизм; лоббизм. Незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная поддержка и финансирование политических структур, партий, движений, а также блат (оказание услуг родственникам и знакомым).

Известно, что отдельные коррупционные цепочки имеют свойство самоорганизовываться в крупные системы. Преступники не просто используют служебное положение корыстолюбивого чиновника в своих нечистоплотных целях, они хотят определять правила игры, переходят к активным действиям. Они расставляют на важные должности «своих» людей, проводят выгодные им властные решения, выполняют «захват» государственной и муниципальной власти. На муниципальном уровне чаще рождаются коррупционные системы, они вырастают из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства.

Как социально-экономическое явление все виды коррупции имеют четыре составных части:

1) источники коррупции, т. е. причины ее порождающие;

2) коррупциогенные факторы – движущие силы коррупции, определяющие ее характер и отдельные черты;

3) инструменты коррупции, представляющие собой средства, с помощью которых коррупционеры достигают своих нелегальных целей;

4) потери от коррупции как результат деятельности коррупционеров.

1.3. Экономическая коррупция и теневая экономика

Экономической коррупции, как правило, сопутствует теневая экономика, так как коррупция способствует сохранению теневой экономики, а теневая экономика, в свою очередь, является питательной средой для коррупции, для получения огромных наличных средств. К сожалению, в принятых законах, других нормативных правых документах, вопросы борьбы с теневой экономикой отражены на наш взгляд недостаточно.

Теневая экономика представляет собой часть экономики страны, действующую вопреки закону, скрытно от государственных статистических органов и потому, имеющую возможность уводить из-под налогообложения выпускаемую продукцию, услуги и полученные доходы. Существование теневой экономики искажает реальные данные о масштабах, структуре и динамике национальной экономики, подрывает налоговую базу и систему государственных финансов, приводит к союзу коррумпированного чиновничества и криминализированного бизнеса, блокирует здоровый экономический рост, дестабилизирует экономическую и социальнополитическую обстановку.

По отношению к России это свелось к тому, что в стране в настоящее время нелегальная теневая экономика один из динамично развивающихся секторов экономики. Он оказывает разрушительное влияние на условия накопления капитала в реальном секторе экономики, значительно осложняет возможности выхода страны на позиции устойчивого развития. Теневая экономика лишает бюджет государства существенной части налоговых и других поступлений, парализует возможности государства проводить активную политику вообще, в том числе, и в сфере регулирования экономического и социального развития. Теневая экономика создает морально-нравственный климат всеобщего разложения и поражения государства. Неучтенными (и не учитываемыми) деньгами очень просто распоряжаться. Можно с уверенностью утверждать, что доля теневой экономики в экономической сфере государства прямо определяет и уровень коррупции.

Под сферой теневой экономики обычно понимается: незаконное производство; скрытое производство; и подпольная экономика.

К незаконному производству относятся:

• производство товаров или услуг, продажа и распространение которых, или владение которыми запрещается законом;

• производственная деятельность, которая обычно легальна, но которая становится противозаконной, когда ею занимаются производители, не имеющие на это разрешения и соответствующих лицензий.

Примерами деятельности, которая может быть незаконной, являются – производство оружия, производство и распространение наркотиков, незаконная транспортировка в форме контрабанды.

К скрытому производству и подпольной экономике относятся те виды деятельности, которые преднамеренно скрываются от государственных органов с целью:

• уклонения от уплаты налога на прибыль, подоходного налога, налога на добавленную стоимость, сдачу в аренду недвижимости, других налогов и отчислений;

• уклонения от соблюдения определенных требований закона, соблюдения административных процедур.

Подпольная экономика может составлять значительную часть общего производства в некоторых отраслях, например, в строительстве или в оказании услуг, в которых преобладают мелкие предприятия.

Наличие теневой экономики лишает бюджет государства существенной части налоговых и других поступлений.

Исходя из оценок экспертов и Доклада о национальных счетах, подготовленного Объединенной группой Госкомстата – Всемирного банка (сентябрь 1995 года), проблема учета теневой экономики при формировании макроэкономических показателей является в России чрезвычайно актуальной и в настоящее время.

Еще в конце 80-х годов, когда Госкомстат СССР начал производить оценки теневой экономики, объем скрытого производства товаров и услуг оценивался в 35 млрд. рублей, или около 4 % ВВП. Две трети этой величины приходились на незаконное производство спиртных напитков и, одна треть относилась к производству медицинских, транспортных, рекреационных и других услуг частными лицами. Кроме того, не включенные сюда незаконные доходы работников торговли и сферы услуг, полученные в виде чаевых, подарков и в результате обмана покупателей, оценивались еще приблизительно в 2 % ВВП.

В 1991 году, в последний год перед началом “либерализации экономики” скрытая коммерческая деятельность посредников по оценке Госкомстата составляла уже 84,2 млрд. рублей, или 6,5 % ВВП. Начиная с 1992 года, скрытая коммерческая деятельность легализовалась в основном в торговле и общественном питании, а также частично в секторе финансового посредничества. Тем не менее, по данным Банка России и МВД нелегальный «теневой» финансовый оборот в 2011 году составил около пяти триллионов рублей.

Учитывая, что начало проведения рыночных реформ в России не было хорошо организовано и сопровождалось множеством нарушений законности, теневая экономика получила дополнительный импульс и стала проникать буквально во все сферы деятельности через расширение частного сектора в результате приватизации государственных предприятий. Это происходило при отсутствии действенного контроля со стороны государства за деятельностью в новых секторах экономики и источниками за полученными ими доходами. По разным оценкам в «тени» сегодня находится более 40 процентов экономики.

Определенный вклад в развитие теневой экономики оказали стратификация и поляризация населения по уровню доходов, необходимость поиска значительной частью населения дополнительных источников дохода для поддержания уровня жизни.

В ходе проведения реформы существенно поменялись формы проявления теневой деятельности, которые в экономической реальности стали выражаться в уклонении от уплаты налогов путем полного или частичного утаивания от официального учета произведенной продукции, занижения прибыли и т. п.

Далеко не секрет, что во многих регионах существуют неформальные конторы по отмыванию, обналичиванию средств и переводу их за границу. Этим занимаются также и отдельные коммерческие банки.

Вместе с тем хорошо известны меры, которые можно предпринять по ограничению теневого бизнеса. Прежде всего, это создание условий, исключающих появление и существование фирм-однодневок, последовательное расследование и закрытие банков – «прачечных» и контор по обналичиванию денег, через которые ежегодно перекачиваются триллионы рублей.

1.4.Анализ состояния теневой экономики

При анализе состояния теневой экономики следует иметь в виду, что в стране многие десятки лет существовал и успешно использовался как механизм сплошной статистической отчетности, так и механизм выборочных обследований. В условиях плановой экономики такой механизм сбора информации обеспечивал достаточную полноту учета в народном хозяйстве.

Однако в связи с неупорядоченным появлением новых коммерческих структур полнота учета стала весьма проблематична. Поэтому учет теневой экономики, как части ВВП, осуществляется в виде досчетов и корректировок к тем показателям, полноту учета которых не может обеспечить сложившаяся информационная база.

В зависимости от качества используемой информации величина досчетов в расчетах отдельных агрегатов национальных счетов различна. В расчете ВВП производственным методом определяющими являются данные предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, используется отлаженный механизм сплошной статистической отчетности по этим видам деятельности. Показатели сферы обращения, где имеется значительный недоучет, составляют небольшой удельный вес в этом расчете.

В расчетах ВВП методом конечного использования значительный удельный вес составляет информация о товарообороте, о покупке услуг домашними хозяйствами, о запасах материальных оборотных средств, экспорте и импорте продукции, в отношении которой в основном делаются досчеты и корректировки.

В целом, досчеты ВВП, определенные производственным методом, составляют 10 %, методом конечного использования 20–25 % (хотя многие эксперты полагают, что досчеты могут составлять 50 и более процентов).

Что касается запрещенных видов деятельности, то в настоящее время их учет в национальных счетах России пока не ведется. Это связано как с трудностями получения достоверной информации о них, так и с не отработанностью методологического аппарата.

Размеры теневой экономики в Российской Федерации огромны. Если досчет ВВП (с целью включения в нее результатов теневой экономики) государственной статистикой осуществляется в размере 25 %, то эксперты правоохранительных органов оценивают ее как половину ВВП и даже больше.

Однако самым существенным поражением государства стало то, что в теневую экономику за последние годы оказалось, втянуто примерно 4050 млн. российских граждан. По сути, она стала не только массовым и привычным явлением, но и желательным для многих предпринимателей, где оплата и работа под «крышей» является более конкретным и продуктивным действием, чем весьма слабо определенные (с точки зрения действующего законодательства и механизмов его реализации) и контролируемые взаимоотношения с бюджетом.

Поэтому проблема ограничения теневой экономики носит не только политико-экономический, но и социальный характер. А это означает, что многие его проблемы с помощью законодательных актов не решить, так как здесь необходим комплекс мер, носящих и политический, и социальный, и административный характер. На первое место здесь выходят хорошо известные меры значительного повышения в государстве роли учета и финансового контроля.

В настоящее время деятельность правоохранительных органов, Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исходя из прав, предоставленных им законодательством, направлена как на предупреждение, так и на выявление фактов уклонения от налогообложения, сокрытия и отмывания незаконных доходов, т. е. факторов «теневой экономики». В этом плане постоянно ведется наблюдение именно в тех сферах экономики, которые имеют наибольшую коррумпированность и степень криминальных рисков, соответствующие проработки также ведутся при рассмотрении исполнения бюджетов Российской Федерации, а также их проектов.

Необходимо в системе борьбы с коррупцией, выработать меры по созданию общегосударственной системы противодействия теневой экономике в Российской Федерации. Сегодня специалисты говорят о появлении феномена, именуемого как «коррупционная экономика».

В современной России принимаются меры по созданию общегосударственной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем в результате хищений, злоупотреблений при приватизации и акционировании, взяточничества, контрабанды, неучтенного дохода от предпринимательской деятельности, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, незаконного сбыта запрещенной к обороту продукции и незаконных операций с ценными бумагами.

В числе основных направлений деятельности государственных органов по созданию системы противодействия теневой экономике и коррупции является проведение необходимых мер по применению Международных стандартов финансовой отчетности.

27.07. 2010 года принят ФЗ № 208 «О консолидированной финансовой отчетности», который определяет законодательную базу для непосредственного применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее МСФО). Его принятие является важным шагом в направлении прозрачности и открытости российских организаций, обеспечении достоверной и полезной информации пользователей финансовой отчетности.

Минфином России проводится большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Осуществлена подготовка подзаконных актов, нормативных правых актов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. Разработаны и утверждены 26 положений по бухгалтерскому учету, которые будут соответствовать МСФО. Это «Отчеты о движении денежных средств», «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» и др. В мае 2010 года выпущен документ «О раскрытии в бухгалтерской отчетности государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ с преобладающим государственным участием, получающих различные виды государственной поддержки, информации о вознаграждениях руководящего состава». Принят в новой редакции федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету.

В 1997 года в уголовное право введена норма об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. С февраля 2002 года установлена уголовная ответственность за легализацию денег и иного имущества лицом или группой лиц, приобретенных незаконным путем. Установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет.

Однако, несмотря на это в Российской Федерации многие вопросы противодействия теневой экономики, как источника коррупции, законодательно не решены. Вне законодательного регулирования еще остается деятельность профессиональных аудиторских и консалтинговых фирм, адвокатов, аудиторов, бухгалтеров, консультантов по финансам и налогообложению, которые могут участвовать в разработке различных схем легализации «грязных» денег, а зачастую и сами выступают посредниками в такой деятельности.

Счетная палата Российской Федерации совместно с международным сообществом высших контрольных органов настойчиво ставит вопрос о повышении роли контрольно-ревизионных органов в борьбе с легализацией незаконных доходов. И от выработанной финансовыми контролерами позиции во многом будет зависеть эффективность работы других государственных органов, уполномоченных противодействовать коррупции, «теневой экономике» и международному отмыванию денег.

При этом весьма актуальной задачей становится необходимость комплексной оценки деятельности государственных органов, направленной на уменьшение количества преступлений, связанных с получением незаконных доходов, и затруднение использования их в иностранных государствах, усиление мер по борьбе с отмыванием денег, прежде всего, в оффшорных зонах.